Массаж своими руками для дошкольников

Картотека «Самомассаж» (развитие мелкой моторики рук)

Юлия Болбас
Картотека «Самомассаж» (развитие мелкой моторики рук)

Массаж ладоней и пальцев рук:

Массаж ладоней шестигранным карандашом. Грани карандаша лег-ко покалывают ладони и активизируют нервные окончания, снимают напряжение. Научить детей самомассажу рук не сложно. С помощью шестигранных карандашей ребёнок массирует запястья,кисти рук: пальцы, ладони, тыльные поверхности ладоней, межпальцевые зоны. Такой массаж и игры с карандашами стимулируют речевое развитие малыша, способствуют овладению тонкими движениями пальцев.

1. «Веселые пальчики».

Карандаш положить на нескользящую поверхность, прогладить его сначала одной ладонью, потом другой, покатать карандаш по столу в разных направлениях.

«Карандаш щекочет пальчики

Веселятся девочки и мальчики!

2. «Добывание огня».

Положить шестигранный карандаш на ладошку, прикрыть его другой ладонью и прокатить между ладонями сначала медленно, потом быстрее от кончиков пальцев к запястьям.

«Быстро палочкой мы трем-

Огонек сейчас найдем»

Вращать длинный тонкий карандаш на столе указательным и боль-шим пальцами сначала одной руки, а потом другой. Выполнять вращение большим и средним пальцами.

«Стану я сейчас юлой-

на ноге кручусь одной»

Вращать длинный тонкий карандаш между большим, указательным и средним пальцами.

«Вертолет готов к полету,-

Говорим ми все пилоту.

Винт скорее закрути и лети, лети, лети».

Продвигаться вверх и вниз по длине шестигранного карандаша, упе-рев острым концом в стол, перехватывая его пальцами.

«Гладко вниз сейчас скольжу,

Съехать с горки я спешу».

6. «Послушный карандаш»

Пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами, удер-живая его в определенном положении в правой и левой руке.

«Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу».

Прокатывание карандаша между ладонями сначала в вертикаль-ном, а затем в горизонтальном положении карандаша.

«Мы лягушки-попрыгушки, ква-ква-ква!

Тренируем наши ручки, раз-два, раз-два!

Прокатывание карандаша тремя пальцами правой, а затем левой руки.

Мы лягушки-попрыгушки, ква-ква-ква!

Тренируем наши ручки, раз-два, раз-два!»

Массаж фундуком (грецким) орехами,гладкой галькой:

Самомассаж с данным оборудованием оказывает существенное влияние на процесс формирования пространственного и логического мыш-ления, речевое развитие ребенка, развитие координации и внимания.

— Катать два ореха между ладонями;

— Прокатывать один орех между ладонями;

-Удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами ведущей руки;

Удерживать несколько орехов между пальцами обеих рук.

«Белка принесла орешки-

Какой хочешь, выбирай,

В ручку ты возьми орешек

И легонько нажимай»

Прятать орех в плотно сжатой ладони сначала одной, потом другой руки.

Я орешек зажимаю

Словно я его теряю,

Раз! Ладошка открывается

И орешек появляется!

Прокатывать орех по поверхности ладони с тыльной стороны, лежа-щей на столе, от кончиков пальцев до запястья. (Все движения выполняются в соответствии с текстом и инструкцией)

«Правую ручку на стол я кладу,

В левую ручку орешек беру,

Вот мой орешек по ручке гуляет

На ней он дорожку свою оставляет.

«Наш орешек непростой,

Он волшебный, золотой.

С орешком будем мы играть

Своим ручкам помогать»

«Мы с орешком поиграем, (в правой руке)

Его с горочки катаем.

Вверх и вниз, вверх и вниз

Ты по пальчикам катись!

Снова весело играем, (в левой руке)

По другой руке катаем.

Вверх и вниз, вверх и вниз

Ты по пальчикам катись!»

«В пальцы мы орех возьмём (в правой руке)

И немного повернём.

Крепко пальцами держи

И ещё раз поверни.

В другую руку мы возьмём (в левой руке)

И немного повернём.

Крепко пальцами держи

И ещё раз поверни.

Мы закончили играть.

Пальчики свои встряхни,

И немного отдохни!»

Массаж с прищепками

Игры с прищепками особенно полезны, если пальчики ребенка действуют неуверенно, неловко. Игры хорошо развивают щипковый хват, способность перераспределять при щипковом хвате мышечный тонус. Очень важно за-ниматься последовательно (правая рука, левая рука, обе руки, переходить от простого к сложному (прикреплять прищепку большим и средним паль-цами, большим и безымянным, большим и мизинцем). Бельевой прищепкой на ударные слоги стиха поочерёдно «кусаем»ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и обратно. После 1-го двустишия — смена рук. (Проверьте на себе, чтобы прищепки были не слишком тугими.)

«Кусается сильно котёнок-глупыш,

Он думает: это не палец, а мышь.

—Но я же играю с тобою, малыш!

—А будешь кусаться — скажу тебе «кыш!».

Мы весёлые прищепки,

Коль поймам держим крепко!

Раз, два, три, четыре, пять!

Прищепки будем мы катать! (Прищепка лежит на левой руке, любуемся ею, покачивая головой вправо-влево, накрываем её правой рукой и прокатываем между ладонями)

Большой пальчик мы поймаем

И немного покачаем! (Ловим прищепкой большой палец левой руки и качаем пальчик с прищепкой)

И немного покачаем! (Ловим указательный палец левой руки и качаем)

Средний пальчик мы поймаем

И немного покачаем! (Ловим средний палец левой руки и кача-ем)

Читайте также:  Кофты своими руками лето

Безымянный мы поймаем

И немного покачаем! (Ловим безымянный палец левой руки и качаем)

И мизинец мы поймаем

И немного покачаем! (Ловим мизинец левой руки и качаем)

Раз, два, три, четыре, пять!

Прищепки будем мы катать! (Прищепка лежит на правой руке, накры-ваем её левой рукой и прокатываем меж-ду ладонями, затем выполняем аналогич-ные действия на правой руке)

1, 2, 3, 4, 5! Мы закончили иг-рать. Пальчики свои встряхни

И немного отдохни! (Соединяем поочерёдно пальцы обеих рук, встряхиваем кисти рук, закрываем глаза, отдыхаем)

Массаж лица и пальцев рук с помощью зубных щеток.

Массаж должен быть нежесткой зубной щеткой. Щетки индивиду-альны и тщательно обрабатываются мылом после использования. Самое главное: ребенку не должно быть больно!

поглаживание – легкое, затем более интенсивное;

разминание – щетка прижимается к коже и, не сдвигаясь по поверх-ности, вращательными движениями разминает глубже лежащие ткани;

вибрация – похлопывание щеткой.

Начиная с большого и до мизинца растирать зубной щеткой сначала подушечки пальца, затем медленно опускаться к его основанию.

«Я возьму зубную щетку,

Чтоб погладить пальчики.

Станьте ловкими скорей,

Заканчивается массаж поглаживанием массируемых мест (мышц ли-ца и пальцев рук).

Ребенок берет в руки зубную щетку. Под счет растирает щеткой поду-шечки пальцев сначала левой, затем руки.

Раз, два, три, четыре, пять –

В лес идем мы погулять! Растирает щеткой ладонь правой руки

За черникой, Указательный палец

За малиной, Средний палец

За брусникой, Безымянный палец

За калиной, Мизинец

Землянику мы найдем

И братишке отнесем!

Убирает зубную щетку в сторону. Вытягивает руки вперед – «угощение.

Массаж «Волшебные дорожки» аппликатор Кузнецова.

Приспособление для стимуляции нервных окончаний на ладонях и кончиках пальцев рук.

1. «Гладкие ладошки»

Пластмассовые иглы закреплены на тканевой основе в форме доро-жек. Расстояние между ними от 2 до 8 мм. Ребенок прижимает ладо-ни (в пределах болевой переносимости) в течение 40-60 секунд.

«Мы ладошки прижимаем-

Быть здоровыми желаем»

1, 2, 3, 4, 5! (Загибаем пальчики

на обеих руках одновременно)

Дорожкой будем мы шагать! (Шагают все пальчики обеих рук)

Свои ручки развивать! (Удары кулачками и ладошками попеременно по дорожке)

Потопали, потопали! (Все пальчики обеих рук «топают»

на месте по дорожке»

Похлопали, похлопали! (Обе ладошки хлопают по дорожке, не отрывая запястья от стола,

А большой он умный самый

Потанцуй-ка вместе с нами! (Большой палец танцует по дорож-ке)

И старайся не балуй! (Танцует указательный палец)

Средний пальчик попляши

Постарайся от души! (Танцует средний палец)

Потанцуй и ты со мной. (Танцует безымянный палец)

И мизинец маленький Самый он удаленький! (Танцует мизинец)

Мы закончили играть! (Загибаем пальчики на обеих руках, (удары кулачками и ладошками)

На каждый ударный слог осуществляются поглаживающие движения ладонями. Поверхности «иголочек» касаются не только пальцы, но и ладони. Направления движения – к себе.

«Гладила мама-ежиха ежат:

Что за пригожие детки лежат!»

3. Расслабление «Ловим тишину»

Ладошки лежат на столе, тело расслаблено, глаза закрыты. Дети на-ходятся в таком положении в течении 30-40 секунд,после чего глаза откры-ваются и педагог спрашивает: «Получилось поймать тишину?»

Массаж с разными крупами и бусами. Перебирание круп или буси-нок развивает пальцы, успокаивает нервы. В это время можно считать коли-чество бусинок. Проводится под присмотром взрослого.

1. Массаж «четками». Перебирание «четок» (бус) развивает пальцы, успокаивает нервы. Считать количество «бус» (в прямом и обратном поряд-ке). «Дома я одна скучала,

Бусы мамины достала.

Бусы я перебираю,

Свои пальцы развиваю»

2. «Фокусник» — собрать (скомкать) кусочек полиэтилена (носовой платок) пальцами в ладонь, начиная с угла (кусочки полиэтилена торчать из кулачка не должны).

Рисование — рисовать «цветы» веревочками, пуговицами, камушка-ми, косточками, ракушками, пробками от пластмассовых бутылок.

Массаж ладоней и пальцев рук:

Массаж ладоней шестигранным карандашом. Грани карандаша лег-ко покалывают ладони и активизируют нервные окончания, снимают напряжение. Научить детей самомассажу рук не сложно. С помощью шестигранных карандашей ребёнок массирует запястья,кисти рук: пальцы, ладони, тыльные поверхности ладоней, межпальцевые зоны. Такой массаж и игры с карандашами стимулируют речевое развитие малыша, способствуют овладению тонкими движениями пальцев.

1. «Веселые пальчики».

Карандаш положить на нескользящую поверхность, прогладить его сначала одной ладонью, потом другой, покатать карандаш по столу в разных направлениях.

«Карандаш щекочет пальчики

Веселятся девочки и мальчики!

2. «Добывание огня».

Положить шестигранный карандаш на ладошку, прикрыть его другой ладонью и прокатить между ладонями сначала медленно, потом быстрее от кончиков пальцев к запястьям.

«Быстро палочкой мы трем-

Огонек сейчас найдем»

Вращать длинный тонкий карандаш на столе указательным и боль-шим пальцами сначала одной руки, а потом другой. Выполнять вращение большим и средним пальцами.

Читайте также:  Мощнейший конденсатор своими руками

«Стану я сейчас юлой-

на ноге кручусь одной»

Вращать длинный тонкий карандаш между большим, указательным и средним пальцами.

«Вертолет готов к полету,-

Говорим ми все пилоту.

Винт скорее закрути и лети, лети, лети».

Продвигаться вверх и вниз по длине шестигранного карандаша, упе-рев острым концом в стол, перехватывая его пальцами.

«Гладко вниз сейчас скольжу,

Съехать с горки я спешу».

6. «Послушный карандаш»

Пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами, удер-живая его в определенном положении в правой и левой руке.

«Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу».

Прокатывание карандаша между ладонями сначала в вертикаль-ном, а затем в горизонтальном положении карандаша.

«Мы лягушки-попрыгушки, ква-ква-ква!

Тренируем наши ручки, раз-два, раз-два!

Прокатывание карандаша тремя пальцами правой, а затем левой руки.

Мы лягушки-попрыгушки, ква-ква-ква!

Тренируем наши ручки, раз-два, раз-два!»

Массаж фундуком (грецким) орехами,гладкой галькой:

Самомассаж с данным оборудованием оказывает существенное влияние на процесс формирования пространственного и логического мыш-ления, речевое развитие ребенка, развитие координации и внимания.

— Катать два ореха между ладонями;

— Прокатывать один орех между ладонями;

-Удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами ведущей руки;

Удерживать несколько орехов между пальцами обеих рук.

«Белка принесла орешки-

Какой хочешь, выбирай,

В ручку ты возьми орешек

И легонько нажимай»

Прятать орех в плотно сжатой ладони сначала одной, потом другой руки.

Я орешек зажимаю

Словно я его теряю,

Раз! Ладошка открывается

И орешек появляется!

Прокатывать орех по поверхности ладони с тыльной стороны, лежа-щей на столе, от кончиков пальцев до запястья. (Все движения выполняются в соответствии с текстом и инструкцией)

«Правую ручку на стол я кладу,

В левую ручку орешек беру,

Вот мой орешек по ручке гуляет

На ней он дорожку свою оставляет.

«Наш орешек непростой,

Он волшебный, золотой.

С орешком будем мы играть

Своим ручкам помогать»

«Мы с орешком поиграем, (в правой руке)

Его с горочки катаем.

Вверх и вниз, вверх и вниз

Ты по пальчикам катись!

Снова весело играем, (в левой руке)

По другой руке катаем.

Вверх и вниз, вверх и вниз

Ты по пальчикам катись!»

«В пальцы мы орех возьмём (в правой руке)

И немного повернём.

Крепко пальцами держи

И ещё раз поверни.

В другую руку мы возьмём (в левой руке)

И немного повернём.

Крепко пальцами держи

И ещё раз поверни.

Мы закончили играть.

Пальчики свои встряхни,

И немного отдохни!»

Массаж с прищепками

Игры с прищепками особенно полезны, если пальчики ребенка действуют неуверенно, неловко. Игры хорошо развивают щипковый хват, способность перераспределять при щипковом хвате мышечный тонус. Очень важно за-ниматься последовательно (правая рука, левая рука, обе руки, переходить от простого к сложному (прикреплять прищепку большим и средним паль-цами, большим и безымянным, большим и мизинцем). Бельевой прищепкой на ударные слоги стиха поочерёдно «кусаем»ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и обратно. После 1-го двустишия — смена рук. (Проверьте на себе, чтобы прищепки были не слишком тугими.)

«Кусается сильно котёнок-глупыш,

Он думает: это не палец, а мышь.

—Но я же играю с тобою, малыш!

—А будешь кусаться — скажу тебе «кыш!».

Мы весёлые прищепки,

Коль поймам держим крепко!

Раз, два, три, четыре, пять!

Прищепки будем мы катать! (Прищепка лежит на левой руке, любуемся ею, покачивая головой вправо-влево, накрываем её правой рукой и прокатываем между ладонями)

Большой пальчик мы поймаем

И немного покачаем! (Ловим прищепкой большой палец левой руки и качаем пальчик с прищепкой)

И немного покачаем! (Ловим указательный палец левой руки и качаем)

Средний пальчик мы поймаем

И немного покачаем! (Ловим средний палец левой руки и кача-ем)

Безымянный мы поймаем

И немного покачаем! (Ловим безымянный палец левой руки и качаем)

И мизинец мы поймаем

И немного покачаем! (Ловим мизинец левой руки и качаем)

Раз, два, три, четыре, пять!

Прищепки будем мы катать! (Прищепка лежит на правой руке, накры-ваем её левой рукой и прокатываем меж-ду ладонями, затем выполняем аналогич-ные действия на правой руке)

1, 2, 3, 4, 5! Мы закончили иг-рать. Пальчики свои встряхни

И немного отдохни! (Соединяем поочерёдно пальцы обеих рук, встряхиваем кисти рук, закрываем глаза, отдыхаем)

Массаж лица и пальцев рук с помощью зубных щеток.

Массаж должен быть нежесткой зубной щеткой. Щетки индивиду-альны и тщательно обрабатываются мылом после использования. Самое главное: ребенку не должно быть больно!

поглаживание – легкое, затем более интенсивное;

разминание – щетка прижимается к коже и, не сдвигаясь по поверх-ности, вращательными движениями разминает глубже лежащие ткани;

вибрация – похлопывание щеткой.

Начиная с большого и до мизинца растирать зубной щеткой сначала подушечки пальца, затем медленно опускаться к его основанию.

Читайте также:  Отвал для оки своими руками чертежи

«Я возьму зубную щетку,

Чтоб погладить пальчики.

Станьте ловкими скорей,

Заканчивается массаж поглаживанием массируемых мест (мышц ли-ца и пальцев рук).

Ребенок берет в руки зубную щетку. Под счет растирает щеткой поду-шечки пальцев сначала левой, затем руки.

Раз, два, три, четыре, пять –

В лес идем мы погулять! Растирает щеткой ладонь правой руки

За черникой, Указательный палец

За малиной, Средний палец

За брусникой, Безымянный палец

За калиной, Мизинец

Землянику мы найдем

И братишке отнесем!

Убирает зубную щетку в сторону. Вытягивает руки вперед – «угощение.

Массаж «Волшебные дорожки» аппликатор Кузнецова.

Приспособление для стимуляции нервных окончаний на ладонях и кончиках пальцев рук.

1. «Гладкие ладошки»

Пластмассовые иглы закреплены на тканевой основе в форме доро-жек. Расстояние между ними от 2 до 8 мм. Ребенок прижимает ладо-ни (в пределах болевой переносимости) в течение 40-60 секунд.

«Мы ладошки прижимаем-

Быть здоровыми желаем»

1, 2, 3, 4, 5! (Загибаем пальчики

на обеих руках одновременно)

Дорожкой будем мы шагать! (Шагают все пальчики обеих рук)

Свои ручки развивать! (Удары кулачками и ладошками попеременно по дорожке)

Потопали, потопали! (Все пальчики обеих рук «топают»

на месте по дорожке»

Похлопали, похлопали! (Обе ладошки хлопают по дорожке, не отрывая запястья от стола,

А большой он умный самый

Потанцуй-ка вместе с нами! (Большой палец танцует по дорож-ке)

И старайся не балуй! (Танцует указательный палец)

Средний пальчик попляши

Постарайся от души! (Танцует средний палец)

Потанцуй и ты со мной. (Танцует безымянный палец)

И мизинец маленький Самый он удаленький! (Танцует мизинец)

Мы закончили играть! (Загибаем пальчики на обеих руках, (удары кулачками и ладошками)

На каждый ударный слог осуществляются поглаживающие движения ладонями. Поверхности «иголочек» касаются не только пальцы, но и ладони. Направления движения – к себе.

«Гладила мама-ежиха ежат:

Что за пригожие детки лежат!»

3. Расслабление «Ловим тишину»

Ладошки лежат на столе, тело расслаблено, глаза закрыты. Дети на-ходятся в таком положении в течении 30-40 секунд,после чего глаза откры-ваются и педагог спрашивает: «Получилось поймать тишину?»

Массаж с разными крупами и бусами. Перебирание круп или буси-нок развивает пальцы, успокаивает нервы. В это время можно считать коли-чество бусинок. Проводится под присмотром взрослого.

1. Массаж «четками». Перебирание «четок» (бус) развивает пальцы, успокаивает нервы. Считать количество «бус» (в прямом и обратном поряд-ке). «Дома я одна скучала,

Бусы мамины достала.

Бусы я перебираю,

Свои пальцы развиваю»

2. «Фокусник» — собрать (скомкать) кусочек полиэтилена (носовой платок) пальцами в ладонь, начиная с угла (кусочки полиэтилена торчать из кулачка не должны).

Рисование — рисовать «цветы» веревочками, пуговицами, камушка-ми, косточками, ракушками, пробками от пластмассовых бутылок.

Игровой самомассаж для детей раннего возраста как средство развития мелкой моторики Все мамы знают, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. Но не все знают, как правильно это делать, да и вообще что является мелкой.

Картотека игр и упражнений для развития мелкой моторики у детей раннего возраста Игры для развития мелкой моторики рук в раннем возрасте. Составила и провела Гудинова И. В. Воспитатель высшей квалификационной категории.

Картотека игр для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста Мелкая моторика в младшем дошкольном возрасте влияет на развитие речи детей. Дети данного возраста изучают и познают мир. Они всё трогают.

Картотека игр по развитию мелкой моторики Цели: • стимулирование речевой активности детей, развитие речи; • развитие движений пальцев рук, координации движений, а также обучение.

Картотека игр по развитию мелкой моторики Цели: • стимулирование речевой активности детей, развитие речи; • развитие движений пальцев рук, координации движений, а также обучение.

Картотека игр по развитию мелкой моторики руки Картотека игр по развитию мелкой моторики Цели: • стимулирование речевой активности детей, развитие речи; • развитие движений пальцев рук,.

Картотека развивающих игр для детей старшей группы ДОУ Игры, направленные на развитие мелкой моторики у дошкольников Игра «Нанизывание». Цель: развивать мелкую моторику. Игровой материал и наглядные пособия: макароны разной формы, раскрашенные детьми, леска,.

Методическая картотека пальчиковых игр по развитию мелкой моторики Методическая картотека пальчиковых игр по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста. Воспитатель :Турумбетова Ю. Г.

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста. Картотека игр Ефимова Марина Валерьевна ГБДОУ 40 Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста Что же такое мелкая моторика? Мелкая.

Семинар-практикум для воспитателей «Развитие мелкой моторики. Игры и упражнения для развития мелкой моторики» Пояснительная записка Цель: совершенствование профессиональной компетентности педагогов в области развития мелкой моторики руки детей дошкольного.

Источник

Оцените статью
Своими руками