Как сделать лыковую мочалку?
Многие любители всего натурального спрашивают, где купить лыковое мочало или как сделать лыковую мочалку. На самом деле, у этого вида банных аксессуаров не так уж и много преимуществ. Суть вопроса – древность в традиции применения мочалки, доступность для бедных людей, легкость в изготовлении, приятный запах. Все это можно сделать своими руками, и помыться пока всё свеженькое!
Почему все требуют липовое лыко или липовую мочалку? Ответ – на поверхности: особая структура этого мягкого дерева, его повсеместное произрастание, мягкость в обработке режущими инструментами, и конечно – несравненный с другими деревьями липовый аромат .
Какое лыко подходит для мочалки?
Начнем с того что расскажем два слова о том, что такое лыко? Капроновые вихотки из лески, синтетических шнуров и пластиковой сетки – отлично полоскаются, отлично мылятся, не рвутся, разноцветные и в сравнении с лыковыми мочалками – не подвержены гниению. Это делает их лидерами в продажах. Практичность берет своё, хватает таких мочалок на долго и особого ухода они не требуют — промыл под водой и вывесил сохнуть.
Заготовка лыка для изготовления мочалок — весна до праздника Троицы
Лыко – луб дерева, желательно молодого (мягкого). Луб – нижняя часть коры, которая покрывает заболонь. Это самая молодая растущая часть дерева, которая еще не успела одеревенеть. Эта часть древесины находится ближе всего к потокам древесных соков, поэтому и пахнет вкусно. Делали и лыко из дуба – для доспехов как кольчуга. Но для бани – надо молодое и тоненькое. Мягкое и душистое. Лапти – тоже не наша тема. Срок службы лыковой мочалки в бане — 5-6 раз. Но есть особенности.
Как долго служит лыковая мочалка?
Обдирание коры с древесины для получения доступа к лыку
Срок службы лыковой мочалки в бане — 5-6 раз. Но есть особенности. С капроновыми изделиями – всё ясно, читали выше. По правде говоря – лыковая мочалка тоже не требует особого ухода за собой: помылись папа, мама, 7 детей, бабушка, дедушка, внучки и племянницы – хватит! Мочалка подлежит процедуре выбрасывания. Соки она свои в виде ароматов отдала, грязь и пот в себя из тела впитала, скрабом поработала, мыло по телу размазала, всех натерла и покраснений не вызвала, раздражений не произвела и смело может быть утилизирована – пройти повторно всю процедуру, но уже на конях и коровах. Так и было. Отсутствие сегодня в семьях коней – не повод чтоб отказываться от лыковых одноразовых мочалок. Конечно, с дуру можно обработать их антисептиком, но кому оно надо? В лыке самое ценное – натуральность. А фитонциды содержащиеся в нём – отличное средство от простуды (как и липовый чай)
Как делают лыко?
Для лыкового мочала необходимо наметить полоски
Его не делают, а мягко говоря «дерут». Драть лыко начинали на весне с рубленых молодых деревьев не только липы, но и ивы (верба). Заготовка происходила до Троицы. Частично это было связано с религиозными обрядами, но на самом то деле мы знаем , что в к этой поре – заканчивалось сокодвижение в растениях типа деревья. Откровенно говоря – кора деревьев в это время года – мягкая. Вот и весь секрет. Дерут лыко в виде тонких полосок. Ради установления исторической справедливости надо сказать, что лыко драли не для мочалок, а для плетения одежды, лаптей, посуды, домашней утвари, ящиков и сумок , а то, что оставалось от некондиционного материала – шло на мочалки – космы липового лыка связанные в косички или просто уложенные кольцами.
Отслоение лыковой части древесины от ствола
При этом лыко размачивалось для придания большей гибкости и для удобства плетения. После того как изделия из лыка были изготовлены их «декорировали» удивительным образом – выставляли на солнце, при этом выгоревшие части лаптей приобретали коричневый цвет.
Крепкое и гибкое дерево то, толщина которого не превышала полтора вершка (1 вершок = 4,445 см = 44,45 мм.) Вот так гробили молодые заросли наши предки. Тонюсенькие деревца срубали на лапти.
С молодого деревца – сразу срывали всю кору, С больших деревьев – позже, после того как колоды полежат в воде. Снимают мох и одеревенелую часть коры, чтоб не повредить лыко. Кору со старых деревьев срезают «шкуродеркой» – острой двуручной широкой железякой.
отслоение лыковых волокон для изготовлегния мочалки своими руками
После соскабливание ненужной части коры, поверхность бревна разрезают не небольшую глубину ножом вдоль волокон и потом отделяют полоски лыка от бревна. Полученный полоски вручную надо разделить на тончайшие волокна, от чего лыко станет мягким. Именно так и получают мочалки – самые дешевые изделия подобного вида, которыми пользовались в основном крестьяне – бедные люди. Богатые не использовали лыка для одежды и т.п.
Не лыком шитый – не бедный! Лыка не вяжет — пьяный, не может плести из лыка
Волокна лыковой мочалки перед изготовлением
Сегодня — все наоборот: лыковыми одноразовыми мочалками пользуются богатые, а вечными капроновыми — люди среднего достатка.
Добавлю лишь от себя, что, лично мне, жалко «обдирать липку» ради того чтоб натурально помыться в бане. Хотя я видел в магазине среди аксессуаров для бани и комбинированные мочалки из капрона внутри которых есть лыковые вставки.
Теперь вы знаете как сделать лыковую мочалку своими руками. И хотя пословица про «лыка не вяжет» имеет отношение к алкоголю, вы смело можете со знаем дела употреблять эти афоризмы в жизни благодаря мочалке для бани.
Источник
Вяжем лыко
“С мастерством люди не родятся, но
добытым мастерством гордятся”.
Красива и хороша во многих отношениях наша белая береза, ничего не скажешь, а вот липа оказывается пречудна не меньше. Чай из липового цвета приятен и полезен для здоровья. Ее мягкая, податливая с устойчивым приятным запахом древесина, как добрая душа давно живет в народном жилище и в христианских храмах. Живет в мебели, в украшениях, в резных киотах и пышных иконостасах, только липовыми ложками, к примеру, было принято у нас когда-то хлебать уху и грибовницу. Из липы у нас во все времена делали нательные иконки, вырезали крестики с распятиями. Из липового лыка плетут легкие и удобные в обращении предметы быта, посуду и интересующие нас сегодня лапти.
Мы начинаем потихоньку вновь распознавать и обретать истинные ценности. Стремление жить в чистой окружающей среде, питаться экологически чистыми продуктами, использовать предметы из натуральных материалов становится естественным.
Не так давно мне пришлось прочитать в одном многоуважаемом журнале развернутый материал о традиционных лаптях из бересты. О том, как их плести, почти ничего по-существу не было сказано, но автор с легкостью заявил: “Мы предлагаем Вам научится плести лапти, тем более что это не такая уж большая премудрость”. Уверяю Вас, дорогой мой Читатель, в обратном, это довольно сложно, но усердное старание, как я выяснил, наверняка может окупиться большим удовольствием, а кому-то и материальной прибылью! Подумав так, я решил рассказать о своей короткой и такой интересной встрече с мастером, который плетет лапти и ступенцы из липового лыка, да показать фото, что я делал, пока Валентин Иванович Зимин из городка Кстово Нижегородской области баял мне, показывая без утаек весь процесс последовательно в мельчайших деталях.
Я зову его дядей Валей, он мой старый добрый знакомый. Когда-то сварщик высокого класса, сейчас на заслуженном отдыхе. Воспитал двоих крепких парней. Один из них водитель грузовика, другой нижегородский поэт Александр Зимин.
Так вот, дело было погожим летним деньком. Дядя Валя сказал мне: “Ну, друг мой, не падай духом, падай брюхом!” Сели мы на его мотоцикл “Урал” с коляской и укатили по проселочным ухабам в ближайший перелесок, совсем обыкновенный, больше похожий на сорный подрост на пустыре, оставленном когда то после строительства нефтеперерабатывающего завода. Дядя Валя сразу принялся за дело. Как то, я бы сказал, лихо он драл лыко с нетолстых, около десяти сантиметров в диаметре деревьев и приговаривал: “Резать плети и сдирать кору лучше с комля, вот так…” Ловкими движениями острым ножом он окольцовывал стволы сначала на уровне чуть ниже колена, а затем на уровне поднятой руки. Затем делал вертикальный прямой надрез, соединяя верхние и нижние кольца. Потом с углов задирал ножом кору и, подсовывая под нее руки, отделял обшлага. Вся заготовка на несколько пар обуви заняла у нас не больше часа. “Кора после заготовки в лесу бывает готова через три-четыре дня, — рассказывал он, — но и тут не торопись, в дело так не пускай, перед работой ее надо обязательно смочить!”
Дома заготовленные полосы драни раскатывают и закатывают в обратную сторону, затем вновь распускают и вывешивают на пару суток в тень, чтобы они подвялились, но не плесневели. Когда они становятся жесткими, их надо смотать в рулоны. Сматывая, их надо подравнивать, подрезая с боков в полоску, и смотреть, чтобы лыко не сломилось. В рулонах, нанизанных на нить гирляндой, оно может висеть в тени хоть пять лет и не будет портиться.
Зимой цвет лыка становится золотистым, более красивым. В этот период перед работой необходимое количество рулонов надо облить кипятком и замочить в ведре с горячей водой и оставить мокнуть в ней до тех пор, пока вода не остынет. После этого их можно достать, вытереть ветошью и сразу приступать к работе. Когда лыка заготовлено на два лаптя, а времени хватает для плетения одного, надо завернуть остающееся лыко во влажную тряпку и положить на холод. Потом перед работой достать, ошпарить вновь кипятком и лыко опять будет готово для работы.
Однако, когда мы встретились снова, у дяди Вали все уже было готово к работе. Главный инструмент для плетения — кочедык. Это металлическая кривая узкая лопатка, зауженная на конце и насаженная на деревянную ручку. Еще нужна фигурная деревянная колодка со вставышем. Причем для каждого третьего размера обуви своей величины и формы. Колодку можно изготовить самостоятельно из куска березы, подходящего размера. Можно и из сосны, но сосна мягче березы, поэтому колодка из нее будет не такая долговечная.
Всего требуется двенадцать лыковых полос — по шесть на каждый лапоть.
Пока плетется один лапоть, лыко второго хранится в мокрой тряпице. Для тридцать девятого размера, например, длина полосок должна быть около двух метров, ширина до девяти миллиметров. То есть, чем больше размер, тем длиннее и шире полосы, соответственно. Нарезают и срезают кору с этих полос простым ножом, осторожно — следят, чтобы не получалось заусениц (задиров), иначе лыко при вытягивании во время плетения может порваться. При этом прежде всего с поверхности коры срезаются все неровности и сучки. Затем кусок драни переворачивается тыльной стороной и неспеша осуществляется нарезка плетей (полосок) заданной ширины. Если при этом попадаются небольшие трещины, их пускают в середину.
Из заготовленного в плетях лыка можно плести лапти, а можно и ступни. “Ступни или ступени (ударение на «и») мне не нравятся, — говорит дядя Валя. — Тут с пяткой надо возиться. А в лапти ногу сунул, тут и пошел. Настоящие-то лапти — это шлепки без задников. Плести их и проще, и быстрее.
Плести начали с подошвы, с задника. Вести ее не трудно. Складываешь крест-накрест по три полосы (вплетаешь их поочередно), а затем вытягиваешь одну из-под другой (см. схему). Края задника при этом сами собой чуть приподнимаются, образуя углубление для ноги. “Лыко таскай осторожно, вот так… Плетешь внимательно, ухаживаешь (то есть поправляешь — авт.), — рассказывает он. — Бывает раз, лыко оставил, е-мае! Пальцем поддерживаешь, поправляешь, кочедыком поднажмешь. Тут лыко-то смял, маленько его. Иш кака копотлива работа-то, ну пальцем тут подделашь. Вот дыра, ее надо маленько подделать, бывает и не подделашь (не затянешь по-хорошему — авт.). Без дырок не бывает”.
А вот и самый сложный в плетении момент — переход на носок. У тридцать девятого размера на перегибе носок должен быть шириной в четыре лыка, у размеров поменьше — по два, а начиная с сорок первого — по пять.
“Не робей, — подбадривает дядя Валя. — Меня-то во время войны один неродной дедушка учил. Приду к нему, смотрю — все понятно, а дома примусь за работу — запутаюсь. Тогда было так: сплетешь пару лаптей — тебе за это ведро картошки дадут. Так я в войну шестерых обувал и кормил. Нас трое в то время плело, так те двое не доковыривали, а все одно ведро картошки за это брали. И носятся такие тапки в два раза меньше.”
Тем временем он, перегнув пряди сверху на подошву, вплел их последовательно вторым слоем. Обрезал лишнее у краев на перегибе. Вплел для украшения тонюсенькую полоску лыка натуральной строчкой в носок. По этой полоске сразу понимаешь — лапти получились женские. Мужские традиционно украшают веревочкой, которую также вплетают в край носка.
Я был в восторге, прямо на моих глазах родилась чрезвычайно практичная вещь — красивые, легкие лапти. И сделаны они были искусно и совсем быстро, можно сказать, в два счета. “Да-а, видишь сколько делов-то? И все надо головой кумекать, — хвалился дядя Валя. — Ох и копотлива работа-то, посиди тут за несколько сотен. Вроде делать то что, а не просто. Маленько понял?” “Чуть-чуть,” — отвечаю. “Ну маленько покопаешься, что уж сразу что ли. – с иронией глянул он на меня. — Я вот только не знаю, инженера такие сплетут али нет?”
Источник
ТРАДИЦИОННЫЕ РЕМЁСЛА
видеокаталог ремёсел, хозяйства и плотницкого мастерства
«Липовое лыко заонежан: и гуж, и верёвка, и мочалка»
Что такое липовое лыко? Это, вероятно, один из первых видов растительного волокна, применение которых освоено человеком на заре цивилизации. Мы поведём рассказ не о глубокой древности, а о заготовке и применении липового лыка жителями Заонежья на рубеже XIX – XX вв. В те годы липовое лыко широко применялось в повседневной жизни всего российского крестьянства и заонежан – в частности. Лаптей в Заонежье о ту пору почти не носили, ни липовых, ни берестяных – повседневная и, тем паче, праздничная обувь была кожаной. Ткачество из мочала – изготовление рогожи — тоже здесь не было распространено; но зато, к примеру, многие и многие сотни аршин (аршин — 71,12 см) верёвок для рыболовных снастей были «лычаными» — изготовленными из липового лыка. Сети на лычаные верёвки насаживали потому, что верёвки эти стойкие к истиранию, прочные и лёгкие — поскольку плавают в воде.
Вот что рассказал сотруднику музея «Кижи» И. И. Набоковой о витье и применении лычаных верёвок брат знаменитого бригадира кижских плотников Николая Ивановича Степанова Дмитрий Иванович Степанов 1924 г. р., дер. Посад, Волкостров: «… дак этот перевозчик (работал на перевозе людей в лодке с Кижей на Волкостров и на остров Еглов), Григорий Петрович Босарев, старикашка, он всё время, значит, у окна, в простенке была вьюха большая такая и вил верёвки с лыка. … Он вил верёвки. Тогда в ходу были очень верёвки эти. … Люди брали их, значит это, на тятивы к сетям. Она не тонет, во-первых, ей надо было мало плаву, ну а плав обычно ставили вот берестенный вот, из бересты. В сетки, знаете, вот… поплавочки такие они ставили, значит, а эти тятевки вот покупали у него. Он работал чисто верёвочку такую сплетёт — дак прямо как вот шёлковая вся! А лыко подбирал такое белое, хорошее такое. »
Для понимания того, что же такое липовое лыко, надо коротко рассказать о строении древесного ствола. Ствол дерева образован древесиной, нарастающей годовыми кольцами. Средина ствола более прочная, это ядровая древесина или ядро; к краю лежит заболонь — живая, более мягкая древесина. Снаружи ствол защищён корой. Между корой и заболонью находится тонкий слой производящих клеток, откладывающих в течение тёплого времени года внутрь ствола — слои древесины, наружу — клетки коры. Как раз этот важнейший для дерева слой клеток и его окружение и называется лыком или лубом. Лыко драли (заготавливали) и ивовое, и ильмовое (вязовое), но только липа, единственная из всех местных пород деревьев, одарена таким роскошным многослойным и толстым лубом. Ближние к древесине слои липового лыка самые светлые, тонкие и мягкие; лежащие же сразу под корой — коричневатые и грубые. Отсюда и различное использование в хозяйстве этих различающихся по своим свойствам слоёв лыка: самое белое, мягкое шло на банные мочалки, «к телу белому»; средние слои — желтоватые и более прочные — шли на витьё верёвок; самые верхние — коричневатые, грубые слои лыка — использовались как половые тряпки. Ткань в то время очень ценилась и на тряпки не использовалась — семьи были большие, одежду перешивали, латали, носили и донашивали до последнего. А уж когда становилась одежда совсем рибушная (ветхая), то ткали, порвав на полоски, из неё половики. Так что полы (и даже стены и потолок избы — по праздникам) стирали лычаными тряпками и берёзовыми голиками (вениками без листьев, «голыми»).
Но начнём рассказывать о заготовке липового лыка по порядку, на примере крестьянской семьи Никоновых из кижской деревни Боярщины, расположенной на берегу Онего озера. В окрестностях Кижей были известны два больших липняка, куда ездили крестьяне драть лыко: на острове Долгом в Уйме (Уйма — новгородское название архипелага Кижских шхер) и на западном берегу губы Вожмариха. Куртинами липа росла и на многих других островах. По воспоминаниям Антонины Ивановны Никоновой (1935 – 2006), жительницы Боярщины, они с бабушкой Екатериной Ивановной Никоновой (Рябининой) (1881 – 1957) вдвоём ездили на лодке-кижанке именно в липняк на остров Долгий — «в Уйму». От Боярщины это километров восемь водой. «Ездили под парусом, на весь день, в середине лета. Ждали когда поветерь будет (боковой ветер), чтобы вёслами нам не грести, а ехать под парусом в обе стороны. Там же, в Уймах, на обед налавливали себе крупного окуня, варили «зелёную уху» — из одних крупных окуней, без луку, без картошки, а рыбы столько, что аж уха становилась зелёная».
Лыко с липы легко сходит с весны до конца июля, когда прекращается активное сокодвижение по стволу (а лычные волокна это ещё и проводящая ткань дерева); но весной лыко не драли, ждали когда оно нарастёт к середине лета потолще.
Приискивали липы не старые, начиная с тех, что толщиной в руку и до пяди примерно в толщину (1 пядь — 4 вершка — 17,78 см). Если же дерево попадалось постарше и кора у него толстая, то сначала скобелем (струг с узким лезвием и двумя ручками) или топором срезали её верхний слой («наросты»), иначе при сворачивании коры в «кочомки» (мотки) она будет переламываться и лыко разорвётся на короткие куски. Липу валили топором и руками «драли лыко» — на комле (толстом конце ствола) надрезали кору, хватались за легко отделяющиеся закрайки и отдирали длинные полосы коры вместе с лыком от дерева. В спелую пору лыко толстое и легко сходит вместе с корой. Бывало, что при снятии лыка пользовались заострённой деревянной лопаткой, сделанной из елового сука.
Старались заготовить как можно более длинное лыко, особенно для витья верёвок. Суки обрубали, тщательно ободрав липку, ствол разделывали и забирали с собой — из мягкой белой древесины резали ковши, совки для зерна, ложки; резчики делали из липового дерева резные киоты, накладную резьбу на мебель. На месте рубки вообще ничего не бросали, лес соблюдали чистым, не захламляли.
Женщины, выезжая за лыком без мужиков, бывало, не валили дерево, а драли лыко со стоящей липки, делая зарубки у корня и выше головы, как достанут руки; или же драли полосы снизу и до самых веток кроны. Дерево при этом оставалось стоять, не взятое лыко и древесина без пользы пропадали. Так лыко готовили для себя уже при колхозах после войны, когда на земле трудились, в основном, женщины и дети, при недостатке мужчин — погибших мужей и отцов.
Заготовленное корьё сворачивали в «кочомки» (мотки) — скручивали ленты коры лычной стороной наружу, а корой внутрь. Увязывали кочомки тонкими полосками того же лыка и укладывали вместе с липовыми заготовками в лодку. Приехав под парусом домой, на Боярщину, замачивали кочомки в воде у берега, в мелком спокойном месте, придавив камнями. Срок вымачивания корья до готовности зависел от температуры воды — в холодное лето вымачивали дольше, в тёплое — короче. Обычно мочили в озере не менее недели. Как и при мочении льна, конопли, а в древности — крапивы, действие мочения состоит в том, чтобы нужные в хозяйстве волокна откисли, отделились от грубой, непригодной части заготовки или стебля, чтобы сделалось возможным отделить добрые волокна от коры или, в случае льна, от костицы. При этом нельзя передерживать кочомки и, тем более, снопы льна в воде, потому что тогда начнёт подгнивать и само нужное волокно.
Когда видишь это вымоченное лыко — размокшее, покрытое слизью, илом, пахнущее гнилью — не верится, что стоит приложить к нему руки и вскоре из дурно пахнущих кочомок получится «солнечное» душистое мочало. Как же этого добивались? Кочомки вытаскивали на берег, развязывали, и ленты коры развешивали на вешалах (устройства из жердей для сушки, починки сетей и пр.) вдоль скодни (деревянных мостков для причаливания лодки). Хорошо вымоченное лыко легко отделяется от коры, обычно ленты мочала отделяли от коры голыми руками, без всякого инструмента. В случае затруднения, для снятия последних, грубых волокон, пользовались ножом. Сразу же толстые и широкие многослойные тяжи лыка разделяли на примерно одинаковые по толщине и ширине полоски и раскладывали мочало в разные пучки, разделяя его по качеству и длине волокна.
Длинное мочало шло, как уже говорилось, на изготовление банных мочалок, витьё верёвок и на половые тряпки — то есть раскладывалось на три пучка; из коротких же обрывков волокна, также в зависимости от его мягкости, изготавливали кисти для побелки печей, помазки для смоления лодок, мочалочки для мытья посуды и кухонные тряпки, которыми вытирали стол. Что значит «изготавливали мочалки»? Как говорила Антонина Ивановна: «сворачивали пучок в руке, да и мылись» — никакого плетения не было.
Потом разобранное по пучкам мочало тщательно промывали в воде. Сначала отмывалась гнилостная слизь, затем мочало буквально стирали на руках, используя его природную «мылкость». Наконец, доставали из воды, развешивали на тех же самых вешалах и сушили на ветерке. Высохнув, мочало приобретало душистый запах, с оттенком медового аромата. Использовали его по мере надобности; хранили пучками в хозяйственной части дома, которая в заонежских домах была под одной крышей с жилой частью, как говорили — «на сарае»; или «на вышке», то есть на чердаке.
Вероятно, тканьё рогож не было заметно распространено в Заонежье потому, что липняков было всё-таки мало, по сравнению с центральными губерниями России; но зато верёвки для рыболовных снастей (сетей, керагодов, неводов, ставников, вершей, мёрд, продольников и др.) и для повседневного пользования (для увязывания возов, для оснащения лодок, для строительных работ, для конской упряжи и пр.) нередко вились из липового лыка. Лён выращивали, как правило, только для выработки «точива» (ткани) и ниток для вязания сетей, льнища (участки льна) были небольшими и льняное волокно на витьё верёвок не пускали. Если же липняков по близости не было, то вили верёвки из отрепов и изгребов — грубых коротких очёсов льна, из которых обычно ткали половики и мешковину. Семьи, занимавшиеся промышленным рыболовством, для вязания сетей, бывало, выращивали коноплю, дающую очень длинное крепкое волокно; но «тятивы» (верхняя и нижняя верёвки) сетей всё равно, как правило, были лычаными.
Способ витья верёвок — как из лыка, так и из всех других материалов — был один. Хотя различных инструментов и механизмов для выполнения этой работы существовало много — от простых деревянных крючков до различного устройства вьюх с подсобными приспособлениями. Суть заключается в том, что сначала из волокна скручиваются пряди в одну сторону, а потом из прядей свивается вращением верёвка, закручивают её при этом обязательно в противоположном направлении. Как говорится, «дал Бог руки, а верёвки сам вей». А без верёвки ни на лодке проехать, ни дом построить, да и вообще никакого хозяйства было не управить.
В завершение надо сказать, что «виковичныя» эти липняки — на острове Долгом и в губе Вожмариха — цветут-растут и поныне. Крестьяне-пользователи не извели их за многие столетия заготовки лыка, хотя без лычины никто в хозяйстве не обходился. Липа дерево порослевое, возобновляется легко и быстро; да и пользовался мир липняками разумно, не хищнически, оставляя липку и детям, и внукам. Сейчас же липняки эти превратились в густые перестойные липовые леса; исчезли крестьяне-хозяева, исчезло из нашей народной жизни и «медвяное» мочало — прекрасный природный материал.
Цит. по: Скобелев О.А. Липовое лыко заонежан: и гуж, и веревка, и мочалка. Петрозаводск: Издательский центр музея-заповедника «Кижи», 2008
Источник