Куклы военного времени своими руками

Из воспоминаний родственников участников дистанционных курсов «Игрушкивоенного детства…»

У нас и детства не было отдельно,

А были вместе детство и война.

А были ли они? Игрушки-то? Но детство есть детство, накакую бы пору оно не пришлось. А вот и были игрушки, что-то сами делали, что-тоосталось от мирной жизни.

Участники наших дистанционных курсовпроекта «Обучение народным ремеслам Русского Севера через Интернет» обратилиськ своим родственникам с просьбой рассказать о куколках военных лет. И оттрогательности встреч в их памяти сдетскими воспоминаниями об игрушках военных лет у многих, кто читал в нашемИнтернет-Кафе курсов эти истории, щемит сердце, на глаза наворачиваются слезы.

Воронина Галина г.Находка

«….мама рассказала о своей кукле единственной в детском домев г.Нолинске Кировской области:

маму с детским домом из г.Ленинграда эвакуировали в Кировскую область в г.Нолинск, там у детей игрушек небыло такое было время, а вот когда мама лежала в больнице а было ей 6 лет,вместе с ней лежала деревенская девочка Маня и у неё была тряпочная кукла снарисованным углём лицом и нарисованными туфлями , волосы из пакли , одёжка издомотканого полотна. Девочка приметила, что моей маме понравилась кукла испросила, хочет ли мама куколку, мама сказала, что хочет и тогда произошёлобмен, 10 порций масла сливочного на куколку, которая потом стала любимицейвсего детского дома, пока её кто-то не стащил. А масла было положено в день 25гр. А после войны стали приходить посылки из Америки, но куколок мама уже непомнит. Эта тряпочная самая любимая осталась.

Решила сшить маме её любимуюкуколку к Дню Победы!»

Сохор Татьяна г.Санкт-Петербург

«Моя мама, хотя и не помнит как выглядела ее первая кукла,но знает историю о том, как она спасла ей жизнь (и мою тоже по определению).Мама моя родом из Новгородской губернии, родилась в декабре 1938 г. Во время эвакуации в1941 г.в вагоне, на нее, играющую с тряпичной куклой около печки, вылилась кипящаякастрюля с водой. Если бы не кукла, которая приняла «главный удар» насебя. Ожег был сильнейший, но мама помнит только перевязки и оструюнепрекращающуюся боль по всему телу. Ее потом, уже в Ярославле, долго лечили, акуклу, наверное, выбросили.

А моя тетка так и осталась с матерью во время эвакуациижить в Новгородской обл. Как-то давно мы были у нее в гостях и она, вспоминаявойну, заговорила о куклах. Очень сожалела, что ее детство попало на военное ипослевоенное время. Ни кукол, ни игрушек у нее не было, да, и рано пошлаработать. Потом, когда вышла замуж, родились два пацана — тоже не до кукол. Мыс мамой на юбилей прислали ей посылкой большую советскую куклу, котораяговорила «Мама». С тех пор (уж лет 25) эта кукла сидит у нее вКрасном углу, под иконами. Вот такая история!»

Филимонова Ириньяг.Мирный Архангельской области

«Сейчас расспрашивала своихродителей (1925 и1927г.р.) об их игрушках. Оба росли в архангельских деревнях.Мама помнит, что играли тряпичными мячиками, тряпичными куколками, глинянымисвистульками. И ещё на все случаи жизни были разного калибра палочки. И у неёбыли самые лучшие куколки в деревне, потому что дядя из Питера привёз настоящиекукольные головки (наверное, фарфоровые). А папа помнит только биты и чурочкидля игры в городки. У них в семье было 5 братьев и две сестры. Он — старший,говорит, что некогда было играть. С началом войны, 15-летним, он уже пахал натракторе. А в 43-м его «игрушкой» стал автомат, при этих словах оченьневесело усмехнулся. »

Ступенко Валентинаг.Ноябрьск ЯНАО

«К сожалению уже некого и спрашивать, но я спрашивала когда быларебенком. Когда цвел укроп отламывали головки и заплетали в косы. Такжепеленали кочаны кукурузы. чтоб волосы были наружу — бабушка рассказывала, мыпотом с сестрой пробовали так играть и соревновались у чьей куколки будутдлиннее косички. Еще брали мочевой пузырь от свиньи мыли надували, завязываливеревочкой, высушивали получается мяч. Моя свекровь родилась в 41 военныедействия шли прямо на огороде, осталось много воронок, в них остатки трупов,бабушка ее не усмотрела, ребенок искупался в такой воронке. По всему телу пошлиязвы, лечили очень долго, не до игрушек было.»

Сохор Татьяна г.Санкт-Петербург

«Игрушки были, внимания им неуделялось столько. Совсем недавно при раскопках нашли солдата, а кармане у негоигрушка-головоломка. Сейчас подобные продают рублей по 800.. Скорее всего быломало промышленных игрушек, а народные, сделанные своими руками, часто терялисьи быстро приходили в негодность. Да, кажется, руки у людей середины ХХ векабыли на месте, многое сами делали. Я когда смотрю на солдатские вещи — дивудаюсь. Сами сооружали портсигары, мундштуки, домино и др. нужные в быту вещицы.Даже смертные медальоны встречаются собственного изготовления. А какие рисункивыбиты на котелке. Вот лучше бы была фамилия.»

Головоломка. Найденная при раскопкахсолдатских могил.

Дейс Татьяна п.Суходол, Самарская область

«Куклы сделаны по моей просьбеЗубовой Раисой Михайловной, 1931г.р.(Самарская обл, с.Кинель-Черкассы). Другихигрушек не было, делали сами, еще были мячи. У кукол голова-мешочек с золой, тулово– скаточка из ткани, ручки пришитые скаточки».

Их детство опалила война, но онивыжили и сохранили лучшие душевные качества. Не озлобились, как сегодня многиеот благополучия, а любили и любят жизнь во всей ее многоцветности. А помогалиим помнить, что они дети – игрушки!

А мы должны знать и помнитьобязаны. Многое не записано Многое исчезает, растворяется бесследно.Забывается. Еще надо успеть. ….

Валасина Асяг. Москва

Школа военнойпоры.

Моя бабушка(Попова/Колосовская Анастасия Михайловна)– выпускница первого выпуска Архангельского«учительского института». Так тогданазывался пединститут, ныне ПГУим.М.В.Ломоносова. После окончанияотделения немецкого языка в 1940 году онапоехала по распределению на СеверныйСахалин работать учителем в школе-интернатепоселка Верещагино Рыбновского района.В 1941 году за хорошую работу ее, молодогоспециалиста, наградили путевкой в домотдыха « Океан», и в июне 1941 года она натеплоходе вместе с другими учителямис Сахалина отправилась на отдых. Ониехали на теплоходе через Татарскийпролив, веселились, шутили, обсуждалипланы на отдых. Войны никто не ждал. ВКомсомольске-на-Амуре их рано утромстали будить: «Просыпайтесь! Началасьвойна!» Никто не поверил, думали, чтоэто шутка. «Посмотрите, на пристанимитинг!» Тут только они поняли, что этоправда. Доехали до Хабаровска и попробоваливернуться домой. Билетов не было, денегтоже, на вокзалах огромные очереди.Нашлись добрые люди – поверили им наслово, дали денег в долг и они отправилисьобратно в свою школу на Сахалин.

Какой была школав военные годы? Дети жили прямо в домикахна территории интерната. Во время войныне до игр и игрушек ребятам из интернатабыло – трудились наравне со взрослыми.Школьники работали в совхозе – ухаживализа телятами, помогали взрослым нарыбозаводе, заготавливали дрова, собиралиорехи и ягоды, ловили рыбу. Ягодызаготавливали и для себя, и для интернатав бочках. Засыпали чернику, бруснику,голубику в бочку и закапывали на зимув землю. А весной доставали и ели, а такжепили как сок. Солили рыбу в бочках. Этобыла основная еда. Было холодно и голодно.Пришлось съесть всех лошадей и жеребятиз хозяйства школы-интерната и изсовхозного хозяйства. Бабушка призналась,что ели их с удовольствием, потому чтобыло сытно. Главное было – выжить. Вшколе началась цинга. Тогда учителявместе с детьми собирали сосновыеветочки, их заваривали и давали обязательнодетям в столовой. Также выращивали сдетьми на пришкольном участке чесноки черемшу для лечения.

Читайте также:  Как украсить металлическую дверь своими руками

Взрослые оченьмного работали. Моя бабушка вела нетолько уроки немецкого языка, но ирусского языка, литературы, истории,географии, все предметы у первоклассников,одновременно с этим была пионервожатой,завучем, а летом еще и заведующей яслямии детским садом. Книг для обучения,учебников не было, приходилось материалыдля уроков искать всем миром. Особенносложно для моей бабушки было без учебныхпособий, книг, учебников вести урокиистории. Учителя помогали друг другукак могли. Несмотря на сложности школане просто выживала, школа жила! Проводилисьспортивные соревнования, делалиськонцерты. Бабушка удивляется, как онатогда могла совсем одна организовыватьи проводить районные спортивныесостязания, концерты и другие мероприятия.И ведь получалось!

Учителя из школывели не только работу с детьми, но ибольшую общественную работу. В годывойны в школе силами учителей былорганизован драмкружок. Ставили серьезныепьесы, в-основном классику (бабушкаочень хорошо помнит спектакль «Своилюди – сочтемся») и потом показывали ввоенной части, где служил тогда мойдедушка. Был и кружок самодеятельности– делали концерты для той же военнойчасти. Учителя вели большую агитационнуюработу с местными жителями. Они ходилипо домам и читали женщинам сводкиинформбюро. Приходилось выходить вдалекие поселки в любую погоду, даже вбуран. Несколько раз в сильную пургуучителя чуть не погибли в пути. Шли другза другом, держась за веревку, чтобыникого не унесло и не засыпало снегом.Для того чтобы они смогли найти дорогудомой на магазине во время бураназажигали тусклую лампочку. Но и ее небыло видно.

Профессияучителя была в очень большом почете вте годы. В войну в поселке учителя иврачи в очереди за продуктами, выдаваемымипо карточкам, не стояли, т.к. местныежители очень ценили их труд. Они сразуже уважительно расступались перед ними,уступая место у прилавка, чтобы учителясмогли вернуться быстрее на работу ксвоим детям, Попытки постоять в очередини разу не удались, отговорки и прочеев расчет не принималось.

Игрушки былитогда только у самых маленьких детей.Детям из интерната их делали учителя:шили куклы из тряпочек, мальчикам делалииз дерева лопатки. Когда в 1942 годуродилась моя мама, то бабушка ей сшилаиз своей старой одежды кукол. Шить куклыее научила моя прабабушка еще в то время,когда бабушка была маленькой девочкойи жила в деревне в Няндомском районе.Шила бабушка так, как учила ее мама –туловище, головку, ручки и ножки набиваластарыми тряпками, ветошью, ватой, а потомпришивала волосы и наряжала в платье.Детскую одежду тоже шили из своих старыхпоношенных вещей. Бабушка помнит, чтокуклы получались красивые, с любовьюсделанные. У младенцев же игрушек небыло. Погремушек, пирамидок для младенцевникто не делал, не было времени. «Некогданам было в погремушки греметь», — говоритбабушка. Пока взрослые работали, замалышами присматривали более старшиесоседские дети, а как ребенок уже могходить, его брали с собой на работу. Такмоя мама все свое военное детство сбабушкой в школе-интернате и провела.А первая покупная кукла появилась умоей мамы уже после войны. Ее подарилималышке, когда семья уезжала с Сахалинав Архангельск. Но недолго мама с этойкуклой играла. Когда теплоход плыл поТатарскому проливу, девочка выпустилакуклу из рук, и она упала в воду. Мама досих пор помнит, как горько она тогдаплакала. Бабушка сказала, что многоееще помнит и с радостью ответит навопросы. Что меня поразило, что во времявойны НИКТО и НИ РАЗУ не сомневался впобеде, какие бы сводки не приходили сфронта. Когда она рассказывала мне овойне, об этих тяжелых годах, у нее былтакой светлый голос! Мне казалось, будтосвет веры в победу коснулся и меня, инаших потомков.

Валасин Андрейг. Москва

Моя мама быларебёнком во время войны, и она практическине помнит игрушки военных лет. Но как-тораз она увидела как делают кувадки (этонародные куклы) и вспомнила, что в детствеона играла такими, а делала их для неёеё мама. Сестра моей мамы вспомнила, чтоона играла в железную дорогу. Отецприбивал большой гвоздь к деревянномубруску и получался паровоз с трубой, аещё маленькие гвоздики прибивались кбрусочкам поменьше, после чего гвоздикизагибали и получались вагоны. Вагоныможно было прицепить к паровозу. Всёэто очень нравилось детям т.к. семьяжила у железной дороги и дети виделикак она работает. Сестра моей мамы дажемечтала стать машинистом. Дело в том,что мой дед был машинистом, и он вместес семьей жил рядом с паровозным депо.Даже после войны некоторое время(примерно 1 год) вся семья жила в вагоне.

Мама рассказывала, как иной раз приходишьдомой после школы, а дома нет, маневровыйпаровоз увез дом, и остаётся толькождать, когда его прикатят обратно. Дедговорил, что паровоз его спас от смерти.Дело в том, что когда началась война,деда призвали в армию, их погрузили вэшелон, и поезд поехал к фронту. В этовремя пришла разнарядка о том, чтомашинистов не хватает и необходимо всехмашинистов направить на трудовой фронтдля работы по специальности. На однойиз промежуточных станций всех машинистовсняли с этого поезда и направили наразные станции. Как деду стало известнопозднее, во время следования тот эшелон,на котором он ехал, разбомбили, и из всехуцелело буквально несколько человек.

Фото кувадки — такимикуклами играла моя мама в годы войны.

Бирюкова Лариса
г.Архангельск, ПГУ им. М.В.Ломоносова

руководитель проекта курсовдистанционного обучения народным ремеслам

Источник

Исследовательская работа «Игрушки детей войны. Технология изготовления тряпичной куклы»
учебно-методический материал по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Городской округ Красногорск

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 17

Игрушки детей войны

Автор: Ащева Марина Владимировна.

Содержание

Дети Великой Отечественной войны

Во что и как играли дети во время войны

Чтение и анализ художественной литературы

Сравнение игрушек прошлого с игрушкой современного производства

Список используемой литературы

Война прошлась по детским судьбам грозно,
Всем было трудно, трудно для страны,
Но детство изувечено серьёзно:
Страдали тяжко дети от войны…

Введение

Я родилась и выросла в мирное время. Я хорошо знаю, как шумят весенние грозы, но никогда не слышала орудийного грома. Я вижу, как строят новые дома, но не подозревала, как легко разрушаются дома под градом бомб и снарядов.

22 июня 1941 года мирная жизнь нашего народа была прервана. Тогда началась Великая Отечественная война. На защиту своей страны поднялись миллионы людей.

В суровые дни войны рядом с взрослыми вставали дети. Школьники зарабатывали деньги в фонд обороны, собирали тёплые вещи для фронтовиков, дежурили на крышах домов при воздушных налётах, выступали с концертами перед ранеными воинами в госпиталях. Сколько мужества и героизма они проявили, встав вровень с взрослыми на защиту нашей страны. Дети принимали участие в сражениях, воевали и в партизанских отрядах, и в тылу врага. Многие погибли.

Читайте также:  Календарь для женщин своими руками

Каждый год 9 мая вся наша страна отмечает День Победы в Великой Отечественной войне. О чем мечтают больше всего люди? Все добрые люди хотят на Земле мира, чтобы никогда на нашей планете не свистели пули, не разрывались снаряды, а от этих пуль и снарядов не гибли дети и все живое на Земле.

Актуальность работы состоит в том, что тема войны и мира – вечные темы, и в наши дни слово война пугает любого нормального человека. Войны как самого страшного события никогда не должно быть на земле. И, конечно, понятия «дети» и «война» не совместимы. Актуальность своей работы я вижу еще и в том, что мы, дети, не должны расти «Иванами, не помнящими родства».

Я выбрала эту тему, потому что в прошедшем учебном году мы работали над проектом «Помним, чтобы жить». Мне захотелось узнать больше: а было ли у них детство? Какие были у них игрушки и играли ли они вообще?

Исходя, из данной темы работы, я поставила перед собой цель: изучить, как жили, во что и чем играли дети военной эпохи.

Задачи:

изучить различные источники информации по теме;

— узнать в какие игрушки играли дети Великой Отечественной войны и как они к ним относились;

— найти подтверждающие факты в художественной литературе;

— изготовить куклу своими руками.

Выдвинула гипотезу: дети остаются детьми и в трудное для них время. Они найдут место и время для игр.

Область исследования: история Великой Отечественной войны

Объект исследования: дети войны

Предмет исследования: куклы военных лет

Методы моей работы:

— Теоретический: чтение и анализ литературы, интернет – ресурсов

— Практический: изготовление куклы своими руками.

1.Дети Великой Отечественной войны

В страшные горестные годы Великой Отечественной войны дети взрослели быстро.

Во многих городских школах страны были созданы детские производственные мастерские, в которых изготовляли различную продукцию, в том числе и ту, что шла для оборонных предприятий. Во многих школах была налажена починка шинелей и морских кителей, юные слесари и токари изготавливали детали для мин, столяры — приклады для винтовок и автоматов, лыжные палки.
Во время войны не прекращались и занятия в школах. Как бы ни было трудно, особенно в прифронтовых городах, зачастую в бомбоубежищах, в подвальных, в большинстве не отапливаемых помещениях, при керосиновых лампах школьники продолжали учебу.

Все годы войны фронт и тыл обеспечивались сельскохозяйственными продуктами. А ведь обстановка в селах, деревнях была тяжелейшей с первых дней боевых действий. Рядом с дедами, матерями, старшими братьями и сестрами трудились и самые юные граждане страны. Их можно было видеть в поле и на животноводческой ферме, в обозе с хлебом и на заготовке кормов.

В каких только работах не участвовали сельские школьники! Они создавали посты по охране хлеба, проводили рейды проверок готовности в колхозах к полевым работам, собирали удобрения, ухаживали за молодняком на животноводческих фермах, за рабочими лошадьми, протравливали зерно, проверяли его на всхожесть, делали щиты для снегозадержания.

Когда же начинались обмолот зерновых и сдача хлеба государству, школьники принимали активное участие в «красных обозах».

Школьники приняли самое активное участие и в движении по заготовке подарков для воинов — фронтовиков. Как правило, каждая посылка с подарками школьников фронтовикам сопровождалась письмом, которое не могло не задеть душу и сердце воина. Во многих из них были письма под заголовком «Мсти за папу!» Это означало, что мальчик или девочка, которые своими маленькими

ручонками готовили данный подарок воину, уже остались сиротами. Их папы,

защищая Родину и изгоняя фашистов с нашей земли, геройски погибли и никогда уже не вернутся к ним.
Частыми гостями школьники, ребята из детдомов и детсадов были в госпиталях. Там они читали тяжелораненым книги, письма, писали письма их родным и друзьям -фронтовикам, выступали с концертами. Их серьезность, старательность вызывали у раненых не только волнение, но и уважение к ним.

С первых дней войны повсюду в стране миллионы людей рвались на фронт. Осаждали военкоматы и подростки. Порой с искренним чувством они шли на подлог, завышая на год, а то и на два свой возраст. Юные патриоты сердцем ощущали свою причастность к происходящему на их родной земле, и не могли остаться в стороне от разыгрывавшейся на их глазах трагедии, шли буквально на все, чтобы стать в строй защитников Родины.

Такова лишь малая толика того, что было сделано юными защитниками страны для победы нашего народа в годы Великой Отечественной войны.

2. Во что и как играли дети во время и войны

Куклы Винкс, Братц, Мокси, роботы-трансформеры, конструкторы Lego — это современные игрушки. А какими игрушками играли наши бабушки и дедушки? И вообще была у них возможность играть? У тех, чьи детские годы выпали на страшное время Великой Отечественной войны?
Дети есть дети, и остаются таковыми даже во время войны. А какой ребенок может обойтись без игрушки? Время было, конечно же, тяжелое, но и во время войны дети не оставались совсем без игрушек.

На первый взгляд неказистые и даже немного смешные, но такие дорогие и родные для детишек, которые играли ими во время войны и в тяжелые послевоенные годы. Родные – потому что часто их делали мамы, бабушки, старшие сестры из того, что было в скудном домашнем быту, а иногда и не совсем домашнем – многие тогда жили в землянках. Иногда, чтобы порадовать ребенка взрослые отдавали платок, лоскутки ткани и нитки, которые были в хозяйстве наперечет, и дефицитную в ту пору бумагу, а уж когда ничего не было – в ход шли трава, веточки и любой природный и подручный материал.

Покупные игрушки тогда были редкостью, потому что выпускались в ограниченном количестве. Елочные шарики, представляли собой те же лампочки, только без цоколя. Из остатков фольги и проволоки делали снежинки и примитивные яблочки. Также из отходов производства делали домики для птиц, пятиконечные звезды с серпом и молотом внутри и многое другое.

Дети берегли довоенные игрушки. В блокадном Ленинграде и во многих других городах многие малыши во время воздушной тревоги брали с собой в бомбоубежище плюшевых медведей, которых потом обнимали во время бомбежки.
Чтобы доставить ребятишкам радость в дело шли все имеющиеся в наличии материалы. Игрушки-самоделки мастерили из бумаги, фантиков. Кукол для девочек мастерили сами. Самым простым выходом было – взять небольшое полено, нарисовать на нем лицо, а маленькая девочка, играя, заворачивала это поленце в разные тряпочки. Делали кукол из соломы. Ну а самой большой радостью была кукла, сшитая из холста. Голова такой куклы набивалась опилками, паклей или ватой, а лицо рисовалось химическим карандашом или просто угольком. Нашим детям химический карандаш, скорее всего, незнаком. Для того чтобы рисунок был ярче и не смывался, такой карандаш периодически приходилось смачивать слюной. Волосы куклам чаще всего делали из пакли, получалась светловолосая кукла, так как пакля имела желтый цвет. Наряжали куклу в платье, сшитое из цветных лоскутков. В качестве детской посуды использовали черепки битой посуды, которые берегли и хранили.

Читайте также:  Многоразовая восковая салфетка своими руками

Мальчишки самостоятельно или с помощью дедушки выпиливали пистолеты и автоматы из досок. Из старых тряпок мастерили мячи – скручивали их в тугой комок и перевязывали веревками. Еще мячи делали из коровьей шерсти – собирали шерсть, поглаживая корову влажной рукой, потом этот ворс смачивали в воде и скатывали в тугой комок. Получался довольно прыгучий мячик. Также мальчишки мастерили себе свистульки из дерева, из деревянных бревнышек делали коляски. Из глины летом лепили различные фигурки, которые сушили на солнышке. Играли всегда дружно, в частности, в лапту самодельным мячом, а еще делали шалаши из веток.

На Новый год обязательно наряжали елку, так как это напоминало о мирной жизни, придавало сил, вселяло надежду на скорую победу. Украшали елки всем, что было под рукой – самодельными игрушками из бумаги, ватой, фантиками, если они были. Даже Дед Мороз на новогодних открытках изображался в виде бородатого партизана. Если была возможность, на фронте тоже ставили елку, только в качестве украшений использовали погоны, бинты, стреляные гильзы.

3. Практическая часть

3.1. Чтение и анализ художественной литературы

Чем больше времени проходит со дня окончания ВОВ, тем больше забывается она. Всё меньше остаётся среди нас ветеранов, которые могут, как очевидцы и участники рассказать о том, чем была война для нашей Родины. Тем ценнее для нас творчество известных и менее известных поэтов нашей страны, воевавших, прошедших блокаду и плен.

Работая над темой проекта, я прочитала много рассказов и стихотворений о детях Великой Отечественной войны. Например: «Крошки память» Юрия Васильева; «Ой, Мишка, как же страшно мне. » Л. Тасси; «Кукла» Г. Черкашина; «Сын полка» Валентина Катаева; «Три девочки» Елены Верейской; «Алёнушка» Самковой Нияры.

«Сын полка», Валентина Катаева

«Сын полка» — это повесть об одном мальчике, но на самом деле его судьба не была редкой для военного времени. Ваню Солнцева, у которого война забрала семью, разведчики нашли спящим в окопе и «усыновили» всем полком. Мальчик-сирота волей судьбы попал в военную часть к разведчикам. Его упрямый характер, чистая душа и мальчишеская смелость смогли перебороть сопротивление суровых

военных людей и помогли ему остаться на фронте, стать сыном полка.Беды закалили мальчика. Оказав­шись среди бойцов капитана Енакиева, он решил бороться с вра­гом, как настоящий солдат. В то же время писатель подчеркивает, что Ваня не утратил детскости.

«Три девочки», Елены Верейской

Три девочки — это школьницы Наташа, Катя и Люся. Они живут в коммунальной квартире, дружат, придумывают ребусы, встречают Новый год — а потом приходит война. Перестав ходить в школу — ее разбомбило, — девочки учатся другим вещам. Они умеют тушить зажигательные бомбы, отличать шум двигателей советских и вражеских самолетов и радоваться черствому хлебу: «Сухарь был очень черствый, и это было хорошо — можно было дольше жевать». Эта повесть о хорошем — пережить самые трудные моменты жителям квартиры помогает забота друг о друге.

Меня тронуло произведение Геннадия Черкашина «Кукла».

Рассказ о девочке и её кукле Маше. Это была любимая кукла, и девочка с ней никогда не расставалась. Но так случилось, что из осажденного Ленинграда семье девочке пришлось уехать, и кукла потерялась. Вернувшись, домой в витрине магазина девочка увидела куклу и сразу же узнала её. Это была Маша, её кукла, которую ей перед войной подарил дедушка. К сожалению, из-за денежных трудностей маме так и не пришлось выкупить куклу.

«Мы опоздали. — Понурившись, мама тяжело опустилась на табурет. — Мы опоздали на целую неделю, — повторила она. — Кто-то уже купил твою Машу…»

Девочка подошла к маме «и провела рукой по её рано поседевшим волосам.

— Ничего, мама, … Ничего…»

Такими словами заканчивается рассказ Г. Черкашина.

Этот рассказ мне очень понравился. Автор переносит нас в прошлое, заставляет переживать вместе с героями. Прочитав рассказ, понимаешь, как девочке и её маме была дорога эта кукла — единственное воспоминание о родных и любимых людях, о счастливой жизни до страшного 41 года.

Еще одно произведение, которое меня тронуло до глубины души – это «Алёнушка» Самковой Нияры. Читая это стихотворение понимаешь, что самое главное в этой жизни – это твоя семья, близкие и родные люди. Память о тех, кого нет уже рядом с нами, об их героическом подвиге. Одна кукла! А как много она может нам рассказать о том страшном времени, о том кошмаре, который творился в годы войны. Эта игрушка, неказистая, потрепанная, но такая родная, связала, ни одно поколение воедино. Потому что пока мы помним – мы живем!

-Бабушка мне куклу отдала.
Думаете кукла не живая?
Многое расскажет вам она;
Видите прожжённое колено?
Это в 41 – ом, у села,
Искорка попала от полена,
Немцы дом спалили нам дотла.
Тут, под платьем, дырочка осталась.
Бабушка не шила, берегла.
Ей она расстрел напоминала,
Ранним утром, на краю села.

Кукла эта тоже воевала,
Донесения в себе несла.
Мне про это мама рассказала,
Этого я видеть не могла.
Платье кукле, в первый День Победы,
Бабушка пошила из фаты,
Той, что на пожарище сгорела,

От неё остались лоскуты.
Ну, а туфли – из куска шинели,
Что солдат когда-то ей принёс.
Страшные холодные метели,
Были той зимою и мороз.

Долго всех скрывали партизаны,
Прадед в партизанах был тогда.
Залечили бабушки все раны,
Но явилась новая беда.
Партизан схватили у деревни,
И пытать в гестапо повели.
А затем, закрыв все окна, двери,
Заживо в сарайчике сожгли.
Баба очень рано поседела,
А когда закончилась война,
Сшила платье кукле, как умела,
Перед вами кукла, вот она»

Источник

Оцените статью
Своими руками