Картотека «Самомассаж» (развитие мелкой моторики рук)
Юлия Болбас
Картотека «Самомассаж» (развитие мелкой моторики рук)
Массаж ладоней и пальцев рук:
Массаж ладоней шестигранным карандашом. Грани карандаша лег-ко покалывают ладони и активизируют нервные окончания, снимают напряжение. Научить детей самомассажу рук не сложно. С помощью шестигранных карандашей ребёнок массирует запястья,кисти рук: пальцы, ладони, тыльные поверхности ладоней, межпальцевые зоны. Такой массаж и игры с карандашами стимулируют речевое развитие малыша, способствуют овладению тонкими движениями пальцев.
1. «Веселые пальчики».
Карандаш положить на нескользящую поверхность, прогладить его сначала одной ладонью, потом другой, покатать карандаш по столу в разных направлениях.
«Карандаш щекочет пальчики
Веселятся девочки и мальчики!
2. «Добывание огня».
Положить шестигранный карандаш на ладошку, прикрыть его другой ладонью и прокатить между ладонями сначала медленно, потом быстрее от кончиков пальцев к запястьям.
«Быстро палочкой мы трем-
Огонек сейчас найдем»
Вращать длинный тонкий карандаш на столе указательным и боль-шим пальцами сначала одной руки, а потом другой. Выполнять вращение большим и средним пальцами.
«Стану я сейчас юлой-
на ноге кручусь одной»
Вращать длинный тонкий карандаш между большим, указательным и средним пальцами.
«Вертолет готов к полету,-
Говорим ми все пилоту.
Винт скорее закрути и лети, лети, лети».
Продвигаться вверх и вниз по длине шестигранного карандаша, упе-рев острым концом в стол, перехватывая его пальцами.
«Гладко вниз сейчас скольжу,
Съехать с горки я спешу».
6. «Послушный карандаш»
Пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами, удер-живая его в определенном положении в правой и левой руке.
«Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу».
Прокатывание карандаша между ладонями сначала в вертикаль-ном, а затем в горизонтальном положении карандаша.
«Мы лягушки-попрыгушки, ква-ква-ква!
Тренируем наши ручки, раз-два, раз-два!
Прокатывание карандаша тремя пальцами правой, а затем левой руки.
Мы лягушки-попрыгушки, ква-ква-ква!
Тренируем наши ручки, раз-два, раз-два!»
Массаж фундуком (грецким) орехами,гладкой галькой:
Самомассаж с данным оборудованием оказывает существенное влияние на процесс формирования пространственного и логического мыш-ления, речевое развитие ребенка, развитие координации и внимания.
— Катать два ореха между ладонями;
— Прокатывать один орех между ладонями;
-Удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами ведущей руки;
Удерживать несколько орехов между пальцами обеих рук.
«Белка принесла орешки-
Какой хочешь, выбирай,
В ручку ты возьми орешек
И легонько нажимай»
Прятать орех в плотно сжатой ладони сначала одной, потом другой руки.
Я орешек зажимаю
Словно я его теряю,
Раз! Ладошка открывается
И орешек появляется!
Прокатывать орех по поверхности ладони с тыльной стороны, лежа-щей на столе, от кончиков пальцев до запястья. (Все движения выполняются в соответствии с текстом и инструкцией)
«Правую ручку на стол я кладу,
В левую ручку орешек беру,
Вот мой орешек по ручке гуляет
На ней он дорожку свою оставляет.
«Наш орешек непростой,
Он волшебный, золотой.
С орешком будем мы играть
Своим ручкам помогать»
«Мы с орешком поиграем, (в правой руке)
Его с горочки катаем.
Вверх и вниз, вверх и вниз
Ты по пальчикам катись!
Снова весело играем, (в левой руке)
По другой руке катаем.
Вверх и вниз, вверх и вниз
Ты по пальчикам катись!»
«В пальцы мы орех возьмём (в правой руке)
И немного повернём.
Крепко пальцами держи
И ещё раз поверни.
В другую руку мы возьмём (в левой руке)
И немного повернём.
Крепко пальцами держи
И ещё раз поверни.
Мы закончили играть.
Пальчики свои встряхни,
И немного отдохни!»
Массаж с прищепками
Игры с прищепками особенно полезны, если пальчики ребенка действуют неуверенно, неловко. Игры хорошо развивают щипковый хват, способность перераспределять при щипковом хвате мышечный тонус. Очень важно за-ниматься последовательно (правая рука, левая рука, обе руки, переходить от простого к сложному (прикреплять прищепку большим и средним паль-цами, большим и безымянным, большим и мизинцем). Бельевой прищепкой на ударные слоги стиха поочерёдно «кусаем»ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и обратно. После 1-го двустишия — смена рук. (Проверьте на себе, чтобы прищепки были не слишком тугими.)
«Кусается сильно котёнок-глупыш,
Он думает: это не палец, а мышь.
—Но я же играю с тобою, малыш!
—А будешь кусаться — скажу тебе «кыш!».
Мы весёлые прищепки,
Коль поймам держим крепко!
Раз, два, три, четыре, пять!
Прищепки будем мы катать! (Прищепка лежит на левой руке, любуемся ею, покачивая головой вправо-влево, накрываем её правой рукой и прокатываем между ладонями)
Большой пальчик мы поймаем
И немного покачаем! (Ловим прищепкой большой палец левой руки и качаем пальчик с прищепкой)
И немного покачаем! (Ловим указательный палец левой руки и качаем)
Средний пальчик мы поймаем
И немного покачаем! (Ловим средний палец левой руки и кача-ем)
Безымянный мы поймаем
И немного покачаем! (Ловим безымянный палец левой руки и качаем)
И мизинец мы поймаем
И немного покачаем! (Ловим мизинец левой руки и качаем)
Раз, два, три, четыре, пять!
Прищепки будем мы катать! (Прищепка лежит на правой руке, накры-ваем её левой рукой и прокатываем меж-ду ладонями, затем выполняем аналогич-ные действия на правой руке)
1, 2, 3, 4, 5! Мы закончили иг-рать. Пальчики свои встряхни
И немного отдохни! (Соединяем поочерёдно пальцы обеих рук, встряхиваем кисти рук, закрываем глаза, отдыхаем)
Массаж лица и пальцев рук с помощью зубных щеток.
Массаж должен быть нежесткой зубной щеткой. Щетки индивиду-альны и тщательно обрабатываются мылом после использования. Самое главное: ребенку не должно быть больно!
поглаживание – легкое, затем более интенсивное;
разминание – щетка прижимается к коже и, не сдвигаясь по поверх-ности, вращательными движениями разминает глубже лежащие ткани;
вибрация – похлопывание щеткой.
Начиная с большого и до мизинца растирать зубной щеткой сначала подушечки пальца, затем медленно опускаться к его основанию.
«Я возьму зубную щетку,
Чтоб погладить пальчики.
Станьте ловкими скорей,
Заканчивается массаж поглаживанием массируемых мест (мышц ли-ца и пальцев рук).
Ребенок берет в руки зубную щетку. Под счет растирает щеткой поду-шечки пальцев сначала левой, затем руки.
Раз, два, три, четыре, пять –
В лес идем мы погулять! Растирает щеткой ладонь правой руки
За черникой, Указательный палец
За малиной, Средний палец
За брусникой, Безымянный палец
За калиной, Мизинец
Землянику мы найдем
И братишке отнесем!
Убирает зубную щетку в сторону. Вытягивает руки вперед – «угощение.
Массаж «Волшебные дорожки» аппликатор Кузнецова.
Приспособление для стимуляции нервных окончаний на ладонях и кончиках пальцев рук.
1. «Гладкие ладошки»
Пластмассовые иглы закреплены на тканевой основе в форме доро-жек. Расстояние между ними от 2 до 8 мм. Ребенок прижимает ладо-ни (в пределах болевой переносимости) в течение 40-60 секунд.
«Мы ладошки прижимаем-
Быть здоровыми желаем»
1, 2, 3, 4, 5! (Загибаем пальчики
на обеих руках одновременно)
Дорожкой будем мы шагать! (Шагают все пальчики обеих рук)
Свои ручки развивать! (Удары кулачками и ладошками попеременно по дорожке)
Потопали, потопали! (Все пальчики обеих рук «топают»
на месте по дорожке»
Похлопали, похлопали! (Обе ладошки хлопают по дорожке, не отрывая запястья от стола,
А большой он умный самый
Потанцуй-ка вместе с нами! (Большой палец танцует по дорож-ке)
И старайся не балуй! (Танцует указательный палец)
Средний пальчик попляши
Постарайся от души! (Танцует средний палец)
Потанцуй и ты со мной. (Танцует безымянный палец)
И мизинец маленький Самый он удаленький! (Танцует мизинец)
Мы закончили играть! (Загибаем пальчики на обеих руках, (удары кулачками и ладошками)
На каждый ударный слог осуществляются поглаживающие движения ладонями. Поверхности «иголочек» касаются не только пальцы, но и ладони. Направления движения – к себе.
«Гладила мама-ежиха ежат:
Что за пригожие детки лежат!»
3. Расслабление «Ловим тишину»
Ладошки лежат на столе, тело расслаблено, глаза закрыты. Дети на-ходятся в таком положении в течении 30-40 секунд,после чего глаза откры-ваются и педагог спрашивает: «Получилось поймать тишину?»
Массаж с разными крупами и бусами. Перебирание круп или буси-нок развивает пальцы, успокаивает нервы. В это время можно считать коли-чество бусинок. Проводится под присмотром взрослого.
1. Массаж «четками». Перебирание «четок» (бус) развивает пальцы, успокаивает нервы. Считать количество «бус» (в прямом и обратном поряд-ке). «Дома я одна скучала,
Бусы мамины достала.
Бусы я перебираю,
Свои пальцы развиваю»
2. «Фокусник» — собрать (скомкать) кусочек полиэтилена (носовой платок) пальцами в ладонь, начиная с угла (кусочки полиэтилена торчать из кулачка не должны).
Рисование — рисовать «цветы» веревочками, пуговицами, камушка-ми, косточками, ракушками, пробками от пластмассовых бутылок.
Массаж ладоней и пальцев рук:
Массаж ладоней шестигранным карандашом. Грани карандаша лег-ко покалывают ладони и активизируют нервные окончания, снимают напряжение. Научить детей самомассажу рук не сложно. С помощью шестигранных карандашей ребёнок массирует запястья,кисти рук: пальцы, ладони, тыльные поверхности ладоней, межпальцевые зоны. Такой массаж и игры с карандашами стимулируют речевое развитие малыша, способствуют овладению тонкими движениями пальцев.
1. «Веселые пальчики».
Карандаш положить на нескользящую поверхность, прогладить его сначала одной ладонью, потом другой, покатать карандаш по столу в разных направлениях.
«Карандаш щекочет пальчики
Веселятся девочки и мальчики!
2. «Добывание огня».
Положить шестигранный карандаш на ладошку, прикрыть его другой ладонью и прокатить между ладонями сначала медленно, потом быстрее от кончиков пальцев к запястьям.
«Быстро палочкой мы трем-
Огонек сейчас найдем»
Вращать длинный тонкий карандаш на столе указательным и боль-шим пальцами сначала одной руки, а потом другой. Выполнять вращение большим и средним пальцами.
«Стану я сейчас юлой-
на ноге кручусь одной»
Вращать длинный тонкий карандаш между большим, указательным и средним пальцами.
«Вертолет готов к полету,-
Говорим ми все пилоту.
Винт скорее закрути и лети, лети, лети».
Продвигаться вверх и вниз по длине шестигранного карандаша, упе-рев острым концом в стол, перехватывая его пальцами.
«Гладко вниз сейчас скольжу,
Съехать с горки я спешу».
6. «Послушный карандаш»
Пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами, удер-живая его в определенном положении в правой и левой руке.
«Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу».
Прокатывание карандаша между ладонями сначала в вертикаль-ном, а затем в горизонтальном положении карандаша.
«Мы лягушки-попрыгушки, ква-ква-ква!
Тренируем наши ручки, раз-два, раз-два!
Прокатывание карандаша тремя пальцами правой, а затем левой руки.
Мы лягушки-попрыгушки, ква-ква-ква!
Тренируем наши ручки, раз-два, раз-два!»
Массаж фундуком (грецким) орехами,гладкой галькой:
Самомассаж с данным оборудованием оказывает существенное влияние на процесс формирования пространственного и логического мыш-ления, речевое развитие ребенка, развитие координации и внимания.
— Катать два ореха между ладонями;
— Прокатывать один орех между ладонями;
-Удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами ведущей руки;
Удерживать несколько орехов между пальцами обеих рук.
«Белка принесла орешки-
Какой хочешь, выбирай,
В ручку ты возьми орешек
И легонько нажимай»
Прятать орех в плотно сжатой ладони сначала одной, потом другой руки.
Я орешек зажимаю
Словно я его теряю,
Раз! Ладошка открывается
И орешек появляется!
Прокатывать орех по поверхности ладони с тыльной стороны, лежа-щей на столе, от кончиков пальцев до запястья. (Все движения выполняются в соответствии с текстом и инструкцией)
«Правую ручку на стол я кладу,
В левую ручку орешек беру,
Вот мой орешек по ручке гуляет
На ней он дорожку свою оставляет.
«Наш орешек непростой,
Он волшебный, золотой.
С орешком будем мы играть
Своим ручкам помогать»
«Мы с орешком поиграем, (в правой руке)
Его с горочки катаем.
Вверх и вниз, вверх и вниз
Ты по пальчикам катись!
Снова весело играем, (в левой руке)
По другой руке катаем.
Вверх и вниз, вверх и вниз
Ты по пальчикам катись!»
«В пальцы мы орех возьмём (в правой руке)
И немного повернём.
Крепко пальцами держи
И ещё раз поверни.
В другую руку мы возьмём (в левой руке)
И немного повернём.
Крепко пальцами держи
И ещё раз поверни.
Мы закончили играть.
Пальчики свои встряхни,
И немного отдохни!»
Массаж с прищепками
Игры с прищепками особенно полезны, если пальчики ребенка действуют неуверенно, неловко. Игры хорошо развивают щипковый хват, способность перераспределять при щипковом хвате мышечный тонус. Очень важно за-ниматься последовательно (правая рука, левая рука, обе руки, переходить от простого к сложному (прикреплять прищепку большим и средним паль-цами, большим и безымянным, большим и мизинцем). Бельевой прищепкой на ударные слоги стиха поочерёдно «кусаем»ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и обратно. После 1-го двустишия — смена рук. (Проверьте на себе, чтобы прищепки были не слишком тугими.)
«Кусается сильно котёнок-глупыш,
Он думает: это не палец, а мышь.
—Но я же играю с тобою, малыш!
—А будешь кусаться — скажу тебе «кыш!».
Мы весёлые прищепки,
Коль поймам держим крепко!
Раз, два, три, четыре, пять!
Прищепки будем мы катать! (Прищепка лежит на левой руке, любуемся ею, покачивая головой вправо-влево, накрываем её правой рукой и прокатываем между ладонями)
Большой пальчик мы поймаем
И немного покачаем! (Ловим прищепкой большой палец левой руки и качаем пальчик с прищепкой)
И немного покачаем! (Ловим указательный палец левой руки и качаем)
Средний пальчик мы поймаем
И немного покачаем! (Ловим средний палец левой руки и кача-ем)
Безымянный мы поймаем
И немного покачаем! (Ловим безымянный палец левой руки и качаем)
И мизинец мы поймаем
И немного покачаем! (Ловим мизинец левой руки и качаем)
Раз, два, три, четыре, пять!
Прищепки будем мы катать! (Прищепка лежит на правой руке, накры-ваем её левой рукой и прокатываем меж-ду ладонями, затем выполняем аналогич-ные действия на правой руке)
1, 2, 3, 4, 5! Мы закончили иг-рать. Пальчики свои встряхни
И немного отдохни! (Соединяем поочерёдно пальцы обеих рук, встряхиваем кисти рук, закрываем глаза, отдыхаем)
Массаж лица и пальцев рук с помощью зубных щеток.
Массаж должен быть нежесткой зубной щеткой. Щетки индивиду-альны и тщательно обрабатываются мылом после использования. Самое главное: ребенку не должно быть больно!
поглаживание – легкое, затем более интенсивное;
разминание – щетка прижимается к коже и, не сдвигаясь по поверх-ности, вращательными движениями разминает глубже лежащие ткани;
вибрация – похлопывание щеткой.
Начиная с большого и до мизинца растирать зубной щеткой сначала подушечки пальца, затем медленно опускаться к его основанию.
«Я возьму зубную щетку,
Чтоб погладить пальчики.
Станьте ловкими скорей,
Заканчивается массаж поглаживанием массируемых мест (мышц ли-ца и пальцев рук).
Ребенок берет в руки зубную щетку. Под счет растирает щеткой поду-шечки пальцев сначала левой, затем руки.
Раз, два, три, четыре, пять –
В лес идем мы погулять! Растирает щеткой ладонь правой руки
За черникой, Указательный палец
За малиной, Средний палец
За брусникой, Безымянный палец
За калиной, Мизинец
Землянику мы найдем
И братишке отнесем!
Убирает зубную щетку в сторону. Вытягивает руки вперед – «угощение.
Массаж «Волшебные дорожки» аппликатор Кузнецова.
Приспособление для стимуляции нервных окончаний на ладонях и кончиках пальцев рук.
1. «Гладкие ладошки»
Пластмассовые иглы закреплены на тканевой основе в форме доро-жек. Расстояние между ними от 2 до 8 мм. Ребенок прижимает ладо-ни (в пределах болевой переносимости) в течение 40-60 секунд.
«Мы ладошки прижимаем-
Быть здоровыми желаем»
1, 2, 3, 4, 5! (Загибаем пальчики
на обеих руках одновременно)
Дорожкой будем мы шагать! (Шагают все пальчики обеих рук)
Свои ручки развивать! (Удары кулачками и ладошками попеременно по дорожке)
Потопали, потопали! (Все пальчики обеих рук «топают»
на месте по дорожке»
Похлопали, похлопали! (Обе ладошки хлопают по дорожке, не отрывая запястья от стола,
А большой он умный самый
Потанцуй-ка вместе с нами! (Большой палец танцует по дорож-ке)
И старайся не балуй! (Танцует указательный палец)
Средний пальчик попляши
Постарайся от души! (Танцует средний палец)
Потанцуй и ты со мной. (Танцует безымянный палец)
И мизинец маленький Самый он удаленький! (Танцует мизинец)
Мы закончили играть! (Загибаем пальчики на обеих руках, (удары кулачками и ладошками)
На каждый ударный слог осуществляются поглаживающие движения ладонями. Поверхности «иголочек» касаются не только пальцы, но и ладони. Направления движения – к себе.
«Гладила мама-ежиха ежат:
Что за пригожие детки лежат!»
3. Расслабление «Ловим тишину»
Ладошки лежат на столе, тело расслаблено, глаза закрыты. Дети на-ходятся в таком положении в течении 30-40 секунд,после чего глаза откры-ваются и педагог спрашивает: «Получилось поймать тишину?»
Массаж с разными крупами и бусами. Перебирание круп или буси-нок развивает пальцы, успокаивает нервы. В это время можно считать коли-чество бусинок. Проводится под присмотром взрослого.
1. Массаж «четками». Перебирание «четок» (бус) развивает пальцы, успокаивает нервы. Считать количество «бус» (в прямом и обратном поряд-ке). «Дома я одна скучала,
Бусы мамины достала.
Бусы я перебираю,
Свои пальцы развиваю»
2. «Фокусник» — собрать (скомкать) кусочек полиэтилена (носовой платок) пальцами в ладонь, начиная с угла (кусочки полиэтилена торчать из кулачка не должны).
Рисование — рисовать «цветы» веревочками, пуговицами, камушка-ми, косточками, ракушками, пробками от пластмассовых бутылок.
Игровой самомассаж для детей раннего возраста как средство развития мелкой моторики Все мамы знают, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. Но не все знают, как правильно это делать, да и вообще что является мелкой.
Картотека игр и упражнений для развития мелкой моторики у детей раннего возраста Игры для развития мелкой моторики рук в раннем возрасте. Составила и провела Гудинова И. В. Воспитатель высшей квалификационной категории.
Картотека игр для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста Мелкая моторика в младшем дошкольном возрасте влияет на развитие речи детей. Дети данного возраста изучают и познают мир. Они всё трогают.
Картотека игр по развитию мелкой моторики Цели: • стимулирование речевой активности детей, развитие речи; • развитие движений пальцев рук, координации движений, а также обучение.
Картотека игр по развитию мелкой моторики Цели: • стимулирование речевой активности детей, развитие речи; • развитие движений пальцев рук, координации движений, а также обучение.
Картотека игр по развитию мелкой моторики руки Картотека игр по развитию мелкой моторики Цели: • стимулирование речевой активности детей, развитие речи; • развитие движений пальцев рук,.
Картотека развивающих игр для детей старшей группы ДОУ Игры, направленные на развитие мелкой моторики у дошкольников Игра «Нанизывание». Цель: развивать мелкую моторику. Игровой материал и наглядные пособия: макароны разной формы, раскрашенные детьми, леска,.
Методическая картотека пальчиковых игр по развитию мелкой моторики Методическая картотека пальчиковых игр по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста. Воспитатель :Турумбетова Ю. Г.
Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста. Картотека игр Ефимова Марина Валерьевна ГБДОУ 40 Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста Что же такое мелкая моторика? Мелкая.
Семинар-практикум для воспитателей «Развитие мелкой моторики. Игры и упражнения для развития мелкой моторики» Пояснительная записка Цель: совершенствование профессиональной компетентности педагогов в области развития мелкой моторики руки детей дошкольного.
Источник