Лодка джек шпрот своими руками чертежи

Тузик «Джек Шпрот»

Джек Холт — английский яхтенный конструктор и владелец фирмы, поставляющей всевозможное оборудование для парусного спорта, начиная от мелких дельных вещей (и одежды яхтсмена) и кончая металлическим рангоутом и парусами для яхт класса «Солинг», получил широкую известность как автор проекта популярного швертбота «Миррор Динги» (описание швертбота см. на этой странице). Свыше 50 тысяч лодок этого класса насчитывается в яхт-клубах Англии и других европейских стран. Одним из секретов широкого распространения швертбота является технологичность конструкции, позволяющая яхтсмену самостоятельно собирать корпус из заготовок; для этого не требуется сооружать стапель и подгонять друг к другу многочисленные детали шпангоутных рамок.

В каталоге продукции фирмы «Джек Холт лимитед» в прошлом году появилась еще одна новинка, в которой идея сборки корпуса из заранее «выкроенных» заготовок с помощью проволочных скрепок и последующей проклейки швов лентами стеклоткани на эпоксидной смоле получила дальнейшее развитие. Речь идет о палубном тузике «Джек Шпрот» для яхт средних размеров. Длина лодки всего 2,29 м; ширина — 1,30 м, но после испытаний на воде она была признана безопасной для переправы с яхты на берег четырех взрослых яхтсменов и двух детей! (Разумеется, подобную нагрузку можно допустить только при спокойной воде.)

«Джек Шпрот» может быть идеальным «динги» для двух рыболовов, промышляющих на реке или в морском заливе недалеко от берега. Лодка остойчива, легка на ходу под веслами, может использоваться с подвесным мотором мощностью до 5 л. с. Ее вес вместе с парой весел не превышает 30 кг, поэтому один человек без больших усилий грузит ее на верхний багажник автомобиля.

Обводы «Шпрота» — плоское дно с острой скулой и носовым транцем — характерны для самых маленьких лодок с фанерной обшивкой.

Схема обводов тузика «Джек Шпрот»

На международном языке яхтенных конструкторов такие суда называются «прэм». А в современном англо-русском словаре это слово имеет два значения: 1) детская коляска; 2) плоскодонное судно. Видимо, сходство с прямоугольным кузовом коляски и послужило охочим до острого словца яхтсменам основой для нового термина. Тем не менее, тупоносые и неуклюжие на первый взгляд тузики получили признание у самых привередливых мореходов. Форма «прэм» позволяет получить широкую ватерлинию большой площади, что играет первостепенную роль в обеспечении необходимой остойчивости и грузоподъемности маленькой лодки. Благодаря тупому носу тузик меньше раскачивается при мощных гребках яхтсмена, легко всплывает на крутую встречную волну, не забрызгиваясь.

По сравнению с классическим «прэмом» тузик Холта имеет два важных усовершенствования. Первое — это увеличивающаяся к носу «килеватость» днища, благодаря чему подводная часть в носу получается более острой и тузик меньше теряет скорость при встрече с волной. Второе — двойная скула: при неполной нагрузке ватерлиния становится уже, скорость лодки повышается.

Фирма предлагает покупателю пять полос 6-миллиметровой фанеры, которые обрезаны по контуру в соответствии с очертаниями поясьев обшивки тузика. В Англии стандартная длина листов водостойкой фанеры — 2,4 м, поэтому их не требуется стыковать по длине. В комплект входят также кормовой и носовой транцы, поперечные банки-сиденья, заготовки планок, наклеиваемых на днище, кницы, буртики, металлический крепеж, эпоксидный клей с отвердителем и ленты стеклоткани. Покупатель самостоятельно просверливает парные отверстия по пазу бортового и скулового поясьев обшивки, пропускает в эти отверстия проволоку и скручивает ее с наружной стороны корпуса. Затем обе бортовины собираются таким же способом с днищем, носовым и кормовым транцами, все пазы и стыки изнутри проклеиваются лентами стеклоткани в 2-3 слоя.

Способ соединения листов обшивки лодки «Джек Шпрот»


а — подготовка кромок к соединению; б — постановка проволочных скрепок; в — проклейка соединения лентами стеклоткани изнутри; г — обклейка соединения снаружи (окончательный вид соединения).

После отверждения стеклопластика можно «откусить» выступающие из корпуса концы проволочных скрепок и проклеить соединение стеклотканью снаружи. Кницы, поперечные банки и пиллерс под средней банкой придают корпусу «Шпрота» окончательную жесткость и форму. Тонкие деревянные планки, наклеиваемые на обшивку изнутри, защищают фанеру от истирания ногами пассажиров. Снаружи крепятся рейки буртиков и киля из твердого дерева.

Читайте также:  Как укрепить садовую тачку своими руками

Конструктор полагает, что благодаря малым габаритам, возможности перевозить лодку на багажнике малолитражки и сравнительно невысокой стоимости (комплект заготовок стоит 50,7 фунта стерлингов) «Джек Шпрот» получит широкое распространение в английских яхт-клубах и среди рыбаков-автолюбителей.

«Катера и яхты», 1975, №03(055).

О самостоятельной постройке тузика «Джек Шпрот» см. здесь и здесь.

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

Источник

Постройка лодки из фанеры.
Лодка из семи деталей

Небольшая статья о тузике «Джек Шпрот» (см. здесь) привлекла внимание нашего коллектива яхтсменов. Лодочка очень понравилась компактностью (2,3х1,3 м), довольно большой вместимостью — на фотоснимке в ней находилось четверо взрослых и двое детей, простотой технологии изготовления.

Мы приняли за основу приведенные в статье габаритные размеры тузика и в течение недели изготовили подобную фанерную лодку.

На постройку лодки пошли листы обычной строительной фанеры толщиной 4 мм, склеенные (применено соединение «на ус») до длины 2400 мм. Из них в соответствии с приводимыми эскизами выкроили заготовки обшивки.

Общий вид лодки (а), раскрой транцев (б), сечение по мидель-шпангоуту (в) и эскиз весла (г)

увеличить, 2028х1153, 254 КБ

Раскрой листов наружной обшивки

увеличить, 1303х993, 120 КБ

Сборка корпуса выглядела так. Уложив на пол заготовку днища и соответствующими кромками к ней — заготовки скуловых поясьев, соединили их вместе. Сначала заготовки соединяются примерно посередине длины лодки при помощи скрепок из медной проволоки диаметром 1,5 мм. Затем, постепенно сближая кромки, последовательно ставятся такие же скрепки в нос и корму по всей длине скулы. В оконечностях форму корпуса задают носовой и кормовой транцы.

Отверстия диаметром 2 мм под скрепки необходимо просверлить заранее с шагом 100—120 мм по линии, отбитой на расстоянии 8—10 мм от обработанной в чистый размер кромки заготовки. Скручивать концы проволоки лучше с наружной стороны корпуса, как показано на эскизе.

Последовательность выполнения соединений по пазам обшивки:
а — постановка скрепок из проволоки и их обжимка; б — паз готов к накладке внутренних лент стеклоткани; в — схема расположения лент в соединении

Подобным же образом к скуловым поясьям обшивки были присоединены и заготовки бортов. Скрепки применялись также для соединения обшивки с транцами.

Затем все соединения были в два-три слоя проклеены изнутри лентами стеклоткани. После полимеризации эпоксидной смолы и удаления концов скрепок, такие же полосы стеклоткани наложили на пазы снаружи корпуса. Когда вставили поперечные банки и носовую кницу (120х120), а по верхним кромкам бортов приклеили привальные брусья, корпус приобрел необходимую жесткость. Днище подкрепили тонкими сосновыми планками, наклеенными на фанеру изнутри.

Как выяснилось, для удобства сборки корпуса подобным методом лучше всего всюду применять фанеру одинаковой толщины, как это и предусмотрено Джеком Холтом — автором тузика. Чтобы повысить влагостойкость и долговечность фанерного корпуса, мы обклеили его снаружи двумя слоями тонкой стеклоткани на эпоксидной смоле. На днище наклеили «фальшкиль» сечением 50х6. В корме поставили небольшой плавничок для повышения устойчивости на курсе. Под банками закрепили блоки из пенопласта. Полный вес лодочки получился равным 35 кг.

Четырехлетняя эксплуатация лодки в качестве бортового тузика на яхте «Витязь» подтвердила его высокие эксплуатационные качества. Вполне успешно он использовался и под мотором «Салют.

Думаем, что несколько уменьшив высоту борта, а, следовательно, и снизив вес (особенно это будет заметно в случае применения водостойкой фанеры), лодку такого типа можно рекомендовать и автомобилистам для перевозки на верхнем багажнике микролитражки.

А. К. Карцев, «Кия», 1979 г.

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

Источник

Sereganike

Тузик Джек-Шпрот

Речь в данной записи пойдет о самодельной 2-3х местной лодке — тузик Джек-Шпрот.
Очень люблю летнюю рыбалку. Но часто чтобы привезти хороший улов требуется лодка.
Покупная лодка ПВХ не устраивала — слишком много мороки с ней — сдувать/надувать, помыть/посушить. Да и цена высокая. Та что под мотор минимум от 12 тыс.р.
Поэтому решил строить сам.
Очень долго думал какую лодку сделать.
Есть опыт постройки 4 метрового швертбота по классической технологии — шпангоуты, стрингера, обшивка 4мм фанера, сверху стеклоткань. Вес порядка 50кг. С парусом.
Есть также у бати маленькая лодка — корпус из тонких реек, обшита тонкой бумагой и стеклотканью по ней на ЭДП. Вес — 8-10кг.
Если первая лодка для одного велика, то вторая годится только для небольших речек и озер.
Итак, требования:
1. Вес до 30кг (у меня вышла 28кг) — чтобы один мог на машину поднимать.
2. Вместимость 2-3 человека. Чтобы семьей плавать.
3. Размеры — чтобы в гараж влезала без проблем.

В итоге выбрал проект тузика Джек-Шпрот.
длина — 2.3м
ширина-1.3м
высота борта — что-то около 0.45м
вместимость 2-3 человека.
время изготовления у меня получилось — 150 человеко/часов.

Читайте также:  Как сделать шумку авто своими руками

Технология изготовления для меня была новая — метод «сшей и склей». Фанера — обычная ФК 4мм 2/3 сорт.
Чертеж взял вот здесь
Фоток во время изготовления почти не делал — из-за суеверия наверное Да и делал очень быстро. Опишу лишь основные этапы.
Этап 1.
1. Купил 4 листа фанеры 1.5*1.5м Склеил их на ус.
2. Чертим и вырезам заготовки — шаблоны. Вырезал ножом. Правда делал без перчаток и натер на ладони мозоль, которая заживала весь оставшийся процесс строительства. Зато вырезал точь-в-точь как надо. Снял малку рубанком. Замечу что на чертеже есть небольшой косяк с размерами — у носа. Сейчас уже не помню что именно — подогнал по месту.
3. Сшил заготовки проволокой 1.5мм. Поставил посередине распорку из бруска. Вот она лодка.
И здесь я сильно усложнил себе жизнь.
Т.к. собирал лодку я в гараже, стояла она у меня на двух табуретках — и показалась мне она Оочень большой, а борта ооочень высокие. Зачем такие, подумал я, парусность над водой большая — ветром будет сдувать. Взял да и срезал все борта на 3см.
4. Проклеиваем все швы эпоксидкой размешанной с опилками фанеры (от шкурки) и с небольшим добавлением талька (детская присыпка). Сразу изнутри кладем три слоя стеклоткани на ЭДП — шириной 50мм, 80мм, 100мм.
5. На следующий день переворачиваем лодку, обрезаем торчащие концы проволоки, проходимся напильником и также клеим три слоя стеклоткани, только уже снаружи.
Все, лодка почти готова (это я так думал.) На этот этап ушло всего 5 дней отпуска.

Этап 2.
На самом деле все сложное было впереди — это отделка. Она заняла много времени и усилий.
1. Вытащил я значит лодку из гаража на солнышко. Глянул — а борта то лучше добавить! Твою ж. дивизию!
Ладно. С бортов и начал. А именно с привального бруса. Привальным брусом я поднял борт на 2см. Но помучился с ним конкретно. На данной лодке привальный брус изгибается в нескольких плоскостях, и изогнуть рейку сечением скажем 40*20 не представляется возможным. Поэтому клеил из 4-х реек 40*5. Такой вот ламинированный привальный брус. Клеил их по очереди, закрепляя саморезами. Это самый сложный этап.
Ничего, результатом вообщем то доволен.
2. Приклеиваем стрингер — на котором крепятся скамейки — его сечение я немного уменьшил по сравнению с чертежом — сделал 30*20. Можно и меньше. Здесь ничего сложного нет. Изгиб небольшой, но все-таки сделал также наборный из двух реек 30*10.
3. Устанавливаем скамейки. Для центральной скамейки использовал две доски толщиной 20мм, склеенные вместе. Для носа и кормы мебельные щиты. Вывод — все скамейки лучше делать из досок, и клеить самому. Щиты слабые — пришлось под всеми скамейками сделать небольшие распорки — иначе прогибались. Теперь на них хоть танцуй.
4. В носу укрепляем транец уголком.
5. Изнутри лодки также приклеиваем небольшой привальный брус — по опыту знаю что чем шире привальник — тем удобнее.
6. Изнутри на днище клеим широкие рейки -слани, они укрепляют дно, по ним будем ходить.

Этап 3. Обклейка корпуса стеклотканью.
1. Стеклоткань куплена 0.2мм. И здесь был «опыт — сын ошибок трудных». Всегда клеил стеклоткань разбавляя ЭДП растворителем. При комнатной температуре все было ок. Но на улице стояла уже неделю дождливая погода, и неизвестно когда она наладится. Все вроде сделал как надо. Но! Добавил в смолу слишком много растворителя — вместо допустимых максимальных 5% — добавил 10%. Итог — смола не застыла. Ни на следующий день, ни через день. Вот это жесть. В инструкции к смоле что нашел в Интернете так и написано — при добавлении в смолу растворителя более 5% она может не застыть.
2. Отдираем старую стеклоткань. Сдираем/счищаем не застывший слой эпоксидки. Ох и неблагодарное это занятие.
3. Клеим по новой. Кладем стеклоткань, подрезаем. В этот раз для разжижения ЭДП нагреваем ее в водяной ванне на плитке.
Выливаем на стеклоткань, и шпателем разгоняем по поверхности. Излишки удаляем. Делать все нужно очень быстро — т.к. нагретая смола очень быстро застывает. Вечер работы и готово.
4. Шкурим. Для обработки шкуркой использовал дешевую виброшлифмашинку. Все бы хорошо, но на сухую шкурить не получается — шкурка сразу забивается. Возможно эпоксидка еще не совсем затвердела. Но я ждать не хотел. И нашел выход. Просто добавляем немного воды на поверхность — и дело пошло как по маслу. Шкурка не забивается, пыль не летит — красота.
5. Выводить поверхность «под ноль» задачи не было. Достаточно что на ощупь поверхность гладкая.
Пропитываем все это тонким слоем ЭДП. Излишки удаляем шпателем.
6. Далее приклеиваем по днищу рейку по которой лодка будет ездить по земле. (уж не помню как она там называется правильно). И заодно небольшой киль сзади на него же. Лодка ведь пузатая — а он послужит для ее курсовой устойчивости.
7. Красим. Изнутри морилкой, лаком паркетным. Снаружи лаком ПФ валиком.

Читайте также:  Короб для удочек своими руками

Этап 4. Изготовление весел.
1. Весла сделал по чертежам, но несколько уменьшил в сечении. По опыту скажу что лучше сделать длиннее — тогда скорость будет больше. И лучше иметь еще простые весла-гребки — для передвижения по зарослям.
2. Уключины и подуключины.
Подуключины — бобышки из березы. Приклееные изнутри лодки, и привинченные болтами М5 к привальному брусу. В них отверстие и вклеена трубка. Подуключин две пары — когда один в лодке — используются центральные. Когда вдвоем — один сидит на корме, другой в носу — для правильной балансировки лодки. Гребет тот кто в носу.
Изготовление уключин: основание — шпилька 10мм в диаметре, к ней приварена изогнутая стальная пластина. Между лепестками пластины — болт. Вот и все

Испытания
Сделал с ней уже десяток выездов. Лодка показала себя с хорошей стороны.
-приноровился грузить на машину и переносить. Все оказалось очень просто: переворачиваем лодку. Поднимаем нос. Подсаживаемся под нее — центральную скамейку на плечи, руки на переднюю. И встаем.
-на воде очень устойчива — можно смело сесть на любой край лодки. Ловить стоя, закидывать стоя фидер, спиннинг. Смело ступать на нее с берега и обратно.
-в сильную волну на ней еще не плавал, но с транцем, по опыту швертбота, это не проблема.
— на веслах ходит быстро, особенно когда один. Этому способствуют обводы корпуса со скулами. Когда нагрузка маленькая — осадка маленькая, и подводная часть корпуса получается довольно узкой — что хорошо сказывается на ходе.
— вдвоем на лодке не мешаешься — как то даже рабочее пространство не пересекается — один в носу, другой в корме. Я как то даже поспать в ней пол часика умудрился когда вдвоем были на рыбалке. Втроем — будет только только.
-за высоким бортом можно спрятаться от сильного ветра — сел на пол и лови.
-есть возможность поставить 2-3-х сильный мотор, укрепив корму.
-многие делают эту лодку под парусом — есть не что иное как «швертбот Краб»
Вообщем то все ожидаемо.

Из минусов:
— гаражное хранение и все что с ним связано — Места много занимает, в город с собой не возьмешь чтобы после работы куда-нибудь съездить.
— на машине до 80км/ч почти незаметно, больше — повышается расход бензина.

По деньгам вышла на 5 тыс.р. Из них 500р — на переклейку стеклоткани. В принципе если рейки выбирать на пилораме, а клей заказать подешевле в интернете — сразу около 3кг — то вышло бы дешевле. Я и дерево и клей (по 200гр) покупал в обычном магазине.
Все рейки/бруски пилил на самодельной циркулярке из дрели.
Кому интересно, информация по этой лодке есть здесь.












P.S.Вот такой получился отчет. Прошло уже некоторое время — эмоции уже устаканились. Надо писать сразу — было бы интереснее

Обновлено 19.11.2013 в 22:42 [ARG:5 UNDEFINED]

Источник

Оцените статью
Своими руками