Лоскутная птичка своими руками

Мастер-класс «Развивающие функции продуктивной деятельности. Изготовление народной лоскутной куклы «Птички»

Ольга Копытова
Мастер-класс «Развивающие функции продуктивной деятельности. Изготовление народной лоскутной куклы «Птички»

Как проводит время современный дошкольник? Ходит в детский сад, помогает родителям, гуляет, смотрит телевизор… А ещё ребёнок играет. Во что? В компьютерные игры, конструкторы, трансформеры и, конечно, в куклы. Куклы появились рядом с человеком много веков назад, в древности они служили обрядовым символом. Кукламприписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю.

Из чего только ни делали кукол! Глиняные, деревянные, куклы из гипса, воска, металла, соломы и, конечно же, из лоскутков ткани. Ткань – пластичный материал, в то же время хорошо держит форму. Различная фактура и расцветка ткани помогают создавать различные образы и характеры кукол.

На Руси было великое разнообразие тряпичных кукол, их делали и для игры, и для совершения разных обрядов, и как обереги. Причём, обрядовыми куклами можно было играть детям, а игровые куклы ни в коем случае нельзя было использовать при обряде. Даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. В некоторых домах их накапливалось до ста штук.

Куклы были не только забавой девочек. До 7-8 лет в куклы играли все дети. Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую потешку уже могла делать любая девочка. Постепенно обереговая функция лоскутной куклы забывалась, но ещё в середине ХХ века почти в каждой семье в деревне и в малых провинциальных городах дети играли тряпичными куклами. Когда промышленность начала миллионами выпускать игрушки из резины и пластмассы, традиции изготовления домашней куклы начали угасать.

В настоящее время традиционная тряпичная кукла переживает подлинное возрождение. Растет интерес, как к самой кукле, так и способам её изготовления.

Одной из таких кукол является лоскутная кукла «Птичка». Такие птички украшали куклу «Птица Радость». Данная традиция зародилась еще в древние времена, когда весну на Руси встречали славянским обрядом «закликания весны». Женщины с девочками выходили в поле, кликали Весну. Если в это время птица садилась на женщину, то считали, что в этот год она будет счастливой.

Сделать таких лоскутных кукол можно и для игры детям, и для украшения помещений. А можно подарить маленьких куколок – обережков друг другу с пожеланием счастья и благополучия. Но главное — изготовление народныхкукол является прекрасным средством:

развития мелкой моторики рук и тактильно-двигательного восприятия объектов окружающего мира;

• приобщения детей к народным традициям;

• формирования позитивных установок к ручному труду и творчеству.

• художественно-эстетического развития воспитанников;

продуктивного взаимодействия детей и родителей, вовлечения семей воспитанников в образовательную деятельность дошкольного учреждения.

Поэтому в нашем дошкольном учреждении немалое внимание уделяется организации как совместной продуктивной деятельности детей и взрослых, так и самостоятельной детской деятельности. Мероприятия по изготовлению игрушек, кукол могут являться итоговыми при реализации проектов по темам недели («Неделя добра», «Неделя народного искусства»)

Совместная деятельность педагога и детей – одна из перспективных форм развития дошкольника. Совместная деятельность с детьми включает: игровую (проблемную, познавательную или иную) ситуацию, постановку задачи перед детьми и ее решение, обсуждение результатов, игры с поделками, оформление выставок, оформление подарков малышам.

Полученные в процессе совместной деятельности представления о способах изготовления народных игрушек дошкольники могут закрепить в самостоятельной деятельности. Для этого в группе созданы условия — центр творчества «Мастерская народных умельцев»,в котором находятся художественные материалы и оборудование: лоскутки ткани, шерстяные и хлопчатобумажные нитки разных цветов, вата, а также – схемы последовательности изготовления народных кукол и фотографии готовых изделий. Идея создания кукол своими руками и сам процесс изготовления интересны для ребят, способствуют становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции воспитанников.

Читайте также:  Органайзер для вышивки крестом своими руками

Организуя работу с родителями, стараемся привлекать их к участию в совместных проектах, проводим творческие «мастерские».

Детско-родительская встреча состоит из нескольких этапов:

• Приветствие – необходимо для раскрепощения участников, снятия эмоционального напряжения, поднятия командного духа. Оно проводится в виде музыкально – ритмических упражнений, коммуникативных игр или просто релаксирующих игровых фрагментов.

• Совместная творческая деятельность детей и родителей – изготовление игрушек.

• Динамические паузы проводятся между творческими заданиями, с целью удовлетворения потребности детей в двигательной активности. Дети и родители с удовольствием выполняют коррекционные упражнения, артикуляционную и дыхательную гимнастику, логоритмические задания, предложенные учителем-логопедом.

• Объединение совместных творческих работ в коллективную, ставшее традицией каждой встречи, способствует не только развитию способности работать в паре ребенок – родитель, но и формированию позиций командной деятельности.

• Формированию способности анализировать свои поступки, общаться со сверстниками, приобретению способности к саморегуляции, владения собой, посвящен завершающий этап встречи – рефлексия. Обычно на этом этапе проводятся психологические тренинги, выполняются упражнения на сплоченность, релаксационные упражнения.

В конце такой «мастерской» семьи получают буклеты с полезными советами, практическим материалом по изготовлению народных игрушек, рекомендации по организации игр с детьми дома,сувениры, изготовленные детьми и взрослыми.

Образовательные ситуации совместного взаимодействия родителей и детей в «мастерских» в полной мере становятся ситуациями соразвития и сореализации взрослого и ребенка в совместном образовательном пространстве дошкольного учреждения.

Предлагаю изготовить народную лоскутную игрушку «Птичку».

Для работы понадобится:

лоскуток ткани (ситец или бязь, 25*25 см);

— нитки любого цвета;

— набивка (вата или синтепух);

Сложить пополам по диагонали тканевый квадрат.

Отвернуть один угол получившегося треугольника к середине, потом второй угол.

Еще раз сложить боковые уголки к середине.

Получившуюся фигуру сложить пополам внутрь сгибами.

Сформировать клюв птицы, перевязав нитью уголок.

Расправить фигуру и, вложив внутрь кусочек ваты (или синтепух) и сформировав голову птицы, перевязать нитью.

Сформировать тело,поместив еще вату (синтепух)и расправив в стороны крылышки, перевязать нитью.

Перевязать спину птицы в виде креста и обмотать каждое крыло.

Птичка готова.

Такую симпатичную птичку можно подарить кому-нибудь в качестве сувенира, либо подвесить на нитке над столом или под люстрой для украшения интерьера.

Прикреплённые файлы:

dlja-mam_35f8e.ppt | 12899 Кб

Календарь народной куклы. Мастер-класс В декабре в нашем детском саду прошёл конкурс «Календарь 2016 года». Идея создать кукольный календарь родилась неожиданно, и была воплощена,.

Мастер-класс для детей средней группы «Нам птицы на крыльях весну принесли». Изготовление птички из ниток 16 февраля 2016 года мы с коллегой провели мастер класс для детей и родителей нашего дошкольного отделения. Цель: создание фигурки птички.

Мастер-класс для детей средней группы «Нам птицы на крыльях весну принесли». Изготовление птички из ниток 16 февраля 2016 года мы с коллегой провели мастер класс для детей и родителей нашего дошкольного отделения. Цель: создание фигурки птички.

Мастер-класс по аппликации для педагогов и родителей «Изготовление куклы» Задачи: формировать у детей умение последовательно выполнять все элементы работы; — Совершенствовать умение вырезать любые формы из цветной.

«Народная кукла для наших детей». Мастер-класс для родителей по изготовлению народной тряпичной куклы «Колокольчик» Цель: вовлечение родителей в образовательную деятельность. Задачи: 1. знакомство участников мастер-класса с народной традиционной куклой;.

Читайте также:  Пломболейка для свинцовых пломб своими руками

Мастер-класс «Изготовление куклы-оберега» Цель: — научить детей делать тряпичную куклу-оберег. Задачи: 1. Познакомить с историей возникновения кукол. Активизировать познавательную.

Мастер-класс «Изготовление платковой куклы» Мастер — класс ‘Изготовление Платковой куклы. ’ Платковая кукла получила свое название благодаря платку, который является основой платковой.

Мастер класс изготовление тряпичной куклы Предлагаем вашему вниманию изготовление куклы из ткани. Ткани должны быть натуральные, приятные на ощупь, привлекательные глазу. Вся куколка.

Мастер-класс по изготовлению лоскутной куклы Масленицы Русская народная лоскутная кукла — благодатный источник духовности. Рукотворная лоскутная фигурка выполняет коммуникативную функцию,она.

Мастер-класс по приобщению детей к истокам русской народной культуры. Изготовление куклы «Кувадки» Представляю мастер-класс по приобщению детей к истокам русской народной культуры -изготовление куклы” Кувадки” Мастер-класс рассчитан на.

Источник

Птица счастья (лоскутная)

. Птица счастья! Птица счастья!
Оберег от бед, ненастья.
Птица неизвестной масти —
Северная птица счастья.

Знаете такую легенду ?

«Давным-давно на поморском Севере жили муж и жена, долго у них детей не было. Но всё же появился в семье сыночек Ванюшка, которого все любили и холили. Как-то простудился он и сильно заболел. Огнем весь горит, плачем заливается. Ничего не помогает: ни настои из лекарственных трав, ни заговоры бабки-шептуньи, ни матушкины песни, ни отцовские сказки.
Как-то сквозь сон услыхали родители, что Ванюша про какую-то птичку всё спрашивает: мол, когда она прилетит? Дескать, если птица та появится, то и он выздоровеет, поправится. Думали мать и отец, что же это за птица такая, да и откуда ей взяться среди зимы, на дворе стоит мороз трескучий?
И тогда отец решил её сделать сам. Целую ночь вырезал он птицу из куска дерева, а затем подвесил её прямо над детской люлькой, чтобы сынок проснулся и первым увидел. Так и произошло.
Проснулись они от крика: «Маменька! Тятенька! Смотрите, птичка прилетела!» Поглядели, а у птицы то крылья резные распустились, будто она ими мальчонку от беды прикрывает. С того времени пошло дело на поправку, скоро Ванюшка и выздоровел.
А птица так и осталась оберегать этот дом от бед, прозвали её птицей счастья. «

Это про птицу из дерева, а я расскажу, как сделать птицу счастья из . лоскутков. Ею можно украсить подушку, коврик, у меня она «летает» на сумке:)

Что нужно приготовить?
швейную машинку , ножницы, нитки, разноцветные лоскутки размером минимум размером 17 см х 7 см каждый (17 крыльев) + 24 см х 8 см (для туловища)- подбирайте на ваш вкус, косую бейку (можно самим нарезать), спанбонд (около 30 см хватит) — это для самой птички, и ткань -основу, на которую птичку «посадите»

Вот выкройка моей птички

Лоскутки ( допускаются разные — и флис , и футер, и. — у кого. что есть ! Но лучше похожей фактуры), погладить и подобрать «парно» для крыльев ( ну это мой взгляд:) — можете делать и все «перья» крыльев разными).
Вырезать деталь большого «пера»

и перевести (перерисовать) контуры на спанбонд — он хорошо просвечивает рисунок, рисовать можно и простым карандашом и «исчезающим» (как на фото) и даже тонким фломастером — это всё будет изнанкой.

Положить лоскуток «лицом» к машинке, сверху разрисованный спанбонд и строчить :).


Края — любыми нитками , а рисунок. имитирующий стёжку лучше строчить разноцветными или мультиколор-нитками. Их надо намотать на ШПУЛЬКУ !.
Почему «имитирующий» стёжку? Потому что у меня лоскутки довольно «пухлые» по фактуре (за исключением некоторых) , поэтому я не стала делать прокладку синтепона или ему подобных материалов, но вы можете сделать трёхслойную заготовку — экспериментируйте!

Читайте также:  Прикольные сюрпризы для мужчины своими руками

Обратите ВНИМАНИЕ! 6 перьев с завитками в одну сторону и 6 перьев с завитками в другую сторону, то есть — не забывайте у 6 -ти перьев рисунок сделать «зеркально».
И ещё ВНИМАНИЕ ! тем, кто владеет свободно-ходовой стёжкой , можно стёжку перьев отложить на «потом», а остальным — придерживайтесь рисунка стёжки или сделайте свой, НО! обязательно оступите от одного края побольше ( как у меня на рисунке-выкройке) . это нужно потому, что перья будут складываться внахлёст и рисунок на одном пере немного будет закрываться рисунком другого пера.
Так прошить-вышить 12 больших перьев и 5 маленьких ( хвост). Далее — приготовить «тушку»:) — обстрочить и простегать.
Вырезать все пёрышки и тушку , отступая от края 2-3 мм и делаем первую «примерку»:)

Дальше берём косую бейку. Я обычно режу её сама. — легко ! Положите ткань, которую выбрали для отделки, нарежьте полосы под углом 45 градусов к долевой нити. Готовая бейка продаётся в магазинах , выбор за вами.
вот заготовочки для дальнейшей работы

Бейку я взяла светло-жёлтого цвета — этот цвет будет логически связывать всё «разноцветие» в работе:). Ширина бейки небольшая — 1,8-2,5 см ( миллиметровой точности не надо !)
Теперь начинаем обрабатывать пёрышки
Бейку будем пришивать по краешку и так, чтобы начало бейки было на середине пера, там , где нет рисунка у края!

в каждом «крыле» у нас 6 перьев. из них надо 5 перьев обработать именно так ( от середины!) и 1 перо обтачать бейкой полностью — оно будет «крайним» в крыле

я пришиваю бейку без примёток, немного «припосаживая» ткань по окружности. Но кто не совсем уверен в себе — может сделать примётку.
Шьём по лицевой стороне «пера»

излишки бейки отрезаем и заворачиваем бейку на изнанку пера

так обрабатываем все пёрышки. В «хвосте» все 5 перьев вышиты в одну сторону. «зеркальности там не нужно. Но одно перо надо обработать бейкой полностью тоже .
Немного больше внимания к «тушке»:)
Начинаем пришивать бейку , предварительно загнув край бейки

По овалу

Доходим до «носика» . тут с помощью небольшой складочки ( как при обработке углов изделий бейкой) оформляем клювик.

Финал — конец бейки накладываем на «загнутый» край.

Обрезаем излишки бейки и работаем утюжком — бейку «оформляем» по лицевой стороне деталей лёгким ПРИДАВЛИВАНИЕМ утюга , если по изнанке — спанбонд может расплавиться.
Детали одного крыла

срезаем излишки бейки , чтобы не выступали за края детали и делаем вторую «примерку»

Детали — пёрышки и «тушка» птички готовы. Теперь их надо пришить к ткани.
Дело это в общем-то простое, но. «в чужих руках всё быстро и просто»:) . а в своих всё же приходится потратить достаточно времени.
Птичку «собираю» на ткани, которая будет основной для сумки. У меня это небелёный лён, хорошо постиранный и «пожатый». Немного отглажен, но я оставила эффект неглаженности , мне так захотелось.

Детали прикалываю булавками и начинаю их пришивать, выбираю строчку для аппликаций (похоже на «пёрышки»:)), устанавливаю нужные размеры строчки

и начинаю строчить по краю жёлтой бейки. Начинать надо с «нижнего» (под ним нет других деталей).

Одно за другим, пришиваем перья. шить только по бейке, где её нет — и шить не надо:)

Получилось крыло из 6 перьев. Так же пришиваем второе крыло и в последнюю очередь — хвост, периодически подстраховываться «примерками»:)
Излишка беек отрезаем и пришиваем «тушку» — сначала я прошлась аппликационным швом. а потом прострочила прямой строчкой «в шов» бейки.

Птица пришита. Потом можно простегать полотно (с «подложкой») , где пришита птица, свободно-ходовой стёжкой , что я и сделала в своём проекте 🙂

Источник

Оцените статью
Своими руками