Ледовый буер своими руками

Быстроразборный мини-буер

Многие петербуржцы могли видеть на льду Невской губы этот маленький буер, который некоторые «знатоки» считали самодельным «ДН». Однако приглядевшись, обнаруживали, что это совсем не «ДН», хотя схема та же — рулевым сделан передний конек.

Во-первых, сам буер значительно меньше — его полная длина лишь немногим превышает 2 м, тем не менее парус он может нести тот же самый (т.е. площадью вплоть до 6.25 м 2 ).

Во-вторых, вместо деревянных корпуса и поперечины применены трубчатые ферменные конструкции продольной и поперечной балок, а вместо тросовых растяжек — трубчатые подкосы.

В-третьих, буерист сидит не в кокпите корпуса, а верхом на продольной балке, упираясь ногами в коромысло — поперечину управления рулевым коньком.

Выяснилось также, что при хорошей дороге и не очень большом весе буеристов сесть на буер «по-мотоциклетному» могут и двое.

Однако главная особенность ледовой новинки раскрывается в тот момент, когда буерист только появляется на льду, ведя обычную колесную тележку, на которой закреплен двухметровый пакет. Выбрав подходящее для сборки буера место, он останавливается, и дальше начинается фантастика. Без какого-либо инструмента, т.е. голыми руками, он за 15 минут превращает пакет в полностью готовый к движению буер. Кстати сказать, 15 минут — это не торопясь, так как личный «рекорд» автора конструкции Владимира Борисовича Федулова — 11 минут.

Прежде чем перейти к описанию устройства буера, отметим, что его конструкция защищена Авторским свидетельством СССР № 1189717 (кл.В62В 17/00). Тому, кто интересуется возможностями и условиями серийного производства новинки, необходимо связаться с В. Федуловым (можно через редакцию «КиЯ»).

Конструкцию буера можно условно представить состоящей из трех частей: А — продольной балки. Б — поперечной балки, В — мачты с парусом.

Продольная и поперечная балки для обеспечения минимального веса и необходимой жесткости (при восприятии значительных осевых усилий от мачты) выполнены ферменной конструкции из двух пар алюминиевых труб верхней 1 и нижней 4 с распорками 15.

На поперечной балке Б монтируются боковые коньки.

На продольной балке А монтируются: сиденье 5; жесткие растяжки-подкосы 2 и 3, шарнирно закрепленные на фланце 23; рулевое устройство (коромысло — рулевая планка 6, тяга 7, рычаг-румпель 8) и носовой рулевой конек; степс мачты.

В качестве парусного вооружения можно использовать любые имеющиеся в наличии мачту, гик и парус подходящих размеров. Можно, например, применить стандартное вооружение от простаивающего зимой детского швертбота «Оптимист» (с парусом площадью 3.7 м 2 ) или от виндсерфера (с парусом площадью 4-6 м 2 ). Разумеется, можно сшить парус специально, подобрав его размеры по вкусу — индивидуально. Для удобства транспортировки саму мачту лучше сделать разборной, чтобы ее секции не были длиннее балок.

После доставки на лед сборку буера осуществляют следующим образом. Поперечную балку Б соединяют с продольной А, установив сиденье 5 торцевой частью между распорками 15 поперечной балки. Развернув подкосы 2 и 3 под необходимым углом, заводят имеющиеся на их концах петли 12 в фигурные прорези на фланцах 11 поперечной балки. Натяжение растяжек-подкосов 2 и 3 осуществляется защелкой 13. Сила натяжения растяжек-подкосов, как и упругая деформация поперечной балки, предварительно регулируются вращением трубки правого подкоса 2, которая навинчивается на болт 14 носового шарнира с последующей фиксацией контргайкой.

Телескопическую штангу 42 выдвигают в нужное по длине положение.

Мачту с гиком и парусом устанавливают, надевая отверстием в ее шпоре на палец 16, раскрепляют вантами и штагом. К ушку на конце штанги 42 карабином крепят блок гика-шкота.

Буер готов к движению.

Разборку буера осуществляют, естественно, в обратном порядке.

Для транспортировки продольная балка с развернутым перпендикулярно к ней носовым коньком и части мачты с гиком укладываются вдоль поперечной балки, и связка укладывается на тележку.

Вес буера в сборе, но без мачты с парусом, при аккуратной работе не будет превышать 20 кг.

При изготовлении буера деревянные пробки в местах, где на трубы приходятся концентрированные нагрузки, необходимо ставить на эпоксидный клей.

Параллельность боковых коньков регулируется болтом с вилкой 14. Угол качания боковых коньков устанавливается в пределах 15-20° ограничителями угла качания 29.

Все три конька одинаковы: они вырезаны из нержавеющей стали толщиной 5-6 мм и заточены под 90°. Разумеется, каждый волен применить и любую другую конструкцию, но приводимая опробована на льду Невской губы и Финского залива и показала себя хорошо.

Источник

Ледовый буер своими руками

Пожалуй, каждый человек, живущий на севере, знает, что такое буер. Это сооружение напоминает яхту, но оно предназначено для движения по льду, а не по воде. Вместо киля у данного транспорта предусмотрена рама на коньках, для его передвижения необходим ветер и лед. Буера весьма популярны среди жителей северных регионов, существуют даже соревнования на буерах, подобные регатам. В следующей статье вы сможете ознакомиться с разновидностями буеров, а также узнаете, как сделать буер своими руками.

Читайте также:  Камин кованый своими руками

Что такое буер

Буер, проще говоря, – это ледовая яхта. Вместо киля – рама на коньках. Всё, что нужно – ветер, лёд и желание научиться управлять этим парусом.

Буер всегда двигается быстрее ветра от 1,5 до 6 раз. Наибольшее превышение происходит при самом слабом ветре. Рекорд скорости – 264 км.час установлен в 1932 г в США на буере класса “А” при ураганном ветре.. Средняя скорость обычного буера от 40 км.час на лавировке до 60-80 км час на бакштагах.

История буера

Прообраз буера появился ещё в 17-м веке в странах Северной Европы. Родиной считаются Нидерланды. Тогда буеры использовали преимущественно в хозяйственных и торговых целях в зимний период. Но уже в 20-м веке они получили широкое распространение по всему миру в качестве гоночного средства.

Первое официальное место для занятий на буере находится в США. Это река Гудзон. Первые же правила, касаемые буерного спорта, были выработаны в 1853 году. В 1937 году произошла «революция» в сфере буерной инженерии. Благодаря проекту, который воплотила в жизнь газета Detroit News, был создан прототип дешёвой и управляемой ледовой яхты DN.

Настоящий гоночный буер был построен в 1876 году на Адмиралтейской верфи в Санкт-Петербурге, а первые буерные соревнования прошли на Неве в 1882 году. Затем, местом для ежегодных регат стал Финский залив. Инициировало гонки Петергофское спортивное общество. Во время второй мировой войны буеры буквально спасли жизни жителей блокадного Ленинграда. На ледовых лодках поставляли провизию в город и эвакуировали людей.

Россия входит в десятку стран-лидеров по буерному спорту. Существующая Российская ассоциация любителей буерного спорта с недавних пор является частью международной. Первые соревнования, в которых участвовали 16 гоночных DN-буеров, прошли в Таллиннском заливе в 1967 году. А советский буер С-12, у которого вместо паруса было жёсткое аэродинамическое крыло, был самым скоростным буером в мире.

Ледовые гонки на буере

Одна из самых больших ледовых яхт («Icicle») была построена для Джона Рузвельта в США в 1869 году. Длиною 21 м, она имела площадь парусности 99 квадратных метров. Её конкурентом был только один буер – «Ёлка» (1880 год участия в соревнованиях на Финском заливе). Его длина – 15 м, а площадь – 190 квадратных метров! Кстати, в то время в США самым популярным развлечением были соревнования между буером и паровозом. Так вот, буер дяди Франклина Рузвельта обогнал Chicago Express.

Американец Джон Бакстаф в 1938 году использовал ураганный ветер, чтобы на классическом буере класса А «Мэри Б» разогнаться до 264 км/час! Сегодня максимальная скорость составляет порядка 160 км/час. Это объясняется тем, что современные ледовые лодки более лёгкие, а «Мэри Б» больше не выпускаются.

Опытные буеристы говорят: таких ощущений не даёт никакой другой спорт, ведь нужно уметь справляться не только с управлением буера, но и всплеском адреналина в крови. Правда, такие развлечения на льду сегодня доступны не очень широкому кругу людей. Дороговизна буера становится основным препятствием для интересующихся, но не для настоящих любителей острых ощущений.

Профессиональный гоночный буер можно приобрести за 25 тысяч долларов, любительский обойдётся в несколько раз дешевле. Можно сделать буер на заказ под индивидуальные параметры роста и веса гонщика. А чтобы попробовать себя в этом спорте, больших затрат не нужно. Буер можно взять напрокат. Порядка 500-1000 рублей в час – и вы временный обладатель ледовой яхты. Буер – это хороший вид здорового зимнего отдыха.

Какие бывают буера

Буера-площадки

Формирование буерного спорта началось с девятнадцатого века в Америке, где появились первые клубы, соревнования и регламентированные правила гонок. Именно в это время появились первые буера-площадки, конструкция которых модифицировалась на протяжении 150 лет. В общих чертах, они представляют собой широкие деревянные платформы на коньках, имеют паруса площадью до 60 кв. м. и могут нести на себе 5-10 человек.

В послевоенное время их популярность стала убывать — им на смену пришли спортивные буера на одного или несколько человек. Но интерес к площадкам не угас полностью. Возможность конструировать буера с большой парусностью привлекала главным образом тех, кто гнался за предельными скоростями. Примером может послужить Американский буер класса А «Мэри Б», на котором в начале 30-х годов сумели разогнаться до 264 км/ч при ураганном ветре.

Читайте также:  Поделка деда мороза своими руками снегурочки

Многие умельцы пытались создать буера-рекордсмены, изобретали новые обтекаемые формы и модифицировали конструкцию. Вместо обычных лодочных парусов начали использовать крылья (имеющие обтекаемую форму аналогично крылу самолета) и старались минимизировать вес. Самых больших скоростей в двадцатом веке добивались в Америке, где буера-площадки ставили на колеса и устраивали заезды среди солевых пустынь.

Сейчас сложно установить, какой максимальной скорости добивались экспериментаторы, так как немало из них разбивалось, так и не дойдя до финишного отрезка. Наиболее интересной на этом фоне выглядит американская легенда о буере-площадке, сумевшем на разгоне развить максимальную скорость до 400 км/ч.

К сожалению, при столь запредельных нагрузках конструкция поднялась в воздух перевернулась и ударилась мачтой о землю, а пилоты погибли. Правда это, или нет, так и не установлено. Из-за своих габаритов и сложности изготовления, буера-площадки ушли в тень, а им на смену пришли легкие и маневренные буера класса DN и Monotype XV.

Класс буеров монотип XV

Своим появлением данный класс обязан Эрику Хольсту, который сконструировал первый монотип в 1931 году. Эти буера предназначены для двух человек, имеют длину ровно 7 метров и парусность в 15 квадратов. Благодаря своим габаритам и большому весу монотипы способны развивать скорость выше 100 км/ч.

Уже в 30 годах начали проводиться международные соревнования в этом классе, а в СССР он быстро стал самым популярным. В послевоенное время, с исчезновением Европейского буерного союза прекратились международные соревнования, но проводились ежегодные чемпионаты Советского союза, вооруженных сил и военно-морского флота, где состязались лучше буеристы СССР.

Большая популярность Монотипов, привела к возникновению новых классов: С-12, С-20, С-8 и крыловых буеров (С-8). В отличие от Монотипов, которые строятся по конкретным чертежам, свободные классы имеют менее жесткие конструкционные требования и могут модифицироваться, оставаясь при этом в рамках своего класса.

Марта Бьорлинг, участница чемпионата Европы в классе Monotype XV: «Мне нравятся буера, потому что они позволяют ходить под парусом, когда вода скована льдом. Также мне нравится скорость и дружественная атмосфера в сообществе буеристов. Класс Монотип XV я люблю за ощущения: когда нас двое в буере — мы команда, и мы должны полностью доверять друг другу для быстрой и безопасной езды».

Буера класса DN

Изначально нераспространённый в нашей стране класс, очень быстро завоевал популярность в семидесятых годах. Обусловлено это было появлением первых международных соревнований по буерному спорту, проводимых именно среди DN-ов. Советский союз, стремясь одолеть запад во всем, не упустил возможность и тут. Как только было объявлено о соревнованиях, тут же были найдены люди, готовые построить DN и принять участие в гонке.

Эстонские спортсмены откликнулись на предложение и приняли участие в первом чемпионате мира, сразу создав сильную конкуренцию европейским командам. Так зародилась эстонская школа буерного спорта, которая до сих пор продолжает существовать, а их спортсмены занимают лидирующие позиции в классе.

Класс DN обязан своим появлением газете «Daily News» (от первых букв издания и произошло название), которая в 1916 году объявила конкурс на наиболее простую и доступную конструкцию буера, чтобы у любого желающего была возможность ее реализовать чуть ли ни в домашних условиях. По итогам конкурса победила конструкция одноместного буера с передним рулевым коньком и парусностью чуть меньше 6 кв. м.

В соревнованиях могут принять участие все желающие на любом буере, удовлетворяющем правилам класса, будь он сколочен из фанеры или отформован из специальных композитных материалов. Прежде чем соревноваться с лидерами необходимо пройти несколько ступеней отбора, в каждой из которых участник должен войти в тройку лидеров, чтобы подняться на ступень выше. В таких условиях одинаково комфортно могут соревноваться как профессионалы, так и новички.

Крыловой буер

В погоне за мечтой построить самый скоростной буер, у энтузиастов родилась идея использовать крыло вместо паруса. Данная модификация давала возможность гораздо эффективнее использовать возникающий вымпельный ветер и таким образом развивать более высокие скорости. Было построено не меньше 15 крыловых буеров на базе класса с-8, при этом использовались различные типы самого крыла (изменяющийся профиль, усеченная верхушка и прочее).

К сожалению, с развалом советского союза, большинство экспериментальных буеров исчезло, и погоня за рекордными скоростями прекратилась. Аналогичным образом в Европе и Америке строили буера-рекордсмены, оснащая их жесткими парусами, при этом уменьшали вес и увеличивали остойчивость за счет разнесения коньков на большее расстояние.

Примером эволюции буерных корпусов может служить Американский класс E-skeeter, который уже больше схож с гоночными болидами, чем с самодельными буерами. Максимально развитая E-skeeter’ом скорость, по неофициальным данным, достигала значения в 254 км/ч, это является самым большим значением среди классовых буеров.

Читайте также:  Подоконник стол для школьника своими руками

Хотя официально зарегистрированный рекорд скорости принадлежит Ричарду Дженкинсу и его команде «Greenbird». Их колесный буер развил скорость в 203 км/ч на солевом озере в Калифорнии. Именно эта цифра считается рекордом, среди парусных транспортных средств. Команды по всему миру продолжают создавать новые корпуса, чтобы побить рекорд и войти в историю.

Как сделать буер своими руками

Для постройки буера вам понадобятся из инструментов рубанок, ножовка по дереву, долото и молоток. Ненамного длиннее и перечень материалов. Необходимы два сосновых или еловых обрезка теса шириной 20 см и длиной 2 и 3 м, брусок или жердь для мачты, брусок для гика, 7 кв.м дешевой небеленой бязи, обычная бельевая веревка, несколько обрезков доски, три конька типа «снегурочка» и гвозди.

Обстрогайте заготовленные тесины. Наложив длинную на короткую так, чтобы ее передний конец выступал на 70 см, сколотите их гвоздями, загув концы с обратной стороны. Получится конструкция в форме креста. Чтобы придать ей жесткость и иметь место для спортсмена, приставьте с боков две дощечки шириной по 10—12 см и закрепите их подложенными снизу поперечными планками. Затем просверлите отверстия и соедините планки туго натянутыми веревочными или проволочными растяжками.

Под концы поперечной доски подставьте колодки толщиной 10 см и прибейте длинными гвоздями. Снизу к этим колодкам привинтите по коньку, строго проверив параллельность полозьев. Колодку для заднего конька сделайте такой же толщины, но пошире (15 см) и врежьте в нее поперечный румпель из заготовки 3X6X45 см. На концах его прибейте из старого ремня лямки, подогнав их размер так, чтобы входили носки обуви, а ноги чувствовали себя удобно.

В центре или немного впереди румпеля просверлите колодку насквозь под рулевую ось, которой может служить болт толщиной 18—20 мм. На хвостовую часть продольной доски пришейте гвоздями колодку толщиной 3 см и в ней также просверлите отверстие для рулевой оси.

Между трущимися друг о друга поверхностями рулевой колодки и продольной доски наденьте две широкие шайбы, которые можно сделать даже из донышек консервных банок. Перед сборкой обильно смажьте их вазелином. В месте перекрещивания продольной и поперечной доски прибейте еще одну колодку такой же толщины, выдолбив в ней предварительно гнездо для мачты.

Мачту выстругайте овальную, обтекаемого профиля из прямослойной сосны или ели, по возможности без крупных сучков. Сечение мачты внизу 10X7 см и у топа (верхушки) 6X4 см. Высота мачты 5—5,5 м. Гик, удерживающий нижний край паруса, выстругайте так, чтобы он по всей длине имел сечение 7X4 см Длина гика 3 м.

Отступив от топа мачты на одну треть ее длины, прибейте с боков небольшие колодочки. Они служат для того, чтобы не соскальзывали вниз веревочные ванты и штаг, удерживающие мачту. В топе мачты продолбите узким долотом отверстие и загладьте его поверхность круглым напильником или навернутой на палочку стеклянной бумагой. Это отверстие заменяет блок.

Пропустите в него фал — веревочную снасть, служащую для поднятия и опускания паруса. На нашем буере можно применить простейшее крепление гика — кусок веревки, пропущенный в концевое отверстие гика и завязанный между гиком и мачтой узлом. Этот узел служит неплохим шарниром.

Хороший парус, наполненный ветром, должен быть у мачты немного вогнутым, а к заднему краю почти плоским. На поверхности паруса недопустимы глубокие складки и морщины. Размечать и выкраивать парус нужно на ровном полу в просторной комнате.

Заднюю кромку можно подрубать без особых предосторожностей, она имеет прямой срез.
Углы паруса укрепите двойными треугольными накладками из оставшихся после раскройки лоскутов. Кромки паруса, примыкающие к мачте и гику, обшейте бывшей в употреблении бельевой веревкой. На этих же сторонах паруса сделайте отверстия хвостовиком напильника, не имеющим острых граней, и обметайте их, как петли, суровыми нитками.

Пользуясь этими отверстиями, парус можно пришнуровывать к гику и к мачте крепким крученым шпагатом. На заднем конце буера просверлите еще одно отверстие для крепления на коротком куске веревки в полуметре от доски блока или толстого кольца. Через них пропустите гика-шкот. Это снасть, которая служит для подтягивания гика при различных направлениях ветра.

На простейшем буере ездят не сидя, а лежа на животе, как при езде с горы на салазках. Это значительно снижает сопротивление ветру. Гика-шкот держат в правой руке, а кистью левой руки охватывают низ мачты.

Источник

Оцените статью
Своими руками