Манипулятор своими руками для ульев

Закончил пасечный манипулятор

С осени не давала мне жизни идея – манипулятор для погрузки ульев. Это все потому, что в хозяйстве появился грузовой УАЗик.

По нашим полям и лесам машина нужная, старая «шестерка» уже не выдерживает таскать прицеп с ульями. Но высота погрузки на УАЗ – метр. Вручную грузить тяжело. Помощников у меня нет. Апилифтом поднимать руты в 2-3 корпуса на такую высоту не то, что тяжело, но и опасно. Подымешь, не удержишь, и вся эта колокольня тебя и накроет сверху…

Тема манипулятора интересовала давно, просмотрел кучу видео об американских моделях, австралийских (Ezyloader), ролики Влада Белозерова, наших украинских умельцев, много чего взял для себя от одного румынского дедули. В общем, заболел манипулятором, во сне он мне даже снился, снились варианты решения волновавших технических нюансов.

Поискал – может, найду, кто в Украине делает для продажи такие штуки. Нашел, делает. И на вид очень приличный погрузчик. Apis-200 называется. Но цена… 37 тысяч гривен. Была. Сейчас не смотрел. Для меня слишком большая цена. И в модели я не увидел механизма регулирования стрелы в горизонте. Может, не доглядел. А механизм нужен, иначе, стрела под силой тяжести примет самое нижнее положение по местности, и толкать ее обратно вверх с грузом будет нелегко. Все равно, что толкать шар вверх на гору.

В начале декабря созрел я для самостоятельного изготовления пасечного манипулятора. Стал собирать запчасти, рыться на металлоломе, закупать профильные трубы. Чертежей не рисовал, просто представлял, что и как я хочу сделать. От складывающейся в кузов модели отказался. Думал и так, и эдак, но отказался. Это дополнительное время для приведения в рабочее положение, возможная потеря полезной площади кузова, увеличение веса, технические трудности.

Для меня решающими параметрами были: изменяемая по высоте стойка от 1,5 метра.

Чтобы заезжать в гараж и не сбивать в лесу все ветки, к тому же, при такой минимальной высоте уже возможна погрузка двухкорпусных рутов. Максимальная высота стойки – два метра. Можно грузить руты в 3 корпуса, и просто ставить под стрелу еще больше.

Вылет стрелы – 4 метра. Для максимального охвата площади вокруг автомобиля на одну его остановку. Плюс погрузка манипулятором прицепа позади тягача. С этой же целью установка манипулятора планировалась сзади грузовой платформы.

И началась работа. Ступицу для поворота стрелы на стойке подарил друг с СТО.

Второй блок из двух уже посаженных в цилиндре подшипников нашел на металлоломе. У токаря заказывал ось для этого блока.

Карданный вал для механизма регулировки стрелы в горизонте тоже нашел на металлоломе.

Регулирующие тяги заказывал в интернет-магазине. Это центральные тяги задней навески трактора Т-25.

Готовых вариантов профильных труб для стойки, чтобы одна входила в другую плотно на прокате не нашел. Все трубы большого сечения входят друг в друга с большими зазорами. Пришлось выкручиваться.

Внутреннюю половину стойки сделал из трубы 100х100 мм, потом распустил на уголки трубу 80х80 мм и обварил ими сотую трубу. Толщина металла на углах получилась 6 мм. Внешнюю половину стойки сварил из четырех уголков 60х60 мм.

Первую половину стрелы изначально сделал из двух труб – прямоугольного сечения 40х60 мм, толщиной 3 мм и круглой, диаметром 27 мм.

При испытаниях эта часть стрелы подозрительно сильно скручивалась под большой нагрузкой, хотя деформация была упругой. Я стрелу усилил, приварив трубу 21 мм в виде треугольной фермы на раскосах. Все стало намного жестче, и надежней. Вторая половина стрелы – из труб 32 мм и 20х30 мм.

В качестве подъемного механизма купил электрическую лебедку. Есть мнение, что она сильно нагревается при длительной работе – проверим. Еще один минус – разряд АКБ. У меня стоит сотка, проверим, насколько будет хватать. В крайнем случае, буду грузить с работающим двигателем. Покупать тельфер на 220 вольт, и таскать к нему генератор пока не хочу. Генератор нужно куда-то грузить. Заправлять тоже. УАЗ у меня на пропане.

Раму для захвата ульев сварил из квадратного профиля 25х25 и 30х30 мм.

Рама раздвижная, на размер четырех корпусов рута. Есть положения для захвата ульев под днище, и для захвата корпусов с фрезеровкой под руки.

Также у румынского пчеловода скопировал самозажимной механизм, исключающий случайное выпадение улья из рамы.

На все расходы у меня пошло примерно 6,5 тысяч гривен. При этом, часть металла уже была в наличии, около 30% от необходимого. По времени делал полтора месяца, с перерывами. Грузоподъемность конструкции не знаю. Меня в зимней одежде поднимает без проблем.

Осталось для полного комплекта сделать под каждый улей подставки для подвода «рогов» при погрузке. И вдоль боковых бортов машины крепеж для зацепов стяжных ремней. Прикинул, станет в один ярус 16 рутов на кузов. И пока что, 8 в прицеп. Весна не за горами, буду уже испытывать на точках, и, возможно, что-то доделывать.

Читайте также:  Обустройство садового домика внутри своими руками

Чтобы получать новые статьи блога на свой e-mail, оформите подписку.

Буду благодарен, если поделитесь статьей в социальных сетях:

Похожие сообщения

Популярные сообщения

30 Ответов на Закончил пасечный манипулятор

Добрий вечір дядь Сергій, радий побувать на вашому блозі. Сезон не загорами, обов’язково відеокамеру включіть коли будете грузить вулики і виставлять на точок. Буде всім цікаво подивитись відеоролик. Вдалої зимівлі вашим бджілкам і вам творчого настрою:-)

Привет, Костя! Спасибо! Будет время и настроение — буду снимать. В этот раз, когда снимал, был такой ветер — завалил штатив с камерой. Думал, разбилась вдребезги. Но пока живая, работает.

Доброго вечора!
Повністю переглянув відео,
хочу виразити вам велику повагу за виконану
роботу, цікавий і інформативний вийшов матеріал.
Особисто у мене викликає занепокоєння
лише вісь другого блока з діаметром 16 мм.
Вітаю з пововненням
парку техніки новим помічником 🙂

Добрый вечер! Спасибо! Возможно, ваша обеспокоенность и обоснована. Время покажет.

Я ні в якому разі не настоюю,, то тільки моя думка.
Додатковий момент- зажим вуликів це вже добре,
можете вважати мене перестраховщиком,
але вулики я б додатково вязав,
свої вяжу обовязково поліпропіленовою стрічкою,
скобки багаторазові,стрічки в будматеріалах після
палет узяти можна мішками, дешево і сердито. 🙂

Лучше перестраховаться. Я тоже скрепляю ульи перед погрузкой пропиленовой лентой и самодельными стяжками. Лентой на пилораме материал увязывают, потом по селу валяется.

Вiтаю п. Сергій! Ви завжди вмієте досягати задуманого, бо дуже цілеспрямовані і творчі. Хай маніпулятор служить Вам надійно, здоров’я Вам, удачі у здійсненні задуманого. Вдалого закінчення зимівлі і успішного сезону!

Высший пилотаж. Светлая голова и золотые руки. Одно не понятно. Откуда у Вас берутся моральные силы для мотивации учитывая полный застой в пчеловодной отрасли? Мне и гвоздь в доску не захотелось бы забивать.

Спасибо, Евгений! Я просто занимаюсь тем, что нравится. Застой — дело преходящее.

5+. можно только догадываться, сколько бессоных ночей просчитывал твой мозг каждый узел. я бы гайки убрал вниз. чтобы в кузове остались только головки болтов. причём, с полусферической головкой, дабы не спотыкаться и не калечить груз. крепление стойки — тоже гайки вниз, чтобы сохранить выступающую резьбу. уазик очень неустойчив, вози шпалу, для упора.

Ночами спал как убитый, просто видел сон, где приходил ответ на мой вопрос. Болты на стойке можно и перевернуть. Гайки станины так и останутся, ведь болты — это окончания самих стремянок, а они подогнаны именно под раму.

давненько не було публікацій,
як бджоли цього року, кліща небагато?

Пчелы хорошо, в зиму пошли сильные семьи. Контроль клеща не проводил, весь сезон пользовался самодельными полосками — щавелька плюс глицерин.

Сергей Спасибо Большое за Ваш Труд. Приятно читать, полезно что то перенимать. Вы не эгоист, а это сейчас большая редкость, и это валюта будующего. Но самое ценное чем Вы делитесь, как по мне, то это оптимизм и любовь к жизни во всех её проявлениях именно, не нажива, не выдавливание до последноего, а гармоничное сосуществование в том что Дано, ибо за этим только и Жизнь.

Дааааа! Очень впечатляет Ваша энергия и производительность! Ну здоровый перфекционизм. Выглядит конструкция замечательно! Пишите, как будет в действии, пожалуйста!

Испытаю — напишу. Может, и сниму.

Сергей, здравствуйте!
Давно смотрю за Вашим сайтом. Многое полезное хотел бы применить.
Но свое пчеловождение повел в направлении пенополистирольных ульев.
Как блогера также очень уважаю. Сам приступил к созданию своего онлайн дневника. Учусь в проекте Игоря Колпакова «Одна Семья» Захочешь посмотреть, то заходи в гости: https://vladimir-engovatov1956.ru/ob-avtore
Удачи Вам!

Здравствуйте! Спасибо! Взаимно удачи!

Здравствуйте Сергей,любовь к любимому делу проявляется делами, ваши золотые руки тому полное подтверждение, с таким помошником работать в удовольствие, а в деревне вообще красота, поздравляю!Этапы его создания по-моему описаны в книге Наполеона Хила «Думай и богатей»)))Сергей,у меня к вам вопрос, на чем вы для себя остановились в борьбе с клещем, можно подробнее ознакомиться? Спасибо.

Здравствуйте! Против клеща пока применяю бисанар весной и осенью, в течение сезона — самодельные полоски из картона, пропитанные щавелькой с глицерином. Плюс буду возвращаться к КАС-81 осенью при закармливании. Пока все.

Здравствуйте Сергей! Очень рад что нашел ваш сайт т,к ,у меня такой же уаз3303 и хочу сделать такой же манипулятор ,хотел узнать длину нижний стойки каторый крепится к борту ,а какой мошности лебедка подойдет ли грузоподемностью 150- 200 кг , с уважением Мавлетдин

Здравствуйте, Мавлетдин! Точно не помню, длина внешней трубы стойки около 80 см. Внутренняя труба поднимается на 50 см и еще около 30 остается внутри. Мощность лебедки, по идее, должна в два раза превышать вес предполагаемого груза, потому как при размотке троса мощность снижается.

СЕРЕГА ТЫ МОЛОДЕЦ.
чтобы небыло люфта где тракторные регулировочные тяги сочленяются с конструкцией вставляй не пальцы в дырки.А ввари гайки в «уши» и ив тяги например на 22. там ведь нет многооборотных движений а в пределах 20-30 градусов для чего хватит перемещения по резьбе влево в право 1-2 мм.а люфта не будет.еще раз ТЫ МОЛОДЕЦ настоящий УКРАИНЕЦ!

Читайте также:  Откатные ворота сварить своими руками чертеж

Спасибо! Нет, так не пойдет. В тракторных тягах есть поворотные яблоки, которые дают возможность стреле наклоняться в двух вертикальных плоскостях одновременно. Если вместо них вварить болт, а в уши гайку, такой возможности не будет.

Bună seara colega.
Frumos lucrat încărcătorul. Acum nu va mai trebui sa ridici stupii la un metru. Eu am început un încărcător și a-și vrea sa te rog să-mi spui ce troliu ai folosit. Cam ce greutate trebuie sa poată tracta un troliu ca să ridice 100 kg?
Dacă poți sa ne explici cum ai rezolvat cu răsucirea primului brat știu ca asta este foarte important.
Pentru realizările tale…. Felicitări!

Добрый, день, коллега! Мощность лебедки должна минимум в 2 раза превышать вес поднимаемого груза. У меня лебедка с тяговым усилием 1000 кг.

Сергей, спасибо Вам за подробное описание! Уточните, пожалуйста, какой вес у Вас получился манипулятора в сборе? На сколько теперь ограничилась грузоподъемность уазика?

Источник

Как самостоятельно изготовить апилифт для перевозки ульев?

На крупных пасеках для транспортировки пчелиных отсеков нужен специальный подъемник – апилифт. Это металлическая конструкция с захватывающей частью и колесами для перемещения. Её можно собрать своими руками, воспользовавшись готовыми чертежами и пошаговой инструкцией.

Устройство и принцип действия

Основными частями подъемника для ульев являются:

  • Рамы. Первая рама неподвижна, поэтому выступает в качестве скелета конструкции, а вторая – двигается параллельно первой и обеспечивает грузу надежную опору. Выполняются рамы из металлических профильных труб с квадратным сечением. От их толщины зависит грузоподъемность и износоустойчивость готовой тележки.
  • Каретка. Берет на себя вес улья, поэтому нагрузка на неё колоссальная. На последних поперечных ограничителях каретки фиксируются боковые зажимы, удерживающие улей в одном положении. Центральный ограничитель нужен для фиксации торса – элемента лебедки, который обеспечивает подъем и опускание груза.
  • Вилки. Это элементы в виде прочных углов, которые ставятся в каретку и исполняют функцию подъема ульев. На них помещается груз.
  • Подшипники. В конструкции присутствует 6 подшипников, 4 из которых находятся на кронштейне, а 2 – на колесах. Благодаря ним тележка легко управляется и плавно перемещается.
  • Рычаг. Позволяет поднять улье на значительную высоту от земли. Тележку нужно подвезти к грузу, регулировать ширину захвата с помощь винта и кронштейна, а затем рычагом оторвать улья от земли и перевезти на нужное место.
  • Колеса с кронштейном. Такая составная часть тележки единая и выступает в качестве приваренной направляющей, но при разборке и транспортировке может сниматься. Кронштейн крепится к раме посредством затягивания двух сквозных болтов в нижней и верхней частях конструкции, а после фиксируется с помощью барашка и помогает надежно фиксировать улей. Колеса на подшипниках нужны для передвижения всего апилифта. Они должны быть широкими, а также иметь крепкую единую основу, камеры для накачивания и рифленую покрышку для удобного буксования.

Апилифт отличается от простой тележки именно наличием зажимов и системы рычагов для отжимания.

Принцип работы у такого приспособления прост:

  1. Боковые зажимы конструкции надежно фиксируют улье.
  2. Ручка-рычаг поднимает груз от уровня земли на некоторую высоту.
  3. Подъемник на колесах перекатывается на нужное место.
  4. Груз опускается на землю также с помощью ручки-рычага.

Конструкция с таким принципом работы выглядит таким образом:

Требования к подъемнику и типовые чертежи

Мобильная установка используется для транспортировки тяжеловесных и габаритных ульев, поэтому она должен обеспечивать грузу безопасность на протяжении всего передвижения. Чтобы это было возможным, самодельный апилифт должен обладать такими характеристиками:

  • Грузоподъемностью до 120-130 кг. В среднем, один отсек весит 40-42 кг, поэтому тележка может перевезти либо тройной улей, либо три отдельные его части.
  • Шириной захвата примерно 35-55 см. Размеры ульев могут быть разными, поэтому стоит предусмотреть регулируемые боковые фиксаторы, с помощью которых можно производить захват и корректировать его ширину в зависимости от габаритов груза.

Правильный развод зажимов позволит фиксировать тяжелый груз без прикладывания особых физических усилий.

Механизм для поднятия у апилифта может быть ручным или механическим, но для облегчения работы большинство пчеловодов делают тележку своими руками с автоматическим приводом.

Определившись с параметрами будущего подъемного устройства, необходимо подготовить его чертеж. Вот примерный чертеж стандартного варианта тележки грузоподъемностью до 130 кг:

Пошаговая инструкция по сборке

Для сборки подъемника потребуются такие материалы и инструменты:

  • трубы профильные с квадратным сечением – 40х20, 30х20, 25х25 мм;
  • болты (M6, M8) и гайки;
  • ручка с нескользящим покрытием (прорезиненным или любым другим);
  • прочные натяжные пружины;
  • стальной трос диаметром 3-4 мм;
  • катушка с таким параметрами: высота – 34 мм, внешний диаметр – 50 мм, внутренний диаметр – 30 мм;
  • ручка к катушке для намотки троса;
  • колеса с внешним диаметром 380-400 мм– 2 штуки;
  • ролики с подшипниками;
  • сварочный аппарат;
  • болгарка;
  • измерительная рулетка.

Подготовив всё необходимое, можно приступать к сборке тележки. Данный процесс можно условно разделить на три этапа, каждый из которых требует отдельного рассмотрения.

Этап 1: сборка рамы

Основой всей конструкции является рама, которую нужно изготовить следующим образом:

  1. Сварить из боковых стоек раму, чтобы в готовом состоянии её длина составляла 1570 мм, а ширина – 370 мм.
  2. К готовой раме перпендикулярно приварить встык 4 трубы. Крайнюю балку прикрепить к боковинам еще и плашмя. Поперечины сверху и снизу должны соответствовать размерам труб рамы (40х20 мм). Для срединных же поперечин нужно использовать меньшие трубы (30х20 мм). Вторую балку устанавливать на расстоянии 500 мм от верхней поперечины, а третью – на расстоянии 380-400 мм от нижней.
  3. Специально для подшипника по длине рамных стоек с наружной стороны сделать вертикальный пропил в 200 мм. По его краям установить болты M6, иначе подшипник будет вылетать из канавки во время эксплуатации тележки.
  4. С двух сторон третьей балки, идущей сверху, высверлить по одному отверстию под болты M В дальнейшем на этих местах будут установлены колесные кронштейны.

Этап 2: установка катушки, подъемного механизма и колес

На этой стадии собранная рама начиняется всеми необходимыми элементами, позволяющими в будущем перевозить груз. Их монтаж производится в таком порядке:

  1. Подшипник диаметром в 40 мм установить на верхнюю поперечину, выдержав от правого края рамы 130 мм.Поверх подшипника закрепить фиксатор (крепеж), предотвращающий выпадение троса из блока, поднимающего груз.
  2. С левой стороны рамы, также на расстоянии 130 мм от первой перекладины, установить роликовую канавку и вставить в него стальной трос, верхний свободный конец которого прибить болтами на левую боковину.
  3. На вторую сверху перекладину, с лицевой стороны, установить катушку, выдержав от правого ребра рамы отступ в 120 мм. В подшипнике установить ось для катушки, на которую будет наматываться трос при поднятии тяжести.
  4. С противоположной стороны от катушки, также на второй балке, приварить рычаг размером в 200 мм. Он должен иметь рукоятку, которая свободно вращается вокруг своей оси.
  5. Возле катушки и рычага прибить кусок прута из стали, который будет исполнять роль металлических стопоров.
  6. При помощи троса присоединить рукоятку рычага к металлическому язычку и пружине. Язычок поможет предотвратить случайный спуск нагруженной каретки. В состояния покоя он будет прижиматься пружиной к стопору. На данном шаге подъемный механизм выглядит таким образом:
  7. Из профильной трубы размером 25х25 мм изготовить кронштейны, на которые установить колесные оси. Для внешней фиксации прибить их гайками.

  • Закрепить кронштейны на раму с помощью стальных прямоугольных пластин размером 110х25 мм. Визуально кронштейны должны представлять собой две трубы размерами в 300 и 230 мм, перпендикулярно сваренные и соединенные с рамой при помощи сквозных болтов M
  • Изготовленная по такой схеме конструкция легко склоняется к земле под разными углами. Это обеспечивается выдвигающимися из кронштейнов колесами.

    Этап 3: монтаж каретки, вилки и зажимов

    Заключительная, но не менее важная часть в изготовлении апилифта. Предполагает выполнение следующих действий:

      Собрать каретку – подъемную установку, состоящую из многочисленных частей, в том числе и зажимов для фиксации груза. Для этого сначала сделать каркас с подшипниками, габариты которого равны 720х380 мм. В качестве материала использовать трубу 30х20 мм. В нижней части изготовить 2 перекладины из трубы диаметром 30х30 мм. В них будут располагаться боковые фиксаторы, захватывающие корпус улья.

    Шарнир наклоняется под действующей тягой, а квадрат, тянущий трубку от бокового зажима, перекашивается. Угол наклона шарнира регулируется с помощью болта с пружиной, а от этого зависит регулировка зажимов. Чем больше наклон, тем интенсивнее сжатие.

    Видео-руководство

    Об основных нюансах, которые стоит учитывать при изготовлении апилифта, рассказывается в видео ниже:

    Полезные советы

    При эксплуатации самодельной пасечной тележки стоит учитывать ряд правил:

    • Перед началом полноценной работы с подъемником проверить его на техническую исправность. Для этого изначального использовать его без груза, обращая особое внимание на такие детали:
    • фиксацию винтиков и гаек, особенно в тех участках, где закреплены ролики троса;
    • плотность прилегания опорно-рамных болтов, зафиксированных через шайбы;
    • полноту вхождения креплений в пазы.
    • Если транспортируются улья с тяжелыми сотами, проверить надежность их фиксации.
    • По возможности освободить улья от всех лишних составляющих. В частности, стоит убрать все подвижные части короба, которые могут напугать пчел.
    • Проверить прочность креплений рамок внутри короба. Если в процессе транспортировки соты оборвутся, то это вызовет агрессию у насекомых. К тому же часть из них может погибнуть.
    • В процессе погрузки улья следить за надежностью фиксатора ручки, поскольку он может выскочить при наклоне тележки, что приведет к падению груза.
    • При перевозке пчел работать в защитной одежде, а также иметь при себе пульверизатор и сетку. Все эти меры помогут защитить себя от укусов насекомых в случае аварии.

    При прикладывании определенных усилий апилифтможно собрать своими руками, что позволит значительно сэкономить на покупке магазинной пасечной тележки. При этом большое внимание нужно уделить монтажу мелких деталей, от которых будут зависеть технические характеристики изготовленной мобильной установки.

    Источник

    Читайте также:  Кузов трещина ремонт своими руками
    Оцените статью
    Своими руками