Многообразие техник бумажного коллажа
Вообще, бумажный коллаж — техника простая и понятная. И еще бюджетная. Что может быть проще — взять разноцветные кусочки бумаги и наклеить их в соответствии с замыслом. Именно, благодаря этой простоте, перед автором открываются бесконечные возможности экспериментировать и привносить что-то свое. Поэтому я не берусь утверждать, что расскажу о всех техниках бумажного коллажа, но, думаю, охвачу основные, а в конце покажу свои любимые.
Самая распространенная техника коллажа — нарвать кусочки бумаги в произвольном порядке, а затем наклеить их по заранее подготовленному эскизу. Причем можно рвать на маленькие кусочки — как бы щипать пальцами, а можно рвать крупными кусками, чтобы заполнить большие элементы рисунка.
Крупными кусками:
автор Юлия Хохлова
«Щипать»
автор Kirsty Elson
Похоже на картины импрессионистов, правда?
К слову об импрессионистах. Самым известным мастером коллажа среди великих художников является Анри Матисс. Он придумал технику, которую назвал «декупаж», хотя она ничего общего с традиционным декупажем не имеет. Матисс вручную выкрашивал листы бумаги, а затем вырезал из них элементы. При этом свою стилистику, узнаваемую пластику художник не терял. Его почерк и в такой форме легко узнаваем.
Кто-то смотрит на эти работы и говорит: «И я так могу». Могут многие, но придумал, сделал и применил, применил и прославился именно он — великий Анри Матисс.
Выше описанными техниками коллажа можно интересно утилизировать неудавшиеся акварельные и гуашевые работы. К сожалению, я не смогла найти свои работы, которые получились в результате, поэтому попробую объяснить «на пальцах». Беру картинку, переворачиваю к себе обратной стороной, чтобы не видеть, как режу. Нарезаю на кусочки 1.5*2см. Плюс-минус. Произвольной формы. Перемешиваю и только после этого переворачиваю крашенной стороной вверх. Там, конечно, видны какие-то линии и мазки. Начинаю наклеивать эти кусочки, подчиняя их какому-нибудь смыслу (только, конечно, не пытаюсь собирать первоначальную картинку). Не ставлю целью наклеить абсолютно все кусочки, не страшно, если новая работа получится меньше размером, главное, чтобы она обрела какой-нибудь сюжет. Когда все наклеено, дорабатываю ее тоненькой кисточкой. Обычно у меня появляются холмы и деревья, которые надо лишь немного дорисовать.
Еще один способ создания бумажного коллажа — вырезать из бумаги кусочки таким образом, чтобы можно было «лепить» форму и пластику изображаемых предметов.
Давайте поближе рассмотрим, как это выглядит.
автор Dolan Geiman
Обратили внимание, какая интересная форма у кусочков? Он вырезает их зигзагом. Это придает удивительную фактуру объектам.
Мне так понравилась эта идея, что я сделала пару коллажей в таком стиле.
И, наконец, если вы еще не устали, любимое 🙂
автор Beatrice Alemagna
Beatrice Alemagna известная художница иллюстратор. Она работает не только в технике коллажа, поэтому часто совмещает его с карандашами, красками и так далее.
автор Claudia Bordin
Известный своими книжками для малышей Eric Carle также сначала окрашивает листы бумаги, а затем из них уже вырезает своих персонажей. Но в отличие от Матисса, он окрашивает не локальными цветами, а в том числе и кружками, пятнами и так далее.
автор Natsuko Kawatsu
Художница Rute Reimão использует не только бумагу. Она идет дальше в экспериментах с фактурой, и дополняет коллажи нитками, пряжей, кружевом, пуговичками.
автор Rute Reimão
И наконец, мой фаворит в этой технике.
автор Manon Gauthier
Меня подкупает ее наивный, простой и в то же время лаконичный стиль. Очень нравится использование намеренно-небрежно раскрашенной карандашами бумаги.
На этом мне хотелось бы закончить свой рассказ о техниках бумажного коллажа. Хотя тема его не исчерпана.
Разве можно исчерпать творчество?
Спасибо за внимание!
Источник
Мастер класс коллажа своими руками
Признаюсь сразу, коллаж — одна из моих любимых техник изобразительного искусства. Со времен его появления, благодаря дадаистам в начале 20 века, этот подход развился в отдельное направление искусства. Кроме классического, довольно абстрактного коллажа из газетных и журнальных вырезок на ум сразу приходят и другие его ипостаси: ассамбляж — этакий объемный коллаж, фотоколлаж, цифровой коллаж и многие другие. К тому же само по себе использование совмещения разных объектов, не связанных законами перспективы и классической композиции, часто встречается в иллюстрации. Например, известные иллюстраторы от Серджио Топпи до Томера Хануки и Алексея Курбатова постоянно прибегают именно к этому способу компоновки образности в своей графике.
Однако лично для меня коллаж представляет особый интерес именно в своем традиционном ручном исполнении. Ведь коллаж из журнальных вырезок и фотографий — это не просто способ занять руки, но и очень мощный визуальный инструмент. К примеру, посмотрите на потрясающие работы Лолы Дюпре, известного модного графика — в них сочетается современная любовь к искажениям формы и классический фотоколлаж. Выделяются ее работы тем, что она нашла особый, ни на что не похожий подход к этой технике.
Также я не перестаю восхищаться иллюстративными коллажами Игоря Скалецкого — они, пожалуй, ближе всего к моему взгляду на эту дисциплину: они идеально выверены по композиции, цвету и выстроены в захватывающую историю, которую наблюдаешь, как фильм.
Я довольно давно занимаюсь коллажами, в основном это мои персональные проекты. Среди них есть и портреты, и пейзажи, и даже иллюстрации. Несколько лет назад я стала использовать свою технику для разработки музыкальных обложек, поскольку, на мой взгляд, образность коллажа позволяет общаться со зрителем на языке, похожем на музыкальный.
Предлагаю сегодня поучаствовать в небольшом эксперименте и сделать маленький быстрый коллаж на тему осени.
Я буду работать в смешанной технике коллажа и декоративной живописи, чтобы изменить некоторые элементы фотографий, которые могут ненароком нарушить сторонние авторские права. Нам понадобятся следующие материалы:
— журналы, которые не жалко (чем больше, тем лучше);
— ножницы и резак;
— клей (я использую «Момент Кристалл»);
— лист формата А4 (плотный, без текстуры);
— акриловые краски (по желанию можно заменить их на гуашь или темперу);
— две кисти: небольшая плоская и маленькая круглая (я использую синтетику);
— палитра и стакан воды.
Итак, наша тема — осень. Лично я обожаю это время года, особенно раннюю осень, когда улицы еще не сковал мороз, но деревья уже тронуты теплом желто-красных оттенков листвы. Коллаж — это ассоциативная техника и по сути, если бы у нас было несколько сезонных журналов про осень, можно было бы собрать из них вырезки желтых листьев, спелых яблок, тыкв и склеить целый натюрморт. Поскольку не у всех могут быть в наличии актуальные осенние журналы, предлагаю сделать ход конем и просто выбрать из тех, что есть, удачные по теме образы. У меня получилась следующая картина: я выбрала вырезки, близкие по духу этом времени года — одежду, досуг, а также перекликающиеся с осенью по цвету — тут у меня цветы гибискуса, какой-то коктейль, разрезанный инжир, дольки цитрусовых, а также девушка с рыжими волосами.
При создании подобных коллажей очень важно помнить о цветовой гармонии. Если бы мы делали цифровой коллаж, привести колорит к общему знаменателю было бы проще некуда — Photoshop отличный помощник в подобных делах. Однако, поскольку мы клеим «живой» коллаж, всегда будьте начеку, выбирая вырезки. Порой некоторые образы отлично подходят друг к другу по идее, но никак не согласуются по цвету — в этих случаях вас может спасти либо верно подобранные остальные кусочки композиции, либо дополнение коллажа красками и маркерами — об этом я еще упомяну в самом конце работы.
Выбрав вырезки, можно переходить к главному этапу — к компоновке нашего коллажа. Из моих материалов получилось следующее: портрет на фоне осеннего дерева. Для портрета я использую фотографию девушки из журнала, а также обрезки яркого красно-оранжевого платка. Для дерева я возьму существующий ствол, однако листья наберу отдельно из изображения цветов суданской розы, цитрусовых и коктейля.
Также я хочу, чтобы фон выгодно оттенял это буйство красок, так что я не буду забивать его дополнительными картинками типа города или леса, а наберу голубое небо из обрезков с разных фотографий.
Итак, можно приступать к закреплению картинки. К сожалению, мы не можем склеить части, не потревожив композиции, поэтому предлагаю следующую хитрость: сначала сфотографируйте (можно на телефон) ваш «эскизный» коллаж, после чего смело можете его разбирать — у вас есть сохраненный ориентир.
Итоговая картинка никогда не получается такой же, какой вы собрали ее впервые, чтобы ваша композиция не посыпалась в процессе приклеивания, предлагаю легко наметить карандашом основные ее части. В моем случае это дерево и силуэт девушки.
Следующим этапом будет набор фона. Может показаться, что это очень скучная работа, но это не так. Набирая такую мозаику из обрезков разных фотографий одного цвета, вы вносите живописную нотку в ваш коллаж — в финале такая аппликация будет похожа на мазки краски.
Для создания отдельных «мазков» я пользуюсь двумя способами: иногда просто рву вырезки на мелкие кусочки, иногда режу их резаком. Поскольку я хочу сделать спокойный фон, мне сейчас больше подойдет второй вариант.
Обратите внимание, я не заклеиваю фон полностью — я закрываю кусочками только те места, которые будут видны на картинке после размещения остальных объектов. Это серьезная экономия материала — ведь не всегда у вас оказывается под рукой достаточно обрезков нужного цвета.
Закончив небо, можно спокойно переходить к дереву. Чтобы голубой фон было видно между ветвей дерева, я аккуратно вырезаю лишнее. Подход к набору листьев тот же, что и с небом. Разница лишь в том, что я режу кусочки не в случайном порядке, а стараюсь придать им живые формы. Для такой фигурной нарезки уже лучше подойдут ножницы.
Компонуя крону, я стараюсь сочетать разные оттенки, при этом более темные — цветы каркаде — я кладу в тени, в более яркие — цедру, инжир и коктейль — на освещенные участки ветвей.
Приклеив дерево, я перехожу к главному — в размещению силуэта героини. Вообще можно было бы даже лицо девушки набрать с разных фотографий, но чтобы на первый раз не усложнять задачу, остановимся на готовом портрете. Плечи и грудь я выкладываю обрезками узорного платка так, чтобы хорошо читался убедительный абрис фигуры..
Теперь, когда все части коллажа на месте, можно перейти к доработке деталей. В первую очередь я закрою плечо, на которое не хватило платка найденной парой осенних листьев — при этом силуэты их я вырезаю ножницами, опуская оригинальную форму листа — на фотографиях у объектов часто размытые контуры, в коллаж это внесло бы бардак. Приклеив листья, предлагаю закончить картину с помощью акриловых красок.
В первую очередь я смешаю подходящий цвет и продолжу ствол дерева, на который не хватило вырезок. В моем случае это темно-зеленый оттенок. Поскольку я не уверена, что девушка с фотографии и фотограф, сделавший снимок, были бы рады использованию этих материалов, я перерисую лицо героини до неузнаваемости. Это отлично дополнит начатый в фоне живописный эффект.
Кроме классного результата, которого легко добиться и без особенных навыков рисования (ведь вам не обязательно перерисовывать лица — вы можете собрать их из разных фотографий), коллаж — это замечательный, почти медитативный процесс. Помимо наслаждения от работы вы также закаляете свое творческое мышление . Ведь собрать в стройную историю разрозненные образы и объекты — отличное упражнение на креативность!
Источник