- Надо ли учить уроки с ребенком?
- Если родители учат уроки с ребенком
- Если родители не интересуются уроками ребенка
- Учимся легко. Как мотивировать ребенка на учебу?
- Как учесть особенности сына или дочки
- Что мешает ребенку самостоятельно учиться
- Как помочь школьникам справиться с весенней усталостью?
- Как научить ребенка делать уроки
- Что нельзя говорить школьнику?
- Учим детей делать уроки самостоятельно: приемы супермамы
- 1. Готовим уроки с мальчиками и девочками по-разному
- 2. Знаем правила, но не боимся их нарушать
- 3. Устанавливаем ограничения по времени
- 4. Используем приемы на доверие
- 5. Прорабатываем сложности
Надо ли учить уроки с ребенком?
Советы родителям: как и нужно ли помогать школьнику с уроками.
Родителей школьников волнует вопрос: помогать ли ребенку с уроками или нет? Школа призывает мам и пап активно участвовать в образовательном процессе, а ребенок порой путается в требованиях программы. Но у нас не всегда есть силы и время на выполнение уроков с детьми, да и наша ли это задача? В статье мы перечислим все «за» и «против» и постараемся найти золотую середину.
Если родители учат уроки с ребенком
Многие заботливые родители считают, что обязаны контролировать домашние задания, ведь неизвестно, что ребенок напишет сам. А еще так лучше закреплять материал: вдруг сын или дочка не поняли тему на уроке?
Если совместное выполнение уроков становится традицией, то ребенок может стать гораздо успешнее своих одноклассников. Зато при этом он перекладывает ответственность за «домашку» на маму, папу или бабушку. Привыкает думать, что уроки нужны прежде всего маме, это не его личная обязанность, а значит нет нужды заботиться об этом.
Забыл записать задание? — мама узнает в родительском чате или позвонит учительнице. На уроке витал в облаках и ничего не запомнил? — мама дома объяснит материал заново. Получается, что родитель берет на себя учебную ношу и несет ее, становясь вторым учителем, а ребенок идет рядом налегке, не получая полезной нагрузки. Он не учится ответственности, не пробует ее «на вкус». У такого подхода есть свои плюсы и минусы.
+ Ребенок хорошо знает материал, умеет оформлять работы. У него чистые тетради и хорошие оценки, он на хорошем счету в школе.
+ В семье мир, все живут без взаимного раздражения на тему «Опять двойка» или «А ты уроки сделал?»
— С ребенка снята ответственность, он может терять интерес и мотивацию к учебе. Возможна неуверенность в себе и низкая самооценка, если ребенок боится браться за уроки без мамы, боится сделать ошибку. Не развивается воля и личная сила: он не учится принимать решения и отвечать за свои поступки.
— С каждым классом объем помощи ребенку должен становиться все больше, и если родитель вникает в учебу, ему приходится тратить на это много времени и сил. Совместные занятия в семье сводятся к учебе.
Если родители не интересуются уроками ребенка
Некоторые родители сознательно не вмешиваются в учебу детей. Они считают, что школа — это задача ребенка, она вполне ему по силам. А семья — это отдельное пространство с совершенно другой атмосферой. Одни мамы и папы таким образом хотят научить ребенка самостоятельности. У других попросту нет времени и сил вникать в уроки и школьную ситуацию.
Такую позицию не всегда удается выдержать, особенно родителям первоклашек и младшеклассников. Ведь современная школа изо всех сил втягивает родителей в учебный процесс, учителя всерьез рассчитывают на поддержку родителей. И если маленькие школьники остаются со своими заданиями, они не всегда с этим справляются. Да и старшим детям порой нужна поддержка: не все умеют обходиться учительскими объяснениями, учебником и Гуглом. Помощь можно найти у репетиторов или на учебных курсах, — но для этого родитель должен быть в курсе дел своего отпрыска.
+ Ребенок учится самостоятельности, укрепляет волю, самооценку и личную силу. Он на собственном опыте знает, что ему нравится больше, а что меньше, какие способы решений для него хороши, а какие нет, в какое время и в каком состоянии лучше всего заниматься, — так он узнает себя и учится управлять собой.
+ Пространство семьи не «занято» школой: у детей и родителей есть другие общие интересы и темы (но это — только в случае достаточно успешной учебы, иначе возможны вечные конфликты на тему «Опять двойка»).
— Если у ребенка не ладится, ему непросто нести ответственность за учебу одному. Ребенок с сильным характером справится с этим и станет еще сильнее. А ребенок со слабой нервной системой, неврологическими особенностями, вроде дефицита внимания, может сильно страдать от неуспеха: появляется тревожность, снижается самооценка, все это год за годом накладывает отпечаток на характер, «вдавливая» ребенка в роль неудачника, которому никто не поможет.