- Способы крепления электродвигателей
- Подписка на рассылку
- Виды крепления электродвигателей
- Как правильно выполнить монтаж и центровку электродвигателя
- Лапы электродвигателя
- Лапы электродвигателя ВОВ 132
- Лапы электродвигателя ВОВ 160
- Лапы электродвигателя ВОВ 180
- Лапы электродвигателя АИР, АДМ 80-132
- Еженедельные отправки по всей России:
- Контакты отдела продаж:
- Как устанавливать и обслуживать электрические моторы
- Поставка электродвигателя под эксплуатацию
- Проверка сопротивления изоляции
- Ограничительный крутящий момент
- Условия эксплуатации электромотора
- Безопасная эксплуатация электромоторов
- Фундамент под электрический мотор
- Шпильки крепления лап электромотора
- Методика центровки электромотора
- Особенности выравнивания валов
- Монтажные шкивы и полумуфты
- Рельсы скольжения (направляющие салазки)
- Монтаж подшипников электромоторов
- Электрические моторы — смазка и наработка подшипников
- КРАТКИЙ БРИФИНГ
Способы крепления электродвигателей
Подписка на рассылку
От того, как выполнено крепление электродвигателя на специальной сварной конструкции, армированном фундаменте с закладной рамой или забетонированными анкерами напрямую зависит продолжительность его работы и частота незапланированного технического обслуживания. Для того чтобы правильно и надежно зафиксировать электрический двигатель нужно учитывать особенности расположения подшипников и концов вала относительно элементов крепления, а также пространственное положение машины относительно приводимого механизма.
На шильдике двигателей кроме данных о мощности, частоте вращения и других технических характеристик есть информация о конструктивном исполнении по способу монтажа по ГОСТ 2479-79. Она обозначается в виде буквенно-цифрового индекса.
Способы крепления электродвигателей определяются первой цифрой в маркировке, которая указывает на особенности конструкции данной модели. Наибольшее распространение в промышленности имеют двигатели:
- с «лапами» на корпусе (1);
- с «лапами» и фланцем на одном или обоих подшипниковых щитах (2);
- без «лап» с фланцем на подшипниковом щите или щитах (3).
Вторая и треть я цифра дает информацию о способе монтажа и пространственном расположении конца вала. Четвертая цифра указывает на особенности конструктивного исполнения концов вала и их количестве.
Виды крепления электродвигателей
«Лапы» представляют собой отлитые вместе с корпусом посадочные площадки или специальные съемные кронштейны, имеющие плоскую нижнюю поверхность с технологическими отверстиями, которые нужны для установки электрической машины на фундамент или сварную конструкцию. Крепление электродвигателя на «лапах» является самым простым и надежным методом, используемым для моделей как малой, так и большой мощности. Применение съемных лап позволяет расположить корпус двигателя так, чтобы обеспечить удобный доступ электрикам к выводам клеммной коробки. Передача крутящего момента при таком способе монтажа может осуществляться с помощью муфт различной конструкции, а также ременной и цепной передачи. В насосах консольного типа крепление электродвигателя к раме позволяет использовать такие агрегаты для мобильного применения.
Фланец на подшипниковом щите или станине двигателя представляет собой плоскую поверхность круглой формы, диаметр которой равен или превосходит диаметр электромотора. Фланец может иметь центрирующий выступ. Фланцевое крепление электродвигателя используется, когда необходима высокая точность сочленения с механизмом и снижение нагрузки на валы.
Двигателей большой мощности могут выпускаться для комбинированного способа установки. Это позволяет минимизировать вибрационную нагрузку как на двигатель, так и на установку, которую он приводит в движение. При этом крепление электродвигателя на стальную плиту или другую опорную поверхность выполняется через отверстия в «лапах, а сочленение с механизмом осуществляется с помощью фланцев.
Источник
Как правильно выполнить монтаж и центровку электродвигателя
Электродвигатель, доставленный к месту установки с завода-изготовителя или со склада, где он хранился до монтажа, или из мастерской после ревизии, устанавливается на подготовленное основание.
В качестве оснований для электродвигателей применяют в зависимости от условий: литые чугунные или стальные плиты, сварные металлические рамы, кронштейны, салазки и т. д. Плиты, рамы или салазки выверяются по осям и в горизонтальной плоскости и закрепляются на бетонных фундаментах, перекрытиях и т. п. при помощи фундаментных болтов, которые заделываются в заготовленные отверстия. Эти отверстия обычно оставляют при бетонировании фундаментов, закладывая заблаговременно в соответствующих местах деревянные пробки.
Отверстия небольшой глубины могут быть также пробиты в готовых бетонных основаниях при помоши электро и пневмомолотков, оснащенных высокопроизводительными инструментами с наконечниками из твердых сплавов. Отверстия в плите или раме для закрепления электродвигателя обычно выполняются на заводе-изготовителе, который поставляет общую плиту или раму для электродвигателя и приводимого им механизма.
В случае, если отверстия для электродвигателя отсутствуют, на месте монтажа производится разметка основания и сверление отверстий. Для выполнения этих работ определяются монтажно-установочные размеры устанавливаемого электродвигателя (смотрите рисунок), а именно: расстояние между вертикальной осью двигателя и торцом вала L6+L7 или торцом насаженной полумуфты, расстояние между торцами полумуфт на валах электродвигателя и приводимого им механизма, расстояние между отверстиями в лапах вдоль оси электродвигателя С2+С2, расстояние между отверстиями в лапах в перпендикулярном направлении С+С.
Кроме того, должна быть замерена высота вала (высота оси) на механизме и высота оси электродвигателя h. В результате этих последних двух замеров предварительно определяется толщина подкладок под лапы.
Рис. Обозначения установочных размеров двигателя.
Для удобства центровки электродвигателя толщина подкладок должна предусматриваться в пределах 2 — 5 мм. Подъем электродвигателей на фундаменты выполняется кранами, талями, лебедками и другими механизмами. Подъем электродвигателей весом до 80 кг при отсутствии механизмов может выполняться вручную с применением настилов и других устройств. Установленный на основание электродвигатель центрируется предварительно с грубой подгонкой по осям и в горизонтальной плоскости. Окончательная выверка производится при сопряжении валов.
Электродвигатель, установленный на опорную конструкцию, центрируется относительно вала вращаемого им механизма. Способы центровки бывают различные в зависимости от типа передачи. От точности выверки зависит надежность работы электродвигателя и главным образом его подшипников.
При ременной и клиноременной передачах необходимым условием правильной работы электродвигателя с приводимым им во вращение механизмом является соблюдение параллельности их валов, а также совпадение средних линий (по ширине) шкивов, так как иначе ремень будет соскакивать. Выверка производится при расстояниях между центрами валов до 1,5 м и при одинаковой ширине шкивов с помощью стальной выверочной линейки.
Линейка прикладывается к торцам шкивов и производится подгонка электродвигателя или механизма с таким расчетом, чтобы линейка касалась двух шкивов в четырех точках.
При расстоянии между осями валов более 1,5 м, а также в случае отсутствия выверочной линейки соответствующей длины выверка электродвигателя с механизмом производится с помощью струны и временно устанавливаемых на шкивы скоб. Подгонка производится до получения одинакового расстояния от скоб до струны. Выверка валов может производиться и с помощью тонкого шнурка, натягиваемого от одного шкива к другому.
Выверку электродвигателя и машины со шкивами разной ширины производят, исходя из условия одинакового расстояния от средних линий обоих шкивов до струны, шнурка или выверочной линейки.
Выверенный электродвигатель должен быть надежно закреплен болтами с последующей проверкой точности выверки, которая при закреплении электродвигателя может быть случайно нарушена.
Выверка валов при ременной и клиноременной передачах. а — с помощью выверочной линейки; б — с помощью скоб и струны; в — с помощью шнурка; г — с помощью линейки при шкивах разной ширины.
Непосредственное соединение муфтами.
Центровка двигателя с механизмом необходима для достижения такого взаимного положения валов двигателя и механизма, при котором величины зазоров между полумуфтами будут равны. Это достигается путем передвижения двигателя на небольшие расстояния в горизонтальной и вертикальной плоскостях.
Перед центровкой производится проверка прочности посадки полумуфт на валы путем обстукивания полумуфты при одновременном ощупывании рукой стыка полумуфты с валом.
Центровка производится в два приема: сначала предварительная — с помощью линейки или стального угольника, а затем окончательная — по центровочным скобам.
Предварительная центровка ведется путем проверки отсутствия просвета между ребром приложенной линейки (стального угольника) и образующими обеих полумуфт. Такая проверка выполняется в четырех местах: вверху, внизу, справа и слева.
Во всех случаях при центровке обращается внимание на то, чтобы количество отдельных прокладок под лапами электродвигателей было как можно меньше; тонких прокладок толщиной 0,5 — 0,8 мм применяют не более 3 — 4 шт.
Если по условиям центровки их оказывается больше, то их заменяют общей прокладкой большей толщины. Большое количество прокладок, и тем более из тонких листов, не обеспечивает надежного закрепления электродвигателя и может вызвать нарушение центровки; оно также представляет неудобство при последующих ремонтах и центровках во время эксплуатации.
Если Вам понравилась эта статья, поделитесь ссылкой на неё в социальных сетях. Это сильно поможет развитию нашего сайта!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram!
Просто пройдите по ссылке и подключитесь к каналу.
Не пропустите обновления, подпишитесь на наши соцсети:
Источник
Лапы электродвигателя
Лапы электродвигателя ВОВ 132
Лапа привертная электродвигателя ВОВ 132 представляет собой литую монолитную деталь, габаритными размерами 220х70х57 мм (ДхШхВ). Предназначена для электродвигателей 132-го габарита (высоты оси вращения 132 мм) номинальной мощностью от 4 до 11 кВт. Межцентровое крепление лап к станине электродвигателя составляет 63 … Читать далее
Лапы электродвигателя ВОВ 160
Лапа привертная электродвигателя ВОВ 160 представляет собой литую монолитную деталь, габаритными размерами 255х75х70 мм (ДхШхВ). Предназначена для электродвигателей 160-го габарита (высоты оси вращения 160 мм) номинальной мощностью от 7,5 до 18,5 кВт. Межцентровое крепление лап к станине электродвигателя составляет 84 … Читать далее
Лапы электродвигателя ВОВ 180
Лапа привертная электродвигателя ВОВ 180 представляет собой литую монолитную деталь, габаритными размерами 290х82х70 мм (ДхШхВ). Предназначена для электродвигателей 180-го габарита (высоты оси вращения 180 мм) номинальной мощностью от 15 до 30 кВт. Межцентровое крепление лап к станине электродвигателя составляет 110 … Читать далее
Лапы электродвигателя АИР, АДМ 80-132
Компания Электромашкомплект предлагает Вам комплекты привертных лап для электродвигателей серии АДМ, АИР и др. 80 – 132 габарита. Подбор лап осуществляем по специальному опросному бланку. Количество лап АИР, АДМ 80-132 для заказа ограничено наличием их на нашем складе. Возможно изготовление … Читать далее
Еженедельные отправки по всей России:
Контакты отдела продаж:
Телефон/факс:
+7 (4922) 53-95-25
+7 (4922) 53-96-26
+7 (4922) 53-95-40
Электронная почта:
info@motors33.ru
Источник
Как устанавливать и обслуживать электрические моторы
Главная страница » Как устанавливать и обслуживать электрические моторы
Каждый электрический двигатель требует соответствующей инсталляции и обслуживания. Как правило, конкретные особенности определяются руководством, включенным в комплект поставки электромотора. Поэтому инструкции как устанавливать и обслуживать электрические моторы, требуют внимательного рассмотрения.
Поставка электродвигателя под эксплуатацию
Электромоторы до 1000 В, максимальной мощностью 1000 кВт, следует рассматривать как значимую часть технологического процесса. Нужно точно следовать указаниям документов в моменты эксплуатации.
Рассмотрим классический вариант технических рекомендаций, которые всегда можно встретить в сопроводительной документации промышленных электромоторов.
Поставленный мотор обязательно проверяется на физическую целостность – возможные повреждения в процессе транспортировки. На случай обнаружения транспортировочных дефектов разумно обратиться к экспедиторской службе, ответственной за транспорт.
Поставка электродвигателя, в первую очередь, проверяется на соответствие параметрам, которые были заявлены поставщику мотора. Также проводится осмотр внешнего вида на возможные повреждения
На полученном моторе проверяют техническую бирку на точность параметров заявленным данным. Затем снимают блокировку вала и проворачивают эту деталь мотора вручную на два-три оборота. Цель – убедиться в лёгком свободном вращении.
Проверка сопротивления изоляции
До момента ввода в эксплуатацию каждого мотора или при подозрении дефекта статорной обмотки, требуется измерение сопротивления изоляции. Параметр сопротивления, как правило, получают в условиях окружающей температуры не выше 25ºC.
Контрольный параметр значения сопротивления – не менее 10 МОм (измеряется мегометром 500 В или 1000 В постоянного тока). Следует иметь в виду: сопротивление изоляции электромотора уменьшается практически вдвое, когда температура окружающей среды поднимается на 20ºC.
В момент измерения корпус мотора необходимо заземлить, а статорные обмотки после завершения измерений следует обязательно разрядить на корпус, чтобы избежать возможного поражения электрическим током.
Если опорное значение сопротивления изоляции не достигается, очевидно — статорная обмотка мотора насыщена влагой. В этом случае требуется обработка электромотора в сушильном шкафу при температуре 90°С в течение 12 — 16 часов.
На следующем этапе (в течение 6 — 8 часов) двигатель прогревают при 105°С. Статорные обмотки электромотора, залитого морской водой, сушить бессмысленно, поэтому статор, в таком случае, подлежит перемотке.
Ограничительный крутящий момент
Указанные крутящие моменты в таблице ниже является общим ориентиром для выполнения затяжки креплений. При определении момента затяжки необходимо учитывать материал рамы электромотора и технологию обработки поверхности рамы.
Таблица моментов затяжки стальных винтов и гаек
Резьба | 4.60 Нм | 6.8 Нм | 8.8 Нм | 10.9 Нм | 12.9 Нм |
М2.5 | 0.24 | — | — | — | — |
М3 | 0.42 | — | — | — | — |
М5 | 2 | 4 | 5 | 8 | 9 |
М6 | 3 | 7 | 9 | 13 | 15 |
М8 | 8 | 16 | 21 | 33 | 37 |
М10 | 16 | 32 | 43 | 63 | 73 |
М12 | 27 | 55 | 73 | 108 | 128 |
М14 | 44 | 88 | 117 | 172 | 200 |
М16 | 67 | 134 | 180 | 264 | 309 |
М20 | 130 | 262 | 363 | 517 | 605 |
М22 | 176 | 353 | 495 | 704 | 824 |
М24 | 226 | 450 | 625 | 890 | 1040 |
М27 | 330 | 660 | 915 | 1300 | 1530 |
М30 | 450 | 900 | 1250 | 1780 | 2080 |
М33 | 610 | — | — | — | — |
М36 | 780 | — | — | — | — |
Условия эксплуатации электромотора
Двигатели, питаемые низким напряжением, предназначены для использования в промышленной среде при следующих условиях:
- температура рабочей среды: — 20ºC / + 40ºC;
- высота над уровнем моря: не более 1000 м;
- дифферент питающего напряжения: не более ± 5%;
- отклонение рабочей частоты ± 2%.
Безопасная эксплуатация электромоторов
Установка и эксплуатация моторов выполняется исключительно квалифицированным персоналом, знакомым с требованиями по охране труда и техникой безопасности, а также с национальным законодательством.
Необходимо с целью предотвращения несчастных случаев на месте установки и эксплуатации моторов, обеспечить персонал оборудованием безопасности в соответствии с местными требованиями.
Электромоторы относительно малых токов питания, напрямую коммутируемые термочувствительными переключателями, могут запускаться автоматически.
Электромоторы при хранении:
- содержат в условиях сухих, без пыли, при отсутствии вибраций;
- незащищенные поверхности (концы вала, фланцы) обрабатывают антикоррозийным веществом;
- валы периодически вращают вручную с целью предотвращения затвердения смазки;
- для предотвращения конденсации используют нагреватели;
- электролитические конденсаторы, если таковые установлены на однофазных двигателях, заменяют при условии хранения более 12 месяцев.
Фундамент под электрический мотор
Конечный пользователь мотора отвечает за подготовку фундамента под монтаж электромотора. Основание под мотором следует делать гладким, ровным и, если возможно, без эффекта вибраций.
Поэтому, как правило, рекомендуется бетонный фундамент. Если используется металлический вариант, опорную плату из металла следует обработать антикоррозионным покрытием.
Устройство фундамента (вариант): 1 – шпилька крепления металлической плиты; 2 – регулировочные прокладки между лапами и металлической плитой; 3, 4 – винты с гайками крепления двигателя к металлическому основанию; 5 – демпферная вкладка
Основание необходимо выполнять достаточно устойчивой конструкцией, способной выдерживать возможные силы срыва. Момент срыва мотора с фундамента — это, прежде всего, демпфированное синусоидальное колебание.
Следовательно, этот момент принимает как положительные, так и отрицательные значения. Напряжение на фундаменте можно рассчитать с помощью таблиц данных, обычно представленных в паспорте электромотора и с помощью приведенной ниже формулы:
F = 0.5 * g * m + (4 * Tмакс / A)
где: F – напряжение на фундамент, g – гравитационное ускорение 9,81 м /с 2 ; m – масса электромотора; Тмакс – максимальный крутящий момент, Нм; A — боковое расстояние между отверстиями лап двигателя, м.
Размер «А» приводится в чертежах двигателей в миллиметрах. Основание следует рассчитывать таким образом, чтобы обеспечивался достаточный резонансный запас между частотой собственных колебаний мотора и различными интерференционными частотами.
Шпильки крепления лап электромотора
Электрический двигатель закрепляется при помощи шпилек, залитых в тело фундамента или закреплённых на опорной плите. Для установки двигателей с ремёнными приводами обычно используются направляющие.
Правильная установка на шпильки предполагает посадку мотора на прокладки 1-2 мм толщиной, закладываемых под лапами.
Выравнивание мотора по центральным осям и контроль угловых отклонений – эти процедуры выполняются с каждой новой инсталляцией, а также после производства ремонтных работ, затрагивающих съём полумуфты
Электродвигатель помещают на фундамент и выравнивают положение муфты. Используется простой или лазерный уровень для установки вала в строго горизонтальное положение. Высота рамы статора регулируется посредством извлечения или добавления прокладок. Точно выровненный мотор окончательно закрепляют на фундаменте.
Моторы требуют центровки в обязательном порядке. Этот момент особенно важен на случай монтажа двигателей, имеющих прямую связь с нагрузкой. Неправильное выравнивание грозит разрушениями подшипников, появлением вибраций и трещин вала. В случае дефекта подшипника, обнаружения вибраций, после устранения таких дефектов центровку необходимо выполнить заново.
Методика центровки электромотора
Наилучший способ достижения точного выравнивания — установка пары манометров, как показано на рисунке ниже. Каждый датчик опирается на полумуфту, благодаря чему получают разницу между половинами муфты, как в осевом, так и в радиальном направлении.
Медленно вращая вал, наблюдают за калибровочными датчиками и проводят настройку с высокой точностью. Для определения параллельности валов, измеряют с помощью щупа расстояние между внешними краями половин муфты в точке на периферии.
Затем поворачивают обе половины вместе на 90° без изменения относительных положений валов и вновь проводят измерение в той же точке.
Дополнительные измерения проводят после поворота на 180° и на 270°. Для типичных размеров муфты электродвигателя разница между самыми высокими и низкими показаниями не должна превышать 0,05 мм.
Особенности выравнивания валов
Чтобы проверить центры валов на прямо противоположное положение друг другу, устанавливают стальную линейку параллельно валам на повернутой периферии одной половины сцепления.
Далее, с целью проверки параллельности измеряется зазор между периферией другой половины и линейкой в четырёх положениях, Разница между самыми высокими и низкими положениями не должна превышать 0,05 мм.
При выравнивании мотора с машиной, корпус которой не нагревается при работе выше обычной температуры по сравнению с двигателем, необходимо учитывать разницу по высоте вала в результате теплового расширения.
Для двигателя увеличение высоты составляет около 0,03% при нагреве от температуры окружающей среды до рабочей температуры (работа на полной мощности).
Инструкции на монтаж от производителей насосов, редукторов и других механизмов обычно указывают вертикальное и боковое смещение вала при рабочей температуре.
Необходимо иметь в виду эффекты теплового расширения, дабы избежать вибраций и других проблем в процессе обслуживания моторов.
Монтажные шкивы и полумуфты
Необходимо соблюдать осторожность при установке шкивов и полумуфт, так как существует риск повреждения подшипников. Эти компоненты никогда нельзя устанавливать или снимать, применяя чрезмерную силу.
Обычно перед установкой на вал с натягом, шкивы и полумуфты нагревают примерно до Т=100ºC. Выполнение нагрева шкива или полумуфты успешно достигается с помощью индукционного нагревателя, газовой горелки или технической печи.
Соединительная полумуфта или шкив с плотной посадкой рекомендуется насаживать на вал вручную примерно на половину посадочной длины.
Используется специальный инструмент или в простом исполнении — болт с резьбой, гайкой и двумя плоскими кусками металла. Таким болтовым прессом шкив (полумуфта) насаживаются на всю длину посадки.
Рельсы скольжения (направляющие салазки)
Моторы с ремёнными приводами, как правило, монтируются на так называемые рельсы скольжения (рисунок 7.3). Направляющие устанавливаются горизонтально на одном уровне.
Далее монтируется двигатель, и рельсы скольжения надвигаются на фундамент, выравниваются так, чтобы средняя часть шкива двигателя совпадала с серединой шкива ведомой машины.
Необходимо убедиться, что вал мотора расположен параллельно валу привода, после чего натянуть ремень в соответствии с инструкциями поставщика.
Выравнивание электродвигателя в случае использования ремённой передачи в качестве соединения между ведущим и ведомым устройством. Монтаж двигателя при таком соединении, как правило, выполняется на салазках
Не следует превышать максимально допустимое натяжение ремня (радиальные нагрузки подшипников), указанное в каталоге продукта.
Скользящая направляющая, ближайшая к ремню, располагается таким образом, чтобы натяжной винт находился между двигателем и ведомой машиной.
Винт на другой направляющей остаётся на другой стороне. После выравнивания затягивают болты крепления направляющей.
Монтаж подшипников электромоторов
Всегда следует обращать особое внимание на монтаж подшипников. Подшипники вала устанавливаться путём предварительного нагрева или посредством специальных инструментов.
Съём подшипников с вала выполняется посредством съёмников. Максимальная температура нагрева подшипников для посадки составляет 100°C. Подробная информация по установки предоставляется производителем подшипника.
Процесс установки подшипников на вал электродвигателя может поддерживать как холодный, так и горячий монтаж. Холодный монтаж подходит для небольших подшипников и тех, что не поддерживают плотную посадку на вал.
Для горячего монтажа, с плотной посадкой подшипника на валу, предварительно подшипник нагревается в масляной ванне или специальным нагревателем.
Работа с подшипниками двигателя требует своих особенностей. В противном случае есть риск повреждения, как элементов мотора, так и сам подшипник. Как правило, применяется специальный инструмент
Затем нагретый подшипник насаживается на вал с помощью монтажной втулки, диаметр которой соответствует диаметру внутреннего кольца подшипника. Смазочные подшипники обычно имеют уплотняющие (защитные) пластины, поэтому монтируются без нагрева – на холодную.
Электрические моторы — смазка и наработка подшипников
Моторы до размера рамы 250 обычно снабжаются подшипниками с постоянной смазкой типа Z или 2Z. Двигатели производственного процесса традиционно оснащаются смазочными ниппелями. Сроки службы подшипников:
- для 4-полюсных моторов 20 000 — 40 000 часов,
- для 2 или 4-полюсных двигателей 10 000 — 20 000 часов,
- для более крупных моторов сроки более короткие.
Таблица выбора предохранителя под моторы, подключенные непосредственно к сети 400В, 50 Гц
Мощность мотора, кВт | Ток нагрузки при скорости вращения, А | Стандартный |
предохранитель
При помощи информации: ABB
КРАТКИЙ БРИФИНГ
Zetsila — публикации материалов, интересных и полезных для социума. Новости технологий, исследований, экспериментов мирового масштаба. Социальная мультитематическая информация — СМИ .
Источник