Лодка налим своими руками

Налим / Д. Антонов

Мотолодка с обводами дори

Длина общая 4.64 м
Ширина 1.7 м
Высота борта 0.47 м
Вместимость 4
Вес 100 кг
Мощность двигателя 8-25
Конструкция корпуса Фанера (по набору)
сравнить

Описание:

В последние годы начинающие водномоторники, как правило, сначала приобретают наиболее дешёвые лодки и моторы малой мощности, затем уже, «войдя во вкус», они заменяют их на самый популярный быстроходный вариант — дюралевую лодку заводской постройки и 30-сильный «Вихрь».

Человеку, построившему «Налим», не нужно спешить с заменой лодки, даже если он приобретет «Вихрь-30». Эта лодка одинаково хороша в широком диапазоне скоростей и, соответственно, мощностей используемых моторов. Строить это судно мы рекомендуем каждому, кто впервые приобщается к увлекательному ремеслу судостроителя и моряка (или речника, если плавать на «Налиме» предполагается по внутренним водным путям). Конструкция этой лодки проста; построить ее может каждый, имеющий навыки работы со столярным инструментом. «Налим» не обременяет своего владельца и заботами о стоянке. Достаточно вытащить лодку на берег и перевернуть вверх днищем—так, как это делали и делают до сих пор с лодками народной постройки во многих местностях нашей страны.

Корпус «Налима» разработан на основе обводов мореходных рыболовный лодок дори. Лодка имеет характерные для дори черты: узкое плоское днище, борта с большим развалом наружу, наклонный форштевень. Чтобы можно было развить высокую скорость с подвесным мотором максимальной мощности (под 23-сильным мотором — до 40 км/ч), кормовая часть лодки сделана не сужающейся, как на традиционной дори, а такой же широкой, как на миделе. Днище в корме горизонтально, что обеспечивает достаточный погруженный в воду объем корпуса у транца и препятствует возникновению чрезмерного ходового дифферента на корму.

Дополнительным средством уменьшения ходового дифферента служат небольшие клиновые накладки, которые закреплены на днище по обе стороны от киля. Клинья, располагаясь под несколько большим углом атаки к встречному потоку воды, чем днище, способствуют повышению гидродинамического давления в корме, которое «прижимает» нос лодки к поверхности воды. Особенно целесообразны клинья при плавании с большой нагрузкой — в переходном к глиссированию режиме, когда благодаря уменьшению ходового дифферента удается повысить скорость на 15—20% и в то же время сократить расход горючего.

Еще одно отличие лодки от «настоящей» дори — это брызгоотбойники, закрепленные по всей длине наклонных бортов. Они отсекают поднимающиеся вверх потоки воды от бортов (в частности, при крутых поворотах, когда лодка получает крен), отбрасывают вниз брызги при плавании на волнении. Все это позволяет развить достаточно высокую скорость благодаря уменьшению поверхности корпуса, смачиваемой на ходу.

Разумеется, при высоте волны 0,3 м и более водителю «Налима» придется снижать скорость — дает себя знать плоское днище. Однако благодаря сравнительно небольшой ширине (900 мм на миделе) сила ударов днища о волну несколько меньше, чем, скажем, на старой «Казанке». Кстати, «Налим» имеет такую же длину, как и эта популярная лодка, а ширину днища даже на 200 мм меньше. Однако, если сравнивать безопасность использования и, в первую очередь, остойчивость этих лодок, то «Налим» благодаря расширяющимся в надводной части бортам имеет значительные преимущества: при крене ширина лодки по ватерлинии мгновенно увеличивается, создавая большой восстанавливающий момент. Да и общая ширина «Налима» почти на полметра больше, чем «Казанки».

Планировка лодки проста и позволяет свободно перемещаться по всей ее длине — от транца до форштевня, что делает «Налим» особенно удобным для рыболовов. При необходимости в лодке можно устроиться на ночлег. Под носовой банкой-сиденьем можно хранить черпак, швартовный конец и другие мелкие предметы снабжения.

Некоторым недостатком конструкции является отсутствие в корме водонепроницаемой выгородки или переборки, ограждающей вырез в транце для подвесного мотора. В случае вынужденного ремонта мотора на плаву надводный борт на транце оказывается близким к опасному пределу, а на стоянке у берега, когда лодка носом вытащена на берег, через транец может перехлестнуть волна от проходящего мимо судна. Однако, если всегда помнить об этом недостатке, то риск заливания корпуса через транец оказывается невелик; зато он окупается простотой постройки лодки Для обеспечения же аварийной непотопляемости под бортовыми сиденьями достаточно закрепить около 30 дм3 пенопласта с закрытыми порами, который вместе с плавучестью материала корпуса будет поддерживать залитую водой лодку с мотором на плаву.

Читайте также:  Поделка грибочки своими руками для детского сада

При рыбной ловле, проходе акватории лодочной стоянки и при неисправности мотора можно использовать обычные распашные весла длиной по 2—2,2 м. Гребец располагается на носовом сиденье — единственной поперечной банке в лодке; при этом транец приподнимается, корпус меньше «тянет» за собой воду. Размеры весел нужно подогнать так, чтобы концы рукояток почти сходились вместе (размер от конца рукоятки до упорного буртика на весле должен быть около 550 мм).

Источник

Модифицированный «Налим» Курбатова.

#51 navigator775

  • Основной экипаж
  • 91 сообщений
    • Из: Холмск
    • Судно: мотолодка
    • Название: Дрескомб

    Борта обшиты полностью. Ура.

    борта2.jpg

    Если будет мощный мотор — транец попрочнее надо делать как в проекте или толще.

    #52 catsail

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • 151 сообщений
    • Из: нижний новгород
    • Судно: Bavaria Cruiser 32
    • Название: Nicola Winter’s

    Видимо клинья точно сразу надо делать. По эксплуатации — это реки Дон, Воронеж, может быть Волга. Движок похоже брать надо все же 18-сильный. А коли в будущем случится построить что-то поболее, да и с каютой, то тогда и с мотором под новую лодку определяться.

    #53 vlad73

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • 277 сообщений
    • Из: Шарья
    • Судно: Бриз-15

    Коллеги, лодку Налим изначально сравнивали с Казанкой, видать из-за размеров. Просьба к владельцам Налимов прокоментировать это, ну там скорость-мореходность, ход под веслами и т.д.

    #54 catsail

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • 151 сообщений
    • Из: нижний новгород
    • Судно: Bavaria Cruiser 32
    • Название: Nicola Winter’s

    Коллеги, лодку Налим изначально сравнивали с Казанкой, видать из-за размеров. Просьба к владельцам Налимов прокоментировать это, ну там скорость-мореходность, ход под веслами и т.д.

    #55 navigator775

  • Основной экипаж
  • 91 сообщений
    • Из: Холмск
    • Судно: мотолодка
    • Название: Дрескомб

    Похожа на казанку ( у меня была когда-то) и под мотором и на веслах. Но в разы остойчивее, хотя на малые углы кренится охотно, днище узкое. По большой волне не ходил, до 0,3 метра терпимо, кильватерные волны преодолевает нормально, но скорость надо слегка сбрасывать. Эксплуатирую на Волге около Нижнего, акватория приличная, но уверенность в лодке есть, если не терять голову, конечно. Еще один бонус, если поставить 10 сильный мотор не надо регистрировать. Главное достоинство — простота изготовления.

    Сам на Казанке не ходил, но видел, что сосед по стоянке может на ней стоя рыбачить-закидывать блесну. На Налиме стоишь с опаской. Валит со стороны в сторону, но до определенного угла, затем крен притормаживается. Пробовал в воде переворачивать лодку — не сразу получилось.

    #56 catsail

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • 151 сообщений
    • Из: нижний новгород
    • Судно: Bavaria Cruiser 32
    • Название: Nicola Winter’s

    Сам на Казанке не ходил, но видел, что сосед по стоянке может на ней стоя рыбачить-закидывать блесну. На Налиме стоишь с опаской. Валит со стороны в сторону, но до определенного угла, затем крен притормаживается. Пробовал в воде переворачивать лодку — не сразу получилось.

    #57 daniloff evgenij

  • Инженер
  • 1 751 сообщений
    • Из: Сталинград
    • Судно: три моторные+гребная
    • Название: Бесёнок и другие

    Я неделю назад «налим» спустил на воду. . Мотор хонда-20. Вес килограмм 150. Но именно это изменило поведение лодки. Никаких свечек нет в помине. Конечно в скорости проигрываю. Вдвоем с сыном, он у меня под два метра и весит 125 кг и я 110, скорость 34 км/ч, один я 39км/ч. Втроем с еще таким же дялей скорость 24. Но рыбачим мы вдвоем, лодка делалась для рыбалки, поэтому все устраивает. Лодка простая, делал в перерывах работы над основным проектом, семиметровом иолом. Может этот опыт на Вашу лодку переносить нельзя, Ваша явно легче, но попробуйте переместить все тяжелое в нос, может и не нужны будут накладки. Удачи.

    Читайте также:  Направляющая для заточки ножей своими руками

    Попробуйте походить с винтами меньшего шага. У меня на «Сармате» с тем же мотором имеются винты от ф. Solas (Тайвань) с шагами 9″ и 11″ (дюймов); штатный винт четырёхлопастный с шагом 10″.

    С грузовым винтом 9″ «Сармат» глиссирует на скорости 30. 32 км/ч с четырьмя людьми в среднем по 85 кгс . Вес лодки с мотором и снабжением 215 кгс (писал ранее в теме про трейлерную лодку).

    Посмотрите каталог винтов ф. Solas, там предлагаются винты и меньшего шага для Honda BF20. Полагаю, восьмидюймовый вытянет ваш «Налим» с максимальной разрешённой нагрузкой и при этом позволит поднять обороты, т.е. эффективнее использовать двадцать заявленных лошадок.

    #58 catsail

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • 151 сообщений
    • Из: нижний новгород
    • Судно: Bavaria Cruiser 32
    • Название: Nicola Winter’s

    Приветствую.
    Попробуйте походить с винтами меньшего шага. У меня на «Сармате» с тем же мотором имеются винты от ф. Solas (Тайвань) с шагами 9″ и 11″ (дюймов); штатный винт четырёхлопастный с шагом 10″.
    С грузовым винтом 9″ «Сармат» глиссирует на скорости 30. 32 км/ч с четырьмя людьми в среднем по 85 кгс . Вес лодки с мотором и снабжением 215 кгс (писал ранее в теме про трейлерную лодку).
    Посмотрите каталог винтов ф. Solas, там предлагаются винты и меньшего шага для Honda BF20. Полагаю, восьмидюймовый вытянет ваш «Налим» с максимальной разрешённой нагрузкой и при этом позволит поднять обороты, т.е. эффективнее использовать двадцать заявленных лошадок.
    Я пробовал с винтом 7 дюймов, мотор явно перекручивает, звенит. А так меня скорость устраивает, ездить то недалеко, максимум 10 км.
    С уважением, Евгений Чего то я не так запостил, как поправить не знаю
    С уважением — Е.Д.

    Сообщение отредактировал catsail: 28 июля 2014 — 14:30

    #59 daniloff evgenij

  • Инженер
  • 1 751 сообщений
    • Из: Сталинград
    • Судно: три моторные+гребная
    • Название: Бесёнок и другие

    Я пробовал с винтом 7 дюймов, мотор явно перекручивает, звенит. А так меня скорость устраивает, ездить то недалеко, максимум 10 км.

    С уважением, Евгений Чего то я не так запостил, как поправить не знаю
    С уважением — Е.Д.

    Поставьте тахометр. Хонда-BF20 имеет электронный ограничитель, настроенный примерно на 6000. 6300 об/мин. Если у вас втроём будет на максимально открытом дросселе (полный газ) чуть поменьше 5600. 5900 с винтом какого-то конкретного шага, то это и будет ваш грузовой винт. Ещё раз: по-моему шаг 8″, ну 9″. Вдвоём — наверное штатный винт — нормальный скоростной.

    Для большего гидродинамического качества вашего комплекса «корпус-мотор-нагрузка» в целом требуется изменить обводы; скорее всего — увеличить ширину днища на транце.

    Ещё возможная причина — малый угол атаки днища, слишком носовая центровка. Пробуйте разные варианты, тоже может дать положительный эффект.

    Мне так кажется.

    А в дальнейшем, нажав кнопочки для ответа «Цитата» и «Ответить», курсор для печати ставьте под выделенной цитатой в вашем ответе. И вся премудрость.

    Сообщение отредактировал daniloff evgenij: 28 июля 2014 — 14:59

    #60 sergei36

  • Капитан
  • 1 030 сообщений
    • Из: Воронеж
    • Судно: Джек Шпротт, Скифф

    Если будет мощный мотор — транец попрочнее надо делать как в проекте или толще.

    уже сделал. сразу когда вырезал транец из фанеры сделал только обвязку из реек, а внутри не зашил — хотел побыстрее начать сборку лодку.

    #61 savvana

  • Капитан
  • 1 232 сообщений
    • Из: Москва

    #62 navigator775

  • Основной экипаж
  • 91 сообщений
    • Из: Холмск
    • Судно: мотолодка
    • Название: Дрескомб
    Читайте также:  Перегородка гипсокартон своими руками санузел

    привальные брусья по уму надо было до обшивки бортов ставить.

    и с обратной стороны верхнего привального бруса стрингер из тонкой и широкой рейки воткнуть.

    #63 daniloff evgenij

  • Инженер
  • 1 751 сообщений
    • Из: Сталинград
    • Судно: три моторные+гребная
    • Название: Бесёнок и другие

    И транец непременно усилить кницами или настилом кормовой банки. Сами посчитаете прочность его под мотором от 10 до 20 л.с.

    Просто фанерка с дощечками не пойдёт, опасно. Надо бы второй слой фанеры по контуру обрешётки.

    Сообщение отредактировал daniloff evgenij: 28 июля 2014 — 22:17

    #64 sergei36

  • Капитан
  • 1 030 сообщений
    • Из: Воронеж
    • Судно: Джек Шпротт, Скифф

    привальные брусья по уму надо было до обшивки бортов ставить.

    и с обратной стороны верхнего привального бруса стрингер из тонкой и широкой рейки воткнуть.

    это оно наверное правильно. в книжке же Курбатова нарисовано имеено так. Шпангоуты, скуловой стрингер, обшивка, а привальный брус снаружи обшивки. может быть изнутри на подкладках еще пущу по верхнему краю рейку 20х45 (наверняка есть какое-то название для этого — не знаю). пока не решил, что посоветуете ?

    #65 sergei36

  • Капитан
  • 1 030 сообщений
    • Из: Воронеж
    • Судно: Джек Шпротт, Скифф

    И транец непременно усилить кницами или настилом кормовой банки. Сами посчитаете прочность его под мотором от 10 до 20 л.с.

    Просто фанерка с дощечками не пойдёт, опасно. Надо бы второй слой фанеры по контуру обрешётки.

    в проекте книц не было. для задних банок между транцем и 4-ым шпангоутом будут рейки ставится, а на них уже будет настил банки — фанера ставится. Что вы имели в виду «второй слой фанеры» ? На транце ? или весь корпус ?

    #66 sergei36

  • Капитан
  • 1 030 сообщений
    • Из: Воронеж
    • Судно: Джек Шпротт, Скифф

    и с обратной стороны верхнего привального бруса стрингер из тонкой и широкой рейки воткнуть.

    Сейчас еще посмотрел фото вашей лодки — вы делали также как в книжке — привальный брус снаружи обшивки. Что показывает опыт эксплуатации — такая конструкция недостаточно прочная? Надо усиливать ?

    #67 daniloff evgenij

  • Инженер
  • 1 751 сообщений
    • Из: Сталинград
    • Судно: три моторные+гребная
    • Название: Бесёнок и другие

    . Что вы имели в виду «второй слой фанеры» ? На транце ? или весь корпус ?

    Я имею ввиду, что транец хорошо бы делать трёхслойным, т.е. дощечки (рейки) вклеены между двумя слоями фанеры. Её внутренний слой может быть лишь по контуру реек обвязки, но и в этом случае в итоге тренец становится прочным и жёстким, т.е. малодеформируемым нагрузками от упора винта и от крепления подвесного мотора, или от пера руля. А уж подкреплённый кормовой банкой — тем паче. Ферма коробчатая!

    #68 sergei36

  • Капитан
  • 1 030 сообщений
    • Из: Воронеж
    • Судно: Джек Шпротт, Скифф

    Теперь понятно. Я планировал внутри фанеру пустить не на весь транец, а там где мотор будет вешаться.

    #69 navigator775

  • Основной экипаж
  • 91 сообщений
    • Из: Холмск
    • Судно: мотолодка
    • Название: Дрескомб

    Сейчас еще посмотрел фото вашей лодки — вы делали также как в книжке — привальный брус снаружи обшивки. Что показывает опыт эксплуатации — такая конструкция недостаточно прочная? Надо усиливать ?

    Да в проекте этого нет. Но я бы так сделал если еще одну лодку начал строить. Если хранить лодку на берегу, то надо постоянно ее переворачивать — идет нагрузка всем весом лодки на борт через который переворачиваешь. На второй сезон привальный брус уже начал трескаться.

    #70 savvana

  • Капитан
  • 1 232 сообщений
    • Из: Москва

    Маленькое дополнение к теме.
    Может кому и пригодится.
    Как я уже говорил, центровка у лодки получилась не самая лучшая.

    В корме и водятел и бензуса 60 л и АКБ.

    А подпорный клин, как предусмотрено проектом, я делать не стал.
    Так что лодка норовила задрать нос в небо. Особенно когда ехал 1 человек.
    Коллега jeeet посоветовал поставить накладки на скулу и транец.
    Вот такие.

    Источник

    Оцените статью
    Своими руками