- Устройство ливневой канализации на даче своими руками
- Что это такое?
- Нюансы при установке на участке своими руками
- Виды дождевых систем и их устройство
- Выбор материала для системы
- Расчет и обустройство
- Как правильно сделать?
- Желоба для ливневого водоотвода
- Как содержать ливневку
- Вывод
- Полезное видео
- Устройство ливневой канализации на автомобильной дороге: нормативные документы, элементы, особенности
- Нормативные документы
- Виды дождевых систем на дорогах
- Особенности конструкции ливневки на автодороге
- Как происходит сбор сточной воды
- Устройство отводящих лотков
- Видеообзор:
Устройство ливневой канализации на даче своими руками
Процедура стока воды требует комплексного подхода, так как дренаж обустраивается на фасаде дома и под землей. Чтобы все работало исправно, необходимо сделать правильный расчет ливневой канализации.
Что это такое?
Это комплексные мероприятия по сбору поверхностной воды. Под этим подразумевается изготовление отводов из специальных труб, желобов, сифонов, пескоуловителей, заглушек, дождеприемников и прочих элементов. Главная ее задача сводится к сбору и отводу дождевой воды, талого снега и подобных осадков от дома. Отвод может осуществляться в септик или специальную емкость.
Совет! Если на участке изготавливается дренажная грунтовая канализация, то сток ливневой нельзя направлять в одно место. Как правило, прокладывается дренаж и ливневка в одной траншее параллельно, но сбор воды происходит в разных местах. Более того, ливневая система располагается выше по уровню.
Нюансы при установке на участке своими руками
Должна изготавливаться в согласии со всеми предписанными требованиями:
- Особенность ландшафта (уклон, расположение построек на территории, наличие водоемов и прочее).
- Геологические особенности (характер грунта, его способность к впитыванию и т. п.).
- Специфика строения, на которое будет выполняться установка наружной части дождевой канализации.
- Какой средний уровень осадков выпадает в вашей местности.
- Где и как проходят другие инженерные коммуникации.
- Какова будет общая площадь сбора и стока.
Обязательное соблюдение СНиП и подобных норм по ГОСТу для ее изготовления на небольшой площади. Несоблюдение элементарных требований приведет к сбоям в ее работе. Так, основные положения изложены в СНиП 2.04.03-85 «Канализация. Наружные сети и сооружения».
Для достижения наибольшего эффекта крайне важно иметь под рукой следующую информацию, желательно документально:
- План существующей канализационной системы.
- Рабочие чертежи.
- В продольном разрезе изготавливается сетевой профиль.
- Ведомость о тех работах, которые будут проведены.
Виды дождевых систем и их устройство
Существует три основных вида и способа организации дренажной системы по сбору дождевой воды:
Первый вариант – самый простой и недорогой способ обустройства ливневки. Под этим подразумевается система из установленных желобов на крыше. По ним происходит сбор воды. Дальше осуществляется сток по полуоткрытым специальным канавкам.
Более сложная система – закрытая. Здесь монтируются трубы и дождеприемники под землей. Вся вода собирается, очищается и отводится в отдельное место для дальнейшего ее использования в хозяйственных целях.
Под комбинированной или смешанной подразумевается использование элементов открытой и закрытой ливневой канализации. Особенно эффективно в тех случаях, когда необходимо сократить расходы при благоустройстве больших площадей.
Что касается схем монтажа, то существует их два вида:
Линейная схема применяется для сбора осадков с больших площадей. Она включает в себя прокладку труб, пескоуловителей и других элементов. Все места приемников соединены в общую систему.
Точечная, наоборот, включает в себя индивидуальные дождеприемники, с которых вода отводится по трубам. На эти уловители устанавливается защитная решетка, фильтры и подобная оснастка. Она располагается на отдельных участках, например по углам здания и прочее.
Выбор материала для системы
Сбор дождевой воды осуществляется с помощью:
При их выборе необходимо учитывать некоторые особенности. Важной составной системы являются приемные элементы. Воронки устанавливаются на крыше и площадках. Изготавливаются они из полимербетона, полипропилена и полиэтилена. В их конструкции имеются фильтры-корзины, в которых оседают различные включения. Чтобы исключить поступление из них неприятных запахов, некоторые разновидности приемников имеют сифоны. Их установка осуществляется под трубами при организации точечной системы.
У входа в здание могут устанавливаться придверные поддоны, в комплектации которых находится вывод для отвода стоков и защитная сетка сверху. Плюс ко всему эта решетка позволяет счищать грязь с обуви.
Обязательными элементами являются трубопровод, желоба и лотки. Чаще всего используют полимерные трубы и ПВХ. Одно важно требование – все стыки труб должны быть герметичными.
Лотки для транспортировки осадков изготавливаются из обычного бетона или полимерных материалов. Последние намного проще и легче устанавливать. Более того, их гладкая внутренняя структура изнутри не создает никаких препятствий стоку жидкости. Как следствие, исключается вероятность засора. Главное – установить их с правильным уклоном.
Для сбора атмосферных осадков обязательно устанавливаются колодцы. Они должны быть герметичными и надежными. Всеми необходимыми характеристиками обладают полимерные колодцы.
Расчет и обустройство
Немаловажную роль в прокладке автономной системы играет проектирование. Чтобы все правильно рассчитать, обязательно учитываются такие моменты:
- Скорость отвода стоков.
- Объем осадков в вашей местности.
- С какой площади планируется сбор. Также учитывается площадь кровли.
- Насколько стоки будут загрязнены.
- Особенности ландшафта и рельефа придомовой территории.
- Преобладающая температура в местности.
- Расположение УГВ.
Как правильно сделать?
Монтаж наружной части ливневки начинается с ее установки на фасаде здания и кровле. В первую очередь необходимо произвести подготовительные работы к установке водосточного желоба. Для этого необходимо закрепить крюк.
Совет! Специалисты рекомендуют использовать короткий крюк – тот, который не нужно заводить под кровельный материал. Объясняется это тем, что в случае необходимости демонтажа, длинный снять будет сложно, так как нужно демонтировать и кровельный материал.
Укладка желоба должна быть выполнена под уклоном в одну сторону. В среднем на 6 метров достаточно сделать уклон 25–30 мм. Этого будет хватать, чтобы спад воды был хорошим. Плюс ко всему крепежный крюк не должен препятствовать свободному сходу снега. Поэтому по направлению ската кровли край крюка должен быть ниже.
Для стыковки водосточного желоба обязательно используется соединитель. На нем имеется специальная защелка и резиновый уплотнитель. В самой верхней точке с торца устанавливается заглушка. Вся стекающая вода по желобу должна попадать в канадку и воронку. Через них все осадки попадают в трубопровод.
Исходя от вылета кровли от фасада, для соединения воронки с вертикальной трубой используются колена. Если кровля четырехскатная, то для соединения желоба по углам устанавливается тройник.
Что касается пристенной части водостока, то для крепления трубы используется кронштейн и держатель. От стены водосток должен располагаться в районе 50 мм. В верхней части трубы также устанавливается колено под углом 45 градусов и не забыть про воронку. Когда труба на стене закреплена, необходимо измерить расстояние от одного колена к другому. Также учтите, что она должна входить в оба звена на 80 мм. Значит, к фактическому расстоянию между колен необходимо добавить 160 мм.
От здания необходимо организовать водоотвод. Выход нижнего колена должен располагаться на некотором расстоянии от фундамента. В земле прокладывается отвод трубы от здания. Именно в нее и должны попадать все стоки. Для этого устанавливается приемник.
Совет! При соединении водосточного желоба и тройников рекомендуется использовать кровельный герметик. Это важно даже при наличии резинового уплотнителя.
Все наземные наружные работы начинаются с копки траншей. В процессе рытья котлована необходимо сразу организовать уклон. Наклон магистрали должен составлять 10 мм на метр погонный, это максимальный показатель. Этого будет достаточно, чтобы трубопровод не заилился. Не менее важно определить и глубину укладки трубы. Особенность такой системы сводится к тому, что вода внутри не застаивается, а стекает. Поэтому не стоит бояться промерзания. Однако важно подумать о механическом воздействии. Например, если водосток будет проходить в месте, где передвигается транспорт, то глубина залегания должна быть соответствующей. Поэтому можно ориентироваться на глубину в 70 см.
В процессе укладки необходимо постоянно проверять уровень. На дне канавы изготавливается песчаная подушка. Это исключит проседание трубы, а резиновые уплотнители сделают соединение герметичным. Более того, подушку из песка и щебня следует утрамбовать. Если почва преобладает камнями, то из траншеи их следует полностью удалить. Если соединение будет негерметичным, то осушения земли достичь не получится.
Если в вашей местности выпадает много снега, то необходимо правильно рассчитать диаметр трубы, так как при оттаивании снега объем осадков будет очень большой. Созданный водосток должен успешно справляться как с минимальными осадками, так и с обильными. Во многом особенность устройства дренирования будет формироваться исходя из рельефа. Если есть природный грунтовый уклон, то необходимо использовать его. Для сбора всех осадков можно вырыть яму, а в нее установить бочку. Эту воду можно использовать для технических нужд, полить сад, огорода на даче.
Желоба для ливневого водоотвода
Если загородный частный дом обустраивается открытой ливневкой, для этого монтируются желоба, лучше всего чтобы они были изготовлены из бетона. Их монтаж можно осуществлять по периметру дома, тротуарных дорожек и площадок. В условиях СНТ они не допустят затопление прилегающих территорий и частных построек. При их укладке хорошо ориентироваться на природный склон рельефа. Как правило, монтаж осуществляется на бетон, ведь на них будет оказываться физическое воздействие.
Как содержать ливневку
Спроектировать и построить ее – это одно. Чтобы она прослужила как можно дольше, нужно правильно обслуживать. Все работы в этом направлении сводятся к периодической прочистке. На стенках водостоков, в желобах и в трубах могут образовываться отложения (например, прилипшие листья с дерева постепенно собирают ил). Это значительно сужает пропускную способность. Сама прочистка выполняется механическим, термическим, химическим или гидродинамическим способом.
Так, весь процесс обслуживания сводится к следующим этапам:
- Очистка водостоков на кровле.
- Очистка приемников от ила.
- Очистка наземных водостоков.
Вывод
Обустройство дождевой канализации – ответственное мероприятие. Но потраченные усилия стоят того. Ваша придомовая территория не будет перенасыщена влагой. Надеемся, что предоставленная информация помогла вам сделать правильные выводы. Фото, схемы и видео в конце статьи помогут закрепить всю теорию.
Полезное видео
Ошибки при монтаже:
Источник
Устройство ливневой канализации на автомобильной дороге: нормативные документы, элементы, особенности
Одним из важных и обязательных этапов строительства является устройство ливневой канализации на автомобильной дороге. Это один из наиболее нагруженных участков, требующих максимально полного отведения стоков.
От качества ливневой системы зависит безопасность людей, долговечность дорожного покрытия. Кроме этого, качественный сбор и отведение поверхностной влаги помогают уменьшить вредное воздействие осадков на экологию районов, прилегающих к трассе. Конструкция дождевой канализации отличается от обычных ливневых систем, обладает массой специфических признаков. Рассмотрим ее внимательнее.
Нормативные документы
Дорожная ливневая канализация проектируется на основе СНиП 2.05.02-85 и СП 32.13330.2012. В этих документах определены задачи и особенности водоотведения на автотрассах, скоростных магистралях и дорогах обычного типа (всех категорий). Соблюдение этих требований во время строительства дорог является обязательным условием для всех подрядчиков. Отсутствие единых правил сделает ливневые канализации на автомобильных дорогах источником подтоплений и размыва полотна покрытия.
В условиях города необходимо обеспечить предварительную очистку стоков перед подачей в общественные сети. Междугородние магистрали оборудуются системами водоотведения, сбрасывающими стоки в канавы или кюветы вдоль дорожного полотна. Есть и другие способы удаления стоков, которые выбираются исходя из погодных условий местности. Вся территория РФ поделена на климатические зоны. Устройство ливневой канализации при строительстве дороги для каждой зоны требует особого подхода.
Виды дождевых систем на дорогах
Существует несколько видов ливневых систем:
- открытая. Это сеть желобов или лотков, по которым стекает дождевая вода. Открытые системы удобны для очистки и ремонта, но не обеспечивают достаточной производительности;
- закрытая. Сточные воды перемещаются по системе подземных трубопроводов. Для очистки засоров используется система смотровых или ревизионных колодцев. Стоки сначала попадают в дождеприемники, откуда через сеть фильтрующих элементов поступают в трубы. Устройство закрытых ливневых систем сложно, любая протечка создает опасность размывания насыпи;
- комбинированная. Это самая удобная ливневая канализация на дорогах города, чертежи которой есть на профильных ресурсах в сети. Схема состоит из открытых и закрытых участков, расположенных на удобных для этого отрезках линии водоотведения.
Выбор и расчет того или иного типа системы производится на стадии создания проекта. Основным критерием является количество стоков, пиковые нагрузки, гидрогеологическая обстановка на участке.
Особенности конструкции ливневки на автодороге
Основным разрушающим фактором считается грунтовая влага, которая накапливается в верхних слоях грунта. При понижении температуры она застывает и начинает расширяться, разрывая полотно дорожного покрытия. В нем появляются мелкие трещины, по которым в грунт просачиваются дополнительные объемы воды. Это ускоряет и делает более интенсивными разрушительные процессы.
Наличие свободной воды на покрытии способствует появлению эффекта аквапланирования. Это делает езду неуправляемой, увеличивает количество ДТП. Этот эффект часто проявляется на междугородних трассах, а в городских условиях он опасен вдвойне. Возникает серьезная угроза жизни и здоровью пешеходов, автомобильной техники. Все элементы ливневой канализации на автомобильных дорогах размещаются в массиве насыпи (под полотном), или по обочинам дороги (прикромочные лотки, желоба).
Для максимального стока воды дорожное полотно делается с одно- или двусторонним уклоном в сторону обочины. Односторонний уклон используется на сравнительно узких дорогах с односторонним движением. Автострады с многополосным движением в обе стороны оборудуют двусторонним уклоном. Дождевая вода стекает в прикромочные лотки, откуда направляется к точкам сброса.
Для самых широких полотен делают дополнительный уклон к центру, где обустраивают приемный лоток с решеткой. Он соединяется поперечными подземными трубами с прикромочными желобами.
Как происходит сбор сточной воды
Принцип сбора воды с дорожного полотна одинаков на всех схемах водоотведения. Отличаются конструкционные элементы сети:
- тип водоотведения (лотки или подземные трубопроводы);
- основание под ливневую канализацию (уплотненный грунт, бетонная подложка, штучные детали);
- количество приемных полос (с одной или с обеих сторон, с дополнительной полосой в центре).
Выбор оптимального вида происходит на стадии проектирования дороги. Критерии, определяющие тип приемных деталей:
- климатические условия в регионе. Учитывается среднегодовое количество осадков, частота и степень интенсивности;
- максимальное (пиковое) количество стоков. Отслеживаются данные многолетних наблюдений, которые закладываются в расчет как максимальный объем. К нему делается запас на случай превышения расчетного количества стоков;
- длительность теплого времени года, количество снега, объемы талых вод;
- возможность паводков или подтоплений.
Последний пункт представляет наибольшую опасность для ливневой канализации. Если весенние разливы воды для данной местности считаются нормой, подземные трубопроводы строить нельзя. Они будут полностью забиты первым же паводком, потребуется трудоемкая прочистка или полная реконструкция системы водоотведения.
Устройство отводящих лотков
Одним из наиболее ответственных участков считаются кюветы и водоотводные канавы, расположенные по сторонам дорожного полотна. Они принимают поток сточных вод вместе с мелким мусором, пылью и другими частицами. Это важные элементы ливневой канализации, чертежи которых делают во время проектных работ. В зависимости от погодных условий региона выбирают способ усиления откосов и лотков:
- использование сборных бетонных сегментов;
- сборные бетонные плиты;
- отсыпка щебнем и засевание многолетних трав.
В процессе изготовления проекта делается чертеж системы, на котором отображают профиль полотна и тип приемного лотка. В большинстве случаев используются проверенные и отработанные схемы. Стандартные чертежи ливневой канализации на дороге используются для строительства магистралей в условиях изменчивого климата, с чередованием теплых и холодных сезонов. Однако, для местностей со специфическими условиями требуется особая ливневая канализация на дорогах, схема которой обеспечит стабильную работу.
Хорошим материалом для укрепления лотков является песчаный асфальтобетон. Он отличается от сборных асфальтовых блоков устойчивостью к воздействию воды. Кюветы, укрепленные этим способом, сохраняют рабочие качества даже в условиях сильного подтопления. После оттока воды материал остается целым, на нем не возникают трещины или другие дефекты. Такое основание считается прочным и надежным, но его стоимость ограничивает применение в широких масштабах. Высокая цена материала позволяет укреплять лишь наиболее ответственные участки автострад, скоростных магистралей или участков городских дорог.
Видеообзор:
Источник