Марийские украшения своими руками

Мастер-класс «Марийская кукла-оберег своими руками»

Алина Смирнова
Мастер-класс «Марийская кукла-оберег своими руками»

Мастер-класс «Марийская кукла-оберег своими руками«

1. Берем две осиновые веточки. Заворачиваем ткань вокруг осиновых веточек, завязываем ниткой.

2. Завязываем красную ленточку над веточками.

3. Сгибаем ткань пополам, завязываем нитками.

4. Сгибаем верхний край лоскутка на два сантиметра. Веточки заворачиваем тканью.

5. Накладываем сверху передник.

6. Завязываем красную ленту на верхний край передника.

7. Завязываем красный платок красными нитками.

8. Скручиваем шерстяную ткань вокруг веточки. Сгибаем ткань пополам, завязываем нитками.

Марийская кукла-оберег готова!

Мастер-класс «Кукла-пеленашка» Пеленашка, как и большинство народных тряпичных кукол, не только и не столько игрушка. Это, прежде всего, защитный оберег. Делали его беременные.

Мастер-класс по рукоделию «Народная тряпичная кукла — закрутка» Мастер класс рассчитан на детей подготовительной группы детского сада, воспитателей, родителей. /Мастер-класс для детей возможен после.

Источник

Мастер-класс «Марийская кукла-оберег»

Надежда Озорнина
Мастер-класс «Марийская кукла-оберег»

«Марийская кукла – оберег».

«Кто в куклы не играет, тот счастья не знает» /поговорка/

Пупашкар – марийская народная кукла. В переводе означает «деревянная малютка». Когда-то она была в каждом доме, а затем с распространением фабричного ширпотреба ушла в небытие.

служил гладкий обструганный деревянный кругляш. Брали обязательно осину, ведь по поверьям всех народов это дерево с хорошей энергетикой, которого боятся злые духи. Кроме того, осина «вытягивает» болезни. Это была самодельная игрушка, которую родители делали для своих деток. Деревяшку готовил отец, а одевала куклу мама, такое семейное творчество.

Пупашкар — игрушка-девушка. У фигурки имелась только голова и подол; голову от туловища отделяли, перекручивая нитками по солнцу, от востока на запад. Одета она в шумакш (головной убор, платье, подпоясана обязательно красной лентой.

Пупашкар не просто игрушка — это кукла-обережка. Например, когда младенца вынимали из люльки, туда взамен клали куклу — чтобы не проник злой дух. Если ребенок заболевал, то куклу выбрасывали, полагая, что вместе с ней уходит и недуг.

Рукотворные куклы на протяжении веков сопровождали быт марийских крестьян. Они бережно хранились в сундуках и передавались из поколения в поколение. Малым деткам кукол шили мамы, старшие сестры, бабушки, «…при всей невероятной занятости они находили для этого время. Ребенка специально обучали традиционным приемам изготовления куклы, и лет с пяти простейшую тряпичную куклу могла сделать любая девочка». А начинали девочек учить изготавливать куклы уже с трехлетнего возраста.

Главная особенность куклы, заключается в том, что сделана она без иголки и безлика. Для ребенка кукла будет игрушкой-подружкой и оберегом одновременно, поэтому колоть её иглой негоже, а делать лицо по народным поверьям нельзя, так как такая кукла может обрести душу и стать опасной. А «безликая» куколка считается предметом неодушевленным и не может навредить ребенку. Сделанная с любовью своими руками куколка, будет предметом гордости ее мастерицы.

Кукла просто загляденье,

Детям всем на удивленье,

Коль хотите научиться

Эту куклу мастерить

Вам придется не лениться

И старанье приложить!

1. Берем 2 осиновые веточки. Заворачиваем ткань вокруг осиновых веточек и завязываем ниткой.

2. Завязываем красную ленточку над веточками.

3. Сгибаем ткань пополам, завязываем нитками.

4. Сгибаем верхний край лоскутка на два сантиметра. Веточки заворачиваем тканью.

5. Накладываем сверху передник.

6. Завязываем красную ленту на верхний край передника.

7. Завязываем красный платок красными нитками.

8. Скручиваем шерстяную ткань вокруг веточек. Сгибаем ткань пополам, завязываем нитками.

Марийская кукла – оберег готова.

Мастер-класс для педагогов «Кукла-оберег» Уважаемые, коллеги! Приближается праздник — 8 Марта. В дошкольных учреждениях работают в основном женщины. Так хочется, чтобы все женщины.

Мастер-класс «Кукла оберег». Фотоотчет 4 сентября 2020 года, по приглашению работников МБУК «Поронайский Краеведческий музей», наш центр поучаствовал в увлекательном мастер-классе.

Мастер-класс «Кукла-оберег Долюшка» Традиционная кукла оберег Доля — олицетворение судьбы. Она появляется у каждого человека при рождении и сопровождает его в течение всей.

Мастер-класс «Кукла-оберег из ниток» Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Куклу-оберег (самоделку) можно использовать как украшение домашнего или выставочного интерьера,.

Мастер-класс «Кукла-оберег Мелиссушка» «Кукла — оберег Мелиссушка»- моё совместное творчество с дочерью! Мы живём в прекрасном мире! И наш мир прекрасен потому, что мы сами строим.

Мастер-класс «Кукла-оберег «Зерновушка» Символом достатка в славянской семье служила кукла-оберег Зерновушка, Крупеничка или Горошинка. Название куклы зависело от наполнителя.

Мастер-класс «Оберег «Кукла Берегиня» Берегиня – это кукла добрых вестей Кукла имеет куполообразную форму, а сверху напоминает солнышко. Солнышко лучистое Любят тебя дети Нет.

Мастер-класс «Очистительная кукла-оберег» Материалы для очистительной куклы: • куски ткани для юбки (размером 40 x 18 см); • вата; • полоска ткани цветной (размером 3×20 см); • косынка.

Читайте также:  Порядовка русской печи с плитой своими руками

Мастер-класс «Пасхальная кукла-оберег» Пасха – любимый и почитаемый всеми православный праздник, он всегда был по-весеннему ярким и долгожданным! Пасхальные празднества длились.

Мастер-класс «Кукла оберег — ангел-хранитель» Мастер-класс Тема: «Кукла оберег ангел-хранитель». Пояснительная записка Проблемы сохранения, развития и возрождения традиционной народной.

Источник

Марийский орнамент и узоры, трафареты по клеточкам, значение, рисунки

Марийцы – поволжско-уральский народ, на данный момент проживающий в республике Марий-Эл. Этот древний финно-угорский народ владеет богатой культурой. В статье охвачена одна из отраслей марийской культуры, а именно её орнамент и узоры.

Особенности национальной культуры марийского народа

Как и все славянские народности, марийцы имеют собственный национальный костюм, стиль его украшения и символику национального орнамента. И этот рисунок на одежде особенно важен.

Он – один из важнейших отраслей прикладного народного искусства. В его чертах отражаются уникальные этнические особенности, локальные обычаи и традиции в области искусства, эстетические вкусы, моральные и духовные устои, а также понятие красоты.

Символика

Обычно реальные образы и мотивы преобразовываются и стилизуются, образуя метафору на основе природы и быта окружающей народ среды. Например, символ солнца, воды означают рост, рождение, обновление и величие.

Изначально каждый герой, образ, мотив имел свой собственный знак:

  • Змея, хранительница очага замужней девушки, обозначалась четырёхконечным крестом с загнутыми концами.
  • Ромбом или квадратом с точками, пересечёнными крест-накрест, описывалось плодородие. Иногда ромб повествовал о не самом лучшем состоянии семейных отношений.
  • Символом солнца, источника жизни, являлся круг и восьмигранный многоугольник.
  • Природа олицетворялась фигурой женщины с руками, вознесенными к небу. Где женщина – само проявление природы, а её руки – её силы, вознесенные к богу Ра – языческому богу солнца, который благословлял и давал разрешение на различные деяния Природы.
  • Обереги и помощники в жизни жителя-крестьянина – лошади и птицы.
  • Верная и чистая любовь – белыми лебедями.
  • Птица воспринималась, как светлые и жизненные силы.
  • Дерево, пара птиц или животных, находящихся рядом с древом, – знак семьи, рода.
  • Трудолюбие – уточкой или серой птицей.
  • Благосостояние символизировалось конём или лошадью.
  • На одежде замужних женщин был грудной разрез, и по обеим его сторонам вышивали парные розетки, имеющие название «Сторож грудей», защищали их от недобрых сил.
  • Часто марийские мастерицы допускали в свои работы изображение бараньей головы с выделением рогов. Поскольку это животное считалось у марийского народа священным, его изображали на ткани с целью уберечь себя от нечистых сил и болезней. Оленьи рога были символом удачи или её пожелания. Также были актуальны геометрические символы.

Марийский орнамент и узоры — отражает их значение терминология. Например, бараний рог назывался «тага шур», серповые зубцы – «сарла пу», «церквы вуй» — так назывался православный крест.

Мастерицы искали вдохновение в формах и чертах природы. И описывали ими свою жизнь, рассказывали историю своей родины, семьи, деревни нитками на сарафанах и рубахах. К примеру, ромб обозначал, что семейная и личная жизнь полностью в порядке, треугольник сообщал об обратном.

Марийский орнамент имел следующие основные мотивы:

  • геометрические узоры;
  • зооморфные узоры;
  • антропоморфные узоры.

Также женские и девичьи костюмы часто дополнялись нагрудными украшениями из монет и бисера. Так делали, потому что считали, что звон серебра отпугивает нечисть.

Как рисовать марийский орнамент по клеточкам

Марийский орнамент и узоры, изображённые на клетчатой бумаге – интересный и простой вариант освоения марийской вышивки для новичков.

Марийские орнаменты по клеточкам рисуют, предварительно просчитав количество клеток

Пошаговое рисование:

  1. Для начала нужно определить стиль, значение и дизайн орнамента.
  2. Нужно подготовить бумагу в клетку, это может быть как тетрадь, так и специально расчерченная бумага. Это зависит от желаемых размеров орнамента.
  3. А также орудия черчения – они также могут быть разными. В основном это карандаш. Им удобнее всего рисовать. Можно использовать цветные и восковые мелки, цветные ручки, фломастеры.
  4. Далее нужно найти какой-либо образец в интернете или книге и перерисовать узор на бумагу.
  5. Чтобы получался красивый и правильный рисунок, необходимо просчитывать все клетки и быть внимательным в выполнении изделия.

Как рисовать

До изображения узоров необходимо определиться с рядом параметров и разобраться в них:

  • Цель (увлечение, подарок к мероприятию).
  • Предназначение орнамента (на одежду, в альбом, на скатерть).
  • Стиль, значение (как оберег, украшение, определённая информация, описание).

  • Техника – есть несколько техник, по которым вышиваются и рисуются марийские узоры. Нужно выбрать одну из них.
  • Материалы (чем и на чём будет выполняться изделие).
  • Внешний вид. Цвет, узор, материал — это важные части процесса. В зависимости от выбранного материала будет меняться качество продукта.

Цвет – решающая деталь в рисунке. Он определяет смысл, настроение и характер орнамента. Цветовая палитра также важна. Важнейшие черты оформлялись красным, и его самые разнообразные оттенки также были в работе. Контурные линии оформлялись чёрным и редко появлялись жёлтые и зелёные оттенки.

Но главным оттенком у жителей Марий-Эл был белый – цвет доброты и света. В него иногда добавляли красные оттенки, символизирующие огонь жизни, силу. И черный – для границ.

Как рисовать солнце

Существует большое количество вариаций изображения марийского солнца. Каждый угол и изгиб несёт в себе определённую информацию. Для начала необходимо научиться рисовать самый простой вариант. Нет определённых инструкций по изображению солнца в марийском орнаменте, но есть некоторые правила и основные положения, которых стоит придерживаться.

Читайте также:  Как установить птф своими руками

Например, в узоре солнца в марийской культуре должны присутствовать следующие элементы:

  • ромбы или квадраты;
  • геометрические закручивания (на подобии спирали, но угловатой);
  • круги;
  • кресты с загнутыми концами;
  • восьмигранные многоугольники;
  • красный, белый и черные цвета;
  • чёткая, но затейливая форма.

Следуя следующему алгоритму и включая перечисленные элементы в рисунок, можно добиться успеха.

Марийский орнамент, узоры — значение такого орнамента, как солнце — жизнь, плодородие

Алгоритм выполнения работы:

  • Подготовить все необходимые материалы (бумага, дерево, песок, экран и всё, на чём можно рисовать), а также все инструменты (карандаши, краски, ручки, резцы).
  • Первым шагом рисования будет изображение ромба или перевернутого квадрата в центре. Он должен быть заполнен красным цветом. По желанию можно провести контур черным.
  • Далее параллельно двум сторонам ромба провести 2 достаточно широкие линии. Их концы должны быть загнуты и смотреть друг на друга. У линий будет 3 так называемых слоя. 1-й – стержень, выделен красным цветом. 2-й – промежуток – белым, он должен быть тоньше предыдущего. И 3-й – оборка. Она также будет красная, но по ширине на 1 мм тоньше промежутка.

  • Теперь нужно сделать 2 точно такие же линии, но они будут параллельными перпендикулярам предыдущих сторон ромба.
  • Как результат, должен получиться перевернутый квадрат (стоящий на ребре), заключённый во второй, трёхслойный перевёрнутый квадрат. И из каждой его вершины будут выходить 2 угла, смотрящих в противоположные от друг друга стороны. Они все будут трёхслойными, как и второй квадрат. Всего вершин должно быть 8.

Как рисовать фон

Марийский орнамент и узоры включают в себя не только мотивы для рисунков, но и элементы для оформления базы, фона. Фон из марийского орнамента, как правило, не всегда нужен цельный.

Но в качестве декоративного оформления краёв рисунка, одежды, предмета интерьера это может быть неплохой идеей. В любом случае, фон в марийском стиле – несколько видов узоров, связанных между собой (их число не должно быть слишком большим). Есть и более сложные оформления, но к ним следует приходить постепенно.

Фон многое говорит о предмете, где он находится. Он как общая аура, настраивает смотрящего на определённую волну, создает специфическую атмосферу. В качестве основной детали, из которой будет создаваться задний план, обычно выходит знак солнца, символ православия — крест, плодородия и благосостояния.

Чтобы нарисовать простой фон, нужно:

  • Подготовить необходимые материалы (чаще всего, это полотенца, скатерти, рамки, одежда) и орудия рисования. Подойдёт и обычная бумага для рисования.
  • Определиться со смыслом и тематикой будущего изделия. В соответствии с этим подобрать подходящие символы и знаки. В данном случае это будет знак плодородия.
  • Для удобства лучше визуально или легко карандашом обозначить границы оформления.

  • Теперь нужно прочертить нижнюю границу орнамента черным. Это будет символизировать землю, почву.
  • Далее чертится фигура, наподобие лесенки, у неё должно быть 2 маленьких ступеньки, идущих вверх. Вертикальная черточка, затем горизонтальная, чуть длиннее предыдущей, снова вертикальная, такая же по длине, как и первая, снова горизонтальная, длиной, как вторая, и завершает первую часть очередная вертикальная палочка.
  • Теперь нужно отступить от края последней черты вправо примерно столько же, сколько в ширину была горизонтальная. И симметрично предыдущей части, нарисовать 2-ю. То есть на высоте последней вертикальной черты рисуется ещё 1, но с небольшим отступом. Затем рисунок идёт вниз точно такой же лесенкой. И завершается на нижней вертикальной палочке.
  • Останется последняя часть элемента. Там, где между первой и второй его частями есть пространство, внизу нужно начертить прямоугольник. Его опорой будет основная черта – земля. Потом 2 вертикальные стороны, длиной, как и на пирамиде. И сверху всё соединяется горизонтальной стороной, длина которой будет соответственно равна горизонтальным полоскам пирамиды.
  • Далее нужно немного отступить от пирамиды и нарисовать вертикальную линию, длиной в 2 ступеньки. Из неё должны выходить 2 симметричные линии, и по высоте не должны превышать пирамиды.
  • Затем снова нужно отступить столько же от «дерева» и нарисовать новую пирамиду, а после неё новое «дерево» и так продолжать по всему контуру.
  • В итоге должны получиться пирамиды без купола, между которыми будут фигуры, напоминающие букву Y.

Марийские узоры на одежду

Марийцы предпочитали применять орнаменты в одежде не для украшения, в качестве оберегов. Их вышивали на открытые участки, самые важные или самые слабые части тела, по их мнению.

Использовали соответствующие символы – обереги. Обычно они располагались на груди, рукавах, поясах и головных уборах. А также на занавесках, подушках, оконных затворках и украшениях. Лучше всего изображать на одежде символы солнца, птиц, лебедей, змей. Все они служат сильнейшими оберегами от злых и нечистых сил.

Для того чтобы нарисовать на одежде орнамент, следует:

  1. Подготовить одежду (в данном случае будут рассматриваться 2 варианта – головной убор и женская рубаха).
  2. Подготовить орудия рисования.
  3. Для оберега на женскую рубаху лучше взять знаки розетки, солнца. Рисунки птиц и рогов.
  4. Розетки и солярные знаки лучше расположить на грудном разрезе рубахи и в области грудей.
  5. Рисунки птиц и бараньих рогов стоит поместить на рукава, пояс рубахи.
  6. На головной убор стоит нанести изображения рогов и солнца.
Читайте также:  Кольцо своими руками уроки

Рисунки на занавески

Рисунки на шторы – своеобразный оберег и благословение. В древности он значил очень многое. Поэтому нужно ставить в приоритет символы солнца, знаки птиц, парнокопытных, кресты, квадраты и розетки.

Оформление может быть как по краям, так и полноценной картиной по всей площади полотна. Для оформления краёв можно использовать фоновые узоры, для самого рисунка – всё, что угодно. Это зависит от тематики и предназначения занавески.

Если она будет находиться в доме охотника – лучше изображать на ней оленей, бараньи рога и солнечные знаки. Олень – символ удачи. Баран или бык, а точнее, их рога – символы благословения, святости. Солнце – символ света и доблести.

А если семья жреца, священника нуждается в новых шторах, то лучше изображать на них кресты, солнце, бабочек, деревья. Кресты – символ православия и Солнца – одного из важнейших богов в языческой религии. Бабочки – символ чистоты и божественной красоты. Деревья – символы соединения 2-х миров – земли и неба, знак начала, истины.

Рисунки на рамку

Марийский орнамент и узоры не предусмотрены для украшения рамок, но могут быть использованы в этом направлении.

В качестве узора на рамку лучше всего использовать фоновые орнаменты. А выбирать символы – это личное дело каждого, поскольку фон зависит от смысла продукта.

Марийские орнаменты для вышивки

У марийских искусниц ни один узор не повторялся. Каждая вносила в вышивку свой мотив, идеологию, душу. Порой творение марийки-мастерицы повествовало об её собственной жизни, переживаниях, истории. Вследствие огромного потенциала и долгой, упорной работы мастериц, появилось достаточно много техник вышивки, способов украшения отдельных деталей и манер работы.

Например, «шарпан» — женский головной убор, так же как и «платки», и «шымакш» имели двусторонний узор. У такого способа была своя техника. Она заключалась в том, что прошивка была одинаковой с 2-х сторон.

Название техники Суть техники Применение
Роспись
  • По одной линии проходят дважды. I раз – пунктир, II – заполнение оставшихся промежутков.
  • Затем можно заполнить всё «косой стежкой».
  • Эта техника требует опыта и большого внимания.
  • Шов выполняется чёрной нитью
Это двусторонний шов, выполняющий рисунок линейными стежками, тем самым создающий окантовку орнамента
Счётная гладь
  • Её делали, считая нити ткани без контурной полосы.
  • В итоге получается одинаковый со всех сторон рисунок. Но с 1 стороны «положительный», а со 2 – «отрицательный»
Ей часто оформляли «шымакши»
Узорные дорожки
  • Стебельчатый шов.
  • Представляет собой сплошную линию отдельных стежков
Применяется в выполнении тонких линий в рисунке
Набор
  • Двусторонний рисунок наподобие узорного тканья.
  • Результат такой же, как и в «счётной глади»
Использовался для вышивки свадебных платков и шымакшей
Косая стежка
  • Длина шва больше на лицевой стороне, чем на изнанке.
  • Это шов, создающий рисунок параллельными стежками.
  • Дорожка, сделанная таким способом, получается в 4 нитки в длину и в 2 в высоту.
  • Между стежками расстояние составляет 2 нити. Такой шов – 1-ый шаг вышивания
Используется для заполнения орнаментальных узоров, уже имеющих контуры.

Этой техникой можно вышивать горизонтально, вертикально и по диагонали при условии соблюдения же размеров.

Несколько более редких и просто оставшихся значений деталей марийской вышивки:

  • «Еш пуше ге» — родовое древо.

Чем больше и ярче было дерево, тем благополучней и крепче молодая семья. Выглядит как красный ромб с резными загнутыми крестами внутри.

  • «Шочынава» — матерь. Покровительствовала молодым, тем, кто искал себя, познавал жизнь.

  • «Орма» — оберег мужских сил. Означал, что мужчина уже зрелый, готовый создавать потомство. Выглядит как узорчатые сени. Присутствуют красный и белый цвета.

  • «Сурт орол» — оберег жилища. Дом представлен квадратом, а множество оберегов внутри него – защит от злых сил.

  • «Тумо латыташ» — дуб или дубовые листья. Знак крепкого здоровья и богатства силами.

Лёгкие марийские орнаменты

Новичкам можно практиковать простые, но красивые элементы:

  • Бабочка – символ нежных и лёгких чувств, тонкой натуры.

Народные поверья гласят, что бабочки служат вместилищем душ, проводниками в мир иной.

  • Знак солнца – оберег, символ добра и справедливости.

  • Свастика – символ истинной чистоты и правосудия. Очень много вариантов изображения, самый простой из которых – крест с загнутыми концами. Схему для вышивания можно использовать и как схему для обычного рисования. Она также проста в исполнении, как и обычная свастика.

  • Оберег груди – символ женской силы, зрелости, мужества и плодородия. Также служил оберегом и вышивался на воротнике женской рубахи.

  • Конь – символ удачи, благосостояния и трудолюбия.

Разнообразный марийский орнамент и красивые узоры – достояние русской нации. Увлекаться этим занятием есть дань национальной культуры. Освоить искусство несложно, если следовать специальным схемам.

Оформление статьи: Натали Подольская

Видео о марийских узорах

Марийский орнамент, узоры — значение в вышивке:

Источник

Оцените статью
Своими руками