Мачта для катамарана своими руками

Самодельный катамаран

Многие задаются вопросами: “Как? Из чего? С помощью каких инструментов? По каким чертежам?” можно самостоятельно изготовить Катамаран. На просторах интернета есть масса информации по данной теме, конечно множество способов, идей, смет и схем будет представлено вашему вниманию. Теоретические знание определенно понадобятся, но лучше увидеть весь процесс собственными глазами и выбрать ту модель катамарана, которая подходит именно вам, и запастись терпением при осуществлении задуманного. В данной статье представлено несколько вариантов постройки катамарана.

Первый вариант

Какое парусное судно можно построить при минимальных затратах, не имея ни специального места для постройки и хранения судна, ни высококачественных материалов?
Таким судном был признан сверхмалый катамаран длиной менее двух с половиной метров. В том, что на катамаране подобных размеров можно успешно ходить под парусом, нас убедила фотография в одном из номеров французского журнала «La Revue Marittirne». Выбранная длина позволила не только построить корпуса в условиях любой городской квартиры, но и перевозить их в электричке, на трамвае и тем более на крыше автомобиля.

Требовалось обеспечить и другие качества катамарана: простоту сборки и вооружения, легкость в управлении и быстроходность. Была разработана разборная конструкция со съемным мостиком и герметичными корпусами.

Тип парусного вооружения—бермудский кэт.

Основные параметры малого катамарана:

  • Длина наибольшая, м – 2.43
  • Ширина наибольшая, м – 1.34
  • Ширина корпуса, м – 0.30
  • Осадка со швертом, м – 0.42
  • Осадка без шверта, м – 0.13
  • Вертикальный клиренс, м – 0.23
  • Полное водоизмещение, кг – 120
  • Вес, кг – 40
  • Площать парусности, м2 – 5.3
  • Площадь смоченной поверхности, м2 – 2.1

Для увеличения продольной остойчивости корпуса имеют довольно полные оконечности. Округлые обводы обеспечивают минимум смоченной поверхности, которая при выходе одного корпуса из воды уменьшается еще на УзМатериалом для обшивки корпусов послужил картон толщиной 3 мм, имеющийся в большом выборе в магазинах строительных товаров. Картон достаточно прочен и технологически удобен.

Обшивка приклеена к набору казеиновым клеем с запрессовкой шурупами. Корпуса обтянуты снаружи бязью на эпоксидном клее и пропитаны изнутри смесью олифы и скипидара.
Продольный набор корпуса состоит из киля, мидельвейса (карленгса), привальных брусьев и двух стрингеров. Шпангоуты выпилены из фанеры толщиной 12 мм. В оконечностях шпация уменьшена для удобства крепления обшивки.

Сборка корпусов производилась без стапеля с проверкой по струне.
Мостик опирается на корпуса концами двух коробчатых балок. Подмачтовая балка имеет сечение 64X80 мм и рассчитана на изгиб от давления мачты 150 кг. Запас прочности фанерных поясов балки n=3,5. На корпусах установлены ясеневые подушки с широкими петлями, в которых концы балок фиксируются четырьмя болтами. При таком креплении мостик приподнят над корпусами, что увеличивает вертикальный клиренс.

Пустотелая мачта состоит из двух частей. Верхняя половина надевается на нижнюю и крепится болтом. Место стыка закрыто обтекателем из пенопласта. В нижней части к мачте крепится пара бамбуковых ног; эти ноги заменяют штаги, принимают часть нагрузки вант, облегчают установку мачты.

Разобранная мачта и гик хранятся в корпусе катамарана. Для этой цели в транце одного из корпусов сделан лючок, который задраивается крышкой с резиновой прокладкой.
Шверты и рули вырезаны из дюралюминия Д16 толщиной 3 мм.

Фаловая дощечка паруса служит одновременно для крепления пенопластового поплавка. Объем мачты, обтекателя и поплавка достаточен, чтобы предотвратить полное опрокидывание лежащего на борту катамарана.
Остойчивость столь малого судна зависит, прежде всего, от эффективности откренивания. При выходе из воды наветренного корпуса с рулевым на нем восстанавливающий момент равен 100—120 кгм. Номинальным для катамарана следует считать ветер 7—8 м/сек. В этом случае кренящий момент не превысит 90 кгм, а расчетная скорость на курсе галфвинд будет равна 12 узлам. Полное сопротивление судна при этом составляет 16 кг.

Быстроходность для катамарана (даже такого маленького, как «Колибри») справедливо считают вопросом престижа. Результаты расчета позволяют надеяться, что на закрытых водоемах скорость будет достаточно высокой.
Катамаран имеет запас плавучести 280 кг и может брать на борт второго человека или груз. Увеличение осадки при этом составит 1 см на 12 кг груза.

Второй вариант

МОДЕРНИЗАЦИЯ КАТАМАРАНА

  1. Баллоны скорее всего мы будем менять, т.к. их форма нас не устроила. Нужны носы с острыми штевнями.
  2. Вместо бочек будем использовать рундуки, которые также вынесем за пределы палубы.
  3. Подумаем над ходовой рубкой. А то в этот раз ее все-таки очень не хватало.
  4. Может быть слегка увеличим палубу, благо конструкция это позволяет.

В остальном катамаран нас полностью устраивает, насколько это в принципе возможно с данным типом судна, т.е. с надувным и разборным.

Читайте также:  Новогоднее окно своими руками трафарет

  • Баллоны. Суммарный объем двух баллонов – 3 куб.м. Купили их в украинской фирме Нэрис, 20 000 рублей, но сейчас они должны стоить подороже.
  • Паруса. Общая площадь 10 кв.м. Обошлись они нам в 10 000 рублей.
  • Мотор Mercury, 4 л/с, с длинной ногой. Купили его в Москве, в компании Велход. Их сайт www.velhod.ru Обошелся мотор нам в 43 000 рублей.
  • Для руля и шверта была использована фасадная солнцезащитная ламель из алюминиевого аэродинамического профиля. 3 метра ламели обошлись нам в 3 000 рублей.
  • Якоря Денфорта – 2 шт, по 6 кг каждый.
  • Фанера для палубы – 6 листов, 1,2х2,4 м, 8 мм толщины.
  • 50 м профильной трубы 80х40х2, сплав АД31Т. 20 м профильной трубы 35х35х2, сплав АД31Т. Шина разных размеров из такого же сплава.
  • Несколько метров алюминиевой трубки 12х1, которая использовалась в качестве втулок под болты в местах соединения продольных и поперечных элементов конструкции.
  • Около трех тысяч вытяжных алюминиевых заклепок.
  • Около сотни разных болтов, гаек, шайб, преимущественно из оцинкованной стали.
  • На мачту – 8 м. трубы 50х2 Д16Т, на втулки несколько метров трубы 45х2 Д16Т. Примерно 50м стального троса 6х19, 3мм, из которых 20 м. – нержавеющего.
  • Колуши, талрепы, кольца, мочки и прочее.
  • Несколько метров медной трубки 8х2, продается в магазинах сантехники. Использовалась она для опрессовки огонов на тросе.
  • Веревка в количествах.

Использование нержавеющего крепежа, как показал опыт, особого смысла не имеет, за исключением некоторых самых мелких деталей. Стальной оцинкованный крепеж не особо ржавеет. Заменить его дешевле, чем покупать нержавеющий. Ну и преимущество оцинкованного крепежа также заключается в том, что он не вызывает электрохимической коррозии алюминиевого сплава. То же можно сказать и про тросы.

На яхтенные комплектующие также не имеет смысла тратить огромные деньги, так как в других магазинах можно найти более дешевые аналоги, практически не уступающие фирменным компонентам по функционалу. Например, яхтенный двушкивный блок может стоить в яхтенном магазине 5 000 рублей, а в туристическом магазине альпинистского снаряжения подобные изделия можно купить за 300 рублей. Альпинистский блок будет сделан из такой же стали, с теми же подшипниками, разве что без стопора.

Третий вариант

Самодельный катамаран из пенопласта непотопляем, удобен в эксплуатации, долговечен и прост в изготовлении.

Его размеры: 3750 х 1600 мм, толщина пластин от 40 до 150 мм, высота поплавка 200 мм и ширина 400 мм. Вес 1 м3 пенопласта составляет около 20 кг.

Пластины вырезают на специальном приспособлении проволокой из нихрома, нагретой до 200-250°С, или на специальном станке.
Диафрагму носовой части (2 шт.), перегородки (4 шт.), шпангоут (4 шт.) изготавливают из фанеры толщиной 12 мм. Стяжные трубы, которые служат для крепления деталей,- дюралюминиевые, однако приемлемы и тонкостенные стальные; годятся для стяжки также дюралюминиевые стержни диаметром 10-12 мм. Резьбу на трубах диаметром 1/2 нарезают трещоткой клупа или плашкой, а на стержнях – плашкой с основной метрической резьбой (М10).

Носовая часть поплавков катамарана делается отдельно из алюминиевых уголков 25 х 25 мм и обшивается тонким (0,5 мм) листовым алюминием. Металлическая конструкция имеет фанерную диафрагму, скрепленную болтами М5с уголками; детали алюминиевой обшивки соединены заклепками.
Крышки из фанеры или листового дюралюминия толщиной 1-1,5 мм прикрепляются винтами к уголкам носовой части. Носовую часть насаживают на концы стяжных труб и закрепляют гайками, как показано на рисунке. Затем ее заполняют кусками пенопласта и закрывают крышкой.
Надстройку (палубу) собирают из деревянных брусков и реек. Вся конструкция крепится к шпангоутам восемью болтами с гайками. Для передвижения по воде в корме устанавливается лодочный мотор мощностью 1-5 л.с. Можно плавать и на веслах, сделанных из тонкостенных дюралюминиевых труб. Возможна также установка на катамаране косого паруса площадью до м/2.

Четвертый вариант

Благодаря этому, использование пластиковых труб получило широкую популярность не только при монтаже водопроводов и канализационных систем. Из них «народные умельцы» своими руками изготавливают множество полезных «штуковин», начиная от стеллажей и поилок и заканчивая санями и плавсредствами.

Вариантов плавсредств существует масса, как и их предназначений. Для тех, кто проживает вблизи водоемов, а особенно для тех, у кого преодоление водной преграды является жизненной необходимостью, катамаран подойдет идеально. Такой вариант судна имеет массу преимуществ перед байдарками, лодками или яхтам:

  • для изготовления катамараны из пластиковых труб требуется минимальное количество материала. К тому же, вполне могут быть использованы остатки от недавнего монтажа канализации или водопровода;
  • катамаран имеет небольшой вес, поэтому не доставляет проблем в вопросах транспортировки;
  • благодаря особенностям конструкции – два баллона, соединенные палубой, такое плавсредство имеет высокие мореходные качества, прочность, надежность и достаточную скорость движения;
  • возможность размещения необходимого количества мест для сидения;
  • на катамаран можно установить двигатель любого типа.
Читайте также:  Канализационные септики своими руками

Катамаран имеет большое количество особенностей конструкции, в сравнении с другими плавсредствами.

Именно поэтому нужно подробно знать его составляющие, прежде чем приступать к чертежам и монтажным работам.

  1. Первая, и самая главная, часть катамарана – поплавки. Это две камерные конструкции, расположенные по бокам плавсредства. Их непосредственная задача – удерживать судно на плаву. Баллоны могут быть изготовлены из разных материалов, ограничивающих внешний периметр поплавка. Для этого используют пленку, из которой изготавливаются надувные баллоны, пенопласт или трубы ПВХ.
  2. Соединительная рама. Она может быть выполнена из любых материалов, начиная от все тех же пластиковых труб и заканчивая деревом или металлом. Чем легче рама катамарана, тем меньший размер могут иметь поплавки.
  3. Палуба. Эта часть создается для размещения пассажиров, багажа и прочего, что будет транспортироваться по воде.
  4. Руль. Функцию руля у любого плавсредства выполняет подводная лопасть, которая для движения прямо устанавливается параллельно движению, для поворота отгибается в ту или иную сторону с помощью выведенной на палубу поворотной ручки.
  5. Весла, педали, мотор или любое другое устройство, приводящее катамаран в движение.

Диаметр поплавков, а так же ширина и длинна судна зависят, в первую очередь от того, где и как оно будет эксплуатироваться. Чем больше предполагается экипаж и чем больше будут перевозиться грузы, тем больше должны быть размеры плавсредства и диаметр поплавков.

Увеличить грузоподъемность судна можно за счет увеличения сечения баллонов или их длинны. Решающим фактором в данной ситуации является объем воздуха внутри баллонов.

Оптимальные параметры расчета поплавков, исходя из экипажа и грузоподъемности следующие:

  • одноместный катамаран должен иметь длину 2-3 метра при поперечном сечении баллона 0,3-0,4 метра;
  • для изготовления двухместного судна используют баллоны длиной 3,5-4 метра при диаметре 0,45-0,5 метра;
  • трех и четырехместные плавсредства имеют длину до 6 метров при диаметре поплавка 0,5-0,6 метра.

Хотя, если плавать вы собираетесь в основном по прямой, ограничений на размер такого «кораблика» нет.

Источник

Парусное вооружение для катамаранов

Существенно расширяет географию походов.

Комбинируйте туристические маршруты по вашему желанию.

Подходит ко всем сплавным катамаранам.

Легко устанавливается в походных условиях.

Доработка катамарана не требуется.
Бермудские паруса позволяют ходить в лавировку против ветра.

Для сплава по бурным рекам большинство туристов предпочитает катамараны . Они м аневренны е и остойчивые на порогах , а также достаточно грузоподъемны е для длительных автономных походов. На них сплавляются по красивейши м и сложны м рекам Карелии, Алтая , Урала, Кавказа , Саян. Однако, множество интересных водных маршрутов, преимущественно карельских , имеют комбинированный характер : река чередуется озерами, впадает в водохранилище, море . Как только сплавно й катамаран поки дает свою стихию – быструю реку — он теряет все свои преимущества , оказывается во власти ветра, движение вперед становится очень трудоемким , скучным , а иногда и невозможным занятием. Для таких случаев туристы, в зависимости от своих предпочтений, выбирают или мотор или парусное вооружение.

Для установки мотора потребуется транец, а также руль, если мотор не имеет поворотного механизма.

Если катамаран имеет большую «паразитную парусность» (т.е. боковой ветер его легко сбивает с курса), что часто проявляется на катамаранах с гондолами большого диаметра (60-70см), то можно дополнительно оборудовать катамаран швертом.

Парусное вооружение привлекает простот ой конструкции , ремонтопригодность ю в походных условиях, отсутствием потребности в топливе, бесшумность ю , экологичность ю и, конечно же ни с чем не сравнимы м дух ом путешествия в гармонии со стихией.

На с плавн ых катамаран ах изначально не предусмотрена возможность установки парусного вооружения. От чисто парусного катамарана его отличает гораздо менее жесткая и узкая рама, больший диаметр гондол, отсутствие киля и штевня, а также крепежей, позволяющих установить основные элементы парусного вооружения: мачту, шверт, руль.

Наиболее заманчивой выглядит идея сделать из сплавного катамарана универсальное судно, на котором можно сплавляться как по бурным рекам, так и ходить под парусом по открытым просторам. Парусное вооружение такого катамарана должно быть полностью разборным, чтобы на речном участке маршрута его можно было упаковать в чехол и компактно разместить на палубе, а при выходе на открытую воду – быстро поставить и поднять паруса, не разбирая и не разгружая катамаран.

Это позволит существенно расширить географию походов и комфортно сочетать в одном походе различные участки: реку, озера, море.

Мы задались такой целью и в итоге разработали, изготовили и опробовали в многочисленных походах универсальное парусное вооружение для катамаранов.

Подробнее о его основных элементах:

Тип парусов – бермудский. Он позволяет ходить как полными (попутными) курсами так и под острым углом к ветру (лавировать против ветра). Он прост в установке и в управлении. Парусное вооружение с остоит из двух парусов: грота (позади мачты) и стакселя (перед мачтой).

Парус грот передн им краем (передней шкаториной) крепится к мачте (сегарсами или карманом) , а нижней шкаториной к гику (за два угла) . Он прост в управлении даже для малоопытного экипажа.

Парус стаксель требует больших навыков и некоторого опыта в управлении. Оптимально применять грот и стаксель совместно , особенно на острых курсах , но каждый из парусов можно использовать и по отдельности.

Так как рама сплавного катамарана не обладает достаточной жесткостью, то раскрепить мачту только вантами и штагами, как на парусных катамаранах, не получится. Во-первых, рама будет прогибаться, ванты провисать, а мачта свободно раскачиваться. Во-вторых, давление основания мачты на раму будет слишком сильным и может при порывах ветра проломить поперечную балку (бимс) рамы.

Наиболее простым и надежным вариантом является установка мачты на жестких опорах, которые распределяют давление мачты на раму катамарана и переносят его ближе к гондолам, где жесткость рамы больше за счет стрингеров и давления воздуха в гондолах.

Такую конструкцию можно дополнить вантами и штагом для большей устойчивости верхней части мачты (топа), что позволит сохранить оптимальную форму паруса.

Степс можно установить на бимс катамарана или на центральный стрингер. Во втором случае, мачту можно будет смещать вдоль судна для поиска наиболее оптимального положение мачты.

Центральный стрингер можно закрепить на бимсах катамарана при помощи специальных хомутов.

Если катамаран имеет плоскую, жесткую, прочную, надежно закрепленную палубу, то на нее можно установить степс с плоским основанием.

Шверт необходим для сопротивления дрейфу, особенно при боковом ветре (галфвинде) и при лавировках против ветра (при бейдевинде). При попутном ветре (фордевинде) шверт обычно поднимают, так как он в таких случаях не работает.

На лодках часто используют швертовой колодец с опускаемым в него пером шверта, но на катамаране подобное сооружение выглядит слишком громоздким и неудобным, к тому же, в швертовом колодце перо шверта не имеет возможности подняться при налете на препятствие и поэтому в таких случаях вероятны поломки. Также, в швертовом колодце остаются небольшие зазоры между пером шверта и краями колодца, что приводит к биению шверта о края колодца, его постепенному износу и, в итоге, к поломке.

На катамаранах шверт можно раскрепить на тросах. Такой шверт можно сделать подъемным и откидным. Недостатки такого крепления: сложно настроить вертикальное положение шверта и вероятны вибрации шверта при движении.

Для катамарана наиболее оптимальным является крепление шверта к бимсу. Так, давление на перо шверта распределяется на участок бимса, шверт имеет возможность самостоятельно откидываться при ударе о препятствие, а перо шверта жестко зафиксировано на креплении, так что люфты, практически, отсутствуют, что значительно сокращает риск поломок.

Глубину погружения шверта можно регулировать, что удобно на мелководье.

Для наибольшей эффективности рекомендуется применять перо шверта, имеющее специальный крыловидный профиль (более толстый по передней кромке и сужающийся — к задней).

Такие, как правило, изготавливают из листового дюраля с внутренними лонжеронами, композитных материалов (стеклопластика, углепластика и т.п.), дерева. Более простой вариант – плоское перо шверта из водостойкой фанеры.

Руль можно установить на центральный стрингер катамарана. Это позволяет вынести руль на некоторое расстояние в сторону кормы, что повышает его эффективность.

Руль также можно установить на кормовой бимс катамарана, если он находится достаточно близко к корме (как правило, на 4-6 местных катамаранах).

Для обоих случаев мы реализовали крепления, в которых перо руля жестко зафиксировано в рулевом механизме, что позволяет избежать лишних люфтов, биений пера о крепление и, соответственно, поломок пера. При налете на препятствие перо откидывается назад и затем возвращается в рабочее положение за счет оттяжки.

Более простой вариант – применение весла в качестве руля. Такой вариант хорош дешевизной, компактностью, малым весом, универсальностью (весло можно использовать также и для гребли, в том числе сделать распашные весла).

Однако, такой руль подойдет только при небольшой площади парусов (примерно, до 6м2) и для относительно коротких дистанций, так как усилие на рулевом весле будет постоянно большим, что некомфортно при длительных переходах.

  • Совместное размещение мотора и парусного вооружения

На катамаране можно установить одновременно парусное вооружение и мотор. Мотор лучше установить по центру кормового бимса катамарана (так вектор тяги мотора будет расположен вдоль оси катамарана), а руль можно сместить в сторону или установить двойной руль.

В нашем парусном вооружении центральный стрингер (на котором располагаются степс мачты и стопора шкотов парусов) и транец совместимы между собой.

Источник

Читайте также:  Ограничитель открывания металлической двери своими руками
Оцените статью
Своими руками