Лентопротяжный механизм
Кинематическая и электрическая схемы
При записи или воспроизведении магнитной фонограммы лента 20 (рис. 2) сматывается с катушки 1 подающего узла 22, проходит по направляющим стойкам 8 около стирающей 17 и универсальной 15 головок и наматывается на катушку 4 приемного узла 6. Лента движется за счет прижатия ее роликом 13 к ведущему валу 14 с помощью пружины 10 и прижимается к головкам штырем, установленным на рычаге 16. Стабильность движения ленты создается массивным маховиком 19. Подающий и приемный узлы соединены с подающим 23 и приемным 5 электродвигателями с помощью резиновых пассиков 7, т. е. через «бесконечные» эластичные ремни.
Рис. 2. Кинематическая схема лентопротяжного механизма: 11 — подающая катушка; 2 — шкив; 3 — переключатель скорости; 4 — приемная катушка; 5 — электродвигатель М2; 6 — приемный узел; 7 — малый пассик; 8 — направляющая стойка; 9 — ручка переключателя ‘Ход — Стоп’; 10 — пружина; 11 — кулачок; 12 — концевой выключатель; 13 — прижимный ролик; 14 — ведущий вал; 15 — универсальная головка; 16 — рычаг прижимного ролика; 17 — стирающая головка; 18 — большой пассик; 19 — маховик; 20 — лента; 21 — ведущий электродвигатель М3; 22 — подающий узел; 23 — электродвигатель M1; 24 — шкив
Так как двигатели включены на вращение в разные стороны, то они создают необходимое натяжение ленты и ее подмотку на приемную катушку.
Ведущий вал с маховиком приводится во вращение от ведущего электродвигателя 21 также через резиновый пассик 18. Скорость протягивания ленты меняется перестановкой пассика на соответствующие ступени шкива 2 электродвигателя с помощью рычага переключателя скорости 3. При этом меняется скорость вращения ведущего вала, а следовательно, и скорость протягивания ленты.
При вращении ручки 9 переключателя рода работы в положение «Стоп» поворачивается кулачок 11, который, толкая рычаг 16, отводит прижимный ролик от ведущего вала. Движение ленты прекращается, так как подающий и приемный электродвигатели включены на вращение в разные стороны. Последнее позволяет применить механизм без специальных тормозных устройств, не опасаясь образования петель ленты при ее остановке. Кулачок одновременно отпускает шток концевого выключателя 12. При этом размыкаются контакты 1-2 концевого выключателя В3 (рис. 3), включая в цепь питания боковых электродвигателей M1 и М2 полупроводниковый диод Д1. Электродвигатели, питаемые пульсирующим выпрямленным напряжением, создают небольшие подматывающие моменты, предотвращающие самопроизвольное сматывание или спадание ленты с катушек. Так как в положении «Стоп» ведущий электродвигатель М3 не выключается, то создается режим кратковременной остановки, при которой двигатель продолжает вращаться с полной скоростью, а лента останавливается. Этот режим особенно целесообразен, например, при записи концерта, когда нужно пропустить запись аплодисментов или шума зала между номерами, а затем, быстро включив режим «Ход», исключить влияние на запись пускового момента ведущего электродвигателя, вызывающего «завывание» звука. В случае, когда необходим длительный перерыв в записи, включается режим усилителя. Для этого переключатель переводится в положение «Стоп» и нажимается сторона «УС» клавиши переключателей В4-В5 (при включении магнитофона нажимается сторона «ВК»). Контакты 3-4 переключателя В5 разрывают цепь питания двигателей, а контакты 1-2, замыкаясь, оставляют магнитофон во включенном состоянии. За 10-15 сек до начала записи нажимается сторона «ВК» клавиши для включения двигателей. Переключатель В5 переходит в исходное положение, а контакты 1-2 переключателя В4, замыкаясь, оставляют магнитофон во включенном состоянии. Так как режим усиления используется при применении магнитофона в качестве усилителя, то контакты 3-4 переключателя В4 в этом режиме срывают колебания генератора тока стирания и подмагничивания. Выключение магнитофона осуществляется одновременным нажатием обеих сторон клавиши «ВК» — «УС», при этом она занимает горизонтальное положение.
Рис. 3. Схема включения электродвигателей магнитофона (переключатели показаны в выключенном положении)
Ускоренная перемотка ленты вправо или влево включается клавишей с переключателями В1 и В2. При нажатии стороны «Влево» размыкаются контакты 3-4 и замыкаются контакты 1-2 переключателя В1. На левый электродвигатель M1 подается напряжение 220 в, и он производит намотку ленты, а правый двигатель, на который подано выпрямленное напряжение, создает торможение для плотной укладки ленты в рулон. Если же нажимается сторона «Вправо», то направление перемотки ленты меняется на обратное. Выключение перемотки, как и магнитофона, осуществляется нажатием обеих сторон клавиши. При перемотке напряжение 220 в подается на двигатели через контакты 3-4 переключателя B3, которые замкнуты только в положении «Стоп» переключателя рода работы, т. е. когда прижимный ролик отжат от ведущего вала. Это исключает обрыв ленты при ошибочном нажатии клавиши перемотки в режиме рабочего хода. Так как в режиме «Стоп» прижимный ролик всегда отведен от ведущего вала, то это исключает также возможность появления вмятин на резине ролика.
Источник
Юный техник 1959-02, страница 61
СТРОИМ МАГНИТОФОН
2. ЛЕНТОПРОТЯЖНЫЙ МЕХАНИЗМ
Прежде всего внимательно изучите чертеж-рисунок лентопротяжного механизма (см. цветную вкладку) и только потом приступайте к его постройке. Ответы на вопросы, возникшие при чтении чертежа, вы найдете в описании. Итак, за дело.
ПЛАТА, на которой собирается механизм, имеет толщину 2 мм (сталь) или 3 мм (дюраль, гетинакс, текстолит).
ВТУЛКИ для всех вращающихся осей — из золотников от велосипедных шин. Внутренние отверстия золотников развертываются сверлом 5 мм, а затем золотники обрезаются до нужной длины.
ОСИ для втулок — из гвоздей диаметром 5 мм. Зачистив острие гвоздя мелким напильником, вставьте его во втулку. Передвигая втулку по гвоздю и одновременно вращая ее, найдите место, где втулка будет легко вращаться. Отметив место расположения втулки, обрежьте гвоздь до требуемой длины и нарежьте резьбу плашкой 5 мм.
ГАЙКУ ДЛЯ ПОДТАРЕЛЬНИКА подберите большого диаметра толщиной 3 мм (например, от щелочного аккумулятора «НКН-10»).
ДИСК — из листового железа толщиной 1 мм. Отверстие в центре диска имеет резьбу М5. Для втулки подберите готовую трубочку внешним диаметром 8 мм и внутренним 4 мм. Нарежьте метчиком внутреннюю резьбу М5. Соберите подтарельник и проверьте, как он вращается в своей втулке: диск не должен иметь перекосов. Теперь ось, гайку, диск и резьбу втулки смажьте клеем «БФ-2». Туго заверните все резьбы и только после этого отпилите нарезанную часть трубочки. Помните, что ни оси, ни их части, имеющие резьбу, нельзя зажимать в тисках без алюминиевых или деревянных прокладок.
СУКОННАЯ ШАЙБА на диск подтарельника приклеивается клеем «БФ-2».
ШКИВ С ЖЕЛОБКОМ и центральным отверстием с резьбой 5 мм делают из плексигласа, гетинакса или текстолита. Второй подтарельник делают так же, как и первый. Размеры его оси и втулки (подшипника) иные (они показаны на цветной вкладке). На диске второго подтарельника устанавливается штифт.
ФРИКЦИОН. Два диска фрикциона диаметром 105 мм вырезаются из дюраля толщиной 1 мм и один диск — из резины от автомобильной камеры (он устанавливается между металлическими дисками). Диаметр резинового диска 120 мм. Центральные отверстия дисков имеют резьбу М5. Установите фрикцион на оси и закрепите его двумя гайками. Убедившись, что фрикцион не бьет, поставьте шесть заклепок из алюминиевой проволоки диаметром 2 мм. Края резинового диска будут обработаны (см. об этом ниже), и его диаметр станет равным 110 мм при окончательной установке фрикциона на место. Устаноека фрикционё на место производится во время сборки механизма.
ОСЬ ВЕДУЩЕГО ВАЛИКА И ЕГО ФРИКЦИОН изготавливаются аналогично.
Для лучшей стабилизации движения пленки ведущий валик должен быть тяжелым (нужен большой момент инерции). Поэтому диски для фрикциона ведущего валика сделайте из листового железа толщиной 2 мм. Центральные отверстия дисков имеют резьбу М5. Края резинового диска обрабатываются после окончательной сборки механизма.
ШКИВ под резиновым фрикционом должен иметь диаметр 27 мм (по желобку).
РЕМЕННАЯ ПЕРЕДАЧА — кольцо, склеенное из вентильной резины для велосипеда. В место склея вставьте резиновый штифт.
В качестве ВЕДУЩЕГО ВАЛИКА применен шарикоподшипник внешним диаметром 19 мм. Он вклеен между двумя круглыми гайками из гетинакса. Установка ведущего валика описана ниже.
ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЬ РАБОТЫ МЕХАНИЗМА. Ручка с осью вращает диск из гетинакса или текстолита толщиной 6 мм и диаметром 53 мм. Диск закрепляется между двумя гайками. Отверстия для болтов и фиксирующих канавок делаются во время сборки и окончательной регулировки механизма. Скобу-пружи
Источник
Форумы сайта «Отечественная радиотехника 20 века»
Профилактика и регулировка ЛПМ кассетных магнитофонов.
Профилактика и регулировка ЛПМ кассетных магнитофонов.
Доброго времени суток, в журнале Радио 1994 г. №06 попалась хорошая статья о профилактике и регулировки ЛПМ кассетных магнитофонов, может кому пригодится:
Профилактика и регулировка ЛПМ кассетных магнитофонов
Любители магнитной записи, наверное, уже сталкивались с такой проблемой, когда в определенные моменты работы кассетного магнитофона он, вроде бы без всякой видимой причины, начинает заминать магнитную ленту. А для кассет это самое страшное. Если замятую ленту в катушке можно вырезать и аккуратно произвести склеивание, то в кассетах эта процедура много сложнее, да и сами элементы тракта протягивания ленты и ее укладки более чувствительны к неровностям Неудачное склеивание узкой ленты может привести к серьезным неприятностям, вплоть до выхода из строя не только кассеты, но и ЛПМ.
Вот почему радиолюбители даже и не пытаются «исправить» замятую ленту. Они либо мирятся с этим, либо надеются, что она сама «прогладится» в плотном рулоне ленты, перемотанной в одну сторону. Почему же все-таки магнитофоны заминают ленту? Этот вопрос волнует многих владельцев кассетных магнитофонов и других записывающих и воспроизводящих устройств, в которых применяются кассеты. По этому поводу идут споры. Некоторые, например, считают, что магнитную ленту С90, МК90, С120, толщина которых составляет 12 и 9 мкм, чаще всего заминают отечественные магнитофоны. С этим никах нельзя согласиться. Наши магнитофоны выпуска последнихлет нисколько не уступают изделиям иностранных фирм, а в части механики они даже более надежны. Так что же приводит к столь неприятному явлению? Чаще всего это происходит, видимо, по той причине, «по лентопротяжный механизм (ЛПМ) длительное время не подвергался профилактическому осмотру и смазке, не проводилась тщательная регулировка после ремонта. Между тем каждому известно, что ЛПМ, пожалуй, самый ответственный узел магнитофона и без правильной его регулировки получить хорошее звучание просто невозможно. За ним требуется регулярный уход и неуклонное выполнение требований, записанных в техническом паспорте и инструкции на данный аппарат. Практика показывает, что наши радиолюбители достаточно грамотно разбираются в принципиальных схемах даже самых современных и сложных аппаратов, много времени уделяют анализу работы их электронной части и совсем упускают из виду механику, без которой возможности электроники не могут быть полностью реализованы. Самым простым, но необходимым элементом профилактики работы ЛПМ является регулярная чистка рабочих поверхностей магнитных головок. Это надо делать через каждые 10. 20 часов работы магнитофона и обязательно каждый раз перед проведением записи. Чистку следует проводить мягким материалом (хлопчатобумажная ткань, мягкая замша, ватам др.), смоченным спиртом или специальными составами, предназначенными именно для этих целей. Использование для чистки головок водки, одеколона, духов нежелательно, так как первый компаунд содержит в своем составе воду (а она может вызвать окисление металлических поверхностей), а последние—цветочные масла (они образуют пленки, которые сами по себе трудно растворимы). Запрещается чистить поверхности магнитных головок ацетоном и растворителями. Вместе с удалением грязи они могут растворить и пластмассовые элементы ЛПМ, широко сейчас применяющиеся в конструкциях механизмов, особенно зарубежных.
ЛПМ магнитофона должен обеспечивать равномерное протягивание магнитной ленты относительно магнитных головок, без пробуксовки и вибраций. Здесь важную роль играет узел тонвала с прижимным роликом. Магнитная лента в зоне контакта с тонвалом должна прилегать всей своей поверхностью и равномерно прижиматся обрезиненным роликом. Если у прижимного ролика выработаны кромки и вместо цилиндрической формы он имеет бочкообразную или ось ролика непараллельна оси тонвала, то в этом случае магнитную лету потянет вверх или вниз, заминая кромку. Магнитная лента даже может намотаться на ведущий вал, прижимной ролик или уйти в ЛПМ и сложиться «гармошкой», после чего звук «поплывет». Неминуемо последует полная остановка ведущего вала и всего ЛПМ. В этом случае вначале следует проверить параллельность осей тонвала и узла прижимного ролика, а затем более тщательно исследовать поверхность ролика.
С плохим прижимным роликом ЛПМ , может проявитьсяи такой дефект, как проскальзывание магнитной ленты, тоже сопровождающийся «плаванием» звука. Учтите, что аналогичный дефект может наблюдаться, если при смазке прижимного ролика масло или смазка попадаеет на тонвал, прижимной ролик и резиновые пассики — их следует тщательно протереть сухой тканью и произвести проверку магнитофона на воспроизведение.
А хуже всего то, что кромка магнитной ленты, которую «тянет» ведущий узел, деформируется, неравномерно вытягивается, что, в свою очередь, вызывает ступенчатую укладку ленты в корпусе кассеты, увеличивая ее трение и создавая повышенную нагрузку на узел подматывающего устройства. Сердечник с рулоном магнитной ленты может остановиться, и лента вынужденно (при работе ведущего узла) будет наматываться на тонвал, прижимной ролик, вызывая полную остановку механизма. Для правильного протягивания ленты необходимо обеспечить достаточное натяжение пружины прижимного ролика. Силу натяжения можно проверить динамометрическнм устройством промышленного или самодельного изготовления. Усилие натяжения пружины для некоторых из моделей магнитофонов приведены в таблице:
Его проверяют и регулируют при включенном магнитофоне. Нажав клавишу пуска, динамометрическим устройством нужно упереться поверх оси прижимного ролика со стороны тонвала и постепенно отводить ролик до момента его остановки. Как только он остановится, зафиксировать показания динамометра и сравнить его с табличным значением.
При регулировке прижимного ролика обратите внимание на то, что у него должен быть свободный ход не менее 2 мм, т.е. прижимной ролик должен подойти к тонвалу раньше, чем зафиксируется клавиша пуска.
При установке кассеты на рабочее место надо проследить за тем, чтобы она плотно села своей плоскостью на все четыре опорные точки. Проверку следует провести с использованием кассет различных фирм. Если за этим не проследить, то перекосы корпуса кассеты тоже могут привести к деформациям кромки ленты на ограничительных элементах (обводные ролики кассеты, направляющая пластина на магнитной головке). Неправильная установка магниитных головок по высоте и наклону тоже может привести к ухудшению механических свойств ленты, неправильному её протягиванию, плохому прилеганию к рабочим поверхностям головок. Все это вызовет некачественную запись и воспроизведение. В частности, снижение уровня воспроизведения на высоких частотах, неодинаковые уровни сигналов в каждом из каналов при стереофоническом воспроизведении, прослушивание сигнала с соседней дорожки, плохое стирание предыдущей записи. Проверить прохождение ленты по тракту удобно с помощью полуразобранной кассеты. Современные кассеты имеют механическое скрепление двух половинок корпуса винтами «саморезами», что позволяет легко их разобрать и вновь собрать. Для проверки поведения ленты в тракте необходимо снять одну половину корпуса кассеты и вставить ее в магнитофон. Вращая сердечник с рулоном, выбрать провисание ленты в тракте. Затем плавно нажать на клавишу пуска и проследить, как заходит магнитная лента в направляющие ограничители на магнитных головках — она должна заходить плавно и точно, не задевая направляющих по высоте. Если заметно задевание,то нужно изменить положение элемента с ограничителем путем подкладки шайб необходимой толщины. Проверку ленты в тракте следует провести при выключенном и включенном магнитофоне. Устанавливая полуразобранную кассету, целесообразно проверить, как магнитная лента огибает зону рабочего радиуса магнитных головок. Для этого необходимо нажать клавишу пуска и крепежными винтами площадок головок установить их оптимальное положение. Приемный узел должен плавно и плотно подмагывать магнитную ленту на сердечник, обеспечивая равномерную укладку ленты по высоте. Во многих ЛПМ кассетных магнитофонов в режимах записи и воспроизведения узел подмотки приводится в движение через фрикцион резиновым пассиком от маховика или электродвигателя (в режимах перемотки, как правило, паразитным обрезнненным роликом и без участия фрикциона. С течением времени пассик растягивается, а обрезинекные поверхности роликов высыхают, теряют эластичность, материал выкрашивается — в результате могут возникнуть пробуксовки. Элементы с указанными дефектами необходимо заменить. Очень часто приемный и подающий узлы выполнены из одинаковых элементов, что позволяет проводить проверку их взаимной перестановкой. Замена обрезиненных роликов часто бывает затруднительна. Поэтому можно порекомендовать, если позволяют условия, создать дополнительное прижимающее усилие с помощью пружинной тяги. Если нечем заменить элементы приемного узла, то их следует попытаться восстановить. Для этого необходимо снять приемный узел с оси и, в зависимости от конструкции узла, убедиться в нормальном качестве либо фетра фрикциона, либо в хорошем прилегании обрезиненной поверхности элемента передачи движения (ролика). В последнем случае, нажав клавишу пуска, визуально убеждаются, что ролик проходит несколько дальше за зону соприкосновения с элементами приемного узла. Затем попытаться восстановить качество прилегающих обрезиненных поверхностей, сняв шлифовальной бумагой небольшой слой (необходимо предусмотреть меры, исключающие эксентричность вращающегося элемента и попадание пыли от резины в механизма приемного узла). Равномерность подмотки зависит от тягового усилия в подматывающем узле и тормозящего усилия в подающем узле. Значения усилий пробуксовки этих узлов приведены в таблице. Для проверки и регулировки узла подмотки необходимо изготовить простое приспособление, показанное на рисунке:
Оно представляет собой обойму по форме шпинделя подматывающего узла с тяговым коромыслом. Особо следует обратить внимание на соблюдение длины плеча коромысла, относительно которого приведены тяговые усилия, указанные в таблице. Высота h коромысла может быть выбрана исходя из конкретных условий работы в проверяемом магнитофоне. Обойму шпинделя можно выполнить из мягкого материала (тонкая жесть, латунь и другие материалы), а коромысло из жесткого прутка. Устройство надевается на шпиндель узла подмотки, магнитофон переводится в положение с горизонтальным расположением шпинделей и при включенном рабочем ходе коромысло уравновешивается граммомстром или обычными гирьками аптекарских весов. В заключение регулировки ЛПМ следует при полностью собранном магнитофоне проверить и выставить высоту и угол наклона магнитных головок. О некоторых интересных и оригинальных способах выполнения этой ответственной работы неоднократно рассказывалось в журнале «Радио».
А.ГРИГОРЬЕВ
г. Санкт-Петербург
РАДИО №06 1994 г
В продолжении темы, переборка фрикционной муфты на примере приёмного узла плёнки магнитофона-приставки Яуза МП-221. Демонтируем приёмный узел плёнки с лентопротяжного механизма:
Разбираем его, удаляем пыль и продукты износа механизма, очищаем фетр от пыли-грязи и взъерошиваем зубной щёткой:
На данном аппарате усилие подмотки не регулируется и определяется только жесткостью пружины.
Предача подмотки сделана через обрезиненный паразитный ролик от маховика тонвала. Резиновое обрамление ролика должно быть чистым и эластичным:
Источник