Лиаз 5292 своими руками

Конверсии масштабных моделей автобусов ЛиАЗ-5292 из игрушек

Современные низкопольные автобусы семейства ЛиАЗ-5292 давно уже примелькались на столичных улицах, но и в других городах они постепенно приходят на смену устаревшему подвижному составу. Импортозамещение и государственная программа «Доступная среда» ускорили распространение низкопольных новеньких ЛиАЗов по всей России. Отсюда желание многих коллекционеров поставить на полку копийную миниатюру этого нового массового российского автобуса вполне оправдано. Но не все производители масштабных моделей, выпускающих ЛиАЗ-5292, желают отчислять роялти «Группе ГАЗ», а потому у коллекционеров пока нет надежды приобрести заветную копию профессионального заводского изготовления. Но выход всё же есть.

Игрушка

Примерно три года назад в «игрушечных» магазинах (детских товаров) под брендами «Автопарк» и «ТЕХНО-ПАРК» появились очень похожие на ЛиАЗ-5292 троллейбусы и автобусы в масштабах 1:72 и 1:43 китайского производства за очень демократичную цену. Игрушечное оформление нам не помеха, если соблюдены все пропорции. Прикупив образец в масштабе 1:43, я занялся измерениями. Длина, ширина, колёсная база и даже конфигурация дверных и оконных проёмов совпадали с заводской документацией реального автобуса и замерами наших испытателей. Для подстраховки ещё я сопоставил игрушку с моделью раннего ЛиАЗ-5292 ручной работы, который уже имелся в моей коллекции, все пропорции совпадали.

Я решил довести игрушку до состояния модели. Для этого занялся визуальным изучением прототипов. Работать решил лишь над внешним обликом, не трогая салон, так как темноватый интерьер игрушечного автобуса всё равно плохо проглядывается за тонированными стёклами, а работа по воссозданию сидений, поручней и светильников отнимает много сил.

Далее всё зависело от моего умения, степени мастерства, запросов и уровня оснащения домашней мастерской. Лютые фанаты, базируясь на готовом игрушечном кузове, способны создать образец, полностью копирующий в мельчайших деталях оригинал. Но у меня на такое серьёзное конвертирование нет свободного времени, но и ставить в своё комнатное автохозяйство блёклый образ, слегка напоминающий реальный автобус, тоже не хотел.

Вариации и модификации

Для любого российского автозавода вполне характерны ситуации частой смены поставщиков компонентов, изменение схем и технологий отделки экстерьера и постоянная модернизация от партии к партии, несущая множество мелких отличий. При этом изменения не относятся конкретно ни к модельному году, ни к региону поставок. Заказчики, в свою очередь, обсуждая спецификации, вносят свои коррективы в детали. Посему буквально нескольких абсолютно одинаковых отечественных автомобилей-близнецов найти крайне сложно.

Так и с ЛиАЗ-5292. Осмотр реальных автобусов, курсирующих по улицам и изучение огромного количества фотографий, показали, что за полтора десятка лет на конвейере автобус комплектовался стеклопакетами примерно с пятью вариантами форточек, тремя вариантами оптики, не менее чем двумя вариантами дверей, сдвоенными или одинарными цельными ветровыми стёклами, двумя вариантами формул дверей, не говоря уж о постоянно «плавающих» всевозможных решётках и лючках, обусловленных применением разных двигателей и КП.

Вносят в это многообразие свою лепту и авторемзаводы, и сами ПАТП. На этом этапе я решил согласиться с китайцами, предложившими своё видение некой условной модификации ЛиАЗ-5292, оправдавшись вышеизложенными факторами.

В точку или нет?

С пропорциями и формами дверей у купленной модели автобуса оказался полный порядок. Вполне достойно выполнены и зеркала, отдельными деталями правильной формы, что на игрушках бывает редко. А вот с фарами головного света явный «косяк» – их диаметр оказался великоват, не соответствует ни ранней оптике от ВАЗ-2106, устанавливаемой до 2010–2011 годов (зануды скажут, что это фары от ВАЗ-2103 и будут неправы, так как у волжскозаводской «шестёрки» улучшенные галогеновые элементы), ни пришедшим в 2011 году на смену линзам. Тем не менее специалисты немецкого автомодельного бренда Schuco неоднократно отмечали, что в моделировании транспорта применим принцип скульптуры, т. е. достоверное копирование размеров на миниатюре часто меняет её «лицо», так как с изменением размера изменяется зрительное восприятие некоторых пропорций.

Подштамповка панели передка на нашей игрушечной версии (раннего образца), у которого сдвоенное ветровое стекло с чёрной вертикальной перемычкой в центре, и отсюда соответствующий механизм привода стеклоочистителей с вертикальными рычагами. Позднее, когда завод стал устанавливать цельный «ветровик», на передке исчезло углубление в виде «лодочки», панель стала абсолютно плоской, а валы привода стеклоочистителей переместились ближе к краям горизонтального габарита. Хотя экспериментальный образец с новым единым ветровым стеклом на форуме «Транспорт России» в 2011 году имел ещё старую облицовку при новых поводках щёток.

У моей подопытной игрушки подштамповка оказалась старая, образца до 2012 года, а стекло цельное и «дворники» от более поздней версии. Видимо, прототип, с которого китайцы или те, кто обеспечил их производственным техзаданием, рисовали образ автобуса с «натуры», побывавшей в кузовном ремонте. Об этом свидетельствовали двери старого образца, с «двухэтажным» остеклением. В то время как в Ликино-Дулёво преимущественно с цельным ветровым стеклом устанавливали новые двери, остеклённые «во весь рост».

Модификации с цельным ветровым стеклом на выставках встречаются с конца 2011 – начала 2012 года, но в эксплуатации они появились чуть позже. Форточки боковых окон с горизонтальным сдвижным сектором – прерогатива автобусов до 2011 года выпуска. Но позднее они иногда всплывали и на совсем новых машинах 2017–2018 годов выпуска. А вот с конфигурацией форточки левого окна кабины водителя – кто в лес, кто по дрова.

Читайте также:  Крем своими руками технология

Борта игрушечного автобуса проработаны вполне точно, но есть вопросы к схемам окраски, как будто панели боковин тоже подвергались кузовному ремонту, причём довольно бюджетному и выполненному кустарно, как на небогатых автопредприятиях.

Корма проработана идеально и абсолютна узнаваема. Но заднюю часть ужасающе портят плоды игрушечной унификации с троллейбусом – барабаны для намотки каната токоприёмника, удалить которые мне пока не удалось, видимо, придётся заново изготовить правильную крышку моторного отсека из стекловолокна. На крыше вместо воздухозаборника (вид которого у настоящего автобуса в масштабе 1:1 менялся раза три точно) непонятные П-образные «ручки».

Шины воспроизведены условно: протектор проработан неплохо, а оформление боковины отсутствует, но это сегодня как раз вообще не проблема, их можно легко заменить. Крепёж передних колёс воспроизведён на 10 шпильках, что соответствует действительности, а вот задние диски интерпретированы совсем условно, но, учитывая бюджетность модели, это можно простить, ведь чтобы исполнить верную имитацию надо достоверно понимать, как выглядят бортовые редукторы портального моста.

На вкус и цвет

В другой раз для своей коллекции я выбрал в торговой сети три автобуса с разными цветографическими схемами окраски кузовов. Первый вариант – ранний московский бело-зелёный («лужковский»), он огорчил закрашенными в зелёный свет суппортами фар и нереально широкой зелёной полосой по низу бортов.

У синего автобуса – нынешняя московская окраска с кольцующимся орнаментом в верхней части воспроизведена достаточно реалистично, но дело портят чёрные бамперы и суппорты фар. Главный недостаток синей игрушки – её нет в продаже в России, но синие московские ЛиАЗы непонятно почему в изобилии на украинских сайтах продавцов детских товаров. Я добыл своего «москвича» в Белоруссии.

Оранжевый автобус напоминает новую цветографическую схему общественного транспорта Нижнего Новгорода, если опять же не обращать внимание на чёрные бамперы и закрашенные «очки» фар.

Ещё в продаже встречается образец красного цвета – тема города Казани.

План действий

Первое, что я сделал для восстановления справедливости, – удалил при помощи растворителя с передней панели орнамент из непонятных символов «5430-А16», который беспардонно занимал место заводской эмблемы. У мастеров из уральского региона я заказал фототравленную эмблему «ЛиАЗ» и комплект букв – с ними образ ликинского низкопольника будет абсолютно узнаваемым.

Затем подштамповку с углублением на переднем бампере под номерной знак (где при покупке на белом фоне красовалась надпись «Автопарк») я закрасил в цвет бампера и установил реалистичный номер. К сожалению, у чёрных бамперов краска обладает хорошей адгезией и смыть её без повреждения фактуры пластика мне бы не удалось. Как вариант, я нашёл решение из личного фотоархива. На выставочных образцах премьерных ЛиАЗ-5292 суппорты фар для пущей нарядности всегда были серебристыми. Пусть будет хотя бы так.

У «лужковского» бело-зелёного автобуса, к счастью, «очки» были лишь слегка «запылены» тонким слоем зелени, с которым справился заурядный органический растворитель. Но пришлось орудовать тонким инструментом, чтобы случайно не попасть химией на поверхность фар, из-за чего они бы неминуемо помутнели. Из-за тонких переборок полностью зелёную краску смыть не удалось, эти поверхности я ретушировал, использовав белый «Paint marker».

Вооружившись чёрным толстым (ширина штриха 1,5 мм) перманентным маркером, я привёл в соответствие с реальностью поверхности стоек и некоторых решёток. Оранжевым маркером подкрасил штампованные боковые повторители указателей поворотов, габаритные огни и вернул реалистичный цвет маршрутоуказателям вместо лимонного жёлтого. Тонкий чёрный маркер (ширина штриха 0,3 мм) по периметру оранжевых фонариков и отражателей добавил им объёмной фактуры. Отсутствующее боковое окно в заднем правом свесе автобуса я сымитировал при помощи чёрной наклейки, «по легенде», изображающей тонированное стекло, придав дополнительный блеск поверхности при помощи прозрачной липкой ленты. Чтобы было наиболее похоже, границы окна обрезал по линейке острым обойным ножом. Но для тех, кто желает воссоздать троллейбус, в основе которого кузов ЛиАЗ-5292, уточняю: в этом случае действительно окно в заднем правом свесе отсутствует, там гладкая «глухая» панель.

Ещё много не сделано. Впереди у меня намечены следующие операции: изготовление и замена правильной крышки моторного отсека, без «бобин», изготовление и установка крышного воздухозаборника двигателя, замена шин. Ещё планирую сделать блестящие вставки в зеркальные элементы. Как упоминалось ранее, жду заказанные детали, которые изготовлены фототравлением: заводскую эмблему, щётки стеклоочистителей, буквы «Л И А З». После всех этих мероприятий, думаю, получится вполне сносная бюджетная модель собирательного образа городского низкопольного автобуса ЛиАЗ-5292. Однако не факт, что это решение подойдёт взыскательным коллекционерам…

Затраты и хлопоты

Возился я со своей «писаной торбой» пару длинных зимних вечеров. Для справки: стоимость базовой версии игрушки в интернет-магазинах от 560 до 800 рублей. Ещё скажу, что все доводочные работы мне обошлись в сумму 120 рублей на маркеры и 600 рублей на «травлёнку» (на три автобусика), без учёта пересылки, потому что привезу запчасти с Урала сам, когда буду там в рейсе, командировке или отпуске…

Источник

Автобус ЛИАЗ-529265L

«Группа ГАЗ» недавно подписала соглашение с Правительством Московской области о пятилетнем сотрудничестве по развитию транспортной инфраструктуры Подмосковья. В рамках обновления транспортного парка региона Ликинский автобусный завод поставил 661 автобус, включая 632 автобуса новой пригородной модификации, разработанной с учётом особенностей маршрутов Московской области…

Читайте также:  Королевская стяжка своими руками

В нашей стране ежедневно на пригород приходится огромный объём перевозок. Их специфика требует особой компоновки пассажирского салона, при которой бы удачно сочетались такие факторы, как эффективный пассажирообмен на коротких остановках и достаточное количество мест для сидения при высокой общей пассажировместимости. Сам автобус для пригородного сообщения должен быть несколько более скоростным, чем городской труженик и обладать запасом толерантности к плохим дорогам в ходовой части и агрегатах. В ассортименте продукции завода «ЛИАЗ» осенью прошлого года появилась новая версия хорошо знакомого автобуса ЛИАЗ-5292, созданная именно под подобный сценарий регулярных пассажирских перевозок.

Предыстория

Если вспомнить отечественные автобусы последних десятилетий, то в СССР, а позднее в РФ проблема оптимального подвижного состава пригородного сообщения, следующего по маршруту «железнодорожная станция – населённый пункт, через…» в сельской местности на плечо около 50 км, существовала всегда и очень остро. ПАЗ-672 и 3205 на эту роль вообще подходят условно, но массово применялись за отсутствием других автобусов. ЛАЗы 695-го семейства с «мягкими» салонами едва покрывали потребность в межрайонных и междугородных перевозках, на пригороде отдувались варианты с жёсткими и скученными сиденьями. ЛИАЗ-677Б и модернизированный 677МБ с ровным полом, четырёхрядной планировкой сидений и без задней накопительной площадки приблизился к поставленной задаче, имел широкие дверные проёмы, обеспечивающие достаточно быстрый пассажирообмен, но 33–35 посадочных мест всё равно было недостаточно. Позже, с освоением модели 5256, на ликинском автозаводе появилась пригородная версия высокопольного ЛИАЗ-5256 с формулой дверей 2–0–2 и мягкими креслами, которая производится на заказ по сей день в глубоко модернизированном виде (я специально не указываю здесь дополнительные индексы 5256.хх, так как их много в зависимости от силового агрегата, партии и года выпуска), но этот автобус не имеет накопительных площадок и хотя бы частично пониженного уровня пола.

Отдельной страницей в эту историю вписались подержанные немецкие автобусы – «Маны» и «Мерседесы» с «Сетрами», ввезённые в страну в середине 1990-х. В исполнении Uberland они справлялись с пригородным плечом на «отлично», но сегодня их возраст зашкаливает за 30 лет. К тому же подобная новая техника недоступна большинству частных перевозчиков из-за объективной дороговизны, а муниципалитеты обязаны закупать отечественные машины, да и про импортозамещение следует помнить.

Концепция, которая лежит на поверхности

Лет десять назад, когда в подмосковные автоколонны начали поступать первые низкопольные ЛИАЗ-5292, мне посчастливилось пообщаться с начальником эксплуатации одного из подмосковных транспортных предприятий. Он сетовал, дескать, 5292 – неплохая машина, но совсем уж городская, а наши маршруты почти все уходят за город километров на 20–30. Имевшиеся тогда в наличии совсем свежие бюджетные «коуши» Hyundai Universe Space Luxury на таком коротком плече долго топчутся на остановках, пассажирам неудобно, особенно с багажом. Но вот если бы в ЛИАЗ-5292 добавить сидений, чтобы человек 50 посадить и заменить задний портальный мост на обычный, который разбитых дорог не боится, получилось бы то, что нужно для пригородных перевозок.

Я вспомнил давний разговор, когда этим летом прибыл в мытищинскую автоколонну 1375 для знакомства с новинкой – ЛИАЗ-529265L. Передо мной – знакомый рестайлинговый кузов первого низкопольного ЛИАЗа, это исполнение появилось лет семь назад. По левому борту отличий минимум: технологические лючки и иная конструкция форточек в стеклопакетах. Правый борт 12-метровой машины снаружи, главным образом, отличается формулой дверей 1–2–0 с немного смещённым назад дверным проёмом в базе, но все самые интересные решения прячет этот автобус внутри: в салоне, моторном отсеке и под днищем.

Кстати, в 2014 году Ликинский завод в опытном порядке изготовил партию укороченных 10,5-метровых ЛИАЗ-5292.60 вообще без двери в заднем свесе и с увеличенным количеством посадочных мест, дополненных в основном за счёт четырёхрядной планировки. Но эта машина себя не оправдала из-за того, что сохранив агрегатную базу 12-метрового автобуса, стала менее вместительной, при этом практически не выигрывала в манёвренности и расходе топлива у «старшего брата».

Запоминающийся и знакомый дизайн с внутренним подвохом

Итак, закрепляем данные наружного осмотра. Тонированное остекление с самого верха и до подоконной линии, интегрированные форточки теперь без поперечных перемычек, новая дверная формула и расположение пассажирской двери в базе. А в остальном хорошо знакомый кузов рестайлингового ЛИАЗ-5292.

Внутри всё намного интереснее. Начнём с передней площадки. Кондукторы в холдинге «МОСТРАНСАВТО» нынче упразднены как класс, водителю придётся больше общаться с пассажирами. Поэтому массивная перегородка кабины во всю ширину уступила место частичной перегородке за спиной водителя. Правда, при этом конструкторам удалось создать неплохое защищённое пространство, где нашлось место нескольким нишам для вещей и вешалке для одежды. Так выглядит рабочее место большинства европейских аналогов.

Дальше на высоких подиумах расположились мягкие кресла с откидными столиками, первый ряд купейно, далее друг за другом. В базе широкий вход и накопительная площадка. За ней «галёрка» с «амфитеатром» мягких кресел на подиумах. В корме больше нет моторной шахты, ведь двигатель здесь расположен по центру, а радиатор охлаждения с блоком вентиляторов теперь установлен параллельно задней маске, а не вдоль левого борта, как у полностью низкопольной версии ЛИАЗ-5292 с портальным задним мостом.

Предусмотрены поручни для стоящих пассажиров, которые мирно соседствуют с багажными полками под потолком – важным атрибутом автобуса пригородного сообщения. Согласно замыслу создателей, при максимальном заполнении сидя поедут 42 пассажира, стоя – ещё полсотни, и одно место предусмотрели для человека с ограниченными возможностями.

Читайте также:  Как собрать поисковый магнит своими руками

Забота о водителе

Рабочее место водителя в очередной раз модернизировано. Теперь приборы виртуальные. Они несут огромный массив информации, очень полезной, но скучены и бликуют, планшет плохо виден на солнце и грубо вписан в панель, где закреплён винтиками… Стерпится, слюбится?

Водительское сиденье, кажется или нет, получило ещё более длинный диапазон регулировок в продольном направлении. При регулировке положения рулевого колеса по высоте и углу наклона панель приборов перемещается синхронно.

Современная силовая линия российско-немецко-венгерского происхождения

А теперь самое интересное не для пассажиров: исследуем «движущую силу» ЛИАЗ-529265L.

Ярославский 536-й мотор с набором из дополнительного обвеса вспомогательных агрегатов именуется ЯМЗ-53633. Для тех, кто ещё не в курсе, это дизельный двигатель, рядная «шестёрка», 4-тактный, жидкостного охлаждения, с непосредственным впрыском, с турбонагнетателем и интеркулером. Производит его Ярославский моторный завод (ОАО «Автодизель»). Этот силовой агрегат – продукт совместной разработки ЯМЗ и австрийской инженерной компании AVL List GMBH. Конструкцией двигателя предусмотрена комплектация его сцеплением и «колокольчиком» коробки передач по типоразмеру SAE-1. С 6,65 литров рабочего объёма в автобусной версии снимается 276 л.с. при 2300 об/мин. Максимальный крутящий момент – 1250 Н·м на полке от 1200 до 1600 об/мин.

Далее «движущая сила» проследует на первичный вал автоматической гидромеханической КП ZF 6 AP 1400 Ecolife, как и на базовой модели ЛИАЗ-5292. 6-ступенчатая ГМП рассчитана на крутящий момент двигателя до 1400 Н·м, это отражается в обозначении: ZF 6AP 1400B. Из особенностей конструкции КП – электронное управление и блокировка гидротрансформатора на каждой из ступеней. Этим достигается экономия топлива до 5% по сравнению с малоступенчатыми устаревшими «автоматами». Суммарный диапазон передаточных чисел – от 12,5 до 1,0.

Карданная передача автобуса – короткая, однозвенчатая, прямая, никаких угловых редукторов. Она приводит крутящий момент на знаменитый ведущий мост Raba классической конструкции, но он здесь, кстати, с дисковыми тормозами. Главная передача – двухступенчатая, с бортовыми колёсными редукторами, передаточное отношение весьма неспешное – 5,44. Производство этих мостов локализовано на автоагрегатном заводе в городе Канаш в Чувашской Республике.

Техническая характеристика автобуса ЛИАЗ-529265L
Полная масса, кг 18 000
Распределение нагрузки по осям, кг 6500/11 500
Длина/ширина/высота, мм 12 410/2500/2880 (2938 с кондиционером)
Пассажировместимость максимальная, чел. 93 (42 посадочных места, 50 стоячих мест, 1 место для инвалидной коляски)
Двигатель:

рабочий объем, л

  • мощность, л.с.
  • крутящий момент, Н·м
  • ЯМЗ-53633, дизельный i6, 4-тактный, жидкостного охлаждения, с непосредственным впрыском, с турбонагнетателем и интеркулером
    6,65
    276 при 2300 мин -1
    1250 при 1200–1600 мин -1
    Коробка передач:

    • тип
    • количество ступеней вперед/ назад
    ZF 6 AP 1400 Ecolife
    Гидромеханическая автоматическая с гидрозамедлителем
    6/1
    Передаточное число главной пары 5,44
    Подвеска Пневматическая
    Размер шин 275/70 R22,5
    Тормозная система Пневматическая, ABS, ESR, ESP
    Колёсные тормозные механизмы Дисковые на всех осях
    Объём топливных баков, л 220+70=290

    Долгожители «МОСТРАНСАВТО» и их преемники

    Практически в любой пассажирской автоколонне есть автомобиль-долгожитель, который пережил несколько поколений автобусов. Помнит он и переднемоторные бензиновые ликинские автобусы, и лобастые «пазики» с панорамным остеклением, а львовским «Наташкам» он когда-то слал пламенный привет. Потом с ним бок о бок трудились венгерские «Икарусы» и «пленные немцы», а сегодня дружит этот автомобиль и с современным поголовьем подвижного состава. Конечно же речь идёт об автомобиле технической помощи. Если вспомнить недавнюю историю, то во времена СССР существовало военизированное всесоюзное объединение пассажирских автоколонн, функциями которого в случае мобилизации являлись эвакуация местного населения и выполнение задач военной медицины (отсюда и четырёхзначная нумерация колонн, распространявшаяся на территории всего Союза, ставшая сегодня просто традицией в названии многочисленных предприятий и доставшаяся в наследство). Поэтому не удивительно, что автомобилями технической помощи служили и продолжают по сей день работать армейские ПАРМ-1М на шасси ЗИЛ-131 или УРАЛ-375Д, или чуть более новый УРАЛ-4320. Долгий их пятидесятилетний век однако подходит к концу. Недавно в мытищинскую автоколонну №1375 поступил новенький специализированный автомобиль технической помощи (тягач-эвакуатор), построенный нижегородским машиностроительным заводом «Чайка-сервис» на шасси УРАЛ-NEXT. На автомобиле с доработанной кабиной установлена компактная КМУ и стальная бортовая платформа. Многофункциональная «техничка» способна выполнить ремонт автобуса, находящегося на линии или отбуксировать его в автопарк.

    Из официального релиза

    Новая модификация автобуса, который «Группа ГАЗ» поставит в Подмосковье, разработана специально для Московской области. Количество посадочных мест увеличено с 28 до 42. На накопительной площадке дополнительно оборудованы два откидных посадочных места и крепления для инвалидной коляски. Система «книлинг» обеспечивает наклон автобуса в сторону дверей для облегчения посадки и высадки всех категорий пассажиров. Автобус имеет низкий уровень пола в районе входных дверей, оснащён системой кондиционирования, видеонаблюдения, оборудованием ГЛОНАСС. Современная мультиплексная система в автоматическом режиме обеспечивает полную диагностику всех систем и агрегатов автобуса с возможностью передачи данных в парк. Для удобства пассажиров в салоне установлены Wi-Fi-роутеры и USB-зарядки для гаджетов. Автобус является версией популярной модели ЛИАЗ-5292, унификация с которой обеспечивает сокращение затрат на обслуживание техники на 20%.

    Транспортные средства будут выходить на маршруты, преимущественно соединяющие Подмосковье и Москву, где большой пассажиропоток. Универсальные технические характеристики автобусов данной поставки позволят обслуживать как городские, так и пригородные маршруты.

    Источник

    Оцените статью
    Своими руками