Лодка автобот своими руками чертежи

Секционная разборная мотолодка «Автобот»

Разборная мотолодка «Автобот» спроектирована с учетом ее транспортировки на крыше легкового автомобиля. Для возможности укладки лодки в небольшой по габаритам пакет ее корпус разделен на три жесткие секции. Соединяются они при помощи болтов через фланцы, которыми служат жесткие шпангоутные рамы (аналогичная конструкция применена на секционных лодках «Малютка»). Водонепроницаемость соединений обеспечивается резиновыми прокладками между фланцами.

Основные данные разборной мотолодки «Автобот»
Длина наибольшая, м 3,50
Ширина наибольшая, м 1,35
Высота борта на миделе, м 0,45
Угол килеватости днища у транца 12,5°
Масса с оборудованием и снабжением, кг 58
Грузоподъемность, кг 225
Пассажировместимость, чел. 3
Допустимая мощность ПМ, кВт (л. с.) 9,2(12,5)
Скорость хода под мотором «Ветерок-12» с полной нагрузкой, км/ч 30
Габариты пакета в сложенном виде, м 1,55х1,35Х0,6

Секционная мотолодка «Автобот» в сборе

Корпус изготовлен из алюминиево-магниевого сплава. Основной метод соединения деталей — аргоно-дуговая и контактная сварка. Для обеспечения жесткости конструкции в обшивке использованы выштамповки — слом на бортах, гофры на днище и т. п.

Поперечный разрез корпуса

Обводы корпуса — упрощенные остроскулые с постоянным углом килеватости днища на двух третьих длины от транца.

Теоретический чертеж моторной лодки «Автобот»


увеличить, 1908х428, 116 КБ

Таблица плазовых ординат

№ шп. Полушироты от ДП, мм Высоты от ОП, мм
Линия
скулы — Ск
Линия
борта — ЛБ
ВЛ1 ВЛ2 ВЛ3 ВЛ4 ЛБ Ск Линия
киля — К
0 0 400 500
1/2 289 44 482 268
1 514 526 40 166 292 469 432 126
1 1/2 530 585 55 209 363 517 460 307 48
2 641 621 162 356 542 568 455 221 13
3 549 649 300 552 570 608 450 137 0
4-10 550 650 332 555 572 614 450 125 0

Большая ширина корпуса в носу способствует хорошей всхожести «Автобота» на волну. Три съемные поперечные банки с закрепленными под ними блоками пенополистирола обеспечивают непотопляемость лодки. Такие же блоки расположены и в корме под подмоторной нишей. Запаса плавучести достаточно, чтобы поддерживать на плаву полностью залитую водой лодку с установленным на транце «Ветерком-12» и 1 чел., находящимся в кокпите. Под мотором «Ветерок-12» мотолодка развивает максимальную скорость 38 км/ч; под «Ветерком-8» — 31 км/ч (с полной нагрузкой — 20 км/ч).

Замеры скорости лодки «Автобот» на мерной миле, км/час

Марка мотора Полезная нагрузка
1 чел. 2 чел. 3 чел.
«Ветерок-12» 38 32 30
«Ветерок-8» 31 27 20

«Автобот» снабжается парой распашных весел, под которыми с двумя-тремя пассажирами на борту лодка легко преодолевает волну высотой до 0,3 м на любых курсовых углах. Тяжелее грести против волны высотой до 0,6 м, но при этом лодку не заливает.

Для перевозки «Автобота» на крыше легкового автомобиля к лодке прилагаются специальные штанги, с помощью которых она крепится к водосточным канавкам крыши. Одновременно штанги служат для раскрепления секций в пакете.

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

Источник

Забытый вариант «моторки» — автобот

Пару лет назад, в самый разгар навигации, я посетил подряд несколько спортивных магазинов. Интересовался — какими лодками они торгуют, какими могли бы торговать? Слушал, что говорят немногочисленные посетители, что спрашивают у продавцов.

Неожиданностей не было. В семи осмотренных за выходные магазинах в продаже имелись только всевозможные картоп-лодки под 2-сильный «Салют», тузики и надувнушки.

— А где же купить мотолодку покрупнее?

На этот провокационный вопрос продавцы в разных магазинах, не сговариваясь, отвечали одинаково: при нынешних ценах и «мыльницы» расходятся очень плохо, так что более крупными мотолодками торговать вообще смысла нет — стоят они так дорого, что покупателей не дождешься.

Читайте также:  Луговая сеялка своими руками

— Неужели дело только в цене?

— Не только. — Отвечает включившийся в разговор пожилой продавец из-за прилавка, заваленного кроссовками (как выяснилось, когда-то он был заведующим ныне упраздненного отдела лодок и моторов). — Теперь покупатель не только смотрит на «этикетку» с ценой, но и скрупулезно оценивает будущие эксплуатационные расходы.

Несколько случайных водномоторников дружно развивают эту тему, напирая на то, что дорогая ныне лодка с не менее дорогим мотором «деньги ест» круглый год, даже если просто лежит на берегу. Охраняемая стоянка — это не одна сотня тысяч в год, а еще налоги, страховка, поборы сторожей! Ну а самая беда — дорогой бензин. Неслучайно же значительную часть «дюралек» ни разу за навигацию и на воду не спускают! Смотался бы порыбачить на Ладогу, а как вспомнишь, сколько бензина «сожрет» мотор, пока идешь по Неве, задумаешься! Более или менее далеко идти под «Вихрем» — разоришься! Нет, никто сейчас «Прогресс» с «Вихрем» в магазине покупать не будет, в крайнем случае — найдет «б/у» на стоянке.

— А если предложить дорогую, но по всем показателям современную комфортабельную лодку-люкс? Ведь покупают же у нас «мерседесы»!

— Это разные вещи, — вздыхает мой основной собеседник, — а главное: одной моделью не обойдешься, состоятельному покупателю нужен выбор, а люди, которым доступна любая цена, теперь имеют возможность выбрать престижную модель по вкусу за рубежом, к нам они и не заходят.

— Так что же: получается, что для покупателя со средним достатком перспективных моторок нет и быть не может?

— Не совсем так. Я думаю, на сегодня можно было бы рассчитывать на покупателя-автомобилиста. Он и к цене бензина попривык, и — худо-бедно — какой-то гараж имеет. Но «мыльницами» он уже наелся. Думаю, теперь стоило бы предложить ему что-то среднее между малой картоп-лодкой и полноразмерной «большой» моторкой, но при одном непременном условии. Такая средняя мотолодка должна оставаться автомобильной, но должна быть при этом разборной, чтобы удобно было хранить ее в гараже — вместе с машиной, и можно было перевозить ее при помощи той же машины, но желательно — без специализированного лодочного трейлера. Я имею в виду секционную моторку для перевозки не на крыше, и не на трейлере, а на универсальном грузовом прицепе.

При слове «секционная» продавцы оживились. Те кто постарше, вспомнили времена, когда все магазины бойко торговали тушинской 3.5-метровой «Романтикой-2» или калининградским 3.4-метровым «Автоботом». По общему мнению, такие моторки можно было бы продавать и сегодня, но. увы, давно сняты они с конвейера. А ведь зря.

В специализированном магазине «Парус» встречаю первую «настоящую» моторку: это изготовленная тем же калининградским заводом «Янтарь» по всем статьям неплохая 3.8-метровая неразборная мотолодка «Неман-2». По сравнению со стоящими рядом «мыльницами» — настоящий корабль, хотя стоит всего вдвое дороже. Тем не менее занимает он дорогостоящую торговую площадь несколько лет, а надежду продать его продавцы, похоже, потеряли. Почему? Да потому, что с точки зрения удобства эксплуатации особой разницы между «Неманом-2» и тем же «Прогрессом» нет: сложности хранения и транспортировки те же самые.

Беседую с автомобилистом, просившим показать паспорт этого «Немана-2″, изготовленного в 1991 г. Спрашиваю: ‘Если бы эта лодка разбиралась на секции, вы купили бы ее?» — «Купил, не раздумывая». — «А как бы вы ее перевозили? При весе «Немана-2″ 130 кг пакет на крышу не уложишь?» — «Да ведь на самом деле и «Автобот» никто на крышу не грузит. При таких весах самый приемлемый вариант — грузовой прицеп».

Один из присутствующих тут же высказал упрек в адрес «КиЯ»: «С удовольствием за зиму и сам сколотил бы такую лодку, только вы почему-то ни разу чертежей разборной моторки не давали. «

Мечта автомобилиста?

Поговорим о таком классе «средних» лодок, который оказался как бы забытым промышленностью.

Читайте также:  Приборы для обнаружения скрытой проводки своими руками

Речь идет о секционных мотолодках, которые в принципе могут быть несколько крупнее классических картопов. Конструкторы менее жестко связаны лимитами по весу и габаритам, т.е. более свободны при выборе размерений, обводов, конструкции корпуса, состава оборудования. Владельцы получают лодку, способную выходить на более крупные, открытые ветрам водоемы, что сразу же расширяет выбор маршрутов и возможности отдыха на воде. И при всем том — гораздо более удобную в эксплуатации и более экономичную, чем 4-5-метровые «классические» моторки под «Вихрь».

Зная, насколько рискованно и как непросто в наши дни осваивать серийное производство любой новой модели, адресуем дальнейшие рассуждения гораздо более свободным от всевозможных ограничений судостроителям-любителям.

Специфических автомобильных ограничений при проектировании лодки «под прицеп» нет. Грузоподъемность стандартных прицепов позволяет строить лодку, «не задумываясь» об ее общем весе: важнее то, чтобы сами секции по отдельности не оказались слишком тяжелыми. Очевидно, верхний предел веса секции будет где-то около 30-35 кг. В то же время число секций должно быть минимальным.

На какую грузоподъемность рассчитывать? Пожалуй, наиболее приемлемым вариантом представляется лодка для путешествующего на машине семейного экипажа: двое взрослых и ребенок. Это значит, что общая грузоподъемность лодки должна быть 280-300 кг. Заметим, против 180-200 кг у типичных «мыльниц» и 400-500 кг у «больших» дюралек.

Двое взрослых должны спокойно собирать. разбирать и грузить свое судно без посторонней помощи. Приехав к месту отдыха на машине с прицепом, семья сможет совершать на лодке прогулки по окрестностям и более или менее длительные туристские походы, выезды на рыбалку или в лес за ягодами и т.д. Не нужны такие крайности, как отказ от комфорта в пользу просторного кокпита, необходимого рыболовной или хозяйственной лодке, или наоборот — подчинение всех характеристик лодки требованиям комфорта при плавании налегке с максимально возможной скоростью.

На транец достаточно повесить 12-сильный «Ветерок». Большая мощность, на наш взгляд, не нужна: на удачно спроектированной моторке 3.5-метрового класса 12 л.с. обеспечивают и достаточно широкие возможности эксплуатации, и существенное улучшение, по сравнению с «Вихрем», экономических показателей. Достаточно сравнить примерные затраты на топливо при эксплуатации «Вихря-30» и «Ветерка-12»: при одинаковой наработке за сезон 100 часов разница будет примерно равна стоимости самого «Ветерка» (который, кстати сказать, намного дешевле «Вихря»). Важно, чтобы средняя скорость и пройденное за те же самые 100 часов расстояние как можно меньше отличались от таких же показателей дюралек под «Вихрем-30».

Конкретно, наша лодка с мотором 12 л.с. должна развивать скорость не ниже 18-20 км/ч при полной нагрузке и 33-35 км/ч при прогулочных выходах налегке, т.е. должна быть обеспечена возможность плавания и в переходном режиме. и при «чистом» глиссировании. При выборе обводов такого универсального варианта опять-таки необходим разумный компромисс, учитывающий не только скоростные показатели, но и поведение лодки при ходе на волне. Одинаково малопригодны как упрощенные плоскодонные обводы, так и модные остроносые килеватые корпуса, характерные для 2-3-местных полуспортивных моторок «молодежного типа». Килеватость днища должна обеспечивать и достаточно мягкий ход на волне, и сравнительно высокие гидродинамические показатели, т.е. находиться в пределах 10-13°.

Практически очень важно, чтобы лодка хорошо шла на веслах.

Если говорить об оборудовании лодки, то стоит привести некоторые конкретные пожелания, высказываемые судоводителями-любителями. Даже для «средней» моторки, рассчитанной на условия Петербурга, желательны: носовая палуба и сухой багажник под ней; лобовое стекло, поручни и бортовые фальшборты хотя бы в носовой части кокпита; тент; шкафчики для «мелочи» по бортам; штатные места для бачка, канистр, весел; сплошной горизонтальный пайол; если не мягкие сиденья, то хотя бы деревянное покрытие на банках; деревянный планширь на свободной кромке борта.

По поводу применения модного ныне консольного пульта управления у борта довелось слышать разные точки зрения. У многих такое решение встречает довольно прохладную оценку: на малых моторках консоль загромождает и без того тесный кокпит.

В принципе будем считать, что хорошая лодка даже в любительских условиях может быть изготовлена как из дюраля (клепаной), так и из стеклопластика или из дерева. Проще всего вариант с деревянным набором и фанерной обшивкой. То, что секции изготовляются по отдельности, позволяет избавиться от стыковки стандартных листов, втрое меньше и длина «стапельного» места. Чуть забегая вперед, подчеркнем: выбрав разворачивающиеся на плоскость обводы, вы получите возможность применять для обшивки любой листовой материал без гибки.

Читайте также:  Как установить моноблок своими руками

«Авто6от»-подходящая основа

Единственной известной нам и рассчитанной на 12 л.с. моторкой, которую можно смело взять за основу 1 , является упоминавшийся выше трехсекционный «Автобот», удовлетворяющий всем сформулированным выше требованиям за исключением грузоподъемности. Лодка разработана в конце 70-х годов и подробно представлена ее создателями — В. Белых и В. Цыплухиным — на страницах «КиЯ» (см. №88 и №104).

«Автобот» был рассчитан на перевозку на крыше автомобиля, но без багажника: в комплект входили специальные штанги для крепления пакета к водосточным канавкам. Далеко не всем это решение понравилось, но другого выхода у конструкторов не было: вес моторки находился у верхнего предела, допустимого для картоп-лодки, а ведь следовало приплюсовать еще и собственный вес багажника. Стремление втиснуться в 60 кг вместе со штангами заставило ограничить оборудование голого металлического корпуса столь суровым минимумом, что это, как и невысокое качество отделки, отрицательно сказалось на популярности в целом хорошей лодки.

Указанная конструкторами скорость под «Ветерком-12» с полной нагрузкой (30 км/ч) подтвердилась всеми, кто производил точные замеры. «Автобот» неоднократно участвовал во всесоюзных соревнованиях по водномоторному спорту и неизменно завоевывал призовые места. Увеличив высоту транца и тщательно подобрав винт, калининградские спортсмены показывали на нем великолепную среднюю скорость — 38-39 км/ч. Рекордом остаются 44.5 км/ч на тихой воде с одним водителем. («Ветерок-12» был при этом тщательно отрегулирован: применялся отполированный 2-лоластной винт 2 с дисковым отношением 0.3 и шагом 251 мм на радиусе 0.6D). Ходовые качества «Автобота» заслужили высокую оценку и при испытаниях «На мерной миле «КиЯ» — см. №101. Отзывы владельцев лодки — см. например, №129 — также положительные: А. Слюсарь даже называет ее «чудо-автоботом»!

Очень важно, что возможна эксплуатация той же лодки и под более экономичным «Ветерком-8»: скорость при этом колеблется от 17-18 км/ч с полной нагрузкой до 31 км/ч с одним водителем.

«Автобот» хорошо идет на волнении. При высоте волны 0.25 м глиссирует практически без снижения скорости.

Каким же представляется путь превращения «Автобота» в идеальную автомобильную лодку? Не стоит стараться сделать лодку облегченной — пригодной для верхнего багажника: это и есть «Автобот». Рассчитывать надо на прицеп, перевозка на котором даже 100-килограммовой лодки, разобранной и уложенной в пакет, не представляет особых сложностей.

Рекомендуется увеличить высоту транца с 380 до 450-460 мм. Это улучшает условия выхода лодки на глиссирование и дает прибавку скорости за счет уменьшения сопротивления подводной части самого мотора. Высокоэффективные и технологичные плоско-килеватые обводы днища с постоянной от шп. 4 до транца килеватостью 12.5° лучше не изменять. Что касается размерений, то стоит, на наш взгляд, на 200-250 мм увеличить длину корпуса и несколько увеличить высоту борта. Это позволит повысить полезную грузоподъемность лодки до требуемых 280-300 кг и принять хотя бы самые необходимые меры по превращению спартанского «Аитобота» в более «обитаемое» и удобное в эксплуатации судно. Здесь уже все будет зависеть от возможностей и вкуса изготовителей, да и от того веса, который они сочтут верхним пределом.

Представляется, что такая секционная автомобильная лодка (вариант для самостоятельной постройки приведен на эскизе ниже) будет выгодно отличаться от «Авто-бота».

Примечания

1. Естественно, если речь пойдет о промышленном выпуске, необходимо предварительно обратиться на завод «Янтарь» (г. Калининград). «Автобот» снят с производства в начале 1992 г. Выпущено их несколько тысяч штук.

2. Сейчас «Веторок-12» выпускается с набором гребных винтов, что позволяет менять винт в зависимости от нагрузки лодки. Это существенно улучшает экономические показатели ее эксплуатации

Источник

Оцените статью
Своими руками