«Древнегреческий театр». Интегрированный урок (история + ИЗО) в 5-м классе
Цели урока:
Обучающие:
- (история) изучение нового материала о структуре древнегреческого театра и его роли в истории и культуре Древней Греции, знакомство с понятиями: скене, орхестра, места для зрителей, трагедия, комедия;
- (ИЗО) изучение материала о роли театральной маски в греческом театре, знакомство с понятиям маска,новой изобразительной техникой бумагопластикаи ее выразительными особенностями;
Развивающие:
- (история) театрализованное чтение отрывков из древнегреческих пьес, определение соответствия сыгранных фрагментов понятиям трагедияи комедия, сравнительный анализ древнегреческого и современного театра;
- (ИЗО) развитие навыков превращения плоского листа в объемное изображение, овладение знаниями о пластических свойствах бумаги, применение художественных понятий (контраст, симметрия, обьем, форма, парные элементы,);
- развитие творческих навыков работы с белой и цветной бумагой; работа над созданием театральной маски
Воспитательные:
- установление связи традиций древнегреческого театра с современным, развитие эмоциональной и творческой активности учеников, воспитание интереса и уважительного отношения к истории и культуре одной из древнейших цивилизаций.
Оформление и оснащение урока.
Демонстрационный материал:
- Фото “Театр в Эпидавре”;
- Фото древнегреческих театральных масок;
- Слайд “Древнегреческий театр и актеры”;
- Термины, соответстВУющие частям древнегреческого театра, (скене, орхестра, места для зрителей), в печатном виде;
- Понятия комедия, трагедияв печатном виде;
- Образцы греческих театральных масок, выполненные учителем (маска трагедии, маска комедии) из бумаги;
- Наглядная модель условного человеческого лица (желтый картон), глаза, брови, рот-перевертыш (грустный – веселый) из бумаги черного цвета;
- Бумага формата А-3 белая;
- Бумага цветная;
- Ножницы, клей, простые карандаши;
- Учебники “История Древнего мира” для 5 класса, тетради;
- Выставка рисунков учеников 5 класса по теме “Древняя Греция” в интерьере кабинета.
Музыкальное оформление урока: CD-диск с записью греческой мелодии “Сиртаки”.
Сокращения:
СУ – слова учителя;
ВУ – вопрос учителя;
ОУ – ответ учеников;
ЗЗ – задание;
ВЗ – выполнение задания.
Звучит мелодия греческого танца “Сиртаки”.
Урок начинает Гуральник Маргарита Яковлевна.
I. Проверка домашнего задания.
ВУ Ребята, какую большую тему мы изучаем?
ОУ “История Древней Греции”.
ВУ О чем мы говорили на прошлом уроке?
ОУ О культуре Древней Греции.
ВУ Что такое культура?
ОУ Достижения людей в материальной и духовной жизни
ВУ О каком направлении развития культуры вы узнали на прошлом уроке?
ОУ О развитии образования.
ЗЗ Докажите фактами, что в Древней Греции было много образованных людей.
ОУ Было много школ,в школах учили мальчиков с 7 лет, девочек учили дома. В школах учили читать, писать, играть на музыкальных инструментах, танцевать, петь. ВЗрослые могли посещать гимнасии, где слушали лекции ученых и учились ораторскому искусстВУ.
ВУ Почему учиться грамоте в Древней Греции было легче, чем в Древнем Египте?
ОУ В древнегреческом алфавите 24 буквы, а египетская система письменности насчитывала несколько сотен иероглифов.
ВУ Что означает слово “педагог”?
ОУ Раб, сопровождающий ребенка в школу.
II. Изучение нового материала.
СУ Сегодня на уроке мы продолжаем разговор о культуре Древней Греции.
Многие из вас любят театр, но далеко не все знают, что театр возник в Древней Греции приблизительно 2,5 тыс. лет назад. А само слово театр означает “место для зрелищ”. Театральные постановки были любимым зрелищем греков наряду с олимпийскими играми.
Итак, тема урока “Древнегреческий театр”.
В ходе урока вы узнаете:
- Какова история его возникновения?
- Из каких частей он состоял?
- Кто играл в древнегреческом театре?
- Какие пьесы исполнялись в древнегреческом театре?
После этого обсуждения вы выполните творческую работу, о которой узнаете позже.
А в конце урока, подводя итог, я попрошу вас сравнить театры древнегреческий и современный.
ВУ Вспомните, что значит, сделать сравнение.
ОУ Найти общее и различия.
Итак, история появления театра. В ходе рассказа учитель обращает внимание учеников на экран, где размещен слайд с изображением реконструкции театра в Афинах с играющими на орхестре актерами. На слайде хорошо видны все части театра. Одновременно ребята могут обратиться к аналогичной иллюстрации в учебнике.
ЗЗ На основе увиденного выделите части древнегреческого театра.
ВЗ Ребята совместно с учителем создают схему структуры театра.
Учитель размещает схему театра на доске и просит учеников воспроизвести ее в тетрадях.
Затем учитель характеризует каждую часть древнегреческого театра, сопровождая рассказ историческими деталями (зрительские места и их соответствие социальному статуСУ горожан, сезонность представлений и их продолжительность и т. д.). В конце рассказа учитель акцентирует внимание на вопросах, касающихся игры актеров.
Актеры:
- Все роли исполняли мужчины.
- Действия актеров сопровождал хор.
- Актеры играли в костюмах и специальной высокой обуви – котурнах.
- Использовались декорации.
- Во время игры использовали маски.
III. Творческое задание.
Урок продолжает учитель ИЗО Широкова Наталия Александровна.
СУ Ребята, мы изучали культуру Древней Греции на уроках ИЗО. Различные стороны античной культуры нашли отражение в ваших риСУнках: боги и герои, творения скульпторов и архитекторов, мотивы древнегреческой керамики, орнаменты и т. д.
Еще один яркий аспект античной жизни – театр. Как вы уже узнали, особенностью древнегреческого театра было то, что актеры играли в масках.
ВУ Что же такое маска?
ОУ Маска – это то, что надевали на лицо. Маска – это предмет, с помощью которого скрывали лицо. Она что-то изображает, например, человека или животное.
Совместно с учителем ученики формулируют понятие маска. Маска – специальная накладка с вырезами для глаз и рта, надеваемая на лицо, изображение в виде человеческого лица, звериной морды, бога или духа и т.д.
В Древней Греции в прорезь для рта вставлялся резонатор, усиливающий зВУк. Учитель показывает фотографии древнегреческих масок, размещенные на доске. Совместно с учителем ребята обСУждают вопрос, зачем актеры надевали маски. Маска позволяла зрителям лучше рассмотреть выражение лица героя.
ВУ Что выражали маски в театре?
ОУ Эмоции, настроение, чувства.
ВУ Как маска могла имитировать то или иное настроение?
ЗЗ Определите, какие части человеческого лица участвуют в мимике наиболее активно.
ОУ Брови, рот, глаза.
СУ Говорят: “У человека все написано на лице”. Что это значит?
ОУ Это значит, по лицу видно, что он чувстВУет.
СУ Посмотрим, как будет изменяться настроение в зависимости от положения глаз, бровей и рта.
Учитель размещает на доске приготовленную картонную модель лица (овал желтого цвета), на котором черными магнитами закреплены вырезанные из черной цветной бумаги брови, рот, глаза. (Рисунок 1.)
Вращая магниты, педагог, акцентирует внимание детей на изменениях выражения лица. Ребята комментируют и выделяют эмоции: грусть, гнев, печаль, веселье, коварство и т.д.
СУ Давайте попробуем сделать маски для Древнегреческого театра. Они могут выглядеть так. Учитель показывает две заранее сделанные из бумаги маски. Ребята определяют, что они выражают разные эмоции. Одна грустная (маска трагедии), вторая веселая (маска комедии).
ЗЗ Педагог нацеливает ребят на выполнение творческого задания – создание театральной маски.
Перед началом работы ученики под руководством учителя изучают способ изготовления маски из белой бумаги. Учитель знакомит ребят с пластическими свойствами бумаги, показывая порядок изготовления.
Обращается внимание на правила, которые помогут сделать маску быстро, выразительно, придать ей объем:
- симметрия;
- парность деталей;
- использование приемов (сгибание, подрезы).
ВУ Какую маску мне сделать, грустную или веселую?
Ребята единодушно выбирают веселую.
Описание способа моделирования маски.
Лист формата А3 сгибается пополам, Без предварительного риСУнка вырезается овал лица, затем на линии сгиба делается фигурный подрез нижней части носа и прорезь для рта. Для придания маске большего объема выполняется прямой подрез по центральной линии сгиба снизу до линии носа. Разъединенные части рта накладываются друг на друга, совмещаясь, а затем склеиваются. Для вырезания глаз используется косой сгиб в верхней части лица. Ось сгиба направляется вверх или вниз. На боковых сторонах лица по краю делаются подрезы в области висков и скул. Подрезанные части накладываются друг на друга с последующим склеиванием. Так создается основная часть маски. (Рисунок 2)
После этого маску украшают с помощью цветной бумаги, выделяя глаза, рот брови, моделируя прическу, бороду и т.д.
ВЗ Ребятам раздаются белые листы ватмана формата А3, комплекты цветной бумаги, ножницы, клей. Ученики приступают к моделированию маски. (Рисунок 3)
Выполнение практического задания сопровождается мелодией “Сиртаки”.
Готовые маски размещают на доске, которая становится декорацией для театрального действия.
Рисунок 3. Творческий процесс (фото)
Урок продолжает учитель истории Гуральник Маргарита Яковлевна.
ВУ А что же играли в греческом театре?
— сначала мифы про Диониса;
— затем и другие мифы про богов и героев;
— позже писатели и поэты стали писать специальные пьесы для театра.
Комедии | Трагедии |
Веселые и насмешливые представления (герои не только боги, но и современники) | Пьесы серьезного содержания, часто заканчивающиеся смертью главных героев или их страданиями (герои – боги, исторические деятели, персонажи греческих мифов) |
Схема записывается учащимися в тетрадь.
СУ Сейчас вы увидите два отрывка из греческих театральных произведений. Постарайтесь определить, что это – комедия или трагедия?
Объясните, почему вы так решили.
Ребята разыгрывают отрывки из произведений Еврипида “Елена” и Аристофана “Всадники”. (Рисунок 4)
ОУ Первое произведение – это трагедия, т.к. речь идет о гибели Трои, бегстве героев с Родины, их страданиях;
Второе произведение – это комедия, т.к. простые люди – главные действующие лица, хитрый раб хочет сделать глупого колбасника правителем страны, чтобы уничтожить тирана, смотрящего за рабами. Насмешка.
СУ Очень известные писатели и поэты писали пьесы для театра. Эсхил, Софокл, Еврипид писали трагедии, Аристофан и Менандр писали комедии. В учебнике приведены отрывки из разных произведений, с которыми вы познакомитесь дома.
IV. Сравнительный анализ.
СУ Итак, сегодня на уроке вы узнали историю древнегреческого театра, познакомились с его особенностями. Давайте сравним древнегреческий театр и современный.
Вместе с учащимися учитель составляет схему, которую ученики записывают в тетрадь.
Общее:
- Отдельное здание.
- Есть сцена, место для оркестра, хранения декораций, переодевания актеров.
- Места для зрителей.
- Билеты.
- Играют комедии и трагедии.
Греческий | Современный |
|
|
V. Рефлексия.
ВУ
Что нового вы узнали на уроке?
Что особенно понравилось на уроке?
Учителя благодарят учащихся за урок, выставляют оценки за работу на уроке, задают домашнее задание. Готовые маски размещаются на выставке в 6 классе. (Рисунок 5)
Источник
LiveInternetLiveInternet
—Музыка
—Метки
—Рубрики
- Гороскопы (8)
- Дерево и человек (21)
- Для дневника (8)
- Домашние питомцы (4)
- Елена Ваенга (8)
- Здоровье (7)
- Идеи для открыток (33)
- Интересные идеи для творчества (22)
- Интерьеры (1)
- Искусство (49)
- Декоративно-прикладное (1)
- Живопись (29)
- Кино (3)
- Скульптура (6)
- Театр (5)
- Фотоарт (2)
- Кулинария (44)
- Любимая музыка (9)
- Любимый сад (11)
- Мистерия масок (39)
- Афоризмы (8)
- Демотиваторы (3)
- Карнавал (1)
- Обрядовые маски (1)
- Прикладное искусство (1)
- Современные маски (3)
- Стихи (10)
- Театральные маски (11)
- Мои авторские открытки (9)
- Нижний Новгород (2)
- Новый год (9)
- Поэзия (57)
- Поэзия бытия (7)
- Поэзия мироздания (8)
- Поэзия сердца (6)
- Поэзия созерцания (3)
- Поэтический вернисаж (9)
- Притчи (9)
- Психология (10)
- Размышлевизмы (38)
- Рябина (34)
- Тайные знаки культуры (6)
- Цветы (10)
- Чудеса природы (5)
- Шедевры архитектуры (10)
- Это красиво! (52)
- Юмор (7)
- Япония (7)
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Маски античного театра
Рождение античного театра было связано с культом Диониса – бога вина и виноделия. Маски самого бога и его приверженцев включились в процесс рождения трагедии. Эстетическая функция античных масок состоит в передаче человеческих эмоций, выраженных определённой мимикой. В этой связи можно предположить, что именно таким образом формируется представление о личности и её роли. Этимология (происхождение) этрусского фersu «маска» из греческого, откуда и латинское persona, и позднейшие названия персональности, индивидуальности, личности.
Условность актерской техники подчеркивалась не только масками, но и яркими костюмами, которые определяли зрелищность спектакля. Они должны были подчеркивать и увеличивать фигуры исполнителей, которым приходилось выступать на открытом воздухе перед многотысячной, широко разбросанной толпой. Так рост и утолщение тела трагического актера достигалось надеванием специальных накладок и туфель на высоких каблуках. Цвет костюма был характерной приметой роли: цари, например, носили красное, несчастные — синее с черным. Были и индивидуальные одежды: сетчатый плащ для прорицателя, алая накидка для охотников и т.д.
Необходимой частью греческого костюма была маска, изготовляемая из дерева или загипсованного полотна и закрывавшая всю голову наподобие шлема. Обязанная происхождением своим ритуальным истокам театра маска оставалась существеннейшей особенностью античной сцены во всю классическую её пору. Маска, подчеркивающая выражение застывшего в эмоциональной или типической гримасе, лица обеспечивала античному театру монументальность, а актёрам выразительность.
Трагическая маска с зияющим, страдальчески раскрытым ртом, орлиным носом и огромными провалами глаз была необходимым завершением величавой и страшной фигуры трагического актера. Маска комическая, с растянутым до ушей ртом, приплюснутым носом и голым, огромным и выпуклым лбом прекрасно дополняла общий чудовищный облик шута. Первоначально, вероятно, ограниченная немногими основными типами, техника масок дошла впоследствии до большой виртуозности.
Актер, игравший несколько ролей, менял маску с каждой новой ролью. В отдельных случаях маска менялась и без перемены роли, и актер, игравший Эдипа, внезапно появлялся в маске, забрызганной кровью. Достижение родственного эффекта неожиданности достигалось также пользованием маской с двойным выражением лица. Носящий ее актер, быстро поворачиваясь к зрителям, радовал внезапной трансформацией.
Так, не историческими только причинами, а глубочайшей эстетической необходимостью объясняется существование маски в античном театре. Отказ от маски, бывший следствием торжества совершенно нового типа театра и новой актерской техники, явился знамением катастрофы античного мировоззр ения.
Театр в Эпидавре
По материалам статьи А. И. Пиотровского
Рубрики: | Мистерия масок/Театральные маски |
Метки: античность античный театр античные маски
Процитировано 2 раз
Понравилось: 1 пользователю
Источник