- shivelier
- Ari Shivelier
- Ламповый усилитель для гитары своими руками Marshall 18 Watt (Маршал 18 ватт)
- ГИТАРНЫЙ КОМБИК С ЭФФЕКТАМИ
- Схема УНЧ на TDA2052 для гитарного комбика
- Схема блока создания гитарных эффектов
- Ламповый гитарный усилитель своими руками. Стоит ли начинать паять самому.
- Собрать ламповый гитарный усилитель своими руками чтобы сэкономить?
- Ламповый усилитель из подручных средств. Стоит ли начинать изготовление?
- Трансформаторы в ламповом гитарном усилителе
- Сделать копию легендарного лампового усилителя по найденной в интернете схеме
- Создание самодельного лампового усилителя ради самого процесса
shivelier
Ari Shivelier
Ламповый усилитель для гитары своими руками Marshall 18 Watt (Маршал 18 ватт)
И так. Как я уже писал я уже около 3х месяцев бьюсь над поиском наилучшей схемы и наиболее интересного по звуку лампового усилителя. Цель сделать с наименьшими потерями как финансовыми так и в качестве звука сделать ламповый усилитель своими руками. Я попробовал несколько ламп разного типа и производителей первый мой усилитель по делу собранный своими руками это был 2х ламповый на 6п6с и 6н9с. Лампа 6п6с (но правельней все же собирать маршал 18 ватт на лампах типа 6п14п,6п14п-ев,6п43п ну и коне что же на оригинале EL84) мне очень понравилась по звуку самый оптимальный вариант для гитары. 6н9с это двойной триод так что в целях экономия места мы его заменяем на 6н2п более современного собрата. Поиграв месяц на однотактном усилителе я все таки понял что нет. МАЛОВАТО! надо что то больше и по громче мутить. Прочитал несколько десятков статей из форумов, понял по какому принципу они работают я сначала попробовал схему на 3х лампах а потом все таки вернулся на 4х ламповую схему Marshall 18 Watt.
Схема Marshall 18 Watt
Схемы различаются только темброблоками, я лично делал как на нижней, но выбор оставляю за вами.
(для просмотра в большом размере перейдите по линку на фотографию и выберете «в другом размере > оригинал»)
Представленные схемы являются Lite версиями Marshall 18 Watt
В общем схема стара как мир, скажем так классика музыкального звука. Одна из самых распространенных схем знаменитой компании. У этого усилителя есть даже собственный сайт где сотни вариантов реплик. И так, начался процесс покупки и подбора деталей. На тот момент у меня был пару ламп 6п6с и пару ламп 6н2п до купились площадки. Дальше я начал искать трансформаторы. Выходной трансформатор можна заказать в интернет магазине у Ерасова, или попытаться найти что то подобное на развалах. Я нашел трансформатор на радио рынке в Царицино.Использовал ТПП 245-127/220-50, первичные обмотки как раз в тему для разбитие на
полупериоды от ламп, а вторичные 15-16 и 17-18 то есть 10+10 вольтовые
обмотки.
Для снижения шума сразу после диодного моста рекомендуется установить небольшой дроссель. Я использовал Д22 хоть он и маленький по току но нечего смертельного с ним не произошло. Лампы можно заказать либо в том же Ерасове либо в интернет магазине http://www.istok2.com/ . Все сопутствующие детали либо покупаем где можем купить, либо набираем сами.
Далее делаем шасси. Шасси это основа на которой делается весь монтаж. Можно купить, что собственно около 100 $ но можно сделать из старого компьютерного корпуса. Как собственно я и поступил. Старый АТ корпус у него верхняя крышка и обе стенки это единый согнутый лист. Отмеряем сколько нам надо и отпиливаем.
Далее примерно прикидываем как все это будет смотреться. размечаем и начинаем сверлить дырки.
Плату питания я выполнял на текстолите.
Не забываем о токах! Так что бы накала 6,3 вольта хватало на все лампы. Мне пришлось докупать отдельно трансформатор 4*6,3 для того чтобы запитать все 4 лампы. Также незабываем шунтировать 6,3 вольта на общий «-«. Еще из рекомендаций по питанию могу сказать лишь что при возможности попытайтесь разбить накал и 300в на разные тумблеры. Так как напругу лучше подавать на теплую лампу.
Далее начинаются разные эксперименты. попробовал я несколько разных схем. И все таки Marshall 18 Watt самая адекватная из всех.
Сначала я поленился и спаял фактически как попало. Все совсем страшно, фонит гудит короче хаос. Так что лучше сразу и на совесть. Но на этой стадии рекомендуется определиться где у вас что будет находиться. И чисто практических рекомендаций могу посоветовать расположить лампы на противоположной стороне от передней панели. И НЕ ВКОЕМ. случае не красить если вы не уверены. придется все разбирать и перекрашивать шасси!
Плату можно выполнить из чего угодно, главное чтобы все было чисто и аккуратно. и с наименьшим расстоянием проводов по которым течет сигнал. А питание просто постарайтесь сосредоточить в одном месте и пустить все провода по одному жгуту.
Если мы все собрали и у нас все работает то должно получиться примерно вот такое.
(статья не закончена и будет дописывать, впереди покраска,сборка корпуса головы и кабинета мелкая настройка и семплы!)
Опять же рекомендация, перед тем как сверлить дырки внимательно подумайте или на коленке попробуйте какая конфигурация будет у вас в итоге. Для крепления шасси к корпусу к боковым стенкам были прикручены 2 доски. Усилитель своими руками он собственно предполагает что вы все будете делать и переделывать по 150 раз если все изначально не продумаете.
Теперь немного про прокладку проводов. Из моих рекомендаций. сразу после гнезд ставиться резистор на общий (-) 1Мом, смонтируйте его на прямо на ножках лампы, провод от гнезд строго экранированный.
Провода накала 6,3 вольта должны быть сплетены в тугую косичку (витая пара).
Все общие провода (землю) сводим в одну точку, такой монтаж называется звезда. Провод берем из любого старого дросселя сечением 0,75 если найдете то изаляционную надо делать из лако-ткини но в принцепе можно безпроблем использовать любой кембрик.
Прилагаю схему расположения деталей МИНИМАЛИСТ проверял мой знакомый говорит что все работает на ура, так что кто хочет может воспользоваться расположением деталй как на ней.
Для монтожа рекомендуется моножила, я разбомбил дроссель из компьютерного блока питания. Провод лакируется, так что для того было легче залуживать надо немного нагреть зажигалкой, потом провод замечательно облуживается и паяется. Если есть возможность то рекомендую приобретать трансформатор питания с 6,3 вольта 2,7А — 3А чтобы запитать паралельно все 4 лампы.
Ну и как я и говорил что придется перекрашивать шасси.
В итоге я оставил только мастер громкость, всю остальную мишуру просто выбросил.
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Во избежания попадания тока в шаловливые ручки я поставил сетку. Сетка обычная, садовая, покупается на любом строительном рынке. Для эстетики покрашена в черный цвет.
К стенкам прикручиваются боковые поперечины и на них крепиться сетка.
Напоминаю для тех кто уже потерял мысль, мы уже несколько месяцев делаем Ламповый усилитель для гитары своими руками Marshall 18 Watt.
Всем друзьям спасибо за помошь, за информацию. Даю еще несколько ссылок на статьи с Marshall 18 Watt. У http://rumapucm.ya.ru схема была полностью мною переработана и из итак Лайт была сделана еще лайтовей.
На самом деле оболденный усилитель Маршал 18 ватт я к сожелению собирал не оригинальную схему а земенял выходные лампы на актальные. Конечто это координально меняет звук все таки настоящим Маршал 18 считается усилитель на 6п14п (EL84)
Я думаю что я когда нибуть воркопну этот проэкт и соберу себе маршал на елках 🙂
Источник
ГИТАРНЫЙ КОМБИК С ЭФФЕКТАМИ
Вот результат почти 2-х недельной работы по сборке самодельного гитарного комбика с эффектами. Усилитель основан на микросхеме TDA2052, имеет мощность около 20 Вт. Для звуковоспроизведения использовался чешский динамик ARO 7908, вероятно, это лучшее, что можно получить в ценовой категории до 1000 рублей.
Схема УНЧ на TDA2052 для гитарного комбика
Схема блока создания гитарных эффектов
Но наиболее интересной частью комбика является блок предусилителя, взятый из проекта SansAmp, с эхо эффектом и также имитирующего звук ламповых усилителей от Fender, Marshall и Mesa с большими возможностями настройки, например 3 эмуляции позиционирования записывающего микрофона, заметно влияющие на звук — Off Axis, Classic, Center. Это позволяет получить довольно большую модификацию звука.
Вот принципиальные схемы предусилителя и эхо-эффекта, все что нужно сделать, это правильно их спаять.
Что касается микросхем ОУ, серия TL072 используются даже в оборудовании HI-END, возможно, не самых дорогих экземплярах, но они там есть, так что не стоит беспокоиться о шуме. В любом случае можно их заменить на аналогичные, например:
- TL06x — 3,5 В / мкс — низкое потребление тока от блока питания
- TL07x — 13 В / мкс — малошумящий операционный усилитель
- TL08x — 13 В / мкс — ОУ общего использования
Для последних двух серий микросхем производители дают THD на уровне 0,003%.
Решетка динамика — тут использовалась садовая сетка для газонов, она прочная и эстетичная.
И напоследок скажу, что звучит всё довольно прилично, как для такой маленькой конструкции. А на своём веку удалось поиграть на десятке фирменных примочек, так что есть с чем сравнивать. Файлы проекта тут
Форум по обсуждению материала ГИТАРНЫЙ КОМБИК С ЭФФЕКТАМИ
Умный аварийный резервный светодиодный источник света — простая схема автоматически включающейся LED подсветки.
Описание нового Блютус протокола беспроводной связи — Bluetooth Mesh.
Модуль драйвера BLDC двигателя жесткого диска — принципиальные электрические схемы включения и обзор готовых блоков.
Источник
Ламповый гитарный усилитель своими руками. Стоит ли начинать паять самому.
Теперь, когда мой ламповый усилитель для бас-гитары собран и опробован в сценической и студийной работе, я хочу поделиться своими соображениями насчет того, стоит ли вообще затевать всю эту историю со сборкой усилителя своими руками? Не проще ли было купить уже готовый аппарат кого-нибудь из производителей с именем?
Начнем с того, что я очень доволен тем результатом, который у меня получился. Я получил тот звук, который мне нравится, а также кучу удовольствия от исследования вопросов, связанных с конструкцией и сборкой ламповых усилителей. Многое из того, что я узнал, очень сильно расходится с моими прошлыми представлениями об инструментальных усилителях. Особенно интересно было сопоставить реальность с тем, что говорят производители гитарного оборудования в своих рекламных материалах – открылось много забавных фактов 🙂 Ну и конечно, сборка усилителя своими руками (пусть даже и не все операции я делал сам) и всевозможные эксперименты с лампами – все это дало много опыта, которого не получить, если покупаешь уже готовое изделие. Иными словами, лично я ничуть не жалею, что начал этот проект, посвятил ему столько времени и вложил столько денег. Результат того стоил.
Однако, давайте взглянем на ситуацию с нейтральных позиций, отбросив все мои положительные эмоции. Стоит ли связываться с изготовлением лампового гитарного усилителя своими руками или, все-таки, лучше сразу отправляться к дилеру Mesa, Marshal, Fender итп?
Что движет людьми, которые решают собрать ламповый усилитель для своей гитары самостоятельно? На мой взгляд, есть три основных мотива:
стремление обзавестись ламповым усилителем и сэкономить при этом деньги,
— желание получить в свое распоряжение аппарат, который очень сложно купить (например, модель давно снята с производства и ее сложно найти на вторичном рынке),
— любопытство, желание собрать что-то эксклюзивное, стремление поэксперементировать;
— Собрать ламповый усилитель и сэкономить
Собрать ламповый гитарный усилитель своими руками чтобы сэкономить?
Начнем с самого насущного, с экономии средств. Ламповые усилители очень дороги – это факт. Стремясь сэкономить деньги многие берутся за самостоятельную сборку усилителя, предполагая что в этом случае затраты будут значительно меньше, чем при покупке уже готового аппарата. Если вы пойдете этим путем, то вас неизбежно настигнет разочарование, потому что сэкономить не получится.
Во-первых, вам понадобится инструмент, много инструмента. Начнем с банального паяльника и набора пинцетов-круглогубцев-тонкогубцев и прочего инвентаря, необходимого при пайке. Потребуется также тестер и, желательно, осцилограф (можно и без него, но с ним удобнее настраивать и отлаживать то, что вы спаяли). Затем вам понадобится довольно специфический инструмент, который есть не в каждой домашней мастерской: ступенчатые сверла или коронки (для сверления отверстий под ламповые панели), электролобзик с набором пилок по металлу, сверлильный станок или штатив для крепления дрели (незаменим при изготовлении платы для размещения элементов), ручной фрезер (понадобится при изготовлении корпуса усилителя) итд. Все это нужно будет либо купить, либо найти, у кого взять попользоваться на время. Конечно, можно обойтись и без специального инструмента, но тогда трудоемкость возрастет в разы, и на то, что можно сделать за час, вы будете тратить несколько рабочих дней, чтобы добиться приемлемого качества работы.
Ламповый усилитель из подручных средств. Стоит ли начинать изготовление?
Многие идут по весьма скользкому пути изготовления необходимых деталей из подручных средств, буквально из того, что валяется на свалке. Умение сделать красивую вещь из отходов достойно всяческих похвал, но к сожалению, им обладают единицы. Лишь очень маленькое количество самодельщиков владеет достаточными навыками и, что самое главное, фантазией и терпением, чтобы превратить бывший компьютерный корпус и обрезки фанеры во что-то прилично выглядещее. Конечно, внешний вид мало влияет на качество звучания усилителя, но если вам не безразлично, как будет выглядеть ваш усилитель, то во внешний вид придется инвестировать либо деньги, либо значительное время и душевные силы.
Кстати, помимо инструмента, вам потребуется еще и рабочее место, где можно шуметь и мусорить (а в городе с этим у многих проблема). Хорошо, если у вас есть доступ к оборудованной мастерской, но этим может похвастаться не каждый. Лично у меня значительной части инструмента не было, как не было и места, где можно было бы полноценно заниматься столярными и слесарными работами, поэтому я заказывал готовые шасси и корпус (а это стоило денег) и лишь незначительно дорабатывал их дома (как правило, доработка сводилась к сверлению нескольких дополнительных отверстий). Однако, передо мной задача сэкономить не стояла – я хотел в первую очередь хорошего результата, а не минимальных затрат.
С инструментами и местом разобрались. Дальше вам понадобятся комплектующие. Нужно понимать, что не все радиодетали, которые свободно продаются, подходят для изготовления усилителей. Если вы возьмете дешевые компоненты, применяемые в обычной потребительской электронике, то скорее всего ваш усилитель будет звучать “как-то не так” – уныло, “мертво” и “стерильно”. Собственно, современные недорогие ламповые усилители так и звучат, проигрывая в качестве звука своим видавшим виды и изрядно потрепанным предшественникам родом из 70-х и 80-х годов или просто более дорогим конкурентам. Выбор элементной базы решает очень многое, поэтому если вы действительно получить достойный результат, придется раскошелиться на дорогие конденсаторы, потенциометры и трансформаторы.
Можно попытаться взять компоненты из старой техники (например, списанной военной итп), но это всегда лотерея. Например, конденсаторы со временем теряют свои свойства и нет никакой гарантии, что емкость, взятая из радиостанции тридцатилетней давности, действительно “живая” и ее характеристики не “уползли”. Лампы, если их не использовать, со временем не теряют своих свойств, но вы никогда не знаете, сколько та или иная лампа уже проработала, и в каком она состоянии (до тех пор, пока у вас нет специального оборудования). Таким образом, лампы и конденсаторы крайне желательно покупать новые, не работавшие и не потерявшие своих свойств – здесь тоже “скроить” не получится.
Трансформаторы в ламповом гитарном усилителе
Самая дорогая часть лампового усилителя – это трансформаторы (питания и выходной). Стоимость комплекта трансформаторов на 50-ваттный усилитель легко выходит за пределы 400$, если брать производителя с громким именем. Не обязательно брать самое дорогое, что есть на рынке. Существуют и очень достойные альтернативы по более гуманной цене, но даже они обойдутся вам не менее 180$ за комплект.
Можно, конечно, попытаться намотать трансформатор самому, но здесь вы также упретесь в проблему качественных комплектующих, потому что хорошее трансформаторное железо и провод тоже стоят денег, а использовать найденное на помойке – с большой долей вероятности испортить звук будущего усилителя. К тому же, если у вас нет опыта в намотке трансформаторов, существует вероятность, что с первого раза у вас получить хороший результат не получится, и трансформатор придется перематывать несколько раз. Можно заказать изготовление трансформаторов у кого-то, кто занимается этим, но это всегда лотерея в плане качества, а стоимость работы мастеров с хорошей репутацией не сильно разнится с предложениями западных компаний.
Кроме компонентов и инструмента, вам потребуется еще один ресурс – это ваше собственное время. Сама по себе пайка – это дело медитативное и весьма кропотливое. А кроме пайки есть еще изготовление отдельных элементов и корпуса. Хорошо, когда есть возможность уделить своему проекту много времени. В этом случае результат достигается достаточно быстро, как это было у меня. Если же вы с трудом выкраиваете пару часов в неделю, то проект рискует превратиться в грандиозный долгострой, который никогда не будет завершен (таких примеров полно, их больше, чем на 100% законченных работ). Если вы не можете купить все необходимые компоненты сразу и вынуждены покупать их частями, в несколько заходов, то очень много времени уйдет на то, чтобы дождаться доставки или найти нужную “железку” в магазине или у частника. Время – деньги. Чем больше времени вы теряете, тем выше вероятность, что проект перестанет быть интересным для вас или возникнут какие-то более насущные нужды.
Таким образом, сэкономить не получится. Стремление сэкономить либо приведет к посредственному результату, либо к потере большого количества времени. С точки зрения экономии, самостоятельное изготовление гитарного лампового усилителя – дело совершенно бесперспективное. Подтверждением моим словам может послужить пример отечественной компании Yerasov. В их продуктовой линейке есть полностью ламповые аппараты со стоимостью ниже 15 тыс. руб. и даже дешевле 10 тыс.руб. Да что там! На момент написания этой статьи у них был комбик (!) стоимостью 6700 руб – и это со всеми накрутками, т.е. его себестоимость должна быть вообще копеечная. Я не буду комментировать качество звучания и надежность продукции Yerasov – там все, мягко говоря, очень и очень спорно. Могу лишь сказать, что вам вряд ли удастся собрать что-то самостоятельно, потратив меньшие суммы, если только наиболее критичные компоненты не достанутся вам бесплатно. И уж точно такой усилитель не будет звучать лучше Yerasov’ского ширпотреба. Дешевые решения всегда приводят к дешевому результату – чудес не бывает.
Сделать копию легендарного лампового усилителя по найденной в интернете схеме
ОК, со стремлением сэкономить разобрались. Теперь поговорим о сборке копий гитарных усилителей, которые по той или иной причине не получается купить. Например, вы услышали, как звучит легендарный усилитель Trainwreck и поняли, что хотите себе такой аппарат. Но вот беда – Кен Фишер, мастер, который собирал эти усилители, умер еще в 2006 году, успев собрать меньше сотни усилителей. Таким образом, новый Trainwreck купить не получится (сейчас марку Trainwreck возрождают коллеги Фишера, но это уже совсем другая история), а стоимость уже существующих доходит до 30000$, и надо еще уговорить владельца расстаться с ним. Как тут быть?
Выход напрашивается сам собой: нужно найти схему гитарного усилителя и собрать по ней усилитель самостоятельно (или заказать мастеру). Однако, не все так просто. Кен Фишер еще при жизни отмечал, что многие пытаются копировать его усилители, однако несмотря на то, что он никогда не делал из своих схем особой тайны, копии его усилителей, собранные другими людьми, всегда сильно отличались по звучанию от оригинала, собранного по той же схеме.
Причина кроется в выходном трансформаторе (Фишер использовал кастомное “железо”, намотанное по его собственным спецификациям), а также в обилии незначительных, на первый взгляд, тонкостей, которые упускали из виду люди, изготавливающие копии усилителя Trainwreck. Так, например, Кен Фишер предавал огромное значение материалу, из которого изготовлено шасси, плата и соединяющие элементы провода. Он утверждал, что даже тип и цвет (!) изоляции провода имеет значение. Над этим можно посмеиваться, но факт остается фактом – клоны Trainwreck по звуку сильно отличаются от оригинала.
К чему этот разговор… К тому, что для того, чтобы собрать точную копию того или иного гитарного усилителя, одной электрической схемы не достаточно. Нужно использовать те же материалы и те же компоненты, что применены в оригинале. Естественно, что сегодня их найти может быть достаточно проблематично, потому что производители компонентов могли давно перестать выпускать те или иные детали, а то и вовсе выйти из бизнеса.
Поэтому, собирая клон известного усилителя, вы получаете в свое распоряжение аппарат, с характером звучания, приближающимся к оригиналу, но не повторяющем его полностью. Это не значит, что звук будет хуже – клон может звучать даже интереснее и сочнее, но это будет немного другой звук. И, естественно, если вы соберете по имеющейся у вас схеме клон легендарного усилителя с использованием дешевых компонентов, мало подходящих для строительства усилителей, то и звук будет соответствующий. Shit in = shit out. Качество компонентов значит очень много.
Таким образом, строительство клонов легендарных усилителей оправдано, если вы не рассчитываете получить абсолютно точную копию оригинального аппарата, а просто используете проверенную “в боях” конструкцию, чтобы получить схожее по характеру звучание или чтобы не ломать голову над проектированием своей собственной схемы а взять заведомо рабочую. Для того же, чтобы получить точную копию усилителя, вам придется использовать те же самые компоненты, что и в оригинале, что может быть очень и очень проблематичным.
Создание самодельного лампового усилителя ради самого процесса
Ну и, наконец, третья причина, по которой вы можете захотеть самостоятельно собрать гитарный усилитель – это желание поэкспериментировать и сделать что-то своими руками. Здесь все понятно: если у вас есть время и ресурсы, то нужно просто брать и делать. Не факт, что получится с первого раза, но ведь на то он и эксперимент. Отрицательный результат – тоже результат. Если вы беретесь за создание усилителя просто ради самого процесса, то скорее всего получите от него огромное удовольствие, поэтому ввязываться в эту историю однозначно стоит, пусть даже она может оказаться весьма затратной.
Источник