Линзовидная заточка. Как заточить нож в линзу.
Клинки различного оружия с использованием линзовидной геометрии известны в течение многих столетий. В частности, клинки японских самурайских мечей первоначально имели геометрию клинка в виде выпуклой линзы с общим углом заточки порядка 50-60 градусов, а в более поздние исторические периоды, порядка 30 градусов. Традиция сохраняется в Японии и до сих пор, например в продукции премиальной марки ножей фирмы Rockstead, которые имеют идеальную линзовидную заточку с микроподводом. Также существует достаточно большое количество российских и зарубежных производителей охотничьих ножей и ножей выживания, которые выпускают ножи с выпуклой линзой, идущей от обуха (полной линзовидной заточкой).
Полная линзовидная заточка представляет из себя сужающийся от обуха полукруглый клин, который не имеет выступающих угловатых поверхностей и за счет этого демонстрирует более агрессивное внедрение в материал, чем клинок с традиционными спусками и подводом. Входя в материал, он раздвигает разрезаемую поверхность с минимальным сопротивлением. При этом снижается трение, сопротивление материала и нагрузка непосредственно на режущую кромку. Фактически это связано с меньшей площадью контакта с материалом и меньшим сопротивлением, происходящем при резе. Важным фактором является и то, что такой клинок имеет большую толщину практически по всей ширине клинка, вплоть до режущей кромки, что дает возможность выдерживать очень высокие нагрузки на клинок. В частности, им можно уверенно рубить и работать по мерзлой древесине или мороженному мясу. Популярные в наше время «якутские ножи» именно для этих целей имеют одностороннюю линзу. Прочность клинка с лизновидными спусками превосходит любые другие геометрии не только при рубящих движениях, но и при боковой нагрузке связанной с выламыванием, «поддеванием» и подобными видами тяжелых работ. Однако и ножи с полной линзой имеют очевидные недостатки. В частности, они чаще всего изготовляются с толстым обухом от 4 мм, а это существенно влияет на увеличение веса ножа. Кроме того, заточка такого ножа при наличии серьезных повреждений, например сколов на режущей кромке очень сложна в домашних условиях.
Линзовидная заточка может быть не только на ноже с полными линзовидными спусками. Такая геометрия подвода возможна и при переточке ножа с любой другой формой клинка по линии подводов. При этом и на ножах со спусками от обуха и с вогнутой линзой, будет заметно улучшение качества реза и повышение износостойкости клинка. Переточенный в линзу по линии подвода нож лучше других геометрий работает по дереву и по мясу. При этом необходимо отметить, что при работе на кухне, шинковке твердых продуктов: картошки, моркови, лука и т.д. такая геометрия может проигрывать стандартному клину со спусками от обуха, так как линза в этом случае будет раскалывать продукты.
Для переточки обычной геометрии клинка в линзу и дальнейшего поддержания остроты линзовидной заточки Техностудия «Профиль» разработала специальные приспособления для заточки в линзу. Искривленный переходник смещает положение абразивного камня относительно шарнирного узла. Благодаря этому происходит изменение угла заточки при движении абразива по режущей кромке. В зависимости от того насколько смещен абразив относительно направляющей изменяется и степень закругления линзы.
Приспособление для заточки в линзу 7,2°, позволяет затачивать нож с изменением угла по траектории движения абразива от 0 градусов на краю режущей кромки до 7,2° в точке сведения (границе подвода и линии спусков). Это позволяет сделать наиболее простую и универсальную линзу, которая будет обладать достаточной устойчивостью и лучшим качеством реза, но при этом ещё не достигнет состояния «колуна». Лучше всего подходит для EDC-ножей и ножей используемых повседневно для различных работ: от нарезки колбасы и овощей, до строгания дерева. Линза 7,2° считается универсальной для ножей со сведением от 0,3 мм до 0,6 мм.
Универсальное приспособление для заточки в линзу позволит точить ножи под линзу не только в 7,2°, но и в 10,7°, а также в 4,3°. Линза в 4,3° подходит для ножей с тонким сведением от 0 до 0,3 мм. Небольшая подлинзовка в 4,3° пригодится для кухонных ножей, повысит стойкость и продлит жизнь заточке. Насадка на 10,7° используются при переточке самого толстого, «топорного» сведения, от 0,6 мм и выше. Линза в 10,7° используется для ножей с максимально суровыми условиями эксплуатации, подходит для бушкрафт-ножей. Ножи с линзой 10,7° наиболее живучи и благодаря своей геометрии отлично справляются с тем же батонингом. Рабочий угол заточки обычно 36°, заточка производится с постепенным повышением угла.
Приспособления для линзы от Техностудии Профиль позволяют эффективно перетачивать в линзу ножи как со спусками от обуха, так и с вогнутой линзой и даже со «сканди» спусками. Результатом, при любой геометрии клинка будет увеличение износостойкости режущей кромки и ее упрочнение.
Источник
Линзовидная заточка ножа своими руками
Хотя для большинства задач в походе хватает швейцарского армейского ножа, хорошо также в длинные вылазки брать с собой нескладной нож покрупнее. Некоторые из лучших походных ножей заточены в виде выпуклой линзы. Приведенная дальше информация позволит определить, подходит ли нож с такой заточкой именно вам.
Линзовидная заточка (ЛЗ) значительно отличается от фабричной заточки большей части современных ножей. На большинстве сегодняшних ножей фабричного производства присутствуют выраженные спуски различной формы и выведена V-образная режущая кромка (РК). ЛЗ может присутствовать только на РК, или же являться продолжением спусков. Если профиль клинка представляет собой линзу, обычно говорят о полной ЛЗ (full convex grind). ЛЗ позволяет достичь высокой эффективности РК, обеспечивая хороший запас прочности — почти идеальное сочетание.
Сравнение видов спусков и заточки.
Слева — плоские спуски, V-образная заточка.
В середине — плоские спуски, ЛЗ.
Справа — полная ЛЗ.
Красным цветом помечена линзовидная часть клинка.
Несмотря на то, что ЛЗ существенно превосходит по свойствам обычные современные способы заточки, существует несколько недостатков, которые надо учесть в нашем ‘уравнении’. Во-первых, ЛЗ — отчасти утраченное искусство, и для нее требуется определенный навык. РК на ножах массового производства обычно выводят в последний момент и уделяют ей очень мало внимания. Делать ЛЗ (особенно полный вариант) нужно именно в процессе производства клинка, что повышает стоимость ножа. Другой недостаток ЛЗ — эстетический. Для правильной заточки ножа с ‘линзой’ нужно снимать металл со всей поверхности клинка. Это может повредить окончательной обработке клинка, что портит внешний вид. Обычно для ножей с полной ЛЗ требуется более толстый клинок, что приводит к увеличению веса. И наконец, мало кто умеет правильно точить клинки с ЛЗ. А если позволить ножу затупиться, пользы от него мало.
Теперь, разобравшись с бедами, перейдем к преимуществам ЛЗ. Поддерживать полную ЛЗ удивительно легко и дешево. Возможно, это не порадует тех, кто восхищается сегодняшним изобилием всевозможных приспособлений для заточки, как и тех, кто любит часами медитировать над заточкой. Если не позволять клинку с полной ЛЗ тупиться слишком сильно, доводка на ремне, скорее всего, восстановит прежнюю остроту. Можно купить дорогую систему для правки, которой требуется вагон загадочных паст и материалов, и радоваться каждый раз, пользуясь всем этим великолепием. Но это не требуется. С нашей задачей отлично справятся старый коврик для мышки и пара кусков наждачной бумаги. Да, вы не ослышались. Можно собрать почти идеальную систему поддержания ЛЗ из бросовых материалов, которые наверняка есть дома, в крайнем случае — их можно задешево купить. Если сравнить ваши расходы на нож с ЛЗ + простую систему для правки и расходы вашего друга на нож с V-образной заточкой + дорогую систему заточки с поддержанием постоянного угла, скорее всего окажется, что цена примерно одинакова. Разница в том, что вы вложили деньги в важную составляющую — нож. Вашему другу пришлось поступиться качеством ножа, чтобы позволить себе правильно затачивать его. Определенно, в консерватории что-то не так!
Другое преимущество ЛЗ — эффективность реза. Клинок с ЛЗ работает как клин, раздвигая разрезаемый материал. При этом снижается трение и сопротивление материала. Ножи с ЛЗ оказываются намного более эффективными при глубоком резе по сравнению с ножами с V-образной заточкой (при условии сходной толщины клинка) — это объясняется меньшим ‘прилипанием’ к материалу.
Трение при линзовидной и V-образной заточке.
A — линзовидная заточка
B — V-образная заточка
1. Черным цветом обозначена поверхность клинка.
2. Красным и желтым — разрезаемый материал.
3. Желтым — области, где создается трение между клинком и материалом.
Полная ЛЗ также позволяет дольше пользоваться ножом. По мере заточки обычного клинка постепенно снимается металл и увеличивается толщина РК, а это сильно снижает эффективность реза. При заточке клинка с полной ЛЗ металл снимается со всей поверхности клинка, поэтому толщина РК остается неизменной всегда. Нож с полной ЛЗ после нескольких лет работы будет резать так же хорошо, как новый. Это особенно важно для тех, чьи ножи — основной инструмент для работы или выживания, поскольку их инструмент требует постоянного ухода.
Результат многократной заточки.
Слева клинок с плоскими спусками и V-образной заточкой, справа — с полной ЛЗ.
Черным цветом обозначена первоначальная форма клинка, красным — после многократной заточки.
Итак, давайте разберемся, как грамотно править клинок с ЛЗ. Как я уже заметил, главное — не допускать слишком сильного затупления; правка выполняется очень легко. Правка на наждачной бумаге хорошо сказывается на внешнем виде клинка (получается этакий satin finish), и не появляется царапин от бруска. На рисунке внизу показано правильное движение на твердой абразивной поверхности. Рисунок приведен здесь, потому что в поле не всегда есть под рукой коврик для мыши или кусок кожи. Часто приходится точить на коленке, ровном камне или доске. Главное — вести нож к себе, постоянно поддерживая соприкосновение с клинком по мере его поворота. Нужно равномерно снимать металл со всей поверхности клинка и останавливаться, когда достигнута РК. Когда заточка доходит до самой кромки, чувствуется изменение силы трения — в этот момент и нужно прекратить поворот. Действовать, как на рисунке, нужно и в том случае, если нож сильно затупился, и приходится затачивать его на бруске (хотя некоторые предпочитают движение в обратном направлении — ‘на зерно’).
Заточка на твердой поверхности.
Стрелкой обозначено направление движения.
1. Черный профиль — начальное положение.
2. Пунктирный профиль — движение и поворот клинка.
3. Красный профиль — конечное положение.
Если имеется хорошая мягкая поверхность для правки, все становится гораздо проще. Положите кусок наждачной бумаги на один-два коврика для мыши, прижмите к бумаге боковую поверхность клинка. Попробуйте покачать клинок, подняв обух примерно на 13 градусов. Вы почувствуете правильный угол по трению между РК и абразивной поверхностью. Можно также услышать изменение высоты звука при движении по поверхности. От легкого нажима коврик и бумага примут форму профиля клинка, позволяя выполнять ровные, прямые движения. Осторожно, не прижимайте клинок слишком сильно. Можно править и на мягком кожаном ремне с пастой, если ремень достаточно толстый и мягкий (чтобы не пришлось поворачивать клинок). Зернистость бумаги (или пасты) зависит от того, сколько металла необходимо снять и насколько тонко хочется отполировать РК. На практике я обычно начинаю с бумаги зернистостью 600-800 и довожу на 1500-2000. Это дает хорошо отполированную РК, замечательно подходящую для реза надавливанием. Если нож затупился сильно, я начинаю с бумаги зернистостью 220.
Правка на мягкой поверхности. Стрелкой обозначено направление движения. Абразив повторяет профиль клинка.
Источник
Заточка в линзу — способы, механизмы и вопросы
Модератор: тень
Сообщение Анис » 28 фев 2016, 17:25 .
Сообщение Анис » 28 фев 2016, 18:21 .
Сообщение oldTor » 28 фев 2016, 18:44 .
Сообщение Hatuey » 28 фев 2016, 19:36 .
Сообщение Б.Виктор » 28 фев 2016, 20:04 .
Сообщение oldTor » 28 фев 2016, 20:14 .
Сообщение Nikolay_K » 28 фев 2016, 21:03 .
Сообщение Анис » 28 фев 2016, 21:05 .
Сообщение Hatuey » 28 фев 2016, 21:06 .
Сообщение Анис » 28 фев 2016, 21:20 .
Сообщение oldTor » 28 фев 2016, 21:43 .
Сообщение Nikolay_K » 28 фев 2016, 22:22 .
и я бы сказал, что это пожалуй единственный способ сделать хорошую и острую линзовидную заточку.
А все эти проминающиеся коврики и провисающие ленты, да ещё в сочетании с невозможностью визуально или как-то ещё в ходе заточки контролировать геометрию дают слабенькую нестойкую и кривоватую кромку, часто с завалом.
Они тем не менее допустимы для сглаживания на заключительном этапе ( как у ROCKSTEAD ) но это лучше бы делать без выхода на РК, работая чуть в стороне.
Сообщение vovchiklj » 28 фев 2016, 23:10 .
Сообщение Redpigeon » 28 фев 2016, 23:28 .
Сообщение Applegrub » 29 фев 2016, 02:13 .
Сообщение Applegrub » 29 фев 2016, 02:19 .
Сообщение Applegrub » 29 фев 2016, 02:22 .
Сообщение dmitrichW » 29 фев 2016, 10:07 .
Сообщение dmitrichW » 29 фев 2016, 10:30 .
Сообщение Евгений_Е » 29 фев 2016, 13:52 .
Сообщение oldTor » 29 фев 2016, 13:54 .
Сообщение Анис » 03 мар 2016, 19:15 .
Источник