Оценивание учащихся в 1 классе
методическая разработка (1 класс)
Приёмы безотметочного оценивания знаний и умений учащихся в первом классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priyomy_bezotmetochnogo_otsenivaniya_znaniy_i_umeniy.docx | 971.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Приёмы безотметочного оценивания знаний и умений:
Волшебные линеечки», описанные Г.А. Цукерман являются безобидной и содержательной формой отметки. Эта линеечка напоминает ребенку измерительный прибор. С помощью линеечек можно измерить все что угодно. Такая оценка: — позволяет любому ребенку увидеть свои успехи (всегда есть критерий, по которому ребенка можно оценить как «успешного»); — удерживает учебную функцию отметки: крестик на линеечке отражает реальное продвижение в изучаемом предметном содержании; — помогает избежать сравнения детей между собой (поскольку у каждого из них оценочная линеечка только в собственной тетрадке).
Оценка при помощи линеечек организуется следующим образом. Сначала учитель задает критерии оценки — названия линеечек. Они должны быть четкими, однозначными и понятными детям. Каждый критерий обязательно обсуждается с детьми, чтобы всем было понятно, как оценивать по этому критерию. Учитель и дети договариваются, например, что на линеечке «почерк» отметка (крестик) ставится вверху, если написано аккуратно: без помарок и исправлений, все буквы соответствуют правилам каллиграфии, не выходят за рамки рабочей строки, соблюден наклон. Внизу крестик ставится, если буквы «пляшут» на строке, много помарок и исправлений, элементы букв написаны не по образцу, буквы разного размера, расстояние между элементами не соответствует требованиям. После того, как обсужден каждый критерий дети свою работу оценивают самостоятельно. После самооценки наступает очередь оценки учителя. Собрав тетради, учитель ставит свои плюсики на линеечках. Совпадения детской и учительской оценок (вне зависимости оттого, низко или высоко оценил свою работу ребенок) означает: «Молодец! Ты умеешь себя оценивать». В случае завышенной, а тем более заниженной самооценки учеником своей работы, учитель еще раз раскрывает ребенку критерии оценивания и просит в следующий раз быть к себе добрее или строже. Этими линеечки мы так же пользуемся, когда необходимо спрогнозировать результат своей работы. Прогностическая самооценка позволяет ребенку оценить свои возможности и результаты.
Для самооценки детьми своего внутреннего состояния и самочувствия по отношению к выполняемым на уроке заданиям, применяю так называемый «Светофор». В первом классе предложила детям зажигать цветные огоньки в тетрадях. Если работа на уроке прошла успешно, ученик активно работал, не испытывал трудностей при изучении нового материала, все задания были понятны, то он рисует на полях зеленый кружок: «Можно двигаться дальше». Если были небольшие затруднения, не всегда быстро справлялся с поставленной задачей или что-то осталось неясным, то в тетради рисуется желтый кружок: «Нужна небольшая помощь». Если были значительные затруднения, ученик не смог самостоятельно справиться с новой задачей, то он рисует красный кружок: «Стоп! Мне нужна помощь!» Нужно отметить, что этим приемом дети с удовольствием пользуются на протяжении всех лет обучения в начальной школе.
Итоги дня подводим на Дереве успехов
У детей в общей корзине лежат плоды, цветы, зеленые и желтые листики. В конце дня или изучения новой темы дети прикрепляют их на дерево:
плоды – дело прошло полезно, плодотворно;
цветок – получилось почти все, дело прошло неплохо;
зеленый листик – не все получилось, но я старался;
желтый листик – не мог справиться с заданием, еще нужно работать
.
«-» — не справился с работой
Получилась часть работы.
Работа не получилась…
В тетрадях 3 «лица»: одно улыбается, второе нейтральное, третье грустное. После выполнения задания и сравнения с образцом ученик закрашивает то лицо, которое соответствует выполненной работе. При проверке учитель «зажигает лучики» и превращает в «солнышко» то «лицо», которому, по его мнению, соответствует работа.
У детей полоски или жетоны цвета радуги (маркеры или фломастеры) с соответствующим значением:
К – выполнил работу отлично
О – выполнил работу хорошо (незначительные недочёты)
Ж – выполнил работу, есть ошибки
З – выполнил половину работы
Г – выполнил меньше половины работы
С – выполнил незначительную часть работы
Ф – не справился с работой
Портфолио – это документ ученика, в котором отмечаются все индивидуальные достижения в результате многообразной деятельности
Самооценка ученика предшествует оценке учителя.
Если самооценка ученика совпадает с учительской оценкой, то таких детей педагог хвалит. Эти дети уже умеют делать важное дело – адекватно оценивать себя сами.
Особую осторожность вызывает та группа детей, которые обладают заниженной самооценкой. К такому ребёнку следует проявлять особую оценочную бережность: вообще не критиковать (по крайней мере в первые дни занятий), исправляя ошибки, акцентировать только успехи, вселяя уверенность. Слова-напутствия учителя: «Пожалуйста, будь к себе добрее».
Ученики с завышенной самооценкой нуждаются в дополнительном разборе критериев оценивания или в маленьком учительском тренинге. Например, как бы ты оценил работу, в которой допущено 3 ошибки? Ни одной ошибки?
Безотметочная система оценивания помогает ребёнку обрести адекватную самокритичность и уверенность в себе. Такое обучение активизирует самостоятельную деятельность учеников и учителя, нейтрализует детскую тревожность, создаёт условия для сохранения физического и психического здоровья учащихся и учителей.
В оценочных суждениях необходимо придерживаться некоторых правил и не забывать о них, какой бы ребёнок не был перед вами:
Оценивание успехов ученика словами, интонацией, жестом, мимикой.
Чаще хвалить детей и поддерживать их улыбкой, прикосновением.
Хвалить самого ребёнка, а не его работу, критиковать только исполнение.
Стараться в любой, даже в самой неудачной работе, найти маленький успех и искренне порадоваться ему вместе с ребёнком.
Ставить перед ребёнком цель, руководствуясь его особенностями, стремлением.
Слова , которые позволяют учителю создать хорошую эмоциональную атмосферу на уроке: «Умница!», «Молодец!», «Отлично поработал!», «Прекрасный ответ!», «Хороший вопрос!», «Высший пилотаж!», «Тебя было приятно слушать!», «Оригинально!»
Фразы, которые позволяют поддержать ученика в ситуации неуспеха: «Ты можешь сделать лучше», «Ты меня очень огорчил этой работой», «Работа хуже, чем обычно»
Недопустимо использование при неверном ответе слов: «Неправильно», «Не думал», «Неверно», лучше сказать: «Ты так думаешь», «Это твоё мнение».
Это хорошо. Сто способов похвалить ребенка.
Если вы ставите своей целью воодушевлять детей, научитесь сотне различных способов говорить
Ниже предлагаются некоторые из этих способов:
Источник
Самооценка в 1 классе
материал (1 класс) по теме
В данной статье рассказывается о безотметочном обучении в 1 классе. В презентации показан рейтинг учеников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proverka_i_ocenka_dostizheniy_mladshih_shkolnikov.docx | 21.79 КБ |
prezentaciya_reyting.pptx | 1.08 МБ |
Предварительный просмотр:
Осуществление безотметочного обучения в 1 классе.
Проверка и оценка достижений младших школьников – существенные составляющие процесса обучения и важные задачи педагогической деятельности.
В соответствии с требованиями ФГОС система оценки достижений обучающихся разработана и включена в раздел ООП НОО (Общей Образовательной Программы Начального Общего Образования) МБОУ СОШ №1 г. Павлово.
Особенностью оценочной деятельности в 1 классе является безотметочное обучение, поэтому важно стимулировать ученика к познанию через похвалу, одобрение, создание ситуации успеха, совет, поддержку и сотрудничество.
При оценивании устных и письменных работ обучающихся формулируем словесную оценку, показываем удовлетворение от успехов ученика: «Молодец! Мне нравится, как ты стараешься»; «Отлично! Ты пишешь очень красиво»; «Хорошо, спасибо! Тебя было интересно слушать».
Такая словесная оценка важна на всех этапах обучения.
В 1 классе в процесс оценивания результатов учебной деятельности учащихся включаются учитель, он оценивает деятельность детей, подводит итоги; ребёнок, который оценивает свою деятельность на уроке с помощью различных приёмов самооценки («Линеечка», «Волшебная лесенка», «Дерево творчества», «Светофорчики» и др); родители, которые знакомятся с результатами учебной деятельности ребёнка.
Таким образом, оценочная деятельность осуществляется с привлечением всех трёх субъектов (учитель, ученик, родитель) учебного процесса на новом уровне.
Особенностью системы оценивания предметных результатов в 1 классе является то, что обучающиеся оценивают свои достижения с помощью алгоритма. Учитель имеет право скорректировать эту оценку.
Алгоритм включает в себя опорные вопросы, ответив на которые, ученик делает вывод, справился ли он с заданием.
Алгоритм самооценки для обучающихся 1-го класса:
- Что нужно было сделать в задании? Какова была цель, что нужно было получить в результате?
- Удалось получить результат? Найдено верное решение, ответ?
- Справился с заданием без ошибок или допустил ошибку? Какую? Где?
- Справился с заданием самостоятельно или с чьей-то помощью? Кто помогал, в чём?
В 1-м классе обучающиеся ещё психологически не готовы к объективной оценке своих результатов, в т.ч. к признанию своих ошибок. Поэтому мы следуем такому алгоритму работы, который позволяет постепенно развивать у детей умение оценивать свою деятельность.
Алгоритм работы по развитию у обучающихся 1-го класса
1-й шаг. Обозначаем своё настроение.
В начале учебного года на первых уроках наши первоклассники эмоционально оценивают прошедший урок (учебный день). На полях в тетради дети обозначают своё настроение, реакцию на урок («доволен», «было трудно» и т. п.) в виде символов, например, улыбающихся или грустных смайликов.
2-й шаг. Учимся сравнивать цель и результат.
Через 2-4 недели после начала учебного года предлагаем детям оценить содержание выполненной письменной работы. При этом дети учатся сравнивать поставленную цель и полученный результат. В диалоге с учениками используем следующие вопросы: «Какое было задание?», «Кто может сказать, что нужно было сделать?», «Посмотрите на свою работу – согласны, что задание выполнено?». На данном этапе дети учатся следовать двум первым пунктам алгоритма самооценки.
3-й шаг. Устанавливаем порядок оценки своей работы.
На втором месяце учебного года предлагаем обучающимся ответить на вопросы третьего и четвёртого пунктов алгоритма («правильно или с ошибкой?», «сам или с чьей-то помощью?»).
4-й шаг. Учимся признавать свои ошибки.
Дети учатся признавать свои ошибки. Ученику предлагается оценить выполнение задания, в котором у него есть незначительные ошибки.
5-й шаг . Учимся признавать свою неудачу.
Кому-то из детей предлагаем оценить себя в ситуации, когда он не справился с заданием.
6-й шаг. Используем умение самооценки.
Когда все (или почти все) ученики несколько раз оценили свою работу в классе, мы не проговаривает все вопросы алгоритма самооценки, а предлагаем ученикам самим задавать себе эти вопросы и отвечать на них. Когда у всех учеников умение работать по алгоритму самооценивания сформировалось, этот алгоритм сворачивается. Если самооценка объективная, то работа на уроке продолжается дальше, а если мнение учителя отличается от мнения ученика (завысил или занизил свою оценку), то необходимо снова обратиться к алгоритму и согласовать позиции.
Посмотрите фрагмент урока, в котором видна работа по формированию самооценки при работе в группах, а также формирование самооценки при взаимопроверке в парах.
( Вы посмотрели фрагмент урока по окружающему миру на тему: «Народная сказка», где наши ребята оценивают по алгоритму работу в группах, работу соседа, т.е. присутствует взаимопроверка в парах. Таким образом, видна работа над формированием объективной самооценки.)
Реализуя ООП НОО (Общую Образовательную Программу Начального Общего Образования), в течение всего года подводим итоги достижения результатов сформированности УУД обучающихся и регистрируем в листах индивидуальных достижений. Лист индивидуальных достижений заполняется учителем (сентябрь, октябрь, декабрь, март, май).
На основе листов достижений составляем рейтинг, фиксирующий прогресс ученика.
Перед вами фрагмент рейтинга, в котором фиксируются знания, умения и навыки по основным предметам (Русский язык, Математика, Литературное чтение, Окружающий мир). Виден прогресс по отношению к «себе» и другим ученикам.
По рейтингу составлена диаграмма, в которой зафиксировано развитие учебных достижений в 1А классе. (Сравнение суммарного балла учащихся по месяцам.)
После составления рейтинга знакомим родителей с результатами, даём рекомендации, пожелания.
Считаем, что работа по формированию объективной самооценки у обучающихся является важным требованием к оценочной деятельности.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Осуществление безотметочного обучения в 1 классе. Учитель начальных классов МБОУ СОШ №1 г.Павлово Кузьминова Наталья Васильевна
Алгоритм самооценки для обучающихся 1-го класса: • Что нужно было сделать в задании? Какова была цель, что нужно было получить в результате? • Удалось получить результат? Найдено верное решение, ответ? • Справился с заданием без ошибок или допустил ошибку? Какую? Где? • Справился с заданием самостоятельно или с чьей-то помощью ? Кто помогал, в чём?
Алгоритм работы по развитию у обучающихся 1-го класса навыков самооценки. 1 шаг. Обозначаем своё настроение. 2 шаг. Учимся сравнивать цель и результат. 3 шаг. Устанавливаем порядок оценки своей работы. 4 шаг. Учимся признавать свои ошибки. 5 шаг. Учимся признавать свою неудачу. 6 шаг. Используем умение самооценки.
Лист индивидуальных достижений
ФИ сентябрь октябрь декабрь март май З Ж К Всего Рейтинг З Ж К Всего Рейтинг З Ж К Всего рейтинг З Ж К Всего Рейтинг З Ж К Всего Рейтинг Антипов Илья 5 4 17 40 8 6 8 12 46 14 11 13 2 61 10 Бабицкая Анна 3 6 17 38 13 4 15 7 49 11 11 13 2 61 10 Балашов Илья 6 2 18 40 8 8 14 4 56 3 18 9 2 74 1 Большакова Анна 4 3 19 37 15 5 13 8 49 11 9 13 4 57 19 Бондина Анастасия 5 3 18 39 11 5 14 7 50 9 11 13 2 61 10 Докукин Денис 6 3 17 41 6 7 11 8 51 6 12 13 1 63 7 Епифанова Алина 6 2 18 40 8 7 10 9 50 9 14 10 2 64 5 Рейтинг, характеризующий прогресс ученика З — знает, умеет Ж — знает, умеет частично К – должен научиться
Мониторинг развития учебных достижений учащихся 1А класса .
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Данная статья посвящена самооценке детей младшего школьного возраста. В ней я изложила результаты проведенной мной диагностики, а также выводы и рекомендации учителю по работе с детьми с низким или вы.
Подробная разработка мастер-класса с презентацией. Описание методики формирования адекватной самооценки у школьника.
для урока технологии.
Самооценка является частью самосознания человека. Она представляет собой мнение индивида относительно себя, собственной значимости, ценности отдельных сторон своей личности, а также поведения, отдельн.
Классный час на тему:«Самооценка. 2 класс (конспект).
Представлены приемы организации контрольно-оценочной деятености в начальных классах.
Источник