Люк на авто – своими руками
С помощью люка, встроенного в крышу салона, можно легко и быстро проветривать его. Наличие люка устраняет запотевание окон, создаёт определённые удобства для водителя и пассажиров. Благодаря люку, во время проветривания салона в нём полностью отсутствуют сквозняки, а также непроизвольные воздушные завихрения.
Установка люка на автомобиль вполне по плечу любому владельцу авто, имеющему минимальный набор подручных средств и обладающему первичными навыками его ремонта и обслуживания. Тем более всё, что для этого потребуется, при большом желании можно купить где угодно.
Главное тут – не бояться трудностей, потому что необходимо при этом будет «покуситься» на «святая – святых» – кузов вашего автомобиля.
Приобретя в магазине люк, подходящий вам по конструкции и габаритам, необходимо подобрать инструмент для предстоящей работы. Для неё понадобятся шило, рулетка, набор отвёрток, нож (сапожный), шпатель, свёрла, электродрель, малярная лента.
А самое основное – ножницы по металлу. Их главное достоинство – способность кроить металл, не уродуя кромку.
Подобные ножницы способны вырезать полоску жести шириной не более 2,5 мм, сворачивающуюся в рулончик (см. фото 6). Все кромки при этом получаются совершенно гладкими, без каких-либо шероховатостей. После резки они, как правило, не нуждаются ни в какой дополнительной обработке. Причём раскраивать ими жесть можно как по прямой, так и по любой другой траектории.
Впрочем, подобную работу можно проводить и электролобзиком. Но при этом образуется много железных опилок. Потом их затруднительно будет удалить даже с помощью пылесоса. При этом они могут серьёзно повредить лаковое покрытие автомобиля и явиться впоследствии причиной ржавчины. Такое обстоятельство мало кого обрадует. И вообще, желательно все работы проводить аккуратно и бережно. Не следует, например, класть инструмент на крышу салона – царапины проявляются мгновенно.
Во время проведения работ салон внутри желательно укрыть плёнкой, брезентом или иным подручным материалом.
По шаблону, входящему в комплект люка, размечается вырез в крыше салона. Начинать работу следует изнутри, чтобы не повредить плафон и другие элементы салона. Вначале делается сквозной прокол шилом через шаблон и обивку салона, это позволит сориентироваться с вырезом в самой крыше. Все операции по этой работе изображены на фото 1-8.
Место установки люка уточняют, пригожи в к потолку картонные шаблон. Затем шилом делают накол, который позволит определить его точное положение нэ крыше.
Сделав небольшой вырез в декоративноv панели потолка, можно уточнить, где и как расположены силовые лонжероны, поддерживающие тонкии металл крыши
Ориентируясь по наколу в центре шаблона, устанавливают его на внешней поверхности крыши. С помощью рулетки переднюю кромку выставляют параллельно проему лобового стекла.
Мягким карандашом (стеклографом) или фломастером переносят контуры шаблона на поверхность металла
Лаковое покрытие кузова по всему периметру линии разметки закрывают липкои малярной лентой. Чтобы стружка при сверлении отверстия под высечные ножницы не разлеталась в стороны и не повредила покрытие, из той же липкой ленты вокруг места сверления выклеивают воронку.
Проем в тонком металле крыши вырезают вручную с помощью высечных ножниц точно по линии разметки.
Проем можно вырезать и электролобзиком, однако при этом трудно защитить лаковое покрытие от повреждения мелкими металлическими опилками.
Вырезанный фрагмент извлекают из проема, аккуратно подрезая и отделяя ножом или шпателем подклеенный снизу слой войлочной изоляции.
Дальнейшие действия напрямую связаны с типом обивки салона. Если она имеет вид пластиковой панели, далее необходимо действовать следующим образом (см. фото 9-13).
Вырез в декоративной панели потолка делают острым ножом, отступив от края проема примерно на 10мм.
Ножницами по металлу перерезают примерно в середине дугообразный лонжерон, который служил для поддержки тонкого металла крыши.
Половинки лонжерона извлекают, расшатав и обломив их в основании. Кромку проема защищают от повреждения, проложив между ней и лонжероном небольшой лист металла.
С помощью широкои отвертки кромку проема полностью очищают от остатков теплоизоляции и следов клея.
Кромку декоративной панели потолка подрезают точно по размеру нижней части рамки обрамления люка. Зазор между рамкой и декора тивной панелью должен быть не больше 2-3 мм
Аккуратно вырезав фрагмент крыши и отделив его от мягкой изоляции (см. фото 8), вслед за этим необходимо удалить с потолка саму декоративную панель. При удалении панели оставляйте припуск от края проёма порядка 10 мм. В дальнейшем он осторожно подгоняется по краю декоративной рамки (см. фото 13).
В натяжной обивке вырезать ничего не следует, чтобы в ней не образовались пузыри и складки. Сперва через вырез сверху следует удалить фиксирующие петли и произвести в ткани надрезы по диагонали длиной около 5 см. (не более).
Между краями проема и боковыми стенками верхней части обрамляющей рамки также должен оставаться зазор 2 Змм
В специальный паз верхней части обрамляющей рамки укладывают мягкий уплотнительный шнур, который обеспечивает герметичность стыка рамки и металлической крыши.
Верхнюю и нижнюю часть рамки стягивают винтами, которые входят в комплект поставки.
Вслед за этим в проём устанавливается обрамляющая рамка люка, которая состоит из двух половин. Верхняя крепится со стороны крыши, нижняя – со стороны салона. Обе половины накрепко стягиваются винтами. И только затем удаляется ткань обивки по всему получившемуся проёму. При этом от края внутренней кромки делается отступ величиной 10 мм.
Закрепив в проеме обрамляющую рамку, устанавливают на место крышку люка.
Слегка открутив винты крепления обеих половин рамки, выступающие за край куски обивки бережно заправляют пластмассовым шпателем в образовавшуюся щель. Затем снова стягивают крепление.
Благодаря подобной последовательности работ, мягкая обивка салона всегда будет оставаться в нормальном, натянутом состоянии.
Источник
Как установить люк на крышу автомобиля?
Автомобильные производители устанавливают люки на крыши более дорогих автомобилей или на любую машину, как дополнительную опцию. Чаще всего, это люки с электроприводом, которые управляется с панели приборов. Люк можно установить на машину и после её покупки.
Неправильная установка люка увеличивает риск протечек воды и возникновения коррозии на краях проёма люка. Такая проблема может возникнуть не сразу, а спустя некоторое время (иногда, спустя 1–2 года). Только правильно установленный люк может служить долгое время без протечек.
Установку можно доверить профессионалу, либо всё сделать самому, подробно изучив инструкцию.
Какой люк для автомобиля выбрать?
Люки для крыши автомобиля бывают разных типов: откидные, раздвижные с внутренним расположением крышки (требуют больше места для установки), раздвижные с внешним расположением крышки. Они могут управляться вручную или иметь элекродвигатель. Электрические люки более дорогие и более сложные в установке. Они управляются нажатием на кнопку и могут открываться и закрываться как полностью, так и частично. Откидные люки являются наиболее доступными по цене и простыми в установке. Полностью автоматические люки имеют самую высокую стоимость.
Некоторые автомобили не подходят для установки люка. Люк нужно устанавливать на плоскую часть крыши. Могут возникнуть проблемы, если крыша имеет выраженный изгиб. Также на потолке в салоне может располагаться дополнительное оборудование или верхний бардачок, в предполагаемом месте для установки люка.
Перед покупкой нужно удостовериться, что люк можно установить на конкретный автомобиль. На сайте производителя может быть список моделей автомобилей, подходящих для установки люка нужного размера и дизайна.
Что потребуется для установки люка?
Нужен набор для установки люка на автомобиль. Туда входят все элементы конструкции люка, шаблон, уплотнители и облицовка для вырезанной обшивки потолка.
- Измерительная лента или рулетка
- Малярная лента 19 мм или шире
- Антикоррозионный грунт или другое защитное покрытие, чтобы защитить оголённый металл на краях вырезанного проёма
- Шило (может входить в набор для установки люка)
- Нож со сменными лезвиями
- Маркер (подходящий для всех поверхностей)
- Дрель и свёрла/фреза
- Режущее устройство по металлу (электрические ножницы по металлу, элекролобзик или другой инструмент)
- Обезжириватель (спирт, антисиликон)
Подготовка к установке люка на автомобиль
Положите части набора на рабочий стол, накрытый материей.
В комплект обычно входит:
- Стеклянная панель (крышка люка)
- Запорная ручка
- Шарниры
- Главный уплотнитель
- Верхняя рама
- Нижняя рама
- U‑образная облицовка для нижней рамы
- Саморезы для нижней рамы
- Облицовка для обшивки потолка
- Шаблон
- Инструкция
Накройте сидения в салоне какой-нибудь материей, чтобы они оставались чистыми во время установки люка.
Если всё делать правильно и последовательно, то установку люка можно осуществить менее чем за один день.
Процесс установки люка на автомобиль
- Разные конструкции люков могут предполагать разный процесс установки. Раздвижные люки с внутренним расположением крышки могут потребовать полного демонтажа обшивки потолка. Для люков с электроприводом требуется подключение электрики. Перед установкой люка изучите прилагающуюся инструкцию. Ниже мы рассмотрим процесс установки самого простого и наиболее доступного люка с откидным механизмом крышки.
Сделайте пометку на крыше, проткнув шилом шаблон, обшивку потолка и с усилием надавив на металл крыши.
- Сначала нужно определить наиболее подходящее место для установки люка. Лучше это делать из салона, так как нужно учитывать расположение солнцезащитных козырьков и устанавливать люк немного дальше них.
- Некоторые элементы, препятствующие установке люка, могут быть перенесены в другое место потолка. Возможно, нужно будет перенести осветительный плафон в другую часть потолка или, если на крыше установлена антенна в зоне предполагаемого размещения люка, её можно перенести назад.
- Итак, выберите подходящее место на потолке в салоне, проверьте насколько оно подходит, поместив шаблон на обшивку потолка на одинаковом расстоянии от краёв. Нужно, чтобы не было никаких препятствий для установки.
- Отмерьте несколько сантиметров назад от переднего края шаблона и проткните в этом месте шаблон вместе с обшивкой потолка шилом, дойдя до металла крыши, с усилием надавите на шило, чтобы на крыше осталась небольшая возвышенность, видная с лицевой стороны.
Просверлите отверстие внутри линии среза достаточного размера, чтобы внутрь можно было поместить режущий инструмент.
- Определите и отметьте маркером (или малярной лентой) центральную линию на крыше, измерив её ширину, от одного края к другому, и разделив на 2. Несколько раз проверьте измерения, чтобы исключить ошибку.
- Поместите шаблон на крышу, совместите проделанное в нём отверстие с выдавленной меткой и, при необходимости, скорректируйте его положение относительно центральной линии.
- Обведите линию среза вокруг шаблона, потом наклейте малярную ленту вокруг помеченной области, чтобы избежать повреждения и краски, когда будете вырезать проём. Не используйте клейкую ленту (скотч), так как она слишком липкая и при её снятии будет оставаться липкий слой.
- Просверлите начальное отверстие в крыше (достаточно большое, чтобы можно было просунуть режущий инструмент) примерно в 3–10 см внутри от линии среза. Для высверливания отверстия можно использовать фрезу по металлу нужной формы.
- Начните вырезать проём с этого отверстия.
- В процессе срезания, можно подкладывать маленькие части картона вдоль краёв, чтобы приподнять металл. Это облегчит процесс среза.
- При использовании электроножницы, режьте примерно на 2–3 см внутри от помеченной линии, чтобы избежать коробления металла на краях. После вырезания основной части проёма, срежьте остаток прямо по намеченной линии.
- Если электрический кабель от плафона освещения расположен в зоне среза полотна крыши, то его нужно разделить и удлинить, чтобы он проходил вокруг проёма люка.
- Если усилитель проходит в месте предполагаемого люка, то его нужно срезать. Это относится к тонким усилителям, которые приклеиваются к полотну крыши и уменьшают её вибрацию.
- После вырезания проверьте размер проёма, расположив главную раму люка в вырезанный проём.
- Зазор при установке рамы люка в проём должен быть примерно 4 мм со всех краёв.
- Аккуратно удалите малярную ленту. Отсоединяйте её по направлению к вырезанному краю, чтобы не отслоить краску с краёв.
- Аккуратно обработайте острые кромки проёма напильником.
- Покройте оголённый металл защитным покрытием от коррозии. Подождите, пока защитный состав высохнет.
- С внешней части машины, через проём, вырежьте обшивку ножом с острым лезвием вровень с краями проёма.
- Нанесите на внутреннюю часть выступа главной рамы герметик, предварительно обезжирив.
- Осторожно установите главную раму в проём и прижмите по месту, а метал крыши придерживайте снизу, чтобы он не прогибался при нажатии рамы на крышу.
- С салона установите нижнюю раму и прикрутите, но не затягивайте сильно. Если, после прикручивания, в верхней части вылез герметик, его нужно аккуратно убрать шпателем и тряпкой.
- В салоне автомобиля подрежьте по месту край обшивки потолка так, чтобы она заправилась за нижнюю раму люка и не мешала установке облицовочного обода.
- Установите облицовочный обод.
- Нужно проверить люк на герметичность. Для этого нужен помощник. Один человек должен распылять воду снаружи на люк, имитируя натуральные погодные условия, а другой должен наблюдать с салона. Если какая-либо протечка возникнет между стеклом и прокладкой, то нужно ослабить шарниры и настроить стекло.
Источник