Мир самоделок
Все можно наладить, если вертеть в руках достаточно долго.
Столярка
Вырезаем Лесного духа своими руками
В древности люди преклонялись перед лесными духами — одних почитали, других боялись, поэтому они делали различные обереги для защиты от всяческих неприятностей. Среди множества лесных духов, наверное, самый известный в наше время это Леший. Некоторые его представляю неопрятным, лохматым, злобным уродцем, другие наоборот — добродушным, милым, веселым старичком. Мне лично больше нравится именно добродушный веселый старичок. Вот такого хорошего лесного духа мы и попробуем изобразить на куске дерева. Для этого нам не понадобятся особых талантов и умений, а из инструмента достаточно обычного хорошо заточенного перочинного ножа и какого нибудь маркера или карандаш для нанесения рисунка.
Итак, возьмем небольшую неочищенную от коры деревянную чурку (например: березовую) и нарисуем на нем изображение облика лесного духа. Я обычно начинаю с носа, затем рисую брови, глаза, потом пририсовываю усы и бороду.
Вырезать начинаем сверху вниз. При работе с деревом надо помнить, что если отрежешь лишнего — назад не прилепишь.
Кончиком ножа надрезаем кору вдоль намеченных линий бровей и носа, затем лезвием вырезаем брови.
Слой за слоем вырезаем глаза, пока не достигнем нужной глубины.
Счищаем кору для создания линии лица.
Чтобы создать характер вырезаем форму скуловых костей.
Очищаем бересту с бровей, внутренний слой коры должен остаться, так мы добавляем цвет в наше творение.
Отделяем кору на носу, и далее вырезаем рот.
Аккуратно прорезаем верхний слой коры по контуру бороды и снимаем его.
Снимаем верхний слой коры с усов. На бороде делаем надрезы имитирующие локоны волос.Добавляем детали: делаем вырез губы и прорез между усами и бородой.
Все, Лесной дух готов к защите вас от неприятностей!
Источник
Духи лесные
Леший начальник над всеми деревьями и зверями, без его разрешенья в лес заходить не стоит. Но о них мы поговорим отдельно.
Этого малыша принято считать одним из самых низкорослых представителей большого семействалесных духов. Кроха эта зеленовато-бурого или защитного цвета, такого же, как тот мох, в котором он живет-прячется. Представляется в образе бодренького старичка, одетого в бараний кожух (теплый тулуп), с ярко-зелеными волосами и волосатым тельцем.Он может появляться перед людьми и в образе свинки или барана, а если захочет спрятаться — то легко превращается в маленькую коричневато-зеленую кочку.
В своих владениях и показывается и исчезает он как-то внезапно. И без слов он песни-то поет и в ладоши хлопает звонко, Моховой может свистеть и аукать, хохотать и плакать, а иногда прикидывается он путником простым: без шапки только, и еще волосы зачесывает налево, а вот кафтан свой или тулуп всегда запахивает направо. Сведения о моховиках немногочисленны. В Олонецком крае говорят, что моховик — самый маленький из лесовиков, подчиненных старшему лесовику — великану, лесному царю.
На Вологодчине считали, что моховики — «маленькие, в четверть аршина, старички, так что они могут прятаться во мху, им и питаются».
По поверьям Смоленской губернии, моховой — дух, обитающий в моховом болоте. Хозяин мха (не именуемый, правда, моховиком) упоминается в быличке Новгородской области: «Хозяин грибов, мха есть. Хозяин везде должен быть. Он вроде бы выйдет, такой старичок старенький выйдет с-под корня или с земли, окрикнет мальчишек: «Зачем так делаете неладно!», если они грибы неправильно собирают. Это лесовой хозяин, он бережет, сторожит лес.»
По роду занятий своих Мохового можно смело отнести к постовым или же к контролерам: он следит, чтобы ягоды-ягоды не собирали в неурочное время. Тех, кто ему попадется на этом, Моховой строго наказывает — либо в такое место заведёт, из которого очень уж трудно выбраться самому, либо заставит кружить путника по лесу, и все-то — на одном и том же месте, водит да водит кругами до той поры, пока вконец свою жертву не измотает. Но справедливости ради надо отметить, что обычно Моховой не ведёт людей на верную погибель, а лишь помучив их преизрядно, он, как правило, потом отпускает всех этих ослушников домой подобру да поздорову.
Вот примерный перечень лесных духов, да и то, думаю, что в разных областях они разнятся и отличаются.
Рассмотрим некоторых из них. БОРОВИК — мелкий дух, разновидность лешего, лесовика, хозяин и воплощение бора, тех опасностей, которые могли подстерегать в нем человека. Как и любой леший, мог строить человеку различные козни.
Боровик — в славянской мифологии — Дух бора, «хозяин» бора у славян.
И звестные нам упоминания о боровых редки. На Вологчине боровики маленькие старички ростом в четверть аршина. Они «заведуют» грибами (груздями, рыжиками), живут под грибами и питаются ими.
Однако чаще всего боровой — это леший, но обитающий в определенном месте леса — в бору, сосновом лесу, возвышенном месте в лесу. Иногда боровой описывается как «младший» лесной дух, подчиненный главному лесовику — лешему.
По славянской мифологии «почти то же, что леший, дух бора, рощи. Имеет вид громадного медведя, но без хвоста, чем и отличается от настоящего зверя. Питается животными, хотя иногда заедает и людей.
Когда люди хотят увидеть борового , чтобы сговориться с ним о благополучном выпасе скота, о том, чтобы вернул пропавших в лесу (человека ли, скотину ли, собаку ли), излечил от привязавшейся в бору болезни, — приносят кошку в лес и начинают ее душить. Заслышав кошачье мяуканье, боровик выходит к человеку и вступает с ним в переговоры. Ему подчинены боровички — маленькие старички, вершка в два, хозяева грибов — груздей, рыжиков; под ними и живут.
Боровик и Боровички: лесной дух Боровик имеет несколько имен — Боровой и Подгрибовник. Как описано в поверьях, Боровик — начальник всех боровичков, мелких духов-хозяев грибов, которые в основном живут под рыжиками и груздями.Боровик же был духом бора, выглядел как бурый медведь, хотя и не имел хвоста. Как правило, к Боровику обращались люди с просьбами найти или же вернуть домой тех, кто пропал в лесу или же заболел после того, как побывал в нем. Просьба эта была весьма своеобразной, и даже жестокой. Чтобы попросить что-то у Боровика, нужно было принести в бор любую кошку и начать её душить.
«По бору ходит боровой, хуже медведя, самый страшный.» (Арх.обл.)
Л ЕСОВИК — один из вариантов, или одно из наименований лешего. Считался одним из наиболее добрых лесных духов-берегинь. Охраняет лесную растительность и живность. Изображался с птичьим гнездом на голове, увитым плющом и покрытыми дубовой корой руками и ногами. Лесовик — это и лесной проказник с хитринкой, всегда маскируется под лес и свои подшучивания над человеком также всегда маскирует под действия леса.
Но людям он все же больше помогает. Если заблудишься в лесу, то скажи: «Дед лесовик, ты к лесу, а я к дому привык». Он и покажет дорогу.
Рядом с лесовиком находятся и помогают ему моховой, орешич, грибич и пр. лесные духи.
Дед Лесовик: очень многие путают Деда Лесовика с Лешим, так как в некоторых областях его именно так и называли, но в других районах Древней Руси он значительно отличался от своего «тезки» как внешне, так и по своей натуре. Его руки и ноги были покрыты толстой деревянной корой, волосы и длинная борода были обвиты плющом, а на щеках, как правило, рос мох. Помимо этого на темечке Деда Лесовика всегда красовалось маленькое птичье гнездо. Вот так выглядел этот добрый лесной дух у восточных славян. Чем же он занимался?Дед Лесовик, как правило, помогал людям, которые заблудились в лесу, выйти на тропинку, ведущую в ближайшую деревню. Если же в лесу, где часто ходили люди, Леший шалил, то в дупло дерева клали маленькую записку с жалобой на этого духа, и тогда добрый Дед Лесовик рассудит все по совести и справедливости. Деда Лесовика можно считать одним из главных лесных духов, так как он управлял лесом, усмирял шкодников, помогал заплутавшим и имел в своем подчинении множество лесных помощников-духов.
А УКА — маленький, такой пузатенький, что почти кругленький, с надутыми щеками-шарами дух леса — лесовичок, который никогда не спит, ни днем, ни ночью, ни зимой, ни летом. Любит Аука позабавляться, поозорничать с теми, кто кричит в лесу, поморочить им голову. Передразнивая аукающих, может и совсем их заморочить. Будет откликаться совсем не с стой стороны или со всех сторон сразу и заведет человека туда, откуда не вдруг-то и выберешься, если вообще выберешься.Аука — лесной дух, родствен лешему. Так же, как и леший, любит проказничать и шутить, людей по лесу водить. Крикнешь в лесу — со всех сторон «аукнет». Можно, однако, вызволяться из беды, проговорив любимую поговорку всех леших: «Шел, нашел, потерял».
Но один раз в году все способы борьбы с лесными духами оказываются бесполезными — 4 октября, когда лешие бесятся.
«Ауку, чай, знаете? Аука в избушке живет, а изба у него с золотым мхом, а вода у него круглый год от весеннего льда, помело у него — медведевая лапа, бойко выходит дым из трубы, и в морозы тепло у Ауки… Аука затейный: знает много мудреных докук, балагурья, обезьянку состроит, колесом перевернется и охоч попугать, инда страшно. Да на то он Аука, чтобы пугать».
(А. М. Ремизов. «К Морю-Океану»)
Аука в славянских преданиях и повреьях лесной дух, который никогда не спит и всегда не прочь подшутить над случайным прохожим или заплутавшим грибником.Выглядит аука на первый взгляд довольно безобидно: это маленькое лесное существо небольшого размера с круглым выпуклым брюшком. Любимым занятием ауки всегда были шутки и розыгрыши — зимой он морочит голову потерявшемуся в лесу человеку, отзывается ауканьем сразу с нескольких сторон и может незаметно заманить в настоящую глушь, откуда выбраться будет очень непросто.
Чтобы не попасть в такую ситуацию, следует внимательно прислушиваться и по голосу отличать знакомого человека от лесной нечисти.
Однако, несмотря на такую характеристику, аука очень добродушен. Если перечитать старинные русские сказания, в этом легко убедиться. В избушке лесного духа, которая обычно находится в глухой чаще, тепло даже в самый лютый мороз. Аука не только уводит с дороги людей (он путает следы и отводит человека далеко в сторону от проезжей дороги) — он очень любит шутить, балагурить, но нередко может и напугать.
ЛЕСАВКИ — мелкие лесные духи , бабушки и дедушки лесовика. Живут в опавшей с деревьев листве. Бодрствуют с начала листопада и до начала зимы. В это время они копошатся в листве, шебуршат, взметают листья, кружат их, хороводы водят — всячески веселятся, а с наступлением зимы засыпают до следующего листопада. Представлялись внешне похожими на ежей, копошащихся в листве под деревьями.По другой версии Лесавки (иногда лесовички, лисунки) — в славянской мифологии дети кикиморы болотной и лешего. Нежить. Описываются как бледные очень высокие девушки с длинными чёрными волосами.
По другим источникам, лесавки — дед и бабка Лешего. Они очень маленькие, серенькие, похожи на ежей. Обитают в прошлогодней листве, бодрствуя с конца лета , до середины осени. Все это время веселятся, водят хороводы, поднимают листву, шелестят, шебуршатся, копошатся — маленькие лохматые клубочки за короткое время натрудятся, умаятся, а потом долго спят.
Еще по одной версии — Лесавки — в славянской мифологии — дети лешего и кикиморы. Так же к детям лешего относят проклятых, унесенные и уведенных крестьянских детей, а так же дети, рожденные в браке с лешачихой. Как и всякие дети они любят шалить, сбивают с дороги путников, путают тропы, сыплют на голову труху и обматывают паутиной. Но смертельного вреда для людей не представляют. Одеваются в одежки изо мха и листвы, поэтому могут маскироваться на деревьях и в кустах, оставаясь незамеченными. Иногда могут принять вид причудливых веток и коряжек.
Ребенок лешего (которым он нередко стремится подменить обычное дитя) частенько уродлив (криклив, «голова с пивной котел»), или незначительно отличается от прочих лесных духов. В Вятской губернии считали, что «плодом от сожития лешего с унесенной им девушкой бывает тоже леший, но не столько злой, как тот, который происходит от лешачихи. Людская кровь-де в том стоит за себя. Леший, родившийся от девушки, пожалуй, рад бы делать и добро людям, но другие лешие при разделе лесов всегда стараются отмежевать ему такой участок, от которого верст на тысячу во все стороны нет никакого жилья».
Источник