Глиссер своими руками.
Проект гоночного глиссера класса R2
В 1971 г. на основе международной классификации гоночных судов, предусмотренной новыми Правилами соревнований по водно-моторному спорту, был разработан проект и в дальнейшем освоена серийная постройка глиссера класса R2. Напомним, что на глиссеры этого класса устанавливаются двигатели с рабочим объемом цилиндров от 1000 до 1500 см³; никаких ограничений по обводам подводной части корпуса, размерам кокпита, весу и размерениям судна в Правилах нет.
Общее расположение гоночного глиссера
увеличить, 2200х1298, 260 КБ
1 — буксирная скоба; 2 — рулевая колонка; 3 — ветровое стекло; 4 — огнетушитель ОУ-2;
5 — педаль газа; 6 — сиденье; 7 — двигатель «МЗМА-412»; 8 — обтекатель; 9 — смеситель;
10 — редуктор; 11 — бензобак; 12 — гребной вал; 13 — аккумулятор;
14 — кронштейн гребного вала с водозаборником; 15 — подштурвальная доска.
Наш глиссер выполнен по трехточечной схеме с передним расположением спонсонов. Для использования аэродинамической подъемной силы на днище поставлены «воздушные ловушки» — шайбы, являющиеся продолжением в корму (на длине 850 мм) внутренних стенок спонсонов.
Центральная продольная балка выполнена обтекаемой; переборка безопасности отделяет оборудованный в носовой части балки кокпит водителя от моторного отсека. Перед кокпитом установлено ветровое стекло, моторный отсек закрывается съемным обтекаемым капотом с воздушным стабилизатором. К комингсам — стенкам продольной балки — капот крепится в корме резиновым жгутом, а в носовой части — защелками.
В кокпите на наклонной носовой панели расположены штурвал и приборы, на днище (на подушке) закреплены педаль управления газом и огнетушитель, на пайол укладываются мягкая подушка сиденья водителя и весло-гребок.
Аварийная плавучесть глиссера обеспечивается тем, что спонсоны набраны из листового пенопласта (δ=60 мм) марок ПС-I и ПС-IV.
Проведенные испытания показали, что глиссер обладает хорошими устойчивостью на курсе и поворотливостью. Скорость хода составила 110 км/час (на прямой) при номинальной мощности двигателя 75 л. с. Отметим, что полученная скорость обеспечивает результаты, превышающие норматив мастера спорта в этом классе судов. Испытания н доводка глиссера перед запуском его в серию выполнялась почетным мастером спорта Л. Ф. Грациановым.
Для возможности постройки глиссера своими руками силами коллективов спортсменов-водномоторников приводим основные чертежи и краткое описание конструкции. Отметим, что разработка конструктивных чертежей велась исходя из условия обеспечения минимального веса корпуса при сохранении достаточного запаса прочности на скорости 125 км/час.
Теоретический чертеж глиссера
увеличить, 2288х1855, 316 КБ
Таблица плазовых ординат
Линия | № шпангоута | ||||||||||
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
Высоты от ОЛ, мм | |||||||||||
Комингс (стенка балки) | — | 323 | 361 | 378 | 388 | 391 | 381 | 355 | 320 | 276 | 242 |
Палуба в ДП | 290 | 325 | 337 | 373 | 333 | 313 | 286 | 255 | 221 | 185 | 160 |
Днище | 280 | 243 | 212 | 177 | 143 | 114 | 102 | 100 | 100 | 100 | 100 |
Борт — ЛБ | 290 | 257 | 227 | 192 | 158 | 125/233 | 214 | 196 | 179 | 160 | 147 |
Наружная скула спонсона — Сп2 | — | — | 187 | 120 | 63 | 15 | — | — | — | — | — |
Внутренняя скула спонсона — Сп1 | — | — | 148 | 75 | 30 | 0 | — | — | — | — | — |
Батокс | — | 284 | 308 | 318 | 312 | 294 | 271 | 240 | 208 | 175 | 154 |
Линия А (палуба у комингса) | 290 | 310 | 327 | 329 | 320 | 302 | 278 | 247 | 216 | 183 | 160 |
Обтекатель в ДП | 290 | 450 | 600 | 687 | 699 | 700 | 400 | Прямая линия | 355 | ||
Полушироты от ДП, мм | |||||||||||
Комингс | — | 205 | 240 | 270 | 290 | 300 | 300 | 278 | 232 | 166 | 110 |
Борт — ЛБ | — | 454 | 680 | 825 | 900 | 935/940 | 668 | 639 | 611 | 582 | 560 |
Наружная скула спонсона — Сп2 | — | — | 638 | 745 | 793 | 785 | — | — | — | — | — |
Внутренняя скула спонсона — Сп1 | — | — | 527 | 527 | 527 | 527 | 527 | 527 | 524 | 520 | 515 |
Набор корпуса спроектирован по смешанной системе. Днище выполнено из 3- и 4-миллиметровой авиационной фанеры с последующей обклейкой рабочей поверхности и пенопластовых спонсонов стеклотканью. В обеспечении общей продольной прочности корпуса, кроме продольного набора на обшивке, участвуют фанерные стенки центральной балки — стрингера, имеющие увеличенную до 8 мм толщину в районе установки двигателя (между шп. 5 и 7).
Конструкция корпуса гоночного глиссера
увеличить, 2573х1770, 634 КБ
1 — обшивка днища, δ=3-4; 2 — подкрепление спонсона, δ=10; 3 — днище спонсона, δ=3;
4 — рейка 15х15; 5 — зашивка спонсона с кормы, δ=3; 6 — зашивка шп. 1-3 и 7-9, δ=3;
7 — зашивка шп. 4-6, δ=2; 8 — транец, δ=5; 9 — обшивка обтекателя, δ=1,5; 10 — палуба, δ= 2-2,5;
11 — комингс (стенка центральной балки), δ=5-8; 12 — палубный, стрингер, 10х10; 13 — днищевой стрингер, 15х20; 14 — скуловой стрингер, 18х25; 15 — днищевые ветви шпангоутов, 8х20; 16 — бимсы, 9х20; 17 — стойки шпангоутов, 20х20; 18 — обшивка борта, δ=3; 19 — кница δ=5; 20 — носовой заполнитель, δ=60; 21 — стойка 10х20; 22 — заполнитель спонсона, пенопласт ПС-IV; 23 — бимсы обтекателя, 8х20; 24 — брусья фундамента под двигатель, 40х50х900; 25 — накладка δ=5;
26 — заполнитель транца, δ=20; 27 — подушка под кронштейн, 15х110х180; 28 — подушка под дейдвуд, 15х110х390; 29 — подушка 20х130х130; 30 — планка 18х25; 31 — обклейка (δ=0,5) стеклопластиком; 32 — плавник, δ=5; 33 — подушка 10х50х100; 34 — основа стабилизатора; δ=3 фанера; 35 — наклейка пенопласта; 36 — рейка 10х10; 37 — сиденье; 38 — переборка.
Обшивка по скулам, палуба и обтекатели изготовляются из 2-3-миллиметровой водостойкой фанеры. Такой же фанерой, наклеенной с обеих сторон, усилены узлы поперечного набора. Все соединения деталей и узлов корпуса выполнены на клее ВИАМ-Б3, а блоки спонсонов выклеены эпоксидной смолой ЭД-5 (нужно учитывать, что пенополистролы ПС растворяются полиэфирной смолой и потому применять ее нельзя).
Фундамент двигателя состоит из двух обклеенных фанерой ясеневых балок, которые крепятся к усиленным стенкам центральной балки — стрингерам красномедными заклепками. При монтаже на фундамент до установки двигателя ставятся угольники из легкого сплава АМг-5.
Корпус глиссера собирается на стапеле в положении вверх днищем: так удобнее выклеивать спонсоны и контролировать размеры. Особенно тщательно необходимо следить за симметричностью подводной части, так как даже незначительные ее нарушения приводят к ухудшению скоростных качеств глиссера. При серийной постройке установлены допуски на отклонения от плаза фактических размеров спонсонов и рабочей части днища — 0,5 мм, и на расстояние между спонсонами 1,0 мм.
Последовательность сборки корпуса на стапеле такова:
а) устанавливаются шпангоуты и носовой заполнитель, врезаются и крепятся днищевые стрингера и подушки;
б) днище обшивается фанерой;
в) набираются и выклеиваются блоки спонсонов, производятся обработка их по шаблонам и наклеивание фанеры на днища;
г) корпус переворачивается и устанавливается на лекальную постель;
д) врезаются и крепятся палубные стрингера и подушки;
е) перерезаются поперечины шпангоутных рамок и ставятся стрингера — стенки центральной балки;
з) крепятся фундаменты и приборная доска;
ж) устанавливаются палуба и носовая часть обтекателя.
При оклейке подводной части стеклотканью перекрой на палубу должен иметь ширину не менее 15 мм. Слой стеклоткани покрывается тонким слоем смолы ЭД-5 с отвердителем и пластификатором, после чего вся поверхность полируется. Внутренние поверхности корпуса покрываются лаком 6С; палуба и обтекатели окрашиваются нитроэмалями.
Окончательный вес корпуса без оковок 72—75 кг.
На глиссере установлен конвертированный автомобильный двигатель «МЗМА-412» номинальной мощностью 75 л. с. при 5800 об/мин, работающий на бензине «экстра».
Поскольку существующими правилами форсировка двигателя запрещена, на нем выполняются только следующие работы по увеличению мощности: полируются всасывающие и выхлопные каналы; меняется система газовыхлопа; проводится тщательная регулировка и полная обкатка.
Хотя замена карбюратора допускается, на серийных глиссерах устанавливаются двигатели со штатными карбюраторами.
Для уменьшения угла наклона гребного вала и получения числа оборотов гребного винта, близкого к оптимальному на скорости 120 км/час, использован изготовляемый верфью — строителем глиссера редуктор с цилиндрическими прямозубыми колесами, обеспечивающий повышение числа оборотов в 1,5 раза. Редуктор крепится к днищу глиссера и стенкам центральной балки на кронштейнах. В корпусе редуктора по периметру выполнен паз для воды, охлаждающей масло в редукторе.
Применено жесткое соединение гребного вала с редуктором через полумуфты. Вал редуктора соединен с маховиком двигателя через эластичную муфту. (В настоящее время прорабатывается вариант монтажа редуктора на картере маховика, позволяющий отказаться от применения эластичной муфты.)
Водонепроницаемость дейдвуда обеспечивается резиновой манжетой Ø20; чтобы она не разрушалась вибрацией вала, в корпусе дейдвуда установлен шарикоподшипник № 1204. Подшипник вала в кронштейне — текстолитовый с продольными пазами для смазки водой.
Охлаждение редуктора и двигателя осуществляется проточной водой, подаваемой от заборника в кронштейне гребного вала под воздействием скоростного напора. Отработавшая вода поступает в смеситель глушителя газовыхлопной системы.
Топливо принимается в две полиэтиленовые 10-литровые канистры, соединенные с топливным насосом двигателя бензопроводом (трубка из АМг-5 с внутренним диаметром 10 мм).
Выхлопная система смонтирована из четырех труб Ø38 мм из жаропрочного материала с помощью фланцев, присоединенных к головке двигателя и объединенных попарно. На их концы надета смесительная камера глушителя, жестко закрепленная на центральной балке. Такая конструкция предотвращает опасность поломки труб системы газовыхлопа от вибрации смесителя.
Гребной винт гоночного глиссера
увеличить, 2021х1156, 235 КБ
Диаметр D=0,185; шаг Нср=0,210; число лопастей Z=2; материал — Ст. 5.
На серийных глиссерах устанавливается двухлопастной гребной винт правого вращения, имеющий диаметр 185 мм и средний (кромочный) шаг 210 мм на 0,6 R. Сечения лопастей винта — суперкавитирующие начиная с 0,4 R.
Для буксировки и швартовки глиссера используется носовая скоба; кроме того, можно закладывать швартовный конец за кронштейн пера руля.
В сентябре 1972 г. Л. Ф. Грацианов на глиссере описываемой конструкции установил всесоюзный рекорд скорости 125,06 км/час на дистанции 1 км.
В. В. Никольский, «Катера и яхты», 1973 г.
Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:
Источник