Лепим голову своими руками

Кукла своими руками из запекаемого пластика. Мастер-класс

В этом мастер-классе по изготовлению куклы из пластики мы поделимся с вами разными хитростями, которые помогут вам самостоятельно сделать свою первую куклу. Сразу отметим, что данный урок делиться на две части, вторую вы найдете, перейдя по ссылке в низу этой статьи.

Чтобы найти собственные черты и стиль, нужны усилия, время, желание искать, меняться, совершенствоваться. Этого мы и желаем каждому, открывшему страницы данной статьи.

Кукла из пластика может лепиться из различных масс для лепки, сейчас их выбор огромен. Лучше остановиться на пластике (она ещё именуется полимерной глиной или моделином), специально предназначенном для лепки кукол. Одни массы отвердевают на воздухе, другие нужно обжигать в духовке. С первыми нужно работать оперативнее, потому что мелкие детали быстро высыхают. Такой моделин чаще всего бывает белого цвета, поэтому куклу нужно красить и тонировать.

Обжигаемая пластика для изготовления кукол – пластична, из неё можно сделать даже самые мелкие детали. Она не сохнет и позволяет совершенствовать скульптуру долгое время.

Но такая работа требует большого количества времени, если у вас его нет, ну а создать куклу хочется, тогда советуем сделать другую куклу своими руками из ткани, которая довольно проста в изготовлении.

Дополнительные кусочки материала хорошо прилипают к основе, поверхность легко разравнивается. Для того чтобы полимерная глина затвердела, она обжигается в духовке – примерно 15-20 минут при температуре 100-130°С. Перед обжигом рекомендуется выполнить тест слепите и обожгите в духовке несколько шариков диаметром примерно 2 см. Если масса, во время обжига потемнела, пожелтела, уменьшите температуру.

Если после обжига масса легко разделяется ногтем, температура была слишком низкой.

Такая пластика производится нескольких разных оттенков. Все они напоминают по цвету натуральную кожу, поэтому не нужно будет красить всю куклу – достаточно только немного, обозначить черты лица, морщинки и т.п.

Ознакомившись с основным материалом, теперь приступайте к изготовлению куклы из пластика, а мастер класс, который здесь предложен вам в этом поможет.

• Запекаемая пластика для изготовления кукол.
• Фольга для запекания.
• Синтепон.
• Различные инструменты.
• Влажные салфетки.
• Толстая проволока.
• Гребенная лента шерсти.
• Универсальный клей «Момент».
• Акриловая краска нескольких цветов.
• Ткань, кружева или банты для одежды.
• Нитка и иголка.
• Зеркало.
• Кисти.

Подготовка к лепке

Если вы не знаете, как сделать куклу, то просмотрев данный урок, вы поймете, что впервые лучше начинать с такой куклы, к которой нужно будет прилепить только голову, руки, ступни или ноги до колен, что не потребует профессиональных навыков скульптора и глубоких знаний анатомии, которые нужны при лепке обнаженной фигуры. Предлагаем начинать работать с обжигаемой массы для лепки — работу значительно облегчит то, что не придется красить всю куклу.

Каждому, кто решит сделать куклу, рекомендуем сначала нарисовать эскиз. Это настроит вас на то, чтобы создать не что получится, а конкретного персонажа, со своим настроением и историей поможет найти самую лучшую позу, цветовое решение. Например, наша куколка — маленькая девочка в красивом платьице и с большими глазами.

Кукла из пластики своими руками. Лепка головы

Формируйте голову из фольги для запекания, насаженной на какую-нибудь палочку (отлично подойдет черенок от кисточки). Палочка нужна для того, чтобы осталось отверстие, и сделанную головку можно было надеть на каркас.

Старайтесь сделать форму как можно более похожей на настоящий череп — будет легче лепить дальше. Сформируйте затылок, вдавите глазные впадины по линии, разделяющей лицо пополам Длина головы должна быть примерно в 1,5-2 раза больше ее ширины (например, если ширина головы 4 см, то длина должна быть около 6-8 см).

Теперь можем начинать лепить куклу из полимерной глины. Отломите маленький кусочек пластики и разогрейте, переминая в руках. Покройте заготовку из фольги равномерным слоем моделина толщиной примерно 3 мм.

Чтобы не было видно контуров отдельных кусочков, разровняйте моделин влажной салфеткой и немного подождите. А пока пластика подсыхает, изучите другую статью о том, как создать мягкую игрушку своими руками плюшевого Мишку.

Для того чтобы кукла своими руками получилась довольно симпатично ей нужно правильно отметить место расположения глаз. Для этого начертите линию симметрии, затем разделите лицо пополам — это будет линия глаз. Ее разделите на пять равных частей. Во вторую и в четвертую части будут вставляться глаза.

Отметьте место для глаз, подготовьте заранее вылепленные и обожженные шарики это будут глаза.

Прорежьте фольгу на полученной голове и создайте глазные впадины.

Вставьте глаза и разровняйте вокруг них моделин.

Также кукла из глины своими руками сделанная имеет небольшой носик, хотя он будет таким, каким вы его создадите. Итак, найдите место для носа (он должен занимать среднюю треть лица). Сформируйте пирамиду нужных размеров и прилепите её к поверхности.

Нос прижмите, выровняйте, чтобы его края слились с лицом. К обеим сторонам носа прилепите по одному тонкому валику из моделина.

С помощью острого инструмента сделайте ноздри.

Под носом прилепите лепешку овальной формы, прижмите ее и разровняйте.

Найдите место для губ сделайте прорезь и раскройте.

Чтобы губы куклы своими руками были более пухлыми, на обе половинки верхней губы положите по кусочку полимерной глины в форме капли и разровняйте. Нижнюю губу сформируйте с помощью инструмента, а под ней у подбородка вдавите ямочку.

Для изготовления глаз куклы своими руками вам нужно положить на уже подготовленные глазницы по маленькому кусочку полимерной глины, и сформировать верхние веки. С помощью инструмента прижмите пластику и разровняйте её.

Щёки — два кусочка в форме капли. Прилепите их и выровняйте. Если нужно, «прирастите» и подбородок.

Раскатайте круглую лепешку и разрежьте пополам — это будут заготовки для ушей.

По высоте место для ушей, (если смотреть спереди) находится между кончиком носа и бровями. Если смотреть сбоку, уши располагаются на линии, разделяющей, голову на области лица и затылка. В этом месте и прилепите их.

Читайте также:  Натуральный сок своими руками

Чтобы было проще формировать ушки нужно смотреть на фотографию настоящего уха в энциклопедии или другом справочнике. Таким образом, у вас получится интересная кукла своими руками, а точнее её голова. Затем приступайте к созданию шеи.

Теперь облепите шею.

Когда голова будет готова, на макушке вырежьте дырочку — она понадобится, когда начнете приклеивать волосы.

Так вы узнали, как создается кукла своими руками из запекаемого пластика – мастер класс по созданию головы. Теперь спешите узнать, как можно изготовить туловище из 2 части данного мастер-класса о том как делать куклу её тело, волосы, нарисовать личико и сшить одежду.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Лепка головы

При лепке головы перед скульптором стоят те же задачи, что и при лепке других предметов: лепка головы не отличается от лепки фигуры какими-то иными принципами, приемами, средствами, использованием других материалов.

Во всех случаях пластический язык скульптуры должен быть подчинен аналогичным требованиям передачи объемно-пространственной характеристики предмета.

Поэтому, для того чтобы эта характеристика была точной и выразительной, необходимо изучить строение предмета, определить его главные составные части, их взаимосвязь и взаимозависимость, уяснить себе основные формы этих частей и их влияние на форму предмета в целом.

Иными словами, нужно проанализировать конструкцию модели и исходя из этого анализа определить структуру объема и характер поверхности предмета, своеобразие его форм.

Таким образом, задачи при лепке головы ставятся те же, что и при лепке любого другого предмета; разница заключается лишь в особенностях предмета, а не в ином к нему отношении. Поэтому остаются в силе три последовательно решаемые задачи:

1) нахождение расположения частей в пространстве (движение),

2) нахождение их относи тельных размеров (пропорции),

3) нахождение формы (лепка в собственном смысле этого слова) как всего предмета в целом, так и его частей.

Хотите научиться рисовать? Онлайн школы рисования.

Задачи эти решаются в изложенной последо вательности, но не изолированно друг от друга. Нельзя решать одну из них, не думая о последующем решении двух других.

Так, когда речь идет о решении первой задачи, то говорится о правильном расположении в пространстве объемов головы, шеи и той части плеч, изображение которой задумано. Естественно, что, оставаясь на этом этапе главной, такая задача не может быть решена без воспроизведения, хотя ‘бы весьма приблизительно и условно, относительных размеров всех трех перечисленных объемов и их форм.

Приступая к решению второй задачи — уточнению размеров этих трех объемов уже заданного расположения, необходимо, учитывая уже найденное расположение, тщательно проверить как отношения линейных размеров (расстояния между отдельными точками на поверхности предмета), так и то, что можно назвать «весовыми отношениями объёмов», то есть те ощущения тяжести и плотности, которые вызываются в сознании изобразительными формами модели. Эти «весовые отношения» не поддаются формальному измерению, но «чувство веса» очень важно в работе скульптора и его необходимо развивать.

Наконец, переходят к решению последней задачи — нахождению формы. Из геометрии известно, что всякая кривая линия со всеми ее изгибами может рассматриваться в упрощенном варианте как состоящая из прямых отрезков ломаная линия. Этим положением, в частности, пользуются при определении площадей, ограниченных кривыми линиями. Эта особенность используется и для построения форм в скульптуре. Криволинейные поверхности на первых стадиях обозначаются пересечением приближенных к ним плоскостей. Поэтому первоначальная форма любой модели неизбежно должна представлять собой как бы обрубленный топором объем. В начале работы над головой, на первой стадии лепки, этот объем может быть ограничен всего несколькими плоскостями, позволяющими видеть в этом простом объеме некое подобие головы, шеи, плеч. На последующих этапах происходит уточнение размеров этих объемов, определение пропорций, переход от условной трактовки к передаче реальных форм натуры со всем присущим им богатством.

Лепку головы необходимо начинать с изготовления каркаса. На (ил.1) показана схема деревянного каркаса простейшей системы. Как видно, для его изготовления нужно два обрезка досок, брусок, две небольшие планки и несколько гвоздей. Перед обкладкой каркаса полезно смочить его водой, чтобы глина лучше пристала к дереву. Приготовление глины для лепки головы ничем не отличается от подготовки к другим работам — глина должна быть размочена, а потом размята. Разминать ее лучше всего ударами железного прута по большому куску глины. При этом необходимо удалять из глины попадающиеся в ней иногда камни, щепки и прочие посторонние предметы.

Работать вначале лучше всего руками, в случае необходимости используя деревянный молоток, колотушку и петли. По мере продвижения работы следует переходить ко все более мелким инструментам, так как такие тонкие детали, как глаз или ухо, не могут быть мало-мальски удовлетворительно вылеплены пальцами скульптора.

Для сохранения скульптуры из глины во влажном состоянии ее нужно опрыскивать водой и покрывать пластиком или клеенкой. Из этих же материалов можно делать и колпаки на деревянных каркасах, чтобы ничто не прикасалось к работе не портило ее поверхности.

Скульптор почти всегда в своей творческой практике работает в заданном размере. Чаще всего это обусловливается необходимостью увязать размер скульптуры с архитектурой, в которой она будет располагаться. Поэтому, начиная работу, полезно задать себе масштаб, то есть отношение произведения к натуре, например: 1,25; 1,5; 2 натуральной величины.

Для сохранения масштаба и проверки его в процессе работы полезно сделать масштабную линейку, на которой деления, равные 1,25; 1,5; 2 сантиметрам в скульптуре, будут соответствовать одному сантиметру в натуре.

Каркас с проложенной на нем глиной ставится на вращающийся станок — лучше всего станок-треножник. Высота станка должна быть такой, чтобы середина работы приходилась на уровне глаз работающего. На этом же уровне нужно поместить и натуру, тем самым можно избежать неудобства рассматривания и сравнения на разных уровнях.

При постановке натуры нужно иметь в виду, что сидящий живой человек всегда держит плечи несколько выше, чем стоящий, поэтому при лепке головы нужно или сажать натуру, или ставить, а не чередовать то и другое в одной и той же работе.

Изучение скульптуры головы лучше начинать с лепки мужской головы, а не женской, так как формы ее определенней. В постановках натуры следует придерживаться правила — от простого к сложному. Рекомендуется сначала лепить голову во фронтальном положении, то есть без поворота или другого какого-либо движения. Постепенно задание нужно усложнить, давая голове поворот, или наклон, или то и другое вместе.

Читайте также:  Монтаж фасадных панелей vox своими руками

Самое начало прокладки глины лучше осуществлять двумя руками без инструмента, так как чувство симметрии при работе двумя руками приходит на помощь при изображении симметричного объекта, каким является голова.

Приступая к лепке головы, необходимо вести ее на основе той последовательности решения задач, о которой уже было сказано выше, и руководствоваться одновременно основным правилом работы в изобразительном искусстве вообще и в скульптуре в частности: «увидеть, понять и сделать».

Когда мы входим в затемненную комнату, зная, где и какие стоят в ней предметы, мы легче их можем увидеть, нежели в том случае, если этого знания у нас нет. Точно так же и в лепке. Если скульптор знает строение предмета понимает, чем обусловлены выпуклости и вогнутости его поверхности, то ему легче их увидеть, а значит, и вылепить, чем человеку, не имеющему о них понятия.

Для скульптора важно уметь различать общие присущие каждой голове элементы, их построение и индивидуальные, принадлежащие только данному объекту особенности. Разобраться в этом помогает нам пластическая анатомия.

По мере работы с натуры скульптор накапливает большое количество наблюдений, помогающих ему каждую последующую работу вести более сознательно и целеустремленно. Он уже не «открывает каждый раз Америку», а получает возможность сосредоточить все свое внимание на главном. Полезно бывает запомнить некоторые абсолютные размеры частей лица, отклонения от которых в каждом отдельном случае неизбежны, но знание их помогает в проверке работы без натуры. К таким размерам относятся, к примеру, ширина лица между дугами скуловых костей (15 см), расстояние от середины глаз до подбородка (12 см), высоты головы (24—25 см), расстояние от угла глаза до козелка (8—9 см), длина самого уха (7 см). Полезно для развития образного представления бывает помнить и некоторые народные характеристики строения головы, как, например, встречающиеся в произведениях Н. В. Гоголя: «редька хвостом кверху» и «редька хвостом книзу», «кувшинное рыло» и т. д.

До того как приступить к лепке головы, очень полезно вылепить череп человека, потому что форма головы и лица главным образом обусловливается строением черепа.

Лепка скелета шеи и плеч не так уж обязательна, так как они почти полностью покрыты толстым слоем мышц, определяющих их форму. При лепке черепа необходимо поставить его в вертикальное положение, свойственное нормальной посадке головы у живого человека, а не класть его так, как он обычно лежит на столе (ил. 2).

2. Постановка черепа для лепки: а — неправильное положение; б — правильное

В процессе лепки обращайте главное внимание на части, имеющие основное пластическое значение, как-то: лоб, затылок, темя и виски, кости лица — глазницы, скуловые дуги, нос, челюсти, не придавая значения глубине глазничных впадин, носового отверстия, нехватке зубов и т. д.

Полезно вылепить несколько разных черепов. После этого при взгляде на лицо живого человека делается понятнее его строение, все его пластические особенности, и лепка пойдет более сознательно, а значит, и результат будет лучше.

На приведенных здесь иллюстрациях достаточно наглядно представлен процесс выполнения учебной постановки.

Работа начинается с подготовки каркаса (ил.3) и определения относительных размеров и пропорций на глиняной заготовке (ил. 4); затем следует нахождение основных объемных составляющих головы (ил. 5). Затем уточняют и отрабатывают детали (ил. 6).

3. Лепка головы. Каркас

4. Лепка головы. Определение главных линий и пропорций

5. Лепка головы. Лепка основных объемов

6. Лепка головы. Отработка деталей

Особую задачу составляет лепка волос. По самой своей структуре волосяной покров, состоящий из множества отдельных тонких волосков, не может быть воспроизведен в скульптуре точно таким, каким он является в натуре. Да этого и не нужно. Чтобы передать его пластические свойства, важно уметь увидеть основные массы — локоны, пряди и, поняв их общую форму, постараться воспроизвести. При этом не нужно изображать каждый волосок в отдельности, главное — постараться показать только их общую форму и характер. Следует помнить, что волос растет из кожи перпендикулярно ее поверхности и только на известном расстоянии от нее начинает загибаться в ту или иную сторону. Поэтому особое внимание нужно уделять границе роста волос на лбу, висках и других частях головы. Ввиду того что волосы бывают гладкие, волнистые и курчавые, в каждом случае применяются те или иные приемы их трактовки.

С трудностями пластического выражения мы встречаемся также при лепке глаза, где роговица и зрачок, расположенные на шарообразном глазном яблоке, почти только цветом отличаются от окружающего их белка. В этом случае для того, чтобы показать цвет, а не форму, приходится плоской линией намечать окружность роговицы, а зрачок углублять, делая на его месте более или яснее глубокую ямку.

Большое значение при передаче выражения глаз имеет то, в какой степени они «блестят», поэтому часто в углубление зрачка, сбоку, приходится вставлять небольшой кусочек глины, который должен изображать этот «блик». Когда роговица бывает очень темной (карие глаза), иногда углубляют ее всю, но это еще в большей степени нарушает форму глазного яблока и редко производит хорошее впечатление.

В древности в бронзовые и мраморные головы часто вставляли глаза из другого материала из цветных, иногда даже драгоценных камней. Из портретистов прошлого мастерски передавал взгляд светотенью в своих портретах французский скульптор Ж. А. Гудон (ил. 7).

7. Гудон. Портрет Вольтера. 1778-1779. Бронза

Очень важную роль в передаче выражения лица играет пластическая характеристика рта. По своим размерам, структуре, изменчивости формы рот очень разнообразен. Однако имеются элементы, общие для всех людей; так, верхняя губа состоит из трех частей: средней — выпуклой и двух боковых — продолговатых. Нижняя — из двух как бы разделенных впадиной по оси лица округлых выпуклостей. Изменения формы рта в зависимости от переживаний человека — при смехе, плаче, гневе — многообразны. Наиболее частные из этих изменений — подымание углов рта при смехе и опускание при плаче. Малейшие изменения в лепке рта сильно меняют выражение лица. Поэтому пластическое решение рта для характеристики человека и его душевных переживаний чрезвычайно велико.

Читайте также:  Ламповый усилитель для компьютера своими руками схема

Изображение человека во всем богатстве его моральных и физических черт, в разнообразии индивидуальности, в непрестанном развитии и совершенствовании его сознания и есть одна из главных задач искусства.

Итак, занимаясь лепкой головы, мы даже на первоначальной стадии приступаем к решению труднейшей задачи — к созданию образа человека. В этой работе можно различать два важных момента. Во-первых, выполнение этюда с натуры («этюд» в переводе и означает изучение), то есть изучение данного сугубо индивидуального облика человека. Во-вторых, эта работа над портретом, где, опираясь на изучение объекта, дается характеристика его и ставится цель передачи сходства, притом не только внешнего (что тоже обязательно), но и внутреннего, духовного. Человек не бывает всегда одинаков. На его лице, как мы говорим, отражается его состояние, всегда различное, зависящее от мыслей и чувств, его занимающих и волнующих. «В задачу портрета входит психологическая характеристика образа, но передача не случайного состояния, а для данного лица типического.

В истории искусства мы знаем периоды особенно блестящего развития портретного искусства в скульптуре. Прекрасные образцы скульптурного портрета были созданы в Древнем Египте, в Древнем Риме, в эпоху Возрождения в Италии, во Франции и России в XVIII веке (ил. 8).

8. Голова царицы Нефертити. Древний Египет. Начало XIV века до н. э. Песчаник

Свой вклад в развитие этого жанра внесли и советские скульпторы — В. И. Мухина, С. Т. Коненков, Е. В. Вучетич.

В практике работы иногда бывает трудно разграничить, где мы имеем дело с этюдом, а где — с портретом.

Могут быть случаи, когда сделанный непосредственно с натуры этюд, в котором автор ставил себе задачу изучения и фиксации облика данного человека, вдруг перерастает в глубоко психологический портрет или даже в типический образ. Случается и так, что автор, задумает создание портрета, оказывается неспособным подняться выше фиксации случайного состояния человека, отнюдь для него не типического, и в результате получается не портрет, а иногда даже не полноценный этюд.

Здесь будет уместно коснуться одного вопроса, часто вызывающего споры, — вопроса о правомерности с целью обострения характеристики прибегать к сознательному искажению пропорций в портрете; так например, человеку, имеющее длинный нос, делать его еще длиннее, широкое лицо — еще шире, маленькие глаза — еще меньше, то есть идти по пути, ведущему к карикатуре. Это не нужно делать по следующей причине: всякое искажение какой-либо части лица с определенной целью ведет к искажению и других частей уже без цели и уводит изображение от правдивого показа действительности — этого закона подлинно реалистического искусства.

Каждому человеку свойственно в окружающем видеть «свое», то есть то, что ему больше нравится что его больше интересует. В очень большой степени это свойственно и художнику, что легко проверить, сравнивая портреты одного и того же лица, сделанные одновременно разными мастерами. Эти портреты, даже если они имеют сходство с моделью, будут очень отличаться друг от друга, так как каждый художник в портретируемом видел и стремился изобразить это «свое». Делается это авторами часто совершенно бессознательно, а качественная оценка портретов определяется тем, в какой степени это «свое» совпало с пониманием образа зрителем.

Приступая к лепке головы, автор должен очень серьезно продумать как посадить или поставить модель, как повернуть или нагнуть ее голову, куда заставить смотреть.

Следует обратить внимание и на основные свойства характера, присущие данной модели и могущие также быть выраженными особенностями постановки.

Здесь, говоря о постановке натуры, уместно высказать некоторые соображения о том, что мы называем композицией этюда или портрета.

Под композицией мы подразумеваем построение художественного произведения, объединение его отдельных частей в органическое единое целое с целью достижения максимального эффекта воздействия на зрителя в нужном направлении и создания такой его формы, которая своей выразительностью, новизной, жизненной определенностью и красотой содействовала бы наилучшему восприятию содержания произведения зрителем.

В работе над этюдом головы и портретом в скульптуре, кроме уже сказанного о характеристике той или иной натуры, следует учитывать и ряд проверенных приемов, с успехом применявшихся в мировом искусстве. Сочетание головы с шеей, частью груди и плеч в разные эпохи и разными авторами решалось поразному. Наиболее типичны следующие приемы:

— голова с шеей почти без плеч (например, портрет Нефертити, портрет М. Горького работы И. Д. Шадра; ил. 8,9);

9. И. Д. Шадр. Портрет Максима Горького («Буревестник»). 1939. Бронза

— голова с шеей и частично с грудью и плечами не во всю их ширину (портрет Люция Вера, портрет Вольтера работы Ж. А. Гудона (ил. 7), портрет А. А. Замкова, созданный В. И. Мухиной);

— голова с шеей, с полным объемом груди и шириной плеч (портрет Пьетро Меллини работы Бенедетто да Майано; портрет Никколо да Уццано, созданный Донателло);

— голова с шеей, плечами и грудной клеткой с полукруглым или неправильной формы срезом, большей частью задрапированным тканью (многие работы Ф. И. Шубина, Л. Бернини; ил.10);

10. Ф. И. Шубин. Портрет Павла I. 1798. Мрамор

— голова с шеей, плечами и грудью, которые обработаны под так называемую «шубу» (сколы мрамора; ил.11).

11. Н. В. Томский. Волгоградский рабочий. 1957. Мрамор

В современном искусстве, критически осваивающем лучшее прогрессивное наследие мирового искусства, почти все эти приемы используются авторами в зависимости от поставленных в каждом случае задач. Это и композиция, где дается только характеристика самого лица, и портрет, в котором существенным является также движение головы и общая репрезентативность (представительность). Наконец, портрет в мраморе часто решается выявлением его из каменной глыбы, являющейся его основой и как бы включающей в себя продолжение, скрытое от зрителя будто «недоработанным» обломом материала. Этот прием, получивший особенно широкое распространение после О. Родена, сумевшего блестяще продемонстрировать его художественные возможности, имеет то свойство, что грубая «шуба» выгодно оттеняет законченность отделки проработанных скульптором частей.

Источник

Оцените статью
Своими руками