- Ламповый гитарный усилитель, двухтактная схема 6п14п + 6н2п
- Академия Гитарной Электроники: _Оконечники_ — Академия Гитарной Электроники
- _Оконечники_ . и с чем их едят.
- #1 Seemann
- #2 ghoust
- #3 od-5
- #4 ghoust
- #5 od-5
- #6 Seemann
- #7 Vitalka
- #8 Seemann
- #9 ghoust
- #10 Seemann
- #11 Vitalka
- #12 ghoust
- #13 Seemann
- #14 ghoust
- #15 Seemann
- #16 Glaz’goo
- #17 Seemann
- #18 RemiX
- #19 [email protected]
Ламповый гитарный усилитель, двухтактная схема 6п14п + 6н2п
После нескольких лет игры на транзисторных комбиках каждому гитаристу рано или поздно охота поиграть и на ламповом аппарате. Непременно на каком-нибудь Маршалле или Фендере с кабинетом 4 Χ 12.
Такое желание одолело и меня в 2008 году, но за отсутствием денег на профессиональный аппарат, я начал искать пути к материальному воплощению этой идеи более доступными средствами. Поскольку опыт сборки микросхемных усилителей мощности, светомузыки и гитарных эффектов позволял ближе познакомиться и с ламповой схемотехникой.
Осенью 2009 года, вдохновившись рэковым стерео усилителем «Peta-10» от компании «AMT Electronics», я решил собрать гитарный оконечник по аналогичной схеме, которая больно напоминала схему Fender Blues Junior. Этот фактор, конечно же, только прибавлял весомости данной задумке.
Хотя, стоит признать, самым первым знакомством с лампой был проект по переделке усилителя от киноустановки «Ломо 90У-2». Зверь был похож на советскую хлебницу, однако приобрёл к себе на борт два тумблера включения, индикаторную лампочку и джеки 6.3 на вход и выход.
Схема Fender Blues Junior достаточно проста для неискушенного в лампе радиолюбителя, не требует сложной отстройки, кроме установки напряжения смещения. Подбор ламп в такой бюджетной схеме тоже не является обязательным. Вместо 12ax7 и El84 ставятся отечественные 6н2п и 6п14п без всяких доработок. Единственное, накал для 6н2п нужен 6 В, а не 12 – как для 12ах7.
В итоге у меня получилась такая схема двухтактного усилителя на 6п14п с автосмещением, отличающаяся полезными дополнениями в блоке питания. А именно, RC цепью в первичной обмотке силового трансформатора, которая гасит щелчёк при включении/выключении усилителя. В накальные обмотки я поставил резисторы 100R/0,5W, что снизило в несколько раз низкочастотный фон 50 Гц, слышимого в динамике. Ещё рекомендуется провода накала перекручивать друг с другом для дальнейшего понижения помех. Эту инновацию я проверил на своём опыте — 100% подтверждённый факт.
В выборе трансформаторов предпочтение было отдано советским ТН-36 и анодному зелёному собрату из серии ТА. Выходной трансформатор на железе ТП-30 мне любезно предоставил Маричев С.Н.
Я нашёл лист дюрали и, недолго думая, решил использовать его в качестве шасси. Навесной монтаж был выполнен на лепестках ламповых панелей и на пластиковых клеммах (всё-таки все элементы не разместишь на лепестках, как бы этого не хотелось).
Регулировок никаких не предусматривалось, потому что изначально эта функция отводилась для предварительного усилителя. Этим объясняется и следующее решение: входной и выходной джеки 6.3 тоже убраны на заднюю панель. Фейс аппарата получался выдержанным в стиле технического минимализма: кнопки включения накала и анодного и индикаторная лампочка. Как показала практика использования, никакие крутилки на переднй панели особо и не требуются. При желании можно поставить на вход потенциометр 100 К с логарифмической зависимостью для регулировки громкости. Здесь всё зависит от ваших технических задач.
Я подключал гитару вначале в комбик «Ibanez Tone Blaster 30R», в котором реализовал цепь разрыва «send & return», после джека возврата с петли эффектов впаял потенциометр громкости, который убирался в ноль. Таким образом, сигнал снимался с предварительного усилителя этого комбика и подавался на вход лампового оконечника, выход которого был законнектен с гитарным кабинетом, оборудованным 12-дюймовым динамиком Eminence Cannabis Rex.
Результат первого лампостроительства удовлетворил на все 100%. И по объёму, и по громкости, и по передаче высоких частот. Транзисторный оконечник комбика я больше никогда не использовал. Настолько он казался беднее обертонами по сравнению с лампой. А вот преамп комбика со встроенным ревером, в принципе, выдавал вполне сносное звучание. Даже для джазовой игры на полуакустике Greg Bennett Royal.
Итак, изготовление лампового усилителя своими руками — это не сложнее сборки TDA7294, главное здесь сводится к поиску и выбору качественного выходного трансформатора и отстройке напряжения смещения. Если же схема с автосмещением — тогда дело ещё проще, нужно подобрать только резисторы в катодной цепи.
Источник
Академия Гитарной Электроники: _Оконечники_ — Академия Гитарной Электроники
- Академия Гитарной Электроники
- >Комбики, Усилители
- >Ламповые
- Правила форума
- Просмотр новых публикаций
- 4 Страниц
- 1
- 2
- 3
- →
- Последняя »
- Вы не можете создать новую тему
- Вы не можете ответить в тему
_Оконечники_ . и с чем их едят.
#1
Seemann
- Группа: Паяльные маньяки
- Сообщений: 2217
- Регистрация: 06 April 09
Предлагаю в данной теме обсуждать именно оконечные усилители мощности в ламповых усилках.
Тема эта очень актуальна, т.к. вариантов масса, разные усилители имеют разные концы, под разные лампы.
В частности, очень интересует
1)чем отличается конец с фиксированным смещением от конца с автоматическим смещением? Автоматическое очень заманчиво, поскольку требует всего лишь внедрение конденсатора и резистора в катоды выходных ламп. В чем же прелесть гемороя с фиксой?
2)как настраивать фиксированное смещение?
3)Как можно охарактеризовать по звучанию самые популярные лампы 6V6, 6L6, EL84?
4) на что влияет номинал резистора в обратной связи?
Поехали
Сообщение отредактировал Seemann: 19 July 2010 — 18:20
#2
ghoust
- Группа: Паяльщики
- Сообщений: 39
- Регистрация: 26 April 10
Популярное сообщение!
Сообщение отредактировал ghoust: 20 July 2010 — 21:27
#3
od-5
- Группа: Паяльщики
- Сообщений: 42
- Регистрация: 13 March 10
Сообщение отредактировал od-5: 21 July 2010 — 11:02
#4
ghoust
- Группа: Паяльщики
- Сообщений: 39
- Регистрация: 26 April 10
#5
od-5
- Группа: Паяльщики
- Сообщений: 42
- Регистрация: 13 March 10
#6
Seemann
- Группа: Паяльные маньяки
- Сообщений: 2217
- Регистрация: 06 April 09
#7
Vitalka
- Группа: Паяльные маньяки
- Сообщений: 4210
- Регистрация: 30 May 09
#8
Seemann
- Группа: Паяльные маньяки
- Сообщений: 2217
- Регистрация: 06 April 09
#9
ghoust
- Группа: Паяльщики
- Сообщений: 39
- Регистрация: 26 April 10
#10
Seemann
- Группа: Паяльные маньяки
- Сообщений: 2217
- Регистрация: 06 April 09
Сообщение отредактировал Seemann: 21 July 2010 — 21:46
#11
Vitalka
- Группа: Паяльные маньяки
- Сообщений: 4210
- Регистрация: 30 May 09
#12
ghoust
- Группа: Паяльщики
- Сообщений: 39
- Регистрация: 26 April 10
#13
Seemann
- Группа: Паяльные маньяки
- Сообщений: 2217
- Регистрация: 06 April 09
#14
ghoust
- Группа: Паяльщики
- Сообщений: 39
- Регистрация: 26 April 10
Сообщение отредактировал ghoust: 22 July 2010 — 22:13
#15
Seemann
- Группа: Паяльные маньяки
- Сообщений: 2217
- Регистрация: 06 April 09
#16
Glaz’goo
- Группа: Паяльные маньяки
- Сообщений: 974
- Регистрация: 24 April 10
#17
Seemann
- Группа: Паяльные маньяки
- Сообщений: 2217
- Регистрация: 06 April 09
#18
RemiX
- Группа: Паяльщики
- Сообщений: 613
- Регистрация: 02 April 09
#19
[email protected]
- Группа: Паяльные маньяки
- Сообщений: 624
- Регистрация: 09 January 11
Лёгкие пути редко приводят к интересным местам.
Металл — фундамент современной цивилизации. В. И. Ленин
Источник