ДИЛЕЙ ДЛЯ ГИТАРЫ
Трудно представить себе современную музыку без электрогитары, сейчас этот музыкальный инструмент используется повсеместно. Опытный гитарист может извлекать из электрогитары практически любое звучание, от лёгкого и лиричного до жесткого рваного звука. Помогают ему в этом гитарные педали – специальные устройства, особым искажающие форму сигнала со звукоснимателя гитары. Один из таких эффектов – Delay (Дилей), он делает звук воздушным, лёгким, придаёт звуку гитары совершенно новый образ. Не даром Дилей называют педалью космонавта.
Одна из самых популярных педалей Дилея – Deep Blue Delay от Mad Professor. Узнаваемая синяя коробочка и всего три ручки – Level (меняет соотношение чистого сигнала с «хвостами»), Repeat (отвечает за количество повтором), Delay (регулирует время задержки) стоит весьма немалых денег. Однако внутри она содержит достаточно простую схему, повторить которую не составит особого труда для человека, имеющего опыт работы с паяльником.
Схема приставки Delay
Несколько слов о схеме. Её основа – микросхема PT2399, формирующие те самые повторы (в простонародье – «хвосты»), которые примешиваются к чистому сигналу. Операционный усилитель TL072 или аналогичный, стоит попробовать поставить разные, кроме TL072, например, RC4558 (мне больше всего понравилась именно она), NE5532, ОРА2134. С каждой микросхемой звук чуть-чуть разный. Входной конденсатор – плёночный — 22 nF можно увеличить в пару-тройку раз, прибавится низких частот. Потенциометры все на 50 кОм, с линейной зависимостью. Питание – блок питания на 9-12 В. Можно использовать и «крону», но на долго её не хватит, ведь потребление всей схемы составляет 20-25 мА.
Список необходимых деталей
Резисторы 0,125 Вт
- 1М — 1шт
- 360К — 1шт
- 180К — 1шт
- 100К — 1шт
- 22К — 1шт
- 20К — 2шт
- 12К — 1шт
- 10К — 7шт
- 5,1К — 1шт
- 2,7К -1шт
- 2К — 1шт
- 1К — 2шт
- 33 — 1шт
Конденсаторы:
- 100мкФ 16В(электролит) — 1шт
- 47мкФ 16В(электролит) — 3шт
- 1мкФ — 4шт
- 100нФ (0,1мкФ) -4шт
- 47нФ (0,047мкФ) — 1шт
- 22нФ (0,022мкФ) — 2шт
- 15нФ (0,015мкФ) — 1шт
- 10нФ (0,01мкФ) — 1шт
- 4,7нФ (0,0047мкФ) — 1шт
- 2,2нФ (0,0022мкФ) — 2шт
- 100пФ — 1шт
- 47пФ — 1шт
Микросхемы:
Остальное:
- Диод 1n4007 – 1 шт
- Разъёмы jack 6.3 моно – 2 шт
- Потенциометры линейные 50 кОм – 3 шт
- Ручки для потенциометров – 3 шт
Пожалуй, это самое необходимое, что понадобится для сборки. При желании можно поставить 3 PDT кнопку на 3 группы контактов и собрать так называемый Тру-байпас: в одном положении кнопки звук гитары остаётся нетронутым, в другом положении включается Дилей.
В качестве корпуса можно использовать. консервную банку! На мой взгляд, она подходит по всем параметрам, достаточно жёсткая, металлические стенки образуют экран и защищают схему от наводок, кроме того, педаль в корпусе из консервной банки выглядит весьма аутентично.
Ещё один немаловажный момент в построении подобных аудио-устройств – земляные петли. «Минус» питания должен быть заведён на корпус строго в одной точке (в моём случае это сам разъём питания), «минусы» разъёмов jack, минус питания схемы также должны подключаться к разъёму в одной единственной точке, без образования петель. В противном случае возможно самопроизвольное возникновение посторонних шумов, которые так не любят гитаристы.
При правильной сборке и соблюдении всех требований схема начинает работать сразу, не требует настройки. Проверенная печатная плата прилагается. Фото собранного мной Дилея:
Печатную плату вы можете скачать в этом архиве. Автор материала — Дмитрий С.
Источник
Самодельная педаль deep blue delay для электрогитары
С давних времен гитаристов интересует один вопрос: “а как же разнообразить свое звучание и сделать его неповторимым?”
Для этого и приходят на помощь самые разные педали эффектов. Сегодня поговорим, о том как сделать знаменитую педаль дилея deep blue delay.
Началось все с того, что я испытывал сильную нужду в какой-нибудь педали, кроме уже имеющегося перегруза. В результате долгих размышлений я пришел к выводу, что основой педалборда каждого современного гитариста являются две педали: distortion и delay. Выбрать я решил самую ходовую на тот момент педаль дилея, но так как в магазинах она стоит ну совсем дорого (а особенно модель ручной сборки), я решил, что нужно взять это дело в свои руки.
Начнем с того, что из себя представляет эта педаль.
Delay (с английского Delay — задержка) — эффект задержки звука, реализуется добавлением к исходному сигналу его копии или нескольких копий, задержанных по времени. Задержанный сигнал может воспроизводиться либо один раз, либо несколько раз. Время задержки как правило не менее 50-60 мс.
Сейчас я покажу, как её сделать
Для начала вам нужно разжиться всеми необходимыми для сборки элементами:
- Стеклотекстолит
- Побольше проводов
- Кнопка 3PDT
- Гнезда под jack 6,3 (моно) – 2 шт
- Гнездо для блока питания – 1 шт
- Потенциометры B50k – 3 шт
- Корпус Gainta g0124
- Ручки для потенциометров – 3 шт
- Светодиод синий
- Диод 1n4007 – 1 шт
Резисторы (0,125 Вт):
- 1М – 1 шт
- 360К – 1шт
- 180К – 1шт
- 100К – 1шт
- 22К – 1шт
- 20К – 2шт
- 12К – 1шт
- 10К – 7шт
- 5,1К – 1шт
- 2,7К – 1шт
- 2К – 1шт
- 1К – 2шт
- 33 – 1шт
Конденсаторы (напряжение не ниже 16В):
- 100мкФ 16В(электролит) – 1шт
- 47мкФ 16В(электролит) – 3шт
- 1мкФ 16В(электролит) – 4шт
- 100нФ – 4шт
- 47нФ – 1шт
- 22нФ – 2шт
- 15нФ – 1шт
- 10нФ – 1шт
- 4,7нФ – 1шт
- 2,2нФ – 2шт
- 100пФ – 1шт
- 47пФ – 1шт
Микросхемы:
- TL072
- PT2399
- 78l05
Стоит упомянуть о таком явлении, как земляная петля:
«земляная петля — это неодинаковость земель, иными словами — разные потенциалы в точках заземления силовых кабелей двух или нескольких аппаратов(блоков внутри аппарата), иногда — заземленных экранов. Ну а там, где разность потенциалов — там соответственно напряжение и ток (паразитный), появление которого выражается в шумах и постоянных помехах.»
Чтобы избежать появления земляных петель, а вместе с ними и разных ненужных наводок, необходимо сделать так, чтобы все минусы схемы сводились ровно в одну точку и контактировали с корпусом только в этой точке. В роли этой общей точки будет выступать корпус одного из потенциометров.
Схема предусматривает и true bypass. Собственно, это такой метод переключения в педали, при котором, в выключенном состоянии, сигнал идет напрямую с входа на выход, минуя саму схему примочки.
Следующим этапом сборки является изготовление печатной платы. В данном варианте нужно изготовить две разные платы.
Этапы изготовления:
- Сперва необходимо вырезать нужные по форме куски текстолита
- Далее нужно зачистить их наждачной бумагой для очищения от патины и лучшего лужения
- Распечатать на термотрансферной бумаге дорожки
- Наложить распечатку на текстолит и проглаживать ее утюгом на максимальной мощности несколько минут, пока рисунок не перенесется с бумаги на текстолит
- Подождать до полного остывания и после этого отделить бумагу от текстолита. Если есть не пропечатанные участки, то их нужно закрасить самостоятельно лаком для ногтей или любым другим
- Подготовить раствор для травления (столовая ложка лимонной кислоты, чайная ложка соли на пузырек перекиси водорода), вытравить плату, смыть тонер
- Просверлить отверстия под элементы и провода и залудить дорожки
При сверлении корпуса лучше сначала накернить все отверстия, приложив разметку к корпусу.
Это все, что нужно для изготовления хорошей платы, но по неопытности, конечно, будут неизбежные косяки.
Входной конденсатор – плёночный — 22 nF можно увеличить в пару-тройку раз, прибавится низких частот.
Для того, чтобы не было КЗ, нужно заизолировать корпус в месте, где вторая плата крепится к гнездам.
Итак, педаль готова.
В ней есть ручки регулировки громкости, частоты и количества повторов.
Особенностью этой педали является то, что в общем миксе хвосты не залезают на основной сигнал и не создают диссонанса, а в педалборде эту педаль следует ставить после перегруза, либо вообще в конце цепи.
Пускай педаль и кажется простой, но все таки есть некоторые сложности в ее сборке, так что нужно просто стараться и не лениться исправлять свои косяки.
Источник
Ленточный дилей
Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!
История умалчивает о том, кто придумал дилей. Однако, достоверно известно, что первые аналоговый ленточные дилеи стали появляться в конце 40-х — начале 50-х годов прошлого века. В этой связи нельзя не упомянуть, что, Лестор наш Полфус (Les Paul) был одним из пионеров дилеястроения и использования.
Однако, все это были в большей степени студийные устройства, которые делались различными инженерами и изобретателями в единичных экземплярах.
Для начала небольшая техническая справка.
До изобретения технологий задержки звука, для создания эффекта эха необходимо было производить запись в естественно звучащем помещении где присутствовало эхо, это доставляло большие неудобства для музыкантов и звукорежиссёров.
Первые эффекты дилэя создавались с помощью использования зацикленной магнитной ленты проигрываемой на магнитофоне. В начале ленты устанавливалась записывающая головка, а через определённый промежуток воспроизводящая, или несколько воспроизводящих для создания нескольких задержек. Путем сокращения или удлинения ленты и корректировкой записывающей и воспроизводящей головок, изменялся характер задержки.
Тонкая магнитная лента не совсем подходила для непрерывной работы,
поэтому время от времени лента должна была заменяться для сохранения верности и качества задержанного звука.
Все это было так, пока Joseph Raymond «Ray» Butts в 1953 не сделал гитарный усилитель EchoSonic, отличительной особенностью которого, как раз-таки и был встроенный ленточный дилей. Кстати. Второй сделанный им такой усилитель купил никто иной, как Chet Atkins.
И кстати, именно Ray Butts изобрел хамбакер, т.е. именно ему пришла в голову мысль использовать две катушки, вместо одной. Датчики, кстати, назывались Filter’Tron и устанавливались, как не трудно догадаться на Gretsch. Собственно, и делались первые хамбы для установки на именной Gretsch 6120 Чета Аткинса. Ну это же логично, да? Ну я про то, что Чет, скорее всего, обратился с такой просьбой именно к Рею, т.к. EchoSonic Рея он, как говорят, души не чаял.
Ну это я немного отвлекся…
Второй значительной вехой в дилеестроении был Echoplex.
Этот прибор был разработан Mike Battle в 1959-м году. В общем, Майк не мудрствуя лукаво скопировал конструкцию дилея из EchoSonic и выпустил его в виде отдельного вполне себе портативного устройства.
Кстати, первые два Echoplex сделаны с использованием ламп, возможно, поэтому они до сих пор и ценятся и являются стандартом «тёплого, округло и толстого» эхо.
Третьей и, наверно, последней вехой в истории ленточных дилеев стал Roland RE-201, который стал выпускаться в 1974 году.
Это уже был довольно навороченный прибор со множеством регулировок и настроек и, что немаловажно, с доступной ценой. Что, в немалой степени, и обеспечило ему популярность на долгие годы. А выпускался он аж до 1990-го года, пока все не поработила цифра.
К слову, Roland RE-201 можно купить и сейчас, причем не очень дорого – баксов за 600-700. И даже можно найти запасные ленты! Так что, если очень хочется теплого аналогово звука, то Roland RE-201 – это вариант.
Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!
Источник