Ламповый фонокорректор своими руками лучшая рабочая схема
Ламповый фонокорректор на 6н2п
Памятуя о том, что я люблю музыку, и у меня есть на чем послушать винил. Подарила мне подружка на день рождения пластиночку. Подарок замечательный. Вот только с той поры как я отдал свой усилок со встроенным фонокорректором другу, слушать мне винил не чем. А значит надо пилить фонокорректор к своему ламповому усилителю.
Погуглив и рассмотрев предлагаемые схемы решил остановиться на очень простеньком фонокорректоре который скомпилировал и сделал в металле камрад BOOTSECTOR. Схема подкупила простотой и доступностью деталей.
Я изначально планировал сделать фонокорректор как самостоятельное устройство и поэтому пришлось доработать проверенный мной блок питания под новые задачи. Начитавшись о том, что для накала ламп в фонокорректоре желательно использовать стабилизированное напряжение, я недолго думая домотал накальную обмотку до 8 вольт и воткнул в блок питания шести вольтовый стабилизатор.
Лампы я взял 6Н2П ЕВ, благо остались от предыдущих экспериментов. Остальные детали наскреб по сусекам. Заковырка получилась только с конденсаторами С6 20 нф. у меня нашлись только на 22 нф. Ну так это я исправлю, когда с оказией окажусь на радиорынке. Да… Резистор R5 составной, потому как номинала 144 кОм нет даже в ряду Е192. Этот резистор я подбирал с помощью мультиметра составляя два резистора номиналами 120 кОм и 24 кОм последовательно.
И вот, как все это у меня вышло.
Устройство заработало сразу. После прогрева я выставил резистором R1 на блоке питания анодное напряжение в 210 вольт. И начал слушать музыку. Вот тут я и залип сразу часа на три. Поностальгировал о прошедших девяностых на начало которых пришлась моя юность. И отслушал очень разные как по жанру, так и по качеству пластинки.
Что касается звука. Т.к. я не являюсь аудиофилом в терминальной стадии, а могу себя отнести лишь к меломанам любителям, то для той вертушки которая у меня есть, а это SONY PS-LX300H с родной головой, этот корректор очень даже неплох. Ну, во-первых, его звук сильно и в лучшую сторону отличается от того встроенного недоразумения (я теперь это точно знаю), что стоит в усилителе Pioneer A-305R. А во-вторых, и оно вытекает из первого, когда я раньше слушал пластинки мне казалось, что качество их звучания не сильно отличается друг от друга и все они играют одинаково хорошо. Ну может за редким исключением ретро-пластинок. Вчера я своими ушами не напрягаясь услышал, то, о чем мне говорили разного рода гуру от винила. Качество записей на всех прослушанных мной пластинках сильно отличалось. Например, 25 лет назад мне казалось, что Алисен «Шабаш» записан отлично. А тут я был сильно разочарован, качество записи оказалась посредственным. С другой стороны, прослушивая трек «Rubberbandman» YELLO я был приятно удивлен наличием мягких басов, о существовании которых я даже не подозревал. Порадовал меня также Мальчишник своей неуемной похотью и в целом неплохим звуком. А вот звучком на пластинке «Канибал» Коррозии Металла был сильно разочарован. Но от прослушивания Dire Straits «Communiqué» и «On Every Street» я получил огромное удовлетворение. Жаль у меня нет их «Brothers in Arms». В общем вечер я провел в наушниках наслаждаясь музыкой.
Что в сухом остатке. Для тех, кто делает первые шаги по пути хорошего звука, сделанного своими руками, этот фонокорректор то, что надо. Его просто собрать, он не требует никакой настройки, все детали можно взять как говориться «с помойки» и у него (пусть даже на мой вкус, а о вкусах не спорят) очень неплохой звук. Наслушаетесь, получите опыт, можно будет переходить к более сложным устройствам и заморачиваться сочетаниями звуковых головок со входными цепями фонокорректора и т.д. и т.п….
Чуть позже куплю корпус и упакую.
В приложенных файлах альбом схем, разводка плат.
Вторая часть мерлезонского балета.
Ну вот. Пришел мне по почте с Али корпус, а значит надо доделать начатое до конца. Разметка, сверловка и упаковка в корпус заняла чуть более часа с перерывами на чай.
Источник
Ламповый фонокорректор своими руками лучшая рабочая схема
Знаменитая разработка В. Ульянова с говорящим названием. Триодная классика жанра. Собрал этот корректор для знакомого за пару вечеров. Знакомому нужен был ламповый корректор, ну а я хотел попробовать эту схему, о которой на аудиопортале огромная ветка!
Хоть и автор в своей статье строго настрого запретил вносить какие либо изменения в его схему, я конечно же игнорировал это 🙂
Ну не нравятся мне режимы ламп в этой схеме и всё тут! Ну сами посмотрите:
На аноде 6Н9С рассеивается всего 0,14Вт это всего 13% от её максимальной мощности.
МАЛОВАТО!
На аноде 6Н8С рассеивается всего 0,77Вт это всего 28% от её максимальной мощности, по больше конечно но
МАЛОВАТО!
Поэтому сразу, с ходу, решил поднять анодное до 520В, можно было и побольше, но трансик такой 🙂
Вот так. Получаем на аноде 6Н9С уже 0.39Вт а на аноде 6Н8С 2.07Вт. Уже кое что!
Ну и аккумулятор я убрал, RC цепь на мой ух получше.
И вот так, шутя из того что было собрался такой малыш:
Но когда этот малыш с первого включения ! и еле прогретый дал такой живой звук ! музыка лилась из колонок ручьём 🙂 И совершенно неожиданно он обыграл мой «серьёзный» корр на EF40(Филипс)+5687(Филипс)
причём не оставляя шансов последнему!
Очень «живой» и музыкальный он получился. После такого саунда совершенно не замечаешь такие минусы как: бешеный (по сравнению с EF40) микрофонный эффект у 6Н9С и сильное пролезание фона через накал. У 6Н9С МЭЛЗ получше обстоят дела с этим. Накал тут только выпрямлять и стабилизировать (EF40 и переменкой можно питать,только со средней точкой и приподнять потенциал).
Знакомый был очень рад 🙂 ну а я начал делать себе такой же..почти.
Источник
Домашний ламповый винил-корректор (EF86, 6Н2П)
Эта статья предназначена для любителей винила, имеющих хотя бы начальные знания по радиотехнике и умеющих держать паяльник в руках. Несмотря на обилие цифровых источников звука, у многих из нас сохранилась большая коллекция виниловых пластинок.
Более того, качество звучания прилично записанной виниловой пластинки, с моей точки зрения, выше качества звучания любого цифрового носителя.
Но вот незадача: даже если сохранился сам проигрыватель (вертушка), прослушать-то их невозможно, так как подавляющее большинство современных усилителей не имеют входа для подключения электромагнитного звукоснимателя, а сам проигрыватель, как правило, не имеет встроенного корректора.
Поэтому любителям винила придется либо покупать готовый винил — корректор (фонокорректор), либо сделать его самостоятельно. Купить — проще сказать, чем сделать. К большому сожалению, в категории таких устройств, стоимостью до 1000$, несмотря на их изобилие.
Вам вряд ли попадется хорошо звучащий экземпляр. Как правило, эти устройства собраны на микросхемах и(или)транзисторах, имеют слабый выходной сигнал (до 0,5 В), недостаточный для подключения к усилителю мощности напрямую, и, вопреки формально высоким параметрам, заявленным в инструкции по эксплуатации, некомфортное и невыразительное звучание.
Построив винил-корректор по приведенной схеме и, следуя моим рекомендациям, Вы самостоятельно создадите устройство, которое полностью раскроет для Вас всю красоту звучания виниловых пластинок и позволит наслаждаться их звучанием долгое время. Несмотря на относительную простоту, данный корректор обладает достаточно высокими параметрами:
Номинальный уровень входного сигнала — 5 мВ.
Номинальный уровень выходного сигнала (1 кГц, 5 мВ) — 1,0 В.
Выходное сопротивление — 1 кОм.
Отношение сигнал/шум (невзвешенное) — больше 60 дБ.
Принципиальная схема
Принципиальная схема винил-корректора показана на рис.1. Возможно, что-то похожее Вы уже видели. Прародителем ее можно считать Евгения Комиссарова (г. Москва). Схема Евгения была выполнена на лампах 6Ж4 и 6Н30П.
Рис. 1. Принципиальная схема винил-корректора и блока его питания.
Александр Торрес (Израиль) предложил свой вариант этого корректора, но уже на лампах, которые Вы видите на схеме. Дальнейшие изменения в схеме произвел Александр Бокарёв (г. Ростов-на-Дону) и эту, окончательную версию, мы с Вами и будем рассматривать. В качестве входной лампы выбран пентод EF86 (отечественный аналог 6Ж32П) в пентодном режиме включения.
Лампа характеризуется большим усилением, малыми шумами и очень приятным “звуковым почерком”. Если включить пентод с резистивной нагрузкой (как на схеме), то он является управляемым источником тока. Усиление такого каскада пропорционально величине анодной нагрузки.
Следовательно, для того, чтобы произвести RIAA-коррекцию, нужно сделать сопротивление анодной нагрузки частотнозависимым, что и реализовано в этой схеме.
Поскольку мы с Вами заговорили об RIAA-коррек-ции, позволю себе несколько слов, позволяющих конкретизировать этот термин. Дело в том, что при записи грампластинки создается подъем высоких и ослабление низких частот.
Значит, при воспроизведении, для восстановления горизонтальной АЧХ сквозного тракта записи-воспроизведения, должно происходить симметричное ослабление уровня высоких и подъем низких частот.
Вы спросите, для чего это делается. Ответ очевиден. Благодаря использованию RIAA-коррекции увеличивается время записи на виниловый диск (так как интенсивный бас нескорректированной записи увеличивает амплитуду модуляции звуковых канавок и требует располагать их на большем расстоянии друг от друга) и уменьшается заметность шума (поскольку снижение уровня высоких частот при воспроизведении также уменьшает уровень шума поверхности диска).
Введенный еще в 1953 году стандарт RIAA (Record Industry Association of America) установил нормы на частотную зависимость в диапазоне только 30. 15000 Гц.
Улучшение качества звукозаписывающей и воспроизводящей аппаратуры, а также необходимость нормировать частотную характеристику в области частот ниже 30 Гц привели к созданию в 1978 году стандарта RIAA-78, описывающего АЧХ на частотах в более широком диапазоне.
На рис. 2 наглядно показано то, о чем я говорил в предыдущих двух абзацах, и хорошо видно, чем отличаются между собой эти два стандарта.
Рис. 2. Частотные характеристики записи и воспроизведения по стандарту RIAA.
Как видите, по стандарту RIAA-78, на низких частотах присутствует завал ниже 30 Гц. Сделано это совсем не случайно. Во-первых, на пластинке практически нет музыкальных сигналов ниже этой частоты, во-вторых, отпадает надобность в “рокот-фильтре”, предназначенном для подавления низкочастотных шумов, связанных с механическими детонациями самого проигрывателя. Возвращаемся к нашей схеме.
Расчет RIAA-цепочки особенностей не имеет, и рассчитывается исходя из величины последовательного резистора, который равен величине анодной нагрузки.
Внутреннее сопротивление лампы (из-за его большой величины) можно не учитывать. Постоянные времени Тау, соответственно низких, средних и высоких частот в идеале должны соответствовать следующим величинам: низкие — 3180 мкс, средние — 318 мкс, высокие — 75 мкс. При расчете емкость берем в нанофарадах, а сопротивление — в килоомах.
Для использованной в этой схеме топологии цепи коррекции, постоянные времени определяются следующим образом:
В нашем случае получим:
Большой конденсатор C3 и большой резистор R3: 28 нФ * 120 кОм = 3360 мкс, в идеале 3180 мкс, это Тау 1.
Оба конденсатора и оба резистора: 10 кОм * 120 кОм * 34,8 нФ / 130 кОм = 321 мкс, в идеале 318 мкс, это Тау 2.
Малый конденсатор С2 и малый резистор R2: 6,8 нФ * 10 кОм = 68 мкс, в идеале 75 мкс, это Тау 3.
Уменьшая, к примеру, Тау 3, мы поднимаем уровень соответствующих частот. Иными словами, при 68 мкс уровень высоких частот больше, чем при 75мкс. Но это едва слышимые нюансы.
Казалось бы, реализовав идеальные Тау, можно надеяться на идеальное звучание устройства, однако реальная ММ головка звукоснимателя, работающая совместно с корректором, может подкинуть самые разнообразные сюрпризы. К примеру, у одного нашего коллеги, для достижения приемлемого уровня воспроизведения высоких частот, пришлось уменьшить постоянную времени Тау 3 до 40 мкс!
Насколько критично точно соблюдать постоянные времени 3180, 318, 75 мкс? В каких пределах их можно изменять? Ведь некоторые, Сакума к примеру, их не соблюдают, а делают какие-то свои. Да и у меня сейчас 3360, 321 и 68 мкс. Чем это чревато?
Я ведь легко могу скорректировать эти величины подбором номиналов резисторов, и все будет, как “по науке”. Да и по постоянному напряжению, что 130 кОм в аноде пентода, что 124 кОм, особо не критично.
Все дело в том, что в реалии приходится учитывать влияние других цепей, окружающих саму корректирующую цепь и представляющих собой трудно учитываемые при расчетах частотно-зависимые шунты.
Параметры головки звукоснимателя при этом тоже выпадают (а влияют сильно). По мнению моих друзей, А. Бокарева (г. Ростов-на-Дону) и профессора А.Л. Турского (г. Минск), важны АЧХ и ФЧХ системы головка звукоснимателя + корректор, а не номиналы и не расчетные постоянные времени.
Иными словами, АЧХ системы, головка звукоснимателя + корректор, сама по себе должна быть как можно ближе к RIAA, а какие при этом получатся номиналы элементов корректирующей цепи — не важно.
Вот теперь посмотрите на реальную (измеренную) АЧХ данного корректора, работающего совместно с головкой звукоснимателя Grado Red (рис. 3).
Результаты измерений зависимости выходного напряжения от частоты были сведены в таблицу (точки на красной кривой графика) и затем напряжения переведены в привычные дБ.
Как построить АЧХ в дБ, подробно рассказано в статье А.Л. Турского на моем сайте [1] (каталог файлов — мои файлы и файлы моих друзей — как построить АЧХ в дБ), поэтому здесь я этот вопрос опускаю. Как видите, АЧХ системы корректор + головка Grado Red близка к кривой стандарта RIAA-78.
Очень маленький подъем на частотах выше 8000 Гц я оставил намеренно, так как в моей системе и моей комнате прослушивания он оказался кстати. Если кому-то он не нужен, я покажу, как изменяется АЧХ при изменении номиналов некоторых элементов схемы. Должен сказать, что поскольку у меня головка Grado Red, то и цепь коррекции делалась под нее.
У головок этой серии очень низкая собственная индуктивность (47 мГн) и она, практически, на порядок ниже, чем у среднестатистических ММ головок, у которых собственная индуктивность 400-500-600 мГн, доходит и до 1,2 Гн у некоторых. С другими головками и “песня” про цепи коррекции будет другой.
Иными словами, в данной схеме цепь коррекции оптимизирована под низко индуктивные головки типа Grado серии Prestige. Для других головок ее придется подбирать.
Идем дальше. Как Вы видите, питание экранной сетки пентода организовано несколько необычно. Такое “хитрое” питание экранной сетки первой лампы довольно сильно обрезает инфраниз — АЧХ получается практически по RIAA-78.
Именно емкость С5 дает основной спад по низам. Если хотим по RIAA (черная кривая на графике), а не по RIAA-78, то емкость С5 надо увеличивать на порядок, то есть установить 2000 мкФ, притом довольно высоковольтных. Разумное значение емкости С5 должно быть 150. 220 мкФ.
В вашей системе Вы сможете более точно подобрать емкость на слух. В моем случае при емкости С5, равной 220 мкФ, бас получался более размытым и неконкретным. Именно поэтому я установил 150 мкФ.
Если есть желание, можно вместо 6800 пФ (С2) установить 7200 пФ и последовательно с ним 560 Ом. При этом получается очень ровная частотка по ВЧ, никакого завала быть не должно!
Если не понравится (как в случае с конденсатором в катоде второй лампы) — всегда можно вернуться к более приемлемому варианту. Вообще, Rflon. предназначен для удлинения полки по ВЧ, и в случае, если увеличить номинал Rflon. до 560 Ом — укладываемся в допуск ±0,1 дБ вплоть до 25 кГц, если, конечно, не вмешается “виниловый резонанс” на высоких частотах. На рис. 4 наглядно показаны зависимости выходного напряжения корректора (в вольтах) от частоты.
Рис. 4. Влияние параметров цепей коррекции на АЧХ корректора.
Синим — 6800 пФ (С2) и 250 Ом (Rflon.). Есть небольшой подъем на ВЧ (может появиться лишний “песо-чек”). Красным — с 7200 пФ (С2) и 560 Ом (Rflon.). Для справки зеленым показано, что будет при С5 = 220 мкФ.
Но тут — дело вкуса. Не только в АЧХ ведь дело. Второй каскад винил-корректора построен на половинке мощного триода 6Н6П и особенностей не имеет.
Выходное сопротивление каскада около 1,0 кОм, это достаточно низкая величина, позволяющая легко согласовать корректор и последующий за ним усилитель мощности. Резистор R8 прилично греется и составлен из трех параллельно включенных резисторов 27 кОм 2 Вт.
Блок питания имеет пару особенностей. Как Вы видите, на накал подано положительное напряжение +60 В. Если этого не сделать, то, во-первых, потенциал катод-накал для лампы 6Н6П превысит предельно допустимый на 20%.
У лампы 6Н6П напряжение накал-катод ограничено 100 В. Во-вторых, подача положительного смещения на подогреватель первой лампы исключает утечки через диодную структуру, образованную алундовой изоляцией между катодом и подогревателем, смещая этот “диод” в обратном направлении и запирая его.
Таким образом уменьшается уровень фона. Будем считать, что обе лампы должны быть “довольны”. У первой будет -60 В на катоде, а у второй +60 В на катоде. относительно накала.
Электронные компоненты
В блоке питания применена фильтрация с помощью RC-цепочек. Я так же пробовал вариант с дросселями. На слух, отсутствие дросселей как-то прочищает звучание, но есть один нюанс.
Если ток, который потребляет схема, превышает 20 мА, без дросселя уже не обойтись. В нашем случае первый каскад потребляет 2 мА, а второй — 13,3 мА, итого — около 16 мА на канал.
Еще одной особенностью является отсутствие электролитических конденсаторов (кроме С4 и С5). Но, если звучание корректора из-за этого покажется Вам чуть легковесным, зашунтируйте каждый конденсатор в питании, кроме С1 (его не нужно шунтировать), электролитическими, емкостью 100 мкФ на соответствующее напряжение от 350 В. Они небольшого размера и места много не займут.
Размер всего устройства определяется именно размерами силового трансформатора и не электролитических конденсаторов, все остальное занимает гораздо меньше места.
При монтаже винил-корректора особое внимание следует обратить на взаимное расположение элементов (трансформатор и входные разъемы как можно дальше друг от друга) и монтаж “земляных” проводов (разводка “звездой” и только один контакт с шасси недалеко от входных разъемов).
Иначе, поскольку общий коэффициент усиления устройства около 3000, Вы получите неудовлетворительные результаты по уровню фона. В моем случае, несмотря на питание накалов ламп переменным напряжением, фона практически не слышно.
На резисторах R3, R7 и R8 выделяется довольно значительная мощность — около 0,5 Вт, около 1 Вт и около 1,6 Вт, соответственно. Это надо учесть при выборе резисторов. Запас по мощности здесь не повредит.
Мощность рассеяния остальных резисторов (кроме R12 в блоке питания) относительно невелика, достаточно резисторов на 0,25 Вт. Какие пути улучшения звучания уже готового корректора можно предложить?
По самым скромным прикидкам, их минимум два. Первый — перевести винил-корректор на кенотронное питание и второй — использовать еще более высококачественные радиокомпоненты
(резисторы, конденсаторы). У каждого из нас разные возможности, поэтому не буду конкретизировать этот вопрос. Но, несмотря на это, и в минималистском варианте данный корректор обеспечивает очень живое, эмоциональное и полновесное звучание, и если Вы захотите его повторить, то не будете разочарованы.
Вот, пожалуй, все основные моменты. Отдельная благодарность от меня моим друзьям — профессору А.Л. Гурскому (г. Минск) за помощь при подготовке статьи, а также красивые графики, помогающие понять работу корректора, и Александру Бокарёву (г. Ростов-на-Дону) за хорошо звучащую схему.