Популярные мастер-классы
Мастер-класс (МК)— это передача своего профессионального опыта мастером (учителем), его последовательные выверенные действия, ведущие к заранее обозначенному результату.
Для публикации мастер-класса работа должна быть авторской, (придуманной и сделанной вами). Если воспользовались чужой идеей, то необходимо указать автора. (Ссылка на источник не должна вести на сайт, содержащий продажи товаров или услуг, поскольку ссылки на коммерческие сайты запрещены согласно п. 2.4. ПС).
Ваш мастер-класс не должен полностью дублировать уже имеющийся в Стране Мастеров. Перед публикацией проверьте через поиск, что на сайте нет аналогичных МК.
Процесс должен быть поэтапно сфотографирован (см. Советы по фотосъёмке поделок) или снят на видео (см. как загрузить видео).
Порядок оформления: первая фотография — готовая работа, которую предлагается выполнить, второе фото — материалы и инструменты, необходимые для работы (или их подробное описание), далее этапы МК с первого до последнего. Завершающее фото (результат работы) может повторять самое первое. Фотографии должны сопровождаться понятными и грамотными комментариями процесса.
Если вы уже опубликовали свой МК на другом сайте и вам хочется также опубликовать его у нас, то нужно соблюсти все правила оформления МК, описанные выше. Другими словами: в записи с типом МК нельзя просто поставить фото готового изделия и ссылку на мастер-класс на другом сайте.
Мини мастер-классы, идеи, методы, маленькие секреты мастерства вы можете посмотреть в разделе Советы и секреты.
Внимание: все мастер-классы в Стране Мастеров проверяются помощниками сайта. В случае, если требования раздела Мастер-класс не соблюдены, тип записи будет изменен. В случае, если нарушено Пользовательское соглашение сайта, например, нарушены авторские права, запись будет снята с публикации.
Источник
Как провести Домашний мастер-класс — часть 1
Уважаемые Мастера! Хочу поделиться с Вами своим опытом проведения домашних мастер-классов. В этой части — общие правила, что касается именно скрапбукинга — этому будет посвящена 2-я часть статьи. Однако, уверена, что советы и рекомендации по организации, рекламе и понимание особенностей таких мероприятий подойдут также для любых видов рукоделия.
Несомненные плюсы Домашних мастер-классов:
- Возможность попробовать себя как начинающему мастеру-преподавателю. Для этого не нужно ждать приглашения известных творческих студий, не обязательно быть мега-популярным, владеть супер-техничными приемами или иметь аудиторию поклонников в 1000 и более читателей Вашего блога или творческой странички в Интернете.
- Комфортность домашней обстановки располагает к раскрепощению — как участников, так и преподавателя. Неформальность общения и ожиданий учеников дает возможность при Вашей минимальной подготовке произвести впечатление и запомниться аудитории.
- Вы — все решения принимаете сами как организатор. Возможность управлять процессом полностью минимизирует риски и дает уверенность в себе в будущем.
- Дополнительная реклама себя как мастера, новые друзья и творческие партнеры. Местная реклама в своем районе, городе может привлечь как новых учеников, так и заказчиков Вашей продукции. Особенно популярными, на мой взгляд, такие уроки могут стать в небольших городах, отдаленных от районного центра поселках, Подмосковье.
- Вы поймете для себя — Ваша ли это деятельность (увы, но не все, кто умеет что-то делать сам, может научить этому другого) и что не хватает для проведения полноценных уроков с учениками (они, поверьте, этого не заметят). Отличная возможность получить и расширить навыки общения с аудиторией.
- Дополнительный заработок от любимого рукоделия!
Домашний мастер-класс (по рукоделию) — проводимое на дому (т.е. в жилом помещении) учебное занятие с целью приобретения учащимися теоретических знаний и практических навыков по изготовлению предмета ручного творчества.
Данное определение составлено «на ходу» — но, внимательно почитав его, мы сразу можем перейти к деталям и особенностям данного вида обучения.
Основные составляющие:
1. Помещение (жилая комната). Это может быть комната в Вашей квартире или Ваших хороших знакомых, либо, как получилось у меня — абсолютно незнакомого ранее энтузиаста (девушки), желающей обучаться handmade и давшей соответствующее объявление на местном городском форуме.
- Если это не Ваше помещение — подумайте, какой бонус предоставившему квартиру Вы готовы презентовать (бесплатное участие в МК или частичная его оплата, %% от выручки и пр.).
- Позаботьтесь о том, чтобы на время проведения занятия Вас и учеников никто не отвлекал.
- Комната должна быть оборудована просторным столом, стульями по количеству участников. Идеально, если преподаватель будет иметь возможность свободно перемещаться вокруг стола.
- Лучше всего, если на время проведения урока в квартире будут отсутствовать дети до 6-ти лет и животные (безопасность и тишина). И, однозначно, их не должно быть в комнате проведения МК.
2. Ученики. Скорее всего, их Вы найдете, разместив информацию о МК на своей страничке, творческой группе в социальной сети, местном городском форуме.
- Нужно быть готовым к тому, что большинство из них Вы увидите в первый и последний раз, эти люди не фанаты Вашего вида рукодельного творчества. Они придут изучить, попробовать то, о чем давно мечтали или просто интересно провести свое время — постарайтесь максимально эффективно его использовать, чтобы яркие впечатления остались у всех присутствующих.
- Продумайте заранее, во избежание накладок, для какой аудитории предназначен Ваш урок и отразите это в рекламных материалах. Возраст, требуется ли сопровождение/ присутствие взрослого для ребенка. Постарайтесь максимально упростить используемые инструменты — чтобы свести к минимуму все риски травмы.
- Если ребенок пришел на урок без взрослого — окажите ему максимальное внимание. Покажите, где находится туалет, проводите помыть руки. Родители, скорее всего, будут несколько раз за урок звонить Вам или ребенку на мобильный, чтобы убедиться, все ли в порядке — отнеситесь к этому с пониманием.
- Имейте ввиду, что посещаемость уроков не будет 100% — объявите заранее максимальное количество участников (это где-то вместимость стола + 1-2 чел.) Если это Ваш первый урок — планируйте на более 4-5 учеников, чтобы потренироваться правильно распределять внимание между ними. По опыту, приходит от записавшихся участников только 50-70%.
- Познакомьтесь с каждым участником персонально и познакомьте их друг с другом в процессе прихода. Можно придумать таблички с именами, если участников больше 5 чел.
- Мобильные звонки — допускать или нет, решайте сами. Лично я никогда не требую отключать мобильные на время урока — обычно, все включают его на тихий звук и отвечают на СМС, срочные звонки. Просто не обращайте на это внимание, не прерывайте объяснение — я оставляю это право самому ученику решать, что для него важнее в данный момент. Если Вы предполагаете, что чужие звонки могут Вам помешать — договоритесь до урока с учениками об этом.
- Соберите оплату за МК до начала урока — возможно, люди потом будут торопиться по своим делам и могут просто забыть впопыхах заплатить (особенно дети).
3. Преподаватель — это Вы! От подготовки к мастер-классу зависит его результативность — освоение учениками знаний и приобретение навыков, а также Ваше творческое резюме и доход (подробно об этом в следующем пункте).
- Продумайте план изложения и содержание материалов Вашего МК — они должны быть максимально простыми и доступным для новичков с «0» подготовкой.
- Продумайте, что из материалов/ инструментов будет входить в стоимость — а что участникам нужно будет иметь при себе (купить заранее). Должно быть время на подготовку учеников — чтобы сходить в магазин, если требуемого нет дома.
- Если это не Ваша квартира — продумайте, как оборудовать каждое рабочее место, чтобы оно не испачкалось (старые журналы — отличная находка). Все, что Вы принесете с собой — максимальный арсенал для проведения МК, если не уверены в необходимости, лучше взять что-то лишнее.
- Сделайте образец изготавливаемого изделия — в натуральную величину или больше. Во время МК он должен быть всегда на видном месте.
- Соберите наборы материалов для каждого ученика (лучше всего в индивидуальную упаковку, так удобнее просчитать все необходимое заранее, чтобы не тратить время до начала урока).
- Составьте списки, что ученики должны взять с собой (если это что-то особенное, укажите где купить) и разошлите каждому записавшемуся на e-mail. Скорее всего, это будут некоторые инструменты — нужно быть готовым к тому, что не все принесут в полном объеме необходимое. Имейте при себе в запасе 1-2 комплекта.
- Это может показаться странным, но рабочие функции инструментов также нужно приложить к списку. Например, если это ножницы — укажите, что они должны резать, попросите протестировать участников МК их заранее дома (если кто-то использует ножницы только для отреза нитки, чтобы пришить пуговицу — они вряд ли будут резать все остальное).
- Во время проведения МК все Ваше внимание должно быть посвящено только ученикам — контролируйте действия, поправляйте вовремя, следите чтобы не было критических ошибок. Любую ошибку будьте готовы обыграть в качестве изюминки работы — чтобы это стало творческой находкой ученика и не вызвало негативного осадка.
- Всегда будут ученики более успевающие — в маленькой группе есть возможность уделить внимание персонально — не заставляйте их ждать отстающих.
- По моим наблюдениям, все ученики делятся на 3 группы: а) кто идет в среднем темпе, успевает за объяснениями и делает все как нужно либо обгоняет группу по скорости. б) кто может немного отставать, но требует минимального контроля — он будет смотреть, как делают ученики группы «а», либо сами разберутся в схемке/шаблоне, но чуть медленнее остальных. в) кто будет всегда отставать и будет при этом теряться и всегда сомневаться, правильно ли он делает — не ждите от него просьбы помочь (особенно если это ребенок — он может стесняться), контролируйте таких учеников больше остальных.
4. Ваш заработок! Сюда я бы отнесла следующие слагаемые успеха: рекламу, составление текста объявления, цену МК, изготавливаемое изделие (актуальность в текущем сезоне). От правильного баланса этих составляющих будет зависеть количество пришедших учеников и, как следствие, Ваша выручка.
- Заранее исследуйте интерес к Вашему вида творчества — готовы ли в принципе собраться потенциальные ученики для учебы чему-либо, что Вы умеете.
- Изделие, которое Вы будете делать, должно быть сезонным в период проведения МК, или служащим подарком к наступающим праздникам. Лучше всего, чтобы это был предмет, понятный для всех и имеющий аналог в промышленном производстве — так привлечется большее количество учеников. Например, «Новогодняя открытка», или «Пасхальная корзиночка для яиц».
- Цена МК должна включать: предоставляемые материалы; аренду помещения, если для Вас она платная; Ваш заработок (за вычетом всех расходов, включая транспорт и дополнительные покупки, если они были). Сюда я бы еще добавила аренду Ваших инструментов, если Вы их предоставляете в пользование (по желанию). Цена должна быть адекватной для жителей Вашего региона и сопоставимой с повседневными тратами пришедших. Т.е. такой, чтобы ее не жалко было отдать и в тоже время, потом не думать, что оно того не стоило.
- Кроме полученного изделия, ученики ожидают и хотят получить эмоции и новые впечатления. Постарайтесь сделать урок максимально наглядным, а теорию подготовить в увлекательной форме и не перегружать ею занятие. Подумайте, какие интересные (возможно, эффектные приемы) есть в Вашем виде творчества — постарайтесь их включить в МК.
- Подумайте, кто может Вам помочь с рекламной частью — желательно, чтобы она была для Вас бесплатной. Попросите знакомых продублировать Ваше объявление на своих страничках в соц.сетях, переслать тем, у кого есть дети (если Ваш урок будет для них интересным). Возможно, в процессе анонса МК Вы познакомитесь с мастером-коллегой, который будет готов Вам помочь — инструментами, объявлением в своей творческой группе, либо вы договоритесь провести МК совместно.
- Текст объявления должен быть предельно лаконичным и содержать: дату и время урока; фото изготавливаемого изделия, желаемую аудиторию (минимальный возраст); цену и что в нее входит; предупреждение, если будет необходимость покупать инструмент самостоятельно; продолжительность занятия; максимальное количество учеников:
- Время сбора — заранее узнайте, когда смогут собираться Ваши потенциальные ученики для урока (например, выходные или будни, утро или вечер). Согласуйте его с арендодателем, если Вы проводите МК не своей квартире. Давайте объявление о МК минимум дважды — второй раз за 1-2 дня с целью напоминания.
- Сложнее собрать людей накануне больших известных праздников (проводите урок за 2-3 недели до них) и летом. Учитывайте это при планировании МК. Новогодние хлопоты отнимают также много времени — самые последние даты таких МК — первые числа декабря.
- Разошлите по e-mail каждому участнику — список необходимого, что взять с собой; точный адрес, время и проезд к месту проведения МК; Ваше имя, фамилию, контакты (телефон). Не стесняйтесь лишний раз напомнить о цене МК. Попросите заранее Вас оповестить, если ученик не сможет прийти.
- Подумайте о бонусах, скидках, и подарках. Например, объявите о более дешевой стоимости МК для детей определенного возраста (это повлечет за собой приход на урок большего количества детей и мам с детьми). Или подготовьте всем участникам в подарок небольшие рукодельные сувениры, немного материалов, беспроигрышную лотерею.
- Ведите в доступном для всех месте актуальный список записавшихся — так будут известна для всех информация о свободных местах. Если учеников набралось уже достаточно — вовремя объявите «стоп-лист»:
- Если позволяет время и будут желающие, после урока все собравшиеся могут остаться на чаепитие и общение — попросите участников принести сладости к чаю.
- Обязательно сфотографируйте Ваше мероприятие — участники в процессе занятия, общее фото в конце с готовыми работами, отдельно получившиеся работы. Опубликуйте их и разошлите участникам, попросите их написать отзывы о МК там, где Вы публично разместили фото — так информация будет наиболее полной и просьбы о дальнейших МК, скорее всего, не заставят себя долго ждать. Скопируйте отзывы к себе, чтобы опубликовать анонсом к последующим МК. Внимательно анализируйте полученную обратную связь и Вы поймете, что получают ученики от занятия и как сделать уроки еще лучше:
- Не оставляйте без внимания особые просьбы учеников — например, урока об изделии, которое в этот раз не всем было интересно сделать — возможно, Вы договоритесь об индивидульном уроке.
- Будьте готовы к тому, что Вас обязательно спросят — магазины, где покупаются материалы/инструменты, что чем можно заменить, где/ что почитать по теме. Подготовьте эту информацию заранее либо разошлите после урока на e-mail.
- Если настойчивые ученики будут проявлять особый интерес к покупке материалов — подготовьтесь к этому заранее. Соберите из своих запасов небольшие наборчики по доступной цене, или в списке прочих магазинов опишите, чем Вы можете помочь ученику. Это еще один возможный вид заработка на МК.
- Принесите в качестве примера свои работы (обязательно только те, которые Вы будете готовы продать присутствующим) — как правило, находятся желающие приобрести handmade даже без специальной рекламы. В качестве этики — не предлагайте специально детям что-либо купить у Вас, если они пришли на урок без взрослых.
- Заранее подготовьте визитки и раздайте их участникам МК. Их можно распечатать самостоятельно в домашних условиях. Уточните дополнительные контакты участников МК, поинтересуйтесь их творческими планами. Постарайтесь не терять с ними связь в дальнейшем — разошлите полезную тематическую информацию спустя какое-то время после занятия, ответьте на возникшие вопросы.
Возможные риски:
- Большой объем подготовительных работ Мастера.
- Страх перед публичными выступлениями.
- Подведут партнеры/ помощники.
Как и в любом проекте, они присутствуют и здесь. Но, не так существенны и в большинстве своем в статье уже отражено, как ими управлять. Если кратко, то:
- Самостоятельное управление большим количеством подготовительных работ является одновременно и плюсом. Смело привлекайте помощников (четко и заранее описав им их задачи, не забудьте о контроле), правильно планируйте время.
- Если раньше Вы никогда не выступали перед публикой — подумайте об учениках, они ведь тоже не делали раньше того, учему Вы будете их учить. Здесь Вы на равных. Почитайте статьи на эту тему — как работать с аудиторией, правила передачи информации. Составьте текст Вашего МК, потренеруйтесь перед зеркалом или своими домашними, рассказывая им основные пункты Вашего урока. Уделите внимание тем аспектам, которые Вас больше всего беспокоят — общению с незнакомыми людьми или тайм-менеджменту, например.
- Если сильно боитесь — пригласите на МК своего знакомого в качестве ученика или помощника, это снимет стресс и волнение. Поручите ему фотографирование, подготовку чайного стола. Также, он может следить за временем — если с непривычки Вы каким-то разделом увлечетесь больше нужного, попросите его сказать об этом.
- Выбирайте надежных партнеров, особенно что касается аренды квартиры. Будьте уверены, что Вас предупрелят заранее, если что-то изменится и Вам придется искать другое помещение или переносить мастер-класс.
Подводя итоги и самое главное.
Будьте готовы к тому, что Вас в любой момент могут пригласить проводить мастер-класс. На мой взгляд, каждому Мастеру, увлеченному своим рукоделием больше года, есть смысл готовить материалы для МК. Можно продумать тематику, составить план рассказа. Преподавание и продажи — несколько разные виды деятельности. Если не получается одно, наверняка получится другое. Или, скорее всего, они будут дополнять и помогать друг другу в Вашем нелегком деле!
Основные неотъемлемые составляющие успешного домашнего мастер-класса: подходящее для урока домашнее помещение; ученики, имеющие свободное время и желающие потратить его на урок; учитель (с увлекательной программой занятия, материалами и инструментами), Ваш заработок (зависимый от рекламы, объявления о МК и других коммуникаций с участниками, цены самого МК и предлагаемого изделия для рукотворчества). Научитесь гармонично их объединять в одно целое — и, помимо удовольствия от общения и творческого вдохновения, Вы получите дополнительный доход от бесконечно обожаемой рукотворной деятельности!
Источник