Лодка тузик своим руками
Ж. А. Голозубов
Журнал КиЯ №5 1965г
Одноместный парусный тузик-швертбот «Оса» благодаря малым размерам, простоте конструкции и доступности материалов может быть легко построен начинающим любителем. Лодку можно собрать даже в прихожей городской квартиры.
Этот маленький швертбот может быть использован как для прогулок и рыбной ловли на озерах и водохранилищах, так и в качестве бортового тузика для яхты средних размеров (9— 12 м по палубе). Небольшой вес (около 30 кг со всем снабжением) позволяет переносить лодку на руках, а на большие расстояния перевозить на крыше «Москвича».
Тузик — плоскодонный с высокими наклонными бортами. Поперечный набор состоит из транца, двух рамных и двух простых шпангоутов, а продольный — из киля, скуловых стрингеров и привальных брусьев одинакового сечения 10X40. При изготовлении обшивки из ткани и бумаги надо поставить днищевые и бортовые стрингеры сечением 10X10 (16 стрингеров на днище и по 8 на борт). Все продольные связи врезаются в рамные шпангоуты (сосновая рейка 40X18 или 40X Х20) на 8 мм. Простые шпангоуты (из реек 20X12) устанавливаются поверх стрингеров, т. е. к обшивке не примыкают.
Обшивка изготовляется из ткани (первый и четвертый слои) и бумаги (второй и третий слои). Все слои должны быть хорошо промазаны клеем К-17. В качестве бумажных слоев лучше всего применить старые газеты, которые хорошо впитывают клей. Можно применять обычную строительную фанеру с последующей оклейкой тканью или водостойкий картон.
Снаружи обшивка прижимается к привальному брусу буртиком сечением 20X10 мм. Дополнительные буртики ставятся примерно на половине высоты борта. Днище защищается двумя наружными стрингерами-полозками.
Общий вид швертбота-тузика «Оса».
Носовая часть тузика закрывается палубой, для чего на шп. 2 надо поставить бимс. Под крепления шверта и мачты устанавливаются специальные бруски.
Источник
Гребной тузик-картоп. Проект Д. А. Курбатова
Предлагаемый вниманию судостроителей-любителей проект тузика — это, по сути дела, модификация популярного в свое время проекта «Золотая рыбка» (см. «КиЯ» №1 за 1963 г.). У тузика практически такая же длина, как у «Золотой рыбки», но он на 0,27 м шире и имеет более высокий надводный борт; строить его проще. Плоское в средней части днище и значительный развал бортов наружу позволяют безопасно использовать эту лодочку с увеличенной нагрузкой — в ней могут разместиться двое взрослых и подросток. При желании тузик можно оборудовать парусом и швертом. Лодка предназначена для тех, кто заканчивает неделю небольшим путешествием на автомобиле с отдыхом у воды и рыбалкой. При хорошем подборе материалов и тщательном изготовлении масса тузика не превысит 35 кг; это приемлемая нагрузка для верхнего багажника «Жигулей» или «Москвича».
Основные данные тузика | |
---|---|
Длина наибольшая, м | 2,6 |
Ширина наибольшая, м | 1,3 |
Ширина наибольшая по скуле, м | 0,95 |
Высота борта минимальная, м | 0,38 |
Масса корпуса, кг | 35-40 |
Пассажировместимость, чел. | 3 |
Допустимая мощность подвесного мотора, л. с. | 2 |
Максимальная площадь паруса, м² | 4,3 |
Лучше всего лодочку строить из пятислойной фанеры марки БС-1, БП-1 толщиной 3—4 мм для бортов и 4—5 мм — для днища. Для набора корпуса необходимы рейки из мелкослойной сосны без сучков и эпоксидный клей. Корпус можно обшить фанерой марки ФСФ и даже строительной, если она не расслаивается и имеет хотя бы один наружный слой без сучков. Фанеру можно пропитать олифой или же оклеить снаружи какой-либо тонкой тканью на краске. Если масса лодки не имеет решающего значения, рекомендуем использовать тонкую стеклоткань и эпоксидную смолу. Для обшивки можно применить оргалит или толстый водостойкий картон.
Тем, кто будет строить лодку впервые, советуем ознакомиться с содержанием книг С. Ветрова «Пионерская судоверфь» (Л., «Судостроение», 1982 г.) Процесс постройки лодок описан здесь достаточно просто и подробно, содержатся рекомендации по разметке деталей, сборке узлов, отделке и окраске корпуса. Руководствуясь этой книгой, самодеятельные судостроители смогут в дальнейшем оснастить тузик парусами, швертом и рулем.
Неопытному любителю может показаться неуклюжим тупой нос лодки. Однако такие обводы имеют ряд достоинств, гарантирующих безопасность использования тузика. Например, благодаря увеличенному запасу плавучести в носу лодка обладает повышенной грузоподъемностью и хорошо всходит на встречную волну. Увеличенная ширина носовой части вместе с развалом бортов наружу придает лодке хорошую остойчивость. Наконец, корпус с носовым транцем проще обшить фанерой, легче изогнуть рейки скуловых стрингеров и привальных брусьев. Чтобы притуплённые обводы носа не ухудшали ходкость и поворотливость тузика, килевая линия в носу имеет подъем вверх, а днище — небольшую килеватость.
Обводы корпуса
Постройку тузика начинают с изготовления обоих транцев и трех шпангоутов. Для этого на фанере или листе картона следует вычертить обводы этих узлов в натуральную величину и на оба борта. На этот чертеж накладывают заготовленные заранее рейки (тимберсы), подгоняют их друг к другу, а затем соединяют при помощи фанерных накладок — книц — на клею и гвоздях 1,5X25 мм. Обшивку транцев прикрепляют к рейкам попеременно гвоздями и шурупами 3X20 мм через каждые 30—40 мм. К шпангоутам и транцам временно прикрепляют на больших шурупах по две стойки, через которые поперечный набор закрепляется на стапеле. Расстояние от точки киля до верхней кромки стапеля указано для каждого шпангоута, его следует пометить соответствующими рисками на стойках.
Конструкция корпуса тузика
увеличить, 2500х3131, 700 КБ
1 — транец, фанера δ=5—6; 2 — обушок для швартовного конца-фалиня; 3 — обшивка борта, фанера δ=3—4; 4 — топтимберс шп. 3, 34X12; 5 — подуключина, сталь или легкий сплав; 6 — топтимберс шп. 2, 45X12; 7 — подлегарс 25X20; 8 — топтимберс шп. 1, 45X12; 9 — носовой транец — форшпигель, фанера δ=5—6; 10 — кноп, сосна δ=20; 11 — кница привального бруса, фанера δ=5—6; 12 — носовое сиденье, фанера 900X640X4; 13, 20 — рейка 45X12; 14 — скуловой стрингер, 30X25; 15 — обшивка днища, фанера δ=5—6; 16 — рейка 6X50; 17 — киль 55X20; 18 — привальный брус, 30X25; 19 — гребная банка, 1200X220X16; 21 — плавник 700X100X15; 22 — кормовое сиденье, фанера 1070X470X4; 23 — старнкница δ=20; 24 — ребро жесткости 45X12; 25 — флор шп. 2, 100X45X12; 26 — рейка 20X25; 27 — бимс 50X12; 28 — топтимберс обвязки форшпигеля, 35X12; 29 — флортимберс 35X12; 30 — кница, фанера δ=3; 31 — рейка 40X12; 32 — флортимберс шп. 1 и 3, 60X12; 33 — топтимберс обвязки транца, 35X12; 34 — бимс 65X12; 35 — подмоторная подушка, 200X105X12.
В шпангоутах размечают и делают вырезы для скуловых стрингеров, подлегарсов, реек, подкрепляющих носовое и кормовое сиденья, и реек на днище.
Одновременно со сборкой шпангоутов заготавливают листы наружной обшивки длиной 2,5 м для днища и 2,8 м — для бортов. Удобнее всего соединять листы фанеры «на ус» с шириной заусовки 40—50 мм. На днище размечают линию диаметральной плоскости (линию киля), с носа и кормы вдоль нее делают тонкой ножовкой пропилы на длину около 600 мм. Эти пропилы необходимы для плотного прилегания листа к шпангоутам, имеющим килеватость.
Стапель собирают из двух брусьев, поставленных на ребро параллельно друг другу. Для удобства работы раму стапеля можно положить на жесткий стол или козелки необходимой высоты. Разметив положение каждого шпангоута на стапеле, шпангоуты ставят килем вверх таким образом, чтобы риски на стойках совпадали с верхними кромками стапельных брусьев, а плоскости шпангоутов были вертикальны и перпендикулярны брусьям стапеля. Наклон обоих транцев тщательно выверяют, на набор накладывают рейку киля и крепят ее к транцам при помощи книц, заранее вырезанных из 20-миллиметровой доски, в соответствующие вырезы в шпангоутах укладывают рейки подлегарсов, служащих опорой для сидений, а также планки, защищающие тонкое фанерное днище от истирания ногами. Если не очень заботиться о снижении веса лодки, внутренние фанерные настилы лучше сделать съемными, подкрепив днище двумя стрингерами сечением 12X25.
Установка набора на стапеле
1 — киль; 2 — брус стапеля; 3 — технологическая рейка на шп. 2, снимаемая после сборки корпуса;
4 — стойка шпангоута; 5 — контрольная риска на стойке.
Следующая операция — малковка набора, т. е. подгонка всех кромок набора до плотного прилегания к ним наружной обшивки. При этом лишнюю древесину снимают с кромок сначала рубанком, а затем рашпилем; плотность прилегания фанеры проверяют прикладыванием ее куска длиной около метра к шпангоутам, транцам и рейкам продольного набора. Далее заготовки листов обшивки накладывают на свое место, временно закрепляют парой гвоздиков и обводят будущие контуры листов с внутренней стороны по наружным кромкам скулового стрингера и транца. Затем делают риски по концам каждого шпангоута — на уровне верхней кромки борта, обводят верхнюю кромку подлегарса и шпангоуты по их передней и кормовой пласти (это необходимо для разметки отверстий под шурупы, которыми листы будут крепиться к шпангоутам и транцам).
Лист, снятый со «скелета» будущей лодки, кладут разметкой вверх. К рискам, обозначающим верхние концы шпангоутов, прикладывают гибкую рейку, прижимают ее грузом таким образом, чтобы получилась плавная кривая, и прочерчивают линию, обозначающую верхнюю кромку борта. Затем каждый лист обрезают «вчистую», оставляя лишь припуск 3—4 мм на окончательную обработку кромок, когда лист будет поставлен на место. Отверстия под шурупы просверливают между линиями, обозначающими пласти шпангоутов и подлегарс. Диаметр сверла должен составлять 2,5 мм; шаг крепежа — 60—70 мм.
Все обозначенные места контакта обшивки с набором и соответствующие кромки реек набора смазывают клеем, бортовые листы устанавливают на место. К скуловому стрингеру и транцам их прикрепляют попеременно шурупами 3X20 мм и гвоздями 1,5X25 через 30—40 мм; к шпангоутам и подлегарсам — шурупами через 60—70 мм. После затвердевания клея прострагивают все кромки фанеры, выступающие за рейки набора, и приступают к установке днищевого листа.
Далее корпус снимают со стапеля, переворачивают и ставят наружные привальные брусья, закрепляя их к обшивке сначала при помощи струбцин, а затем шурупами, которые завинчивают со стороны обшивки. С верхних кромок подлегарсов снимают малку для приклеивания фанерных сидений в носу и корме, врезают подкрепляющие сиденья рейки. Чтобы упростить подгонку сидений к бортам, их сперва можно вырезать из картона, а затем перенести контуры на фанеру. Перед окончательной установкой сидений в корпус под них нужно приклеить около 30 дм³ легкого пенопласта, который в случае опрокидывания будет поддерживать лодку и плавающих около нее людей.
На днище в корме устанавливают на клею и шурупах, завинчиваемых через киль, плавник, который стабилизирует тузик на курсе на ходу. Привальные брусья дополнительно крепят к бимсам транцев фанерными кницами.
Среднюю банку удобно сделать съемной: при плавании вдвоем или под парусом она только загромождает и без того тесную лодочку. Подуключин советуем поставить две пары. Если на воду выходит один человек или трое, обычно гребет сидящий на средней банке; если в лодке двое — сидящий в носу.
Кроме подуключин, нужно поставить два обушка для крепления швартовов; полезны также ручки для переноски тузика. В упомянутой книге «Пионерская судоверфь» можно найти рекомендации по оклейке и окраске корпуса, чертежи весел (они должны быть длиной не более 2,0 м). Желающие приобщиться к плаваниям под парусами могут воспользоваться чертежами рангоута, паруса, шверта и руля от швертбота «Оптимист». Швертовый колодец следует расположить в нос от шп. 2, пяртнерс мачты — на расстоянии 290 мм в нос от шп. 1.
Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:
Источник
Постройка лодки из фанеры.
Лодка из семи деталей
Небольшая статья о тузике «Джек Шпрот» (см. здесь) привлекла внимание нашего коллектива яхтсменов. Лодочка очень понравилась компактностью (2,3х1,3 м), довольно большой вместимостью — на фотоснимке в ней находилось четверо взрослых и двое детей, простотой технологии изготовления.
Мы приняли за основу приведенные в статье габаритные размеры тузика и в течение недели изготовили подобную фанерную лодку.
На постройку лодки пошли листы обычной строительной фанеры толщиной 4 мм, склеенные (применено соединение «на ус») до длины 2400 мм. Из них в соответствии с приводимыми эскизами выкроили заготовки обшивки.
Общий вид лодки (а), раскрой транцев (б), сечение по мидель-шпангоуту (в) и эскиз весла (г)
увеличить, 2028х1153, 254 КБ
Раскрой листов наружной обшивки
увеличить, 1303х993, 120 КБ
Сборка корпуса выглядела так. Уложив на пол заготовку днища и соответствующими кромками к ней — заготовки скуловых поясьев, соединили их вместе. Сначала заготовки соединяются примерно посередине длины лодки при помощи скрепок из медной проволоки диаметром 1,5 мм. Затем, постепенно сближая кромки, последовательно ставятся такие же скрепки в нос и корму по всей длине скулы. В оконечностях форму корпуса задают носовой и кормовой транцы.
Отверстия диаметром 2 мм под скрепки необходимо просверлить заранее с шагом 100—120 мм по линии, отбитой на расстоянии 8—10 мм от обработанной в чистый размер кромки заготовки. Скручивать концы проволоки лучше с наружной стороны корпуса, как показано на эскизе.
Последовательность выполнения соединений по пазам обшивки:
а — постановка скрепок из проволоки и их обжимка; б — паз готов к накладке внутренних лент стеклоткани; в — схема расположения лент в соединении
Подобным же образом к скуловым поясьям обшивки были присоединены и заготовки бортов. Скрепки применялись также для соединения обшивки с транцами.
Затем все соединения были в два-три слоя проклеены изнутри лентами стеклоткани. После полимеризации эпоксидной смолы и удаления концов скрепок, такие же полосы стеклоткани наложили на пазы снаружи корпуса. Когда вставили поперечные банки и носовую кницу (120х120), а по верхним кромкам бортов приклеили привальные брусья, корпус приобрел необходимую жесткость. Днище подкрепили тонкими сосновыми планками, наклеенными на фанеру изнутри.
Как выяснилось, для удобства сборки корпуса подобным методом лучше всего всюду применять фанеру одинаковой толщины, как это и предусмотрено Джеком Холтом — автором тузика. Чтобы повысить влагостойкость и долговечность фанерного корпуса, мы обклеили его снаружи двумя слоями тонкой стеклоткани на эпоксидной смоле. На днище наклеили «фальшкиль» сечением 50х6. В корме поставили небольшой плавничок для повышения устойчивости на курсе. Под банками закрепили блоки из пенопласта. Полный вес лодочки получился равным 35 кг.
Четырехлетняя эксплуатация лодки в качестве бортового тузика на яхте «Витязь» подтвердила его высокие эксплуатационные качества. Вполне успешно он использовался и под мотором «Салют.
Думаем, что несколько уменьшив высоту борта, а, следовательно, и снизив вес (особенно это будет заметно в случае применения водостойкой фанеры), лодку такого типа можно рекомендовать и автомобилистам для перевозки на верхнем багажнике микролитражки.
А. К. Карцев, «Кия», 1979 г.
Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:
Источник