Кузовные работы споттером своими руками

Как самостоятельно исправить вмятины и изгибы на авто Споттером – пошаговая инструкция

Автомобили 21-го века, безусловно, стали более совершенными по многим параметрам, но на их кузовах до сих пор появляются вмятины и изгибы, являющиеся следствием не совсем удачного заезда в гараж или столкновения с преградой во время парковки.

Современный двигатель вырабатывает более высокую мощность, меньше загрязняет окружающую среду и служит вдвое дольше, чем двигатель старого образца, но при этом используемый листовой металл стал тоньше, и на кузове легко появляются вмятины. Сталь хорошо поддается сварке, поэтому ручной споттер (устройство для точечной сварки) с обратным молотком позволит достаточно быстро восстановить помятую панель кузова.

Инструменты, необходимые для ремонта вмятин

Для работы понадобятся следующие инструменты и материалы:

  • споттер и приварные шпильки;
  • обратный молоток;
  • угловая шлифовальная машина и лепестковые шлифовальные круги;
  • кузовная шпатлевка;
  • наждачная бумага с разной зернистостью (80, 400, 600, 1000, 2000);
  • шлифовальный блок;
  • грунтовка и базовое покрытие;
  • прозрачный лак 2К (в аэрозольном баллончике);
  • маскирующий материал (бумага и клейкая лента);
  • полировальная паста;
  • растворитель для лаков;
  • ветошь;
  • пылесборная салфетка.

Пошаговая инструкция

1. Снятие лакокрасочного покрытия

Использование споттера подразумевает наличие чистой металлической поверхности без лакокрасочного покрытия. Надев защитные очки и кожаные перчатки, воспользуйтесь угловой шлифовальной машиной с лепестковым шлифовальным кругом, чтобы снять краску с участка кузова с вмятиной.

2. Приварные шпильки

Следуя линиям сгиба, приварите шпильки с шагом в несколько сантиметров на самом глубоком участке вмятины. Если вмятина слишком большая, помимо линии сгиба нужно дополнительно вытянуть менее глубокие участки вокруг него.

В процессе деформации и сгибания металл немного растягивается, но при слабых столкновениях растяжка металла не сильная, поскольку листовой металл сам по себе достаточно тонкий. Во время приваривания шпилек будьте осторожны, чтобы избежать случайного воспламенения грунтовки или застрявших под панелью засохших листьев.

Приварные шпильки просты в использовании: вставьте шпильку в носик споттера. Прижмите споттер к панели. Нажмите кнопку на споттере и удерживайте ее в течение 5 секунд.

3. Вытяжка вмятины

Конец обратного молотка по размеру идеально подходит к шпилькам и имеет специальное колесико, которое их захватывает. Наденьте его на шпильку, расположенную дальше всего от центра вмятины, и вытяните ее.

Проделайте это действие с каждой шпилькой, постепенно приближаясь к самому глубокому участку вмятины. Может понадобиться повторение этой процедуры, что зависит от степени повреждения.

4. Удаление шпилек

После возвращения панели надлежащей формы срежьте шпильки при помощи кусачек для проволоки. При помощи угловой шлифовальной машины удалите остатки приварных шпилек, но делайте это аккуратно, чтобы не повредить панель.

5. Кузовная шпатлевка

Если вытяжка вмятины и удаление шпилек прошли успешно, далее понадобится небольшое количество кузовной шпатлевки. На этом этапе следует тщательно очистить металл от пыли и смазки. Некоторые мастера предпочитают наносить на чистый металл качественную эпоксидную грунтовку для борьбы с коррозией, но кузовная шпатлевка лучше держится на чистом металле. Эту процедуру, возможно, придется выполнить более 3 раз, то есть столько, сколько понадобится для получения ровной гладкой поверхности.

Смешайте кузовную шпатлевку размером с мячик для гольфа с отвердителем (величиной с горошину). Рекомендуемое соотношение этих компонентов составляет 50:1, но лучше меньше, чем больше. Нанесите шпатлевку на панель, уделяя особое внимание отверстиям и углублениям, но помните, чем ровнее нанести этот слой, тем меньше потом придется зашлифовывать этот участок. В идеале толщина шпатлевки не должна превышать 1/8″. Используйте только необходимое количество средства, ведь при шлифовке излишки будут удаляться.

6. Придание формы и шлифовка

Для начала возьмите крупнозернистую наждачную бумагу (для первичной шлифовки можно использовать бумагу зернистостью 80). Для придания первичной формы можно воспользоваться небольшим шлифовальным блоком.

Читайте также:  Мойка радиатора солярис своими руками

К работе можно приступать, не дожидаясь полного затвердевания шпатлевки. Более того, это даже облегчит и ускорит придание панели нужной формы.

7. Грунтовка и мокрая шлифовка

Когда панель становится максимально гладкой, приходит время нанесения 1-2 слоев грунтовки. Грунтовка герметизирует поверхность, способствует адгезии краски, а также обеспечивает однородный цвет, благодаря чему можно использовать меньше краски. Если до сих пор видно царапины или неровности поверхности, достичь нужной гладкости помогут дополнительный слой грунтовки и шлифовка наждачной бумагой с зернистостью 400. Если на слое грунтовки видны маленькие щербинки или поры, воспользуйтесь стекольной замазкой. Она похожа на грунтовку, но чуть более редкая и менее плотная.

Перед грунтовкой рекомендуется выполнить мокрую шлифовку (зернистость 400), особенно если на металле осталась старая краска. Протрите поверхность растворителем для лака, чтобы удалить смазку или грязь, а потом при помощи пылесборной салфетки снимите всю пыль (эту салфетку нужно использовать также перед нанесением каждого слоя грунтовки или краски).

Распределите грунтовку движениями вперед-назад, наложив 2-3 слоя. Дайте грунтовке высохнуть и снова выполните мокрую шлифовку наждачной бумагой с зернистостью 600, что позволит удалить шлифовочные разводы, остатки шпатлевки или грунтовки. При желании получить в итоге предельно гладкое и блестящее верхнее покрытие, нужно максимально равномерно нанести грунтовочный слой. Если в процессе шлифовки было случайно снято слишком много грунтовки, нанесите еще один слой, дайте ему высохнуть и снова слегка зашлифуйте.

8. Базовое покрытие

При наличии идеального грунтовочного слоя следующий этап. базовое покрытие. Для работы часто используются аэрозольные баллончики, которые можно заказать по индивидуальному заказу, чтобы максимально попасть в заводской цвет краски. В таком случае рекомендуется дополнительно заплатить $5 и получить баллончик с триггером и ручкой. Это позволит достичь однородного покрытия.

Если речь идет о распространенном цвете металлик или карамель, обязательно нужно встряхивать баллончик каждые несколько минут, держать распылитель строго перпендикулярно панели и перемещать баллончик с одинаковой скоростью. Если хоть на секунду задержать баллончик в одном месте, в результате получите участок более темного цвета и с большим количеством металлических частичек, что будет очень заметно.

Нанесите несколько тонких слоев, пока не получите полное перекрытие с минимальным количеством краски. Иногда для соответствия цвету понадобится нанесение еще нескольких тонких слоев. Это самый сложный этап процедуры.

9. Прозрачный лак

Практически ко всем современным автомобилям применяется двухкомпонентная система нанесения (базовое покрытие/прозрачный лак), подразумевающая перекрытие базового слоя прозрачным лаком. Это нужно для обеспечения блеска и защиты от ультрафиолетового излучения. Когда красочный слой просохнет, но не полностью высохнет, добавьте несколько слоев прозрачного лака поверх краски, чтобы усилить блеск и защиту.

Обязательно прочтите инструкцию по использованию средства, поскольку в ней указывается временной интервал. Например: «Для достижения наилучшего результата нанесите прозрачный лак через 2-24 часа после нанесения базового покрытия». Если превысить указанный интервал, лак может недостаточно прочно закрепиться на покрытии. В случае если перед нанесением лака нужно подождать несколько дней, решить проблему поможет наждачная бумага с зернистостью 600 или 800.

Новая формула аэрозольного прозрачного лака 2К обеспечивает долговечность покрытия без использования профессионального распыляющего оборудования. Обычный с виду аэрозольный баллончик имеет внизу специальную кнопку активатора. При нажатии кнопки в баллончик подается активатор, обеспечивающий затвердевание (как эпоксидная смола) в считанные часы после применения.

Недостатком таких средств является то, что стоят они более $20 и их нужно использовать в течение 36 часов. Но самый большой недостаток таких красок. это содержащиеся в них изоцианаты. Поэтому при их использовании нужно пользоваться респиратором и средствами защиты глаз и рук. Это достаточно опасные химические вещества, которые вызывают серьезное раздражение кожи и слизистых, а также оседают в легких.

Источник

Три простых схемы сборки споттера своими руками

Как сделать самодельный споттер — пошаговые инструкции. Доступные компоненты и несложное изготовление. Схемы по сборке устройства из микроволновки, аккумулятора и инвертора.

Споттер — это обиходное название аппарата односторонней точечной сварки, предназначенного для ремонта кузовных деталей автомобилей. По своей конструкции он достаточно прост, поэтому изготовить споттер своими руками по силам любому домашнему мастеру, имеющему опыт работы с электротехническими устройствами.

Единственное, в чем нельзя ошибиться, — это выбор мощности, расчет силы тока и количества обмоток. Народные умельцы используют в качестве источников питания различные устройства, но не все они способны обеспечить оптимальные рабочие режимы.

Читайте также:  Подножка для детского велосипеда своими руками

К примеру, самодельный споттер из микроволновки даже при применении нескольких трансформаторов от этого бытового прибора, в основном, пригоден для выполнения прогрева. В случае отсутствия достаточно мощной электросети в месте ремонта используют аппараты с автономным источником, состоящие из аккумулятора и схемы прерывания напряжения.

Такие устройства имеют один существенный недостаток — ограниченное время работы. При сборке самодельного споттера можно воспользоваться различными системами управления: от простой кнопки с реле до инверторного источника. В последнем случае ток, поступающий из инвертора к месту сварки, регулируется с высокой точностью как по длительности, так по и амплитуде импульса.

Можно ли сделать споттер с заводскими характеристиками

Если правильно рассчитать параметры, выбрать надлежащие компоненты и качественно изготовить не только источник питания, но и инструментальные принадлежности, то самодельный споттер по своим функциональным возможностям ничем не будет отличаться от своего заводского собрата.

При наличии некоторых радиолюбительских навыков блок питания и необходимые провода несложно изготовить своими руками. В качестве сварочного пистолета можно использовать любое изделие подходящей формы, конструкция которого позволяла бы укрепить на его концах резьбовые контакты и была бы удобна в работе.

Для пистолета и обратного молотка потребуются несколько деталей, которые лучше всего выточить на токарном станке. Часть наконечников-электродов может быть сделана своими руками с применением обычного слесарного инструмента, но некоторые все же лучше заказать или приобрести готовыми.

Для того, чтобы работать самодельным аппаратом, могут потребоваться дополнительные приспособления (пуллеры, гребенки, штанги), которые также могут быть изготовлены самостоятельно. Расходные материалы для споттера (сварочные шайбы, шпильки, волнистая проволока, угольные электроды и пр.) стоят недорого и свободно продаются в специализированных магазинах.

Основные компоненты для сборки

  1. Корпус. Коробчатая конструкция из листового металла с передней и задней панелями. Обязательно наличие вентиляционных отверстий и клеммы заземления.
  2. Источник питания. В самом простом виде это переделанный своими руками трансформатор с защитным автоматом в первичной цепи.
  3. Кабели питания. Сварочный кабель должен иметь клемму для подключения к питанию и резьбовой контакт для присоединения к пистолету, а кабель массы — клемму и контактную площадку для сварного присоединения к кузовной детали.
  4. Схема управления. В минимальном варианте включает в себя кнопку-выключатель на пистолете, реле отключения входного напряжения, провода управления и блок питания цепи управления.
  5. Сварочный пистолет. На одном конце находится контактное резьбовое соединение для присоединения электродов и адаптеров, а на другом — гнездо для подключения сварочного кабеля.
  6. Оснастка. В базовом варианте включает в себя электроды для шайб и шпилек, обратный молоток и адаптер для подключения угольного электрода.

При условии, что все компоненты изготовлены без отклонений и ничего не придется подгонять и переделывать, для сборки своими руками потребуется обычный слесарный и электроинструмент. Из измерительных приборов могут понадобиться рулетка, штангенциркуль и мультиметр.

Сборка обратного молотка (инопуллера) своими руками

  • стальной пруток длиной 60 см, диаметром 17 мм, с резьбой на обоих концах;
  • стальная втулка со сквозным отверстием диаметром 15 мм, длиной 15 см и диаметром 40 мм;
  • возвратная пружина;
  • гайки и шайбы ограничителя хода;
  • адаптеры для крепления электродов.

Вначале на конец прутка, предназначенный для крепления в пистолет, надевается шайба и плотно затягивается гайка. Затем пруток пропускается через втулку и возвратную пружину. На последнем этапе на нижнюю резьбу крепятся шайба и гайка, а затем навинчивается адаптер электрода.

Во время работы массивная втулка будет отталкиваться от пружины и совершать возвратно-поступательные движения между двумя шайбами.

Изготовление рабочего пистолета

Это связано с тем, что пистолет для споттера состоит всего из трех деталей: корпуса, контактного стержня и выключателя. Контактный стержень обычно изготавливают из латуни. На одном его конце находится резьба для крепления обратного молотка, а на другом — зажим для подключения питания.

Для тех, делает такие устройства собственными руками, поместить его в пистолетный корпус или использовать как есть — дело личных предпочтений. При этом, несмотря на низкое напряжение сварки, он должен быть обязательно заизолирован: таковы требования правил техники безопасности.

Трансформатор для споттера

При этом авторы этих поделок не сообщают, на какой ток рассчитаны их устройства, а это очень важно, т. к. проплавление поверхности металла при работе споттера должно происходить за доли секунд, никак не проявляясь с обратной стороны детали. Фабричные аппараты имеют мощность 3÷5 кВт при напряжении холостого хода 7÷8 В (напряжение при сварке – 1.5÷2 В).

Читайте также:  Настенный складной стул своими руками

Для споттера, собранного своими руками и предназначенного только для кузовного ремонта, достаточно мощности 1.5÷2 кВт. Рассчитать, сколько должно быть витков во вторичной обмотке трансформатора, несложно.

Для этого количество витков первичной обмотки (новой) надо разделить на частное от деления 220 на 7÷8. Обычно получается буквально несколько витков.

Если количество витков в сетевой обмотке неизвестно, то вторичное напряжение можно подобрать опытным путем, отматывая или добавляя витки. Необходимо отметить, что для массы и пистолета следует использовать кабели с одинаковым сечением, соответствующим максимальному току вторичной обмотки.

Схема блока управления

Во многих из предлагаемых устройств реализованы регулировки тока и напряжения холостого хода, а также управление длительностью сварочного импульса. Их изготовление предполагает определенную квалификацию, а применяемые детали не так уж и дешевы.

Выбор одной из таких схем целесообразен, если предполагается делать споттер для коммерческого использования в небольшой автомастерской. А для устройств, которые изготавливаются своими руками и используются в домашних условиях, имеются более простых решений.

Схема споттера на базе сварочного аппарата

Для народного умельца, который имеет минимальные навыки в электротехнике и использует собранный своими руками аппарат для ремонта собственной автотехники и автомобилей знакомых, вполне достаточно устройства на базе старого сварочного трансформатора средней мощности с простым блоком управления.

В этом случае оптимальный вариант — это система управления споттером из простых и доступных деталей, схема которой была опубликована в журнале «Моделист-конструктор» (см. ниже).

Автор использует серийный сварочный трансформатор мощностью 1 кВт с первичной обмоткой 200 витков (можно применить любой другой с подобными характеристиками). Вторичную он заменил двумя параллельными обмотками в 3 витка общим сечением 100 мм².

Расчетное напряжение холостого хода по этой схеме — примерно 6.5 В. S1 – это входной автомат устройства. S2 — кнопка отключения, при замыкании которой подается напряжение на контактор K1 и размыкаются его контакты K1.1 и K1.2. Контроль за длительностью сварочного процесса визуальный.

В принципе, данную схему управления споттером из сварочного аппарата несложно дополнить реле времени (в т. ч. электронным) и системой регулировки величины тока.

Корпус для споттера и финальная сборка

Иногда народные умельцы начинают эксплуатировать споттер, детали и провода которого просто разложены на верстаке или даже на полу. Этот вариант подходит только для отладки и подбора параметров, в постоянном режиме такой электрический установкой пользоваться нельзя.

Поскольку существуют различные варианты изготовления споттеров своими руками, то их компоновки корпусов могут быть также различными. К примеру, если сварочный трансформатор предназначен для работы на открытом воздухе, то в этом случае аппарат может иметь вид устойчивого основания с трансформатором, клеммной колодкой и отдельным корпусом системы управления.

В других случаях варианты с корпусами могут быть иными, но элементы системы управления всегда должны быть надежно защищены от внешнего воздействия.

На базе аккумулятора

Корпус такого самодельного споттера может состоять из небольшой опорной рамы для установки АКБ, к которой крепится клеммная колодка и реле, управляющее выключением. Если это разовая работа, то можно обойтись вообще без корпуса, прикрепив реле хомутом к аккумулятору.

На базе бытовой микроволновки

Для изготовления споттера своими руками также подойдет трансформатор из микроволновки. В этом случае единственным ограничением является его мощность, поскольку большинство печей СВЧ рассчитаны на потребление менее 1 кВт.

Для решения этой проблемы можно использовать два-три трансформатора, включенные параллельно. Плюсом такого источника питания является небольшой размер используемых трансформаторов, которые можно разместить в ряд внутри малогабаритного корпуса.

В результате получится довольно компактный и мобильный споттер. Единственно, чем придется озаботиться, — охлаждение внутреннего пространства такого устройства.

Как сделать электрод для споттера

  • для колец;
  • для точечной сварки;
  • для волнистой проволоки;
  • для сварки угольным электродом;
  • для треугольных шайб;
  • для шпилек и гвоздей.

Изготовить их самостоятельно не так уж и сложно, но требуются определенные навыки и наличие соответствующего оборудования. Как вариант, можно своими руками изготовить только самые простые насадки, а более сложные заказать в мастерской с токарным и сверлильным оборудованием.

В аккумуляторных споттерах в качестве источника питания обычно используют батареи емкостью 40÷60 А·ч. Если кому-нибудь приходилось работать с такими устройствами, напишите, пожалуйста, в комментариях: насколько быстро разряжается аккумулятор и как изменяется качество сварки по мере его разрядки.

Источник

Оцените статью
Своими руками