- Методические рекомендации по работе с «Лентой букв»
- Использую его в своей работе, начиная со старшей группы
- Обращаемся к ней на каждом занятии по обучению грамоте.
- каждому ребенку в семью приобретаю такое же пособие.
- Пособие иллюстрирует основные понятия из области фонетики русского языка
- Лента букв (для распечатки) учебно-методический материал по русскому языку (1 класс)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Лента букв и звуков
- Немного теории…
- Гласные звуки
- [а] [о] [и] [ы] [у] [э]
- а, о, у, ы, и, э, е, ё, ю, я
- а о у ы э – обозначают твёрдость, предшествующего согласного звука
- я ё ю и е — обозначают мягкость, предшествующего согласного звука
- Согласные звуки
- н м л р й’ — непарные звонкие согласные
- х ц ч’ щ’ — непарные глухие согласные
- б в г д ж з – парные звонкие согласные
- п ф к т ш с — парные глухие согласные
- ч’ щ’ й’ — всегда мягкие шипящие согласные
- ж ш ц – всегда твёрдые шипящие согласные
- ь – показатель мягкости согласных.
- Лента букв и звуков
- Основные правила:
- Йотированные гласные звуки
- Примеры заполнения звуковых схем в 1 классе
- Что такое «лента букв»: приёмы использования
- Об авторе: Ольга Васильевна Лысенко
- Как быстро обучить ребенка буквам?
Методические рекомендации по работе с «Лентой букв»
Татьяна Белоусова
Методические рекомендации по работе с «Лентой букв»
«Лента букв» — учебно-наглядное пособие. Когда я училась в школе, данное пособие висело у нас в классе над доской. Я им не пользовалась, хорошо разбиралась в особенностях звуков родного языка и без этого пособия.
Позже, когда стала получать профессию учителя начальных классов, а далее и профессию учителя-дефектолога, я поняла, насколько полезно это пособие.
Использую его в своей работе, начиная со старшей группы
. Когда начинаю знакомить своих дошкольников со зрительным образом букв, данное пособие активно включаю в работу. Лента висит в кабинете над доской. Также лента находится в речевом уголке в группе.
Обращаемся к ней на каждом занятии по обучению грамоте.
каждому ребенку в семью приобретаю такое же пособие.
В начале учебного года провожу консультацию для родителей, где подробно рассказываю, как пользоваться данным пособием. Это залог того, что домашние тренировочные упражнения по звуковому анализу и синтезу, которые я задаю детям, будут выполнены правильно и осознанно.
Пособие иллюстрирует основные понятия из области фонетики русского языка
«звук в сопоставлении с буквой»; гласные и согласные звуки; согласные звуки мягкие и твердые, парные и непарные, глухие и звонкие, обозначающие твердость и мягкость согласных.
Информационное поле разделено на традиционные цветовые зоны: согласные буквы — на синем поле, гласные на красном. На «Ленте букв» буквы расположены в 2 ряда. Красный фон у гласных букв. Гласные верхнего ряда (А, О, У, Ы, Э) — обозначают твердость согласных звуков, после которых они следуют. Я говорю так «Дарят твердость впереди стоящей согласной». Гласные нижнего ряда (Я, Ё, Ю, И, Е) — обозначают мягкость согласных звуков, после которых они следуют, т. е. «Дарят мягкость впереди стоящей согласной». Буквы Н, М, Л, Р, Б, В, Г, Д, 3, П, Ф, К, Т, С, X (сине-зеленый фон) — обозначают твердый или мягкий звуки. Ж, Ш, Ц (синий фон) — всегда твердые звуки. Й, Ч, Щ (зеленый фон) — всегда мягкие звуки. Согласные звуки верхнего ряда — звонкие, подсказка — изображение колокольчика. Согласные звуки нижнего ряда — глухие, подсказка — изображение наушников. Буквы Ъ и Ь (буквы темного цвета, серый фон) — не обозначают звуков.
В самом начале все буквы закрываю цветными прямоугольниками. По мере изучения, буквы открываются. Делаю это для того, чтобы ребенка не пугало большое количество букв и чтобы зрительное внимание «не растекалось», взгляд концентрировался только на нужных нам, выученных буквах.
Удобное пособие «Лента букв» помогает детям быстрее запомнить буквы и звуки, которые они обозначают. «Лента букв» способствует повышению уровня изучаемого материала. Дети знакомятся со звуками и буквами, приобретают навыки чтения, у них формируется умение проводить звукобуквенный анализ слова.
«Методические рекомендации по физической культуре» Домашние задания по физической культуреЛогическим продолжением работы на занятиях являются домашние задания, которые помогут повысить объем.
Опыт работы «Метод «оживления букв» в работе по профилактике оптической дисграфии» Нередко родители замечают, что их ребёнок пишет буквы зеркально. Это выражается в том, что ребёнок может нарушить ориентированность буквы:.
Методические материалы для дифференциации букв, сходных по моторным признакам Смешение букв по зрительному сходству не следует воспринимать как безобидные «описки» на том основании, что они не связаны ни с произносительной.
Методические рекомендации по ПДД Методические рекомендации. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма — проблема всего общества. Обучение детей правильному.
Методические рекомендации по применению социоигровой технологии в работе со старшими дошкольниками Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 МО Каневской район Методические рекомендации по применению.
Методические рекомендации по работе над загадками на тему «Земляника» Ещё в студенческие годы я стала собирать загадки, записывала (и записываю) их в тетрадь по алфавиту. В последнее время «загадочный запас».
Методические рекомендации по работе с детьми с нарушениями слуха МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА Методические рекомендации по организации.
Методические рекомендации по работе с детьми с РДА Выступление на городском методическом объединении учителей-логопедов. Методические рекомендации по работе с детьми с РДА. Основные направления.
Методические рекомендации для воспитателей: «Метод психодрамы в работе с детьми дошкольного возраста» Уважаемые коллеги, представляю вам материал по психологии для детей старшего дошкольного возраста. Надеюсь что мои материал станет интересным.
Методические рекомендации по организации прогулки Методические рекомендации по организации прогулки Прогулка должна состоять из следующих структурных элементов: • Наблюдение; • двигательная.
Источник
Лента букв (для распечатки)
учебно-методический материал по русскому языку (1 класс)
Лента букв для распечатки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lenta_bukv_dlya_raspechatki.pptx | 75.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
а я ь о ъ ы э у ё ю и е р л м н ж й б д г в ш ц ч щ п ф к т с х Гласные первого ряда, о бозначают твёрдость согласных звуков, после которых следуют. Гласные второго ряда, обозначают мягкость согласных звуков, после которых следуют Обозначают два звука, если стоят : -в начале слова (ель) после гласной (пояс) п осле разделительных Ъ и ь знаков ( подъём, вьюга) Буква обозначает твёрдый и мягкий звук ( смотри на последующую гласную букву) з Всегда твёрдые звуки Всегда мягкие звуки В верхнем ряду звонкие согласные звуки В нижнем ряду глухие согласные звуки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Готовые файлы надо скачать и распечатать можно в любом размере шрифта. Затем я их раскрашивала гуашью:красным — гласные, синим — согласные, «ъ»и «ь»- оставляла белым. А круглые значки-зелёным (ц.
Как выглядит моя лента букв » Паровозик». Где и почему располагаются в ней буквы.
Красочная, яркая наглядность «Лента букв». Очень помогает в работе на уроках русского языка.
Материал для оформления класса. Большинство составляющих фигур для «ленты букв» выполнены в программе PowerPoint, затем перенесены в текстовый редактор Word, добавлены буквы. Цветная печат.
Гласные (А, О, У, Ы, Э) – обозначают твердость согласных звуков, после которых они следуют.
Лента букв (крупная) для классной доски и (мелкая) для учащихся.
Источник
Лента букв и звуков
В каждом кабинете начальной школы можно увидеть ленту букв и звуков. С ней ребята начинают знакомиться уже в 1 классе. Но, даже в 4 классе, она может послужить хорошим помощником при выполнении звуко-буквенного (фонетического) анализа.
Но для того, чтобы уметь пользоваться лентой букв и звуков, необходимо хорошо понимать её устройство.
Немного теории…
В устной речи слова состоят из звуков. В письменной речи слова состоят из букв.
Звуки мы произносим и слышим, а буквы пишем и видим.
На письме звуки обозначаются буквами. Каждая буква имеет своё название. Звуки бывают гласные и согласные.
Гласные звуки
При произношении гласных звуков воздух во рту проходит свободно, не встречает преград. Они произносятся только с голосом.
В русском языке 6 гласных звуков:
[а] [о] [и] [ы] [у] [э]
и 10 гласных букв, которые обозначают гласные звуки:
а, о, у, ы, и, э, е, ё, ю, я
а о у ы э – обозначают твёрдость, предшествующего согласного звука
я ё ю и е — обозначают мягкость, предшествующего согласного звука
Согласные звуки
При произношении согласных звуков воздух во рту встречает преграду: губы, зубы, язык. Они произносятся с шумом и голосом или только шумом.
н м л р й’ — непарные звонкие согласные
х ц ч’ щ’ — непарные глухие согласные
б в г д ж з – парные звонкие согласные
п ф к т ш с — парные глухие согласные
ч’ щ’ й’ — всегда мягкие шипящие согласные
ж ш ц – всегда твёрдые шипящие согласные
ь – показатель мягкости согласных.
Лента букв и звуков
Рассмотрим как устроена лента букв и звуков.
Основные правила:
- Красным цветом обозначены гласные буквы.
Необходимо понимать и знать:
- Буквы А Я обозначают звук [ а ]. Звука я не существует!
- Буквы О Ё обозначают звук [ о ]. Звука ё не существует!
- Буквы У Ю обозначают звук [ у ]. Звука ю не существует!
- Буквы Э Е обозначают звук [ э ]. Звука е не существует!
Поэтому гласных букв в русском алфавите 10, а гласных звуков только 6!
Далее на ленте букв располагаются согласные буквы.
2. В верхней строке располагаются буквы, обозначающие звонкие согласные звуки:
н м л р й’- непарные (в нижней строке под ними пустые окошечки) и
б в г д ж з – парные звонкие согласные (в нижней строке пара по глухости — звонкости).
В нижней строке находятся буквы, обозначающие глухие согласные звуки:
х ц ч’ щ’ — непарные глухие согласные (в верхней строке отсутствует пара) и
п ф к т ш с — парные глухие согласные (есть парная согласная в верхней строке).
3. Также согласные звуки бывают твердыми и мягкими . На ленте букв всегда мягкие согласные звуки подкрашены зеленым цветом , а твердые — синим. Если же согласный звук может быть и твердым, и мягким, то ячейка раскрашена по диагонали и зеленым, и синим цветами.
а о у ы э – обозначают твёрдость, впереди стоящего согласного звука.
я ё ю и е — обозначают мягкость, впереди стоящего согласного звука.
4. Мягкий и твердый знаки звуков не обозначают.
Они на ленте букв располагаются в самом конце и не окрашены. Но нужно знать, что
ь — показатель мягкости впереди стоящего согласного звука.
ъ — показатель твердости впереди стоящего согласного звука.
5. Также необходимо знать еще одно правило.
Йотированные гласные звуки
Йотированные гласные — это гласные, которые дают 2 звука, один из которых Й.
Это гласные Е, Ё, Ю, Я
Я, Ё, Ю, Е– обозначают два звука только если стоят:
- в начале слова (яма, ёж, юбка, ель)
- после гласной (новая, знаю)
- после ь, ъ (вьюга, подъезд)
Также йотированным может быть звук И, если он стоит после Ь (соловьи, ручьи, муравьи).
В 1 классе дети делают звуко-буквенный разбор, закрашивая в красный, зеленый и синий цвета ячейки, обозначающие звуки. Таким образом в 1 классе составляются звуковые модели или звуковые схемы слов.
Условные обозначения:
Примеры заполнения звуковых схем в 1 классе
В 1 классе работать со звуковыми схемами удобно в тетрадке в клеточку. Дети печатают слово (дополнительно ставят ударение и делят на слоги), а далее прорисовывают звуковую модель. Как правило, первоклассники с удовольствием выполняют такое задание.
По программе “Школа России” слияние гласного звука с согласным обозначается прямоугольником, разделённым наискосок прямой линией, где снизу закрашиваем согласный, а сверху гласный. Суть от этого не меняется.
Первоклассникам можно давать задания, связанные со звуковыми схемами. Например, такие:
- Составь звуковую модель слова
- Подбери к каждому слову правильную звуковую схему
- Исправь ошибки и т.д.
Во 2, 3 и 4 классах дети выполняют уже полноценный звуко-буквенный разбор. Более подробно читайте в статье «Фонетический разбор слов».
Советую купить или сделать самим (это несложно) ленту букв и звуков, чтобы эта полезная шпаргалка-помогалка была с ребенком не только в школе, но и дома.
Источник
Что такое «лента букв»: приёмы использования
ОБНОВЛЕНИЕ ОТ 25.09.2019 | Ольга Васильевна Лысенко 1 комментарий Буквы на ленте расположены в определенной системе, что позволяет использовать это пособие и при обучении чтению, и на уроках русского языка. Например, .
Лента букв — это пособие, которое активно используется при изучении букв, обучении чтению, грамоте, курсах по повышению скорости и техники чтения.
При обучении ребёнка чтению учитель имеет возможность наглядно продемонстрировать правило «Перед буквами Е, Ю, Я, Е, И произносим согласный мягко, перед буквами А, О, У, Ы, Э — твердо».
- Буква, стоящая на синем фоне, показывает, что за ней скрывается только твердый звук.
- Буква, стоящая на зеленом фоне означает, что за ней прячется только мягкий согласный.
- Если согласные буквы расположены на сине-зеленых квадратах, — значит, они служат для обозначения как мягких, так и твердых согласных звуков.
Эти данные мы используем при изучении любой согласной буквы.
В теме «нормы орфоэпии» учитель делает акцент на том, что согласные Ж, Ш, Ц всегда звучат твердо. Это наглядно видно на ленте букв. И поэтому даже тогда, когда рядом с ними стоят гласные буквы-смягчители — И, Е, Ё, Ю, нужно произнести согласный твердо и произнести гласную букву — пару по твердости.
Рассмотрим пару гласных букв И-Ы. Пишется ЖИ, ШИ, ЦИ. Читается ЖЫ, ШЫ, ЦЫ. Аналогичный способ применяем к буквам Е-Э, Е-О.
Лента букв просто необходима на уроках обучения грамоте. Первое правило: после твердых согласных пишем буквы А, О, У, Э, Ы, после мягких — Е, Ю, Е, Я, И.
На уроках русского языка при изучении орфографии и проведении фонетического разбора мы активно пользуемся лентой букв для системной характеристики звуков по твердости-мягкости, звонкости-глухости.
При устранении «оканья» в курсе техники чтения мы показываем, что в безударной позиции звук О звучит как А. А буква Е без ударения может звучать как И.
Лента букв по содержанию дублирует алфавит, но буквы, расположенные в определенной системе, позволяют наглядно продемонстрировать основные закономерности, существующие как для гласных, так и для согласных букв и звуков.
Правильная систематизация — залог эффективности. Лента букв таит в себе множество закономерностей, которые ученик раскрывает на каждом новом витке освоения языка.
Об авторе: Ольга Васильевна Лысенко
Педагог с 20-летним стажем, автор методик интенсивного обучения чтению, математике, каллиграфии, русскому языку.
Как быстро обучить ребенка буквам?
Посмотрите запись вебинара, в котором Ольга Лысенко щедро делится приёмами обучения буквам, чтению и письму.
Раньше эта запись продавалась за 5000 рублей, но сейчас мы получили разрешение высылать её всем, кто интересуется методикой.
Обязательно посмотрите этот вебинар сами и дайте посмотреть вашему преподавателю по подготовке к школе. Как всегда, у Ольги Васильевны максимум полезной информации в единицу времени, отточенные годами упражнения, энергичный темп и заряжающий позитив.
Источник