Лэпбук по звукопроизношению своими руками

Лэпбук «В гостях у звука [Р]»

Исмагилова Гульфия Ильдаровна,

учитель — логопед первой квалификационной категории

МБОУ «Начальная школа — детский сад №76» города Тюмени

Дидактическое пособие – лэпбук «В гостях у звука [Р]»

старший дошкольный возраст

Актуальность:

В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования и увеличением количества детей с речевыми нарушениями, мне как учителю – логопеду приходится искать новые подходы, идеи, формы и методы в своей педагогической деятельности, которые, были бы интересны дошкольникам и соответствовали бы их возрасту, и наиболее эффективно бы решали образовательные, воспитательные и коррекционные задачи.

Вот и я начала изучать и использовать в своей работе совершенно новое, интересное для меня, незаменимое методическое пособие – лэпбук. Его можно использовать как в детском саду, так и дома.

Лэпбук (lapbook) –в дословном переводе с английского значит «наколенная книга» (lap –колени, book- книга). Это самодельная папка, которую ребёнок может удобно разложить у себя на коленях, на столе, и за один раз просмотреть всё её содержимое.

Лэпбук – это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний и просто интересный вид совместной деятельности учителя – логопеда, воспитателей, родителейи ребенка.

При работе с детьми с ОНР лэпбук выполняют ещё и функцию развития речи – ее звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя. Работа по развитию речи является составной частью логопедического воздействия на детей, коррекционно-развивающим по своей направленности. Игра помогает сделать учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, ускоряет процесс усвоения занятий, облегчает преодоление трудностей. В дидактической игре ее замысел, правило, действие и включенная в нее умственная задача представляют собой единую систему формирующих воздействий. Дидактические игры особенно необходимы при воспитании и обучении детей с общим недоразвитием речи или задержкой психического развития.

Лэпбук преимущественно используется в индивидуальной работе с детьми. Но задания позволяют использовать его и в подгрупповой деятельности.

На мой взгляд, лэпбук – это современная эффективная технология обучения, отличный помощник в работе учителя – логопеда.У детей с речевыми патологиями речь самостоятельно не развивается. Страдает процесс накопления слов и оперирования ими в речевой деятельности. Как правило, у дошкольников этой категории страдают и познавательные процессы: память, внимание, восприятие, мышление.

Решение данных проблем – одна из задач использования лэпбука в коррекционно-речевой работе.

Такая интерактивная папка позволяет:

  • Пополнять словарь детей и расширять «семантические поля» значений слов;
  • Ускорить и сделать более привлекательным процесс автоматизации и дифференциации звуков;
  • Формировать грамматические категории;
  • Развивать связную речь;
  • Формировать психологическую базу речи;
  • Совершенствовать мелкую моторику.

Актуальность пособия «В гостях у звука [Р]» обусловлена возможностью автоматизации звука [Р] самостоятельно или с минимальной помощью взрослого. Материал систематизирован, при помощи данного пособия можно выстроить систему совместных видов взрослого и одного ребёнка.

В современном обществе важно, чтобы дети с ОВЗ умели социализироваться, чтобы у них хорошо были развиты коммуникативные навыки.

Автоматизация в самостоятельной речи поставленного звука процесс очень длительный. Именно использование разнообразных форм и видов преподнесения речевого материала позволит качественно и в короткие сроки учителю-логопеду автоматизировать звуки, нарушенные у детей.

Аннотация:

Дидактическое пособие лэпбук «В гостях у звука [Р]» представляет собой заламинированную папку формата А3. На страницах папки имеются различные кармашки, карточки, в которых собрана информация по теме. Картинки взяты из интернет-ресурса yandex.ru.

Цель:

-Создание условий для сотрудничества взрослого и ребёнка, группы детей в процессе деятельности по автоматизации звука [Р] с использованием дидактического пособия лэпбук.

Задачи:

Образовательные:

-Учить детей выполнять комплекс артикуляционной гимнастики для выработки нормированного произношения звука [Р], используя тематические карточки;

-Научить правильно проговаривать звук [Р] изолированно, в слогах, словах;

-Обучать чтению слогов с использованием буквы Р, находить в словах нужный слог в разных позициях, как в начале слова, так и в середине слова;

-Определять место (позицию) звука [Р] в словах;

-Автоматизировать звук [Р] в предложениях, в цепных текстах с использованием наглядных схем;

-Автоматизировать звук [Р] в чистоговорках, насыщенных звуком [Р];

-Способствовать развитию речи детей, пополнению активного и пассивного словаря детей;

— Развивать связную речь.

Коррекционно-развивающие:

-Развивать зрительное восприятие посредством рассматривания пособия «Найди все слова со звуком [Р]», называния накладываемых друг на друга контуров картинок со звуком [Р];

-Развивать зрительное восприятие и мелкую моторику пальцев рук посредством составления из разрезных картинок целостных изображений (пособие «Собери букву Р»);

-Стимулировать познавательную активность, способствовать развитию коммуникативных навыков.

Воспитательные:

-Формировать самоконтроль за речью;

-Побуждать к активности в получении новых знаний;

-Формировать положительную мотивацию в данных видах совместной деятельности взрослого и ребёнка.

В лэпбуке собраны материалы по автоматизации звука [Р] для развивающих видов совместной деятельности с детьми дошкольного возраста.

Лэпбук отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной предметно-развивающей среде:

— Полифункционален: способствует развитию творчества, воображения.

— Пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участиемвзрослого как играющего партнера);

— Обладает дидактическими свойствами;

— Является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;

— Вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);

— Его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста;

— Обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

Дидактическое пособие лэпбук «В гостях у звука [Р]» предназначено для детей старшего дошкольного возраста.

Содержание лэпбука:

1. Карточки по выполнению артикуляционных упражнений для нормированного произношения звука [Р].

Данный раздел представлен в виде карточек, содержащих картинки, обозначающие какое-либо артикуляционное упражнение. Все картинки составляют комплекс артикуляционной гимнастики для нормированного произношения звука [Р].

Цель: учить детей с использованием карточек самостоятельно выполнять артикуляционные упражнения.

2. «Звуковая дорожка».

Данный раздел представляет звуковые дорожки. Ребенок МАШИНКОЙ или СОБАЧКОЙ (лежат в кармашке пособия), ведет по дорожке и тянет звук.

Цель: совершенствование зрительно – моторной координации и ориентировки в пространстве; автоматизация поставленного звука.

3. «Составь предложения».

В данном разделе представлены карточки с картинками. Нужно составить предложения о Роме и Ире по схемам с опорой на картинки. Образец: Рома. труба. — Рома купил трубу.

Цель: научиться работать по схемам, автоматизация звука [Р] в связной речи.

4. Игра «Сложи пирамиду».

Данное пособие представляет собой разноцветную пирамиду из частей, с картинками со звуком [Р].

Ребёнку предлагается собрать пирамидку, при этом правильно назвать картинки, изображённые на ярусах.

Цель: автоматизация звука [Р] в словах; развитие мелкой моторики.

5. Карточки «Читаем слова-слоги».

Данное пособие представляет три карточки, из которых можно составить цветную картинку со словом, разделенным на буквы (ШАР, СЫР, РАК).

Цель: обучение чтению; развитие зрительной и мелкой моторики.

6. Карточки «Слово рассыпалось».

Данное пособие представляет картинки с рассыпанными буквами. В пустых клетках нужно записать их назва­ния из рассыпанных букв, с помощью смываемых фломастеров. Придумай по 2—3 предложения с каждым словом.

Цель: развитие связной речи; развитие зрительного восприятия; развитие навыка чтения.

7. Разрезные картинки «Собери букву Р».

Ребёнок собирает пазл и получит загаданную букву. Запоминает, как она выглядит и называет. Для закрепления называет слова, которые нарисованы в каждом элементе.

Цель : закреплять умение детей составлять целое из частей; закреплять графическое изображение буквы; развитие воображения, образного мышления, мелкой моторики руки; продолжать учить концентрировать внимание; помочь развить наблюдательность, развивать зрительное восприятие.

8. Игра «Лото-слоги».

Данный раздел представляет кармашек, в котором лежат разрезные карточки слов: макароны, сковорода, растение, смородина, карандаши, фломастеры, и их картинки. Нужно к каждой картинке подобрать соответствующие слова из слогов. Например, картинка смородина, подобрать карточки из слогов СМО-РО-ДИ-НА.

Цель: учиться читать слоги; развивать внимание; учиться подбирать слово к слогу.

9. Карточки «Чистоговорки».

Данный раздел представляет кармашек, в котором лежат чистоговоркипо автоматизации звука [Р]. Взрослый читает стихотворную форму, показывая по ходу картинки. Ребёнок запоминает данный текст, опираясь на зрительный стимулятор – картинку.

Цель: автоматизировать звук [Р] в связной речи; развивать чувство ритма и рифмы, интонацию; память, контроль над звукопроизношением; развивает зрительную память.

10. «Найди все слова со звуком [Р]».

Данный раздел представляет «заколдованные картинки», на которой изображены наложенные друг на друга контуры предметов.

Цель: развивать у детей зрительное восприятие посредством нахождения предметов, называния их с чёткой артикуляцией звука [Р].

11. «Веселая улитка».

Данный раздел представляет собой улитку с изображениями разного количества предметов на заданный звук. Предназначено для автоматизации (закрепления) звука [Р] в речи воспитанников с нарушениями звукопроизношения.

Цель: автоматизация и дифференциация звуков, развитие фонематического слуха; совершенствование лексико-грамматических категорий речи; развитие просодической стороны речи.

12. Карточки «Определи место звука [Р] в слове».

Данный раздел представляет собой карточки с условными обозначениями позиции звука [Р] в слове: карточки с позициями «звук [Р] в начале слова», «звук [Р] в середине слова», «звук [Р] в конце слова», а также картинки, содержащие звук [Р] в разных позициях.

Цель: развивать у детей умение определять позицию звука [Р] в слове, соотносить графическую схему с нужной картинкой.

13. «Слоговая дорожка».

Представлена слоговая дорожка: РА-РО-РУ-РЭ-РО-РЭ-РУ-РО-РА. Ребенок читает слоги, и закрывает слог «рыбкой», если произносит правильно звук [Р].

Цель: автоматизация поставленного звука в слогах.

14. «Автоматизация звука [Р]».

К этому разделу переходим на этапе автоматизации звука, представлены картинки со звуком [Р], ребенок называет картинку, с контролем звука [Р], если произносит правильно закрывает «рыбкой».

Цель : закрепление правильного произношения звука «Р» в словах.

15. «Прочитай текст».

Упражнение «Пересказ с картинками». Повтори каждое предложение, заменяя картинки словами.

Цель: автоматизация звука р в предложениях.

Дидактическое пособие «В гостях у звука [Р]» рекомендуется также использовать и воспитателям дошкольного учреждения в коррекционно-развивающей работе с детьми, также пособие могут использовать родители, и сами дети в самостоятельной и игровой деятельности.

Результатом использования данного пособия является:

  • Объединение детей, родителей и педагогов, то есть, социальная
  • Дети учатся находить информацию самостоятельно, то есть учатся учиться;
  • Развивается творческое мышление, любознательность, находчивость, воображение, мелкая моторика, пространственная ориентировка, что тесно связано с развитием речи;
  • Ребенок учится самостоятельно собирать и организовывать информацию – хорошая подготовка к исследовательской деятельности.

Использование инновационной игровой технологи «лэпбук» является успешным шагом на пути внедрения ФГОС ДО. Ведь она позволяет нам использовать инновационные методы и формы работы, и реализовывать основные принципы: быть открытыми для семьи, сотрудничать с родителями в воспитании детей, создавать единую развивающую среду, обеспечивать одинаковые подходы к развитию ребенка в семье и детском саду.

Используемая литература:

  1. Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС/ Д. А. Гатовская // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015.
  2. Комарова А.А. «Альбом для автоматизации звуков, в игровых упражнениях». Составь предложения- с.17;, Слово рассыпалось.
  3. «Звуковая дорожка», автор: Андреева М.С, учитель-логопед с.Андреевское.
  4. «Собери пирамидку», автор: Гафиятуллина Н.В.
  5. «Читаем слова слоги» — дидактическое пособие, автор: Шмец Л.А., «Айрис-пресс», 2011.
  6. Интернет ресурсы: https://yandex.ru/images/search?text=звуковая улитка
  7. Интернет ресурсы: https://yandex.ru/images/search?text=артикуляционная гимнастика карточки
  8. Интернет ресурсы: https://yandex.ru/images/search?text=чистоговорки карточки;

«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0005333

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
— Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
— Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. «Детские сады Тюменской области» официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 — 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем «Свидетельство о публикации» в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. «Свидетельство о публикации» в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Источник

Читайте также:  Массажное масло своими руками от целлюлита
Оцените статью
Своими руками