- Скань (филигрань) — редкая техника тончайших узоров
- Виды ювелирной филиграни
- Кому принадлежит техника филиграни?
- Как делают украшения из скани?
- Филигрань из серебра и не только- технология изготовления
- Как «закалялась» скань? История расцвета филиграни
- Казаковская филигрань – современное производство
- Филигрань от «Кубачей»
- Изделия с «элементами филиграни» против «истинной филиграни»
- Как носить филигранные украшения
- Технология изготовления скани
- О скани
- Технология
- Виды скани
- Скручивание
- Материал для скани
- Нужное сечение
- Зернь
- Отжиг
Скань (филигрань) — редкая техника тончайших узоров
Филигрань (по-русски — скань,англ. filigree) — это ажурный или напаянный на металл узор из проволоки. А заодно — ложечка и подстаканник в буфете многих почтенных семейств. Слово «филигрань» показывает суть изготовления: латинское filum — «нить» и granum — «зерно», а русское «скань» — от древнерусского «скать» (свивать, ссучивать). Чаще всего филигрань — из серебра, но сканные узоры делают и из золота и других металлов. Серебро и золото очень мягкие, их просто вытянуть в очень тонкие проволочки. Проволока для сканного узора (серебряная, реже — золотая) бывает гладкой или свитой в веревочки и спирали.
Филигрань знали во всём древнем мире (Крит, Египет, Троя, Греция VI-IV вв. до нашей эры). Это одна из базовых, «исконных» ювелирных техник.
Виды ювелирной филиграни
Филигрань бывает напайная, ажурная и объёмная. В напайной филиграни проволоку и зернь напаивают прямо на листовой металл. Если фон оставляют, это фоновая или «глухая» филигрань. Когда после пайки фон удаляют (просечкой или выпиливанием), то это — просечная или выпильная филигрань.
В рельефной филиграни по чеканке узор напаивают на чеканный рельеф.
В ажурной филиграни металлической основы нет: проволочный узор спаивается сам по себе, а зернь крепят прямо на металлическое кружево. Если «кружево» плоское, то это — плоская ажурная филигрань. Если кружево спаивается в двух измерениях и является объёмным (трехмерный рельеф или горельеф), то это — скульптурно-рельефная ажурная филигрань. Именно ажурную (сквозную, без фона) в иностранных источниках иногда именуют «Русской филигранью» (Russian filigree).
Объёмная филигрань — кубки, вазы, подносы, ларцы и строения, и даже существа — птицы, звери. Её создают по частям, а затем монтируют в единую композицию.
В ювелирных украшениях используют и плоскую (рамочные подвески), и ажурно-объёмную (полусферические сложно-составные броши и перстни, звеньевые и «цельные» браслеты), и скульптурную (зверьки, птички, колокольчики) ажурную филигрань из серебра и других металлов.
Кому принадлежит техника филиграни?
Было бы ошибкой считать, что скань-филигрань – чисто русский промысел. Традиции филигранного искусства живы в современных школах разных стран. Филигрань Армении — это тонкость и плоскостность, Дагестана — обилие зерни и полусфер, Костромы — сложные объёмные формы. Изделия в технике филиграни производят ювелиры самых разных стран – Франция, Италия.. До боли знакомые серебристые ажурные узоры можно неожиданно встретить в украшениях, например, из Эквадора. И не стоит этому удивляться, ведь именно в Латинской Америке особенно живы древние «серебряные» промыслы, включая сканный.
Примеры Эквадорских украшений в технике скани:
Как делают украшения из скани?
Элементы филигранного узора — это веревочка, шнур, плетение, елочка, дорожка, гладь и так далее. В сущности, это кружевная аппликация из металлической нити. Часто филигрань сочетают с зернью (англ. granulation) — мелкие шарики, которые напаивают в подготовленные ячейки (углубления). Зернь придаёт филиграни особо нарядный, изысканный вид.
Детали сканных украшений:
1 — завиток, основной элемент растительного орнамента, 2 — лист в виде сплющенной спирали. 3 — огурчик (иногда заполняется завитками), 4 — розетка, обычно ставится на кольцо и венчается крупным шариком зерни, 5 — колечки, получают из разрезанной спирали, 6 — звенья, из которых набирается решетка (навиваются на квадратный стальной стержень, обмотанный бумагой, если бумагу выжечь, спираль легко снимается со стержня), 7 — зернь разных размеров, 8 — розочка, навивается кронцангами, 9 — змейки, получают прокатом спирали на вальцах, 10 — косички, плетутся из нескольких жилок проволоки.
Материалами для изделий служат сплавы золота, серебра и платины, а также медь, латунь, мельхиор, нейзильбер. Техникой филиграни можно изготовить все без исключения виды ювелирных украшений.
Филигрань из серебра и не только- технология изготовления
Мастер-сканщик (работавший в царских или монастырских мастерских) трудился по всей «цепочке» процесса, от замысла до завершения изделия. На современных ювелирных производствах, конечно, давно применяется разделение труда, но сама технология создания украшений из филиграни изменилась мало. Как же выглядит технология производства филиграни?
В целом, чтобы «набрать скань», сначала нужно выгнуть детали рисунка, а затем установить, подогнать, приклеить их на место. Удобнее заготовить все элементы рисунка, и уже потом закреплять их на местах. Элементы филигранного узора гнут с помощью пинцета — корнцанга. Концы его заострены и захватывают самые тонкие «сканинки». Изогнутые детали будущей скани раскладывают на бумаге с уже нанесённым рисунком узора и набор проводят так же, как и на листовой металл (в случае фоновой скани). «Архи-важна» плотность набора -«завитки» спаиваются лишь между собой, фон им «не помощник». При неплотном наборе ажурная скань «сыпется», что означает вторичную вставку и пайку.
При пайке бумага с нанесённым рисунком узора сгорает, а завитки спаиваются между собой, образуя прочное узорное кружево. Заключительный этап технологии изготовления филиграни включает посеребрение изделия анодным серебром 999,9. Состаривание проводят оксидированием.
Как «закалялась» скань? История расцвета филиграни
В XVII веке спрос на сканные ювелирные изделия растёт. В XVIII веке создают серьёзные сканные изделия, наряду с камнями применяют хрусталь, перламутр. Не забыты и маленькие радости — вазочки, солонки, шкатулки. С девятнадцатого века филигрань стала фабричным товаром. Технология оттачивается, расцветает рельефная ажурная филигрань, появляется просвечивающая витражная — ажурная филигрань с прозрачной эмалью.
Пережив упадок в начале ХХ века, с середины века ювелирная техника филиграни снова обрела силу. В 1937 году работы мастеров из села Красное-на-Волге («Красносельский кустарь», под Костромой) показали на всемирной выставке в Париже, где она взяла золото за филигранные броши, шкатулки и другие аксессуары, а в 1939 году — в Нью-Йорке. Филигранью занялись и в селе Казачково (Вачский район Нижегородской области).
Казаковская филигрань – современное производство
Сегодня «Казаковское предприятие художественных изделий» (КПХИ) — серьёзный «филигранный» бренд, специализирующийся именно на изделиях в этой технике. Украшения бренда КПХИ обычно изготовлены из посеребренного сплава. Что отличает Казаковскую филигрань?
Компонуя узор, мастер следит за гармонией его отдельных частей, за красотой линий крупных и мельчайших элементов. Работает художник и над рисунком просветов: это крайне важно в построении узора. Шарм казаковских изделий в их сквозной ажурности, — филигрань как самоцель.
Примеры изделий из Казаковской филиграни (КПХИ):
Филигрань от «Кубачей»
Кубачинские ювелиры, наряду с традиционно знаменитой дагестанской техникой чернения, чеканки и гравировки, также производят невероятной красоты филигранные изделия.
Примеры работ Кубачинских ювелиров по филиграни:
Изделия с «элементами филиграни» против «истинной филиграни»
В ювелирных изделиях почти всегда есть элементы скани: россыпь шариков зерни, шнур или верёвочка из металла вокруг вставки с камнем или жемчугом. Порой сканные завитки и зернь напаивают на литые или штампованные части украшения. С одной стороны, это уже не вполне скань и не чисто ручная работа. Но такая «комби-скань» зачастую прочнее, дешевле и доступней своей благородной «кузины» — чистой филиграни ручного производства. Баланс эстетики и практицизма даст покупателю нужный вектор. Скажем, прочность ушной мочки не безгранична. А ваша цель – объёмные серьги или подвеска. В ажурной ручной филиграни соотношение габаритов к массе наиболее гуманно, может, это вам «на руку» (на уши). Браслеты и кольца, возможно, потребуют большей прочности, и тогда «смешанная» скань покажется «крепче» филиграни. Главное, как и всегда – понимать разницу между истинной сканью и ее имитацией, сознательно отдавая деньги за то или иное изделие.
Для сравнения: слева — кольцо с «элементами филиграни», справа — филигранный браслет
Как носить филигранные украшения
К ношению скани нужен подход: её «кружево» требует контрастного фона, стилевого единства с одеждой. Светлая филигрань роскошно выглядит на смуглой коже, чётко смотрится на фоне тёмных волос, с ней сочетается тёмный маникюр. Чернёная скань особенно эффектна на бледной коже, — или с одеждой пастельной гаммы. Словом, любой контраст, — цветовой, графический или фактурный (имеем в виду гладкие ткани: сатин, атлас и так далее), «раскроет» филигранное изделие.
Источник
Технология изготовления скани
Мастер-сканщик за работой
Как изготавливается тончайший кружевной узор из скрученной металлической проволоки
О скани
Скань или филигрань, это два названия одного вида ремесленного искусства. Филигрань — латинское название, а скань — русское. Оно произошло от древнеславянского глагола «съкати» — ссучивать, свивать.
История её изготовления известна с IX-X веков. Её использовали для декорирования украшений, поначалу в основном это была зернь. Этим термином в русском сканном производстве обозначали мельчайшие шарики.
Будущая брошь
Однако термин «зернь» в современной практике почти утратился и сейчас чаще употребляют термин «кальнер» или «корнер» — от искаженного немецкого слова «корн», что также означает зерно.
Технология
Издавна, процесс создания сканного узора мастер сканщик выполнял целиком сам.
Сначала мастер, как любой художник, задумывает узор. Как правило, элементы узора вписываются в определённые геометрические формы. Мастер создаёт шаблон. Рисунок изделия разделяют на части, каждую из которых развертывают на плоскости. Уточняют и классифицируют элементы, составляющие рисунок.
Заготовка элементов рисунка
Намечают виды филиграни: витая, гладкая, толстая или тонкая, уплощенная или круглая. Если узор слишком сложен, его делят на простые элементы. Дело в том, что работа с отдельными короткими отрезками и несложными, но всегда многочисленными завитками гораздо проще, чем с одной, но несколько раз изогнутой проволокой. При качественной пайке места соединения сканинок почти незаметны.
Таблица шаблонов
Мастер изготавливает все элементы рисунка, а потом выкладывает его и закрепляет детали в нужных местах.
Когда всё готово, изделие шлифуется. Если изготавливается оправа для ростовской финифти например, то традиционно скань делается из медной проволоки, а затем посыпается серебряным порошком и обжигается с помощью горелки. При этом серебро прочно сплавляется с медью.
Готовые заготовки
Виды скани
Различают три основных вида и несколько подвидов:
- Напайная — проволоку и зернь напаивают прямо на листовой металл.
- Фоновая — напайка идёт прямо на фон и так и оставляется.
- Когда после пайки фон удаляют (просечкой или выпиливанием), то это — просечная или выпильная.
- Ажурная — тут металлической основы нет, проволочный узор спаивается сам по себе, а зернь крепят прямо на металлическое кружево. Если «кружево» плоское, то это — плоская ажурная филигрань. Если кружево спаивается в двух измерениях и является объёмным (трехмерный рельеф или горельеф), то это — скульптурно-рельефная ажурная филигрань. Именно ажурную (сквозную, без фона) в иностранных источниках иногда именуют «Русской филигранью».
- Объёмная — это кубки, вазы, подносы, ларцы и строения, а так же птицы, звери. Её создают по частям, а затем монтируют в единую композицию.
Скручивание
Скрученная проволока — необходимая основа почти всех сканных узоров.
После волочения две тонкие проволочки складывают вместе и скручивают, а вернее — ссучивают, свивают. Затем её плющат в специальных вальцах.
Скрутка скани не должна быть слабой. Степень плющения скани может быть различна — от едва заметной до сильной; чем шире, сильнее развальцована скань, тем прочнее изготовленное из нее изделие, так как поверхность пайки соответственно увеличивается.
Кроме сученой скани для филиграни применяют и гладкую вальцованную (или просто круглую) проволоку, так называемую гладь, которая в сочетании со сканью значительно обогащает рисунок.
Материал для скани
Для скани используются чистые металлы — золото, серебро, медь. Так же может быть использована платина, латунь, мельхиор, нейзельбер. Важно, чтобы металл обладал хорошей вязкостью, мягкостью, пластичностью. Эти качества обеспечивают качественное волочение и вальцевание проволоки, ее кручение и набор скани. Температура плавления их достаточно высока, что удобно при пайке.
Нужное сечение
Чтобы подобрать проволоку для скани нужного сечения, ее пропускают через отверстие нужного размера в специальном устройстве — фильерной доске, её ещё называют цейзан. Протягивание производят без нагрева проволоки, но в ходе процесса она становится жесткой и поэтому ее нужно периодически отжигать, восстанавливать мягкость.
Волочильную доску с рядом последовательно уменьшающихся отверстий укрепляют в тисках, конец проволоки заостряют с помощью напильника, продевают через отверстие и всю проволоку плавно с помощью плоскогубцев протягивают.
Чтобы уменьшить трение, отверстия волочильной доски или проволоку смазывают каким либо маслом.
Зернь
Зернь — мелкие золотые, платиновые или серебряные украшения в форме шариков диаметром от 0,4 мм, которые напаиваются в ювелирных изделиях на орнамент из скани. Зернь создаёт эффектную фактуру, игру светотени.
Отжиг
Этот процесс — неизбежная составляющая технологии сканного дела. При протяжке проволоки через цейзан она сильно нагревается и теряет пластичность, трескается. Поэтому её периодически отжигают, то есть нагревают до тёмно-красного каления, после чего к ней возвращаются нужные свойства.
После каждого отжига проволоку отбеливают в слабом растворе серной кислоты (5—10%), промывают и просушивают. Особенно это относится к меди и лигатурному серебру. Проволоку из чистого серебра и золота можно опускать в горячем состоянии в чистую воду, это придает им еще большую мягкость.
Источник