ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Ремонт часов своими руками. Пособие для начинающего мастера
НАСТРОЙКИ.
СОДЕРЖАНИЕ.
СОДЕРЖАНИЕ
‘РЕМОНТ ЧАСОВ СВОИМИ РУКАМИ’
Пособие для начинающего мастера
Часовые приборы можно классифицировать по-разному: по принципу действия, по устройству колебательной системы, наконец, по назначению.
По принципу действия часовые механизмы могут быть механическими, электронно-механическими или электронными. Используемые в устройстве часов колебательные системы (баланс, маятник, кварцевый генератор, камертон и др.) зависят от способа применения и предназначения часов. Так, например, маятниковые часы могут работать только в том случае, если маятник подвешен вертикально, то есть часы должны быть неподвижны. Это напольные, настенные или (в редких случаях) настольные часы. Балансовая колебательная система, в отличие от маятниковой, не боится перемещений механизма, поэтому она используется в основном в наручных или карманных часах.
Механические часы, помимо этого, могут подразделяться по типу применяемого двигателя: гиревого или пружинного. Самые простейшие по конструкции — это настенные маятниковые часы с гиревым двигателем, такие, например, как часы с кукушкой.
Механические часы, кроме основного механизма, могут располагать еще и различными дополнительными устройствами. Например, в крупногабаритных часах это может быть бой, календарное или сигнальное устройство; в наручных часах — автоматический подзавод пружины, секундомер, сигнальное или календарное устройство и т. д.
Электронно-механические часы могут быть как наручными, так и стационарными (настольными или настенными). Электронные и электронно-механические часы также могут быть снабжены дополнительными устройствами.
Книга посвящена в основном ремонту самых распространенных часов — наручных и будильников.
Основные узлы часового механизма
В механических часах таковыми являются: двигатель, основная колесная система, колебательная система или регулятор, спуск или ход, стрелочный механизм, механизм завода пружины и перевода стрелок.
Источником энергии в часах является двигатель.
Он может быть пружинным или гиревым. Заведенный двигатель запасает энергию, а затем через колесную систему передает ее регулятору и стрелочному механизму. Основная колесная система состоит из зубчатых колес (секундного, промежуточного, центрального), передающих энергию от двигателя через спуск на регулятор и стрелочный механизм. Регулятор управляет раскручиванием пружины (или распусканием гири). Спуск, являющийся промежуточным узлом, периодически освобождает зубчатую передачу в колесной системе и передает энергию пружины регулятору. Стрелочный механизм состоит из системы зубчатых колес (переводные, вексельное, часовое) и передает стрелкам движение от основной колесной системы.
Механизм завода пружины и перевода стрелок состоит из заводного вала, барабанного и заводного колеса и системы рычагов. Основание часового механизма — платина, одна из сторон которой называется мостовой, а другая — циферблатной. На мостовой стороне располагаются: двигатель, основная колесная система (или ангренаж), анкерное колесо, анкерная вилка, баланс-спираль, механизм автоподзавода у часов, располагающих такой системой, а на циферблатной — стрелочный механизм, механизм завода пружины и перевода стрелок и календарный механизм, если таковой предусмотрен.
Принцип действия часового механизма
Заводная головка навинчена на заводной вал.
При вращении головки, т. е. при заводе часов, вал тоже вращается, передавая движение на заводное колесо и далее — на барабанное колесо, надетое на вал барабана. На нем крепится внутренний виток заводной пружины, и при вращении колеса пружина накручивается на вал. Когда заведенная пружина начинает раскручиваться, то вращение барабана передается на центральное колесо. Центральное колесо, в свою очередь, вращает колесо промежуточное, а оно — секундное, приводящее в движение секундную стрелку. Затем с секундного колеса движение передается на анкерное колесо, поддерживающее колебания баланса. Наконец, через вексельное колесо движение передается часовому колесу с часовой стрелкой.
Для ремонта часов в домашних условиях вам пригодятся: лупа, несколько отверток с диаметром лезвий от 0,6 до 2 мм, 2–3 пинцета, набор ключей, плоскогубцы, кусачки, напильники, игла, нож, штангенциркуль, приспособления для чистки и смазки (масленка, щетки, резиновая груша и др.). Бензин для смазки можно наливать в обыкновенный чайный стакан, только необходимо плотно закрывать его. В качестве щеток для чистки деталей можно использовать старые зубные щетки.
Глава 1. Ремонт механических часов
Поскольку довольно часто причиной остановки часов является загрязненность механизма, высыхание масла, проникновение влаги внутрь корпуса часов и т. д., то иногда бывает достаточно просто разобрать часы, при этом промыв или смазав их механизм. Перед разборкой часов изучите прилагаемую схему (рис. 1).
Рис. 1. Кинематическая и принципиальная схема механизма часов:
Источник
Великолепные самодельные часы с кукушкой
Эти часы с кукушкой ведущий канала “Левша” сделал из разделочной доски и наручных часов. Имеют внушительный вид снаружи и крошечный механизм внутри. Вынимаем циферблат вместе с механизмом, чтобы оценить степень возможности работы.
Нашел у себя двигатель с редуктором и набор шестеренок. Вал двигателя длинный, нужно укоротить. Проточить под подшипник скольжения. Благодаря цифровым линейкам намного проще стало добиться нужного диаметра на очень мелких заготовках. В одной из шестеренок стачиваем зубцы, они не потребуются.
У латуни хорошее скольжение, изготавливаем крепление укороченного вала. Припаиваем к корпусу электродвигателя. Получился небольшой мотор с редуктором. Но у нас есть еще пара шестеренок. Благодаря им будем менять передаточное число. Изготавливаем крепление для дополнительной шестеренки. В латунном прутке сверлим отверстие по внутреннему диаметру шестеренки.
Припаиваем на нужном расстоянии, чтобы шестерни правильно заходили в зацепление. Просверлим отверстие, немного отступив от края. В него вставляем металлический стержень нужной длины. Это самая важная часть механизма самодельных часов с кукушкой. Берем цифровой модуль звукозаписи и воспроизведения. Делаем его максимально компактно. Сажаем ниже микросхему, перепаиваем микрофон, громкоговоритель.
Разделочная доска из бамбука. Изготавливаем лицевую часть будущих часов, оснащенных кукушкой. Чертим 2 линия от центра под острым углом для крыши. Также на часах спиливаем всё лишнее, по сколько крепится они будут по-другому. Радует очень маленькое биение станка. Была опасность при зажатии передавить, во сколько стекло вклеено. Могло дать трещину.
Часы пока собираем обратно, чтобы отметить, где будет их посадочное место. По центру этого места сверлим отверстие. Подготавливаем площадку для фиксации детали на токарном станке. Протачиваем углубление под диаметр часов. Также делаем пропил для заводной головки. Шлифуем по кругу, чтобы часы заходили чуть менее плотно. Бамбук резать и шлифовать нужно аккуратно, у него есть привычка скалываться вдоль волокон.
Отмечаем места под дверки кукушки.
Готовим площадку для крепления двигателя на часы с обратной стороны. 2 крепления делаем так, чтобы поднять разместился электронный блок. Второе крепление делаем так, чтобы под ним разместился электронный блок. Больших нагрузок здесь не будет, поэтому блог приклеиваем на двухкомпонентный клей.
Основные компоненты размещены, поэтому можно изготавливать пол и стены домика. Проверяем, насколько ровно получилась склейка. Готовим место под рычаг, на котором будет сидеть кукушка. И выглядывать из своего домика. Проверяем, чтобы шестеренка ни за что не задевала и изготавливаем рычаг.
Смотрите продолжение видеоролика о самодельном механизме с кукушкой с 7 минуты.
Источник
Механические часы с кукушкой своими руками
ИНСТРУКЦИЯ ПО РЕМОНТУ ЧАСОВ С КУКУШКОЙ
Инструкция по ремонту содержит краткое описание конструкции механизма 93104 часов гиревых с кукушкой, выпускаемых согласно ТУ 25–07.1059–74, рекомендации по ремонту в часовых мастерских и применению приспособлений, инструмента и материалов, необходимых для ремонта.
I. Краткое описание конструкции часов гиревых с кукушкой
1.1. Часы гиревые с кукушкой состоят из корпуса, деталей внешнего оформления и механизма 93104 представляют собой механические часы с гиревым двигателем, возвратно-крючковым ходом с дополнительными устройствами — боем и «кукушкой», периодом колебания маятника — 0,857±0,002 секунды.
1.2. Продолжительность работы часов от одного предельного поднятия гирь (масса гири 500±30 грамм) не менее 26 часов, при этом расстояние от конца гири, в предельно поднятом положении, до пола или предметов, ограничивающих опускание гири, не должно быть менее 1,82 метра. Заводка часов осуществляется поднятием гирь. Периодичность — один раз в сутки.
1.3. Средний суточный ход при нормальных условиях:
температура (20±5) °С
относительная влажность от 30 до 80%
атмосферное давление 630–800 мм ртутного столба должен быть в пределах ±3 минуты.
1.4. Регулировка периода колебаний маятника (передвижением линзы по стержню) обеспечивает возможность изменения суточного хода часов не менее, чем на 10 минут.
II. Конструктивный состав механизма
Конструктивно механизм 93104 состоит из:и
1) механизма хода 2) механизма боя 3) стрелочного механизма.
2.1. Механизм хода состоит из двигателя, основной колесной системы, хода (спуска), регулятора.
2.2. Механизм боя состоит из двигателя, колесной системы, сигнального устройства.
2.3. Стрелочный механизм состоит из колесной системы.
Позиция 1. Платина передняя Позиция 2. Платина задняя с кронштейном Позиция 3. Кронштейн кукушки со штифтом Позиция 4. Кронштейн маятника со скобой и качалкой Позиция 5. Рычаг-включатель Позиция 6. Валик скобочный со скобой и вилкой Позиция 7. Молоточек механизма боя Позиция 8. Валик с рычагом подъема левого меха Позиция 9. Валик с рычагом подъема правого меха Позиция 10. Колесо приводное Позиция 11. Колесо заводное сигнального механизма Позиция 12. Ветряк Позиция 13. Триб минутный Позиция 14. Колесо вексельное Позиция 15. Колесо останова боя Позиция 16. Колесо среднее с трибом и кулачком Позиция 17. Колесо пятерочное с трибом | Позиция 18. Колесо анкерное Позиция 19. Колесо с кругом счетным Позиция 20. Рычаг поворота кукушки Позиция 21. Вилка Позиция 22. Пружина рычагов боя и замыкания Позиция 23. Пружина кукушки Позиция 24. Подкладка пружины Позиция 25. Триб счетный Позиция 26. Планка кронштейна верхняя Позиция 27. Планка кронштейна нижняя Позиция 28. Скоба качалки Позиция 29. Гайка (колонки) Позиция 30. Шайба упорная Позиция 31. Шайба (вексельного колеса) Позиция 32. Шайба (броши) Позиция 33. Штифт ограничительный Позиция 34. Штифт конический |
III. Работа механизма гиревых часов с кукушкой и боем
Работа механизма гиревых часов с кукушкой осуществляется следующим образом. Гири подвешены на крючки цепи, которые надеты на крестик. Крестик, две боковые шайбы, трехлепестковая пружина, собачка не позволяют цепи соскакивать со звездочки. Весь этот узел называется блочком и вращается на оси колеса привода позиция 10 и колеса заводного сигнального механизма позиция 11.
Под тяжестью гири, цепь вращает крестик вместе с колесом привода. Находящиеся на этой же оси колесо вексельное позиция 14 передает вращение трибу минутному позиция 13 и колесу часовому, число оборотов которого в 12 раз меньше числа оборотов триба минутного.
Колесо приводное позиция 10 приводит в движение триб колеса пятерочного позиция 17, передающего движение трибу анкерного колеса позиция 18, с которого получает импульс скоба валика скобочного позиция 6. Скоба через вилку позиция 21 и подвеску передает импульсы маятнику, поддерживая его колебания, скоба периодически затормаживает и освобождает анкерное колесо.
При опускании правой гири цепь вращает крестик блочки, вместе с которой вращается колесо заводное сигнального механизма позиция 11, которое передает вращение колесу среднему с трибом и кулачком позиция 16. Работа механизма боя и кукования заключается в освобождении механизма для начала движения колесной системы, ударов боя и кукования и их прекращения. Механизм боя действует в течение короткого времени после автоматического отпирания, которое производит стрелочный механизм. Для этого в трибе минутном позиция 13 закреплены два штифта. Вращаясь вместе с колесом, каждые полчаса штифты поочередно поднимают двуплечий рычаг рычага-включателя позиция 5.
При подъеме рычаг освобождает штифт колеса останова боя позиция 15 и колесо совершает короткий поворот, в конце которого штифт падает на носик рычага-включателя позиция 5. Когда минутная стрелка подойдет к цифре 12 или 6, штифт минутного триба освободит лежащий на нем двуплечий рычаг. Рычаг падая освобождает штифт колеса останова боя позиция 15 и приводит в действие механизм «кукушки».
Кукование производится следующим образом:
меха закрепленных голосов приводятся в движение поочередно, при помощи валиков с рычагами подъема левого и правого мехов позиция 8 и позиция 9, взаимодействующих со здездочкой колеса заводного сигнального механизма позиция 11. Фигура кукушки установлена на поворотном кронштейне кукушки со штифтом позиция 3, приводимом в действие от рычага-включателя позиция 5. При подъеме рычага-включателя в результате поворота кулачка позиция 16, кронштейн кукушки поворачивается и выдвигает кукушку в окно, одновременно открывая дверку. Левый мех при подъеме поднимает изогнутый хвост кукушки, в результате чего фигурка наклоняется. Чтобы кукушка могла куковать в точном соответствии с показанием стрелок часов, в механизме боя имеется счетный круг, соединенный со счетным колесом позиция 19 и вращаемым счетным трибом позиция 25, закрепленным на оси звездочки колеса заводного сигнального механизма позиция 11.
На счетном круге имеются выступы неравной величины, размеры которых определяются количеством требуемых сигналов кукушки и боя. Счетный круг, поворачиваясь, подставляет очередную выемку под рычаг рычага-включателя позиция 5 который, опускаясь вместе с рычагом, стопорит колесо останова боя позиция 15 и все сигнальное устройство.
IV. Разборка гиревых часов с кукушкой
Разборка гиревых часов с кукушкой не представляет трудности. Разборка часов осуществляется в следующей последовательности:
4.1. Снять гири и маятник
4.2. Отвернуть две гайки минутной стрелки и снять стрелки
4.3. Снять крючок крепления птички к дверки панели.
4.4. Отвернуть шурупы от панели, снять корпус
4.5. Отвернуть механизм от панели
4.6. Отвернуть звуковые камеры от планок
4.7. Снять тяги
4.8. Разборка механизма осуществляется в обратном порядке сборки механизма
V. Сборка и регулировка гиревых часов с кукушкой
5.1. Сборка и регулировка механизма гиревых часов с кукушкой представлена в таблице 1.
Сборка механизма | Технические требования механизма | Оснастка |
1. В платину переднюю позиция 1 вставить рычаг-включатель позиция 5, надеть муфту упорную на валик, конец валика вставить в отверстие рычага в проточку валика вставить шайбу (броши) позиция 32 и закрепить Поставить колесо приводное позиция 10, колесо пятерочное с трибом позиция 17, колесо анкерное позиция 18, колесо заводное сигнального механизма позиция 11, колесо среднее с трибом и кулачком позиция 16 колесо останова боя позиция 15 Взять платину заднюю с кронштейном позиция одеть на колонки, цапфы трибов и валиков. Закрепить механизм гайками и проверить зацепление. Зуб звездочки колеса заводного сигнального механизма позиция 11 должен быть расположен напротив ближней колонки (нижней, левой) Срез на кулачке колеса среднего позиция 16 должен быть совмещен со срезом носика рычага-включателя позиция 5. Штифт колеса останова боя позиция 15 должен располагаться по диагонали, проведенной от верхней левой колонки к нижней правой Плоскогубцы люфтовочные, плита латунная |
VI. Возможные неисправности механизма и их устранение 6.1. В таблице 2 перечислены возможные неисправности механизма, способы их устранения. VII. Смазка механизма часов Смазать цапфы валиков, трибов и скобу маслом часовым МЦ–3 или МЗП–6 по ГОСТ 7935–74. Масло дозировать в каждую точку по 1 капле маслодозировкой.
|