Квадрант для огранки камней своими руками

Квадрант для огранки камней своими руками

Озадачился. Поискал. Хорошо поискал и снова озадачился..
Давно хотел научиться гранить, но времени всегда не хватало. Конечно, это не отговорки для самого себя — времени всегда хватает, просто время еще не пришло. Но тут то оно неожиданно и наступило
Поднял много материалов по самодельным и заводским станкам, зарубежным и нашим. Сравнил, почитал про преимущества, недостатки и сделал свои выводы.
1. Станок — это продолжение своих рук и головы в том числе (неудобно держать вилку в левой руке — держи правой и т.д.)
2. Для стандартной огранки подойдет и простой станок (для начала)
а. Простой станок должен быть сделан на совесть (станина, квадрант, шток, отсутствие биения и т.д.)
б. Простой станок можно сделать своими руками (люди же делают)
3. Станок — это лишь часть нужного для огранки. Шайбы, пасты, кичи и прочие мелочи — это не мелочи вовсе.
4. Нужен опыт. Но опыт — он приходит во время работы. Практику всегда можно дополнить теорией, но тут случай особый. Говорят, что если неправильно начал гранить, то это входит в привычку. Поэтому читаем, изучаем..

Итак, самодельный станок. Что для него нужно и откуда это взять?
Думаю, что для станины подойдет старая литая станина от деревообрабатывающего станка, а шток — это будет шток от стойки автомобиля. По крепости хватит, я думаю. Из станины вырежу нужный кусок, на шток выточу крепление на 4 болта.

Остается квадрант. Эта штука поначалу казалась мне трудной в изготовлении. Присмотрелся — а нет, сделать можно. Нужно лишь найти шестеренку делителя.

По шестеренке и вопрос — где она может стоять, окромя самого квадранта?

_________________
Готовь камень летом, а каёлку зимой..

Источник

Огранка полудрагоценных камней на примере аметиста

Огранка — технологический процесс обработки драгоценных и полудрагоценных камней для придания им определённой формы и максимального выявления их игры и блеска. Известны различные способы огранки, многие из них носят название того или иного драгоценного камня, для которого этот способ дает наиболее эффектный результат. Огранкой принято также называть сам ограненный камень. Качественно выполненная огранка существенно повышает стоимость драгоценного камня, в то же время неправильная огранка может «убить» камень, внести в него дефекты.

Из этого кристалла аметиста можно огранить великолепный камень ювелирного качества.

Для этого нам понадобятся:

Квадрант — инструмент, предназначеный для измерения и установки углов наклона в вертикальной плоскости от 0 до 90°;

Алмазные диски — планшайбы с алмазным покрытием для стачивания поверхности кристалла, его огранки и полировки;

Два кича — металлический стержень, на который крепится кристалл;

Оборудование гранильной мастерской кажется весьма незатейливым. Для начала производится изучение строения кристалла, выявление внешних и внутренних дефектов с целью выбора оптимального вида огранки для каждого конкретного камня. Внутренние дефекты выявляют, используя лупу 6-кратного увеличения и направленный свет.

Перед мастером на столе вращается покрытая абразивом планшайба станка. В руках гранильщика инструмент, называемый квадрантом и отдаленно напоминающий морской секстант на длинной ручке. Ручка завершается двуногим упором. С противоположной стороны к головке крепится кристалл. Он приклеен с помощью мастики к металлическому стержню, который удерживается цанговым захватом. Мастер ставит двуногу на ровную поверхность, опускает ручку вниз и на какое-то мгновение прижимает кристалл к абразивной планшайбе. Потом придирчиво осматривает получившуюся грань. Если результат устраивает, гранильщик с помощью ручек настройки изменяет положение кристалла относительно головки на строго заданный угол. Снова прижимает кристалл к планшайбе, и появляется следующая грань. Потом снова зрительный контроль. Огранка — это работа, требующая большого опыта, знаний и постоянной проверки сделанной работы.

На фото показаны основные этапы работы по огранке кристалла.

На обдирочной шайбе, на которую постоянно поступает вода, обтачиваем камень. Это начальный этап обработки.

Для дальнейшей работы необходимо приклеить камень. Для этого используем специальный клей-мастику.

Затем стержень крепится к делительной головке квадранта цанговым зажимом. Начинается процесс обдирки (обточки) — это обработка, применяемая для будущих ювелирных вставок при получении основного профиля камня.

На станке обдирочная шайба. Она отличается от ограночной (фото ниже) более грубым размером зерна. На шайбу подается тонкой струйкой вода, чтобы процесс обдирки был более удобный.

С помощью квадранта выставляем углы и задаем форму камня. При этом пользуемся штангенциркулем, чтобы проверять не «ушел» ли размер.

После того, как форма задана, меняем шайбу. Теперь на станке ограночная шайба.

Огранка — это создание на поверхности камня ряда геометрически правильных плоскостей, граней, от которых будут отражаться и через которые будут преломляться попадающие внутрь кристалла световые лучи. После многократного внутреннего отражения и преломления лучи света разделяются на спектральные составляющие и, покидая камень, создают игру оттенков на его поверхности. Также — это процесс устранения некоторых природных пороков, которые могут встречаться в минералах (включений, трещин, выколов и т. п.).

У ограненного камня выделяют верхнюю часть (корону) и нижнюю — (павильон).

С помощью квадранта выставляем грани павильона. Так как камень гранится в два приема: сначала низ, потом верх, доводим одну из сторон до финиша. Мне удобнее начинать с павильона.

В очередной раз меняем шайбу. Теперь на станке полировальная шайба.

Полирование — придание отшлифованным поверхностям зеркального блеска.

Для этого потребуется алмазная паста, лупа, несколько тряпочек для снятия излишков пасты, и сектор шайбы для выравнивания поверхности. Прежде, чем начать полировку наносим алмазную пасту, затем полируем грань, переодически проверяем качество огранки с помощью лупы.

Следующим этапом является переклейка камня. Процесс огранки переходит на огранку верхней части кристалла (короны).

Полуфабрикат устанавливают шипом в отверстие оправки таким образом, чтобы его площадка была перпендикулярна продольной оси оправки.

Главное, правильно выставить площадку камня. Это очень ответственный момент. Исползуем так называемый площадник.

После нанесения верха площадка приобретает необходимую форму, затем наносятся угловые грани верха, после чего шлифуют верхние и нижние клинья короны.

Далее полируем площадку, снова используя полировальную шайбу.

Полируем боковые грани коронки.

Чтобы при закрепке ювелир не сколол камень полируем рундист. Рундист — поясок по периметру наибольшего сечения ограненного камня, которая отделяет верхнюю часть (корону) от нижней части (павильона).

На выходе получаем прекрасный аметист ювелирного качества.

Читайте также:  Красиво украшаем двор своими руками

Источник

Квадрант для огранки камней своими руками

Пользователь
Регистрация: 12.07.2011

Сообщений: 10
В друзьях у: 3
Голосов: 2 / 0

Цитата
(максим осетров 04.04.2012 23:03:37) 11 лет назад приобрел этот станок в Гризанте,

незнаю как сейчас, на то время не было плавной регулировки оборотов -движок раскручивался до безумной скорости ,

квадранты низкой точности!!(это факт) параллельности нет.

лимб угла наклона разделен по два градуса и то неточно..

сплитер подстройки грани вообще -смех, винтики при подстройки которыми приходится освободить зажим квадранта.

Итог: двигатель под замену, квадранты пришлось перетачивать от «тонкой» регулировки грани отказаться, с углом наклона смириться.

Процедура попадания «назад в грань» сложная штука.

Пользователь
Регистрация: 20.02.2011
Откуда: Санкт- Петербург

Сообщений: 187
В друзьях у: 3
Голосов: 33 / 1

Пользователь
Регистрация: 18.04.2008

Сообщений: 185
В друзьях у: 2
Голосов: 49 / 0

Цитата
(ranic 05.04.2012 19:12:32) это были первые шаги в этом направлении.

Пользователь
Регистрация: 12.07.2011

Сообщений: 10
В друзьях у: 3
Голосов: 2 / 0

Пользователь
Регистрация: 23.08.2011

Сообщений: 4
В друзьях у: 1
Голосов: 1 / 0

При всех недостатках выше предложенного станка, у него есть цена и цена доступна большинству.

А теперь о своем. Вот я получил Ultra Tec V5. Это последняя модель этой фирмы. Станок один из двух лучших в мире. Второй Фак-Элит. Про второй сказал, потому что Akelo тоже на этом форуме пишет
Станок из америки в домодедово летел 6 дней. Через таможню его протаскивал месяц. Скоро расскажу с какими сложностями я столкнулся.

Станок — сказка. Его внешний вид почти не изменился за 50 лет. Но, за эти десятилетия, продуманы все мелочи. На днях сделаю видео работы станка. Если кого интересуют подробности — спрашивайте.

Я представитель Ultra Tec на территории СССР. Помогу купить станки этой фирмы и расходники.
Sol, в этой теме можно ссылку дать на мой сайт?

Источник

Станок для ручной огранки драгоценных камней

В мире самоцветов

При этом из соображений симметрии следует обратить внимание на то, чтобы площадка (наибольшая грань) камня была ориентирована строго перпендикулярно к оси шпильки-кича. Перфорированная доска-кассета (квадрант), расположенная вертикально сбоку от горизонтального шлифовального диска (планшайбы), обеспечивает безукоризненно точную установку заготовки, помогая выдерживать расчетные углы между гранями, но необходимо следить за тем, чтобы шпильки-кичи попадали в надлежащие отверстия (гнезда) квадранта.

Станок для огранки камней своими руками

Наконец, следует обратить внимание на массу камня. Масса обычно измеряется в каратах, один карат равен 0,2 грамма. Обычно крупные камни более редки, чем мелкие, поэтому их цена за карат выше, при одинаковых прочих параметрах оценки. Увеличение размера по-разному влияет на стоимость различных камней. Цена крупных алмазов, рубинов, сапфиров и изумрудов может существенно возрасти, в то время как для кварцев и голубых топазов она не увеличивается. Тогда и только тогда дальнейшие уроки будут иметь смысл, поскольку каждый упадет на благодатную почву жажды знаний. И только когда ваш камушек разбудит в вас достаточно страсти и вдохновения, вы с радостью и нетерпением будете стараться сделать себе оборудование. А зная вашу конечную цель, я смогу помочь с выбором масштаба. Буду давать ценные указания и оказывать посильную помощь уже предметно, касательно именно вашего, индивидуального камешка.
Рекомендуем прочесть: Что делать если россгострах не подает кбм в аис рса

Основные виды огранки

Основные виды огранки драгоценных камней: шлифовка, фасетная и смешанная. При шлифовке у обработанного кристалла формируется ровная отполированная поверхность, во втором случае – на драгоценность наносят мелкие грани, в третьем — одна сторона минерала гладкая, а другая граненая.

Гладкая огранка

Гладкая огранка – первый известный человечеству способ обработки драгоценностей, также ее называют шлифовкой, кабошон (от французского «caboche» — гвоздь с широкой шляпкой). С помощью шлифовки самоцвету придается выпуклая или плоская форма,лишенная граней. Традиционно у обработанного кристалла формируют плоское основание и гладкий выпуклый купол. Чаще всего кабошон производят в виде круга или овала, реже в каплевидной, прямоугольной или ромбовидной форме.

Гладкую огранку обычно подбирают для непрозрачных минералов, которые содержат неповторимые узоры, фактически не пропускают свет.

Этим способом обрабатывают:

  • змеевик;
  • агат;
  • кошачий глаз;
  • оникс;
  • коралл;
  • нефрит;
  • бирюзу;
  • опал;
  • янтарь;
  • малахит;
  • яшму и другие полудрагоценные камни.

Так же ее предпочитают фасетной, если на поверхности минерала есть какие-либо дефекты, мешающие нанесению граней. Чтобы сделать самоцвет светлее, его нижнюю поверхность делают вогнутой, чтобы придать ему более яркий оттенок, его нижнюю часть делают выпуклой.

Фасетная огранка

Фасетный вид огранки применяют для прозрачных и полупрозрачных кристаллов. Нанесенные на минерал грани преломляют солнечные лучи, отчего драгоценность начинает сиять, переливаться на солнце. Фасеты (грани) усиливают природный блеск минерала, помогают подчеркнуть его цвет, скрывают мелкие дефекты. Ограненный самоцвет ценится среди ювелиров значительно выше, чем необработанный.

Главный недостаток фасетной обработки – после нее камень значительно теряет в массе, иногда он уменьшается вполовину.

В прошлом мастера выполняли фасетную огранку вручную, одним неловким движением они могли повредить драгоценность. Сегодня для этих работ используют высокотехнологичное оборудование, оно позволяет создавать идеально симметричные пропорции, уменьшать потери сырья.

Ювелиры выделяют следующие разновидности фасетной огранки:

  • круглая бриллиантовая;
  • фантазийная ступенчатая;
  • фантазийная клиньевая;
  • смешанная.

Круглая бриллиантовая огранка считается классической, остальные разновидности требуют от ювелира высокой квалификации, особых навыков, проявления фантазии.

Фасетная круглая бриллиантовая

Этот вид огранки традиционно используют для работы с бриллиантами, что позволяет проявить их радужный блеск. Также ее применяют для прозрачных кристаллов, обладающих выраженной световой дисперсией. Единственный недостаток круглой бриллиантовой огранки – серьезные потери в объеме самородка после его обработки (50-60%).

При этом способе обработки драгоценность приобретает форму фигуры, состоящей из двух многогранных пирамид, с верхушкой многоугольником. Нижняя пирамида полная, перевернутая, верхняя – усеченная.

Для крупных бриллиантов размером от одного карата используют классическую бриллиантовую огранку, насчитывающую 57 фасетов – 23 на нижней площадке и 33 на верхней части самоцвета. Некоторые крупные минералы могут состоять из 200 граней, и это касается не только бриллиантов, но и других прозрачных драгоценностей. Упрощенная круглая бриллиантовая огранка применяется в работе с мелкими и средними самоцветами. Как минимум на камне формируют 17 граней.

Фасетная: фантазийная. Ступенчатные разновидности.

Фантазийная фасетная огранка встречается нечасто, она является относительно новым способом обработки драгоценных камней. Такая работа требует высокого профессионализма мастера, который существенно изменяет камень, придает ему необычную нестандартную форму, сложную структуру граней, выразительный цвет. Ювелир становится не просто огранщиком, но и художником, умело применяет оптические свойства минерала, продумывает игру оттенков на его поверхности, умеет подчеркнуть внутренний блеск, отражение, светопреломление. Часто самоцветы фантазийной огранки используют в создании эксклюзивных ювелирных украшений.

Множество видов фантазийной огранки подразделяют на две основные категории: ступенчатые и клиньевые разновидности. Ступенчатая огранка (лесенкой) используется для придания выразительности окраски камня, но она не вызывает яркого бриллиантового блеска. При этом способе обработки верхняя площадка минерала выполняется в форме многоугольника, который обычно имеет прямоугольную или квадратную форму, реже в виде ромба, сердца. Боковые грани в форме трапеций располагаются лесенкой, параллельно верхней площадке.

Разновидности ступенчатой фантазийной огранки:

  1. Таблица – наиболее простая разновидность обработки кристалла лесенкой. Ее используют для создания драгоценных кристаллов, которые потом вставляют в перстни-печатки. Таблица – это самоцвет с ровной верхней площадкой, которая держится на 5 гранях, в основании имеет 4 фасета.
  2. Багет – удлиненная прямоугольная версия таблицы. Такой способ огранки проявляет любые дефекты, которые могут находиться внутри кристалла. Чаще всего багет имеет 14 фасетов, реже 24.
  3. Квадрат – относительно простой вид ступенчатой обработки гранатов, рубинов и прочих драгоценных кристаллов. Минералу придается квадратная форма, равнозначные со всех сторон пропорции. Такие драгоценности удачно смотрятся в перстнях, ожерельях, серьгах.
  4. Изумрудная – огранка со скошенными углами при которой самоцвет приобретает форму восьмиугольника. Она насчитывает 58 или 65 фасетов. Этот метод применяют для изумрудов, драгоценных камней большого размера, лишенных всяческих цветовых вкраплений, недостатков. Самоцветы изумрудной огранки отражают свет яркими вспышками, радужно переливаются под солнечными лучами.
  5. Ашер – восьмиугольная огранка, напоминающая изумруд, но имеющая большее количество уровней. Число фасетов ашера варьируется от 25 до 74 фасетов.

Чаще всего ступенчатые виды огранки применяют для драгоценных и полудрагоценных кристаллов, обладающих средними цветовыми тонами.

Фасетная: фантазийная. Клиньевые разновидности.

Клиньевая фасетная огранка представляет собой оригинальные вариации круглой бриллиантовой. На драгоценность наносят много фасетов, имеющих форму клиньев. Это позволяет в полной мере раскрыть природный блеск минерала, его цветовую палитру.

Чаще всего ювелиры работают со следующими видами клиньевой огранки:

  1. Маркиз – способ обработки кристалла, при котором теряется относительно небольшой процент исходной массы (около 20%). Он представляет собой овал с заостренными краями, состоящий из 57 фасетов, повторяющий своей формой лодочку. Этот метод обработки был изобретен во Франции, назван в честь любимейшей фаворитки французского короля Людовика XV — маркизы де Помпадур.
  2. Сердце – одна из самых непростых разновидностей клиньевой огранки. Традиционно оно состоит из 59 клиньеобразных фасетов, но их количество может варьироваться пропорционально размерам драгоценности. Для создания сердца ювелиру важно сохранить идеальные пропорции, иначе самоцвет получится хрупким. Процесс изготовления сердца очень дорогостоящий, трудоемкий, требует от ювелира высокой квалификации.
  3. Сфера – еще один трудоемкий способ гранения драгоценных минералов, который предполагает наличие у мастера высокого уровня профессионализма. Как минимум шарообразный кристалл насчитывает 120 граней.
  4. Овал – вытянутая разновидность круглой огранки, которая позволяет сохранить большую часть веса минерала, состоит из 56 или 70 граней.Такая форма помогает зрительно увеличить размер драгоценности, подчеркивает ее природный блеск, радужные переливы оттенков.
  5. Принцесса – прямоугольная клиньевая огранка, сохраняющая до 80% массы кристалла. Такой самоцвет насчитывает 49, 59 или 65 фасетов. Глубокое основание принцессы оканчивается шипом, что позволяет усилить радужные переливы кристалла, игру света. Заостренные углы принцессы очень хрупкие, поэтому при создании украшений ювелиры защищают их с помощью оправы.
  6. Триллиант– придание самоцвету формы треугольника с равными сторонами, который насчитывает 43, 50 и больше граней-клиньев. Его углы могут быть скругленными, острыми или скошенными. Ювелиры используют триллиант для работы со светлыми камнями, либо с целью осветления темных драгоценных минералов.
  7. Груша – каплевидная форма огранки, при которой один конец кристалла закругленный – другой острый. Суженный конец очень хрупкий, должен быть надежно защищен оправой. Грушу создают для серег, кулонов, ожерелий. Ее форма визуально удлиняет палец, шею.
  8. Оливка – по форме повторяет эллипс со срезанными концами, представляет собой разновидность вытянутой каплевидной формы. Самоцветы, изготовленные таким способом, применяют в основном в качестве подвесок.

При клиньевой обработке достигаются лучшие показатели по отражению света.

Смешанные виды огранки

Смешанное гранение сочетает в себе ступенчатую, гладкую, клиньевую огранку в разных пропорциях. Ограненные таким образом самоцветы отличается уникальными внешними данными, но их стоимость значительно выше всех других видов.

Самые известные вариации смешанного вида:

    Барион – состоит из 62 граней, имеет форму восьмистороннего квадрата или прямоугольника с закругленными сторонами. При взгляде сверху четыре фасета основания бариона образуют крест.

Французская огранка – способ обработки драгоценностей, вошедший в моду в XVII веке. В этом случае верхняя площадка камня украшена треугольными клиньями. Основание кристалла может быть ступенчатым, что обеспечивает высокую светопередачу.

Радиант – метод обработки кристаллов, который позволяет усилить блеск бесцветных камней, раскрыть в полном объеме все оттенки цветных минералов. Такой самоцвет насчитывает 70 фасетов, может иметь прямоугольную или квадратную форму.

Помимо прочих преимуществ, смешанный вид огранки позволяет максимально сохранять исходную массу самоцвета.

Леонид Каганов: дневник

В ней обычно находят алмазы. Крупнейшие месторождения, как вы уже догадались, в Якутии — трубки «Мир» и «Удачная», их открыли в середине прошлого века.
Разрабатывают трубки открытым способом — углубляют воронку. Затем начинают строить подземные шахты, чтобы выбрать остатки. Якутские разработки столь могучи, что теперь видны невооруженным глазом из космоса. Саму трубку я не видел (говорят, зимой под снегом она вообще не интересна), но вот снимок с вертолета из Википедии, оцените масштаб: как человечеству хотелось алмазов, чтобы вырыть ТАКОЕ в вечной мерзлоте: Одно из свойств алмаза — уникальная твердость.

Обработка камней в домашних условиях

Российская промышленность практически прекратила и без того скудный в СССР выпуск станков для резки, полировки и другой обработки камней самоцветов. Можно найти старые станки в интернете и с помощью личных контактов на Выставках камней самоцветов. Хорошо со станками в США. Однако неметрические размеры всех деталей существенно осложняют их использование в России. Технология обработки камней детально описана во множестве американских же книг.
Рекомендуем прочесть: Как проверить лишили прав или нет по базе гибдд

МЕХАНИЗИРОВАННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Для обработки отверстий, ложков, пазов и выемок небольших размеров целесообразно применять электрические шлифовальные машины с частотой вращения 10 000—60 000 об/мин. Шлифование производят ручным перемещением абразивного или алмазного круга по обрабатываемой поверхности. Для облегчения работы и повышения качества шлифования используют различные приспособления, которые позволяют закрепить изделие на рабочем месте камнереза или на токарном станке.

Машинами с вращательным движением рабочего инструмента трудно обрабатывать криволинейные поверхности, глубокие сквозные и глухие полости, а также полости с малым радиусом сопряжения боковых граней. Высокая трудоемкость обработки таких поверхностей обусловлена необходимостью получения шероховатости ?а = 0,32 — 0,02 мкм, чего достичь шлифовальными кругами невозможно, так как на поверхности при этом образуются прямолинейные риски, направленные вдоль плоскости вращения круга. Уменьшить шероховатость поверхности можно обработкой брусками, вручную перемещая их в перпендикуляр- ном направлении, либо с помощью машин с прямолинейным возвратно- поступательным движением рабочего инструмента. Такие машины имеют электрический или пневматический двигатель вращательного действия. С помощью кривошипно-шатун-ного или кулачкового механизма вращение рабочего вала преобразуется в возвратно- поступательное движение рабочего инструмента. В таких машинах величина хода инструмента может быть установлена в пределах 4—8 мм, а число ходов не превы

шает 600 в минуту. В машинах с кулачковым механизмом число ходов достигает до 12 000 в минуту.

Широкое распространение при обработке камня получили универсальные опиловочные и шли- фовальные машины с гибким валом, или бормашины. На конце гибкого вала установлен цанговый патрон (рис. 54,
в),
в котором можно закреплять самые разнообразные инструменты — бор-фрезы, напильники, надфили, абразивные и алмазные головки (рис. 54, а). Используются также бормашины передвижного типа, называемые опиловочно-зачистными станками, а также электрифицированные установки 2УМД, ЗУМД и др.

Передвижной опиловочно-зачистной станок (рис. 55) состоит из стойки 1

на колесах и вилки
4,
на которой установлен электро- двигатель
5.
От вала электродвигателя с помощью клиноременной передачи вращение передается ведомому валу
6,
к которому при- соединен гибкий вал 7 с цанговым патроном
3,
в котором закрепляют инструмент
2.
Частота вращения гибкого вала 1400—6000 об/мин. При необходимости вместо гибкого вала к электродвигателю можно подключать универсальную шлифовальную головку.

Электрифицированные установки 2УМД и ЗУМД позволяют обрабатывать прямые или наклонные открытые поверхности различной конфигурации. Установки комплектуются приводом, набором рабочих головок, приспособлениями и инструментом. Привод состоит из электродвигателя и гибкого вала. В набор головок входят виброголовка для возвратно-поступательного движения инструмента (500—3000 дв. ход./мин) и прямой патрон для передачи вращательного движения инструменту, расположенному под углом. Частота вращательного движения может бесступенчато регулироваться в пределах 500—1300 об/мин. Установка укомплектована всеми необходимыми режущими ин- струментами — твердосплавными, абразивными и алмазными.

Наличие виброголовки позволяет обрабатывать труднодоступные места изделий брусками различной зернистости. Изделия из камня твердых пород можно обрабатывать алмазными брусками. Для предварительной обработки поверхностей шероховатостью Ra

== 0,32 — 0,63 мкм применяют бруски зернистостью 16—12 и 100%-ной концентрацией алмазов, а для окончательной (до
Rz
= 0,02 — 0,08 мкм) требуются бруски зернистостью 4 и 50%-ной концентрацией.

Угловой патрон расширяет возможности обработки труднодоступных мест.

Для выполнения художественной резьбы на камне твердой породы применяют универсальную ручную электрическую шлиф-бормашину ШБМ-4. Шлиф-бормашину с гибким валом устанавливают обычно на рабочем месте камнереза. Она выполнена в виде малогабаритного переносного станка верстачного типа;

вмонтированного в специальный футляр размером 380 Х 290 Х 175 мм. Шлиф-бормашина состоит из электропривода, содержащего электродвигатель, напольного пускорегулирующего реостата с ножной педалью, приспособления для ручного управления реостатом и выключателя гибкого вала, трех прямых цанго-вых патронов с вращательным движением рабочего органа, патрона с возвратно- поступательным движением рабочего органа, универсальной головки и комплекта вспомогательного и рабочего инструмента.

Привод бормашины осуществляется от электродвигателя типа УЛ- 042М. Коллекторный универсальный электродвигатель УЛ-042М с последовательным возбуждением работает от сети постоянного или переменного однофазного тока с частотой 50 Гц. Напряжение питания 220 В, мощность электродвигателя 60 Вт, частота вращения 8000 об/мин, масса 1,36 кг.

Электродвигатель может работать в горизонтальном и вертикальном положениях. Он снабжен кронштейном для установки в основании футляра шлиф-бормашины. На корпусе электродвигателя имеется защитный кожух, под которым на панель выведены концы обмотки. Подключение и соединение электродвигателя с пусковым реостатом производится посредством разъемных штепсельных соединений.

Для пуска, останова и регулирования частоты вращения элек- тродвигателя служит ножной педальный реостат типа РУВ-Щ.

Ножное управление бормашиной позволяет хорошо чувствовать изменение режима работы. Частота вращения зависит от силы давления на педаль реостата: чем больше нажим, тем она выше.

Шлиф-бормашина ШБМ-4 снабжена специальным приспособлением для ручного управления пускорегулирующим реостатом. Оно необходимо для работы универсальным патроном с возвратно- поступательным движением рабочего органа или универсальной головкой при обработке, требующей определенного режима резания.

В комплект бормашины входят три прямых цанговых патрона. Первый патрон (диаметром 20 мм) снабжен съемным защитным кожухом для работы абразивно-алмазными инструментами диаметром до 60 мм. Патрон укомплектован цангами диаметром от 4 до 6 мм. Второй патрон (диаметром 17 мм) снабжен регулируемым упором, обеспечивающим определенную глубину обработки. Патрон укомплектован цангами диаметром 2, 3 и 4 мм.

Третий патрон (диаметром 13 мм) — облегченный, что увеличивает его маневренность и чувствительность к изменению режима работы и позволяет вести обработку рабочих поверхностей

в труднодоступных местах. Этот патрон укомплектован цангами диаметром 1,6; 2,0 и 2,4 мм.

Кроме того, гибкий вал допускает применение угловых патронов для обработки прямоугольных отверстий или углублений в различных деталях мозаичных наборов.

Традиционным оборудованием для художественной обработки камня с давних времен являлась и является универсальная бабка. На этом небольшом станке верстачного типа можно практически полностью обработать изделие, начиная от резки камня (размером не более 200 мм) и до полирования. Можно также обрабатывать объемные изделия, выполнять мозаичные и резные работы, изменяя для каждой операции технологическую оснастку.

Универсальная бабка представляет собой литую станину 1

(рис. 56), в подшипниках которой установлен стальной шпиндель
3
с трехступенчатым шкивом
2.
Ременная передача передает движение от электродвигателя на шпиндель. Шпиндель на свободном конце имеет резьбу, на которую навинчиваются различные приспособления (переходные патроны) для обработки камня, инструмент, в том числе абразивно-алмазный, или же оправка с обрабатываемым камнем. В процессе обработки вращается инструмент или обрабатываемый камень. Если обработку ведут кругами
4
(алмазным, фетровым и др.), то последние устанавливают на шпинделе станка в специальном патроне и зажимают фланцами. Обрабатываемый камень
5
подают к вращающемуся инструменту вручную.

Если на шпинделе вращается обрабатываемый камень, наклеенный на специальную оправку, обработку производят абразив-

ной суспензией с карбидом кремния или кусочками соответствующего абразивного круга.

Для полирования применяют также специальные бабки различных конструкций. Их называют «станок-двигатель». Простейшая конструкция такого станка приведена на рис. 57. Шпинделем станка служит удлиненный вал электродвигателя 3.

Для повышения жесткости вала-шпинделя к корпусу электродвигателя
3
прикрепляются удлиненные конические фланцы
1,
в которых установлены подшипники. Фланцы создают дополнительную опору для шпинделя
2
в месте крепления режущего инструмента или приспособления, чем снижают вибрации, вызывающие биение круга, и повышают жесткость станка. Станина
4
может быть литой или сварной.

В зависимости от мощности привода и частоты вращения шпинделя универсальные бабки можно разделить на три группы.

Мощность двигателя, кВт 0,6—2,2 0,8—3,0 1,2—3,7

Частота вращения, об/мин 590—900 1400—1450 2800—3000

Концы шпинделя имеют резьбу, с помощью которой закрепляют рабочие инструменты или приспособления. Если на шпинделе бабки закрепляется планшайба с наклеенным на нее изделием, то обработку ведут абразивной суспензией или кусочками абразива. В этом случае абразивные материалы подают на обрабатываемое изделие вручную.

Источник

Читайте также:  Мягкая кровать с подъемным механизмом своими руками
Оцените статью
Своими руками