Мама уроки делает своими руками

Надо ли учить уроки с ребенком?

Советы родителям: как и нужно ли помогать школьнику с уроками.

Родителей школьников волнует вопрос: помогать ли ребенку с уроками или нет? Школа призывает мам и пап активно участвовать в образовательном процессе, а ребенок порой путается в требованиях программы. Но у нас не всегда есть силы и время на выполнение уроков с детьми, да и наша ли это задача? В статье мы перечислим все «за» и «против» и постараемся найти золотую середину.

Если родители учат уроки с ребенком

Многие заботливые родители считают, что обязаны контролировать домашние задания, ведь неизвестно, что ребенок напишет сам. А еще так лучше закреплять материал: вдруг сын или дочка не поняли тему на уроке?

Если совместное выполнение уроков становится традицией, то ребенок может стать гораздо успешнее своих одноклассников. Зато при этом он перекладывает ответственность за «домашку» на маму, папу или бабушку. Привыкает думать, что уроки нужны прежде всего маме, это не его личная обязанность, а значит нет нужды заботиться об этом.

Забыл записать задание? — мама узнает в родительском чате или позвонит учительнице. На уроке витал в облаках и ничего не запомнил? — мама дома объяснит материал заново. Получается, что родитель берет на себя учебную ношу и несет ее, становясь вторым учителем, а ребенок идет рядом налегке, не получая полезной нагрузки. Он не учится ответственности, не пробует ее «на вкус». У такого подхода есть свои плюсы и минусы.

+ Ребенок хорошо знает материал, умеет оформлять работы. У него чистые тетради и хорошие оценки, он на хорошем счету в школе.

+ В семье мир, все живут без взаимного раздражения на тему «Опять двойка» или «А ты уроки сделал?»

С ребенка снята ответственность, он может терять интерес и мотивацию к учебе. Возможна неуверенность в себе и низкая самооценка, если ребенок боится браться за уроки без мамы, боится сделать ошибку. Не развивается воля и личная сила: он не учится принимать решения и отвечать за свои поступки.

С каждым классом объем помощи ребенку должен становиться все больше, и если родитель вникает в учебу, ему приходится тратить на это много времени и сил. Совместные занятия в семье сводятся к учебе.

Если родители не интересуются уроками ребенка

Некоторые родители сознательно не вмешиваются в учебу детей. Они считают, что школа — это задача ребенка, она вполне ему по силам. А семья — это отдельное пространство с совершенно другой атмосферой. Одни мамы и папы таким образом хотят научить ребенка самостоятельности. У других попросту нет времени и сил вникать в уроки и школьную ситуацию.

Такую позицию не всегда удается выдержать, особенно родителям первоклашек и младшеклассников. Ведь современная школа изо всех сил втягивает родителей в учебный процесс, учителя всерьез рассчитывают на поддержку родителей. И если маленькие школьники остаются со своими заданиями, они не всегда с этим справляются. Да и старшим детям порой нужна поддержка: не все умеют обходиться учительскими объяснениями, учебником и Гуглом. Помощь можно найти у репетиторов или на учебных курсах, — но для этого родитель должен быть в курсе дел своего отпрыска.

+ Ребенок учится самостоятельности, укрепляет волю, самооценку и личную силу. Он на собственном опыте знает, что ему нравится больше, а что меньше, какие способы решений для него хороши, а какие нет, в какое время и в каком состоянии лучше всего заниматься, — так он узнает себя и учится управлять собой.

Читайте также:  Облагородить своими руками встроенный шкаф

+ Пространство семьи не «занято» школой: у детей и родителей есть другие общие интересы и темы (но это — только в случае достаточно успешной учебы, иначе возможны вечные конфликты на тему «Опять двойка»).

Если у ребенка не ладится, ему непросто нести ответственность за учебу одному. Ребенок с сильным характером справится с этим и станет еще сильнее. А ребенок со слабой нервной системой, неврологическими особенностями, вроде дефицита внимания, может сильно страдать от неуспеха: появляется тревожность, снижается самооценка, все это год за годом накладывает отпечаток на характер, «вдавливая» ребенка в роль неудачника, которому никто не поможет.

Учимся легко. Как мотивировать ребенка на учебу?

Если ребенок не хочет учиться, если ему скучно и лень, это становится большой проблемой для родителей. Как активировать волшебную мотивацию и помочь детке получать удовольствие от учебы? – попробуем разобраться!

Как учесть особенности сына или дочки

Конечно, внимательные родители смотрят на особенности характера своего школьника. Одному ребенку нужно больше внимания, другой быстро научится справляться сам. Одному важна поддержка, он расцветает от вашей похвалы за красиво решенную задачу, другой не терпит контроля и предпочитает набивать свои собственные шишки, а уроки, вообще, учит на переменах или сразу после школы.

Но даже если ребенок демонстрирует чудеса самостоятельности и докладывает о полном порядке в школьных делах, стоит держать руку на пульсе. Заглядывайте в бумажный или электронный дневник, на родительских собраниях спрашивайте: «Как мой?» Очень часто картина в глазах ребенка сильно отличается от мнения учителя.

И наоборот, если детка не уверен в своих знаниях, просит вашей помощи и переживает перед каждой контрольной, поговорите с учителем: возможно, он убедит вас, что ребенок хорошо справляется, а вы передадите эту уверенность сыну или дочке. Тогда можно будет понемногу «отдать вожжи» ученику.

Что мешает ребенку самостоятельно учиться

Если первый (второй, пятый) класс давно позади, а ваш школьник не может сесть за уроки без вас, ищите причину. Это может быть все, что угодно:

  • повышенное внутричерепное давление;
  • гипертонус;
  • синдром дефицита внимания, с гиперактивностью или без;
  • психологические проблемы дома или в школе;
  • неудобный или захламленный рабочий стол;
  • шумная обстановка в доме;
  • сильная критика со стороны мамы или папы за непонимание, ошибки и помарки;
  • привычка полагаться на маму, которая покажет, как правильно решать задачу;
  • высокая загруженность внешкольными занятиями.

Возможно, стоит потратить время не на совместное сидение над учебниками, а на поиск причин неуспеха — и на их устранение.

Как помочь школьникам справиться с весенней усталостью?

Давайте устраним то, что мешает благополучной и продуктивной жизни и учебе, особенно весной. Ведь в нормальных здоровых условиях и человеческий организм работает хорошо и здорово, а память и способность к концентрации неразрывно связаны с общим состоянием здоровья физического и психического.

Как научить ребенка делать уроки

Учеба и домашние задания — дела непростые. Чтобы ребенок справлялся с ними с минимальной родительской поддержкой, нужно создать вокруг них полезные привычки. Именно полезные привычки так облегчают нашу жизнь и помогают выполнять сложные задачи.

Например, в раннем возрасте мы помогаем детям выработать самые простые полезные привычки: проснулся — умылся и почистил зубы, пришел с прогулки — помыл руки. Когда это выполняется постоянно, мы делаем это автоматически, не задумываясь. Точно так же можно привить ребенку привычку «учить уроки самостоятельно» — в правильное время, в правильном месте.

И вот чтобы сформировать эту привычку, точно понадобится родительский контроль и поддержка. Идеальный вариант для заведения такого порядка — первый класс. Но и в позднем возрасте можно создать все условия для новой полезной привычки. Задача родителей здесь — помочь ребенку правильно организовать свое время и понять ежедневную обязанность учить уроки.

Подготовьте удобную рабочую площадку: у ребенка должно быть достаточно места и освещения. Стол, стул, полки и ящики для книг, удобная карандашница, место для портфеля. Ребенок не должен отвлекаться: приглушите звук телевизора в соседней комнате, уведите от ученика младших детей и домашних питомцев.

Найдите удобное время для уроков. Дети возвращаются из школы утомленные, им нужно время, чтобы немного отдохнуть и восстановиться, для этого нужно 1–2 часа. В это время не спрашивайте о школе, дайте ребенку поесть, погулять. Педагоги считают, что лучшее время для уроков — 15–18 часов дня.

Научите ребенка правильно сидеть за столом и держать ручку, раскладывать тетради и учебные принадлежности по столу. В классе у учителя вряд ли есть время, чтобы все это отследить.

Не стоит начинать уроки с самых сложных заданий. На них уходит больше всего времени, ребенок устает, теряет веру в себя. Начните с того, что школьник знает хорошо, а потом переходите к трудному.

Не нависайте над ребенком, но будьте неподалеку, занимайтесь своими делами. Если ребенку понадобится помощь, он позовет вас. Если оставить его один на один с уроками, он может застопориться на сложном задании, устать и демотивироваться.

Не подсказывайте ребенку решения, запаситесь терпением. Вы можете задавать наводящие вопросы или отсылать к пройденному материалу — ведь домашнее задание нужно именно для закрепления пройденного. Если ребенок не может разобраться с задачей, пусть на следующий день обратится с вопросом к учителю: в конце концов, тот должен знать, хорошо ли дети усваивают материал. А еще учитель сможет объяснить тему и оформление решения лучше мамы, которая достанет из закоулков своей памяти школьные знания и совсем запутает перегруженную голову детки.

Не ругайте ребенка за ошибки и грязь в тетрадях. Спокойно скажите, что при красивом оформлении ему самому все будет гораздо понятнее. Не заставляйте переписывать длинные задания — лучше научите красиво исправлять ошибки. Не нужно делать уроки на черновиках, а потом до ночи переписывать их в тетради, — так ребенок только возненавидит учебу.

Хвалите за хорошо выполненную домашнюю работу. Всегда можно найти, за что похвалить: красивые крючочки, быстро сделанная работа, прибранный после уроков стол, собранный портфель. И ваши сэкономленные нервы!

Важен психологический настрой: если чувствуете, что устаете от уроков вместе с ребенком, сделайте перерыв, выпейте чаю с конфеткой, а потом вернитесь к задаче. Цените вашу связь выше уроков. В учебе может помочь учитель или репетитор, а испорченные отношения иногда не может «починить» и психолог.

И, конечно, со временем снижайте контроль. Но дайте понять ребенку, что он всегда может обратиться к вам за помощью.

Постепенно ваш сын или дочка начнут получать настоящее удовольствие от собственного контроля над учебой. Они могут никогда не полюбить физику или МХК, зато будут точно знать, как обходиться с этими предметами и как им лучше всего учить уроки.

Что нельзя говорить школьнику?

По мнению педагогов и психологов, даже из самых лучших побуждений не стоит говорить школьнику некоторые фразы. Например.

Источник

Учим детей делать уроки самостоятельно: приемы супермамы

Выполнение домашних заданий — радость, а не скучная повинность. Возможно? Вполне, когда знаешь действенные родительские приемчики.

Мне всегда хотелось, чтобы общение с ребенком было в удовольствие: весело играть, засыпать с улыбкой, просыпаться в хорошем настроении. Так и было, пока первая дочь не пошла в школу — вот где начались испытания. И главное из них — решение домашних заданий.

Я молчу о том, что не все задачи понятны даже взрослым — бороться с этим выше моих сил. Но мне удалось вывести несколько правил, чтобы готовить уроки с ребенком без нервов, криков, слез и капель успокоительного. Надеюсь, этот опыт пригодится и другим мамам, которые хотят добиться гармонии и взаимного уважения с ребенком.

1. Готовим уроки с мальчиками и девочками по-разному

По мнению известного психолингвиста, профессора СПБГУ Т.В.Черниговской, мальчики и девочки требуют разного подхода.

  • говорить кратко и по сути;
  • вовлекать в активную деятельность, чтобы огромная энергия сорванцов тратилась в мирных целях;
  • устраивать состязания вместо скучных письменных заданий;
  • часто хвалить.

Интересное замечание: температура в комнате, где вы делаете уроки с мальчиком, должна быть немного ниже привычной — на один-два градуса прохладнее. Во-первых, это не даст им заснуть, во-вторых, ум будет яснее.

  • по возможности готовить уроки в паре, группе;
  • позволить ученице выступать в роли учительницы и исправлять мамины ошибки;
  • говорить плавно и негромко.

Девочки большое внимание уделяют обстановке вокруг рабочего места, поэтому их комната (или класс) должны быть интересно оформлены, декорированы яркими элементами: игрушками, постерами, рисунками на стенах.

2. Знаем правила, но не боимся их нарушать

Если приходится долго уговаривать ребенка сесть за уроки, а он придумывает всякие отговорки, значит дело не только в природной лени. Мои дети так поступают, когда, например, что-то не получается или накопилась усталость.

Психологи дают рекомендации о том, как правильно готовить домашнее задание в таких случаях:

  • отдохнуть после школы — погулять, переодеться, покушать, а затем уже приступать к занятиям. Мы с дочками вообще любим днем поспать, а потом на свежую голову приступать к работе;
  • начинать с любимых школьных предметов;
  • готовиться к урокам можно на бегу — во время прогулки читать стихи, которые надо выучить, и несложные параграфы теории;
  • подготовьте школьнику личное рабочее место — стол или парту, за которыми ему будет удобно, а также ортопедический стул для правильной осанки.

3. Устанавливаем ограничения по времени

Пресловутый режим дня хоть и воспринимается многими мамами скептически, но работает: выполнение уроков в одно и то же время делает ребенка собранным и организованным. Этот процесс становится естественным — как завтрак или чистка зубов, поэтому не вызывает сопротивления. Психологи настаивают, что лучшее время для домашних заданий — с 16 до 19 часов: школьник успел отдохнуть и его мозговая активность снова на пике.

Кстати, об отдыхе: и маленьким, и большим нужны перемены не только между уроками, но и в процессе решения задачек, чтения параграфов и художественных книг. Устраивайте активные перерывы по 10-15 минут между предметами или крупными блоками заданий, меняйте парту на мягкое кресло или пуфик. Нам с девочками нравится лежать на полу. Иногда мы продолжаем делать уроки именно в таком положении.

4. Используем приемы на доверие

Первое время, когда чадо только начало посещать школу, вам предстоит вникнуть в решение домашних заданий — готовьтесь, что будете говорить много, повторять часто. Это хорошо, потому что позволяет ребенку справиться с материалом, понять особенности домашнего обучения и попросту экономит общее время и нервы.

Но постепенно ребенок взрослеет и нуждается в самостоятельности. Чтобы резко не бросать его в бурную реку образования, медленно снижайте степень контроля.

1. Пусть ребенок делает домашнее задание в одной комнате с вами, когда вы занимаетесь своими делами.

2. Объясните ему, как искать информацию в энциклопедиях и справочниках, которые есть дома, а позднее в старших классах — в интернете.

3. В средней школе ребенок сам делает уроки, но разрешите ему задать вам, например, всего три вопроса по домашнему заданию в течение вечера — и максимально постарайтесь помочь с ними.

4. Проверяйте не правильность, а сам факт выполнения уроков. Учиться (вовсе не обязательно на отлично) — детская обязанность.

5. Прорабатываем сложности

Если ребенок очень медленно делает уроки, стоит обратить на это внимание: может, он не понимает материал? Тогда выберите время, чтобы проработать сложности. Я с дочками в начале обучения так делала упор на английский язык: в течение выходного дня мы в несколько подходов учили алфавит или новые слова. Причем если что-то не получалось запомнить сегодня, дочка легко вспоминала завтра.

Услугами репетитора лучше воспользоваться тогда, когда вы видите явные отставания по предметам у ребенка, и сами помочь ему не можете. Но даже если финансы позволяют нанять репетиторов по всем предметам, не перегружайте школьника.

В общем, когда садитесь за уроки, представляйте себя на месте ребенка: чего бы вам хотелось? Несмотря на все сказанное выше, это всего лишь рекомендации и личный опыт, который в вашей семье может преобразоваться в свои правила и ритуалы.

Источник

Читайте также:  Как склеить танк своими руками
Оцените статью
Своими руками