- Как сделать мастер модель для снятия силиконовой формы
- Что такое мастер-модель
- Варианты использования мастер модели в гипсовой отрасли
- Мастер модель своими руками
- Мастер модель на 3д принтере
- Мастер модель из готового изделия
- Как скопировать любую объемную мастер-модель. Создаем силиконовую форму из двух частей
Как сделать мастер модель для снятия силиконовой формы
Содержание:
Что такое мастер-модель
Мастер-моделью называют образцовую деталь или изделие, которая используется для последующего ее копирования.
Например, вы решили украсить дом десятью фигурками. Можно десять раз вырезать их из дерева или слепить из пластилина, но, во-первых, это долго, во-вторых, крайне сложно сделать десять одинаковых фигурок. Гораздо проще сделать одну и затем скопировать ее.
Вот эта первая, «идеальная» фигурка и называется мастер-моделью.
Варианты использования мастер модели в гипсовой отрасли
Гипс простой в обработке, удобный и распространенный материал, замены которому пока не существует.
Он используется в строительстве, ювелирной и керамической отраслях, архитектуре, скульптуре и медицине..
Понадобятся мастер-модели для создания украшений, купажа, при производстве керамики или предметов интерьера: ваз, подставок. Скульптур и даже лепного декора.
Разумеется, для разных нужд нужны разные мастер-модели и специальный гипс. Для стоматологии используется медицинский гипс (https://samaragips.ru/catalog/meditcinskii-gips/), и мастер-модель должна быть идеальна.
Совсем другого отношения требует гипс строительный(https://samaragips.ru/catalog/stroitelnyi-gips/). Хотя даже для создания украшений для дома, например, нескольких декоративных фигурок следует уделить много внимания мастер-модели.
Мастер модель своими руками
Существует много различных вариантов материала для мастер-модели, если вы намерены сделать ее самостоятельно.
Самые распространенные: пластилин или воск, глина, дерево или металл.
Мастер-модели из пластилина, воска и глины часто выбирают для «домашнего» производства. Материалы податливые и легко поддаются дополнительной обработке, то есть если у вас сразу не вышла эталонная модель, вы можете ее доработать.
Тем не менее именно это свойство многие мастера считают также и недостатком материалов: материал податлив и любая дополнительная обработка или неосторожность может испортить модель.
При работе с такими материалами используются наборы для ручной работы: напильники, лобзики, бормашины.
После завершения работы, пластилин и некоторые виды глины оставляют на несколько дней для затвердевания. Глина в основном обжигается в керамической печи (в домашних условиях иногда используются духовые плиты). И для пластилина, и для глины, и для воска нужно учитывать усадку материала после затвердевания или обжига.
С деревом работать немного сложнее. Для сложных или массивных форм нередко нужно использовать станки или создавать модель из нескольких частей при помощи инструментов, склеивая их между собой, обязательно подбирая клей и учитывая его особенности. Финальная обработка поверхности перед заливкой формы с одной стороны проще благодаря прочности материала, с другой – дольше по времени.
Металл особенно в домашних условиях требует обязательного использования специальных инструментов, нужен прокат материала, обработка на станке, отлив. Однако многие специалисты предпочитают работать именно с металлом из-за прочности изделий и минимальной внешней обработки.
Мастер модель на 3д принтере
Из-за высоких требований к мастер-модели многие мастера, даже если речь идет об изделиях «для себя», прибегают к современным технологиям и печатают «эталон» на 3D принтерах или создают при помощи фрезерных станков с ЧПУ (числовое программное управление).
В обоих случаях перед работой понадобится 3D-модель изделия, то есть нужно или найти подходящую форму, или создать ее самому, или заказать у специалистов. Разумеется, такой способ дороже описанных выше.
Работа с 3D принтерами становится все популярнее благодаря скорости, простоте и высокой точности моделей, не требующих последующей обработки поверхности.
Для 3D печати используются воск, пластик, полимеры (гипсополимер, фотополимерная смола) или металлы. Выбор материала важен и зависит от ваших целей.
Например, воск или гипсополимер достаточно хрупкие, но позволяют делать очень точные модели. Эти материалы подходят для изготовления предметов искусства, маленьких фигурок, архитектурных элементов.
Пластик или фотополимерная смола прочнее, можно создавать более крупные модели, обычно используются для изготовления сувениров или прототипов каких-нибудь деталей, чтобы проверить их гибкость/прочность.
К металлу же прибегают, когда требуется крайне прочный или сложный по виду образец. Потому металл используется в инженерии или медицинском протезировании.
Почти все компании, занимающиеся 3D печатью, предлагают также и предварительное моделирование или помощь в нем.
Мастер модель из готового изделия
Естественно вы можете использовать для литья и уже готовое изделие как в качестве 3D модели, так и для отливки «эталона». То есть для образца берется любая уже готова фигурка, деталь или форма и заливается силиконом. Существуют также специализированные сайты и форумы, где продаются самые разные подходящие изделия, а иногда уже и мастер-модели или даже услуги по их изготовлению.
Источник
Как скопировать любую объемную мастер-модель. Создаем силиконовую форму из двух частей
Когда возникает необходимость скопировать с помощью силикона любую понравившуюся вам статуэтку, игрушку, предмет декора и иак далее, это можно осуществить двумя путями. Первый — сделать разрезную форму (то есть залить силикон кубом и разрезать). Иногда такой способ не подходит.
Второй путь — сделать силиконовую форму из 2 частей с замками.
Именно второй путь мы и покажем вам на примере игрушки-бублика, поэтапно и подробно, с моментом заливки, разделения и формирования литников.
Не пугайтесь длинного текста, в основном это фото для вашего удобства и немного важных пояснений 🙂
Что нам поднадобится для этого урока?
1. Удобная рабочая поверхность.
2. Силикон для форм (желательно более жидкий. заливочный, такой как Эластолюкс либо Силифлекс).
3. Разделительный состав для силикона.
4. Краситель для силикона.
5. Пластилин (скульптурный либо восковой).
6. Пистолет с термоклеем (можно также применять пластиин).
7. Любые куски акрила, ДСП или картона для опалубки.
8. Палочки, стеки для удобства работы с пластилином.
9. Мерный стакан.
Наша первая задача — плотно прикрепить мастер-модель ко дну опалубки.
Незакрепленная мастер-модель всплывет в силиконе, если ее просто поставить. Поэтому плотно закрепляем ее пластилином.
В контакте с силиконом допустимо использовать только скульптурные пластилины или восковые пластилины (не подходят детские пластилины, обычный пластилин, сырая полимерная глина — они вступают в контакт с отвердителем силикона и силикон не отверждается на месте соприкосновения с ними).
Для литников берем два деревянных обрезочка.
Формируем пластилином первую часть формы («ложе»).
Аккуратно утрамбовываем дно. Укладываем литники — наши деревянные обрезочки (в будущем через эти отверстия в форме будем лить пластик или гипс). Аккуратно мелкими тонкими трубочками пластилина обходим их форму и инструментом выглаживаем их.
Чем аккуратнее изначально сделать все швы, тем меньше будет вероятность шва на отливке и меньше доработки по ее шлифовке. Стрелочкой показаны уже выглаженные места.
Ставим опалубку вокруг мастер-модели. Мы использовали куски акрила. Можно ипспользовать куски дсп и даже картона — все, что у вас под рукой.
Используя пистолет с термоклеем, укрепляем и изолируем дно опалубки и места стыков опалубки. Можно это также сделать пластилином, но пистолет с термоклеем-идеально удобная вещь для этих целей.
Инструментом приглаживаем пластилин к стенкам опалубки.
Внимание, важный момент! На пластилиновом ложе делаем углубления — их может быть несколько.
Это так называемые замки «папа-мама» вашей будущей формы из 2 частей.
При дальнейшей работе вам будет очень удобно работать с формой, совмещая замки друг с другом-это исключит «съезжание» одной части формы относительно другой в процессе заливки формы.
Фото формы с замками сверху
Тщательно обрабатываем мастер-модель и стенки опалубки разделительным составом для силикона. таким, как ИзРелиз EaseRelease.
Этот разделительный и защитный агент исполняет две фунцкии. Первая не дает силикону залипать на мастер-модели и стенках.
Второй создает «скользящий» слой, который облегчает пролив силикона и улучшает рельеф формы, помогая силикону затекать в труднодоступные участки, сокращает вероятность образования пузырей.
В общем, в любой непонятной ситуации используй ИзРелиз, крутая штука 🙂
Окраска и смешивание силикона.
1. Как определить необходимый объем силикона?
Можно поступить просто-засыпать нашу мастер-модель чем-то сыпучим, высыпать в мерный стакан и определить объем необходимого силикона.
Второй путь — перемножить геометрически ширину, высоту и длину места, которое мы будем заливать силиконом.
Далее, к объему мы прибавляем около 10-15 процентов и получаем массу необходимого силикона.
Пример-300 мл объем, значит, нам нужно будет около 330-345 г силикона.
2. Приступаем к смешиванию силикона.
Первая рекомендация: если в силиконе указано смешивать по массе, смешиваем по массе, пользуясь весами.
Если в силиконе указано смешивать по объему, смешивайте по объему или шприцами.
Если в силиконе указано смешивание по массе, а вы будете работать со шприцами, — нужно понимать, что вы уже нарушаете пропорции. Делать это крайне нежелательно, это может привести к непредсказуемым последствиям.
Окраска силикона и использование пигментов
Так как силикон состоит из 2 компонентов-основы и отвердителя, нам необходимо контролировать, насколько хорошо вмешан отвердитель в основу.
Поэтому мы добавляем немного красителя для силикона (не очень важно, это будет основа или отвердитель либо вы просто вы добавите его в процессе смешивания).
Этот простой этап-гарантия равномерно отвержденной формы без «мокрых» неотвержденных участков.
Нежелательно использовать непредназначенные для силикона красители или краски, особенно пищевые.
Они часто могут вступать в реакцию с силиконом и не давать ему отвердиться. Если вы используете неизвестные вам красители, проэкспериментируйте на небольшом количестве силикона, чтобы не испортить основную форму.
Мешаем медленно и аккуратно, стараясь не слишком взбивать силикон. Идеален для этих целей широкий деревянный шпатель.
Особенное внимание уделяем пристеночным зонам-хорошо проходимся шпателем около стенок емкости для смешивания.
Оставляем силикон полимеризоваться, важно это делать при комнатной температуре.
Сколько сохнет силикон-можно прочитать в рекомендациях к каждому конкретному продукту, но обычно нежелательно трогать форму около 8 часов.
Проверяем, высох ли компаунд и аккуратно разбираем опалубку.
Тщательно снимаем пластилин. Наша первая часть формы готова!
Как видно, форма имеет ярко выраженные углубления — наши будущие замочки.
Аналогично смешиваем вторую часть силикона.
Важный момент!
Тщательно обрабатываем разделительным составом ИзРелиз первую часть формы и стенки опалубки в 2-3 слоя, дайте последнему слою высохнуть около 30 мин.
Силикон имеет высокую адгезию к самому себе и если не обработать разделителем, обе части формы просто «врастут» друг в друга.
После этого красим, смешиваем и заливаем вторую часть силикона.
Оставляем силикон полимеризоваться положенное время, при комнатной температуре.
Внимание! Если вы хотите немного ускорить данный процесс, это поможет сделать легкий нагрев. Силиконы температурочувствительны и, если его легко прогреть, полимеризация ускорится. И наоборот, если у вас слишком холодное помещение, это значительно удлинит время полимеризации силикона.
Форма из 2 частей готова. Как видно, после использования разделителя ИзРелиз EaseRelease она легко разделилась, имеет красивый выраженный тонкий рельеф и удобные замки для совмещения 2 частей формы.
Вычищаем остатки пластилина и вымываем теплой мыльной водой остатки разделителя.
Так как мы заливали форму для последующей отливки гипсом, мы использовали силикон на оловянном отвердителе (технический). Такой, как Силифлекс или Элатсолюкс. Если же идет контакт с пищевыми продуктами, необходимо использовать силикон на нейтральном платиновом отвердителе.
Смешиваем и заливаем гипс (или пластик), чтобы увидеть, насколько же точно скопировалась наша мастер-модель.
Связываем форму и заливаем ее гипсом.
При заливке крутите форму и тщательно простучите все ее бока, помогая выйти пузырям воздуха.
Обе части формы перед заливкой также можно обработать разделителем ИзРелиз, создавая скользящий слой, он облегчает проливку гипса или пластика.
И вот отливка — как видно, она идеально повторяет мастер-модель, даже самые тонкие нюансы рельефа, включая тонкий текст.
Данный метод отливки формы из 2 частей может быть использован для любой трехмерной мастер-модели.
Однако нужно учитывать, что для слишком сложных статуэток необходимы отдельные дополнительные литники в выступающих местах (смотртие другие наши уроки по формам для сложных статуэток).
Источник