Лодка язь своими руками

Лодка Язь

Характеристики лодки «Язь»

Длина наибольшая, мм 3140
Ширина наибольшая, мм 1420
Высота борта на миделе, мм 470
Грузоподъемность, кг 250
Пассажировместимость, чел. 3
Допустимая мощность мотора, л.с. 8
Рекомендуемая мощность мотора, л.с. 2
Масса корпуса, кг 46
Масса с оборудованием и снабжением, кг 56
Материал корпуса АМг

Гребная лодка «Язь»

Катера и яхты, №02 (090), 1981г.

Опыт эксплуатации 2,66-метровой лодки «Ерш», производство которой было освоено на Тюменском судостроительном заводе, а также пожелания, высказываемые конструкторам рыбаками и охотниками-любителями, выявили необходимость увеличения ее размерений. Была поставлена задача создания аналогичной универсальной по назначению легкой гребной лодки с повышенной со 150 до 250 кг грузоподъемностью при максимальной массе лодки не более 50—55 кг, что позволило бы перевозить ее на верхнем багажнике легкового автомобиля. Поскольку в отзывах отмечался целый ряд положительных качеств лодки «Ерш», их надо было сохранить в новом проекте.

После изучения всех предложений было принято решение о разработке трехместной гребной лодки, в дальнейшем получившей название «Язь». В 1980 г. опытный образец такой лодки успешно прошел всесторонние испытания и был рекомендован к серийному производству на Киевском заводе «Ленинская кузница».

Чертеж общего расположения гребной лодки «Язь»

1 — блоки плавучести; 2 — упор для ног; 3 — черпак; 4 — банка; 5 — подуключина; 6 — весло с уключиной.

Проектирование «Язя» было довольно сложным делом. Существенное увеличение грузоподъемности лодки, по сравнению с прототипом, при необходимости уложиться в установленный минимум веса и избежать усложнения конструкции и технологии серийного производства представляло главную трудность. Напомним, что масса «Ерша» составляла 48 кг. Таким образом, следовало обеспечить повышение грузоподъемности на 66% при увеличении массы снаряженной лодки всего на 16—17%.

При разработке проекта лодки «Язь» был использован теоретический чертеж «Ерша», однако для сохранения ходовых качеств пришлось несколько увеличить относительную длину корпуса — отношение L/B (по наибольшим размерениям — с 1,84 до 2,21). Выбранный теоретический чертеж позволил произвести разворачивание поверхностей обшивки на плоскость и тем самым исключил необходимость изготовления крупногабаритной и дорогостоящей штамповой оснастки.

Принятые обводы обеспечивают хорошие ходовые качества лодки при движении как на веслах, так и под мотором, а также и достаточно высокую остойчивость, позволяющую рыболову или охотнику находиться в ней в положении «стоя».

Корпус лодки выполнен клепаным из коррозионно-стойкого и допускающего эксплуатацию в морской воде алюминиевого сплава АМг толщиной 1,5 мм. Сохранены все характерные черты конструкции «Ерша». Корпус собирается из четырех листов наружной обшивки (двух днищевых — с выштампованными гофрами-фальшкилями — и двух бортовых), кормового отсека с транцем и носового отсека, жестко фиксирующих обводы оконечностей.

Кроме киля и планширя с горизонтальными кницами, в корпус ставятся два обеспечивающих необходимую продольную прочность и жесткость развитых Г-образных скуловых стрингера. Вертикальные стенки их приклепываются к днищу, горизонтальные, служащие опорой для поперечных банок, — к бортам. Технологические вырезы в вертикальных стенках стрингеров не только обеспечивают доступ ко всем участкам обшивки и облегчают конструкцию, но и позволяют использовать пространство внутри стрингеров как бортовые шкафчики для хранения различного имущества и снаряжения. Носовой и кормовой отсеки также служат багажниками.

Конфигурация деталей, вырезы в них и взаимное расположение выполнены таким образом, чтобы имелся доступ ко всем элементам корпуса на случай необходимости ремонта при эксплуатации «Язя».

Три деревянные съемные банки можно передвигать по длине лодки. Они крепятся к стрингерам при помощи шпингалетов. Лодка оборудована двумя парами подуключин, которые позволяют устанавливать весла в двух положениях. Благодаря этому можно выбирать оптимальный дифферент при движении под веслами с различными вариантами загрузки.

Для обеспечения непотопляемости лодки под носовой и кормовой деревянными банками размещены блоки пенопласта. Лодка, залитая водой, остается на плаву и удерживает троих человек, находящихся в воде и держащихся за ее борта.

Читайте также:  Каскадные двери межкомнатные своими руками

На транце имеются деревянные накладки (с обеих его сторон) для установки подвесного мотора мощностью до 8 л. с. Во время испытаний «Язь» при полном водоизмещении под мотором «Ветерок-8» со штатным гребным винтом (D = 202 мм, Н = 190 мм) показал скорость 10,6 км/ч. Однако для движения на более экономичном режиме рекомендуется устанавливать на лодку подвесной мотор меньшей мощности — 2-сильный «Салют».

Лодка довольно легко идет на веслах.

Разрешается выход в плавание при высоте волны не более 0,25 м.

Лодку можно перевозить на верхнем багажнике любого легкового автомобиля. Установку лодки рекомендуется производить «килем вверх» с креплением к багажнику любыми гибкими элементами снаружи корпуса. Деревянные банки для снижения массы лодки при перевозке снимаются и укладываются в задний багажник. Скорость движения автомобиля с лодкой, установленной на багажнике, регулируется водителем исходя из условий безопасности движения. На испытаниях максимальная скорость доходила до 110 км/ч.

Автор: В. К. Крикунов

Фотографии лодки «Язь»

Гребная лодка «Язь» на видео

Источник

Лодки Яхты Катера и Байдарки

Блог содержит различную информацию про моторные и надувные лодки,яхты,катера и байдарки. И будет интересен всем любителям путешествий по воде,туристам,охотникам и рыбакам.

Была лодка ерш а стала лодка язь

Была лодка ерш а стала лодка язь

Лодка язь начала свое появление еще за долго до того, как стала такой как мы привыкли ее видеть. Все началось с производства лодки ерш на Тюменском судостроительном заводе. Было принято во внимание множество высказываний профессиональных конструкторов, рыбаков, охотников и любителей путешественников. Основной необходимостью было срочное увеличение размера лодки. Было решено создать универсальную в плане используемых качеств, легкую гребную лодку с заметно увеличенной грузоподъемностью (до 255 кг) при собственном весе до 55 кг, так и получилась лодка язь.

Удобным и важным преимуществом лодки язь кроме всех остальных походных качеств, стал вес судна, с таким небольшим весом ее можно перевозить на багажнике легкового автомобиля, без особых хлопот. А комфорт пребывания внутри и удобное управление сделали этот водный транспорт лидером в своем модельном ряду, на долгие годы, уже с момента начала производства и первых выходов из под. конвейера.

Серийное производство этой модели началось с 1980 года, после всесторонних испытаний было принято решение запустить конвейер на Киевском заводе который назывался «Ленинская кузня».

Язь это гребная трехместная лодка, которая по многим параметрам превосходит ерша, но об этом ниже…

Преимущества и отличия лодки язь от лодки ерш

Масса ерша около 47 кг, язь должен будет весить до 55 кг, следовательно увеличив массу примерно на 15-17% нужно было повысить грузоподъемность судна на 65-67%, это было самой сложной задачей с которой столкнулись конструкторы при производстве.

Плюс ко всему необходимо было не усложнять сам производственный процесс, а сама конструкция должны оставаться такой же простой. На первый взгляд это неподъемные задачи для конструкторов того времени, но как мы знаем тут в будущем, им это удалось на славу. Мне лично во многом нравиться и приятно использование именно этой модели гребной лодки.

Проектный чертеж лодки язь

Разрабатывая сам проект, во много в теории был взят за основу чертеж ерша. Многое что было изменено, например для того что бы улучшить ходовые качества конструкторам пришлось увеличить длину корпуса (относительную, с отношением Л/Б – с 1.82-2.22). именно этот чертеж и позволил исключить саму необходимость по изготовлению дорогостоящей и крупногабаритной штампованной оснасти. Чему стали рады не только производители, но и пользователи (или использователи, как там их тогда звали:).

Это великолепный водный транспорт, и обеспечению отличных ходовых качеств при движение на веслах и конечно под мотором, способствуют принятые обводы. Кстати если вы стреляете с лодки, то бишь охотник, то вам будет удобно стоять в лодке остойчивость тоже имеет одни из лучших показателей среди лодочек, это утверждение верно и для рыбаков которые ловят рыбу стоя с лодки, или же просто вытягивают рыболовные сети.

При необходимости ремонта, все детали имеют возможность быстрого доступа это главная особенность корпуса. Так же нужно не забывать про особую коррозийную устойчивость, благодаря специальному сплаву Амг толщина которого до 1.5 мм, а это значит, что морская вода не навредит. Высота волны рекомендованная примерно четверть метра. Удобство транспортировки важный фактор, который тоже был учтен. Крепить рекомендуется к верхнему багажнику, килем вверх.

Читайте также:  Катушка для x terra своими руками

Скорость передвижения автомобиля с багажом, выбирайте сами, руководствуясь здравым смыслом, на испытаниях (тех лет) максимальная скорость была 110 км/ч. Это поистине непотопляемая «яхта», представьте что при полной затопленности, то есть если лодка язь полностью наберется воды до бортов, она будет на плаву, к тому же в таком состоянии способна удерживать еще троих человек, вот делали раньше так на века. А все благодаря простой схеме и конструкторскому решению, просто блоки пенопласта были размещены под кормовой и носовой банками.

С мотором Ветерок-8, мощность которого до восьми л, и с гребным винтом д-202мм, аш-190мм, скорость судна будет 10.7 км/ч, использовать можно и более экономный вариант, например, менее мощный дву сильный подвесной мотор Салют.

Как говориться главное, что наша лодка всегда легко будет идти на веслах. До встречи на страницах блога. Вам может быть интересно: Как сделать лодку своими руками .

Источник

Моторная лодка Язь 320

Лодка «Язь» стала усовершенствованной версией морально устаревшего «Ерша», который и был взят за основу. Разработкой занимался судостроительный завод в Тюмени. Конструкция была переработана на основании пожеланий пользователей, в основном – охотников и рыбаков-любителей. В процессе эксплуатации «Ерша» была установлена необходимость увеличения размерений лодки и усиление показателей жёсткости, прочности, а также сохранение позитивных качеств предыдущей модели.

Общее описание лодки «Язь»

Судно преимущественно используется для хождения на вёслах, соответственно, в основе корпуса лёгкий сплав дюраля, обеспечивающий увеличение грузоподъёмности. Дюралюминий имеет небольшой собственный вес, следовательно, лодка в полной комплектации может использоваться для рыбалки и охоты в одиночку. Чаще всего судно укладывается на верхний багажник малолитражного транспортного средства. Для закидывания на верх автомобиля потребуется помощь, в одиночку будет довольно тяжело.

Лодка “Язь 320”

Алюминиевая лодка «Язь 320» предусматривает вместимость 3 пассажиров. Разработана в качестве гребной модели, но может устанавливаться маломощный подвесной мотор. Первые испытания опытного образца были блестяще пройдены в 1980 г., после чего конструкторы получили рекомендацию к массовому производству на заводе в Киеве – «Ленинская кузня».

Преимущества дюралевых лодок «Язь»:

  • небольшой вес конструкции;
  • высокая прочность корпуса;
  • низкая стоимость. Лодка «Язь 320» имеет цену порядка 2/3 стоимости от стандартных надувных лодок;
  • может эксплуатироваться в условиях повышенных нагрузок;
  • лёгкость транспортировки и хранения;
  • минимальные затраты на уход.

Технические характеристики лодки «Язь 320»

Лодка «Язь 320» – это небольшое судно из дюралюминия, изготовленное по клёпанной технологии. Используется на протяжении многих десятилетий, что и принесло положительную репутацию. Алюминиевая лодка «Язь» завоевала позитивные отзывы благодаря простоте эксплуатации, минимальному уходу и лёгкости в хранении. Конструкция лодки предусматривает долговечное использование, многие владельцы и рыболовные базы используют лодку «Язь» на протяжении более 30 лет, о чём свидетельствует видео.

Лодка «Язь 320» – характеристики:

  • наибольшая длина – 3,14 м;
  • габаритная ширина – 1,42 м;
  • величина борта в области миделя – 0,47 м;
  • высота борта в области транца – 0,38 м;
  • полезная грузоподъёмность – 250 кг;
  • максимальная мощность навесного мотора – 8 л. с.;
  • рекомендуемая мощность двигателя – 2 л. с.;
  • вес корпуса – 46 кг;
  • масса лодки в полной комплектации – 56 кг.

Судно «Язь 320» способно транспортировать груз весом до 250 кг. Масса конструкции лодки составляет до 55 кг, это делает возможным транспортировку без использования специальных прицепов. Рекомендуется устанавливать лодку килем вверх. Для фиксации разрешено использовать любые гибкие элементы. Во время транспортировки банки снимаются и отдельно складываются в багажник. Ограничений на скорость движения автомобиля с лодкой наверху практически не накладывается, следует основываться на дорожной обстановке. Во время испытаний была развита скорость в 110 км/ч.

Лодка «Язь 320» – это небольшое судно из дюралюминия

Из-за увеличения грузоподъёмности возникал ряд сложностей с конструированием модели, соответственно процесс занял продолжительное время. В сравнении с «Ершом» была увеличена грузоподъёмность на 2/3, а вес снаряжённого судна стал больше всего на 17%.

Металлическая лодка «Язь» была изготовлена с использованием теоретического чертежа от «Ерша», но для обеспечения достаточных ходовых качеств и увеличения остойчивости пришлось несколько увеличить длину конструкции на 0,37 («Ёрш» имел 1,84 м, а «Язь» 2,21 м). Благодаря выбранному чертежу удалось выполнить разворачивание обшивки в плоскостные величины, это исключило необходимость дорогой и крупногабаритной штамповки.

Читайте также:  Как сшить блузку качелями своими руками

Лодка «Язь 320» имеет оптимальные характеристики и цену за счёт сохранения зарекомендовавших себя обводов. Они сохраняют баланс гидродинамических качеств для хождения на вёслах и под мотором. Характеристики обводов лодки «Язь» привели также к увеличению остойчивости, это важнейший параметр для охотника и рыболова, принимающего стоячее положение.

В основе корпуса используется сплав алюминия и магния АМг, устойчивый к коррозии и солёной воде, соответственно, судно может эксплуатироваться и в море. Метод изготовления – клёпка. В основе корпуса используются листы толщиной в 1,5 мм. Для сборки корпуса применяется отдельная клёпка 4 листов для наружной обшивки. Для сборки днища – 2 штампованных листа, усиленные гофрами. Остальные 2 листа используются для бортов. Отдельно собирается также кормовая часть, в неё уже включен транец, и нос с жёсткой фиксацией обводов.

Лодка «Язь 320» имеет оптимальные характеристики и цену за счёт сохранения зарекомендовавших себя обводов

Для увеличения жёсткости и прочности конструкции используется 2 стрингера, имеющих Г-образную форму. Дополнительно присутствуют встроенные планшири с горизонтальным расположением кницей и килей. Стенки вертикальных элементов соединяются с днищем посредством клёпки, а горизонтальные используются для обеспечения жёсткой опоры банкам, их соединяют с бортами.

Вертикальные конструкции стрингеров имеют технологические вырезы, обеспечивающие:

  • доступ к обшивке для быстрого и простого ремонта;
  • облегчение всей конструкции;
  • создание дополнительных шкафчиков внутри полостей стрингеров, помогающих хранить небольшое снаряжение.

В лодке «Язь 320» дополнительно присутствует 2 багажника: один на корме, второй в носовой части.

В конструкции используется 3 банки, которые могут сниматься. Изготавливаются они из сосны. Банки имеют передвижной тип и могут фиксироваться вдоль всей длины. Крепление выполняется к стрингерам посредством шпингалетов.

Лодка комплектуется 2 парами подуключин, они обеспечивают качественную фиксацию вёсел. Всего существует 2 жёстких положения подуключин. Благодаря их конструкции удаётся выбрать лучший дифферент для передвижения на вёслах в зависимости от степени загрузки судна.

“Язь -320”. Легкая, неприхотливая в обслуживании и хранении лодка

Чтобы обеспечить непотопляемость конструкции, используется несколько плавательных блоков из пенопласта. Они располагаются под банками в носу и на корме. При возникновении пробоины и полном затоплении кокпита лодка удерживается на плаву с 3 членами экипажа, держащимися за борта.

Для усиления транца используются накладки из древесины, которые фиксируются с обеих сторон. Благодаря такой конструкции можно устанавливать подвесной 8-сильный мотор. Во время опытных испытаний с установкой такого двигателя была достигнута скорость в 10,6 км/ч. Для обеспечения экономичного передвижения конструкторы рекомендуют оснащать лодку 2-сильным двигателем. Хождение на вёслах из-за особых обводов выполняется легко.

Лодка допускается к спуску на воду при волнении до 1 балла и высоте волны до 0,25 м. Максимальная дальность хождения от берега – 1 км.

Какая цена

Новые лодки «Язь» не выпускаются, но «с рук» можно приобрести суда в хорошем состоянии по цене 20–25 тыс. рублей. При установке мотора стоимость вырастет приблизительно в 2 раза.

Отзывы владельцев

Моторные лодки «Язь» и ПВХ лодки «Язь» имеют многочисленные отзывы, их несложно найти в сети. Мы собрали некоторые из них:

Чертеж лодки “Язь”

Александр:

«У меня «Язь 320», успел перепробовать много двигателей на нём. Лучшие показатели дал мотор Ветерок 8, при максимальной работе мотора с загрузкой в 150 кг перехожу на глиссирование. Рекомендую усиливать транец и установить 12-сильный мотор. Без усиления будет сильная вибрация и может выломать стенку».

Антон:

«Стоит «Ветерок-12» и отлично себя чувствую, правда, не считаю глиссирование достоинством и необходимостью в модели «Язь 320». Для меня по душе водоизмещающий режим, соответственно, всё устраивает даже при неполной мощности мотора. Отдельно отмечу хорошую остойчивость».

Анатолий:

«На основании моего опыта эксплуатации «Язя 320» могу отметить, что даже мотора на 2 л. с. ему многовато, так как из-за круглого днища нос задирается и продолжает движение в таком положении. Мне нравится судно, но только под небольшой мотор или на вёслах».

Источник

Оцените статью
Своими руками