Маятниковая подвеска своими руками

Форум о веломобилях и лигерадах

Изготовление велотехники своими руками

Проектирование жесткого заднего маятника

Страница 1 из 5 [ Сообщений: 81 ] На страницу 1 , 2 , 3 , 4 , 5 След.
Автор Сообщение
Основатель сайта

Зарегистрирован: Пн авг 29 2005 14:21
Сообщения: 9773
Откуда: г. Железнодорожный, Подмосковье
Благодарил (а): 607 раз.
Поблагодарили: 1259 раз.
Моя велотехника: серия лигеадов «Черная Пантера», «Моби-Дик», «Рыжик», «Привидение»
Имя: Олег

Долго думал, в каком разделе начать новую тему, а тема затрагивает и «Подвеску», и «3d проектирование», и теорию, и «Рамы», но ничего не придумал, поэтому буду пока писать в «Подвеске». Итак:
Проектирование жесткого заднего маятника

С чего началась эта тема? Тема началась с того, что я начал проектировать алюминиевый лигерад и всерьез озадачился вопросом, насколько нужно увеличить сечение алюминиевой рамы, чтобы она не «продула» хромолевой ни по весу, ни по прочности, ни по жесткости. Очередной вопрос при проектировании — какой сделать заднюю подвеску, а точнее — маятник. Еще на «Черной пантере» я ощутил, что задний маятник был недостаточно жестким ни на кручение, ни на изгиб. Недостаточная жесткость маятника проявлялась в резонансной вибрации при покачивании руля вправо-влево на ходу, а так же при пересечении продольных неровностей дорожного покрытия под углом. Еще была некоторая непонятность в поведении заднего маятника, выражавшаяся в том, что при блокировании маятника подвеска продолжала работать. Долгое время вопрос «варился» в голове, пока не пришла пора делать алюминиевую раму. И вот тут встал вопрос: «А сколько вешать граммов?» Что принять за основу жесткости и на что равняться при проектировании маятника? Вот есть у меня опыт нежесткого маятника, который я в свое время хорошо прочувствовал. Это — маятник «Черной пантеры» и он был явно нежестким. Ну, вот его и возьму за основу.

Маятник выполнен из круглой хромонсилевой трубы 30ХГСА размерностью 30х1 мм, а так же дропаутов (наконечников), выполненных из полосы 40х5 мм, согнутых под углом около 45 градусов и приваренных к трубам. Роль перемычки играла труба 50х25х2.

Да, нагрузка, принятая для виртуального тестирования жесткости маятников, равна 1500 Ньютонам на изгиб маятника и 150 ньютонов на метр — на скручивание. Откуда такие цифры? Объясняю: примем, что на заднее колесо приходится вес 50 кг, и сэг равен 33% от полного хода подвески. Тогда, для того, чтобы полностью сжать амортизатор, нужен вес около 150 кг. Условно примем 150 кг равными 1500 Ньютонов — в программу нужно вбивать Ньютоны и лишний раз путаться не хотелось бы. Крутящий момент, равный 150 кг взялся исходя из того, что боковая сила, приложенная к заднему колесу, не может быть больше силы Fтр, равной массе, помноженной на коэффициент G и на коэфициент трения. То есть, в данном случае сила, приложенная к покрышке в нижней части колеса не может быть больше 50 кг (или 500 Ньютонов) на метр. Если заднее колесо диаметром 26 дюймов, то там от оси до края покрышки как раз около 33 см, то есть крутящий момент, с учетом диаметра колеса, не будет больше, чем 500*0.33=150 Ньютонов на метр.

Конечно, диаметр колеса в каждом конкретном случае может быть разным — от 16 до 28, и крутящий момент будет разным, как и нагрузка на заднее колесо, но общий принцип понятен и каждый может взять данное исследование за основу и подкорректировать цифры с учетом своей специфики.

Итак, мятник «Черной пантеры» под нагрузкой на изгиб (обычная работа подвески) повел себя так:

Перемещение задней оси под нагрузкой — более 9 мм! Теперь понятно, почему блокировка подвески не особо помогала крутить педали в гору: видимо, диапазон «боббинга» укладывался в эти 9 мм.

На кручение маятник показал себя так:

Уход задних перьев вверх и вниз оказался примерно равен по 3,4 мм. Ну, значит, будем считать, что это характеристика «нежесткости» маятника: чем она больше, тем хуже маятник держит боковую нагрузку.

Добавлено через 46 минут 43 секунды:
Продолжение следует.

Добавлено через 9 часов 37 минут 26 секунд:
Попробовал вместо одной прямоугольной перемычки применить две круглые трубы — стало хуже: 3,8 мм.

Увеличил диаметр труб с 30х1 до 34х1, стало 3,4 мм:
(картинки нет)

Сдвинул одну трубку к центру, стало 3,2 мм:

Несерьезно. Я когда-то всерьез полагал, что две круглые трубы спасут маятник в плане жесткости, но я ошибался.

Меняю две трубы-перемычки обратно на профиль 50х25х2, стало 2,93мм:

Увеличиваю размеры перемычки с 50 до 80 мм, стало 2,67 мм:

Все, пока это — лучший результат.
Значит, вывод: одна большая перемычка может быть лучше двух маленьких, более толстые трубы маятника значительно лучше тонких. Именно диаметр продольных труб маятника в наибольшей степени влияет на жесткость. Осталось «поиграть» с формой и сечением труб.

За это сообщение автора hof поблагодарили: 2 alex (Чт дек 20 2012 18:43), botas (Чт дек 20 2012 14:46)
Вернуться к началу
Shuriken
Вредина

Зарегистрирован: Сб мар 25 2006 21:18
Сообщения: 12517
Откуда: Москва-Ногинск
Благодарил (а): 130 раз.
Поблагодарили: 762 раз.
Моя велотехника: Зокра по-русски
Трайк по схеме Ватина
Длиннобазный лигерад «Аватар»
Трайк из БигМо
Двухместный веломобиль «Дуэт-Юниор»
и ещё всякая фихня:)

hof
Основатель сайта

Зарегистрирован: Пн авг 29 2005 14:21
Сообщения: 9773
Откуда: г. Железнодорожный, Подмосковье
Благодарил (а): 607 раз.
Поблагодарили: 1259 раз.
Моя велотехника: серия лигеадов «Черная Пантера», «Моби-Дик», «Рыжик», «Привидение»
Имя: Олег

Алюминиевые маятники я уже прочухал, только статью не дописал. Будут где-нибудь в конце статьи когда-нибудь через месяц.
Ферменные тоже будут, как и консольники. Тема ж досконально не исследована.

Тем более, мне нравятся, так сказать, плоские вилки за их простоту.

Shuriken
Вредина

Зарегистрирован: Сб мар 25 2006 21:18
Сообщения: 12517
Откуда: Москва-Ногинск
Благодарил (а): 130 раз.
Поблагодарили: 762 раз.
Моя велотехника: Зокра по-русски
Трайк по схеме Ватина
Длиннобазный лигерад «Аватар»
Трайк из БигМо
Двухместный веломобиль «Дуэт-Юниор»
и ещё всякая фихня:)

hof
Основатель сайта

Зарегистрирован: Пн авг 29 2005 14:21
Сообщения: 9773
Откуда: г. Железнодорожный, Подмосковье
Благодарил (а): 607 раз.
Поблагодарили: 1259 раз.
Моя велотехника: серия лигеадов «Черная Пантера», «Моби-Дик», «Рыжик», «Привидение»
Имя: Олег

alex
УпорноДолгоАктивно Интересующийся

Зарегистрирован: Сб ноя 19 2005 18:32
Сообщения: 2620
Откуда: Геленджик
Благодарил (а): 642 раз.
Поблагодарили: 487 раз.
Моя велотехника: viewtopic.php?f=11&t=3064 рикши и другая велотехника
viewtopic.php?f=11&t=3064
Имя: Александр

Алюминиевые маятники я уже прочухал, только статью не дописал. Будут где-нибудь в конце статьи когда-нибудь через месяц.
Ферменные тоже будут, как и консольники. Тема ж досконально не исследована.

Тем более, мне нравятся, так сказать, плоские вилки за их простоту.

hof
Основатель сайта

Зарегистрирован: Пн авг 29 2005 14:21
Сообщения: 9773
Откуда: г. Железнодорожный, Подмосковье
Благодарил (а): 607 раз.
Поблагодарили: 1259 раз.
Моя велотехника: серия лигеадов «Черная Пантера», «Моби-Дик», «Рыжик», «Привидение»
Имя: Олег

Трубы 40х20х2 с перьями 5 мм толщиной, перемещение 1,9 мм:

Трубы 40х20х2 примерно на 33% тяжелее труб 30х30х1,5 и маятник с ними примерно только на 20% жестче.
Трубы 40х20х2 примерно в 2,5 раза тяжелее труглых труб 30х1 мм, но маятник с ними жестче только в 1,78 раз.

Следует вывод, что плоский маятник как конструктив себя исчерпал и нужно искать другие методы увеличения жесткости маятника на кручение.

Voolodja
Ветеран словесных баталий

Зарегистрирован: Чт окт 13 2011 11:32
Сообщения: 3228
Откуда: Рига
Благодарил (а): 39 раз.
Поблагодарили: 918 раз.
Моя велотехника: «Рига 2011» первый — за три дня

Вложения:
hof
Основатель сайта

Зарегистрирован: Пн авг 29 2005 14:21
Сообщения: 9773
Откуда: г. Железнодорожный, Подмосковье
Благодарил (а): 607 раз.
Поблагодарили: 1259 раз.
Моя велотехника: серия лигеадов «Черная Пантера», «Моби-Дик», «Рыжик», «Привидение»
Имя: Олег

42×1.5 — стальные? Хе, слишком тяжелые.

Продолжаю тему.
«Народный» маятник на 26″, вариант первый .
Выполнен из доступных труб 30х20х1,5 мм и 40х20х2 мм, перья — из полосы 6 мм толщиной.

Результаты на изгиб, 4.9 мм:

. и на кручение, 2.45 мм:

Довольно неплохо, по-сравнению с изначальным маятником с «ЧП». Вес повысился примерно на 60-65 процентов (можно посчитать точнее), жесткость на изгиб повысилась более чем в два раза, на кручение — на 38%. Правда, данный маятник — под колесо 26″, а не 28″, как на «ЧП». Ладно, потом сделаю маятник на 28″.

daktfi
Активно интересующийся

Зарегистрирован: Пн июл 24 2006 19:17
Сообщения: 1112
Откуда: Москва
Благодарил (а): 14 раз.
Поблагодарили: 54 раз.
Моя велотехника: Пока ничего не построил

Трубы 40х20х2 примерно на 33% тяжелее труб 30х30х1,5 и маятник с ними примерно только на 20% жестче.
Трубы 40х20х2 примерно в 2,5 раза тяжелее труглых труб 30х1 мм, но маятник с ними жестче только в 1,78 раз.

Следует вывод, что плоский маятник как конструктив себя исчерпал и нужно искать другие методы увеличения жесткости маятника на кручение.

Мне кажется, что использование круглых труб того же веса, что и прямоугольные, даст лучшую жёсткость на кручение (и чуть-чуть хуже на изгиб). Если маятник будет немного играть вверх-вниз — это лучше, чем если колесо будет играть вправо-влево, мне так кажется.
Кстати, про расчёт: я проводил похожие расчёты (только не так систематически), но вместо прикладывания момента к диску, я делал треугольник высотой в радиус колеса и прикладывал к вершине боковую силу — это лучше моделирует реальные нагрузки, помимо вращения добавляется и смещение дропаутов вбок.

hof
Основатель сайта

Зарегистрирован: Пн авг 29 2005 14:21
Сообщения: 9773
Откуда: г. Железнодорожный, Подмосковье
Благодарил (а): 607 раз.
Поблагодарили: 1259 раз.
Моя велотехника: серия лигеадов «Черная Пантера», «Моби-Дик», «Рыжик», «Привидение»
Имя: Олег

botas
Активно интересующийся

Зарегистрирован: Пн май 23 2011 13:34
Сообщения: 1420
Откуда: Москва, ЗАО
Благодарил (а): 424 раз.
Поблагодарили: 164 раз.
Моя велотехника: M5 Shockproof 559 (серийный лигерад)

_Zmur_
Активно интересующийся

Зарегистрирован: Ср июл 15 2009 09:58
Сообщения: 692
Откуда: Латвия, Рига
Благодарил (а): 24 раз.
Поблагодарили: 33 раз.
Моя велотехника: Питон 20″ «Скоробей» (2009); Лигерад-длиннобазник 24″ «Солнышко» (2009), Лигерад-длиннобазник 20″ ER1 «Кузнечик» (2010), Питон 26″ «Юрмала», Питон «Юрмала»2 (2013), Тандем B2B (2012).
Имя: Юрий

Сварные швы в основном для визуального отображения. Ну так же можно в особо плотных частях конструкции прикинуть, насколько нужно выносить тот или иной элемент.

А вот если поставить SolidWorks Simulation (не экспресс!), то там есть моделирование сварного шва (этого даже в Ansys нет в такой реализации) и нагрузки проще назначать и можно считать сборки.

hof
Основатель сайта

Зарегистрирован: Пн авг 29 2005 14:21
Сообщения: 9773
Откуда: г. Железнодорожный, Подмосковье
Благодарил (а): 607 раз.
Поблагодарили: 1259 раз.
Моя велотехника: серия лигеадов «Черная Пантера», «Моби-Дик», «Рыжик», «Привидение»
Имя: Олег

Voolodja
Ветеран словесных баталий

Зарегистрирован: Чт окт 13 2011 11:32
Сообщения: 3228
Откуда: Рига
Благодарил (а): 39 раз.
Поблагодарили: 918 раз.
Моя велотехника: «Рига 2011» первый — за три дня

Я не против уменьшения веса и всячески только ЗА, но, когда гонялся по кольцу с шоссерами, я сначала на своей «Риге» ездил с полным турристическим обвесом, потом решил снять ВСЕ что можно, вес уменьшился гдето на 5 кг. Скорость возрасла? — Ни ку я. Субъективно даже показалось что упала, может сзади бокс чуть улучшал аэродинамику.

Когда общался в АЗУБе с ребятами, они делали акцент именно на надежность а не на уменьшения веса.

Уменьшение веса это — хорошо, но есть более важные параметры.

Shuriken
Вредина

Зарегистрирован: Сб мар 25 2006 21:18
Сообщения: 12517
Откуда: Москва-Ногинск
Благодарил (а): 130 раз.
Поблагодарили: 762 раз.
Моя велотехника: Зокра по-русски
Трайк по схеме Ватина
Длиннобазный лигерад «Аватар»
Трайк из БигМо
Двухместный веломобиль «Дуэт-Юниор»
и ещё всякая фихня:)

hof
Основатель сайта

Зарегистрирован: Пн авг 29 2005 14:21
Сообщения: 9773
Откуда: г. Железнодорожный, Подмосковье
Благодарил (а): 607 раз.
Поблагодарили: 1259 раз.
Моя велотехника: серия лигеадов «Черная Пантера», «Моби-Дик», «Рыжик», «Привидение»
Имя: Олег

В ответ на это мне хочется предложить сварить тогда маятник из железного лома — надежно будет, ппц.

А если серьезно, то в тех же плоских маятниках, выполненных из труб постоянного сечения наибольшая нагрузка — сразу за перемычкой и именно в этих местах перья испытывают нагрузку. Усиливать перья в этих местах, тупо применяя трубы большого сечения, автоматически означает возить с собой лишний вес в виде ненапряженного металла. Нафиг оно надо?

Расчеты с тем и затеяны, чтобы подобрать оптимальную форму маятника, оптимально жесткую, без слабых мест и лишнего металла.

daktfi
Активно интересующийся

Зарегистрирован: Пн июл 24 2006 19:17
Сообщения: 1112
Откуда: Москва
Благодарил (а): 14 раз.
Поблагодарили: 54 раз.
Моя велотехника: Пока ничего не построил

А если серьезно, то в тех же плоских маятниках, выполненных из труб постоянного сечения наибольшая нагрузка — сразу за перемычкой и именно в этих местах перья испытывают нагрузку. Усиливать перья в этих местах, тупо применяя трубы большого сечения, автоматически означает возить с собой лишний вес в виде ненапряженного металла. Нафиг оно надо?

Расчеты с тем и затеяны, чтобы подобрать оптимальную форму маятника, оптимально жесткую, без слабых мест и лишнего металла.

hof
Основатель сайта

Зарегистрирован: Пн авг 29 2005 14:21
Сообщения: 9773
Откуда: г. Железнодорожный, Подмосковье
Благодарил (а): 607 раз.
Поблагодарили: 1259 раз.
Моя велотехника: серия лигеадов «Черная Пантера», «Моби-Дик», «Рыжик», «Привидение»
Имя: Олег

Voolodja
Ветеран словесных баталий

Зарегистрирован: Чт окт 13 2011 11:32
Сообщения: 3228
Откуда: Рига
Благодарил (а): 39 раз.
Поблагодарили: 918 раз.
Моя велотехника: «Рига 2011» первый — за три дня

В ответ на это мне хочется предложить сварить тогда маятник из железного лома — надежно будет, ппц.

автоматически означает возить с собой лишний вес в виде ненапряженного металла. Нафиг оно надо?

Лом, между прочем, не будет надежнее трубы.

Если лишний вес не влияет на скорость — почему бы и не возить с собой?

Страница 1 из 5 [ Сообщений: 81 ] На страницу 1 , 2 , 3 , 4 , 5 След.

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

Источник

Читайте также:  Москвич 412 замена цепи грм своими руками
Оцените статью
Своими руками