Золочение: инструменты и техники нанесения
Золото всегда привлекало людей, они стремились украсить этим драгоценным металлом себя и пространство вокруг. В стародавние времена подобная роскошь была уделом только высших слоёв общества и церкви. С открытием способов изготовления тонкой фольги золотая отделка стала более доступна, чем цельнозолотые или покрытые золотом предметы. А поталь — фольга из сплавов, имитирующая натуральное золото, сделала золочение вполне рядовым способом декорирования архитектурных элементов, мебели и предметов интерьера.
Инструменты позолотчика
В предыдущей статье Декоративное золочение — оригинальный способ преобразить старую мебель я рассказала о различных материалах, используемых для этого способа декорирования. Что бы вы ни выбрали — натуральное золото или более дешёвую имитацию из сплавов меди с другими металлами, основной принцип техники золочения и необходимые для этого инструменты одинаковы.
Инструменты позолотчика
Золочение — процесс, не терпящий суеты и спешки. Поэтому со стороны порой он кажется недоступным для непосвящённых в таинство: в мастерской позолотчиков тихо, никто не бегает и не делает резких движений, только мастера в окружении изящных инструментов занимаются своим делом.
Золотая фольга очень тонкая и лёгкая
Эта неспешность и размеренность связана с особенностью материала. Лист золота несложно порвать или скомкать. Золотая фольга очень тонкая и лёгкая, поэтому улетает от малейшего дуновения. А ещё она легко электризуется и может прилипнуть к любому постороннему предмету.
Нож и подушечка
Настоящему позолотчику потребуется замшевая подушечка и золотарный нож для разрезания листов позолоты. Подушечка представляет собой доску, обтянутую толстой кожей, замшей на лицевую сторону.
Нож позолотчика
Некоторые модели имеют защитный экран, чтобы уберечь рабочее место от движения воздуха, вызванного сквозняками или проходящим мимо человеком. Нож для разрезания фольги с гибким стальным лезвием имеет закруглённый край. Лезвие вручную полируется и затачивается так, чтобы резать золотой лист одним движением без задиров.
Лампензель и другие кисти
Также потребуется набор кистей — натуральных или синтетических, разной формы и размеров. С помощью них обрабатываемую поверхность покрывают левкасом (грунтом), удаляют пыль, наносят полимент, клей для позолоты, лак-мордан, их используют для прорисовки деталей. В общем, пользуются так же, как обычными кистями. Размер, жёсткость и форма подбираются в зависимости от вида работы: для элементов с мелкой резьбой и кисти применяются меньшего номера.
Набор кистей
Но среди набора кистей у позолотчика есть особенный инструмент с узкоспециальным назначением — лампензель. Плоский, прямоугольной или веерообразной формы, с мягким длинным ворсом — его используют для переноса листов сусального золота или потали на подготовленную под золочение поверхность или подушечку для разрезания. Прямоугольные кисти удобнее для больших гладких поверхностей, веерообразные — для мелких деталей.
Лампензель — кисть для переноса золотой фольги
В продаже есть кисти для золочения из натурального волоса. Чаще всего для их изготовления используют длинные мягкие и упругие шерстинки из кончика беличьего хвоста или синтетические волокна. Специалисты советуют натуральные лампензели применять для сусального золота и серебра, а искусственные — для потали. Размер кисти и форма выбираются по потребности.
Крюкарзы, гремитки, цезарики
Инструмент для позолотных работ делится на черновой и золотарный. Для расчистки поверхности рельефа после нанесения грунта применяются инструменты, сходные с приспособлениями резчика: долота, стамески, резаки, чеканы, разнообразные крючки, крюкарзы, гремитки. А также шпатели для нанесения грунта, абразивный инструмент — мелкий и крупный, губки.
Агатовые зубки
После нанесения сусали и высыхания клеевого слоя поверхность полируется. Для этого используют специальные полировальные инструменты — агатовые зубки.
Набор полировальных инструментов позолотчика — агатовые зубки. Фото с сайта agat-zub.ru
Они имеют разную форму, полный комплект составляют 10-12 разных инструментов. Говорят, что название «зубки» появилось от того, что в прежние времена для полирования позолоты использовались медвежьи клыки. Хотя, скорее всего, зубками они называются из-за своей формы. И они действительно сделаны из агата, поэтому очень красивы.
Кроме описанных инструментов, позолотчики используют в своей работе тампоны из ваты или мягкой ткани типа батиста.
Технология позолотных работ
Процесс золочения очень кропотливый. Любая небрежность в подготовительных работах или при нанесении самой позолоты, прилипшая пылинка или волос приводят к дефектам на поверхности изделия.
Золочение — процесс трудоёмкий
Традиционные способы золочения — полиментное и масляное — очень трудоёмки, процесс состоит из множества операций. Особенно сложно полиментное, но в тоже время оно более эффектное. Масляное же золочение прочнее.
Подготовительные (черновые) работы
Прежде чем наносить собственно позолоту, мастер проделывает огромный объём работ. Сначала проклеивается поверхность: наносится столярный клей в несколько слоёв для укрепления детали и создания прочного сцепления с последующими слоями грунта — левкаса (смеси столярного клея и мела). Операция левкашения тоже проводится в несколько слоёв (до девяти) с полной просушкой каждого из них в течении нескольких часов. Грунт должен полностью скрыть рисунок материала, например, древесины. Если слой левкаса тонкий, фактура может проступить и испортить впечатление изготовленного из золота предмета.
Гипсовый рельеф, покрытый левкасом для золочения. Фото с сайта gilders.ru
После нанесения достаточного слоя левкаса рельефный рисунок расчищают, чтобы вернуть ему чёткость, потерянную от многочисленных слоёв грунта. После рассечки рельефа деталь полируют пемзой и хвощом или современными абразивными средствами, добиваясь фарфоровой гладкости, аккуратно удаляют пыль и протирают влажной тканью или замшей.
После просушки и тщательной проверки поверхности на дефекты можно переходить к нанесению полимента. К поверхности, подготовленной к золочению, не следует прикасаться руками — отпечатки пальцев могут испортить конечный результат.
Золочение на полимент
Золочение по полименту позволяет получать интересные результаты сочетания различной текстуры золота. Те части рельефа (углубления), которые будут покрываться матовым золотом (например, творёным), подкрашивают охрой, чтобы придать золотому покрытию большую визуальную глубину. Остальную поверхность покрывают в несколько слоёв полиментом.
Золочение по полименту
На окрашенные золотистой охрой места аккуратно, чтобы не затронуть полимент, наносят желатин. После высыхания поверхность, покрытую полиментом, полируют сукном. Для большего матового эффекта вогнутые части рельефа можно покрыть вначале листами серебра, а затем — золота.
Подготовленный полиментный слой смачивают разбавленной водкой, а затем на обработанный участок переносят при помощи лампензеля или золотарного ножа куски сусального золота. Размеры кусочков фольги (строфьи) зависят от деталей рельефа: для крупных элементов используются более крупные куски или целые листы. Вода смачивает рыбий клей, входящий в состав полимента, спирт испаряется и кусочек золотой фольги как бы втягивается в слой полимента и приклеивается.
Разрезание листа сусали
Листы золота укладываются так, чтобы не оставалось просветов, «прибиваются», растушёвываются к поверхности с помощью ватного тампона или обычной беличьей кисти (в углублениях). Если между элементами фольги остаются непокрытые места, на них накладывают «заплатки» из небольших кусочков.
Примерно через час поверхность, покрытую позолотой, можно полировать. Перед этим необходимо без усилия смести остатки позолоты сухой кистью. Покрывать золотом следует только такую площадь, которую можно будет заполировать в тот же день.
Масляное золочение
Способ золочения по масляной подготовке более простой, хотя тоже потребует выполнения черновых грунтовочных работ. Грунт выбирается в зависимости от материала основы. Для деревянных, гипсовых или выполненных в технике папье-маше элементов так же, как и в случае золочения на полимент, можно использовать левкас. Металлические детали обрабатываются грунтовкой по металлу. После высыхания грунта поверхность окрашивают в жёлто-золотистые тона для подцвечивания золотого покрытия.
Позолоченная деревянная рама. Фото с сайта drevox.com
Подготовленный участок покрывают лаком в несколько слоёв с полной просушкой и шлифовкой каждого слоя: чем более гладкой будет поверхность, тем лучше результат. Затем наносится лак-мордан. Его состав может быть разным, сейчас в продаже есть и синтетические препараты с разным «временем жизни» — от 12 до 1,5 часов.
Для больших поверхностей стоит выбирать более долго сохнущие составы. Мордан просушивают до состояния «на отлип» — когда поверхность кажется высохшей, но при прикосновении прилипает.
Работает позолотчик. Фото с сайта bizsol.co
Время, указанное производителем, ориентировочное, высыхание зависит от влажности и температуры. Поэтому нужно сделать образец, на котором контролировать степень высыхания лака — золотая фольга должна прочно прилипать и хорошо разглаживаться тампоном. Если позолота при разглаживании сдвигается, золото «тонет», следует ещё подсушить лак. На пересушенный мордан золото не приклеивается. В этом случае стоит полностью высушить нанесённый слой и покрыть повторно. Так же как описано ранее, излишки позолоты убираются кистью и поверхность полируется.
Хотя процесс золочения кажется сложным, самое главное в нём — способность к кропотливой работе и внимание ко всем деталям. Стоит попробовать свои силы в этом виде декорирования. В следующем материале речь пойдёт о вариантах использования этой техники.
Источник
Что такое лампензель, или Как я съела золото
«Лампéнзель с прикольным названьем предмет!
Он лампе созвучен, в нем чудится вензель.
А может его и в природе-то нет!
Так, что же такое, ребята, «лампензель»?»
С просторов интернета.
Раньше, до всего этого, мне слово лампензель нигде не встречалось. Когда я его услышала впервые, мне показалось, что само это слово — ошибка какая-то, или я расслышала что-то не так. Потом включились воспоминания о немецком языке, и мне померещилась в этом слове Lampenseele — ламповая душа? Нет, опять что-то не так. Когда же я увидела-таки лампензель, мне вспомнилось, что Pinsel по-немецки — кисточка, а Lamm, как напомнил мне словарь, — ягнёнок. Получилось, что лампензель — кисть из шерсти ягнёнка. Хотя тот, что я увидела, был из белки.
Но начнём с самого начала. Привела меня в эту мастерскую моя подруга, девушка-студентка несусветной красоты, с глазами как у Татьяны Самойловой (той, что из фильма «Летят журавли»).
Я никогда не думала, что в нашем городе есть такие мастерские. Оказалось, что есть. Ася долго вела меня туда лабиринтами частного сектора в совершенно незнакомом мне районе.
Мастерская находится на территории церкви, старое здание которой не сохранилось. Территория эта замкнутая, с железными воротами. На ней находятся какие-то гаражи, сараи, ангары, собачьи будки. Собаки встретили нас громким лаем. Жуть. А ночью их отпускают. Всё серьёзно.
Нынешняя церковь делит с мебельной шарашкой жёлтое двухэтажное неказистое здание с высокими потолками. С одной стороны над крыльцом приделан небольшой купол, немного странно, на мой взгляд. Вспомнился фильм «Доктор Живаго» с Омаром Шарифом, где для изображения России с церквями приделывались купола к постройкам, напоминающим ранчо на Среднем западе.
Само же здание мастерских снаружи ничем не примечательно. Но внутри…
Красота, как известно, в глазах смотрящего, для кого-то здесь вообще ничего примечательного, но мою слабую нервную систему всё это просто сразило.
Эти сюрикэны на стене.
Дерево разных модификаций.
Неведомые мне механизмы.
Залитое светом пространство столярной мастерской со скелетом иконостаса.
Высоченное помещение размером со спортзал, пол которого заставлен запылёнными деревянными капителями.
Вспомнился фильм «Привидение» с Деми Мур, когда в начале герои делают ремонт в огромном запылённом лофте.
И наконец, собственно, золото.
Надо ли говорить, что это место, с его резчиками по дереву, чудесными, почти реликтового мастерства дядьками, с его собаками, которых через несколько дней я уже угощала и гладила, с абсолютно деревенской тишиной, запахом дерева и скипидара в мастерской, — это место меня совершенно очаровало.
Сам процесс позолоты напомнил мне некий ритуал, почти священнодействие. До этого мне представлялось, что золото, похожее на фольгу, берут неким пинцетиком и… А что дальше, я уже не представляла.
Оказалось, что всё совсем не так. Сусальное золото уложено в небольшие книжечки по 60 листов, размером приблизительно 9х9 см. Странички в этих книжках из бумаги, похожей на кальку, но очень плотной. И это не просто так.
Оказывается, некоторые позолотчики режут листы золота прямо в книжках, не выкладывая на «подушечку». Если позолотить нужно не очень крупную деталь, то золото сначала помещают на специальную подушку позолотчика — дощечку, обтянутую замшей. Затем золото режут на кусочки нужного размера кончиком очень острого ножа.
Вообще, весь процесс золочения состоит из тонкостей, даже нюансов. Какие-то принципиально важные наработки, освоенные методом многократных проб и ошибок, конечно же не разглашаются. Но о базовых вещах вполне можно рассказать.
Если нож недостаточно острый, то он сомнёт золото, и лист будет испорчен. Взять золото в руки нельзя, физически невозможно. Оно прилипнет к коже и позолотит её. Кусочек, упавший на пол, скорее всего, поднять не получится. Поэтому в помещении, где работает позолотчик, должна быть определённая температура и влажность воздуха, и отсутствие сквозняков. Одно резкое движение, и золото может непоправимо помяться или улететь. Так как же взять его в руки? Как с ним работать? Для этого и существует лампензель. Но чтобы дойти до лампензеля, каждая деталь, подлежащая позолоте, проходит множество стадий.
Сначала делаются многочисленные эскизы на бумаге. Чтобы вырезать какую-то деталь из дерева, не просто берётся бревно и отсекается от него всё лишнее, как я себе представляла. Древесина распиливается на доски, затем склеивается так, чтобы её волокна чередовались в изделии определённым образом. Это предотвращает деформацию готовой вещи.
На каждой вырезанной вручную резчиком детали шкуркой убираются мелкие неровности, затем деталь покрывается специальным составом — левкасом. Покрывается, как правило, не один раз. После высыхания каждого слоя вновь убираются шкуркой или специальной абразивной губкой все подтёки и неровности.
Далее каждая деталь покрывается лаком, а затем специальным составом для позолоты под названием мордáн. Как правило, в каждой мастерской свои секреты работы с этим составом. Мордан наносится кистью тонким слоем на нужную поверхность. Выдерживается необходимое время. Затем вытирается.
Мордан — штука, на мой взгляд, коварная. При этом слове мне представляется некая хитрая именно морда, наподобие тех, что были в мультиках советских времён о татаро-монгольском иге. Этакий мордоворот — мордановорот?
Хитрость и коварство мордана вот в чём. Если он недостаточно вытерт, то золото в нём «утонет», значит не будет блеска, поверхность будет более тёмная, неоднородная и матовая. Если он слишком тщательно вытерт, то после разглаживания поверхности ватным тампоном обнажатся все стыки, чего быть не должно.
Итак возвращаемся к золоту. Оно нарезано. Мастер берёт лампензель нужного размера, проводит им по своей коже. Кто-то трогает лампензелем лицо, а я — тыльную сторону ладони. Делается это, чтобы на лампензеле оказалось небольшое количество кожного сала, чтобы золото к щетине прилипло. Затем лампензель с золотом прикладывается к слегка липнущей наморданенной поверхности. Листик прилипает, и его слегка тампуют ваткой. После накладывания и притамповывания нескольких кусочков поверхность нежно растирается ваткой круговыми движениями. Здесь золото уже наложено, но ещё не разглажено.
Когда нужные мелкие детали позолочены, из них собираются более крупные, а окончательный монтаж происходит уже на месте, для которого всё и было предназначено.
Надо сказать, что в жизни я золото не люблю, питаю слабость к серебру в черноту, или латуни. Но, наверное, золото и вправду действует на людей. Помните, как в фильме «Земля Санникова» потерял волю при виде залежей этого металла персонаж Вицина по имени Игнатий.
И меня оно затянуло. При работе с ним забываешь есть, пить, а в какие-то особенно трудные моменты и дышишь через раз.
Занимаясь этой чудесной медитативной работой, я вспомнила, что существуют рецепты блюд с золотом. А потом… Нет, конечно же я не стала есть его специально, за него деньги плачены, а моя жизнь — бесплатная 🙂 Да и не могу я вот так сразу с бухты барахты что-то новое съесть, с чего бы это! Просто прилип мне кусочек к ногтю, смялся на нём, куда ж его девать? Растереть стало жалко. Пришлось съесть. Вкуса я не почувствовала, лишь к зубам слегка липло.
Зато потом я его ещё и выпила. Во время корпоратива, когда общий градус коллектива был уже повышен, с благословения начальника народ стал осыпать отходным золотом напитки. Отходное — это то, что облетает и собирается после растирки тампоном, вот его видно в стакане, но без напитков.
Не знаю, влияние ли это золота, но никакого последствия мне на утро от этого корпоратива не вышло. Нет, вышло одно. Проснувшись, я почувствовала в комнате тонкий, слегка пряный аромат дерева. Так пах чудесный можжевеловый спил, подаренный мне в мастерской накануне.
Источник