Лодка хариус своими руками

Простая гребная лодка из дюралюминия «Хариус»

Если разговор заходит о простейших гребных лодках по образцу дори или джонбота, которые можно было бы построить за считанные дни с привлечением минимальных средств, то обычно подразумевается использование в качестве материала корпуса фанеры на деревянном наборе с металлическим крепежом или креплением «мокрым угольником». Однако многие судостроители-любители предпочли бы иметь более легкую лодку из износостойкого алюминиевого сплава.

Основные данные лодки «Хариус»

Длина наибольшая, м 4.45
Ширина наибольшая, м 1.37
Ширина по КВЛ, м 1.0
Осадка по КВЛ. м 0.15
Высота борта на миделе, м 0.48
Допустимая нагрузка, чел. 4

Можно ли построить тот же 4.3-метровый «Хариус» из легкого сплава, не связываясь с аргоно-дуговой сваркой или традиционной холодной клепкой сплошными заклепками, т.е. процессом, требующим некоторого навыка и довольно больших трудозатрат, не говоря уже о сложном оборудовании для сварки?

Наш давний читатель из Петербурга Виктор Теплых (инженер-кораблестроитель по образованию) решил построить своему отцу именно такую простую лодку для выходов в Неву и Ладогу под веслами и маломощным мотором. Материал — дюралюминий Д16 в листах 1×2 м толщиной чуть более 1 мм — лежал без движения в их сарае еще со старых времен, когда он стоил копейки. Грех было не пустить в дело этот «стратегический запас». Кроме того, выбор такого материала был продиктован необходимостью уменьшить вес лодки килограммов на 30-35, так как требовалось полностью вытаскивать лодку на берег после каждого выхода, а проделывать это всякий раз в одиночку нелегко, особенно если судовладелец уже немолод.

За основу был взят проект «Хариус» Д. А. Курбатова, опубликованный в №144 «КиЯ» в 1990 г.; эта лодка, имитирующая упрощенными формами знаменитый «фофан», но конструктивно более близкая к килеватой дори с узкой транцевой кормой. Там приведены полные рабочие чертежи, включая развертки обшивки (правда, не металлической, а фанерной).

В отличие от оригинального проекта, вместо носовой банки Виктор предусмотрел сплошную палубу от форштевня до шпангоута «А», благодаря чему получился отсек для сухого багажа.

Переход на дюралевый лист потребовал переработки основных конструктивных узлов, добавления отгибаемых полок (фланцев шириной 40 мм) по кромкам шпангоутов, использования распространенного алюминиевого профиля — прямоугольная труба — для усиления верхних кромок бортов и угольника — под банками. Кроме того, за счет отказа от широкого (до 100 мм в верхней части) форштевня длина остроносой лодки увеличилась примерно на 150 мм, и это необходимо учесть при раскрое материала. В остальном можно использовать развертки листов, приведенные в «КиЯ» №144, давая соответствующий припуск в нос и по одной из кромок каждого паза.

Для ускорения работ Виктор воспользовался широко распространенной технологией соединения деталей «вытяжными» алюминиевыми заклепками 4×8 мм; инструмент для их применения продается во многих строительных магазинах. Главное достоинство вытяжных заклепок — возможность работы в одиночку. Несколько пониженная, по сравнению с обычными заклепками, прочность соединения в данном случае была несущественной платой за получаемые преимущества.

Каждый шов соединений деталей перед сборкой промазывался сантехническим силиконовым герметиком. Небольшое отверстие, остающееся в такой натяжной заклепке после обрыва вытяжного штока, тоже заклеивалось. Заранее скажем, что сомнения в недостаточной надежности подобного крепежа оказались малообоснованными — лодка на ходу уже два сезона, и когда однажды обнаружилась течь, то, как оказалось, она появилась из-за недостаточно тщательного уплотнения шва герметиком.

Из наиболее важных инструментов потребовались электролобзик для резки листа, дрель и отрезная дисковая машинка.

Для получения достаточной длины заготовок поясьев обшивки листы дюралюминия пришлось стыковать на подкладных планках из того же материала, причем для обеспечения большей прочности этого ответственного узла он выполнялся двухрядным шахматным швом обычными (невытяжными) заклепками.

Технология стапельной сборки корпуса мало отличалась от традиционной. Шпангоуты А-Г с отогнутыми полками выставлялись вверх килем на стапеле, образованном двумя ровными деревянными брусьями. Входящий в их прорези киль состоял из трех частей: пары носовых накладок, вырезанных из листа с симметрично отогнутыми полками, и приклепанной к ним кормовой части из покупного таврового профиля. Стык с перекроем порядка 200 мм был расположен в районе шпангоута В. Листы обшивки приклепывались с шагом около 50 мм к полкам шпангоутов через слой герметика. Пазы листов обшивки по килю и скулам закрывались отрезками уголкового профиля, согнутого из полос того же листа по месту. На кормовую часть киля крепился плавник, образованный П-образной накладкой на киль и прямоугольным профилем, соединенными плоскими боковинами.

Наибольшую сложность представило сведение деталей обшивки воедино в носу; при клепке приходилось в одиночку удерживать вместе весь «пакет» деталей обшивки и киля.

Корпус приобрел достаточную жесткость после установки привального бруса, согнутого «на колене» из прямоугольной в сечении алюминиевой трубы, монтажа носовой палубы и установки транцевых книц после снятия корпуса со стапеля. Кроме того, для увеличения жесткости обшивки в промежутках между основными шпангоутами были добавлены три легких дополнительных из уголкового профиля 25×25.

Транец был подкреплен закладной доской из бакелизированной фанеры во всю ширину, из нее же изготовлена накладка под струбцины мотора с наружной стороны транца.

Требуемый стандартом запас плавучести образован заполнением пространства под пайолами и под кормовой банкой кусками пенопласта, склеенными полиуретановой монтажной пеной. Приклейка пайолов пеной придает дополнительную жесткость днищевой обшивке; кроме того, корпус перестает «греметь» от ударов волны.

На привальный брус болтами крепятся алюминиевые подуключины, которые можно купить в магазинах морских товаров. Весла длиной 2400 мм можно сделать по чертежу, приведенному на стр. 67 упомянутого номера.

Корпус прогрунтован грунтом ВЛ и покрашен обычной пентафталевой эмалью для наружных работ.

Времени на постройку лодки потребовалось всего три недели, но Виктор считает, что можно было бы сделать ее и быстрее. Денежные затраты составили порядка 7500 руб., хотя здесь учтена «старая» стоимость дюралевого листа; сейчас она примерно вдвое выше.

Читайте также:  Крепление для видеокамеры своими руками

Готовый корпус получился легким — примерно 50-60 кг; во всяком случае, один человек без особого труда справляется с ним. Лодка на воде продемонстрировала легкий ход под веслами и под мотором; она не забрызгивается даже в 2-балльную волну. Единственный минус — для установленного 4-сильного мотора конструкция транца оказалась недостаточно жесткой, надо увеличить его толщину и ограничить мощность двумя силами, тем более что ходить приходилось «вполгаза» из-за сугубо водоизмещающей формы лодки.

Добавим к сказанному, что «быстрая» технология постройки лодок настолько заинтересовала соседей по стоянке, что Виктор начал получать от них заказы.

Примечание редакции: Для повышения надежности швов стоит вместо силиконового применить конструкционный полиуретановый герметик, тем более, что его можно потом красить. Пену также желательно использовать не монтажную, а морскую двухкомпонентную (хотя, если лодка значительную часть времени проводит на берегу, это непринципиально).

Источник

Гребная лодка фофан — проект самодельной гребной лодки

«Хариус» — фофан из фанеры

Публикуемые чертежи и проект простой по конструкции гребной лодки фофан, рассчитанной на греблю двумя парами распашных весел и вместимость 4 человека, должны восполнить пробел в ряду малых судов, рекомендуемых для самостоятельной постройки.

Незаслуженно забытым оказался класс прогулочных гребных лодок, ранее бывший столь популярным в крупных речных и приморских городах. Сотни таких лодок деревянной конструкции строились на небольших местных верфях и поступали в торговую сеть и на лодочные прокатные станции. В Ленинграде, например, в погожие летние вечера Фонтанка, Нева, устья других рек еще в 50-х годах буквально кишели «фофанами», на которых горожане устремлялись на воду подышать чистым речным воздухом, посидеть с удочкой на глади залива или выкупаться в теплой воде мелководного Лахтинского разлива.

Со временем сокращалась, а затем и совсем прекратилась серийная постройка деревянных лодок (говорят, что хороший «шлюпочник» — тонкие доски, имеющие минимум дефектов, — стал дефицитным, да и для верфей столь дешевая продукция стала невыгодной), утратила свою чистоту вода рек и заливов близ больших городов — теперь, чтобы выкупаться и приятно провести время на берегу, нужно отъехать от города на 50 и более километров. Может быть, поэтому стали столь редкими здесь гребные лодки и шлюпки, уступив свои позиции быстроходным моторным лодкам.

А между тем, отсутствие полноценной замены «фофана» в ассортименте поступающих в торговую сеть лодок с каждым годом ощущается все более остро. Вместительные гребные лодки необходимы жителем поселков, расположившихся на берегах озер и небольших рек; без такой лодки становится неполноценным отдых горожан — владельцев садовых участков и дач, если рядом, по крайней мере, протекает речка с глубиной около полуметра. Гребные лодки нужны базам отдыха, туристским базам и пунктам проката на излюбленных рыболовами-любителями озерах. Именно для этого довольно широкого круга лиц, предпочитающих отдых на экологически чистых акваториях, и предназначен проект «Хариуса» — упрощенного варианта лодки «фофан».

Основные данные гребных лодок «Хариус» и типа «Фофан»
«Хариус» «Фофан»
Длина наибольшая, м 4,30 4,37
Длина по КВЛ, м 4,01 3,61
Ширина наибольшая, м 1,37 1,43
Ширина по КВЛ, м 1,00 1,09
Высота борта на миделе, м 0,48 0,48
Водоизмещение по КВЛ, м³ 0,24 0,16
Масса корпуса, кг 90 75
Допустимая нагрузка, чел. 4 5
Примечание: КВЛ — конструктивная ватерлиния для обеих лодок при осадке 0,15 м

Обе лодки имеют одинаковые главные размерения и, хотя существенно различаются по обводам корпуса, практически идентичные ходовые качества, остойчивость и всхожесть на волну. Обводы «Хариуса» больше напоминают другую гребную лодку, в прошлом широко использовавшуюся для прибрежного морского рыболовного промысла, — дори. От дори предлагаемая лодка отличается меньшим наклоном форштевня и транца, большей длиной по килю, килеватым и более широким днищем.

Схема обводов корпуса гребной лодки фофан


увеличить, 1665х516, 90 КБ

Конструкция корпуса предусматривает его постройку по упрощенной технологии из сравнительно узких полос фанеры, которые можно приобрести в магазинах «Умелые руки» или на мебельных предприятиях в виде отходов. Соединение отдельных поясьев по пазам предусмотрено на проволочных скрепках с последующей обклейкой пазов снаружи и изнутри лентами стеклоткани на связующем на основе полиэфирных или эпоксидных смол.

Конструкция корпуса лодки


увеличить, 2437х1613, 503 КБ

увеличить, 1725х844, 227 КБ
1 — транец, фанера δ=8; 2 — планширь 6х30; 3 — обвязка транца 22х40; 4 — кормовая банка, фанера δ=6—8; 5 — пенопласт ПСБ, ПС-4, δ=100; 6 — обшивка борта, фанера δ=8; при оклейке корпуса стеклотканью в два слоя допускается применить фанеру δ=6; 7 — шпангоут Г; 8 — подушка подуключииы 15х75х160; 9 — подуключииа; 10 — шпангоут В; 11 — гребная банка 20х200; 12 — шпангоут В; 13 — опорный брусок; 14 — шпангоут Л; 15 — носовая банка, δ= 6—8; 16 — носовой рым; 17 — форштевень δ=35; 18 — основание форштевня, фанера δ=8—12; 19 — защитная полоса, сталь 2,5х20; 20 — брештук, фанера δ=6—8; 21 — опорная рейка 20х25; 22 — пайолы, фанера δ=6—8; 23 — промежуточный флор δ=22; 24 — обшивка скулы, δ=8 (см. п. 6); 25 — обшивка днища δ=8 (см. п. 6); 26 — опорный брусок пайола δ=22; 27 — вертушка — стопор для крепления пайола; 28 — рейка 15х30; 29 — кннца, фанера δ=6—8; 30 — кормовой рым; 31 — плавник 30х140х1200; 32 — нижняя часть транца, δ=8; 33 — привальный брус, 22х45; 34 — планширь 6х30, ясень или дуб; 35 — гвоздь 2,5х25, медь; 36 — шуруп 4х30; 37 — проволочная скрепка Ø1,5—2; 38 — оклейка стеклопластиком; 39 — шуруп 5х40; 40 — заполнитель шпангоута, сосна; 41 — фанеровка δ=3—4; 42 — шуруп 2,5х12; 43 — брусок форштевня; 44 — накладка форштевня, дуб; 45 — винт М6х60; 46 — гвоздь-заклепка, Ø4, медь; 47 — обвязка транца 22х40; 48 — вырез под ПМ «Салют».

В случае проблем с приобретением этих материалов соединение кромок листов наружной обшивки придется осуществлять на продольных стрингерах и киле, а сборку корпуса вести традиционным способом — с установкой шпангоутов, транца и форштевня на стапеле, как это описывается в 3-ем издании книги «15 проектов судов для любительской постройки» («Судостроение», 1985 г.). В этой же книге можно найти рекомендации по изготовлению деталей корпуса, его оклейке стеклотканью и окраске.

Читайте также:  Обд крутилка своими руками

При отсутствии фанеры корпус можно обшить досками толщиной 10—12 мм, но в этом случае для обеспечения надежной связи между отдельными поясьями на днище и по скуловому поясу нужно будет поставить между основными шпангоутами рейки через 200—250 мм. Если этого не сделать, то лодка будет течь по пазам, причем не спасет никакая конопатка.

Сборке корпуса лодки должен предшествовать довольно трудоемкий заготовительный период, во время которого нужно не только приобрести все необходимые материалы, но и соединить листы обшивки до нужной длины и выкроить их по приводимым на чертежах размерам. Для обшивки желательно приобрести пятислойную (авиационную) водостойкую фанеру толщиной 6—8 мм.

Вырезав полосы нужной ширины, их соединяют «на ус» при помощи эпоксидного либо другого водостойкого клея. Приемы выполнения этой работы подробно описаны в «15 проектах», а длина «заусовки» должна составлять около 15 толщин фанеры, т. е. 100—120 мм. На склеенных заготовках при помощи туго натянутой намеленной нитки отбивают контрольную прямую линию, на которой размечают величину так называемой «растянутой» шпации между теоретическими шпангоутами и восстанавливают в этих точках перпендикуляры к контрольной линии. На перпендикулярах откладывают вверх и вниз от контрольной линии ширину пояса обшивки, затем приложив к отмеченным точкам гибкую длинную рейку, очерчивают лекальные кромки листов.

Разметку рекомендуется делать на внутренней поверхности листов обшивки — в таком случае легче контролировать правильность сборки листов относительно друг друга, совмещая линии соответствующих шпангоутов. Расстояние между теоретическими шпангоутами принято равным 500 мм, но вследствие изгиба листов на их развертке длина отдельных шпаций увеличивается, как показано на чертеже.

Шпангоуты и развертка листов наружной обшивки

увеличить, 2485х1612, 355 КБ

Разметив какой-либо лист, его накладывают на заготовку такого же листа противоположного борта, скрепляют обе заготовки двумя-четырьмя гвоздиками, затем обрезают по контуру за один проход. При заготовке листов наиболее качественную сторону фанеры нужно располагать наружу корпуса. По криволинейным кромкам листов необходимо оставить припуск 4—5 мм на чистовую строжку рубанком; по длине у концов припуск лучше увеличить до 50—80 мм. На каждом листе кроме отметок шпангоутов (теоретических и конструктивных — А, Б, В и Г) необходимо обозначить направление носа или кормы, принадлежность листа правому или левому борту и пометить боковые кромки, например, «к килю», «к скуле 1» и т. п.

Заданная чертежами форма корпуса обеспечивается, помимо выкройки листов обшивки, четырьмя конструктивными шпангоутами, транцем и форштевнем. Их обводы вычерчивают в натуральную величину на листе фанеры или плотной бумаги, причем шпангоуты размечают полностью — на оба борта от ДП. Их рекомендуется выполнить трехслойной конструкции: средний слой набрать из сосновых реек толщиной 18 мм таким образом, чтобы при обрезке по контуру перерезалось бы минимальное число волокон, а наружные слои из 3—4-миллиметровой фанеры приклеить к среднему на водостойком клее. Вырезать шпангоут по контуру следует после полной полимеризации клея. Углы шпангоутов у киля и обеих скул нужно срезать для того, чтобы полосы стеклоткани, наложенные изнутри на соединение листов обшивки по пазам, были непрерывными. Ширина этих вырезов достаточна 60 мм, глубина — 3—4 мм.

С кромок шпангоутов нужно снять малку — сострогать их на угол для плотного прилегания к листам обшивки. При выполнении этой операции нужно быть осторожным, чтобы не отщепить наружные слои фанеровки.

Форштевень можно сделать трехслойным, как и шпангоуты, или же вырезать из 8-миллиметровой фанеры и приклеить к нему щечки из сосновых реек. Обводы двух частей транца вычерчивают на фанере и приклеивают к ним сосновые рейки с таким расчетом, чтобы были закрыты торцы листов наружной обшивки.

Сборку корпуса можно осуществлять на ровном полу или даже на открытой площадке. Хорошее качество сборки будет обеспечено, если изготовить стапельный кильблок, состоящий из трех поперечных лекал, повторяющих обводы шпангоутов А, В и Г, но устанавливаемых снаружи корпуса (следовательно, обводы лекал должны быть больше обводов шпангоутов на толщину наружной обшивки). Важно, чтобы основание всех трех лекал находились в одной горизонтальной плоскости (расположенной, например, на 300 мм ниже основной плоскости теоретического чертежа), а линии ДП — в одной строго вертикальной плоскости. Желательно лекала раскрепить между собой брусками или же временно прибить их к полу.

Сборка корпуса гребной лодки начинается с соединения заготовок днищевых листов по килю. Стыкуемые кромки должны быть простроганы на угол так, чтобы при подтягивании листов к шпангоутам зазор между кромками был минимальным и имел треугольное сечение: образующаяся при этом канавка в пазу позже заполняется связующим с наполнителем — микросферами или древесной мукой. Совместив риски теоретических шпангоутов, размеченные на обоих листах, в их кромках просверливают парные отверстия по диаметру медной проволоки (1,5—2 мм), которая будет использоваться для крепления листов. Центры отверстий должны отстоять от кромки на 5—6 мм, расстояние между скрепками — 150—200 мм.

Способ соединения листов наружной обшивки по пазам

а — обжатие скрепки; б — соединение готово под оклейку стеклотканью изнутри корпуса; в — паз оклеен с внутренней стороны.

П-образные скрепки сгибают из предварительно нарубленных кусков проволоки длиной 100—120 мм и вставляют с внутренней стороны корпуса в отверстия. Затем выступающие снаружи концы скручивают при помощи плоскогубцев до плотного стягивания соединяемых кромок, начиная от середины лодки к ее оконечностям (см. также проекты лодок для постройки методом «сшей и склей»: Мотолодка «Сом», Двухместная рыболовная лодка «Краб» или Лодка из семи деталей). Днище получает килеватость и подъем к оконечностям. Собранную таким образом секцию наружной обшивки укладывают в стапельный кильблок и притягивают листы к лекалам минимальным количеством временных шурупов.

Читайте также:  Построить гнезда для кур несушек своими руками

По разметке на внутренней стороне днищевых листов устанавливают на свои места шпангоуты А, Б, В и Г и форштевень, используя клей и шурупы. При этом проверяется плотность прилегания кромок шпангоутов к обшивке, в случае необходимости их пристрагивают. Шпангоуты придется временно раскрепить в вертикальном положении, используя рейки, упирающиеся в пол или землю. Затем к ним прикладывают один из листов обшивки борта, совмещая имеющуюся на нем разметку со шпангоутами. Сначала лист временно крепят одним гвоздем к среднему шпангоуту В и совмещают теоретическую линию шпангоута А с его кормовой кромкой, следя, чтобы верхняя кромка листа совпала с концом шп. А. В этом положении лист крепят гвоздем к шп. А и подтягивают его, как указано выше, к шп. Г и Б. Аналогичным образом временно устанавливают лист обшивки противоположного борта.

Теперь можно приступать к установке скулового листа обшивки, который сначала временно прикладывают на свое место и причерчивают к кромкам днища и борта. Излишние припуски удаляют, кромки прострагивают до плотного прилегания. Особенно тщательно нужно подогнать носовой конец листа, который крепится к форштевню. Затем сверлят парные отверстия под скрепки в кромках скулового и днищевого листов, смазывают клеем кромки шпангоутов и соответствующие места скулового листа и вновь ставят его на место. С помощью проволочных скрепок кромки скулы и днища плотно стягивают, затем лист крепят к шпангоутам шурупами.

Подобным же образом ставят на место скуловой лист другого борта и приступают к окончательной установке бортовых листов. Когда все скрепки будут туго затянуты, можно поставить на место транец.

Скрепки являются скорее монтажными элементами, чем прочным скреплением обшивки на все время последующей эксплуатации лодки. Основную прочность соединениям придает связующее с наполнителем, которым шпаклюют зазоры по всем кромкам, и стеклопластик, что образуется при наклейке лент из тонкой стеклоткани снаружи и изнутри паза в несколько слоев. Чтобы получился плотный слой стеклопластика без воздушных пузырей и отслаивания от фанеры, необходимо по возможности утопить в древесину проволоку скоб, которая выступает изнутри корпуса в виде «мостиков» над пазом. Сделать это можно при помощи молотка и зубила с притупленной рубящей частью либо другого похожего инструмента; при этом шов получает дополнительное уплотнение. Важно также очистить зону оклеивания от грязи и особенно жира или масла (например, следов олифы).

Начинают оклейку с внутренней стороны паза. Перед приклеиванием первой ленты стеклоткани полезно ограничить ширину смазываемого клеем участка, наложив по обеим сторонам паза липкую ленту. Заранее приготовленное связующее (например, эпоксидная смола 100 вес. ч., полиэтиленполиамин — 10 вес. ч.; дибутилфталат — 15 вес. ч., либо другие компоненты согласно инструкции по использованию имеющейся у строителя лодки смолы) наносится кистью, затем накладывается сухая лента стеклоткани шириной 40—50 мм. При этом ленту нужно просто раскатывать из рулончика, не натягивая. Снаружи стеклоткань простукивают кистью, смоченной связующим, до равномерной пропитки ленты — она при этом становится прозрачной. Воздушные пузырьки воздуха необходимо тщательно удалить, иначе впоследствии они послужат причиной расслоения пластика и фильтрации воды.

Желательно использовать ленту фабричного изготовления — она широко используется для изоляционных работ. Нужно только проверить, чтобы стеклоткань не оказалась пропитанной замасливателем (в таком случае его можно удалить бензином или ацетоном). Если стеклоткань имеет повышенную влажность, придется прокалить ленту в духовке газовой плиты.

Изнутри нужно наложить три—четыре слоя ленты, слегка сдвигая в сторону того или иного борта каждый последующий слой по отношению к предыдущему с тем, чтобы по кромке получился перекрой в 10—15 мм. Если ленту приходится нарезать самому из стеклоткани, верхние слои можно заготовить пошире. Концы отдельных кусков ленты также должны перекрывать друг друга на 15—20 мм.

Когда стеклопластик желатинизируется, можно снять липкую ограничивающую ленту и оставить корпус на сутки до полного затвердевания соединения. После этого откусывают кусачками выступающие снаружи корпуса концы скрепок, запиливают проволоку заподлицо с поверхностью обшивки и подготавливают паз к оклейке снаружи. Разумеется, все щели должны быть тщательно зашпаклеваны связующим с наполнителем. Снаружи достаточно двух или трех слоев стеклоткани.

Снаружи днище рекомендуется оклеить сплошным слоем стеклоткани так, чтобы ее края переходили на скуловой пояс выше ватерлинии. При обработке всех поверхностей, покрытых стеклопластиком, следует помнить, что нельзя допускать снятия слоя смолы и обнажения стеклоткани: в этом случае стеклянные нити будут фильтровать воду по капиллярным каналам между волокнами и кромки фанеры начнут быстро загнивать.

По завершении работы по оформлению пазов верхнюю кромку борта нужно подкрепить наружным привальным брусом из сосновой рейки, а открытый торец фанерной обшивки защитить планширем, желательно из ясеня или дуба, древесина которых имеет красивую текстуру под лаком. К бортам приклеивают опорные бруски для крепления сидений, на днище устанавливают дополнительные флоры под фанерный настил (его можно сделать и из 10-миллиметровых сосновых планок). Обязательной деталью корпуса является плавник, который крепится под днищем в кормовой части: он придает лодке устойчивость на курсе при гребле. При желании «Хариус» можно снабдить навесным рулем, а в транце сделать вырез для установки 2-сильного подвесного мотора.

Весло, уключина и подуключина гребной лодки фофан


увеличить, 2541х882, 213 КБ
1 — весло, лопасть получается путем приклеивания боковых брусков 50х50 к основной заготовке сечением 50х50 мм; 2 — манжета, кожа, полиэтилен или медь; 3 — упорное кольцо; 4 — конец лопасти, оклеить стеклотканью на эпоксидном связующем либо оковать латунью δ=0,4—0,6 мм.

Другими деталями насыщения лодки являются рымы для носового и кормового швартовных концов (их можно вырезать из капронового шнура диаметром 8—10 мм длиной по 6 м), сварные металлические подуключины с уключинами, стальная полоса, защищающая днище и форштевень от истирания при вытаскивании лодки на берег. Весла можно приобрести готовые или же изготовить по приводимому чертежу. Важно, чтобы расстояние от ограничивающего буртика до конца рукоятки весла было бы равно 650—680 мм. Если оно будет меньше, то грести будет тяжело.

Д. Антонов, 1990 г.

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

Источник

Оцените статью
Своими руками