Лазерный проигрыватель виниловых пластинок
В 1989 году японцы решили попробовать отказаться от считывания пластинок иглой. На смену ей должен был прийти лазер.
В 1988 году японская фирма ELP Corporation стала выпускать лазерный виниловый проигрыватель (ELP), внешне напоминающий проигрыватель Laser Disc*.
Принцип работы (с сайта фирмы- http://www.elpj.com/):
Проигрыватель использует несколько лазеров для считывания информации с пластинки. Два луча лазерного слежения направлены влево и вправо по отношению к виниловой дорожке. Только часть лучей достигают дорожки и отражаются в PSD (позиционно-чувствительный детектор). Сигналы передаются в микропроцессор через аналого-цифровые преобразователи, а затем через сервоприводы для поддержания положения считывающей головки непосредственно над канавкой.
Вся цепочка воспроизведения звука является аналоговой.
Еще один лазерный луч помогает находиться лазерной головке на определенном расстоянии от пластинки. Обеспечивается автоматическое подстраивание датчика к записи. Таким образом технология воспроизводит даже поврежденные пластинки.
Лазерная виниловая «игла»
Лазер проигрывателя полностью сканирует виниловую дорожку, в отличие от игл, которые «работают» лишь с частью виниловой канавки (в зависимости от типа иглы).
Лазер может прочитать сигнал в верховьях стенки дорожки. Эта область никогда не соприкасается с иглой и не имеет износа. Лазер считывает звуковой сигнал с гораздо большей точностью, чем любая игла, что делает лазерный звук очень похожим на оригинальную музыку с мастер-ленты (так говорят профессиональные звукорежиссеры в Японии).
Перед использованием проигрывателя в первый раз необходимо прокрутить калибровочный диск для настройки оптики и микропроцессора (запись на нем содержит около 20 мин дорожек без звука). Каждые несколько месяцев вы может выбрать режим калибровки диска для поддержания точности слежения, в частности, если заметили неверное отслеживания во время воспроизведения. Также, когда машина перемещается в другое место, имеет смысл запустить калибровочный диск снова.
Проигрыватель воспроизводит пластинки 45, 33 и 78 оборотов.
Проигрыватель не подвержен помехам вибрации от колонок.
Лазерный виниловый проигрыватель воспроизводит только (!) классические черные винилы. Цветные и прозрачные пластинки он не играет.
Перед началом проигрывания необходимо помыть диск с помощью ультразвуковой моечной машины. В отличие от обычных проигрывателей лазерный считывает даже небольшие пылинки на поверхности пластинки.
Об отечественных меломанах, владельцах данного чудо-аппарата, известно мало. Стоит аппарат весьма дорого, выставлялся на аудиовидеовыставке в Москве в 2006 году, и с тех пор о нем ничего не слышно.
Источник
Лазерный проигрыватель винила ELP LT. Не простой выбор или что не так с технологией?
Благородная идея проигрывать виниловые пластинки без физического износа для носителя, который так или иначе наносит игла классической вертушки, нашла воплощение в разработке американских и японских инженеров в LT (Laser Turntable) плеере компании ELP.
В основу этой разработки лег семилетний труд аспиранта Стэнфордского университета Роберта Э. Стоддарда, который провел теоретический анализ вероятности того, что музыкальная информация с аналогового носителя может быть получена оптическим методом. Ни один из его коллег, включая профессора, не верили, что этот теоретический анализ может быть превращен в практическое изделие.
После выпуска в 1983 году г-н Стоддард основал Final Technology. Inc, в Калифорнии и начал разрабатывать оптический проигрыватель, чтобы доказать теорию. Несколько очень способных разработчиков, обладающих навыками в области лазерной оптики, высокоскоростных сервосистем, обработки аналоговых сигналов и высокоточных механических систем, присоединились к команде Стоддарда, чтобы воплотить мечту поклонников LP формата. По факту, создать проигрыватель оказалось гораздо труднее, чем провести теоретические исследования. Результат потребовал 7-ми лет работы над проектом и почти 20-ти миллионов долларов инвестиций. Бытует мнение, что это достижение было возможно только в Соединенных Штатах, где разработка передовых технологий приветствуется и поддерживается частными инвесторами. Самым сложным элементом конструкции был оптический сканер с высочайшим уровнем производительности.
Такие устройства были доступны только в военной отрасли. Команде Стоддарда потребовалось 18 месяцев, чтобы создать и подготовить высокопроизводительную оптическую установку к серийному производству. Но не смотря на успешное завершение тестирования, команде не хватило опыта и финансовых ресурсов для запуска в производство. Чтобы довести дело до выпуска продукции, энтузиасты связались с крупнейшими японскими производителями на предмет создания совместного производства, однако гиганты аудио индустрии проявляли гораздо больший интерес к продвижению технологии компакт-дисков и не уделили внимания к данному проекту. Однако парни не сдавались и опуская за скобки множество подробностей, сегодня мы знаем о существовании оптической машины для проигрывания виниловых пластинок.
Источник
Оптический звукосниматель DS Audio DS-W1
Попытки использовать оптику для воспроизведения виниловой пластинки предпринимались давно, но ни одна из них не имела коммерческого успеха. Сенсационные разработки с помпой анонсировались, превозносились прессой, но быстро исчезали с рынка. Потом наступила цифровая эра, и тема потеряла актуальность.
Но пару лет назад, на пике винилового ренессанса, японская компания DS Audio объявила об успешной реализации очередного проекта – выпуске оптического картриджа DS- W1 Nightrider. Прежде чем перейти к описанию этой чрезвычайно оригинальной конструкции, несколько слов о её создателях. DS Audio – относительно новое подразделение крупной японской корпорации DSC (Digital Stream Corporation), которая получила мировую известность благодаря целому ряду серьёзных проектов. Среди них создание совместно с Microsoft первой в мире оптической компьютерной мыши и интерфейса USB 1.0, а также нескольких инновационных геймпадов и лазерных головок для проигрывателей формата CBHD (China Blue High-Definition) – китайского аналога HD DVD. В производственной программе DSC также прецизионные приборы для телеметрии, лазерные микроскопы и оптические накопители со 100-процентной точностью считывания.
Опыт в области прецизионных оптических устройств и понимание сути механической записи позволили создателям картриджа избежать ошибок своих предшественников.
Неплохая интрига: компания с таким бэкграундом берётся за разработку устройства для потребительского рынка. На мой взгляд, именно опыт в области прецизионных оптических устройств и понимание сути механической записи позволили создателям картриджа избежать ошибок своих предшественников. А именно – пытаться считывать информацию с пластинки лазерным лучом. Как известно, точность воспроизведения звуковой дорожки зависит от того, насколько профиль иглы соответствует профилю резца. Именно поэтому производители традиционных картриджей и используют сложные огранки, обеспечивающие лучший контакт со стенками канавки. Лазерный луч, как вы понимаете, заточить невозможно, как и заставить микронное пятно точно повторить движение механического резца. Второй момент – лазер не способен отличить полезный рельеф от посторонних включений – пыли, грязи, т.д., в то время, как игла в силу механической упругости подвижной системы и инерционности отдельные микроскопические дефекты просто не замечает, как поезд не замечает бумажку на рельсах. Я помню, как звучал оптический проигрыватель ELP на давней выставке в «Ирисе» — даже новые диски трещали, на нём, как убитые.
Так вот, в DS-W1 есть и игла, и кантилевер, и подвес. Так в чём же смысл столь сложной и отнюдь не дешёвой конструкции? Прежде всего, в недостижимой для традиционных головок линейности преобразования механической энергии в электрическую благодаря строгому соответствию величины выходного сигнала амплитуде (но не скорости, как в обычных головках) колебаний иглы. Кроме того, здесь отсутствует электромагнитное взаимодействие с его главными недостатками – неоднородностью магнитного поля и правилом Ленца, в соответствии с которым подвижная система испытывает сопротивление со стороны электрической цепи*. Здесь же легкое зеркало отражает луч полупроводникового лазера на фотоэлементы, за счёт чего и генерируется переменное напряжение. Как видите, система предельно лаконичная и полностью аналоговая.
* Правило Ленца: «Индукционный ток всегда имеет такое направление, что он ослабляет действие причины, возбуждающей этот ток».
Несмотря на то, что корпус выточен из алюминия, масса головки всего 6,5 г, поэтому она может устанавливаться практически на любой тонарм. Профиль иглы – Shibata, оптимальная прижимная сила от 1,3 до 1,7 г. А вот RIAA корректор должен быть собственный, в котором, кроме предусилителя, имеется источник тока для лазера, причём питание фантомное, подаётся по сигнальным кабелям. Амплитуда сигнала на выходе стандартная – 500 мВ.
Перед прослушиванием головка была установлена на проигрыватель Acoustic Signature Storm с тонармом SME 312S. Тракт подобрали известный, чрезвычайно чувствительный к нюансам: гибридная планарная система Magnepan 3.7i и её штатный басовый модуль DWM,были подключены к сетевому усилителю darTZeel LHC-208Н проверенными, «правильными» кабелями.
Здесь отсутствует электромагнитное взаимодействие с его главными недостатками – неоднородностью магнитного поля и противо-ЭДС в катушках
Запуск воспроизведения обычный: просто опускаем иглу на пластинку, и вперёд. А вот дальше парадоксальная ситуация – звук очень непривычный, но сразу не поймёшь, в чём разница. Это, несомненно, классический виниловый саунд – с быстрым и подробно проработанным басом, слегка акцентированной серединой и воздушным верхом. И одновременное ощущение большого открытого пространства, в котором чётко идентифицируется не только каждый инструмент, но и каждый отдельный звук. Лёгкий удар по тарелке, едва заметное касание струн, вдох вокалиста перед микрофоном, отзвуки, послезвучия – всё это гармонично дополняет картину. Рабочий барабан абсолютно реален, такую резкую атаку можно услышать только при живом исполнении. Понятно, что здесь подыгрывают и безинерционные «Mагнепаны», но ведь головка-то всё это воспроизводит. Ощущения немножко нереальные, но к действительности возвращают привычные «виниловые» артефакты – треск и поверхностный шум. И помехи эти не выпячиваются, по толерантности к не слишком новым дискам DS- W1 соответствует дорогим MC-картриджам. По крайней мере, шумы на пластинках в состоянии Ex/Ex- совсем не назойливы и не отвлекают от музыки. И, повторюсь – мельчайшие детали как на ладони. Что приятно, не пострадала уникальная способность «Магнепанов» выстраивать виртуальные источники по высоте – раньше я на виниле такого не замечал. Ко всему сказанному, у оптики заметно лучше разделение каналов. Производитель в спецификациях указывает более 20 дБ, могу добавить, что на слух – намного более. Ширина сцены и её перспектива зависит исключительно от мастеринга пластинки, потенциал головки в этом отношении ограничивается лишь физическими возможностями формата LP.
Ширина сцены и её перспектива зависит исключительно от мастеринга пластинки, потенциал головки в этом отношении ограничивается лишь физическими возможностями формата LP.
Кстати, с диффузорной акустикой DS- W1 могла бы сыграть не менее интересно, применив свои скоростные способности в низкочастотной области. Уверен, она бы выдала тот самый «колбасный» бас, который так ценят любители рок-музыки. С планарами тональный баланс слегка смещён вверх, но при этом даже на самых «горячих» записях с плотным спектром в ВЧ-области никаких искажений – по крайней мере, в начале и середине пластинки – не слышно.
С этой головкой, конечно, нужно пожить, чтобы лучше узнать её характер. Но уже сейчас можно сказать, что у новинки от DS Audio, в отличие от предшествующих оптических систем есть все шансы закрепиться на рынке. Это вполне адекватная своей цене вещь, к звучанию которой быстро привыкаешь, но отвыкнуть будет непросто. Да и, нверное, не захочется.
Несмотря на то, что корпус выточен из алюминия, масса головки всего 6,5 г, поэтому она может устанавливаться практически на любой тонарм.
DS-W1
Производитель: DS Audio (Япония)
Тип: оптический фоно картридж с фонокорректором/блоком питания || Рекомендованная прижимная сила: 1, 3 – 1, 7 г || Профиль иглы: Шибата || Разделение каналов: > 20 дБ (1 кГц) || Материал кантилевера: бор || Масса: 6,5 г || Выходное напряжение: 500 мВ || Цена: 10200 USD в пересчёте на рубли
Ощущение большого открытого пространства, в котором чётко идентифицируется не только каждый инструмент, но и каждый отдельный звук.
- Виниловый проигрыватель Acoustic Signature Storm
- Сетевой усилитель darTZeel LHC-208
- Акустические системы Magnepan 3.7i, басовый модуль DWM
- Кабели:
- межблочные Shinpy SST, Kimber Kable Select 1016 1 м
- акустические Kimber Kable Monocle X / WBT 0861 2 м
- силовые Fisch Performance-7
- The Rolling Stones, «Let It Bleed». London Records, Inc., 1969
- Deep Purple, «24 Carat Purple», Purple Records, 1975
- Carol King, «Tapestry». EPIC/Simply Vinyl 180 g, 1972
- Charles Aznavour, «Je N’Ai Pas Vu Le Temps Passer…». Barclay, 1977
Источник