Лодка под парус своими руками

Содержание
  1. Своими руками — Как сделать самому
  2. Как сделать что-то самому, своими руками — сайт домашнего мастера
  3. Парусная лодка своими руками – как сделать: чертежи и фото
  4. Как сделать лодку под парусом своими руками
  5. Постройка корпуса самодельной парусной лодки
  6. Заготовка основных элементов для сборки корпуса самодельной лодки под парусом
  7. Сборка корпуса лодки своими руками
  8. Оборудование корпуса лодки
  9. Такелаж и его устройство своими руками
  10. Подвесной парус или как сделать из надувной лодки парусник.
  11. ВВЕДЕНИЕ
  12. Как выбрать надувную лодку с парусом
  13. ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ И ХАРАКТЕРИСТИКИ
  14. КОНСТРУКЦИЯ ПАРУСНОГО ВООРУЖЕНИЯ.
  15. КОМПЛЕКТАЦИЯ
  16. КРЕПЕЖ МАЧТЫ НА НАДУВНОЙ ЛОДКЕ
  17. ГРОТ «ЛАТИНСКИЙ»
  18. ШВЕРЦЫ С КРЕПЛЕНИЕМ НА НАДУВНУЮ ЛОДКУ
  19. КОРМОВАЯ БАЛКА
  20. ПОДГОТОВКА К ЭКСПЛУАТАЦИИ
  21. УСТАНОВКА МАЧТЫ
  22. СБОРКА И УСТАНОВКА ГРОТА «ЛАТИНСКИЙ»
  23. Юный техник — для умелых рук 1985-06, страница 6
  24. Парус на резиновой лодке
  25. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПЛАВАНИЯ
  26. Виды парусов для резиновых лодок
  27. ЭКСПЛУАТАЦИЯ, УХОД, РЕМОНТ, ХРАНЕНИЕ.

Своими руками — Как сделать самому

Как сделать что-то самому, своими руками — сайт домашнего мастера

Парусная лодка своими руками – как сделать: чертежи и фото

Как сделать лодку под парусом своими руками

Первые образцы небольшой французской лодочки Sprat были спущены на воду более пятидесяти лет назад. Претерпев некоторые усовершенствования, она и сегодня привлекает внимание, прежде всего — лёгкостью изготовления, и может стать первой самостоятельно построенной конструкцией начинающего судостроителя. В лодке вполне размещаются два человека, а её остойчивость позволяет ходить при ветре до 4 баллов.

Незначительная осадка даёт возможность охотникам и рыболовам использовать швертбот на мелководье, а небольшой вес позволяет перевозить его на автомобильном багажнике. Даже один человек легко выносит такое судно на берег или спускает на воду. Хороша эта лодочка и для спортивных занятий с детьми. Главные размерения швертбота: длина — 2,44 м, ширина — 1,15 м. Его осадка со швертом не более 0,5 м, вес без экипажа — около 20 кг Вооружён он парусом площадью 3,5 м2.

Постройка корпуса самодельной парусной лодки

Главные достоинства этой лодочки — крайняя простота и низкая стоимость постройки. Её собирают из предварительно заготовленных элементов: бортов, транца, штевня и днища. Стапель не нужен.

Для постройки лодки своими руками необходимы следующие материалы:

  • фанера (лучше всего водостойкая) толщиной 5-6 мм — 2 листа длиной 3 м;
  • рейки сосновые 2500x30x20 мм — 5 шт.;
  • стеклоткань —5 м;
  • лента из стеклоткани 40 мм х 48 м;
  • эпоксидный клей — 10 кг;
  • шурупы — 16 шт.;
  • рейки 2400x80x8 мм — 8 шт.;
  • сосновые заготовки для мачты 2500x40x20 мм-2 шт.;
  • бруски для изготовления рей 2100x30x25 мм-2 шт.;
  • доски сосновые для изготовления банок шириной 300 мм — 3 шт.;
  • ткань для паруса (ситец, бязь или плащёвка)—5м;
  • мягкие тросы или прочные бельевые шнуры для парусного вооружения —15 м;
  • медная или латунная проволока толщиной 1,5-2 мм —5 м.

Заготовка основных элементов для сборки корпуса самодельной лодки под парусом

Постройку швертбота начинают с раскроя фанерных листов. Если приобретённые вами листы фанеры меньше трёх метров в длину, то их придётся соединять в один лист размером 3000×1500 мм. Соединение можно производить «на ус» или же с помощью накладки встык, что значительно проще.

На фанерном листе в натуральную величину вычерчивают заготовки бортов, а затем точно по разметке их вырезают.

Так же вырезают и днище. При этом нужно оставлять небольшой припуск, следя за тем, чтобы линия разметки оставалась на детали. Этот припуск понадобится при обработке корпуса после сборки. Щель для швертового колодца в днище вырезается точно по размеру. Для транца используется подходящий остаток фанерного листа.

Форштевень изготавливается из сосновой доски толщиной 20 мм. Следует выпилить две заготовки, так как одна из них будет использована в качестве накладки на форштевень при окончательной отделке носовой оконечности лодки. Поэтому размеры этой заготовки должны быть несколько больше, чем сам форштевень.

Сборка корпуса лодки своими руками

Сборка корпуса производится с помощью скрепок из медной проволоки толщиной 1,5-2,0 мм (процесс этот неоднократно описывался в журнале). Парные отверстия 02 мм для этих скрепок сверлят в днище и в бортах по линии их примыкания на расстоянии около 1 см от краёв и с шагом 70-100 мм.

Особенно тщательно нужно подогнать носовые кромки бортов, которые примыкают и крепятся к форштевню. Затем надо прикрепить днище, которое точно в размер подгоняется к бортам, транцу и форштевню. Предварительно по линии соединения с борта следует снять малку. После соединения основных элементов корпус лодки приобретает окончательную форму.

Скрепки являются скорее монтажными элементами и не могут обеспечить прочность, а тем более герметичность корпуса лодки. Для этих целей используют связующее с наполнителем, которым шпаклюют стыки по всем кромкам, и стеклопластик, образующийся при наклейке в несколько слоев лент из тонкой стеклоткани снаружи и изнутри лодки.

Чтобы получился прочный слой стеклопластика без воздушных пузырей и отслаивания от фанеры, необходимо по возможности глубже утопить в древесину проволоку скоб, которая выступает внутри корпуса над стыком. Сделать это можно при помощи молотка и тупого зубила либо другого похожего инструмента. При этом шов дополнительно стягивается и становится прочнее. Важно также предварительно хорошо очистить зону склеивания.

Начинают оклейку с внутренней стороны лодки. Целесообразно ограничить смазываемый клеем участок по ширине, наложив по обеим сторонам соединения липкую малярную ленту.

Приготовленный согласно инструкции по использованию эпоксидный клей наносится кистью, затем сверху укладывается сухая лента стеклоткани шириной 40-50 мм. Её можно не натягивая просто раскатать из рулончика. Желательно использовать ленту фабричного изготовления, широко применяемую для изоляционных работ. Нужно только проверить, чтобы стеклоткань не была пропитанной парафином (в таком случае его можно удалить бензином, растворителем или ацетоном). Если стеклоткань имеет повышенную влажность, её надо прокалить в газовой духовке.

Стеклоткань «простукивают» жёсткой кистью, смоченной связующим, до равномерной пропитки, при этом она становится прозрачной. Не следует только класть слишком много смолы. Воздушные пузырьки необходимо удалить, иначе впоследствии из-за них может расслоиться пластик и к деревянному корпусу начнёт проникать вода.

Изнутри нужно уложить три-четыре слоя ленты стеклоткани, поочерёдно слегка сдвигая в разные стороны каждый последующий слой для того, чтобы край ленты смещался на 10-15 мм. Если ленту придётся нарезать из стеклоткани самому, то для верхних слоев её ширина может быть большей. В длину концы лент также должны перекрывать предыдущий слой на 15-20 мм.

Когда клей схватится, можно снять липкую ленту, ограничивающую поверхность оклеивания, и оставить корпус на сутки для набора прочности соединения. После этого кусачками снаружи корпуса удаляют торчащие скрутки скрепок, напильником заподлицо с поверхностью обшивки их стачивают и зачищают. Необходимо тщательно зашпаклевать все мелкие сколы и неровности смесью применяемого клея с наполнителем — очень мелкими опилками или древесной мукой. Снаружи достаточно уложить стеклотканевую ленту в два-три слоя.

При обработке всех покрытых стеклопластиком поверхностей следует помнить, что нельзя допускать снятия клеевого слоя и обнажения стеклоткани — в этом случае по капиллярным каналам между волокнами ткани будет фильтроваться вода, кромки фанеры набухнут и начнут загнивать.

Рис. 1. Конструкционные узлы корпуса самодельной лодки:
1 — раскрой бортов и транца; 2 — раскрой днища; 3 — накладка на форштевень;
4 — обвязка транца; 5 — шпангоут; 6 — кормовые кницы; 7 — швертовый колодец; 8 — носовая кница; 9 — места установки еланей на днище; 10 — места установки стрингеров по бортам; 11 — установка шпангоута в собранный корпус и накладки на форштевень; 12 — привальный брус; 13 — крепление привального бруса (а) и буртика (б) к борту (в); 14 — узел крепления мачты.

Оборудование корпуса лодки

Стенки швертового колодца выпиливают из остатков фанерных обрезков. На каждую стенку с внешней стороны эпоксидным клеем приклеивают по две планки, а между стенками по краям колодца вклеивают бруски, которые, слегка выступая снизу, образуют шипы по размерам щели в днище.

Читайте также:  Обработка авто битумной мастикой своими руками

Из доски размером 1100x250x20 мм делают среднюю банку. В центре её, на 1/4 ширины банки вырезается выемка по размерам короба швертового колодца. Благодаря соединению с банкой, швертовый колодец получит дополнительную опору и станет прочнее. Своими концами доска банки опирается на прикреплённые к бортам швертбота рейки.

В корпус устанавливают шпангоут, который добавляет лодке прочности и жёсткости.

По верхнему борту на клее и шурупах прикрепляют привальный брус. Если длина заготовки недостаточна, то её можно нарастить, соединив две части «на ус». Сухой брус трудно изогнуть надлежащим образом вдоль борта (особенно в районе носа). Поступайте следующим образом: в месте изгиба обмотайте заготовку тряпками и поливайте кипятком из чайника.

Через некоторое время брус в этом месте станет гибким, и будет совсем нетрудно изогнуть его так, как необходимо. Перед креплением с наружной стороны борта к привальному брусу на клее устанавливаются дистанционные проставки. Кроме защиты бортов, установленные на клее и шурупах планшири вместе с накладками с внутренней стороны бортов придают корпусу необходимую прочность и жёсткость.

После застывания клея на привальном брусе его тщательно зачищают. В носу и по углам кормы на него ставят на шурупах фанерные кницы.

К форштевню на шурупах (можно и на гвоздях) прикрепляют деревянную накладку, которой придают обтекаемую полукруглую форму.

Отдельно из обрезков тонкой доски и фанеры собирают узел крепления мачты, который устанавливают в носовой части корпуса. При установке швертового колодца над щелью в днище под него подкладывают кусок ткани, пропитанный эпоксидной смолой, после чего шурупами притягивают колодец. Выступающие через щель брусья короба колодца обрезают заподлицо с обшивкой днища.

В корме вплотную к транцу на высоте около 150 мм на шурупах и клее по бортам закрепляют две рейки, на которых будет лежать кормовая банка. Хотя в конструкции французской лодки её не предусмотрено, но лучше её сделать. Во время плавания в корпусе всегда появляется вода, а сидеть в намокшей одежде на днище не очень приятно. К тому же под кормовую банку (и в носовой части тоже) помещают бруски из пенопласта, которые в аварийном случае обеспечат непотопляемость судна.

Наверняка вы захотите походить в этой лодке на вёслах. А как иначе подойти к берегу в полный штиль? Остаётся поставить уключины. На этом оборудование корпуса заканчивается.

Перед окончательной оклейкой лодки стеклотканью снаружи и изнутри её следует тщательно зачистить, убрав все шероховатости и подтёки смолы, иначе ваше изделие будет иметь неаккуратный вид.

Рис. 2. Парусное вооружение лодки, шверт и руль:

1 — плоский раскрой паруса; 2 — шверт; 3 — румпель; 4 — мачта; 5 — реи (гик и верхний реек); 6 — навеска руля на транец (а — петли, закрепляемые снаружи на верхнем и нижнем брусках обвязки транца; б — шкворень; в — скоба, закрепляемая на пере руля); 7 — перо руля.

Такелаж и его устройство своими руками

Пока оклеенный стеклотканью корпус просыхает, следует заняться изготовлением мачты, паруса, руля, шверта и вёсел.

Мачту делают из бруска сечением 40×40 мм. Верхнюю часть заготовки обстругивают рубанком до получения круглого сечения, снизу её оставляют квадратной. В верхней части в ней просверливают отверстие для фала подъёма паруса. Для мачты можно использовать и ствол ёлки, и дюралевую трубу. Только нижний конец (шпор) всё равно придётся сделать квадратного сечения, чтобы мачта плотно сидела и не вращалась в ‘степсе. Гик и реек имеют одинаковые размеры и делаются из бруска или металлической трубки.

Шверт и перо руля вырезают из фанеры толщиной 8-10 мм. Можно использовать и более тонкую фанеру, склеив несколько слоев до нужной толщины. Но лучше для изготовления шверта подобрать подходящего размера отрезок доски и придать ему обработкой необходимую форму.

Перо руля навешивается на транец с помощью металлических петель и скоб из цветного сплава. В них проходит металлический шкворень. Румпель крепится к перу сквозным болтом 015 мм.

Весло или гребок (для которого не нужны уключины) изготавливают из бруска, у которого закругляют углы, и фанерной лопасти. Уключины представляют собой простые деревянные колышки с надетой на них ременной петлёй.

Парус можно изготовить не только из ткани, но и из толстой полиэтиленовой плёнки. Она легко рвётся по краям, поэтому её следует «подрубить» полоской прочной материи. На верхней и нижней шкаторинах полоски делают шириной 60-65 мм, чтобы они одновременно служили и карманами для гика и верхнего рейка (их вставляют внутрь этих карманов). К углам полотнища паруса пришивают тесёмки, которые служат для его закрепления. Если парус сшит из материи, то на задней шкаторине делают два латкармана, в которые вставляют латы из 1,5-2 мм фанеры. Такие латы не позволяют заворачиваться задней шкаторине паруса.

Фал, прикреплённый к середине рейка, проходит через отверстие в мачте и рым (кольцо) на форштевне (его можно подобрать готовым или согнуть из проволоки 04 мм) и закладывается за мачту или на стопор рядом с мачтой.

Гика-шкот одним концом закрепляют на транце и проводят через блоки на ноке (кормовом конце) гика и на другой стороне транца. Другой конец гика имеет вертлюг, которым он надевается на мачту. Его изготавливают из цветного листового металла толщиной 2-3 мм. Брасы идут по диагонали от нижнего конца рейка к ноку гика.

Рис. 3. Такелаж лодки своими руками: 1 – гик с вертлюгом; 2 – шкот; 3 – брас; 4 – бугель крепления фала к рейку; 5 – фал подъёма паруса.

Автор: Н.Плиско. Фото и чертежи самодельной парусной лодки автора.

Источник

Подвесной парус или как сделать из надувной лодки парусник.

ВВЕДЕНИЕ

Надувные лодки с вспомогательным парусным вооружением предназначены для прогулок в светлое время суток по рекам, озерам и водохранилищам с удалением от берега до 500м., при скорости ветра до 6 м/сек. и при высоте волны не более 0,25м. Применение парусного вооружения на этих судах даже небольшой площади при выходах на воду (как в походах, так и на прогулках) увеличивает количество положительных эмоций у экипажей на порядок. Любой желающий может испытать всю прелесть парусного плавания на «открытом» водоеме.
Установка на надувной лодке «Латинского» грота позволяет быстро переходить от движения под парусом (при попутном или боковом ветре) к гребле (при встречном ветре или в штиль) и наоборот. Таким образом, надувная лодка с комплектом вспомогательного парусного вооружения представляет собой парусно-гребное судно.

Как выбрать надувную лодку с парусом

Чтобы превратить надувную лодку в парусное малое судно, установите на нее силовую рамку необходимой жесткости. Ее крепят с помощью специальных петель, наклеенных на бортовые баллоны.

Нужна мачта для надежной установки паруса над плавсредством и руль управления, который лучше закрепить на правом краю кормы. Для таких целей выбирайте только прочные высококачественные лодки из ПВХ.

Выбирая надувную лодку, которая будет ходить под парусом важно обратить внимание на изготовителей с хорошей репутацией. Эти компании гарантируют высокое качество своей продукции.

Крупные производители меняют бракованные надувные лодки на новые или гарантируют замену деталей и элементов снаряжения. Продукция известных компаний – это залог длительной эксплуатации изделий, износоустойчивости материалов, а также возможность приобрести подходящую деталь для замены в сервисных центрах или официальных магазинах.

При выборе лодки важно учитывать цветовое решение, удобство размещения, предполагаемое количество людей. Время, потраченное на поиск, сполна окупится приятными эмоциями и незабываемыми часами, проведенными под парусом собственного судна.
Реклама от спонсоров: // // //

ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ И ХАРАКТЕРИСТИКИ

Площадь грота 3,5/4,2/4,9 м2
Высота мачты (от верха основных баллонов) 2,5 м
Тип грота (основного паруса) Латинский
Габариты вооружения в упаковке (длинна х ширина х высота) 1,45 х 0,25 х 0,25 м
Масса в упаковке к-та (со шверцами) 10 кг

КОНСТРУКЦИЯ ПАРУСНОГО ВООРУЖЕНИЯ.

Основной парус – грот поднимается на закрепленной мачте, в слабый ветер можно использовать дополнительный рейковый стаксель. Паруса быстро ставятся и снимаются, спущенные не мешают грести, так как укладываются на баллоны вдоль борта.

Читайте также:  Комбинезоны своими руками для джек рассела

Мачта устанавливается в алюминиевый стэпс (стакан) на подмачтовой балке, лежащей на двух опорных продольных трубах прямоугольного сечения с помощью четырех лент с пряжками.

На мачту (1) поднимается грот (2), растянутый двумя рейками – верхним (3) и нижним (4). Рейки заправляются в карманы, пришитые к передней и нижней шкаторинам (кромкам) грота. На мачту грот поднимается фалом (5), переброшенным через кольцо в верхней части мачты. После подъема грота ходовой (свободный конец) фала крепиться к подмачтовой балке. На нижнем рейке, ближе к его ноку (заднему концу) закреплен шкот грота (6) – снасть для управления парусом.

Шверцы крепятся к задней части продольной опорной трубы с внешней стороны.. В качестве руля используется весло, закрепленн0е на задней рулевой балке в уключине.

При ширине лодки от 1,3 м и более использование аутригеров не требуется (поперечной устойчивости достаточно).

для открытых гребных лодок с высотой надводного борта (при загруженности по ватерлинию) 0,3 метра, а также для лодок, имеющих хотя бы узкую палубу вдоль бортов, площадь парусов рассчитывается по формуле:

S=1,3٭ L ٭ В (м2), где L

В — ширина лодки по ватерлинии.

Рис. 1. Парусное вооружение лодки «Волна»

Если лодка слишком валкая или имеет меньшую высоту надводного борта, площадь парусов нужно уменьшить до величины 8 L • В при отношении длины к ширине — больше 3,5. В

Для надувных судов разработано немало конструкций парусного вооружения. Оптимальным следует признать кэт с парусом шпринтового типа и максимально допустимой площадью парусов 4—5 м2.

Если лодкой управляет малоопытный судоводитель, площадь надо уменьшить на 1 — 1,5 м2 с

помощью рифов, которыми должен быть снабжен парус. Вариант вооружения надувной лодки типа «Волна» шпринтовым гротом и стакселем показан
на рис. 1.
Все основные детали рангоута и такелажа (мачта, шверц-балка, ванты) крепятся к поперечной деревянной балке, пропущенной через резиновые уключины.

Мачта устанавливается в подвеске из мягкой проволоки и поддерживается вантами, прикрепленными к деревянным рейкам вдоль кормовой части бортов.

К выступающим наружу из уключин концам поперечной балки навешены планки с прикрепленными к ним дюралевыми шверцами. Планки удерживаются проволочными стопорами, а сама шверц-балка от поперечных перемещений — шайбами, которые вплотную прижаты к уключинам проволочными шплинтами.

Кроме вант, к продольным рейкам крепятся петли-уключины из прочного троса и кипы стаксель-шкотов.

Мачта длиной 2,6 метра для удобства транспортировки состоит из двух отрезков дюралевой трубки диаметром 40 миллиметров, с толщиной стенок 1,5 миллиметра. Стоячий такелаж (ванты и штаг) из синтетических тросов крепится на топе мачты к скрученному из проволоки бугелю.

Руль навешивается на доску, пропущенную под ручки на концах баллонов, служащие для переноса лодки. В доске сделано отверстие для баллера.

Верхняя часть руля сделана из двух планок, между которыми установлено откидывающееся перо руля. На кормовой поперечине укреплены также утки для гика-шкотов и рымы, в которые вставляются продольные балки.

Рис. 2. Крепление мачты на «Нырке-1»

Если в лодке установлены пайолы, то самый ответственный узел — крепление мачты и шверцев — может быть выполнен еще надежней (см. рис. 2)

. В этом случае шверц-балка крепится к поперечной рейке пайола с помощью фанерного щитка размером 750Х Х350 миллиметров и книц.

Мачта вставляется в пятнерс и в степс, закрепленный на фанерном настиле пайола. Шверцы можно вырезать из бакелизи-рованной фанеры толщиной 8—10 миллиметров.

Они вращаются на штырях по торцам шверц-балки. Две фанерные планки трапецеидальной формы, расположенные на торцах шверц-балки, удерживают шверц в вертикальном положении.

При касании грунта шверцы отклоняются назад, а когда в них нет необходимости, их можно поднять вверх и зафиксировать в горизонтальном положении гайками-барашками.

Грот крепится к мачте и гику тонким синтетическим тросом через люверсы «змейкой», а стаксель — передней шкаториной к стальному тросу, который одновременно служит штагом.

Следует отметить, что наличие стакселя усложняет конструкцию парусного вооружения надувной лодки и создает дополнительные трудности при оснастке.

Поэтому предпочтительнее более простое вооружение, состоящее из одного грота. Вариант такой оснастки разработан для надувной лодки «Нырок-1».

Он годится и для лодок других моделей. В конструкции имеется только один сложный узел -крепление шверцев. Дело в том, что их нельзя сразу же жестко закрепить на одном месте.

Они должны перемещаться вдоль борта для смещения центра бокового сопротивления относительно центра парусности, то есть для центровки лодки.

3. Парусное вооружение.

Для повышения жесткости корпуса и равномерного распределения нагрузки от парусного вооружения на днище лодки устанавливается опора из дюралевых трубок (половинок спортивного обруча), подогнутых по обводам днища и подкрепленных в продольном направлении трубками от лыжных палок.

На эту опору устанавливают степс кольцо из отрезка трубы. Свободно поворачивающаяся мачта проходит через пятнерс — отрезок трубы диаметром 40 и толщиной 1 миллиметр, раскрепленный треногой из лыжных палок, которая опирается на край сиденья и носовой рым.

Шверц-балка из дюралевой трубки диаметром 25 и толщиной 1 миллиметр устанавливается тоже на двух трубках из лыжных палок, уложенных вдоль бортов и прикрепленных к штатным уключинам и резиновым ушкам. Передвигая шверцы, можно корректировать центровку лодки.

КОМПЛЕКТАЦИЯ

КРЕПЕЖ МАЧТЫ НА НАДУВНОЙ ЛОДКЕ

1 Рангоут:
— труба низ мачты Ф 40х1,5 мм. 1 шт.
— труба верх мачты Ф 40х1,5 мм. 1 шт.
— труба опорная 30х30х2 мм. 2 шт.
— труба подмачтовая 40х60х1400 мм. 1 шт.
2 Крепеж:
— Винт М8х80 4 шт.
— Винт — кольцо М8х60 3 шт.
— Гайка самоконтрящяяся М8 1 шт.
— Гайка барашек М8 6 шт.
— Шайба Ф8 увелич. 8 шт.
3 Пластина узкая 2 шт.
4 Пластина широкая 1 шт.
5 Стакан мачты 1 шт.
6 Лента с пряжкой 1 м. 4 шт.
7 Паспорт 1 шт.
8 Упаковка 1 шт.

ГРОТ «ЛАТИНСКИЙ»

1 Парус грот «Латинский» – 3,5/4,2/4,9 м2 1 шт.
2 Рангоут:
— труба нижний реек 30х1 мм 2 шт. (для 4,9 м2 – 3 шт.)
— труба верхний реек 30х1 мм 3 шт.
3 Крепеж:
— винт М6х25 4 шт.
— гайка барашаек М6 4 шт.
— шайба М6 увеличенная 4 шт.
4 Скоба 32 мм 5 шт.
5 Карабин 5 мм 4 шт.
6 Крючек s-образный 3 мм 1 шт.
7 Лена с пряжкой 1 шт.
8 Веревка 5 мм – 0,5 м 2 шт.
9 Веревка 7 мм жесткая – 5 м (фал) 1 шт.
10 Веревка 7 мм мягкая – 5 м (шкот) 1 шт.
11 Пакет п/э для паруса 1 шт.
12 Упаковка (п/э) 1 шт.

ШВЕРЦЫ С КРЕПЛЕНИЕМ НА НАДУВНУЮ ЛОДКУ

1 Шверц (весло) 2 шт.
2 Консоль на лодку 2 шт.
3 Пластина малая 2 шт.
4 Крепеж
— Винт М10х50 2 шт.
— Винт М8х70 4 шт.
— Гайка-барашек М10 2 шт.
— Гайка-барашек М8 4 шт.
— Шайба Ф10 2 шт.
— Шайба Ф8 4 шт.
5 Пакет упаковочный 1 шт.

КОРМОВАЯ БАЛКА

1 Труба поперечная 30х30х2 мм. 1 шт.
2 Труба продольная 25х25х2 мм. 1 шт.
3 Крепеж
— винт М8х70 2 шт.
— гайка барашек М8 2 шт.
— шайба Ф8 увелич. 2 шт.
— крючек S-образный 4мм. 2 шт.
4 Лента с пряжкой 1 м. 2 шт.
5 Опорная пластина малая под М8 1 шт.
6 Описание. 1 шт.
7 Упаковка (пакет п/э) 1 шт.

ПОДГОТОВКА К ЭКСПЛУАТАЦИИ

УСТАНОВКА МАЧТЫ

На подмачтовую балку (7) надеть и закрепить широкой пластиной по центру подмачтовой балки степс (стакан)(8). Установить подмачтовую балку ближе к носу лодки на продольные прямоугольные опорные трубы (9 и 10) и закрепить узкими пластинами с помощью болтов М8. Установить раму на слабо накачанную лодку и закрепить лентами с пряжкой к закладным деталям на корпусе лодки или к нижним петлям, расположенным в донном шве лодки. Если в Вашей модификации лодки точки крепления отсутствуют, рекомендуем приклеить дополнительные полукольца или петли. Собрать мачту (1), продеть фал (5) в верхнее кольцо (13) мачты. Мачту установить в степс на подмачтовой балке.

СБОРКА И УСТАНОВКА ГРОТА «ЛАТИНСКИЙ»

Соберите верхний (3) и нижний (4) рейки паруса и вставьте их в карманы передней и нижней шкаторин (кромок) соответственно, постепенно надвигая на рейки хомуты с карабинами (14). Рейки впереди соединить хомутом (15), притянуть веревкой передний угол паруса к хомутам, задний угол к крючку на рейке (16). Затянуть все хомуты с карабинами по центру вырезов в карманах паруса. Закрепить фал (5) к карабину верхнего рейка, с другой стороны фала на расстоянии 2 м от конца завязать узел для страховки от «убегания» из кольца. Поднять парус и фал закрепить на подмачтовой балке. Ленту с пряжкой (17) закрепить петлей за карабин на нижнем рейке паруса и пропустить через подмачтовую балку. Ленту продеть в пряжку и растянуть парус. Шкот (6) закрепить на раме каркаса и пропустить в карабин на нижнем рейке паруса.

Читайте также:  Оружейные ящики своими руками

Юный техник — для умелых рук 1985-06, страница 6

Парус на резиновой лодке

Надувную резиновую лодку нетрудно превратить в парусную. Правда, на ней не удастся установить обычную мачту, Поэтому применяют парусное вооружение иного типа. Посмотрите на рисунок.
Стсячий такелаж здесь отсутствует. Рангоут состоит из базовой трубы-поперечины 6, двух трубок мачты 4 и реи 5.

Базовая труба диаметром около 30 мм вставляется в уключины лодки 1. К ее концам болтами и гайками М5 крепят концы трубок 4 сдвоенной Л-образной мачты. Верхние концы трубок соединяют между собой и с реем сквозным соединительным болтом и гайками М5. Трубки, образующие мачту и рей, имеют диаметр 15 мм и могут быть изготовлены из старых дюралюминиевых лыжных палок. Рей можно сделать разборным, причем соединительную трубку длиной 2С0 мм удобнее всего поставить как раз в месте соединения рея с мачтой.

На верхнем конце рея устанавливают петлю для фала. Своим нижним концом рей крепится к петле на носу лодки при помощи скобы из стальной проволоки диаметром 5 мм. Петля представляет собой круг или прямоугольник из листовой резины толщиной 5 мм.

Рей наклонен под углом 60° (меньший угол ухудшит работу паруса на полных курсах, а больший — увеличит давление рея не корпус лодки). Размеры трубок зависят от длины

лодки. Выбрав место крепления рея к корпусу на носу лодки, замерьте расстояние до базовой трубы, продетой через уключины. Для двухместной надувной лодки размером 2200 мм это расстояние равно 1000 мм. Следовательно, длину мачтовых трубок принять тоже равными 1000 мм, а рея — 1800 мм.

Шверцы 7 изготавливают из дюралюминия толщиной 3 мм и надевают на концы базовой трубки, выступающие за борта лодки. Деревянные щеки — накладки толщиной 10 мм (из фанеры или доски) придают жесткость шверцам и уменьшают угол их отклонения в продольной плоскости. КромЪ того, штифт диаметром 6 мм препятствует повороту швер-цов относительно оси базовой трубы. Положение шверцов по длине базовой трубы фиксируется дюралюминиевыми втулками, болтами и гайками М5.

Парус 3 из тонкого брезента представляет собой равносторонний треугольник со стороной 1750 мм, вершина которого (фаловый угол) сдвинута к носу относительно базовой трубы на размер 150…200 мм. Применение такого паруса позволяет вдвое увеличивать площадь парусности на полном курсе. С внешней стороны сгиба по передней шкаторине (линия В—Г) пришивают ликтрос, которым закрепляют парус на реи. Во всех четырех углах паруса имеются люверсы. Шкоты 2 заводятся в люверсы шкотового угла паруса, а для крепления галсового угла используется та же скоба, которая соединяет нижний конец рея с резиновой петлей.

Рулем служит весло, продетое в резиновую уключину, закрепленную в корме.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПЛАВАНИЯ

При эксплуатации парусно-гребной надувной лодки необходимо выполнять все требования данного «Руководства по эксплуатации» и «Правил плавания по внутренним водным путям РФ».

Не допускается эксплуатация судна:

  • с нагрузкой более штатной, включая вес установленного парусного вооружения;
  • в темное время суток;
  • во время грозы;
  • при ветре более 6 м/сек, волне выше 0,25 м и удалении от берега более 500 м;
  • лицами не умеющими плавать.

Нельзя также выходить на воду без:

  • одетых на экипаж спасательных жилетов;
  • наличия на борту исправного средства для накачивания баллонов лодки воздухом.

Перед спуском на воду необходимо проверить:

  • правильность сборки всех узлов и надежность их соединения;
  • правильность укладки снастей, они должны быть разобраны и уложены так, чтобы не запутывались при работе с парусами. Снасти не должны быть зажаты или завалены какими либо предметами.

Необходимо переходить к движению на веслах в случаях:

  • повреждения поплавка баллона;
  • приближения грозы – ее пережидают на ближайшем участке берега, обязательно сняв мачту; если гроза застала судно на воде, двигаться к берегу необходимо также со снятой мачтой;
  • усиление ветра сверх разрешенного предела; парус следует спускать только при положении судна носом против ветра;
  • при движении под низко висящими проводами линий электропередач; проходить их следует поближе к береговой опоре, сняв, если нужно верхнюю часть мачты;
  • при пересечении судового хода, если ветер слабый и неустойчивый, судовой ход следует пересекать перпендикулярно его направлению.

Плавание на парусно-гребной лодке должно проходить вне судового хода. При движении под парусами их шкоты нужно держать в руках. Нельзя закреплять их за какие либо предметы. Начинать осваивать парусное вооружение следует при несильном ветре (до 4 м/сек), у берега, на неглубоком (до 1,3м) месте.

Виды парусов для резиновых лодок

Парусные сооружения есть таких видов:

• прямой – используют на спортивных лодках и яхтах. Может использоваться только при боковом и попутном ветре; • рейковый или люгерный парус – используется на гребных лодках вместо мотора как вспомогательный для хода на веслах. Могут устанавливать на моторных катерах; • латинский – самый простой вид паруса, используется даже на маломерных суднах; • китайский – разновидность рейкового. Кроме верхнего рейка у него еще есть несколько дополнительных, которые разделяют парус по высоте на равные части. Каждый реек крепится к мачте на отдельную часть; • шпринтовы й – часто используют на рыбацких суднах. По форме похож на прямоугольник, но верхний угол растягивается с помощью рейки или дюралевой трубки. Такой парус удобно использовать в местах с возможными резкими порывами ветра; • гафельный – используют на моторно-гребных лодках, яхтах, спортивных плавсредствах. Форма – трапеция, крепится к мачте двумя снастями. Этот парус сохраняет стабильный профиль даже при сильном ветре; • бермудский – популярный вид паруса, его ставят на прогулочных, рыбацких лодках, шлюпках спортивного назначения. Недостаток такого паруса в большой высоте и скручивать его тоже нужно по высоте.

Оснастка плавсредства под парус может быть одномачтовой и двухмачтовой. Одномачтовые бывают двух видов:

• кэт – только один парус, устанавливают на спортивных шлюпках, им управляет один человек; • шлюп – используется два паруса, обеспечивает хорошую скорость и управляемость судном.

• иол – есть бизань-мачта и парус. Парус в этом случае нужен для центровки, в создании тяги почти не учувствует; • кэч – используется для плавсредств парусностью больше 120 кв.м, так что устанавливается только на яхтах.

ЭКСПЛУАТАЦИЯ, УХОД, РЕМОНТ, ХРАНЕНИЕ.

Постоянно нужно следить за креплением элементов вооружения – затяжкой гаек, узлами на шкертах (веревках) и т.д. Швы парусов необходимо периодически осматривать, при разрушении ремонтировать лавсановыми или капроновыми нитками (повреждения лучше устранять в начальной стадии). На снастях быстрее всего изнашиваются коренные концы фалов (место крепления к узлам паруса). При заметном износе этого места фал можно закрепить другим (ходовым) концом.

Разборка парусного вооружения проводится в порядке обратном сборке. Мелкие детали складываются в пластиковый пакет. Места соединения элементов вооружения тщательно очищают от грязи и песка, влажные снасти и другие принадлежности из ткани и пленки перед укладкой просушивают. Паруса складывают «гармошкой» вдоль нижней шкаторины (ширина «складки» -300…500 мм), затем получившуюся полосу – в перпендикулярном направлении. Снасти сматывают в бухты.

Хранить парусное вооружение следует в сухом закрытом помещении при температуре не ниже +2 °C.

Источник

Оцените статью
Своими руками