Ламповый дисторшн своими рукам

Схема ламповой примочки для гитары. Гитарная педаль Distortion своими руками

Если вы заядлый гитарист и разбираетесь в электронике, то, наверное, пробовали самостоятельно собрать свою гитарную педаль эффектов и, возможно, не одну. Ламповые педали, конечно, очень хороши в звучании, но относительно дороги в создании, зато педали на дискретных компонентах можно собирать с малой себестоимостью, и их создание доступно даже новичкам в области звукотехники.

Но, как правило, одна педаль дает один эффект, а зачастую хочется, чтобы их было больше для колоритного звучания. В этом случае нужен целый процессор эффектов. Но сегодня даже новичок может собрать свою гитарную педаль с возможностью программирования для нее различных эффектов благодаря плате Arduino.

Теперь для Arduino Uno можно собрать специальный шилд pedalSHIELD UNO, исходники которого находятся в открытом доступе. С помощью pedalSHIELD UNO можно довольно легко сделать программируемую гитарную педель эффектов. Этот шилд собирается на основе широко доступных компонентов и не требует глубоких знаний в программировании алгоритмов цифровой обработки сигналов. Вот так внешне выглядит шилд pedalSHIELD UNO:

Схема подключения разъемов, кнопок и других компонентов к плате Arduino Uno показана на изображении ниже. Здесь входной сигнал гитары через джек заводится на аналоговый ввод A0 и впоследствии считывается с помощью АЦП. Выходной сигнал обеспечивается ШИМ-каналами 9 и 10.

Список компонентов схемы шилда pedalSHIELD UNO:

C5,C2, C7, C8, C9 конденсаторы 6.8 нФ C3, C6, C10 конденсаторы 4.7 нФ C1, C11 конденсаторы 100 нФ C4 конденсатор 100 пФ

R12,R13, R10, R9, R6, R4, R3 резисторы 4.7 КОм R5, R7, R8 резисторы 100 КОм R1, R2 резисторы 1 МОм R11 резистор 1.2 МОм

RV1 потенциометр 500 КОм D1 светодиод 3 мм синий U1 операционный усилитель TL972 pdip-8 разъем для 8-выводных DIP-корпусов SW1 тройной переключатель-кнопка SW2 переключатель SW3, SW4 кнопки J1, J2 аудиоразъемы-джеки

Для того чтобы запрограммировать Arduino для реализации определенного гитарного эффекта, нужно архив со скетчами, обеспечивающими эти эффекты. На данный момент представлено одиннадцать скетчей, и среди них есть такие популярные звучания, как дисторшн (distortion), тремоло (tremolo), задержка (delay) и ряд других.

Я как бы не гитарист, но периодически для себя простенькие мелодии играю. Еще лет 5 назад братан подогнал мне старенькую электрогитару. Лежала гитара без дела, но вот попалась мне в руки книжка «100 лучших радиоэлектронных схем ДМК Пресс 2004», в которой была схема гитарной примочки ФУЗ на сдвоенном ОУ LM358. Смотрю схема не сложная, да и пришла макетная плата для безпаячного монтажа, можно пробовать собрать примочку для гитары

Схема примочки Фуз для электрогитары

Как говорил примочка построена на сдвоенном ОУ LM358. На первом ОУ собран усиливающий каскад с ограничительными диодами на выходе, эти диоды нужны для преобразования синусоиды с гитары в прямоугольные импульсы. Коэффициент усиления устанавливается переменным резистором R13. На втором ОУ собран регулятор тембра, регулировка производится переменным резистором R14

Взяв макетную плату начал сборку, все собрал в кучу быстро. В качестве регуляторов применил старые ползунковые переменники. Установил только регулятор громкости и тембра, переменного резистора для регулировки усиления не нашел, так что применял постоянные резисторы 5,1К для нижнего порога, 270К для среднего и 510К для верхнего порога

Питание для схемы пришлось реализовать на повышающем преобразователе и LI-Ion АКБ от телефона. Частота преобразователя слишком высокая, так что звуковому диапазону мешать не будет. В качестве усилителя использовал обычную колонку с

Читайте также:  Как украсить свадебный коробок своими руками

Первое включение меня очень порадовало отсутствием гула в колонках, хотя собрано все макетом. Проверив все еще раз подключил электрогитару. Появилось гудение в колонках, что говорит о плохой экранировке кабеля к гитаре. Попробовал немного поиграть, звук прикольный как для первой примочки. Попробовал записать звук при разных положениях регулятора на микрофон ноутбука.

Как говорил раньше, я не гитарист поэтому не судите за мою ужасную игру.

Исполнял мелодии на вот этой гитаре

Ребят если кто знает что это за гитара, напишите пожалуйста в комментарии. Единственный текст на гитаре Japan на обратной стороне


Пока собирать в корпус примочку не собираюсь, не работает принтер не могу изготовить Макетную плату заказывал с Китая по этой ссылке , модуль для повышения напряжения по этой ссылке

Привет друзья, сегодня я расскажу про схему гитарной примочки с эффектом distortion. Проект довольно простой, я рекомендую его для начинающих в пайке.

Содержание / Contents

Взгляните на эту схему. Она поражает своей простотой! Схема очень похожа, да что там похожа, один в один MXR Distortion+. Чтоб спаять ее на макете понадобится не болеее двух часов, в сети можно даже печатку найти, операционник можно любой поставить, со своими цепями коррекции, если это необходимо. Паяльник в руки уважаемые датагорцы, звук Вас приятно удивит

Вообще принцип работы эффекта DISTORTION — это ограничение сигнала, никакого секрета в этом нет. Однако существуют различные схемы ограничителей, которые дают разный по характеру звук. Обязательное условие — частотная коррекция сигнала до ограничителя, необходимо обрезать низкие частоты, иначе мы не получим драйва, будет бубнение, и слушать такую примочку будет невозможно. Однако нельзя убирать весь низ, иначе звук будет сухой, в нем не будет никакой тяжести. Высокие частоты тоже надо немного придушить. Я не могу назвать конкретные цифры какие частоты, с какой крутизной спада надо резать. Так что паяльник в руки

Потренируемся

Попробуем вычислить простейшие аккорды от ноты фа-диез (она же соль-бемоль). К сожалению, картинка не может отличить фа-диез от соль-бемоля, но этим же грешат очень солидные компьютерные программы. В данном случае я коварно выбрал пример полегче, где и мажор, и минор – с диезами. Кладем прямую руку мизинцем на фа-диез. Крутить, конечно, надо не руку, а круг. Получаем мажор.

Мажорное трезвучие – мизинец – кисть – большой. Фа-диез – ля-диез – до-диез. F#-A#-C#. Звук

Мажор с секстой – то же + указательный. То же + ре-диез. F#-A#-C#-D#. Звук

Доминантсептаккорд – то же + средний. То же + ми. F#-A#-C#-E. Звук

Большой мажорный септаккорд – то же + безымянный. То же + ми-диез (т.е. фа). F#-A#-C#-E#. Звук

Изгибаем руку, получаем минор. Вместо ля-диез везде будет ля. Наверное, здесь уже можно обойтись без рисунка. Обратите внимание, как легко теперь мы (новички) мысленно переходим от мажора к минору. Кисть укажет на параллельный ля-мажор.

Теперь о том, как появились эти схемы. Три источника и три составные части.

Тысячу лет назад монах-бенедиктинец Гвидо из Ареццо (Guido d’Arezzo) использовал для обучения пению свою руку: каждая фаланга пальцев на ней соответствовала звуку тогдашней гаммы, гексахорда. Так он мог показать ученикам ход мелодии. Термин «Гвидонова рука» сохранился до наших дней. Гвидо – величайшая фигура в истории музыки. Он создал современную систему записи нот, сами ноты и сольфеджио. Он учил студентов пению по своей методике и сократил срок подготовки певчих с десяти лет до двух. Советую почитать про него, ибо перепечатывать чужое не хочу. Конечно, мне хотелось – не воссоздать, конечно, – но как-то использовать Гвидонову руку. Пусть иначе, или в ином качестве, но напомнить. Ведь какой педагогический стаж… Тысячелетний юбилей! На рисунке показано несколько ее средневековых изображений.

Читайте также:  Как установить дымоход для дома своими руками

Гамма

Темперированная хроматическая гамма, состоящая из двенадцати насильственно выровненных полутонов, появилась на семь веков позже гаммы Гвидо д’Ареццо. Она была создана в конце XVII века Андреасом Веркмайстером. В результате появилась возможность свободно переходить из тональности в тональность. Правда, не все так просто: некоторые утверждают, что полутона все-таки не были абсолютно равными. Дескать, у друга Веркмайстера, И.-С. Баха, есть “Хорошо темперированный клавир”, а “Равнотемперированного” – нет. Сейчас, когда у каждого звука есть определенная частота, проблема вроде бы исчезла. А вот тонкости настройки музыкальных инструментов – остались, хотя полутона все так же равны. Может быть, как заметил Оруэлл по другому поводу, одни более равны, чем другие. ( Оруэлла тоже советую почитать). В любом случае 12 полутонов сами просятся на циферблат с 12-ю делениями.

↑ Схема 1:

Ограничение сигнала в здесь происходит за счет большого коэффициента усиления схемы, выходной сигнал своей амплитудой практически достигает половины напряжения питания. Мощная схема И простая. Для неравномерного ограничения можно немного «перекосить» операционник смещением, то есть подать не половину питания, а больше или меньше. Разные операционники дают разный звук.

Далее идут ограничители с использованием диодов. Их навыдумывали очень много, (откуда столько фантазии ?), схема выше, из Юнного техника, тоже диодный ограничитель. Они в самом общем случае делятся на два типа: с наличием, и с отсутствием диодов в цепи обратной связи (ООС) операционика. Диоды в ООС дают более мягкое ограничение, очень часто такие примочки позиционируются как эмуляторы лампового перегруза. В моей схеме (см ниже) я не использовал диоды в цепи ООС, только потому, что они невлазили, мать их, в печатку !

Итак на чем я остановился. При конструировании этой примочки я ставил перед собой несколько целей, это прежде всего создать максимально «универсальную» схему, то есть схему, способную звучать и в комбик, и при необходимости не сильно «песочить» в линию, а также максимально упростить конструкцию.

Наглядная графическая модель простейших аккордов

Менее всего наглядное графическое представление аккордов нужно гитаристам. Гитарист просто закроет глаза и представит, как смотрится аккорд на грифе. А вот если человек хочет разобраться, лезет в теорию, ищет наглядную модель аккорда, – может быть, ему помогут эти рисунки. А может, и не помогут. Вопрос философский.

А вдруг в будущем этот материал станет популярным пособием по сольфеджио? А вдруг не станет? Трудно угадать.

Кладем правую руку на циферблат, круг, диск или что попало, на чем нарисованы 12 делений хроматической гаммы, мизинцем на нужную ноту (в данном случае – ноту до), и видим от этой ноты аккорды: мажорное трезвучие, мажор с секстой, доминантсептаккорд и большой мажорный септаккорд. Заодно указательный палец укажет на параллельный минор. Повторяю, на тонику смотрит мизинец. Звуки читаются по часовой стрелке.

Мажорное трезвучие: <мизинец – кисть – большой>. До – ми – соль. C-E-G. Обращения очевидны. Звук

Мажор с секстой: то же + указательный. До – ми – соль – ля. C-E-G-A. Звук

Доминантсептаккорд: то же + средний. До – ми – соль – си-бемоль. C-E-G-Bb. Звук

Большой мажорный септаккорд: то же + безымянный. До – ми – соль – си. C-E-G-B. Звук

Параллельный минор: Указательный – мизинец – кисть. Ля – до – ми. A-C-E. Звук

Читайте также:  Отопление водяное печь своими руками чертежи

Теперь вспомним, что мажор – естественная конструкция, он строится на простейших соотношениях целых чисел. Поэтому и рука на картинке лежит естественно, прямо. Чтобы получить минор от той же ноты, надо причудливо изогнуть руку. Я пишу это, чтобы в рисунках была какая-то логика.

Показываю отдельно. Минор – как будто человек с минорным настроением или минорным состоянием здоровья опирается о стол, чтобы подняться. Сравните на рисунке положение руки для мажора и минора.

Ниже показана схема для аккордов минора.

Минорное трезвучие: мизинец – кисть – большой. До – ми бемоль – соль. C-Eb-G. Звук

Минор с секстой: то же + указательный. До – ми-бемоль – соль – ля. C-Eb-G-A. Звук

Малый минорный: то же + средний. До – ми-бемоль – соль – си-бемоль. C-Eb-G-Bb. Звук

Большой минорный: то же + безымянный. До – ми-бемоль – соль – си. C-Eb-G-B. Звук

Единственная неприятность – на параллельный мажор не указывает указательный палец. На него указывает кисть. Если от этого кому-то легче. И лучше заниматься параллельным мажором, положив на до указательный в мажорной схеме . Тогда задача сводится к предыдущей.

Если есть желание, можно запомнить еще два полезных аккорда, для этого надо воспользоваться минорной схемой и суставом большого пальца. Логика такая: аккорды уменьшенные – и большой палец уменьшенный.

Полууменьшенный: мизинец – кисть – сустав – средний. До-ми-бемоль-соль-бемоль-си-бемоль. C-Eb-Gb-Bb. Звук

Уменьшенный: мизинец – кисть – сустав – указательный. До-ми-бемоль-соль-бемоль-си-дубль-бемоль (т.е ля). C-Eb-Gb-Bbb. Звук

↑ Самое интересное внутри. Итак печатка, предмет моей гордости:

Как я не старался, мне так и неудалось запихнуть в такую печатку два светодиода параллельно резистору 2 м², зато в любой корпус такую плату можно поставить.

Надо сказать, что я не доволен работой регулятора тембра, а именно — плохо регулируются средние частоты. Просто я предварительно не макетировал эту схему, то есть схему такого регулятора тембра. В настоящее время ведутся работы, по модернизации схемы, уже разработана новая плата, и следующая подобная примочка будет уже нормально работать .

Понадобятся:

  • Операционный усилитель TL072.
  • Резистор 10 кОм (4 шт).
  • Резистор 1 мОм (2 шт).
  • Резистор 3,3 кОм.
  • Резистор 680 кОм.
  • Потенциометр 100 кОм (2 шт.).
  • Потенциометр 50 кОм.
  • Конденсатор 100 nF (3 шт.).
  • Конденсатор 10 nF.
  • Конденсатор 100 uF.
  • Конденсатор 47 nF.
  • Конденсатор 47 pF.
  • Конденсатор 100 pF.
  • Диод 1N4148 (2 шт).
  • Кнопка.
  • 2 гнезда для джека 6.1 мм.
  • Разъем для кроны и крона.

Все это можно купить в ближайшем магазине радиоэлектроники. Также для удобства можно использовать пинцет и третью руку для пайки.

↑ Сэмпл DINO DISTORTION

Здравствуй, читатель! Меня зовут Игорь, мне 45, я сибиряк и заядлый электронщик-любитель. Я придумал, создал и содержу этот замечательный сайт с 2006 года. Уже более 10 лет наш журнал существует только на мои средства.

— Спасибо за внимание! Игорь Котов, главный редактор журнала «Датагор»

В заключении можно сказать, что работа по поиску звука это бесконечный процесс. В этой статье ставилась цель показать в каких направлениях можно идти, какие схемы паять, чтоб немного познать основы схемотехники гитарных примочек. Все примочки по своему хорошо звучат , что дает огромную свободу музыканту по поиску своего, неповторимого, характерного только для него, звучания.

↑ файлы

Здравствуй, читатель! Меня зовут Игорь, мне 45, я сибиряк и заядлый электронщик-любитель. Я придумал, создал и содержу этот замечательный сайт с 2006 года. Уже более 10 лет наш журнал существует только на мои средства.

— Спасибо за внимание! Игорь Котов, главный редактор журнала «Датагор»

Источник

Оцените статью
Своими руками