Великая Китайская стена
(1)
Оборудование
Для учителя: фотографии Великой Китайской стены (1), репродукция рисунка Х. Бидструпа (2).
Для детей: лист белого картона, 3–4 листа белой писчей бумаги, 1 лист бумаги для черчения формата А3, ножницы, клей ПВА.
С именем китайского императора Цинь Шихуанди, помимо терракотовой армии (см. «Искусство, № 3/2007), связан еще один великий памятник мировой художественной культуры, являющийся символом Китая, — Великая Китайская стена. Описывая ее, все авторы единодушно сходятся в том, что это одно из самых грандиозных, самых длительных по времени строительства, самых трагичных (по количеству погибших при строительстве) архитектурных сооружений в истории человечества. Изгибаясь, как дракон, по горным хребтам и пустыне, стена тянется с востока на запад страны и кажется бесконечной. Она была прозвана в народе «стеной десяти тысяч ли» (1 ли равен примерно 500 м).
(2)
(Кстати говоря, в китайской мифологии дракон не чудовище, а доброе, умное, отважное существо. По преданиям дракон воплощает в себе единство мира в его изменчивости и жизненную силу.)
Оборонительные укрепления, защищавшие от налетов кочевников с севера, начали строить в Китае уже в глубокой древности – в I тысячелетии до н.э. Придя к власти и объединив «сражающиеся царства» в единую империю, Шихуанди (правил в 221–210 гг. до н.э.) первым делом приказал соединить все уже существующие оборонительные сооружения в одно, дополнить их фортами и сторожевыми башнями. Так было положено начало возведению одного из грандиознейших фортификационных сооружений.
Великая Китайская стена представляла собой невероятное достижение в области военного строительства. Она протянулась на 6400 км по северной границе страны и возводилась в общей сложности почти две тысячи лет. На всем своем протяжении стена в основном воздвигалась из местных строительных материалов: кирпича, смеси гальки и прутьев, утрамбованной земли, укрепленной бревнами.
До наших дней сохранилась лишь небольшая часть стены к северу от Пекина, построенная в период династии Мин (1368–1644 гг. н.э.). Средняя высота ее 8 м, ширина у основания 7 м, а ширина верхней, проезжей, части — 6 м.
Строили ее так. На фундаменте из каменных глыб возводилась стена, облицованная кирпичом, внутри заполненная щебнем, землей и известью. Для строительства применялся уникальный сверхпрочный раствор из рисовой муки, извести и глины. По гладкому верхнему настилу могли одновременно двигаться шесть рядов всадников. Если уклон стены превышал 45 градусов, делались ступеньки. Через каждые 200 м возводились сторожевые башни, в которых жили гарнизоны солдат. Находясь на расстоянии прямой видимости, солдаты с помощью специальных сигналов посылали сообщения с одного конца стены на другой. Существует мнение, что эти сигналы могли прокатиться по всей стене за одни сутки.
Для оборонительных целей китайцы искусно использовали особенности местного ландшафта. С помощью дренажных систем со стороны возможного наступления неприятеля они полностью осушали землю, что приводило к исчезновению растительности, ликвидации какой-либо тени для укрытия. Это делало продолжительную осаду стены почти невозможной. В горных районах камни, сброшенные с крепостных стен, порождали природные камнепады, что приводило к обвалам.
Мучительный труд и лишения строителей навсегда запечатлелись в народных песнях и преданиях. Одно из них повествует о молодой женщине Мэн Цзян, преодолевшей сотни километров, чтобы принести мужу теплые вещи, но в конце пути ее ждала тяжкая весть о его кончине. Не найдя даже тела своего мужа, несчастная женщина бросилась на землю у стены и прорыдала несколько дней. Безутешное горе женщины разжалобило стену, и часть ее обвалилась, обнажив останки мужа, похороненные в ней.
Практическая работа
Макет панорамы Великой Китайской стены
1. Смять лист писчей бумаги, оборвать края и придать ему контуры горных хребтов. Наклеить задний план композиции на лист картона. (3)
(3) (4)
2. Горы переднего плана изготовляются из комьев смятой бумаги и красиво наклеиваются на картон. (4)
3. Башни стены сделать из произвольно вырезанных прямоугольников, у которых для придания объема загнуть стороны, прорезать и отогнуть зубцы. (Размер башен дети выбирают самостоятельно, руководствуясь форматом фона.) Готовые башни располагаются на вершинах гор. (5)
(5-7)
4. В зависимости от перепада уровня высоты между башнями намечается и вырезается стена с загнутыми зубцами. Стена приклеивается к башням. (6)
5. Поскольку башни и стены между ними могу в результате приклеивания «нависать» над горами, мелкими комочками мятой бумаги можно закрыть эти зазоры, сделав горы более декоративными. ( 7)
6. Макет может быть оставлен белым или расписан гуашью. Поскольку величина макета невелика, бойницы на башнях не вырезаются, хотя могут быть подрисованными.
(8)
(9)
Источник
Архитектурные модели стран Азии и Океании
Великая китайская стена — крупнейший памятник архитектуры.
Проходит по северному Китаю на протяжении 8851,8 км (с учётом ответвлений), а на участке Бадалин проходит в непосредственной близости от Пекина.
Распечатать на принтере, на листах А4 матовой плотной бумаги, вырезать и склеить.
Строительство первой стены началось в III веке до н. э. во время правления императора Цинь Ши-хуанди (династия Цинь), в период Воюющих царств (475—221 гг. до н. э.) для защиты государства от набегов кочевого народа хунну. В строительстве участвовала пятая часть тогдашнего населения страны, то есть около миллиона человек. Длина стены со всеми ответвлениями составляет 8 тысяч 851 километр и 800 метров. Длина же самой стены от края до края — две тысячи пятьсот километров.
Стена должна была служить крайней северной линией возможной экспансии самих китайцев, она должна была предохранять подданных «Срединной империи» от перехода к полукочевому образу жизни, от слияния с варварами. Стена должна была чётко зафиксировать границы китайской цивилизации, способствовать консолидации единой империи, только что составленной из ряда завоёванных царств.
В период правления династии Хань (206 г. до н. э. — 220 н. э.) Стена была расширена на запад до Дуньхуана. Также была сооружена линия сторожевых башен, уходившая вглубь пустыни, для защиты торговых караванов от набегов кочевников. Те участки Великой Стены, которые сохранились до нашего времени, были построены, в основном, при династии Мин (1368—1644). В эту эпоху основными строительными материалами были кирпич и каменные блоки, делавшие конструкцию более надёжной. За время правления Мин Стена протянулась с востока на запад от заставы Шаньхайгуань на берегу Бохайского залива Жёлтого моря до заставы Юймэньгуань на стыке современных провинций Ганьсу и Синьцзян-Уйгурского автономного района.
В архиве инструкция по сборке
Название: Великая китайская стена
Формат: PDF
Страниц: 22
Качество: отличное
Размер файла: 12.2 Мб
Источник
Макет великой китайской стены своими руками
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Шагаю по Пути
Китайская подделка Великой Китайской стены
Великая Китайская стена – ненастоящая! Это может показаться абсурдом, но облюбованные туристами участки этого масштабного оборонительного сооружения, на самом деле, — новодел. Самый популярный отрезок стены, Бадалин, был построен в пятидесятых годах двадцатого века, Мутянью, где побывали мы, – в восьмидесятых.
1. Посмотрите на эту современную кладку и водосток.
При этом китайцы данного факта практически не стесняются. В музее участка Мутянью даже демонстрируются фотографии, как китайские рабочие и добровольцы с улыбками на лицах выкладывают стену из кирпичей.
2. Рядом с одной из новых башен на участке Мутянью находятся остатки оригинального сооружения. Выглядят они весьма непрезентабельно.
3. В Интернете также можно найти множество фотографий нереконструированных частей Великой Китайской стены разной степени сохранности.
Но ведь кого волнует, что Стена – ненастоящая? Главное – это сам факт присутствия на ней.
В окрестностях Пекина находится несколько возможных для посещения участков Великой Китайской стены. Мы выбрали Мутянью за его доступность и, как рассказывают, малолюдность.
Правда, добрались мы туда с казусом. И ведь читал я в Интернете, читал, что автобус может остановиться на полустанке, где таксисты будут пытаться вытащить туристов из салона, чтобы довезти до стены втридорога. Но водители показывали на пальцах цифру три. А за три юаня мы с радостью согласились прокатиться до Стены на машине, вместо того чтобы пересесть со временем на другой автобус и доехать за те же деньги.
Но оказалось (и потом мы многократно сталкивались с этой реалией), что китайцы на пальцах показывают не единицы, а десятки. Так что с нас просили не три юаня, а тридцать. И как мы ни пытались возмущаться по приезду на Стену, доказать несправедливость нам не удалось. Благо, успели еще при посадке сбить цену до двух пальцев.
Вход на стену стоит полтинник. В эти деньги входит также автобус-шаттл от касс до начала подъема к стене. А это где-то километра три дороги вверх по склону. Правда, потом все равно приходится пилить долго по ступенькам вверх.
9. Искусственная пещера с реальными камнями по дороге к Стене.
11. Хочешь комфорта? Плати отдельно за канатную дорогу в виде закрытых кабинок или бугельных сидений.
13. Спуститься тоже можно по-особому – на тачке по металлическому желобу.
Но мы решили идти на своих двоих, крепкие ведь ребята с сильными ногами.
Китайская стена потому и называется «Великой», что даже в доступных для туристов местах она имеет громадные размеры.
15. Долина по ту сторону Стены.
Мы поначалу хотели прогуляться от края до края участка Мутянью, а это десятка три-четыре башен. Но оказалось, что прогулка по стене – дело не легкое. Во время нее туриста ожидают большие перепады высот, тысячи и тысячи ступеней, толпы людей, жара и огромные цены на напитки.
Мы со временем так вымотались, что даже решили не взбираться на самый высокий участок в округе. Лишь только сфотографировались в том месте, где начинается подъем наверх.
Стоит ли ехать на Великую Китайскую стену? Почему бы и нет! Ходят же люди в восстановленный Храм Христа Спасителя в Москве или Михайловский собор в Киеве. Тем более что мы в учебниках именно этот вариант Китайской стены и видели, а не реальный, развалины.
Источник
Макет китайской стены часть 2
Великая китайская стена
Великая китайская стена — крупнейший памятник архитектуры. Проходит по северному Китаю на протяжении 8851,8 км. Строительство первой стены началось в III веке до н. э. во время правления императора Цинь Ши-хуанди (династия Цинь), в период Воюющих царств (475—221 гг. до н. э.) для защиты государства от набегов кочевого народа хунну. В строительстве участвовала пятая часть тогдашнего населения страны, то есть около миллиона человек. Длина стены со всеми ответвлениями составляет 8 тысяч 851 километр и 800 метров. Длина же самой стены от края до края — две тысячи пятьсот километров. Стена должна была служить крайней северной линией возможной экспансии самих китайцев, она должна была предохранять подданных «Срединной империи» от перехода к полукочевому образу жизни, от слияния с варварами. Стена должна была чётко зафиксировать границы китайской цивилизации, способствовать консолидации единой империи, только что составленной из ряда завоёванных царств. В период правления династии Хань (206 г. до н. э. — 220 н. э.) Стена была расширена на запад до Дуньхуана. Также была сооружена линия сторожевых башен, уходившая вглубь пустыни, для защиты торговых караванов от набегов кочевников. Те участки Великой Стены, которые сохранились до нашего времени, были построены, в основном, при династии Мин (1368—1644). В эту эпоху основными строительными материалами были кирпич и каменные блоки, делавшие конструкцию более надёжной. За время правления Мин Стена протянулась с востока на запад от заставы Шаньхайгуань на берегу Бохайского залива Жёлтого моря до заставы Юймэньгуань на стыке современных провинций Ганьсу и Синьцзян-Уйгурского автономного района. Манчжурская династия Цин (1644—1911), преодолев Стену с помощью предательства У Саньгуя, отнеслась к Стене с пренебрежением. За три века правления Цин Великая стена почти разрушилась под воздействием времени. Лишь небольшой её участок около Пекина — Бадалин — поддерживался в порядке — он служил своего рода «воротами в столицу»
Источник
Макет китайской стены часть 1
Великая китайская стена
Великая китайская стена — крупнейший памятник архитектуры. Проходит по северному Китаю на протяжении 8851,8 км. Строительство первой стены началось в III веке до н. э. во время правления императора Цинь Ши-хуанди (династия Цинь), в период Воюющих царств (475—221 гг. до н. э.) для защиты государства от набегов кочевого народа хунну. В строительстве участвовала пятая часть тогдашнего населения страны, то есть около миллиона человек. Длина стены со всеми ответвлениями составляет 8 тысяч 851 километр и 800 метров. Длина же самой стены от края до края — две тысячи пятьсот километров. Стена должна была служить крайней северной линией возможной экспансии самих китайцев, она должна была предохранять подданных «Срединной империи» от перехода к полукочевому образу жизни, от слияния с варварами. Стена должна была чётко зафиксировать границы китайской цивилизации, способствовать консолидации единой империи, только что составленной из ряда завоёванных царств. В период правления династии Хань (206 г. до н. э. — 220 н. э.) Стена была расширена на запад до Дуньхуана. Также была сооружена линия сторожевых башен, уходившая вглубь пустыни, для защиты торговых караванов от набегов кочевников. Те участки Великой Стены, которые сохранились до нашего времени, были построены, в основном, при династии Мин (1368—1644). В эту эпоху основными строительными материалами были кирпич и каменные блоки, делавшие конструкцию более надёжной. За время правления Мин Стена протянулась с востока на запад от заставы Шаньхайгуань на берегу Бохайского залива Жёлтого моря до заставы Юймэньгуань на стыке современных провинций Ганьсу и Синьцзян-Уйгурского автономного района. Манчжурская династия Цин (1644—1911), преодолев Стену с помощью предательства У Саньгуя, отнеслась к Стене с пренебрежением. За три века правления Цин Великая стена почти разрушилась под воздействием времени. Лишь небольшой её участок около Пекина — Бадалин — поддерживался в порядке — он служил своего рода «воротами в столицу»
Источник