Левкас своими руками для икон

Левкас своими руками для икон

Правильный рецепт левкаса иконной доски написать трудно. Прежде всего из-за того, что это не точная рецептура. В ней есть несколько переменных. Можем дать советы для тех, кто начинает делать левкас без учебы у мастера.

  • 1. Выбирайте в начале средние пропорции и ведите дневник, стараясь использовать материалы одного и того же рекомендованного производителя.
  • 2. Обязательно пользуйтесь весами.
  • 3. Выясняйте подробности о материале. Например, кто использует мездровый клей для левкаса нужно знать, что в свежеприготовленном клее примерно 17% влаги, в зависимости от марки клея вязкость раствора может быть от 2 до 6 градусов, массовая доля жира 0,3-0,8%. Чтобы не путаться в этих показателях берите материал в одном и том же месте.
  • 4. Много клея не покупайте. Клей со временем меняет свои характеристики. При работе с желатином помните, что это прошедший дополнительную очистку мездровый клей. Точнее оба эти клея получают от одного сырья. Вместе с дополнительной очисткой желатин теряет клеящиеся свойства. Беря желатин одного и того же производителя, но из разных партий наблюдаются отличия в свойствах.
  • 5. В качестве паволоки используйте 100% лен средней плотности. Забудьте про стираные наволочки и т.д. Сейчас необходимый материал доступен. Также в наш состав левкаса входит хозяйственное мыло 72%, раствор прополиса и льняное масло.

Эта информация предназначена для тех, кто хочет делать качественные изделия. Сегодня встречаются множество изделий из современных и непроверенных, порой несовместимых, материалов. Например, левкас иконной доски заменяют на одну из разновидностей финишной шпаклевки, купленной в магазине. Прочитав состав, в котором встречается слово мел, некоторые с удовольствием применяют готовый состав в своих работах. Конечно, возникают проблемы не сразу, но обманутые у других «производителей иконных досок» покупатели приходили к нам.

С принесенных ими досок вся икона снималась без труда. Выяснив проблему, не составляет труда закрепить ее заново на доску, но возникшие трещины заделывать намного труднее. Только вот вопрос, а покупателю это надо? Мы уже не говорим о том, что пластификатор в этих шпаклевках синтетический и, соответственно, возникают вышеописанные проблемы. Есть и другие способы изготовления икон, но у себя мы их не изготавливаем.

Проектирование

На первом этапе мы выполняем проектные работы (цветная отрисовка и чертежи).

Каркас

На втором этапе происходит изготовление и установка каркаса иконостаса.

Царские Врата

На третьем этапе монтируются блок Царских Врат и тело иконостаса.

Иконы

На четвертом этапе мы устанавливаем написанные натуральными пигментами иконы.

Источник

Приготовление левкаса

Приступая к описанию приготовления левкаса, грунта на доске, уместно заметить, что это дело довольно сложное и требует от иконописца большого внимания, аккуратности и умения. Вообще в искусстве живописи грунт служит для окончательной обработки основного материала.

Грунт является посредником между этим основным материалом и красочным слоем. Поэтому он должен быть в некотором сродстве как с первым, так и со вторым, то есть способным к крепкому соединению с ними.

Но грунт одновременно должен совершенно разъединять красочный слой от основы, не допуская проникновения красочных составов во время самого художественного исполнения.

Подход и технические приемы для выполнения сложных художественных задач в иконописи совершенно особенны и своеобразны. Поэтому вполне понятны та исключительная забота и внимание, которые древние мастера проявляли при изготовлении левкасного слоя.

Требования, предъявляемые к левкасу в иконописи, следующие: он должен быть очень крепок и однороден по составу, ровно бел и гладок по всей поверхности и, кроме того, он должен устойчиво сопротивляться всем видам разрушения.

Левкас — это алебастровый или меловой фунт, который несколькими слоями последовательно накладывается на лицевую сторону доски.

Приготовление левкаса на алебастре известно было еще в Древней Руси и перешло к нам из Византии. Этот левкас всегда ценился как самый лучший для иконописи по своей испытанной прочности и стойкости.

Левкас, приготовленный на мелу, вошел в технику русской иконописи значительно позднее, и, как более дешевый, он постепенно заменил алебастровый, будучи, однако, менее прочным, не таким долговечным и даже вредно действующим на позолоту.

Свежеобожженный алебастр при осязании прилипает к пальцам, в отличие от старого, который более сух. Он должен быть однородный, без примесей, мелкий, легко растворяться в воде и быстро твердеть.

Мел для приготовления левкаса должен быть бел, чист, без посторонних примесей и превращен в тонкий порошок. В России хорошего качества мел [был известен] под названием «плавленого», во Франции он называется «блан д`Эспань» или «блан де Медон», в тонко растертом порошке или в прессованных кусках.

В старину для приготовления левкаса употребляли рыбий клей, как самый чистый и самый крепкий. Однако с развитием иконописания и особенно при распространении массового, кустарного производства икон постепенно вошли в употребление более простые сорта животного клея, а именно мездринный, шубный, костяной, столярный и другие.

Вот несколько рецептов варки клея для левкаса.

Рыбий, осетровый или белужий клей варят так: берут 1 часть по весу клея и 4 части воды и варят до полной выварки пузырей; затем его процеживают сквозь сито, и клей готов.

Мездринный клей, разломанный на мелкие кусочки, бросают в холодную воду в пропорции 1 фунт клея на три стакана воды и ставят для разбухания на 12 часов. Затем его варят так, чтобы при кипении он поднялся два-три раза, и тогда клей считается готовым. При варке необходимо постоянно его мешать деревянною лопаточкою.

Клей из кроличьих шкурок «коль де лапен» светлый, отличного качества, но сравнительно дорогой. Накануне его заливают холодной водой и в плотно закрытом сосуде, для предохранения его от пыли, дают ему распуститься и только перед самым употреблением согревают, отнюдь не давая ему кипеть.

Нужно всегда помнить, что при приготовлении левкаса алебастр или мел обязательно должно смешивать с горячим наваром клея. От недоваренного клея левкас будет непрочен и может потрескаться. Переваренный же клей теряет свою клеющую способность.

Вот рецепт приготовления левкаса: в широкий сосуд, кастрюлю или таз, наливают нужное количество горячего клея и понемногу всыпают алебастра или мела, размешивая деревянной ложкой или широкой кистью до получения хорошо смешанной однородной массы, приблизительно густоты сметаны. При мешании полезно добавить несколько капель вареного льняного масла для замедления сушки и для обеспечения устойчивости его при обработке водой.

Следует обратить особое внимание на то, что каждый следующий слой левкаса должен приготовляться на более слабом клеевом наваре.

Лучшим животным клеем во Франции считается «коль де по». Хороший животный клей должен обладать следующими качествами: окраска бурая, в холодной воде набухает, но не растворяется, в горячей же воде, наоборот, распускается. В готовом, сваренном виде, хороший клей при опускании в него синей лакмусовой бумаги не должен изменять ее цвета.

Французский рыбий клей, хотя и крепко клеющий, не обладает, однако, отмеченными качествами русского осетрового клея.

При выварке овечьих шкур получается во Франции особый клей под названием «желатин». Он дорог и может портиться в разведенном состоянии, но по удобству приготовления и своим качествам вполне может применяться при изготовлении мелового левкаса.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • здоровье (60)
  • дача (6)
  • мандалы (5)
  • законы (5)
  • корпьютер (2)
  • кулинария (47)
  • рисунки и трафореты (60)
  • рукоделие (513)
  • шитье (209)

Музыка

неизвестно

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Постоянные читатели

Сообщества

Трансляции

Статистика

Левкас. Рецепты приготовления. в иконописи

Левкас. Рецепты приготовления

Левкас. Рецепты приготовления
Источник — сайт «Заметки иконописца». Автор — Пасько Ольга Olga Vladimir

3 части от объема жидкого
клея. Аккуратно перемешать мел с клеем,
стараясь не образовывать воздушные
пузырьки в массе левкаса. Качество
левкашения не будет высоким, если левкас
несвежий, поэтому готовить его следует
небольшими порциями, рассчитанными на
2—3 дня работы. По своей консистенции и
составу левкасы отличаются крепостью
(зависит от количества клея) и густотой
(зависит от количества наполнителя).
Для первых слоев покрытия приготовляют
более крепкий левкас, а для последующих
— менее крепкий, но более густой. В
качестве пластификатора в левкас
добавляют льняное масло (до 8% по объему).
При золочении на полимент и на клей
льняное масло в левкас не добавляют!

Рецепт 2
Берем желатин пищевой — 25г (это если желатин фирмы Аромикс, а если Мрия
— 50 г), разбавляем в 0,5 л кипяченой и отстоянной воды. Размешиваем и оставляем на чаc набухать. Потом ставим левкас на водяную баню до образования однородной массы,без всяких желейных комков.Теплый желатин переливаем в 3 л банку. Мел
(дисперсный) берем в пропорции 1:1,7 (желатин:мел), понемногу добавляем в
желатин и рукой переминаем в банке, до сметанной консистенции, чтоб не было
комков. Эту смесь процеживаем через капроновый чулок, достаточно плотный.
Все комки и мусор остаются в чулке.первый слой наносим жидкий, кистью. Последующие слои наносим уже застывшим холодным левкасом. Рукой, ладонью прямо на доске разминаем левкас и растираем.

Рецепт 3
Возьмите 75 гр. желатина,
25 гр. мездрового клея, залейте 800 гр.
холодной кипяченой воды. Оставить на
4-5 часов для набухания. Разбухший клей
поставьте на паровую баню и сварите,
периодически помешивая до появления
пленки. Само собой, вода в «бане»
не должна кипеть. Если клей плохого
качества при варке будет выступать
белая пена, ее нужно убрать. После
появления пленки, предварительно
просеянный через сито мел, засыпать
небольшими порциями в клей, не снимая
клей с огня. Засыпать мел можно столовой
ложкой, стараясь попасть в центр варящейся
массы. Клей не помешивать! Маленькие
порции мела, засыпаемые в раствор, будут
тонуть, образуя меловой конус. Когда
вершина этого мелового конуса не будет
больше осыпаться и будет возвышаться
над поверхностью клея примерно на 3 см,
левкас можно снять с огня, добавить еще
5-6 столовых ложек мела и перемешать.
Должна получиться однородная масса без
комков консистенции жидкой сметаны. В
слегка остывшую теплую массу можно
добавить 2 чайные ложки глицерина или
2 чайные ложки меда. Хорошо перемешать.
Левкас можно теплым процедить сквозь ситечко.
Если готовится чистовой левкас, в ситечко
положить служенную вдвое марлю. Чистовой
левкас используется для верхних слоев.
Чистовой левкас можно получить, используя
для его приготовления, мел «экстра». А
так же его можно получить следующим
способом: Приготовленный левкас из
обычного мела оставить при комнатной
температуре на 6-8 часов, затем поставить
в холодильник. После того, как левкас
остыл вытряхнуть его из емкости и
разделить пополам. Более грубые частицы
опустились вниз емкости. Это черновой
левкас, используемый для первых 3-х
слоев. Наверху остался тонкий мел, это
чистовой левкас, используемый для
верхних слоев. Черновой левкас позволяет
быстро набрать нужную толщину, если
использовать только чистовой левкас,
процесс левкашения займет очень много
времени.
Теплый левкас кистью (лучше
жесткой) тонким слоем нанести на сухую
доску с паволокой. Втереть левкас, вбивая
его кистью в паволоку. Дать высохнуть
в течении 3-4 часов. На это время посуду
с левкасом накрыть отжатым полотенцем
и поставить в холодильник. Второй слой
можно нанести более толстым слоем, если
растрескается, не страшно. Второй и
последующий слои наносят шпателем
(резиновым или металлическим, кому как
удобнее). Каждый слой должен просохнуть.
Высыхая, левкас белеет. Левкас наносят
равномерно по всей поверхности доски.
Если имеются шероховатости и неровности,
каждый последующий слой можно шлифовать
наждачной бумагой.
(Левкас, на время просушивания слоя убирать в холодильник,
накрывая влажной, хорошо отжатой
тряпочкой. )
5-6 верхних слоев наносят
чистовым левкасом. После высыхания
последнего слоя окончательно заполировать
левкас мелкой шкуркой. После шлифования
протереть левкас чуть влажной тряпочкой,
чтобы убрать меловую пыль.

Паволоку клею на мездровый клей. Лучше для нее
использовать уже послужившую, но не
ветхую льняную ткань. Она мягче. Если
использовать х\б, то такая паволока
быстро разрушится. Клеить на мездровый
клей 15%.

Рецепт 4
Приготовление клея: осетровый — 160гр.,а мездровый 170-180 гр. на литр воды.
На один объем готового клея 3,5 — 4 объема мела,хорошо перемешать рукой. На
0,5 литра готовой массы 1 чайные ложки моющего ср-ва «Прогресс»и 4
стол.ложки льняной олифы,перемешиваете, 5-ю часть в холодильник,а в оставшиеся
4 части доливаете 3%(осетр) или 5%(мездр.),до густого кефира. Паволока клеится на тот-же клей. Сперва наносится жидкий левкас кистью, 6-8 слоев, а на след.день (если высох) густой левкас (котор.был в холод.)шпателем в притирочку 2-4 слоя Левкасить лучше с 2-х сторон,особенно большие доски. Тыльная сторона и торцы закрашиваются масляной краской и вощатся.

Готовим клей. Пачку пищевого желатина — 25 гр.
надо замочить в стакане холодной воды
не менее чем на 2 часа, лучше на ночь.
Разбухший желатин помещаем в паровую
баню, где он распускается до состояния
однородного клея. Для пропитки доски
разводим клей пополам с почти кипящей водой.
Примерное соотношение клеевого раствора и мела:
Мел — 2, 75 гр. 10% раствор технического
желатина — 200 мл.
В чистую посуду насыпаем горкой мел,
добавляем 1/4- 1/3 часть приготовленного
клея с таким расчетом, чтобы полученная
масса была консистенции пластилина. Добавляем
1/3 часть чайной ложки меда и разминаем
руками в течение 10-15 минут. После этого
разводим оставшийся горячий клей.
Готовый левкас представляет собой
раствор консистенции жидкой сметаны.
Через 1-2 часа он застывает. Для хранения
накрываем его сырой тряпочкой.
Первый слой левкасного грунта наносится на
доску в виде жидкой суспензии (напоминающей
побелку), которая набеливается флейцевой
кистью на поверхность поволоки. Первый
слой грунта будучи жидким проникает в
поволоку и прочно соединяется с
основанием.После высыхания первого (набелЕнного) слоя
грунта наносят последующие слои, но уже
в виде густой массы, напоминающей густую
сметану. Эту часть грунта наносят
эластичным шпателем.Все последующие слои левкаса наносят на
полностью высохший твердеющий слой. Каждый
нанесенный слой левкасного грунта
тщательно шлифуется, выравниваясь
наждачной шкуркой на деревянной
колодочке.
Левкасный грунт должен быть идеально ровным. Чтобы
приблизиться к идеально ровному
живописному слою, необходимо наносить
несколько слоев грунта с последующим
шлифованием их.

Рецепт 6
Для первого слоя в ведре воды проваривают килограмм столярного клея хорошего
качества. В еще не остывший раствор примешивают до густоты шпаклевки толченый просеянный гипс. Для второго слоя варят в таком же ведре воды 200 граммов клея, который смешивают с гипсом и одной четвертой частью мела. Грунт для третьего слоя варится из 800 граммов клея на тоже количество воды, смешивается с равными частями гипса и мела, перемешивается до густоты шпаклевки. На доску грунт накладывается шпателем. После каждой шпаклевки грунт хорошо просушивается. Во время всего процесса грунтовки в помещении поддерживается температура от двадцати до двадцати пяти градусов, так как от неравномерной температуры грунт может потрескаться. После просушки последнего слоя грунт зачищается ровным бруском пемзы с водой, после чего он делается чистым и ровным.

Все эти рецепты были найдены на сайтах разных мастеров и школ, на форумах. Мне очень жаль, что не могу дать ссылки на все рецепты — затерялись. 🙁
Наверное, у каждого мастера свой правильный проверенный рецепт подготовки доски и левкаса, а для тех, кто еще в поиске эта подборка, надеюсь, пригодится. Желаю удачи!

Источник

Читайте также:  Покрасить потолок сделать своими руками
Оцените статью
Своими руками