- Презентация и творческий проект «Кукла в национальном костюме удмуртов». Кукла в удмуртском национальном костюме своими руками
- Славянская поделка
- Детство наших предков и традиционные детские игры
- Зольная поделка
- Народная игрушка
- Тряпичная кукла
- Свадебные поделки
- Самые «удмуртские» блюда
- Магические поделки для детей
Презентация и творческий проект «Кукла в национальном костюме удмуртов». Кукла в удмуртском национальном костюме своими руками
В современном мире куклы считаются по большей части детской забавой. Однако, так было далеко не всегда. Еще каких-то полвека назад отношение к такой игрушке было самым серьезным, а в древности – и того больше.
Куклы являлись магическими предметами, и каждая из них выполняла свои функции. Куклы-обереги чаще всего отождествлялись с женскими божествами, хотя были и мужские куклы. Поэтому славянским поделкам отводилась не только декоративная функция и они представляли собой не только детскую забаву, они считались эффективным и сильным оберегом, помощником в быту и личной жизни. Делалась кукла-оберег и по случаю праздников, как личных (рождение, свадьба), так и народных (Купала, Рождество).
Славянская поделка
Обереговые куклы древних славян были на все случаи жизни. Современные экспозиции стараются передать все разнообразие и красоту таких поделок. Каждая презентация – яркая и красочная, однако, чтобы полностью насладиться оригинальностью и уникальностью поделок, не достаточно просмотреть фото. Картинки и фото не передают весь колорит этого национального шедевра.
Обереговая кукла довольно просто делается и самостоятельно. Всего несколько часов и в вашем доме поселится оберег, который защитит вас самих и вашу семью от различных бед и напастей, убережет здоровье, оградит от сглаза и порчи, нехороших людей и всего плохого.
Основные требования при создании магического предмета:
- нельзя ни в коем случае рисовать кукле лицо. Будь-то неразлучники или удмуртские обереговые поделки, делать им лицо нельзя, чтобы в изделие не вселился злой дух.
- нельзя использовать колющие и режущие предмет. Если нужно обрезать ткань для поделки, то сделать это лучше за несколько дней до момента создания куклы.
- Чтобы как оберег кукла была сильной, делая ее нужно быть в хорошем расположении духа и думать только о приятных вещах.
Детство наших предков и традиционные детские игры
Первые куклы появлялись у ребёнка сразу после рождения. Как правило, они являлись оберегами. Они изготавливались из ярких лоскутов ткани и были небольшого размера. Такие куколки подвешивались над люлькой новорожденного. Ребёнок следил глазами за качающимися куколками, что способствовало его развитию.
Когда дети подрастали родители или старшие дети изготавливали для них простейшие куклы-скрутки.
Уходя из дома на весь день, родители оставляли детей на «попечение» кукол, зная, что детишки «при деле», и с ними ничего дурного не случится. Таким образом, куклы продолжали выполнять свою роль оберегов.
Кукол деревенские девочки «кормили», умывали, общались с ними, воспроизводя в игре сцены жизни крестьянской семьи. Кукольная игра называлась по-сельски «дочки-матери», как и сейчас.
Для своих подопечных дети делали кроватки, качельки, подушечки, одеяльца — все, что нужно в настоящей семье. Куколок, изображавших в игре, новорожденных, девочки учились пеленать. Таким образом, девочки, чьё основное призвание было стать хорошими хозяйками и мамами, в детской игре перенимали простейшие традиции и обучались необходимым навыкам взрослой жизни.
Часто, по тому, как девочка обращается со своими куклами, судили о том, какой мамой она станет в будущем. Было и такое поверье: если одна из дочерей слишком увлекается куклами – жди в семье прибавления, плохое же обращение со своими куклами предвещало, по древним поверьям, болезнь.
Примечательно, что среди кукол мало кукол-мужчин, а куклы-дети, как правило, представлены запеленутыми «ляльками» на руках у куклы-мамы. Мужских персонажей в играх заменяли собой то простая палочка, то щепка, обёрнутая в ткань.
В такие игры дети обычно играли до 5-6 лет, при чём мальчики тоже принимали в них участие. После этого возраста детей привлекали к ведению домашнего хозяйства, на игры оставалось времени меньше. В 5-6 летнем возрасте у мальчиков и девочек появлялись свои игры, отражавшие их будущие социальные роли мужчины и женщины.
Этнографы утверждают, что к 5-6 годам девочки должны были сами научиться изготавливать себе простейших кукол, перенимая от старших сестёр уроки кукольного рукоделия.
Примерно до 12 лет девочки оттачивали своё мастерство, изготавливая так называемых кукол «на выхвалку», которые являлись экзаменом по шитью и рукоделию. Такая кукла была сшивной, обладала богатым костюмом и требовала значительного терпения при изготовлении.
Каждая девочка старалась как можно быстрее сделать такую куколку, что бы не засидеться в малолетках и вовремя попасть на посиделки, в которых принимали участие старшие дети. Шили таких кукол в основном во время Рождественского и Великого постов, а весной, после Пасхи, хвастались нашитыми куклами на гулянии. В некоторых местностях эти куклы имели своё название: первая изготовленная кукла – «простоволосая», вторая – “кукла с косой’’, третья – “молодуха’’, а четвёртая – “кукла нарядная’’, она и была тем экзаменом, что отделял детство от юности.
Первую похвалу своим куклам девочки слышали от старших сестёр. У них же учились ролевым играм в куклы, к ним же бежали за помощью, советом и утешением.
Часто, по качеству и сложности изготовления куклы, судили о том, какой рукодельницей будет девушка, какого её приданое, которое держали подальше от любопытных глаз. Таким образом, хорошо исполненная кукла, могла презентовать девушку, как завидную невесту в будущем.
После 12 лет девочки помогали готовить приданое старшим сёстрам, знакомясь с традиционными видами одежды, попутно подбирая что-то и для своего приданого, начинали принимать участие в девичьих посиделках и ролевых играх.
Как правило, в ролевых играх разыгрывались самые яркие события крестьянской жизни тех времен: свадьбы и похороны, рождение детей, различные обряды и праздники.
Наивысшим проявлением поэтического и музыкального творчества народа выступала традиционная русская или удмуртская свадьба. Свадебный обряд — это целое представление, длительное, многоактное ритуальное действо, сопровождавшееся песнями и присказками. Закрепленная последовательность исполнения требовала знания традиции от всех участников обряда. Поэтому в девичьих играх с куклами часто разыгрывались различные свадебные эпизоды. В них куклы становились главными действующими лицами: их обряжали к венцу, им посвящали величальные песни, за них исполняли причитания невесты. Куклы становились наперсницами крестьянских девушек в их надеждах и мечтаниях.
Куклы бережно хранились. Они следовали за женщиной через всю ее жизнь, часто составляя часть приданого — матери дарили своих девичьих кукол дочерям на свадьбу. По свидетельству этнографов начала XX века, в некоторых крестьянских домах насчитывалось до сотни кукол Столбушек, именно они становились персонажами разыгрываемых обрядовых сценок.
Традиционные народные куклы играли важную роль в жизни как русского, так и удмуртского народов
1. Кукла выполняла роль оберегов, даря веру на излечение от болезней и защиту от тёмных сил
2. Игровые куклы помогали в подготовке детей к их будущей взрослой жизни, в освоении роли хозяев семьи и будущих родителей
3. Игровые куклы участвовали в процессе обучения народным традициям и обрядам
4. Куклы, которые дети изготавливали сами, участвовали в процессе развития навыков рукоделия и творческих способностей детей
5. Куклы помогали формированию у детей терпения, усидчивости, аккуратности
6. Кукла играла огромную роль в формировании семейных ценностей, определении мировоззрения людей.
В этой работе описаны лишь некоторые куклы, которые были частью жизни наших предков. Мир народной куклы очень богат. Трудность восстановления традиций народной куклы связан и с тем, что многие виды кукол уничтожались во время обрядов, многие просто не дожили до наших времён в связи с недолговечностью материалов, из которых они изготавливались.
Анализируя источники информации, можно сделать следующие выводы:
• кукла занимала значимое место в жизни как русского, так и удмуртского народов. Она участвовала в процессе воспитания, являясь как бы проводником детей во взрослую жизнь, связующим звеном поколений. Росли дети – усложнялись куклы и игры, в которых их использовали. В процессе игры, дети обучались основным навыкам, которые были необходимы в быту, перенимали традиции своих отцов и дедов. Так без книг сохранялось наследие предков, передаваясь из уст в уста, от бабушки внучке, от отца сыну. В процессе игры дети знакомились с основными обрядами, которые часто были очень сложными. Они обучались народному творчеству, становясь и сами участниками этого занимательного процесса, передавая частичку своей души.
Обрядовым куклам так же придавалось огромное значение. В таком большом мире, где много опасного и непонятного, куклы становились единственными защитниками людей, помогая им справляться с тяготами жизни. Вера в чудесную силу куклы помогала выстоять перед опасностью, раскрасить тяжёлую жизнь, привнести в неё праздник.
• Я поняла, что обряды русского и удмуртского народов часто схожи, так же, как схожи куклы, в которые играли дети.
Думаю, что, живя рядом, оба народа привносили в культуры друг-друга что-то свое, обмениваясь традициями, при этом сохранили свою уникальность.
• Жизнь русской семьи и удмуртской семьи были схожи. Насущные заботы: посев и сбор урожая, рождение и воспитание детей, болезни и смерть. Всё это отражалось и в играх детей.
• В процессе изучения кукол я освоила технологию их изготовления. Некоторых из описанных кукол я смогла сделать сама, других — с помощью мамы.
Процесс изготовления народных кукол очень увлекателен. Из небольших лоскутов ткани с помощью нитей получаются весёлые и забавные куклы. Настоящие детские игрушки.
Сделав Вепсскую куклу-кормилку я поняла состав русского женского костюма. Так и дети тех времён перенимали традиции своих предков во время игры с этими незатейливыми, но такими важными куклами.
Кукла-пеленашка, которую я так же сделала сама, научила меня правильно пеленать младенца. Оказалось, это не так просто! Для девочек тех времён игра с такими куклами была важна для их будущей роли мамы. Ни книг, ни телевизора, ни больниц тогда не было. Только так, от бабушки к маме, от мамы к дочке передавались знания и навыки.
В современной жизни все обряды древних потеряли свой первоначальный смысл. В лучшем случае они сохранились в качестве праздников. Да и тем игрушкам, которыми играли наши предки, пришли на смену новые современные: яркие и красочные, механические и электронные, их изготавливают из современных материалов по новейшим технологиям. Сейчас нет необходимости изготавливать игрушки самим, полки магазинов пестрят разнообразием детских игрушек.
Но мне хочется надеяться, что и в нашей современной жизни найдётся место милой и простой, скромной народной кукле, которая является символом наших корней, нашей связи с предками. И, что в нашу жизнь вернётся традиция изготавливать таких кукол вместе с мамой, передавать кукол, сделанных своими руками, которым отдана частичка своей души, своим детям, укрепляя связь поколений и целостность семьи.
В процессе изготовления таких кукол можно ближе узнать быт и обычаи древних народов, освоить многие виды рукоделия, да и просто изготовить удивительный и необычный подарок для своих близких.
Все мы знаем, что 2008 год объявлен годом Семьи и в этом же году мы отмечаем 450-летие добровольного вхождения Удмуртии в состав России. Именно к этим двум замечательным событиям мы с мамой изготовили подарочных стилизованных кукол, основываясь на древних народных традициях.
Это кукла, которая может стать символом года Семьи: папа, мама и двое детей – крепкая и дружная семья.
Ещё одна кукла. Символ 450-летия добровольного вхождения Удмуртии в состав России. Две женские фигурки в костюмах русского и удмуртского народов крепятся на одной «руке», символизируя неделимость русского и удмуртского народов.
Зольная поделка
Самой первой считается зольная обереговая кукла, которую делали из золы.
Смешав золу с водой, делался небольшой шарик, которому придавалась форма человека. По другой версии, зольная кукла так называлась потому, что из золы делалась голова поделки, а остальные части из ткани.
У древних славян такая кукла-оберег считалась хранительницей домашнего очага и создавалась, как правило, без головного убора и без волос. Также самодельные поделки из золы могли передаваться из поколения в поколение, от матери к дочери. Таким образом мать передавала силу родного огня и все свои знания. Делалась зольная обереговая кукла и при переезде из одного дома в другой, чтобы забрать с собой не только домового, но и силу огня из очага.
Довольно часто поделка дарилась представительницей прекрасной половины человечества своему возлюбленному, когда он отправлялся в дальний путь. Значение такого подарка было символичным: сила родного огня должна была оберегать близкого человека в пути.
Когда мать дарила своей дочери зольную куклу в день свадьбы, она давала этим не только благословение, но и на уровне огня соединяла два рода. Невеста же хранила оберег как символ благополучия и скорого рождения детей, а поскольку такой подарок был символом плодородия, то здоровье рожденных деток должно было быть крепким.
Народная игрушка
Краткое описание и зарисовки удмуртских игрушек впервые сделаны в конце XIX в. удмуртским собирателем Г.Е. Верещагиным. Упоминания о некоторых игрушках вошли в сборник по играм и развлечениям удмуртов.
Куклы удмуртов разнообразны по конструкции их основы. Ареалы распространения разных видов игрушек соответствуют территории расселения локальных групп удмуртов. Различия игрушек выражаются в их пропорциях, конструкции каркаса, выборе тканей и оформлении одежды. Основа куклы могла состоять из щепки, крестовины, палки цилиндрической формы, закрутки из ткани, раздвоенной ветки или ствола сосны с несколькими расходящимися сучками.
Куклы обычно не имели лица. Лишь в поздней традиции стали изображать брови, глаза и нос (брови рисовали карандашом или углём).
В конце 1930–х гг., несмотря на широкое распространение промышленных игрушек, у удмуртов отмечалось почти полное отсутствие покупных игрушек.
Вероятнее всего, прообразом всех игровых кукол были ритуальные антропоморфные куклы, используемые в различных обрядовых и ритуальных действиях. До сегодняшнего дня, среди бесермян, распространено применение антропоморфных кукол в знахарской практике.
Анализ имеющихся полевых этнографических материалов, связанных с бытовавшей у удмуртов текстильной игрушкой, свидетельствует о наличии влияния русской традиции на удмуртскую. Вместе с тем, ряд особенностей удмуртской традиции, выражающейся в конструкции, выборе материала, оформлении, технологии изготовления игрушек, придают им своеобразие и этническую специфику.
В последнее время изготовлением текстильных игрушек в русской традиции успешно занимаются ведущие методисты ряда муниципальных Домов ремёсел, специализирующихся на возрождении и сохранении русской культуры.
В настоящее время в Удмуртии специалистами по текстильной игрушке являются: Н. Г. Рябчикова (Алнашский район), Н. П. Ложкина и Ю. А. Макарова (Шарканский район), Т. П. Пчельникова (Селтинский район), Л. П. Щинова (Якшур-Бодьинский район), О. Г. Загумёнова (Дебёсский район).
Тряпичная кукла
Самой распространенной и популярной на Руси являлась тряпичная кукла-оберег. Историю поделка ведет с появления льна и насчитывает не одно тысячелетие. Обреговая кукла использовалась в различных ритуалах и защищала всю семью от неприятностей и невзгод, помогала избавиться от какой-либо напасти, порчи или сглаза и делала здоровье крепким, а жизнь счастливой.
Все тряпичные куклы были нескольких типов:
С игровыми поделками все просто: они делались для забавы. Что касается, обрядовых предметов и поделок-оберегов, то они должны были выполняться в соответствии с определенными правилами. Обрядовые магические предметы использовались в каких-либо ритуалах или делалась в честь праздника.
Куклы-обереги же создавались и для игры детей, и для их защиты. Кроме того, обереги были для всей семьи, для каждого отдельного ее члена и от различных напастей. Объединяло их одно: изготовлены они должны быть своими руками, следуя определенным правилам. Кстати, выполнение столь кропотливой работы доверялось исключительно женщинам, а мужчины не должны были даже наблюдать за данным процессом.
Обереговые куклы в наше время довольно широко представлены в музеях и на выставках народного творчества. Презентация таких поделок пользуется популярностью. Однако, создание такой поделки — процесс не слишком сложный и подвластен практически любому из нас: достаточно настроиться на положительный лад и включить фантазию.
На различных фото в сети интернет представлены разнообразные примеры национальных поделок и инструкции по созданию такого магического предмета. Рассмотрев внимательно фото и изучив информацию по изготовлению поделки, можно создать настоящий оберег.
Свадебные поделки
Обреговая кукла была неизменным спутником любого праздника: и церковного, и личного. Кроме того, довольно часто, куклы-обереги дарились в день свадьбы. Девушкам на удачное замужество дарились специальные обереговые поделки, значение которых – достаток, благополучие и гармония.
Совместно молодым мог быть представлен символ крепкого союза – Неразлучники. Этот оберег выполняется особым образом: две куклы, женщина и мужчина, имеют одну общую руку, которая символизирует вечность данного союза. Супруги с этого дня и впредь должны идти рука об руку, всегда вместе, в горе и в радости.
Неразлучники очень часто вешались в самом начале свадебной процессии, а после завершения торжества хранились в доме новобрачных. Кроме счастливого совместного будущего, Неразлучники сулили молодоженам здоровье, скорое потомство и счастливую жизнь.
Также в этот праздник зарождения новой семьи в качестве подарка использовалась и другая поделка. Обереговая кукла, состоящая из парня и девушки, опоясанных одним поясом, была удивительна с точки рения содержания. Значение пояса – нить жизни. И этой нитью связывались возлюбленные.
Создавалась поделка подружками невесты и должна была отвлечь от молодых все неприятности. Кроме того, при создании куколки, девушки со словами вплетали в нее свои пожелания молодым: например, здоровья, счастья, благополучия и так далее. Считалось, что чем искреннее пожелания, тем скорее и сами девушки выйдут замуж.
Как видно, как обереги куколки использовались практически на любой народный и личный праздник и были отличным подарком, который отличался своей оригинальностью и выполнял защитные функции.
Самые «удмуртские» блюда
Итак, что можно назвать самыми традиционными кушаньями и напитками удмуртского народа? Представим список национальных блюд удмуртов:
- Квас — «сур». Это один из самых древних напитков, которые, к сожалению, сейчас возможно встретить крайне редко. Готовили квас из ржаной муки с добавлением хмеля, лабазника, аниса, березового листа.
- Перепечи — корзиночки из теста, которые наполняют всем, чем угодно: мясо, овощи, фрукты и т. д.
- Пельмени — на удмуртском звучат, как «пельняни», что означает «хлебные уши».
Магические поделки для детей
С самого рождения ребенка окружали сделанные собственноручно его матерью поделки. Больше того, некоторые куклы заботились о здоровье и благополучии малыша еще до его рождения, согревали колыбель и защищали от негативного воздействия.
Как обереги куклы Пеленашки использовались до крещения младенца, а после данного мероприятия сохранялись матерью. Вместо современных погремушек наши предки давали играть детям Кувадки – яркие и разноцветные поделки, которые не только привлекали внимание малыша, но и оберегали его здоровье и защищали от злых духов.
Удмуртские куколки выделялись своим костюмом и также использовались в качестве оберега для детей. Считалось, что играя с такой поделкой, малыш развивается быстрее. Значение костюма такой куклы – оберег. Костюм шумит, отгоняя тем самым от ребенка злых духов.
Делая куколки-обереги, наши предки использовали разнообразные техники, приемы и различные направления. История развития кукольного мастерства – история культуры страны и всего человечества. У каждой такой поделки – свое значение. Какие-то предметы оберегают здоровье человека, какие-то защищают от сглаза и порчи, а некоторые могут привлекать хорошие вести. Сделать такой магический предмет можно и в наше время: достаточно следовать несложным правилам и включить фантазию. Как оберег кукла может использоваться любым человеком, который ее сделает или которому она будет подарена.
Источник