Лодка типа джонбот своими руками

Джонбот из фанеры своими руками: выбор материала, подготовка к работе и процесс изготовления

Многие любители рыбалки только мечтают вечерком забраться в лодку и подплыть к тихой заводи, где наверняка рыба самая крупная и ловиться будет ни как в поговорке — вчера и завтра. Вот только лодки нынче дороги, да и перевозка тяжелого катера или стационарной лодки — дело хлопотное.

Но существует выход и в этой изначально запутанной ситуации, причем, учтите то, что вам предлагается легко соорудить лодку самостоятельно, не выходя из помещения собственного гаража или мастерской. И основным рабочим материалом будет многослойная фанера.

Активный отдых на воде, что может быть интереснее!

Джонбот, что это

Джонбот — это разновидность плоскодонки, которая неплохо показала себя на североамериканском континенте и перекочевала в старый свет. В принципе, в конструкции этого суденышка ничего сложного нет, единственно, что его внешний вид несколько грубоват.

И все из-за тупого носа или как его называю форшпигеля, который идет в разрез с нашим пониманием и классическим восприятием внешнего вида судна. Для завершения исторического экскурса хочется добавить, что отечественная промышленность также выпускала сравнительно недорогие экземпляры таких лодок из алюминиевого сплава.

Однако необычный внешний вид и отсутствие рекламы как таковой на тот момент, свели на нет все усилия по массовому производству таких лодок. Но нас интересует практический аспект этого чуда заграничной техники.

  • Длина лодки 3800 мм;
  • Ширина максимальная – 1300;
  • Высота борта и высота транца – 380 мм;
  • Масса порядка 80 кг;
  • Расчет на 3 человек, либо грузоподъемность 380 кг.

К сведению! Несколько слов о двигателе. Он может быть спокойно размещен в корме, на площадке, которая называется транцем и иметь мощность от 2 до 8 л.с. И еще, приведенные размеры являются условными.

По ним, изменяя пропорционально соотношения, можно сделать плоскодонку и на одного человека, исключительно для индивидуальной рыбалки, и на всю семью, чтобы соизмерять приятное с полезным.

Выбор материала и подготовка к работе

  1. Фанера строительная от 12 до 16 мм вполне подойдет, главное — чтобы она была повышенной влагостойкости и здесь уже количество формальдегидов в составе клея решающего значения иметь не будет.

Цель работ создать плоскодонку.

  1. На транец, да и на сидения можно и нужно использовать фанеру посерьезнее, для чего подойдет пятислойная (авиационная) фанера. Цена ее будет выше строительной, да и легкость изделия вначале может смутить, но на самом деле она достойно справится с поставленными задачами, и несмотря на легкость, она все же прочнее.
  2. Об инструментах:
  • Электролобзик — это инструмент номер один, именно им необходимо будет проводить крой листа на фрагменты и без него никак не обойтись;
  • Электрорубанок – номер два. Особенно необходим для проведения этапа заусовки, когда фанера на торце подрезается под 45 градусов;
  • Различные шлифовальные аппараты. Хотя говоря откровенно, можно обойтись и без них, инструкция сборки это вполне дозволяет. А еще наждачная бумага и держатель для нее прекрасно справятся с поставленной задачей шлифовки;
  • Шуруповерт — его вполне хватит и закрутить несколько шурупов и просверлить несколько отверстий для стяжки деталей друг к другу.

Начинаем процесс

Материал закуплен, инструмент под рукой, гараж освобожден.

  1. Первым этапом будет разметка и крой материала. В данном случае на листы фанеры наносится в полном масштабе все детали. Изначально, заготовки лучше сделать на бумаге, имея бумажные лекало легче разместить их на фанере, и определить, насколько экономно можно использовать весь лист.

Так как отходы все равно будут, вопрос экономного использования играет не последнюю роль. И еще имейте в виду, что борта плоскодонки подходят к днищу под углом, поэтому некоторые детали необходимо будет подвергнуть заусовке.

Сам процесс достаточно прост, если вы делаете это не вручную, а с помощью электротехники. Единственной рекомендацией будет то, что для этого процесса лучше больший упор сделать на шлифовку, а электрорубанка хватит и на один проход.

Читайте также:  Ободки расшитые камнями своими руками

Далее вырезаем необходимые детали электролобзиком, а шпангоут полностью собираем, так как он будет тем самым ребром жесткости, который будет придавать всему джонботу необходимый внешний вид;

  1. Затем собираются борта, корма и форшпигель, между которыми жестко фиксируется шпангоут. Каркас лодки можно фиксировать друг к другу металлической проволокой. Для чего максимально близко к сочленению сверлятся отверстия тонким сверлом под проволоку;

Схемы полезны.

Практическое наблюдение! Иногда вместо проволоки используются пластмассовые хомутики, но их придется использовать чаше, сокращая шаг до 10 -15 см для крепления. Перед затяжкой детали хорошо проклеиваются.

  1. Затем к конструкции подклеивается и фиксируется дно лодки. Используемая эпоксидная смола, должна быть именно ею, а не полиэфирной, которая применяется в автомобилях. Кроме того швы лучше именно залить, а не просто пройтись по ним кисточкой, так как в данном случае решается не только вопрос фиксации, а и вопрос герметизации всего изделия, тем более что решето вам ни к чему;
  2. После высыхания смолы, швы ошкуривают, а затем подвергают еще одной обработке. Для этого приобретается специальная широкая лента из стекловолокна. Она вымачивается в смоле и проклеивает все стыки дважды снаружи и один раз изнутри;
  3. Затем происходит разметка, выпиливание и подгонка оставшихся деталей.

На этом этапе необходимо сделать небольшую паузу, для некоторых объяснений.

Наблюдения полезные

  • Если вы решили построить лодку-плоскодонку из фанеры своими руками, которая в принципе не является чем-то сверхъестественным и сложным, то вам необходимо понять принципы этого строительства. Пройдя по нескольким материалам, вы увидите, что лодка джонбот своими руками из фанеры созданная, не имеет единого конструктивного решения.

Разные авторы предлагают свои варианты выкроек и очень часто, в процессе строительства некоторые детали переделываются или изменяются. Это говорит о демократичности самой идеи постройки, когда изменяя проект, вы не теряете в качестве. Фото еще одного не типичного судна.

  • И еще, в данном описании не указано то что, два киля и поперечные рейки приклеиваются на фрагмент днища, а надо было бы. Первые два для устойчивости лодки в воде, а поперечные рейки для удобства сидящих гребцов или гребца.

Заключительные аккорды

В данном случае речь идет про шпаклевку, ошкуривание и покрытие смолой. Хотя многие мастера склоняются к мысли, что если фанеру хорошо проолифить и пройти тремя слоями краски, то этого будет вполне достаточно (см.также статью Постройка каноэ из фанеры своими руками).

При этом первый слой краски является грунтовочным, а последующие несут декоративную составляющую. Также рекомендовано, дно покрасить в контрастный светлый цвет, а борта и днище более темными цветами. Хотя если честно, принципиального значения цвета для лодки иметь не будут.

Обратите внимание! Для окрашивания плоскодонки краски должны быть водостойкие, их лучше приобретать в точках специализированных продаж, так как водостойкие фасадные покрытия и водостойкие лодочные отличаются друг от друга.

В заключение

Изготовление лодки из фанеры своими руками не будет столь затратным занятием, как покупка готовой. Кроме того, вы сможете спокойно перевозить ее на багажнике собственного автомобиля, а отдых у воды будет действительно активным. Видео в этой статье подготовило свой тематический рецепт.

Источник

Строим деревянную лодку типа «джонбот»

О простых плоскодонных и тупоносых лодках типа «джонбот», получивших широкое распространение на реках Северной Америки, в «КиЯ» рассказывалось уже не раз. Наша промышленность делала попытки выпустить подобные лодки из алюминиевых сплавов, отличающиеся простотой конструкции и относительной дешевизной, в торговую сеть. Но, к сожалению, непривычный для нашего потребителя внешний вид «Тайменя» или «Казанки — 6», а, может быть, и недостаточно умелая и энергичная реклама не способствовали росту популярности лодок типа «джонбот» — очень удобных и неприхотливых в эксплуатации, особенно в сельской местности в наших условиях.

В то же время многие судостроители-любители проявили интерес к лодкам этого типа и попытались повторить их характерные черты в собственных конструкциях рыболовных и хозяйственных судов, лодок для перевозки на верхнем багажнике автомобиля.

Основные данные лодки типа «джонбот»

Длина наибольшая, м 3,20
Длина по килю, м 3,00
Ширина наибольшая, м 1,32
Ширина по днищу, м 0,95
Высота борта минимальная, м 0,38
Масса корпуса, кг 48
Рекомендуемая мощность подвесного мотора, л. с. 2—8
Максимальная пассажировместимость, чел. 3
Читайте также:  Подушка машинка для мальчика своими руками выкройка

В редакцию поступают письма читателей «КиЯ», содержащие просьбу опубликовать чертежи «джонбота» для самостоятельной постройки, по возможности из доступных материалов и упрощенной конструкции, не требующей от строителей высокой квалификации. Выполняя эти просьбы, публикуем чертежи небольшого «джонбота», который по своим габаритным и весовым характеристикам может использоваться в качестве автомобильной картоп лодки.

Эту лодку можно рекомендовать для эксплуатации на малых реках и озерах, на акваториях, защищенных от ветра и волны. Она пригодна для гребли или плавания с маломощным мотором — лучше всего с двухсильным «Салютом» или с кое у кого сохранившимися «Стрелой» либо «Прибоем».

Если доступен только «Ветерок-8», лучше поставить дросселирующую шайбу с проходным отверстием диаметром 11 мм между карбюратором и картером. В этом случае мощность двигателя снизится до 5 л. с., что вполне достаточно для глиссирования с нагрузкой 1—2 человека, а главное — безопасно.

Как и у настоящего «джонбота», на нашей лодке — плоское днище и наклонные, с большим развалом наружу, борта. Сравнительно узкое днище является преимуществом при гребле на веслах или глиссировании под подвесным мотором, а развал бортов препятствует опрокидыванию при крене и отражает вниз брызги.

Два киля, снабженные невысокими плавниками близ транца, помогают удерживать лодку на курсе при гребле, защищают днище от трения о песок и гальку при вытаскивании на берег и вместе с поперечными планками, наклеенными на днище изнутри, обеспечивают необходимую прочность.

Широкая носовая оконечность, поднимающаяся над ватерлинией, помогает лодке преодолевать крутую волну, например, от проходящих мимо катеров.

Конструкция корпуса достаточно проста. Она рассчитана на применение в качестве наружной обшивки листового материала — строительной фанеры марки ФСФ или ФК толщиной 5—6 мм, пятислойной (авиационной) фанеры БС-1. БП-1 или БПС-1, оргалита, водостойкого картона или стеклотекстолита толщиной 2,5 — 3 мм. Это позволяет обойтись минимальным числом элементов поперечного набора, а сборку корпуса осуществлять без стапеля — методом предварительной сшивки заранее выкроенных листов обшивки и транцев металлическими скрепками с последующей оклейкой лентами стеклоткани на эпоксидном связующем. Более или менее подробно этот метод описан в «КиЯ» №144 для лодки «Хариус», в №83 для мотолодки «Сом» и в 3 издании книги «15 проектов судов для любительской постройки».

Заготовив необходимые материалы согласно приводимой спецификации и чертежам, соединяют заготовки листов наружной обшивки бортов и днища до нужной длины. Фанеру лучше всего стыковать «на ус» с длиной заусовки, равной 10—12 толщинам листа; картон и оргалит можно состыковывать на накладке, имеющей такую же ширину; стыки листов из стеклотекстолита оклеивают изнутри в 4—5 слоев полосами стеклоткани на эпоксидном связующем и снаружи 1—2 слоями таких же полос. Листы из фанеры, а также другие деревянные детали склеивают тем же эпоксидным клеем, клеем ПВА либо других марок, на торговой упаковке которых содержатся сведения об их достаточной водостойкости.

По размерам, указанным на чертежах, размечают контуры листов обшивки и положение на них линий примыкания кромок шпангоута Б и полупереборок А и В. По кромкам всех деталей из фанеры необходимо оставить припуск в 2—3 мм для окончательной строжки. На деталях 2, 13, 16 и 27 размечают положение диаметральной плоскости (ДП), которая при сборке корпуса должна совпасть с линией ДП на листе днища. Следует учесть, что всю разметку положения шпангоутов необходимо сделать на внутренней стороне листов обшивки.

На листе плотной бумаги или картона следует вычертить контур шпангоута Б и, прикладывая к этому чертежу заготовки реек 10, 21, 29 и 22, собрать на гвоздях и клею этот шпангоут. Выступившие концы гвоздей необходимо расклепать, подложив под них шайбы, либо загнуть.

Поставив шпангоут Б в вертикальное положение, к его наружным кромкам последовательно прикладывают листы обшивки обоих бортов таким образом, чтобы с линией шпангоута, нанесенной на обшивке, совпала кормовая кромка топтимберса 10. Листы при этом крепят к топтимберсам на клею и шурупах 4X20 с потайной головкой. Достаточно в каждый топтимберс завернуть по 3 шурупа.

Затем к кормовым концам листов борта приставляют транец 2 со всеми прикрепленными к нему деталями — подмоторной доской и рейкой 24, служащей опорой сиденья 5. В стыкуемых кромках листов бортов и транца сверлят попарно отверстия под проволочные скрепки диаметром 2 мм, вводят в них заранее нарубленные заготовки медной проволоки длиной 60 мм. Скрутив при помощи плоскогубцев выступающие наружу концы проволоки, стягивают между собой кромки деталей до минимального зазора. Аналогичным образом монтируют носовой транец.

Читайте также:  Кровать с выкатным спальным местом своими руками

Положив заготовку листа днища на ровный пол, наклеивают на него (с внутренней стороны) планки 19. При хорошей запрессовке — поджатии планок к обшивке при помощи кирпичей либо аналогичных тяжелых предметов, дополнительного крепления гвоздями, забиваемыми в планки сквозь обшивку, не потребуется. По скуловым кромкам необходимо оставить свободное место шириной 40 мм для приклеивания ленты стеклоткани в соединении днища с бортами.

Когда клей затвердеет (обычно через сутки) можно приложить днище к бортам, проверяя, чтобы контрольные риски ДП на обоих транцах и шпангоуте Б совпадали. К флортимберсу 21 лист днища крепят на клею и шурупах, затем сверлят попарно отверстия под скрепки близ кромок бортов и днища (на расстоянии 8—10 мм от кромки). Поставив 2—3 скрепки с шагом 150 мм на одном борту, ставят симметричные скрепки на противоположном, избегая перекоса Скрепки нужно ставить, начиная от шпангоута Б, в нос и корму; затем стягивают носовую и кормовую кромку днищевого листа с соответствующими транцами. Скручивая снаружи концы скрепок, следят, чтобы и при этом не получилось перекоса корпуса.

Следующей операцией является установка полупереборок 13 и 27, для чего также используются проволочные скрепки, протаскиваемые через отверстия в полупереборках, бортах и днище. Изнутри все скрепки необходимо обжать к обшивке при помощи молотка либо притупленного зубила; затем надо прошпаклевать зазоры между кромками листов эпоксидной шпаклевкой или связующим с введенной в него древесной мукой. Сразу же можно приступать к оклейке соединений изнутри полосами стеклоткани. Первую полосу наклеивают на паз таким образом, чтобы лента расположилась симметрично относительно него. Второй слой ленты сдвигают на борт или днище на 15—20 мм так, чтобы он перекрыл одну из кромок предыдущего слоя. Третий слой смещают в другую сторону, чтобы перекрыть вторую кромку первой полосы.

После желатинизации связующего внутренней оклейки откусывают кусачками выступающие наружу концы скрепок, запиливают их заподлицо с поверхностью обшивки напильником и, подшпаклевав, если нужно, пазы снаружи, оклеивают их лентами в 2—3 слоя.

Если уже готовы заготовки всех трех сидений, а к бортам приклеены опорные рейки 28, то можно окрасить или проолифить корпус изнутри в пределах носового и кормового сидений и накрыть их настилами 5 и 14. Предварительно с нижней стороны настилов к ним нужно приклеить плиты пенопласта (общим объемом около 40 кубических дециметров), которые должны обеспечить аварийную плавучесть лодки в случае опрокидывания или заливания волной. Снаружи к бортам при помощи струбцин и цвинок приклеивают рейки привальных брусьев 23, а к днищу — кили с плавничками 1, подушки подуключины 7; затем врезают кницы 4 и 15 в транцы и привальные брусья.

Подуключины, уключины, и весла можно изготовить по чертежам, приведенным в «КиЯ» №144 для лодки «Хариус». Не забудьте установить обушки 18 для фалиней, а также укомплектовать лодку черпаком для удаления воды, якорем с капроновым шнуром, спасательными принадлежностями.

Водостойкость и жесткость оргалита и картона можно повысить, если пропитать их с обеих сторон разжиженным эпоксидным связующим, а затем окрасить. Фанерный корпус достаточно проолифить, прошпаклевать и окрасить, нанеся грунтовочный слои краски и два декоративных слоя краски. Применять нужно водостойкие краски, рекомендуемые для наружных работ — масляные, пентафталевые ПФ или глифталевые ГФ. Рекомендуется окраска в два цвета — одним снаружи и вторым, более светлым — изнутри. Если вес корпуса не является критическим, то снаружи его можно оклеить 1—2 слоями тонкой стеклоткани.

Лодку можно построить и с обшивкой из досок толщиной 14—16 мм на днище и 10—12 мм на бортах. При этом придется изготовить поперечные лекала по шп. А и Б и транцам и врезать в них по скуле стрингеры сечением 20Х40 мм. Днище можно обшить поперечными досками, а борта — продольными на пазовых рейках. Вес такой лодки будет, конечно, больше, чем при фанерной или оргалитовой обшивке.

Источник

Оцените статью
Своими руками