Математическое домино для детей дошкольников 5 — 7 лет
Название ресурса: настольно-печатная дидактическая игра «Математическое домино»
Краткое описание ресурса: игра для детей 5 – 7 лет на формирование элементарных математических представлений, развитие логического мышления.
Цель и задачи ресурса: развитие умения понимать значение действий сложения и вычитания, и математических знаков «+», «-» в пределах десяти; развитие логического мышления, зрительного восприятия.
Актуальность и значимость ресурса: игра может быть использована логопедами, дефектологами, родителями в коррекционной работе с детьми.
Оборудование: игра выполнена с помощью ПК (персонального компьютера), состоит из разрезных карточек домино.
Практическое применение: индивидуальные занятия, фронтальные коррекционные занятия (в качестве демонстрации задания или непосредственно игры «по очереди»).
Методика работы с ресурсом:
1. Индивидуально: ребёнок берет карточки домино и выстраивает логическую цепочку.
2. Фронтально: используется в качестве демонстрации задания при помощи магнитной доски и магнитов; дети на своих местах работают устно и фронтально.
Обучение детей старшего дошкольного возраста элементарным математическим представлениям является непростой задачей. Чтобы увлечь ребенка, математический обучающий материал должен преподноситься ему в игровой форме. И как нельзя лучше в этом помогут дидактические игры, которые позволят в легкой игровой форме познакомить детей с цифрами, числами, основами счета, арифметическими действиями.
Представленная игра позволит вам и вашему ребенку запомнить новую информацию и с помощью наглядности закрепить изучаемый материал.
Перед вами на игровом поле расположены карточки домино, на одних половинках которых написаны различные числа, а на других — геометрические фигуры. Расставить карточки нужно так, чтобы с каждой геометрической фигурой — оказалось подходящее по смыслу число. Для этого нужно посчитать количество углов у каждой геометрической фигуры.
Надеюсь, что данный ресурс поможет вам и вашему ребенку закрепить знания по математике. Желаю успехов!
Источник
Мастер-класс «Дидактические игры-домино своими руками»
Светлана Большакова
Мастер-класс «Дидактические игры-домино своими руками»
Как помочь детям запомнить наши царскосельские достопримечательности?
Думала я, думала и решила сделать ко всем, уже имеющимся в группе развивающим и дидактическим играм, еще одну игру — домино. Разобралась с принципом домино и поняла, что в одну игру войдет только семь объектов. А этого мало. Значит, игр будет несколько. Сделала пять игр-домино, охватив 35 объектов. Далеко не все, конечно, но достаточно.
Все мы знаем, что домино — это настольная игра, в процессе которой выстраивается цепь костяшек (доминошек, соприкасающихся половинками с одинаковым количеством точек. Помимо традиционного домино, корни которого уходят в Китай ХIII века, существует множество других разновидностей этой игры. В том числе и детское домино с использованием вместо точек набора из семи символов, букв, цифр, животных, растений и т. д.
Для первой игры выбрала семь объектов и распечатала их на цветном принтере. Каждой из семи картинок игры должно быть восемь изображений, не забываем, что есть сдвоенные «доминошки»
Аккуратно разложила их кучками, чтобы не перепутать при наклеивании
В каждой игре картиночки наклеивала на разный цветной фон, чтобы в случае выпадения из коробочки или рассыпания, дети знали, в какую коробочку положить данную доминошку.
Вырезать, захватив примерно 3 мм фона, наклеить на картон и снова вырезать уже по краю фона. Когда высохнут, оклеить прозрачным скотчем
Из картона сделать коробочки для каждой игры по размеру доминошек, распечатать картинки с названиями и наклеить на каждую коробочку.
Поскольку картинки на доминошках мелкие, пришлось распечатать к каждой игре картинки примерно в 1/4 листа А4, купить пластиковые маленькие конвертики, наклеить на каждый такую же картинку, как и на коробочке, заламинировать картинки
Конвертики будут находится в той же общей коробке
Перед началом игры мы рассматриваем каждую из семи картинок, на обороте которых есть краткая информация о данном объекте. А только потом начинаем играть, называя объекты по ходу игры. Неделю играем в одну игру. Перед началом следующей, показываю картинки прошлой игры, вспоминаем, что изображено.
Вы знаете, удивляюсь и радуюсь тому, как дети запоминают достопримечательности.
Дидактические игры своими руками по развитию речи Воспитатель: Глебова Я. В Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон.
Дидактические игры для малышей своими руками «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский Уважаемые коллеги, доброго времени суток. Хочу поделиться с.
Дидактические игры по ФЭМП своими руками 18 июля. Смотр математических игр на МААМ Доброе время суток! Сегодня я хочу представить Вашему вниманию дидактические игры по ФЭМП для.
Дидактические игры по развитию речи своими руками Конспект Тема : «Дидактические игры по развитию речи своими руками» Цель: систематизирование и углубление знаний педагогов по теме «Дидактические.
Дидактические игры своими руками для детей 3–4 лет Понятие «дидактическая игра», функции дидактической игры, их характеристика Дидактические игры является разновидностью игр с правилами.
Консультация для педагогов «Дидактические игры своими руками» На современном этапе развития дошкольного образования большое внимание уделяется методике организации д/и. дошкольников. Дидактические игры.
Дидактические игры-шнуровки своими руками 14 июля. День игр-шнуровок на МААМ. Доброе время суток! Сегодня я хочу представить вашему вниманию шнуровки, которые можно сделать дома.
Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «Дидактические игры своими руками» Цель: способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по сенсорному развитию. План:.
Мастер-класс с родителями «Дидактические игры своими руками» Мастер-класс с родителями «Дидактические игры своими руками» Цель: Дать родителям детей младшего возраста знания о значении дидактических.
Математические дидактические игры для детей 4–6 лет своими руками Для развития интереса к математики, я решила сделать несколько своих дидактических игр. Надеюсь вам понравиться, детям понравились и они.
Источник
Мастер-класс «Возможности домино в развитии познавательной активности»
Ирина Ломкова
Мастер-класс «Возможности домино в развитии познавательной активности»
«Возможности домино в развитии познавательной активности, логического мышления. Стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей»
«Не уметь хорошо выражать своих мыслей — недостаток; но не иметь самостоятельных мыслей — еще гораздо больший; самостоятельные же мысли вытекают только
из самостоятельно же приобретаемых знаний».К. Д. Ушинский
Цель: Способствовать развитию познавательной активности, логического мышления, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через игру «Домино».
1. Формировать у детей умение обдумывать ходы мысленно, решать в уме задачу и проверять целенаправленными поисковыми действиями;
2. Развивать у детей логические способы познанияматематических свойств и отношений: анализ, сравнение, обобщение, классификация;
3. Развивать внимание, память, воображение, пространственные представления;
4. Приобщать детей к зрительному анализу;
5. Поощрять желания детей к самостоятельной мыслительной деятельности, инициативности, умения согласованно взаимодействовать со сверстниками, контролировать свои действия.
Оснащение: Разновидности игрового домино, дидактического материала Домино Чаплыгина «Считаю, легко».
Согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта, содержание математического дошкольного образования оценивается не только через объем элементарных математических представлений, но и через обеспечение продуктивного характера оперирования математическим содержанием, в результате которого, развивается любознательность, мышление, познавательные умения. Следовательно, обеспечивается успешность дальнейшего изучения математики.
Ориентируясь на необходимость достижения основных целей дошкольного образования, кажется целесообразным осуществлять работу, включающую различные аспекты математического развития, выбором технологий на основе учета интересов, потребностей, уровня развития детей, а также уровня материально-технического обеспечения образовательного процесса в ДОУ.
Способом выстраивания взаимодействия компонентов математических способностей детей, является систематическое и целенаправленное включение ребенка в деятельность в игре домино, требующую активизации познавательных процессов. Средством выстраивания является система математических заданий, в ходе выполнения которых реализуется ряд дидактических принципов: доступность, индивидуальная и личностно-ориентированная направленность, сознательность и активность, познавательная мотивация.
Особенность работы с домино
Весь процесс обучения проходит в несколько этапов (шагов)
Первый этап аналитический
Определение методологической основы и теоретической базы темы, формирование целей, задач, основных понятий темы.
Второй этап практический
Апробация игрового домино для развития познавательных способностей детей.
Третий этап итоговый:
Процесс овладения игрой в Домино осуществляется в несколько «шагов»: 1шаг – подготовительный, это совместная деятельность взрослых и детей, знакомили детей с плашками, играли в простые игры на сравнение количества первого десятка, составляли сумму из двух и более плашек, определяли больше и меньше и насколько, тренировали устный счет, с помощью сложения точек на двух половинках, в игровой форме считали, на глаз, определяли количество предметов (точек, учились считать (складывать и вычитать) в пределах 10, учились самостоятельно выбирать вычислительные действия. Непосредственно – образовательная деятельность организуется, интегрировано.
Играя с домино, ребенок учится
1. счёту по порядку и обратно.
2. понятию количества и его состав.
3. понятию «больше – меньше».
4. закону сохранения количества.
5. понятию независимости количества от внешних признаков (форма, размер, цвет, расположение).
6. выполнению действий сложения и вычитания в уме.
Понимание того, что математические способности у дошкольников проявляются с разной степенью успешности, привело к необходимости искать новые подходы для их развития.
Возможность успешного развития математических способностей дошкольников во многом зависит от условий, умения взрослых вовлечь в образовательную деятельность ребенка, увидеть его интеллектуальный потенциал.
Изучая многообразие ресурсов, предлагаемых разными авторами, мы заинтересовались методикой Евгения Чаплыгина математическое домино «Считаю легко». Прежде всего, домино — это разновидность игр с правилами, которые направлены на решение конкретных задач, и в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Современная наука доказала, что у детей дошкольного возраста, играющих в домино, быстрее формируется представление о числе на основе фишек домино. Фишка домино выступает как «числовая модель» — наглядный образ натурального ряда. Визуально происходит соотношение количества предметов с фишкой домино, соотношение числа и цифры. За счет развития данных способностей формируется умение выполнять арифметические действия в пределах 10, и даже 100.
Открыв для себя домино как — игру умную, многовариантную и логически совершенную, обладающую огромным развивающим и обучающим потенциалом, мы стали применять его для формирования предпосылок освоения вычислительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста. Для того чтобы процесс был более эффективным, мы использовали потенциал дидактических игр.
Сущность дидактической игры заключается в том, что дети с удовольствием входят в воображаемую ситуацию, действуют по её законам, решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности.
Такая деятельность соответствует интересам и возрастным особенностям детей. В нашем домино «прячется» математика, которая может быть раскрыта для ребенка, как занимательная игра, увлекающая его в мир чисел и цифр, свойств и отношений, рассуждений и доказательств.
Изучая технологию Чаплыгина, мы пришли к выводу, что пошаговая методика позволяет детям научиться считать в пределах пяти, семи, десяти и ста. Играя в «Домино Чаплыгина», юному математику предстоит подняться вверх по лестнице знаний на 8 ступеней. Задания расположены от простого к сложному.
Обучая счету, самое главное – не просто запомнить названия чисел, а понять, какое количество стоит за каждым из них. Только когда ребенок освоит понятие количества,он сможет в будущем выполнять арифметические действия: складывать, вычитать, делить и умножать. И поэтому обучение было, прежде всего, игрой – без длинных объяснений, скучных занятий и взрослых терминов. В «Домино Чаплыгина» правила арифметики заложены изначально, поэтому мы только играли вместе с детьми и радовались их успехам!
Итак, задача ребенка – играть и самостоятельно получать знания.
Задача взрослого – вовсе не научить, а правильно организовать игровые занятия и принимать в них участие наравне с ребенком.
Основная часть Практическая
1. «По порядку рассчитайся». Развивали умение навыкам прямого и обратного счёта в пределах от 1 до 5, совершенствовали умение согласовывать числительные с существительными, развивали умение подбирать нужные плашки с точками, совершенствовали умения выкладывать числа, по порядку к картинкам животных (игрушками).
2. «Новогоднее приключение». Учили считать до 10, формировать умения устанавливать взаимно однозначное соответствие между числовой фигурой и цифрой, закрепить знание числового ряда от 1 до 10, закрепить навыки порядкового счёта.
3. «Олимпийское приключение»Формировали предпосылки освоения вычислительной деятельности: закрепляли навыки порядкового счёта, навыки соотнесения числовой модели и количества предметов, состава числа из двух меньших, соотнесение цифры и числа, числа и цифры.
4. «Поможем Федоре, навести порядок». Совершенствовали навык порядкового счёта в пределах пяти, знание цифр 0-5, обозначение чисел от 1 до 5, совершенствовали пространственные представления; развивали умение соотносить модель числа с цифрой.
5. «Лыжные гонки» учили считать до 10, формировали умение устанавливать взаимно однозначное соответствие между числовой фигурой и цифрой, закрепляли знание числового ряда от 1 до 10 и навыки порядкового счёта.
6. «Автомобильный гараж» Развивали умение воспринимать множество целиком как целостный наглядный образ, зрительно соотносить количество предметов с фишкой домино.
7. «Построим мост через речку» учили детей соотносить числовую модель и количество предметов, закреплять навыки прямого счёта в пределах от 1 до 10.
8. «Число — цифра» Упражняли детей в установлении соответствия между числом – точки (предметная модель, словом – числительным (вербальная модель, знаком – цифра (символическая модель, в умении соотносить цифры и количество обозначаемых предметов (точек). Закрепляли знание цифр до10.
Помимо этого, используя домино в самостоятельной деятельности, у детей формируется познавательный интерес, создается положительная мотивация к обучению, развивается интеллектуальная сфера личности, формируются умения и навыки в любой деятельности.
Познакомившись с игрой домино Чаплыгина, дети могут быстро определять количество предметов, выполнять арифметические действия с ними в уме, выстраивать стратегию своих действий, принимают правильные решения, умеют концентрироваться на главном, а также держат в голове большое количество элементов.
Данные игровые упражнения способствуют развитию таких умений как, анализ, рассуждение, сравнение, умение делать логические выводы, поиск новых решений. Помимо этого, используя домино в самостоятельной деятельности, у детей формируется познавательный интерес, создается положительная мотивация к обучению, развивается интеллектуальная сфера личности, формируются умения и навыки в любой деятельности.
Говоря о воспитании и обучении, мы стремимся сохранить и преумножить потенциал человеческого сосуществования. Важно вооружить детей не только знаниями, но и самостоятельностью, именно она является основополагающей в дальнейшей жизни будущего человека, чтобы мыслить, решать, творить, и быть успешным.
«Мы лишаем детей будущего,
если продолжаем учить сегодня так,
как учили этому вчера»
Список используемой литературы:
1. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду / А. К. Бондаренко. – М. : Просвещение, 1991. – 160 с.
2. Григорьева Ю. С. Теоретические основы использования дидактическойигры в процессе полового воспитания детей старшего дошкольного возраста: моногр. / Ю. С. Григорьева. – Пермь, 2008. – 69 с.
3. Корнеев В. П. Домино как средство обучения детей правильным вычислениям / В. П. Корнеев. – СПб. : «Капитель», 2009. – 58 с.
4. Михайлова З. А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников»
5. Петерсон Л. Г., Холина Н. П. «Раз – ступенька, два – ступенька… практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации»/ Петерсон
6. Сорокина, А. И. Дидактические игры в детском саду / А. И. Сорокина. – М. : Просвещение, 1982. – 96 с.
7. Поддьяков Н. Н. Мышление дошкольника. – М., Педагогика, 1997. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. – М., Педагогика,1986.
8. Тихомирова Л. Ф., Басов А. В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль, 1996.
9. Харько Т. Г., Воскобович В. В. Сказочные лабиринты игры. Игровая технология.
Лэпбук и его возможности в развитии детей младшего дошкольного возраста «Лэпбук и его возможности в развитии детей младшего дошкольного возраста» Ляпина Олеся Владимировна воспитатель МБДОУ «Детский сад №28»ст.
Лэпбук в развитии познавательной активности старших дошкольников В дошкольном возрасте ярко проявляется познавательная активность, а проявляется она в бесконечных детских «Почему?». Активный — это значит.
Мастер-класс «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №10» Мастер – класс «Детское экспериментирование как средство развития.
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности у детей» Мастер – класс для педагогов ДОУ Тема: «Экспериментальная деятельность, как средство развития познавательной активности у детей дошкольного.
Мастер-класс для педагогов «Возможности применения Лего-технологии в ДОУ» Цель: Демонстрация использования опыта лего — конструирования на разных этапах непосредственно образовательной деятельности и режимных моментов.
Мастер-класс «Интеграция познавательной и двигательной активности в приобщении дошкольников к народной культуре» Двигательная активность является важным условием развития ребенка. Работая с детьми более 15 лет, я сделала вывод, чем выше двигательная.
Мастер-класс «Развитие познавательной активности у детей через экспериментирование» Уважаемые, коллеги, давайте для начала вспомним какую роль, играет экспериментирование в развитии ребёнка — дошкольника? (Опыты и эксперименты.
Развитие познавательной активности В настоящее время современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельной самореализации, к проявлению.
Сообщение из опыта работы «Инновационная деятельность в ДОУ в развитии познавательной активности дошкольников» «Дом не стоит без фундамента. Дерево не растет с подрубленным корнем. Человек не может жить без основы. Сердцевинка должна быть в нем.
Возможности нетрадиционного конструктора «Bunchems» в развитии творческих способностей дошкольников «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой.
Источник