«Традиционный марийский орнамент на костюмах». Мастер-класс
Зинаида Фурзикова
«Традиционный марийский орнамент на костюмах». Мастер-класс
Мастер – класс
Традиционный марийский орнамент на костюмах
• Представление выставки изделий «Семицветье вышитых узоров»;
• Ознакомление с марийским орнаментом;
• Выполнение куклы из бумажных конусов с использованием геометрического орнамента.
Оборудование: выставка изделий, музыкальный центр, записи марийских мелодий, макет куклы,макеты: платья, фартука и головного убора, альбом с моделями марийской одежды, вырезанные конусы из бумаги для изготовления куклы, картинки с марийским орнаментом, клей, фломастеры.
I_. Представление выставки изделий.
Звучит марийская мелодия, на фоне мелодии зачитывается эпиграф к выставке.Эпиграф:
«Как семицветны наши зори
Когда под утро петухи кричат,
Так семицветны вышивок узоры
На тех вещах, что здесь у нас висят.
Любой стежок здесь к месту, всё так точно,
Деталь и совершенна и мудра.
От вышивки такой светло и ночью.
Такие вот марийцы мастера!»
На этой выставке представлены национальная повседневная и праздничная одежда народа мари, полотенце, панно, платочки, головные уборы.
Ознакомление с орнаментом марийской вышивки.
Орнамент — одна из древних форм изобразительной деятельности человека, известная еще со времен палеолита (2,6 млн — 150 тыс. лет до н. э). В переводе орнамент от лат. ornemantum — «украшение».
Первоначальные изображения были просты: веточка, осколок ракушки, проведенные по сырой глине, или вдавленные в нее семена растений. Со временем семена были заменены на их изображения. Уже в эпоху неолита (около 10000 лет до н. э) орнамент керамики представляет собой не случайный набор штрихов, полосок, черточек, а продуманный и наполненный символическим содержанием рисунок.
В орнаменте запечатлено эстетическое осмысление деятельности человека, творчески преобразующей, упорядочивающей природу или религиозного содержания. В орнаменте, особенно в народном творчестве, запечатлелось фольклорно-поэтическое отношение к миру. Со временем мотивы утрачивали свой первоначальный смысл, сохраняя декоративную и художественную выразительность.
Орнаментом украшались одежда (будничная, праздничная, ритуальная, женские украшения, различные предметы (домашняя утварь и предметы культа, жилище, его убранство, вооружение и доспехи, сбруя коня.
Многообразны расположения орнамента: резьба и роспись по дереву, тиснение и резьба по коже, обработка металла, аппликация, бранное и закладное ткачество, вязание, вышивка, керамика обереги.
Традиционный марийский орнамент на костюмах.
Для марийской вышивки характерны три типа орнамента: геометрический, растительный и зооморфный. Геометрический орнамент — состоит из сочетаний фигур в виде ромбов, квадратов, углов, прямых полос, ломанных и кривых линий, крестов, реже кругов, овалов и сложно-узорных мотивов. Узор строится из разных элементов. Растительный орнамент состоит из цветов, букетов, сложных и простых листьев. Вышивка идёт извилистой линией в виде волнообразной ветки с листьями и цветами. Зооморфный или животный орнамент изображается в виде головок коней, птиц направленных в одну сторону или обращенные друг к другу, часто комбинируются с растительными элементами в виде листьев, цветов и веток. Считалось, что если вышить на своей одежде животных то это спасёт от беды. Часто вышивали утку и лебедя, так как считали, что утка дала начало роду мари, а лебедь — символ добра и красоты.
Орнаментальные композиции получили конкретное выражение в зависимости от назначения и типа одежды, от её кроя. В условных знаках вышивки марийцы в прошлом фиксировали многие понятия о природе и реальной действительности, т. е. они обозначали или смысл вещи, или смысл явления.
Типичной для марийской вышивки является и цветовая гамма. Она состоит в основном из четырёх цветов: красного (в различной тональности и насыщенности, зелёного, синего и чёрного. Доминирующим был красный цвет, добавочные -зелёный, синий, жёлтый, оранжевый — вводились небольшими линиями и пятнами в основной (красный) фон вышивки, оживляя её и придавая ей цветовое богатство. Характерная особенность — чёткое выделение узора при помощи окантовки прямой (контурной) линией.
При изучении марийской национальной одежды невозможно обойти вниманием традиционное исполнение оберегов на мужских и женских рубашках. Вышитые символы всегда несли в себе глубокий философский смысл. Они «своеобразно отражали космогонические и мифологические представления предков марийцев, играли роль оберегов или ритуальных символов, передавали понятие об определённом явлении, связанном с добрым или злым началом
Как и у иных народов, марийский национальный костюм включает в себя головные уборы. Вышивка на головных уборах использовалась не только в качестве украшения. Она указывала на возраст и на социальную принадлежность её владельца, являлась определяющей и специфической для каждой этнической группы. Основным признаком этого этнического различия были головные уборы замужних женщин. Они отличались как по покрою и типу изготовления, способам ношения, так и по принципам декора и распространения тех или иных узоров вышивки.
Каждая деталь костюма и каждая разновидность вышивки имели свой орнамент, который не мог использоваться в вышивке других этнических групп. Традиционным было то, что головные уборы передавались из поколения в поколение и ими особо дорожили марийские женщины. Позором и наказанием для женщины служило «обнажение головы».
На рубеже конца X_X начала XX столетия происходит смена эстетических норм не только в расцветки вышивки, но и в характере орнаментального ритма и узоров. Новые материалы, промышленные нитки, серебряные, медные и фарфоровые пуговицы, русские серебряные монеты, различные промышленные красители, декоративная тесьма, цветные ленты, кружева фабричного изготовления давали возможность внести разнообразие в декор народного костюма, требовали новых технических приёмов их соединения и закрепления. Это в какай-то мере обогащало творческую фантазию вышивальщиц, и вносила новое в декор марийской одежды. Но промышленная продукция наложила и свой отрицательный отпечаток на дальнейшее развитие народного декоративного искусства. Ситец сменяет домотканое полотно, анилиновые краски — цветовую гамму вышивок, растительные рисунки покупных и набивных тканей — традиционный орнамент и технические приёмы исполнения. Широкое распространение получила техника «Глади», которая соответственно привела к значительным изменениям. Орнамент начинает приобретать растительный вид.
Физкультминутка марийская игра «Йолетым шеклане» (звучит марийская мелодия)
III. Практическая часть.
Сегодня мы с вами из бумажных конусов изготовим куклу украшенную марийским орнаментом. Перед вами вырезанные конусы туловища, рукава, макеты фартука, головного убора. Используя марийский орнамент вам необходимо создать свой узор и при помощи фломастера украсить (нарисовать) своёизделие: туловище-платье, рукава, фартук, головной убор-платок, нарисовать голову и все приклеить.
IV. Подведение итогов.
Сегодня мы с вами познакомились с одним из видов марийского орнамента который можно использовать в украшение одежды и изделиях домашнего убранства.
«В гости к мастерице. Марийский орнамент». Конспект НОД по художественному творчеству во второй младшей группе Конспект непосредственно образовательной деятельности во 2-ой младшей группе. Образовательная область «Художественное творчество» Тема:.
Дидактический материал для знакомства с казахским орнаментом Казахские орнаменты чрезвычайно многочисленны, их более 200, по происхождению они делятся на две группы: к первой относятся те орнаменты,.
Источник
Марийский национальный костюм
включайся в дискуссию
Поделись с друзьями
Национальный костюм – это не просто одежда, это культура и история народа, его традиции и образ жизни. Яркий пример этого – марийский национальный костюм, в котором отразились представления народа мари о гармонии и красоте жизни.
История народа
Народ мари относится финно-угорской языковой группе и является последним языческим народом в Европе. Несмотря на принятое много веков назад христианство народ мари проводит магические и языческие ритуалы.
Народ делится на три территориальные группы:
- горные марийцы Республики Марий Эл;
- луговые – Волго-Вятского района;
- восточные – Башкирской республики и Приуральского района.
У каждой группировки марийцев в костюме присутствуют свои особенности, различия в украшении и орнаментации, но в целом все элементы народной одежды у мари одинаковые.
Основные части народного костюма
Обычный костюм состоит из рубахи, штанов, пояса с подвесками, головного убора и обуви: в повседневной жизни это сплетенные лапти, а в праздничные – ботинки из овечьей или коровьей кожи.
Модель праздничной одежды ничем не отличалась от будничной – наряд можно было отличить только по специфическим подвескам и украшениям.
Туника – основная часть любого марийского наряда, – создавалась следующим образом: на домашнем станке изготавливалось полотно из льна или конопли определенной длины, затем ткань складывали пополам и вырезали отверстие для головы. Без выкраивания проймы часть полотна загибали вдоль и пришивали – таким образом получались рукава.
В холодное время года национальный костюм дополняли следующие элементы: кафтаны разного типа, шуба из овчины, зимняя обувь (валенки, реже – сапоги) и теплый головной убор.
Особенности марийского народного костюма
Марийский костюм, как и наряд любой другой народности, имеет свои характерные черты и особенности:
- Основной цвет – белый с вкраплениями черной, бардовой и коричневой вышивки. В более поздние периоды в национальной одежде стал преобладать красный цвет – его получали в результате варения определенных растений.
- В вышивке в большей степени присутствовали геометрические и растительные орнаменты, символизирующие принадлежность носителя одежды к той или иной социальной группе. Кроме того, в вышивке были зашифрованы ритуальные символы, приносящие удачу и благополучие.
- Марийский костюм попал под влияние русской культуры и многое заимствовал от нее: например, в более поздние периоды марийцы стали изготавливать одежду из хлопка, а не из льна, как было ранее.
- Под любой наряд, не важно – мужской он или женский, – надевались штаны.
Мужской костюм
Мужской костюм состоял из рубахи немного ниже колен, пояса, кафтана, холщовых штанов и лаптей. В конце 19 века длина рубахи уменьшилась – к этому времени туника доходила только до середины бедра.
Что касается штанов, то в разных группах мари они шились по-разному. Луговые и горные марийцы шили узкие штаны, а восточные — широкие.
Кафтаны составляли неотъемлемую часть гардероба: летом они изготавливались холщовых тканей, а зимой – из сукна. Как правило, кафтаны были черного и белого цветов.
Примечательно, что вырез на нательной рубахе обвязывался специальным орнаментом, который оберегал мужчину от нечистой силы и дурного глаза.
Неотъемлемой частью костюма был головной убор – зимой эта была валяная шапка или шапка-ушанка, летом – белая (праздничная) и черная (повседневная) шляпа, которую позже вытесняла фуражка.
Женский костюм
В отличие от мужского женский наряд отличался большим разнообразием и неповторимой красотой украшений и орнаментов.
Основу женского одеяния также составляла рубаха-туника, расшитая орнаментом на груди, рукавах и подоле. Значение символов вышивке говорила о принадлежности носительнице к культуре, ее социальном статусе и семейном положении. В редких случаях орнаментом покрывалась и спина рубахи.
Женская туника украшалась бисером, пуговицами и разноцветными лентами – чем больше украшений было на рубахе, тем больше женщина могла гордиться своим рукодельным умением.
Под рубаху марийские женщины, как и мужчины, надевали холщовые штаны. Их покрой зависел от местности проживания – восточные марийцы облачались в просторные штаны, горные и луговые – в узкие.
Женские кафтаны делятся на летнюю модель и зимнюю. Летний кафтан длиной достигал уровня талии носительницы, зимний кафтан был предназначен для сохранения тепла и имел прямую туникообразную форму.
Головной убор в составе женского марийского народного костюма играл важную роль и делился на два основных типа – девичий и женский. Украшение, модель и определенный вид ношения головного убора указывали на статус и положение марийки в обществе и возраст.
В древние времена замужние женщины носили украшенные орнаментом платки и шали, а девушки – кожаные и шерстяные повязки, щедро украшенные бисером и монетами. Позднее платки и повязки дополнились другими уборами: полусферической такией, на которую надевается обычный платок, каркасной шапкой, лопатообразной сорокой, остроконечным убором и так далее.
Обязательными элементами женского костюма были следующие элементы: нагрудник, передник и пояс. Эти элементы украшались пестрыми лентами, монетами, вышивкой и бисером. На пояс прикреплялись кошельки, платочки, специальные карманы, разноцветные полотенца, железные кольца и сережки и многое другое.
Передники вышивались тесьмами, лентами и украшались монетами и бусинами. Нагрудники имели разные виды и формы и почти полностью состояли из монеток.
Что касается обуви, то у женщин она был такой, какой у мужчин – это лапти летом и валенки зимой.
Женский марийский наряд был красив, богато украшен и вышивкой, и лентами, и монетами. По своему желанию женщина или девушка могла дополнительно украсить свой наряд кольца, бусами, поясными полотенцами и другими аксессуарами.
Детские марийские костюмы во многом напоминают взрослые, только на детских меньше украшений и вышивки имели обережный, защитный характер. В наряде девочек нередко присутствовали яркие воланы – на рукавах от локтя и до конца, а в основной части одежды от пояса до подола.
Свадебный наряд
Самым красивым у марийцев среди всех видов одеяний был свадебный костюм. Основной цвет одеяний, конечно, белый.
Жених надевал свой праздничный наряд, опоясывал себя специальным поясом, украшенным монетами, и надевал особую шапку с загнутыми краями.
У невесты свадебный наряд состоял из нескольких частей. На нательную рубаху надевалось белое платье, подол которого исшит монетами, сверху надевался кафтан белого цвета, затем зеленый кафтан, по всем краям которого вшивались монетки, а поверх всего этого – вышитый свадебным орнаментом фартук, который завязывался специальным поясным полотенцем.
Все элементы наряда украшались монетами, лентами, бусами, подбивались мехом, украшались яркой вышивкой и пестрой тесьмой. В украшениях не было никаких границ, кроме соблюдения традиций и фантазии мастериц. На невесте обязательно должен присутствовать красный платок – летом он повязывается поверх такии, зимой – поверх меховой шапки.
Некоторые элементы свадебного наряда у марийцев разной группы отличаются друг от друга, но все костюмы одинаковы красивы и богато украшены.
Современный марийский национальный костюм
Время не стоит на месте, и марийский национальный костюм претерпевает изменения, но даже в современный технологичный век он не теряет своей актуальности и популярности среди представителей народа мари. Все больше молодых людей надевают национальный костюм на свадьбы, праздники и торжественные мероприятия, тем самым показывая свою приобщенность к истории и культуре марийского народа.
Современный костюм мари немного отличается от традиционного и имеет несколько новых деталей одежды:
- красная жилетка, украшенная монетами и орнаментом, надевается поверх белой туники с коротким рукавом и вышивается золотой вышивкой;
- свадебный наряд невесты представляет собой укороченную (по колено) тунику и надетый поверх туники белый кафтан с зеленой вышивкой по подолу. Также наряд украшает растительный орнамент и разнообразные ленты;
- праздничный женский костюм выглядит так: атласное платье с рукавами-воланами и нагрудник с растительным орнаментом.
Как бы ни менялся марийский национальный костюм, он всегда будет воспеваться и почитаться благодарными потомками, не забывающими о культуре и традициях своего народа.
Источник